Методика Дембо-Рубинштейн используется психологами для изучения личностных качеств человека. По его результатам можно узнать уровень самооценки, зрелости, самокритичности. Специалисты определяют, насколько испытуемый удовлетворен своей жизнью, адекватно ли он воспринимает реальность. Пройти тест полезно и взрослым, и детям.
Шкала самоутверждения Розенберга
Самооценка личности может меняться под влиянием различных факторов. Проверить уровень самоуважения можно с помощью техники Розенберга. Показатели по опроснику определяют наличие у индивида депрессии, чрезмерной тревожности, признаков лидера, активности в общении.
Испытуемый должен указать свое отношение к приведенным утверждениям по шкале:
- полностью согласен;
- согласен;
- не согласен;
- абсолютно не согласен.
Тест состоит из таких утверждений:
- Я считаю себя достойным человеком, не хуже других.
- Постоянно ощущают себя неудачником.
- Обладаю хорошими качествами.
- Способен что-то делать не хуже других.
- Мне нечем гордиться.
- Хорошо к себе отношусь.
- Удовлетворен собственной личностью.
- Хотелось бы иметь больше уважения к себе.
- Иногда ощущаю бесполезность.
- Часто думаю, что во всем плохой.
За каждый ответ начисляются баллы. Отношение к себе тест на самооценку Розенберга покажет в виде суммы баллов, полученных испытуемым.
Что такое самооценка
В психологии определение самооценки дают по-разному. Например, Роберт Бёрнс (Англия) вписывает её в свою «Я-концепцию» и трактует как совокупность всех представлений человека о самом себе. У. Джеймс (США) относит её к первичным эмоциям и ставит в один ряд с гневом и болью. С. Л. Рубинштейн (Россия) считал её стержнем самосознания и показателем уровня развития каждого отдельного человека и одним из главных условий превращения индивида в личность.
Если обобщить работы отечественных и зарубежных психологов, самооценку можно определить как личностное образование, формирующееся под влиянием внешних факторов и саморазвития, регулирующее поведение человека и отражающее своеобразие его внутреннего мира.
Она необходима каждому для самоопределения. Адекватная или неадекватная, может привести либо к гармонии и счастью, либо к конфликтам, неврозам и неудовлетворённости жизнью.
Тест Дембо-Рубинштейна
На листе рисуют вертикальную черту, обозначающую чувство, например, счастья. Верх линии соответствует самому счастливому человеку, а низ – несчастному.
Готовы перестать думать о своей проблеме и наконец перейти к реальным действиям, которые помогут избавиться от проблем раз и навсегда? Тогда, возможно, вам будет интересна эта статья.
Испытуемый должен провести черту на линии, которая обозначит его текущий уровень. Удовлетворительный уровень развития помечают кружком, а место, соответствующее объективной оценке возможностей, крестиком.
Методика содержит шкалу здоровья, умственного развития, характера и счастья.
Чтобы проводить тест было удобнее, высота линии должна составлять 100 мм, за каждый мм начисляют балл. Сначала нужно выполнить тест, а уже потом читать интерпретацию результатов, иначе это отразится на честности ответов.
В итоге можно выяснить основные параметры самооценки:
- Высоту. Если результат составляет 75-100 баллов, то самооценка завышена, а человек закрыт к получению нового опыта, не воспринимает свои ошибки и замечания других людей. Показатели ниже 50 получают личности с низким самоуважением.
- Уровень притязаний. На шкале он помечается крестиком. Реальные результаты составляют 60-90 баллов. Если получена более высокая оценка, то человек нереалистично и не критично оценивает свои возможности. Показатели ниже 60 баллов говорят о заниженных притязаниях и неблагоприятном развитии личности.
Нормальная самооценка на шкале находится выше середины. Идеальным показателем считается кружок немного ниже верхнего плюса, а (х) между ними.
Как скорректировать свою самооценку
Самооценка становится шаблоном мышления, который изменить сложно. Рекомендуется подключить к этому процессу психолога: специалист тщательно изучит вашу личность и найдет индивидуальных подход. Резкие изменения удаются крайне редко. Это планомерный процесс фиксации своего внимания на фактах: результаты действий, решений, реакции окружающих.
При низком уровне самовосприятия человеку необходимо акцентировать свои достижения, достоинства, похвалу со стороны. В случае высокой самооценки необходимо вопреки гордости чаще спрашивать совета у партнера, коллег, близких.
