Агрессия у детей и подростков: откуда она берется и что делать родителям

Ребенок «наказывает» себя, не дожидаясь наказания родителей, — знакомо? Делает себе больно, бьется головой – откуда берется такое поведение и во что оно может превратиться, когда он станет взрослым?

Пете 2 года, он ранимый и немного застенчивый ребенок. Последний месяц вынужденно живет у бабушки, потому что у родителей очень непростой период — бракоразводный процесс. Когда-то счастливая семья стала рушиться буквально на глазах после увольнения папы с работы. Ребенок все чаще становился свидетелем ссор и драк между родителями. После очередного конфликта терпение мамы подошло к концу, и она отвезла Петю в деревню к бабушке.

Каждый раз после того, как мама уезжала, мальчик долго плакал и с силой щипал себя за кожу в области запястья. Не помогали даже любимые игрушки и вкусные лакомства, заботливо приготовленные бабушкой. А еще, когда у него что-то не получалось во время игр, он бился головой о стену. Такое поведение стало пугать бабушку. Откуда у ласкового, ранимого мальчика, не отличающегося от сверстников, столько агрессии по отношению к себе?

Причины

Саморазрушающее поведение – это патологический механизм, который более часто проявляется у мальчиков с личностными расстройствами. Причины аутоагрессии у ребенка могут быть разными:

  • Недостаток внимания и попытка привлечь его таким образом;
  • Конфликты в семье;
  • Физические наказания, чувство страха и беспомощности;
  • Высокие требования и заниженная самооценка, чувство вины;
  • У подростков – проблемы с социальными контактами, отсутствие ощущения собственной ценности.

Аутоагрессия у детей
Режим работы с 8:00 до 20:00

Телефон

Записаться

Виды агрессии

детская агрессия

Среди видов агрессии можно выделить следующие:

Вербальная агрессия

Этот вид агрессии проявляется в словесной форме: повышенный тон разговора, переходящий на крик, оскорбления и унижения, возможны даже угрозы.

Физическая агрессия

Данный вид агрессии проявляется в конкретном физическом воздействии по отношении к какому-либо лицу или причинении ущерба чужому имуществу: укусы, побои, повреждение различных вещей, техники и т.д.

Прямая агрессия

прямая детская агрессия

Вид агрессии, который направлен на определённый объект.

Косвенная (непрямая) агрессия

С помощью этого вида агрессии ребёнок может сплетничать, использовать злобные шутки, провоцировать.

Аутоагрессия

Этот вид агрессии, который ребёнок использует против самого себя. Проявляется в выдирании волос, ресниц, бровей, обгрызании ногтей, частой травматизации.

Классификация

Базово детскую аутоагрессию подразделяют на физическую (причинение вреда своему телу) и вербальную (обвинение или унижение). По содержанию различают следующие виды:

  • Самоповреждение – удары телом или головой об стену, нанесение порезов, царапание рук;
  • Химическая зависимость – наркомания, алкоголизм, курение, токсикомания;
  • Анорексия или булимия, нарушения пищевого поведения;
  • Нарушения коммуникации, аутистическое поведение, замыкание, отказ от общения;
  • Виктимное поведение – отсутствие страха за свою жизнь и здоровье, намеренный риск, прогулки по ночам, в опасных местах;
  • Суицидальное поведение (иногда может выражаться как увлечение экстремальными видами спорта).

Эмоционально-поведенческие нарушения у детей раннего возраста. Агрессия и истерики.

Самыми распространенными нарушениями эмоционально-поведенческой сферы детей в раннем возрасте являются агрессия и истерики.

Детская истерика — состояние бурного выхода неконтролируемых эмоций, неадекватное поведение ребенка проявляющееся когда ребёнок не получает того, что хочет.

Агрессия — разрушительное поведение, противоречащее принятым нормам и правилам в обществе, приносящее физический или моральный вред людям, или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Основными причинами истерик и агрессивного поведения детей могут быть:

  • негативизм матери (ее отчужденность от ребенка, постоянная критика, равнодушие, в результате чего ребенок испытывает недостаток родительского внимания);
  • терпимость членов семьи к проявлению агрессивного поведения ребенка по отношению к другим детям и взрослым (т.е., поощрение такого поведения);
  • суровость дисциплинарных воздействий (физическое наказание, унижение, игнорирование);
  • ограничение самостоятельности ребенка;
  • авторитарное поведение родителей, когда они стремятся полностью контролировать ребенка;
  • чрезмерно уступчивое поведение родителей;
  • индивидуальные особенности темперамента ребенка (возбудимость, вспыльчивость).

