Самый знаменитый исследователь бессознательного, Зигмунд Фрейд, и представить себе не мог, насколько сильно на наше поведение влияет подсознательное.
При исследовании мышления человека, психологи приходят к очень интересным выводам: при выборе, человек зачастую не думает, он уже из всех возможных вариантов готов выбрать одно, а точнее, он не думает осознанно, если выбор нужно сделать быстро. Подсознание ему подскажет правильный выбор. Когда мы начинаем выбирать, что купить в магазине, или куда поехать отдыхать, значительную роль выполняют неосознанные мысли, о присутствии которых никто даже и не задумывается.
Суть и описание
Чтобы понять, что такое сознательное и бессознательное в психологии и как они связаны между собой, нужно знать, что такое сознание. Характеристики сознания:
- В сознании закрепляются различия объекта и субъекта. Человек — единственное существо, которое может направлять личную энергию на саморазвитие, познание собственных особенностей развития. Человек может отделять себя от окружающих, основываясь на разных критериях.
- Сознание можно назвать обширной областью, содержащей знания, учения об окружающем мире, социуме. Обогащение знаний человека новой информацией осуществляется с помощью познавательных процессов — мышления, памяти, воображения, восприятия, ощущения. Если процессы нарушаются, происходит разрушение восприятия окружающего мира, появление психических отклонений, распад сознания.
- Активизация чувственного отношения. То, как человек относится к окружающему миру, другим людям определяется высшими чувствами.
- Определение цели деятельности. У любого вида деятельности есть определенные мотивы, задачи. Человек принимает решения, определяет действия, которые зависят от воздействия внешних факторов. Человек — единственное живое существо, которое может действовать не только согласно условиям, но и вопреки им.
Бессознательное — психические явления, свойства, процессы, которые не осознаются человеком, не могут контролироваться. К нему можно отнести рефлексы, реакции на внешние раздражители, восприятие образов.
Вопрос о соотношении сознательного и бессознательного, их влиянии на человеческую жизнь остается одним из самых сложных.
Историческая сводка
Первые упоминания об области бессознательного, процессах, которые в ней содержатся, можно найти в работах Платона, а именно в учении о познании-воспоминании. Кардинальные изменения это понятие претерпело после выхода работы по изучению сознания от Р. Декарта. Он считал, что за пределами сознания может быть только физиологическая, но не психическая деятельность головного мозга.
Впервые концепция бессознательного была сформулирована Г. Лейбницем в его работе «Монадология», выпущенной в 1720 году. Он утверждал, что именно оно является низшим проявлением душевной деятельности. По его мнению, эта область располагается на границе осознанных представлений.
Попытку сделать точное материалистическое описание осуществил Д. Гартли. Он объединил область неосознаваемого с работой центральной нервной системы.
Стимул для активного изучения области бессознательного, психических процессов которые в ней содержатся, появился после множество успехов в изучении, развитии психопатологии. Для работы с пациентами применялись специфические методики, с помощью которых ученые воздействовали на область бессознательного. Яркий пример — гипноз.
“Подсознание — ключ к ответам”
“Подсознание может всё” Джон Кехо
Итак, мы спускаемся в подсознание и оказываемся в тёмной комнатушке. Тяжелые шторы замуровали окно; терпкий запах навеял мысль о том, что здесь чертовски давно не проветривалось!
В углу стоит компьютер. Ровный свет монитора мягко ложится на стол. За столом сидит взлохмаченный программист и держится за голову. Он устал. Он не понимает, почему программа работает неправильно! Это бесит его, а ещё от него плохо пахнет.
Горе-программист бьётся головой об клавиатуру. Он десятилетиями пишет эту программу и теперь окончательно в ней запутался. Он чувствует бессилие, а квадратные отпечатки на лбу теперь похожи на татуировку.
Программист много думает. Он проделывает колоссальный умственный труд в попытках исправить все ошибки программного кода. И счастлив будет он только в одном случае: если программа работает исправно и стабильно.
Сознание – это программист. Подсознание – это компьютер.
Программист видит как работает запущенная программа. Он — пользователь собственного творения. Если программа выполняет все возложенные функции без сбоев, то наш программист счастлив, поскольку работать с такой программой — одно удовольствие.