Тест Сонерсон
Этот метод выявления пониженной самооценки предложен психологом Мэрилин Сонерсон.
Более 9 000 человек избавились от своих психологических проблем с помощью этой техники.
Пройти тест можно онлайн, чем балл выше, тем самооценка ниже:
- 0-7 баллов свидетельствует об идеальном состоянии, самостоятельности и независимости;
- 8-15 баллов обозначают среднюю самооценку. В этом случае человек иногда переживает о своей внешности и мнении окружающих;
- 16-25 – самооценка низкая;
- 26-50 баллов сигнализируют о чрезмерно заниженном самоуважении, доставляющем психически и физический дискомфорт.
Тест Сонерсон поможет определить проблемы с уверенностью в себе и узнать, на каком этапе нужна помощь психолога.
Уровни самооценки
Завышенная самооценка
Люди с завышенной самооценкой думают, что они всегда и во всем лучше других, что они всегда правы, и лучше всех во всем разбираются. Часто это мешает установить близкие здоровые отношения. И дружеские и более интимные. Они всегда с кем-то конкурируют, всегда хотят быть впереди, на виду, чтобы их оценили. Для людей с завышенной самооценкой счастье заключается в достижении успеха, но дело в том, что они не достигают счастья с таким отношением к другим. Да и в карьере у них получается далеко не всегда, поскольку одним из важных элементов успеха является эмоциональный интеллект, который у них плохо развит.
Люди с завышенной самооценкой плохо работают в команде, не прислушиваются к другим, не терпят критики в свой адрес и сами неспособны критиковать себя. Им трудно признавать и исправлять свои собственные ошибки. Поэтому человек с высокой самооценкой часто обвиняют других в своих неудачах. Поэтому часто говорят, что завышенная самооценка- возникает как компенсация при очень низкой самооценке, но не всегда это так.
Но этим людям очень сложно наладить здоровые отношения с окружающими. Они всегда смотрят на всех как на соперников. Но все это проявляется, если оценка себя сильно завышена, чуть завышенная делает человека более позитивным, с хорошим чувством конкуренции. Для молодых парней и девушек такая позция считается идеальным вариантом.
Адекватная(нормальная) самооценка
Люди с таким типом самооценки принимают и ценят себя. Он позволяет человеку быть довольным своей жизнью и собой. Означает ли это что не будет преград? Нет, но уверенность в себе, смелость браться за любые новые дела и решать проблемы, делает все намного проще.
Людям с адекватной самооценкой не нужно ставить себя выше других; они не стремятся постоянно доказать свою ценность, сравнивая себя со стандартом. «Их радость в том, чтобы бытьтакими, какие они есть, а не в том, что они лучше других».
Натаниэль Бранден
Вера в себя и вера в то, кто вы есть, — вот что характеризует людей, обладающих нормальной самооценкой. Они знают о своих недостатках и принимают их. Но прекрасно знают и о своих достоинствах. Это не делает их высокомерными, и они не чувствуют себя лучше, чем кто-либо другой. Просто они обеспечивают себе психологическую устойчивость, чтобы негативные обстоятельства и события вывели их из равновесия
Низкая самооценка
Люди с низкой самооценкой — полная противоположность тем, у кого высокая самооценка. Они не ценят себя, не верят в свои возможности, они стеснительны. И неуверенность, которую они могут чувствовать, присутствует почти в каждой ситуации. Страх неудачи — это то, что их мучает и сдерживает. Они образец несчастных людей. Часто они играют роль пожизненных жертв. Подробнее о том, почему мы любим играть в жертв и я жертва.
У некоторых людей необходимость плохо говорить о других указывает на низкую самооценку. Это можно заметить, если проявляется часто. Такие люди начинают критиковать других. Причем даже то, что от самого человека не зависит: национальность, внешность, фамилии и т.д. В одном известном исследовании, ученые заметили, что среди тех, кому они выдали плохие результаты по тесту IQ, было намного было больше высказано расизма и национализма.
Критика других означает: Я чувствую себя настолько подавленным, что вместо того, чтобы подниматься, я должен ранить других.