Внешне истерика проявляется в том, что ребенок кричит, кидает всё, что попадается ему под руку, топает ногами, размахивает беспорядочно руками, рыдает, всхлипывает, бьется головой о стену, бросается на землю, брыкается, дерется и пинается.

К внешним же проявлениям агрессии можно отнести, когда ребенок нападает на других детей и взрослых, обзывает их, намеренно употребляет грубые выражения, т.е. становится “грозой” всего коллектива. Это ершистый, драчливый и грубый ребёнок.

Истерики могут начинаться в 9 месяцев, чаще в полтора года. В возрасте до трех лет у малыша, как правило, часто не получается контролировать свои эмоции, к тому же у него не настолько хорошо развита речь, чтобы он мог выразить переполняющие его чувства или желания.

По мере взросления ребёнка, знания его об окружающей действительности расширяются, и он реже прибегает к этому испытанному поведению протеста.

Причинами детской истерики и агрессии могут стать:

  1. Неврологические особенности.
  2. Ошибки в воспитании: непоследовательность, авторитарность, гиперопека или отстранение.
  3. Утомление, недосыпание, чувство голода.
  4. Состояние во время или после болезни.

Почему же это происходит?

Во-первых, это стремление добиться чего-то желаемого или обратить на себя внимание, проверка границ дозволенного. Во-вторых, неспособность выразить словами свои чувства, желания или потребности. В третьих желание подражать взрослым или сверстникам. В четвертых ребенок отрывается от интересного занятия ради неинтересного. И в пятых не может скоординировать тело и мысли, чтобы сделать нечто новое, чему хочет научиться.

Можно выделить два типа истерик:

  • Истерика характера. Её цель — разрядить эмоциональное напряжение.
  • Цель манипулятивной истерики состоит в том, чтобы управлять другими людьми.

Каждая истерика начинается со стадии крика — ребёнок истошно кричит, ничего не требуя и никого не видя вокруг. Затем наступает стадия двигательного возбуждения — начинает кидать всё, что попадается ему под руку, а если ничего нет, просто топает ногами и размахивает беспорядочно руками. Заканчивается всё стадией рыданий — ребёнок рыдает, всхлипывает и смотрит страдающим взглядом.

Из многочисленных видов агрессии в детском возрасте чаще всего встречаются:

  • физическая — использование физической силы против кого-либо или чего-либо;
  • вербальная (словесная) — проявление грубости в речи, отрицательное речевое воздействие, обидное общение, выражение негативных эмоций и намерений в неприемлемой, оскорбительной для собеседника форме;
  • аутоагрессия — агрессия, направленная на себя, проявляющаяся в самообвинении, самоуничижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства.

Дети от рождения до 3 лет, как правило, проявляют аутоагрессию непроизвольно в тех ситуациях, когда родители что-либо им запрещают (например, бить и обижать другого). Малыш не знает, как можно по-другому отреагировать на свои отрицательные переживания, поэтому в случае запрета: «Не отбирай лопатку у Миши!», малыш замахивается на мать, а когда та выражает неудовольствие, начинает колотить себя. Дети до 3 лет не умеют контролировать и адекватно выражать свои эмоции.

Что же делать?

  • Обнять малыша, поговорить с ним спокойным, доброжелательным голосом, переключая внимание на другой объект. Не ждать, что он успокоится сам.
  • Найти компромиссное решение в конфликтной ситуации со сверстником. «Смотри у Миши лопата, а у тебя красивая машина! Вы вместе будете строители. Твоя машина — главная, она везет строительный материал. Вы сейчас построите большой дом». Дети обычно с удовольствием включаются в игру.
  • Больше гулять с ребенком, пусть он активно двигается, узнает новое, пробует и экспериментирует. Нужно переводить отрицательную энергию в позитивное русло.
  • Не заострять внимание на аутоагрессивных действиях, не обсуждать их с ребенком.