Но программа постоянно даёт сбои! Она работает не так, как того ожидает программист. Это удручает и не даёт спокойно жить.
Кстати, вы узнали в этом принцип: “Да, но”? Позитивные намерения ян-состояния (сознательные решения программиста) противоречат скрытым его пониманию подсознательным целям (компьютер глючит и работает не так).
Ещё, хочу заметить, компьютер этот не простой…
— А золотой?
— Нет. Супер-мощный.
Уровни
Уровни:
- Сознание. Его называют верхним слоем психики, передним краем, «острием копья». Именно отсюда начинается взаимодействие психики с окружающим миром. Сознание можно разделить на 2 части. Основная из них, через которую проходит главная информация, — фокус. Эту часть окружает периферия.
- Предсознательное. Психологи называют этот пласт «служебным районом». Его главная функция — защита сознания от перегрузок. Предсознание содержит впечатления, которые человек не может осознавать, но способен обращаться к ним в необходимые моменты. Область предсознательного содержит весь неактуальный опыт.
- Вытесненное бессознательное. На этом уровне содержатся компоненты психики, которые ранее относились к сознательному, но постепенно были вытеснены. Одна из основных причин, по которой переносятся определенные компоненты психики, — болезненный для индивида опыт. Поскольку психика не может безболезненно интегрировать его в привычное сознание, она его вытесняет.
- Принципиально не осознаваемое бессознательное. Является глубоким пластом психических явлений. Он ближе всех к биологическим, психофизиологическим процессам в организме. Этот пласт содержит психические явления, которые никогда не могли быть осознанными и не будут осознаваться в дальнейшем. В качестве примера можно привести инстинкты, рефлексы.
Виды
Разновидности:
- Неосознаваемые установки. Стандартные реакции организма на раздражители. Это может быть громкий вскрик при испуге, скачок при опасности. Проявляются неосознанно, практически не контролируются организмом.
- Патологические явления, которые проявляются в психике. К ним относятся психические заболевания, болезненные состояния, которые сопровождаются галлюцинациями, бредом.
- Сопроводительные действия. Один из примеров — наблюдение за человеком, выполняющим ряд обязанностей, или напевание одной и той же мелодии при совершении разных действий.
- Привычные действия. Осуществляются без приказов, лишних мыслей. Это касается элементарных действий. Например, сжать губы, жестикулировать при разговоре, закрыть глаза. Они осознанные, но проявляются бессознательно.
Характеристики теории
Сейчас изучение области бессознательного происходит согласно одной из теорий, которые были разработаны выдающимися психологами. Основные теории принадлежат Лакану, Юнгу, Фрейду.
По Фрейду
У Зигмунда Фрейда было свое представление относительно бессознательного. К этой области он относил действия, в которых человек не отдает себе отчет. Он утверждал, что психика сама вытесняет в область неосознаваемого тайны, фантазии, желания, которые противоречат моральным устоям общества, тревожат человека слишком сильно.
По Юнгу
Расширению понятия поспособствовал Карл Юнг. Он создал отдельную дисциплину — аналитическую психологию, для которой разработал термин «коллективное бессознательное». Ученый ввел значительные изменения, если сравнивать его теорию с психоанализом.
Юнг разделил бессознательное на два слоя:
- Личное — к нему он относился индивидуальные психические процессы.
- Коллективное — процессы, затрагивающие группу людей.
Групповое бессознательное — совокупность статичных форм (доминантов или архетипов). Изначально они врожденные, но со временем могут быть актуализированы.
По Лакану
Следующим предположение относительно неосознаваемого выдвинул французский психоаналитик Жак Лакан. Он предположил, что область бессознательного сконструирована как речь, но при этом нельзя принимать предположение Лакана относительно того, что бессознательное это есть язык, поскольку это своеобразная метафора. Ее расшифровка — бессознательное похоже на язык, так как работает на схожих правилах. При этом оно не может исчерпываться законами лингвистики.