Папа Франциск
Т.е. критика(неконструктивная критика) других людей позволяет человеку временно возвыситься в своих глазах. Но помогает временно, поэтому приходится делать это постоянно. У людей с низкой самооценкой бывают моменты эйфории, когда все идет хорошо, но когда дела идут плохо, их самооценка очень быстро падает. Это чувствительные люди, которые легко поддаются влиянию и склонны выражать свое мнение, но не защищать его. И если даже иногда пытаются защищать, то на эмоциях они не могут этого сделать хорошо.
Есть люди с низкой самооценкой, которые не так нестабильны; их проблема, скорее, в нерешительности. У них очень мало веры в себя, они недооценивают себя и так сильно боятся облажаться, что постоянно верят, что не соответствуют обстоятельствам.
Кроме сплетен, низкая самооценка у людей в организациях и коллективах часто компенсируется с постоянной помощью всем подряд или большим количеством общественной работой. Низкая самооценка временно повышается, когда человека хвалят. Но пойдя по этому пути человек взваливает на себя слишком много обязанностей и часто не справляется. От чего понимание своей ценности падает еще ниже. Люди не могут игнорировать мнение других людей, но сильная зависимость вашей самооценки от чужого мнения, говорит о том, что она низкая и нестабильная. Прочитайте как отказать, чтоб самому не мучиться и человека не обидеть.
Признаки здоровой самооценки
Вы, вероятно, имеете хорошее представление о себе и здоровую самооценку, если проявляете следующие признаки:
- Имеете уверенность в себе и своих силах
- Можете брать на себя ответственность и отвечать за результаты
- Избегаете зацикливания на прошлом негативном опыте
- Можете сказать нет
- Имеете позитивный взгляд
- Способны видеть сильные и слабые стороны и принимать их
- Можете нормально воспринимать критику
- Негативный опыт не влияет на общую перспективу
- Можете выразить свои потребности и желания
Признаки низкой самооценки
Возможно, вам придется поработать над тем, как вы себя чувствуете, если у вас проявляются какие-либо из этих признаков плохой самооценки:
- Негативный прогноз на будущее
- Негативное отношение к жизни
- Вера в то, что другие лучше тебя
- Отсутствие доверия к другим, к обществу
- Неспособность выразить свои потребности
- Сосредоточенность на своих слабостях
- Сложности с отказом(боитесь сказать «нет»)
- Чрезмерное чувство стыда, депрессии или тревоги.
- Трудно принять положительные отзывы о себе или своей работе
- Сильный страх неудачи
Как мы оцениваем свою личность зависит от:
- Генетики
- Воспитания
- Жизненного опыта
- Возраста
- Здоровья
- Социальных обстоятельств
- Реакции окружающих
- Образа мыслей, привычки сравнивать себя с другими
Подробнее в статье от чего зависит самооценка
Но самая большая проблема,- это не заниженная самооценка, а нестабильная оценка себя. Когда что-то ожидаемое нами не случается или происходит серия неудач, наша самооценка резко падает. И тут же за ней падает мотивация
Допустим, вы оценивали себя низко, но это было не критично. И вдруг она резко упала. Что происходит в результате? Так-же резко падает мотивация к работе, учебе, к работе по дому и т.д. Нам не хочется ничего делать, никакие цели достигать. Даже работать не хочется. А еще мы стремимся доказать себе и другим, что мы в порядке. Т.е. когда самооценка падает, ее нужно постоянно поддерживать, а значит защищать себя, доказывать что ты лучше, что ты достоин, в результате мы критикуем других, доказывая себе, что мы лучше, моральнее, честнее. Причем доводом что мы лучше, может быть что угодно, даже то, что мы не делаем селфи или не ходим в брюках. Мы начинаем ругаться по пустякам, считая, что нас специально задевают. У некоторых это явление временное, но другие застревают на этом уровне.
В итоге получается что человек начинает дела и бросает, начинает и опять бросает. В результате у него появляется куча незаконченных дел, за которые уже браться лень. А незаконченные дела запоминаются намного лучше. Что увеличивает когнитивную нагрузку на мозг и на заодно на нашу совесть.
Тест Пономаренко
Диагностика личностных проблем проводится с использованием специального бланка. На нем указаны свойства характера, всего 15 положительных и такое же количество противоположных.
Если вы не хотите сдаваться и готовы реально, а не на словах, бороться за свою полноценную и счастливую жизнь, вам может быть интересна эта статья.