Таким образом можно сделать вывод о том, что склонны к сильным детским истерикам и агрессии в основном дети со слабым и неуравновешенным типом нервной системы. Они впечатлительны, сложно адаптируются, теряют контроль над своим поведением. Эти дети легко возбудимы, добившись своего, используют скандалы постоянно. У детей до года истерики могут выражаться в приступах длительного истошного плача, возникающего даже при малейшей погрешности в уходе.

Во время истерики:

  1. Не спорьте с ребенком, который все равно ничего не понимает.
  2. Не кричите, поскольку ваш гнев может только усугубить гнев ребёнка. Повышая голос и выходя из себя, вы как бы признаете правильность его метода.
  3. Научите его справляться с яростью, гневом и раздражением
  4. Не давайте ему возможности почувствовать себя как наказанным, так и поощренным за устроенную истерику. Сам факт скандала не должен что-либо менять.
  5. Не позволяйте детским скандалам, случающимся в общественных местах, вызывать в вас чувство стыда и неловкости перед окружающими.

И самое главное: научитесь сами освобождаться от гнева!

Если мы будем помнить, что за любыми вспышками ярости или гнева у детей скрывается боль, обида или разочарование, то нам будет легче справиться со своей агрессивностью, удержать свои негативные эмоции для того, чтобы понять своего ребенка и помочь ему.

Борозда А.В.

психолог центра раннего вмешательства

Как мы можем помочь в решении данной проблемы

Лечение аутоагрессии начинается с диагностики, выявления основных потребностей и ресурсов ребенка — этим занимается невролог. После его консультации принимается решение о необходимости вмешательства других специалистов. Часто в решении данной проблемы эффективна совместная работа невролога и психиатра. Положительную динамику также оказывает психолого-педагогическая реабилитация, в рамках которой работают арт-терапевты, АВА-терапевты и другие специалисты.

Реабилитационно-развивающий маршрут составляется после прохождения комплексной диагностики, во время которой разрабатывается актуальная на момент диагностики программа. В основном, ведущим специалистом курса становится АВА-терапевт (иногда — специалист, занимающийся эмоционально-волевой коррекцией), а деятельность остальных согласуется с используемым им планом. Звоните, чтобы записаться на консультацию в наш в Сочи.

ОСЛОЖНЕНИЯ

Аутоагрессия не позволяет ребенку сформировать адекватные способы решения конфликтов и выхода из стрессовых ситуаций. В результате, подрастая, малыш не может научиться грамотно выстраивать беседу, испытывает трудности с формулировкой и высказыванием личного мнения, ограничивает свое поведение, стараясь постоянно подстраиваться под реакции окружающих людей. У ребенка развивается мнительность, тревожность, сложности адаптации в незнакомом коллективе. В наиболее тяжелых ситуациях повзрослевшие дети не могут получить достойное образование и выстраивать адекватные отношения с представителями противоположного пола.

ЛЕЧЕНИЕ АУТОАГРЕССИИ У РЕБЕНКА

При лечении детей раннего возраста наиболее активно используются методы коррекции отношений и взаимодействий внутри семьи. По мере роста и развития подключаются другие методы и формы работы:

  • Семейная психотерапия. Проводится работа с детьми и с родителями, направленная на исключение из жизни ситуаций, в которых ребенок проявляет аутоагрессию, развитие умения проявлять любовь и заботу, формирование адекватных способов разрешения конфликтов.
  • Эмоционально-творческая терапия. Психолог снимает эмоциональное и психическое напряжение, тревогу и агрессивность у ребенка с помощью активной и творческой деятельности: рисования, лепки, подвижных игр. Также демонстрирует безопасные методы борьбы с гневом: почиркать на листе бумаги, побить подушку, сделать несколько физических упражнений.
  • Медикаментозная терапия. Применяется в случаях, когда вред, причиняемый ребенком самому себе, становится действительно серьезным, например, он сильно, до синяков и крови бьется о стену головой. В таких ситуациях назначают транквилизаторы, нейролептики и антидепрессанты в подходящих дозировках.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]