Злость относится к сильной разрушительной эмоции, причиной возникновения которой считается сильнейшее расстройство или боль. Злость – это человеческая нормальная реакция, которая способна выражаться от легкого раздражения до настоящего бешенства. Данная эмоция разрушает человека изнутри. Это чувство выступает результатом выражения какого-либо неудовлетворения: своих ожиданий, желаний или действий. Основная проблема кроется в том, что неудовлетворение имеет свойство накапливаться. А когда неудовлетворения достигают больших объемов, то они превращаются в агрессивность и с разрушительной силой вырываются наружу.
Злость относят к негативным функциям, но она выполняет и защитную функцию. Злость — бодрость с отрицательным знаком, поскольку это одно из немногих чувств, берущих энергию из воздуха и создающее цели. Злость испытывают все люди, но иногда ее предпочитают не замечать, подавляя, и тогда отношения с близкими превращаются в пресные, поскольку сложно проявить позитивные эмоции из-за скрытой злости.
Злость причины
Причиной могут выступать различные заболевания. Хроническую злость связывают с повышенным артериальным давлением, заболеваниями кожи, головными болями, а также с проблемами пищеварения. Вместе с тем эта эмоция связана с некоторыми проблемами личностного плана: преступления, девиантное поведение, физические или эмоциональные нападения, выражение агрессии.
Со злости совершаются многие поступки, о которых в последствие потом люди жалеют. Одной из причин, по которой люди подавляют злость — это страх отвержения. Если человек злится, то возрастает вероятность, что его отвергнут те люди, на которых направлена эмоция. И этот страх отвержения очень часто для человека выступает сильнее любого другого страха.
Навигация по статье «Как справиться со злостью. Часть 1»:
- Злость – важная нужная эмоция
- Как справиться со злостью: пояснение терминов и понятий
- Как справиться со злостью: Скрытые механизмы злости
Злость – важная нужная эмоция
Мы привыкли делить эмоции на «негативные» и «позитивные», на «положительные» и «отрицательные», иногда даже на «нужные» и «ненужные». Мы говорим себе «нельзя так реагировать», «не нервничай», «не переживай» и «не злись». Мы хотим быть благостными, гармоничными и спокойными в любых ситуациях нашей жизни.
А когда это не выходит (а это всегда «не выходит»), нам кажется, что с нами что-то не так. Что «нормальный человек» так бы не реагировал. Иногда мы слышим такие же высказывания о нас самих и от других людей: близких, и не очень. И тогда мы начинаем злиться уже не только на ситуации, но и на себя самих за то, что злимся, и на других людей, которые указывают нам на наше «несовершенство».
Что мы имеем в виду, когда называем эмоции «отрицательными»? Мы подразумеваем, что лучше было бы, чтобы таких эмоций вообще не было. Есть множество отличных статей и материалов, «реабилитирующих» «негативные» эмоции. Они раскрывают для нас механизм и функции эмоций и напоминают, что раз эволюция сохранила и развила в нас эмоциональные реакции, то все они нужны и полезны.
Однако, эволюционно наш мозг практически не отличается от мозга человека каменного века, а мир вокруг сильно поменялся. Поэтому необходимые и полезные эмоциональные реакции порой могут быть неадекватны происходящему, а их стиль выражения может не способствовать нашей эффективной жизнедеятельности. И тогда мы имеем дело с расстройствами регуляции злости, о которых и пойдёт речь.
Мы рассматриваем злость как врождённую эмоциональную реакцию, эволюционный паттерн, одну из базовых эмоций, необходимую для защиты своих интересов и своей жизни. Сигнал, который подаёт злость: «Твои права/потребности/жизнь/имущество под угрозой. Встань на их защиту. Не дай их отобрать».
Генетически и биологически мы все разные по порогу и силе реакции злости. Однако, восприятие и выражение злости является социальным паттерном, который мы приобретаем в ходе воспитания в семье, влияния культуры, опыта и др. И именно способы выражения злости могут создавать нам проблемы в жизни, а не сама эмоция злости.
И чтобы ответить на вопрос «как справиться со злостью», необходимо рассмотреть, почему мы выражаем злость такими способами, которые ведут к проблемным последствиям в нашей жизни.
Напомним себе о функциях злости:
- Коммуникативная: воспринимает появление «врага», от которого идёт угроза нам или нашему «миру» и мобилизует нас к борьбе против угрозы и за победу
- Коммуникативная: сообщает объекту, который угрожает нам, о нашей силе и решимости отстаивать наши потребности
- Активизирующая и защитная: мобилизует тело к борьбе, даёт энергию, силу для защиты
- Активизирующая и защитная: мобилизует сознание к фокусированию внимания на угрозе и борьбе — даёт скорость и отвагу в реакциях, уменьшает чувствительность к боли (за счёт выделения эндорфинов, чтобы было легче биться), уменьшает тревогу и уменьшает эмпатию к другим (чтобы было легче нападать)
Злость, адекватная ситуации и выраженная адекватным способом, может приводить к улучшению ситуации и к успокоению. Злость недостаточная или чрезмерная, выраженная неадекватным способом, обычно приводит к проблемным последствиям.
Как справиться со злостью? Что значит «адекватность» в данном контексте? Что уровень злости, её интенсивность и ваше поведение максимально приближены к реальности угрозы и опасности.
Например, если в ответ на то, что кто-то прошёл вне очереди в кассу в супермаркете, вы устраиваете скандал с битьём нарушителя, или молча сдерживаете свою злость, а дома выплёскиваете её на родных, или полночи рассуждаете сами с собой, как же нужно было бы ему ответить и какие люди невоспитанные, а мир несправедливый – то это неадекватные реальной угрозе уровень, интенсивность и поведение.
Небольшая злость на болтающих в кинотеатре людей может помочь нам призвать к соблюдению тишины. Злость на неуважительное отношение со стороны продавца – помочь получить более качественную услугу. Умеренная злость на несправедливое отношение со стороны коллег поможет отстоять свои границы и не выполнять работу за всех, или попросить прибавки к зарплате. Сильная злость на хулигана может помочь защитить себя (хотя лично я выберу бегство