В середине бланка находятся колонки, пронумерованные от 1 до 7, выбор нужно сделать в зависимости от того, насколько выражена пара качеств:
- Столбец с цифрой 1 говорит, что личность не имеет ни капли злости.
- Седьмой столбец показывает на 100% злого человека.
- Четвертый выбирают люди со средней позицией доброты и злости.
- Третий говорит, что испытуемый скорее добрый, чем злой, а второй – наоборот.
Чем ближе столбец к правой или левой стороне свойств, тем более они выражены.
Тестирование состоит из нескольких этапов:
- Сначала выбирают номер колонки, обозначая его крестиком.
- Возвращаются к первой паре характеристик и указывают кружком желаемые свойства.
- В конце выполняют обработку результатов. В каждой паре считают позицию реального состояния и желаемого.
На заключительном этапе суммируют разницу позиций всех 15 цифр и сравнивают результаты с ключом.
Если обнаружена проблема, человек считает себя никчемным, незначимым, часто самоуничижительно высказывается. Также ему трудно воспринимать комплименты, отказать другому человеку, отстоять свое мнение. Это состояние присуще астеникам.
Причины низкой самооценки скрываются еще в детстве, когда ребенка ругают за малейшую провинность, реагируют на него агрессивно и раздраженно, не поддерживают. Появиться проблема может и у взрослого в связи с неприятными событиями в жизни, например, увольнением с работы или финансовой несостоятельностью.
На отношение к себе влияет и тип темперамента. Сангвиники и флегматики обычно имеют стабильное психологическое состояние, тогда как у холериков оно постоянно скачет. Меланхолики всегда имеют низкую самооценку. Поэтому им нужно воспитывать уверенность.
Как формируется самооценка
Формирование самооценки — это процесс ее отделения от родительских фигур. Становление независимой.
Изначально у ребенка никакой самооценки нет. Она появляется в процессе отделения от матери. Сначала ребенок отделяется физически — перестает так сильно зависеть от материнского молока и тепла. После постепенно формируется личность, становятся выраженными основные черты характера — он отделяется уже в личностном плане. В этот момент зарождается самооценка.
Она пока что зависима от родителей, от того, как они оценивают ребенка. После эта зависимость может перенестись на сверстников, учителей, других значимых людей. Пока личность не станет независимой, она будет под влиянием общественного мнения.
Многие, опираясь на популярную психологию, считают, что самооценка зависит от того, насколько высоко или низко их оценивали родители в детстве. Связь родительской оценки и самооценки существует, пока личность зависима. Если человек оценивает себя самостоятельно, то нет большой разницы, хвалили его в детстве или ругали.
Самооценка ребенка формируется на основе отношения к нему родителей. Самооценка взрослого должна быть независимой.
Факторы, влияющие на формирование самооценки, тоже не так однозначны. Людям, которых в детстве много хвалили родители, зачастую сложнее сделать самооценку независимой. А зачем, нас ведь и здесь вкусно кормят. Социализация таких людей проходит сложнее. Потому что социум к ним относится хуже, чем родители. Не хочется из уютного домашнего гнезда идти в школу или на работу, где все злые и никто не носится с человеком как с самородком. Там таких самородков и без него предостаточно.
Потому для будущей жизни завышать самооценку даже вреднее, чем занижать. Ну а лучше — золотая середина.
Женская самооценка чаще бывает зависимой. Потому что наша культура не осуждает зависимость женщины. Мужчин же с детства учат быть самостоятельными и опираться на себя. Они не умиляются своей слабости. А потому, в среднем, им чуть проще работать с самооценкой.
Когда самооценка сформирована — человек перестает переживать, что о нем подумают другие. Он замечает внешние оценки, принимает в расчет, помнит о наличии своих достоинств и недостатков, но они не вызывают беспокойства.
У кого-то самооценка так и остается зависимой. Человек без самооценки не хочет себя оценивать. Он хочет, чтобы его положительно оценили другие. Так и побирается в ее отсутствие, жадный и голодный до чужой похвалы.
Внутренний локус контроля, высокое самоуважение, желание опираться на себя — факторы, влияющие на формирование независимой самооценки.
Люди часто думают, что им не хватает уверенности в себе, чтобы их самооценка стала высокой. Но все наоборот. Сначала нужно отцепить самооценку, и тогда появится уверенность. Перестать опираться в оценке себя на мнение людей. Только свои опоры дают чувство устойчивости. В противном случае так и будет шатать. Даже если другие будут заверять, что вы молодец —все равно будете сомневаться.