Роль бессознательного в поведении человека
Группе людей, на долю секунды показывали фотографии кандидатов на государственный пост. Попросили высказаться, за кого бы они проголосовали. После проведённых выборов, сравнили результаты экспериментальной группы, с теми результатами, которые получили на настоящих выборах. Двух кандидатов из трёх, которых указала экспериментальная группа, выбрали на государственную должность. Эксперимент доказывает, что мимолётного взгляда хватает, чтобы сделать выбор.
Психологи более одного века изучали вопрос, как бессознательное влияет на поведение и мышление. В своё время, Зигмунд Фрейд, рассматривал бессознательное – как иррациональное мышление, а сознательное – как рациональное мышление. Но современные учёные не проводят такого строго разделения. На современном этапе, психологи-когнитивисты не разделяют бессознательное и сознательное на две противоположности, а сходятся во мнении, что эти типы мыслительных процессов помогают нам привыкнуть и выжить в этой быстроменяющейся среде.
Мысли решения, которые мы принимаем – автоматически, как правило быстры, эффективны, но неосознанные; не обдуманы, не спланированы. В этих мыслях задействованы стимулы, рефлекторные реакции. Например: читая слово «красный», вы представляете себе красный цвет (бессознательно). С сознательными делами, контролируемыми, всё предстоит иначе. Для этого нужно сознательное (осознанное) решение. Как при заполнении бланка, который вы заполняете в первый раз жизни, или читаете слово «красный», написанное жёлтым цветом.
Связь с сознательным
Простой способ рассмотреть связь бессознательного с сознанием — изучение феномена сновидений. Сон — особый вид активности. Во время сна человек:
- Двигается.
- Проговаривает отдельные слова или предложения. Он произносит то, что вызывает сильные эмоции или нечто крайне важное.
- Размышляет.
- Сохраняет память.
- Просыпается в требуемый момент.
- Обучается. Во сне человек способен улучшить познания в иностранном языке.
Одновременно с этим между областью сознательного и бессознательного нет четких переходов. Фокус сознания концентрируется на том, что актуально для человека. При этом сторонние действия, явления уходят в область бессознательного, поскольку не имеют значимости.
Причины нервных срывов
Когда мы вернулись домой после эпизода с блинчиками, я все еще злился на сына. Я зашел в одну из комнат, оставив сына в другой, сделал глубокий вдох, потянулся и попытался успокоиться, прежде чем что-то предпринимать.
Я знал, что физическая нагрузка на свежем воздухе пойдет мне на пользу, поэтому мы с дочкой пошли покататься на роликах. Это было одно из наших самых любимых занятий с тех пор, как ей исполнилось шесть лет. Какое-то время мы катались в тишине, держась за руки. Я чувствовал ритм наших движений и сопротивление воздуха. Постепенно я в буквальном смысле слова начал приходить в чувство.
Через какое-то время дочка спросила меня, почему я накричал на брата из-за какого-то блина.
Хороший вопрос. Я ответил, что важно уметь делиться с другими. Сомнительное оправдание, да, но ничего другого я не придумал.
В тот момент у меня возник целый поток ассоциаций, похожих на мелькающие перед глазами страницы детского фотоальбома. Я понял, что увидел в дочери себя в детстве, а в сыне — старшего брата. Я помнил, как брат играл со мной, пока мы были маленькими, и даже защищал от других детей в начальной школе. Но потом он превратился в подростка, и мы уже не ладили так хорошо и редко проводили время вместе. Несмотря на то что сейчас мы близко общаемся и со смехом вспоминаем то время, тогда я воспринимал это очень болезненно. Я сказал дочке, что однажды решил, что если у меня будут дети, то я постараюсь сделать все, чтобы они дружили.
На это моя дочь с исключительной проницательностью заявила, что это моя проблема и к ней с братом отношения не имеет. Она даже добавила, что я должен решать ее, не вовлекая детей.
Дочка, конечно, была права. Мы покатались еще, мое сознание постепенно успокоилось, префронтальная кора включилась в работу, и я начал обдумывать произошедшее. Теперь я мог заглянуть внутрь себя, проанализировать эмоции и увидеть, что привело к срыву.
Но что вернуло мне способность к майндсайту, пока мы с дочкой катались на роликах?