Когда критика авторитетных людей перестанет выбивать из колеи и доставлять дискомфорт — тогда самооценка станет независимой.
Тест Горбатова
Заниженная самооценка женщины или мужчины требует лечения. Повышать уверенность пытаются с помощью тренингов, занятий с психологом.
Распознать нарушения можно с помощью теста Горбатова. Он основан на представлениях о свойствах личности. Эти качества учитывают во время воспитания.
Разобраться в собственных представлениях об идеале поможет задание, состоящее из нескольких этапов:
- Лист делят на 4 части и подписывают каждую римскими цифрами. Испытуемый получает 4 набора положительных черт характера и в каждом наборе он должен выделить наиболее ценные и значимые. Их выписывают в столбик вместе с номером. Таким образом, обрабатывают все качества.
- На втором этапе внимательно рассматривают выписанные качества и находят те, которыми обладают в реальности. Их обводят кружком.
После этого рассчитывают результат: реальные качества делят на количество идеальных и умножают на 100%. Если в итоге получилось 0-10 баллов у мужчин и 0-15 у женщин, то самооценка неадекватно низкая. Чем выше результат, тем неуверенность в себе меньше.
Более 9 000 человек избавились от своих психологических проблем с помощью этой техники.
Техники работы
В НЛП (нейролингвистическом программировании) есть различные техники работы с самооценкой для её коррекции и правильного формирования.
Позитивный настрой
Важно положительно оценивать каждую ситуацию. Если она была успешной — похвалить себя, если провальной — сделать выводы и провести работу над ошибками. Данная техника предполагает проговаривание аффирмаций, самоубеждение.
Список слабых и сильных сторон
Создаются 2 списка. В первом указываются положительные качества и черты характера, во втором отрицательные. На работу с каждой слабой стороной отводится определённое количество времени (3 дня, неделя, месяц, полгода). По прошествии срока подводятся итоги и списки переписываются заново.
Списки ожиданий — собственных и окружающих
В одном списке содержатся ваши собственные цели и задачи, в другом — что ожидают от вас окружающие. Пункты сравниваются, пересечения остаются, а параллели выбрасываются или ставятся на паузу в зависимости от ваших собственных желаний.
Например:
- родители хотят, чтобы вы получили высшее образование;
- молодой человек видит в вас домохозяйку и мать своих детей;
- подруга уговаривает открыть собственную студию звукозаписи.
Вы сами планируете стать владелицей студии — этот пункт оставляется. Возможность закончить вуз вы тоже не отбрасываете, но это в перспективе — ставите на паузу. А вот домохозяйкой вы точно не хотите быть — вычёркиваете.
В чём суть техники? Она поможет чётко расставить смысловые приоритеты не только перед собой, но и перед окружающими. Вы сможете озвучить им свои планы и двигаться к намеченной цели.
Самоанализ
Ежедневно перед сном рекомендуется мысленно или письменно анализировать, как прошёл день, что значимого случилось, степень вашего участия в произошедшем. Попытаться понять, почему вы поступили в той или иной ситуации так, а не иначе, что можно исправить, каких ошибок нужно избегать в будущем.
Целеполагание
Подумайте, к какой цели вы стремитесь и что у вас есть для её достижения. Соответствует ли уровень ваших притязаний вашим возможностям? Хотите стать начальником отдела? Подумайте, сможете ли вы везти на себе эту ношу, как на это смотрят ваши коллеги, родные, близкие. Если ожидания совпадают — у вас адекватная самооценка, добивайтесь желаемого. Если вы хотите, а окружающие нет, поговорите с ними (открыто, без агрессии), почему, и начинайте работу по снижению своих планок. Если наоборот — научитесь смотреть на себя со стороны и мыслить о себе в позитивном ключе.
Все вышеперечисленные техники — это самостоятельная работа над самооценкой, позволяющая адекватно смотреть на себя со стороны. Однако в некоторых случаях необходима помощь специалиста. У психологов свои методы коррекции.
Тренинг
Психолог может записать вас на различные групповые тренинги. Они учат общаться, смотреть на себя глазами других, доверию. Для этого используются тесты, ситуативные задачи, ролевые игры.
Методика трёх вопросов
У психологов есть превосходная техника, состоящая всего из трёх вопросов: Какой я? Чем я отличаюсь от остальных? Как я отношусь к себе? Ответы могут обсуждаться в течение нескольких часов, дней и даже недель. Результат курса — формирование адекватного отношения к себе и видения себя в окружающем мире.
Эго-состояние по Бёрну
Популярная техника, используемая для работы с разными психологическими проблемами. Клиент оценивает отношения между тремя образами, которые живут внутри него: Родителем, Взрослым и Ребёнком. При адекватном самооценивании они мирно сосуществуют, при завышенном правит капризный и эгоистичный Ребёнок, при заниженном всем руководит строгий Родитель. Задача коррекционного курса — сделать их равными.
Самооценка — одно из основополагающих понятий в психологии, на котором базируются многие другие. Некоторые расстройства личности, лишь косвенно связанные с физиологией, берут начало отсюда. Поэтому нужно постоянно следить за собой, чтобы под влиянием каких-то факторов, не опустить или не поднять эту планку. Ведь от этого будут зависеть ваша успешность и самодостаточность.
Тест Казанцевой
Испытуемому зачитывают положения, и он должен записать три варианта ответов: «да», «нет», «не знаю». Выбирают вариант, наиболее соответствующий поведению. Ответы дают быстро, без раздумий.
Примеры:
- Я всегда рассчитываю на успех.
- Нет уверенности в себе.
- По способностям и находчивости не отстаю от окружающих.
- Периодически ощущают ненужность.
- Кажется, что я не смогу ничего достичь.
- Часто совершаю поступки, о которых жалею.
- Не беспокоюсь о возможных неудачах.
- Различные препятствия всегда мешают мне успешно выполнить поручения.
- Думаю, что во мне постоянно кто-то нуждается.
- Считаю, что занимаюсь хуже остальных.
- Обычно мне везет.
Узнать собственный уровень самооценки можно после подсчета результатов. Сначала считают, сколько утвердительных ответов с нечетными номера, а после этого – с четными. От первого числа отнимают второе. Результат может быть в пределах от -10 до +10. Если набрано от -10 до -4, то самооценка низкая, а от -3 до +3 – средняя. Значения больше получают личности с высоким уровнем уверенности в себе.
Моя самооценка (итог)
Чтобы определить вашу самооценку, нужно сложить все четные номера вопросов. Из этого результата отнимите сумму нечетных вопросов. Полученное число и есть ваш (усредненный)уровень самоуважения или самооценки.
Не огорчайтесь, если ваша самооценка будет иметь низкий или даже отрицательный показатель. Ведь, самоуважение самопроизвольно суммируется из вашей наследственности и вашего жизненного опыта, поэтому вам не стоит смущаться и стыдиться.
Главное, что вы честно ответили на вопросы и получили объективный результат. Этот показатель и будет отправной точкой в формировании самоуважения. Помните, даже если у вас получился очень низкий показатель самооценки, занимаясь саморазвитием, вы можете его значительно улучшить.
Адаптированный вариант методики Айзенка
Для выявления отклонений в восприятии собственной личности используют методику, содержащую описание разных психических состояний. Если человек ощущает это часто, ставит 2 балла, изредка – 1, никогда – 0.
Первая группа:
- Ощущаю неуверенность.
- Краснею по пустякам.
- Беспокойно сплю.
- Легко поддаюсь унынию.
- Беспокоюсь о возможных неприятностях.
- Боюсь трудностей.
- Постоянно копаюсь в недостатках.
- Легко убеждаюсь.
- Мнительный.
- Тяжело переношу ожидание.
Вторая группа:
- Часто даже нетрудное положение кажется безвыходным.
- Падаю духом из-за неприятностей.
- В больших неудачах виню себя.
- Не учусь на несчастьях.
- Отказываюсь бороться, считая это бесполезным.
- Испытываю беззащитность.
- Часто отчаиваюсь.
- Растерян перед трудностями.
- В тяжелые моменты веду себя, как ребенок, чтобы добиться жалости.
- Считаю, что с моими недостатками справиться нельзя.
Третья группа:
- Последнее слово всегда за мной.
- Часто перебиваю собеседников.
- Легко сержусь.
- Делаю замечания другим.
- Пытаюсь быть авторитетом.
- Не довольствуюсь малым.
- Плохо сдерживаю гнев.
- Предпочитаю управление подчинению.
- Резко и грубо жестикулирую.
- Мстительный.
Четвертая группа:
- Тяжело меняю привычки.
- Сложно переключать внимание.
- Настороженно отношусь к новшествам.
- Трудно переубедить.
- Страдаю навязчивыми мыслями.
- Трудно сближаться с людьми.
- Расстраиваюсь, даже если планы нарушены незначительно.
- Часто упрям.
- Редко рискую.
- Часто отклоняюсь от режима дня.
Определить результаты можно после подсчета суммы баллов.
Подобные методики часто применяют для изучения самооценки учащихся. Это позволяет им сформировать представление о себе, скорректировать неуверенность, научиться правильно оценивать собственную личность.
Искажение самооценки возникает в результате расхождений между притязаниями и реальными достижениями. Чем притязания больше, тем большего успеха должен достичь человек, чтобы их удовлетворить.
Определение Я-концепции
Я-концепция-это устойчивое представление человека о самом себе, образ собственного «Я». Обычно рассматривается как наше индивидуальное восприятие нашего поведения, способностей и уникальных характеристик — ментальная картина того, кем вы являетесь как личность. К примеру, убеждения «Я хороший друг» или «Я хороший человек», являются частью общей самооценки.
Я-концепция более гибка, когда люди моложе и все еще проходят процесс самопознания и формирования идентичности. По мере того, как люди взрослеют, они начинают лучше понимать, кто они и что для них важно, и самооценка становится более детальной и организованной.
По тому, что выделяли разные психологи, можно понять, что является важным в самооценке личности. И многие из этих позиций вы можете увидеть в современных тестах на самооценку. А можете найти тест какую-то конкретную область, чтобы оценить именно ее.
Согласно книге Ричарда Криспа и Рианнон Тернер, считающимися основными исследователями социальной психологии, «Я» человека состоит из 3 частей:
- Индивидуальное «я» состоит из атрибутов и личностных характеристик которые отличают нас от других людей. Примеры включают интроверсию или экстраверсию.
- Относительное Я определяется нашими отношениями с другими значимыми людьми. К примеру, братьев и сестер, друзей, супругов каких-то авторитетов.
- «Коллективное Я» отражает нашу принадлежность к социальным группам и взаимодействие с ними. К примеру, школьного класса, русских, татар, рабочих, коммунистов, инженеров, любителей рок-музыки, патриотического кружка, сообщества геев.
Как и многие другие темы психологии, ряд теоретиков предложили различные способы мышления о Я-концепции.
Согласно теории, известной как теория социальной идентичности , самооценка состоит из двух ключевых частей: личной идентичности и социальной идентичности.
Личная идентичность включает черты и другие характеристики, которые делают каждого человека уникальным. Социальная идентичность относится к тому, как мы идентифицируем себя с коллективом, таким как сообщество, религия или политическое движение.
Психолог д-р Брюс А. Брэкен, долгое время занимающийся самооценкой взрослых и детей в 1992 году предположил, что существует шесть конкретных областей, связанных с самооценкой:
- Социальные: способность взаимодействовать с другими
- Компетентность: способность удовлетворить базовые потребности
- Аффект: осознание эмоциональных состояний
- Физическое состояние: ощущение внешнего вида, здоровья, физического состояния и внешнего вида.
- Академический: успех или неудача в школе
- Семья: насколько хорошо человек функционирует в семье.
Психолог-гуманист Карл Роджерс, много лет интересовавшийся самоактуализацией, развитием и пониманием себя человеком, считал, что все, что нужно для роста и развития заложенного в человеке природного потенциала — только создать соответствующие условия. А сама самооценка состоит из трех частей:
- Представление о себе или как вы себя видите. Представление о себе, включая физические данные, качества личности и социальные роли. Оно не обязательно должно совпадать с реальностью, некоторые люди могут завышать представление о себе, а другие могут воспринимать или преувеличивать недостатки и слабости.
- Самоуважение или насколько вы себя цените. В том числе то, как мы сравниваем себя с другими и как другие реагируют на нас. При положительной реакции у нас больше шансов развить положительную самооценку. Когда мы сравниваем себя с другими и обнаруживаем, что нам что-то не хватает, это может отрицательно сказаться на нашей самооценке.
- Идеальное Я или каким бы вы хотели быть. Во многих случаях то, как мы видим себя, и то, как мы хотели бы себя видеть, не совсем совпадают.
Конгруэнтность и неконгруэнтность
Наши представления о себе не всегда полностью соответствуют реальности. Вернее, чаще не совпадают. Люди представлю себя совсем по-другому. Карла Роджерс назвал степень соответствия самооценки человека реальности конгруэнтностью. Если не соответствует-неконгруэнтностью. К примеру, некоторые ученики могут думать, что они хорошо учатся, но их оценки могут говорить о другом.
Роджерс говорит, что корни несоответствия уходят корнями в детство. Когда родители ставят условия для своей привязанности к своим детям (выражая любовь только в том случае, если дети «зарабатывают ее» определенным поведением и оправдывают ожидания родителей), дети начинают искажать воспоминания о переживаниях, из-за которых они чувствуют себя недостойными своих родителей. Дети, которые испытывают любовь, не чувствуют необходимости постоянно искажать свои воспоминания, чтобы поверить, что другие люди будут любить и принимать их такими, какие они есть.
Тест Лири
Метод позволяет исследовать представление человека о собственной личности. Каждое из них нужно оценивать так: если определение соответствует представлениям о себе, напротив него ставят плюс, а если нет – минус. Отвечать на вопросы нужно искренне.
По завершении подсчитывают баллы с помощью ключа к опроснику (важна разница между представлениями о человеке и желаемом образе). Максимальный результат – 16 баллов.
Типы личностных характеристик, выявляемых во время тестирования:
- Авторитарный. Если человек набрал от 13 до 16 баллов, то он отличается властностью, повышенной деспотичностью, лидирует во всех видах деятельности. Они любят поучать других и не воспринимают советы окружающих. От 9 до 12 баллов набирают энергичные, компетентные люди, которые требуют уважения к себе. 0-8 баллов выдают уверенного в себе человека, но он не обязательно будет лидером.
- Эгоистичный. 13-16 показывает стремление быть выше других, расчетливость и независимость. Такой человек любит перекладывать ответственность на других, отличается хвастливостью и заносчивостью. От 0 до 12 у людей с эгоистическими чертами, склонных к соперничеству.
- Агрессивный. 13-16 баллов говорят о жесткости и враждебности человека к окружающим. Это часто приводит к асоциальному поведению. 9-12 значит, что человек откровенный и строго оценивает окружающих, часто насмехается и критикует. 0-8 баллов свидетельствует об упрямстве, упорстве, настойчивости и энергичности.
- Подозрительный. 13-16 баллов набирают личности с шизоидным типом характера, которые отчужденно относятся к миру, во всем сомневаются и всегда недовольны. 9-12 баллов говорят о трудностях в контактах с людьми из-за неуверенности, страха перед плохим отношением других, скрытности и замкнутости. 0-8 говорит о критичности к себе и всему окружающему миру.
- Подчиняемый. 13-16 баллов набирают люди покорные и склонные к занижению самооценки. Они всегда уступают другим, а себя ставят на последнее место, ощущают вину по любому поводу, пассивные и пытаются найти опору для себя. 9-12 – испытуемый застенчивый и робкий, имеет предрасположенность к подчинению, всегда выполняет распоряжения других и не имеет своего мнения.
- Зависимый. 13-16 свидетельствует о неуверенности в себе, тревожности, зависимости от чужого мнения. 9-12 баллов набирают послушные, боязливые и беспомощные личности, неспособные сопротивляться. 0-8 – человек отличается мягкостью характера и доверчивостью, часто восхищается другими.
- Дружелюбный. 9-16 – личность стремится получить социальное одобрение и быть хорошим для всех. 0-8 – часто идет на компромисс в конфликтных ситуациях, соблюдает все правила и условности, хочет быть в центре внимания. В отношениях с другими теплый и дружелюбный.
- Альтруистический. 9-16 баллов набирают гиперответственные люди. Они всегда жертвуют своими интересами, навязывают помощь и проявляют чрезмерную активность. Но это только маска, скрывающая противоположный тип. 0-8 баллов говорит о бескорыстности и эмоциональном отношении к другим. Это добрый человек, который всегда подбадривает и успокаивает в трудной ситуации.
Первые четыре результата получают люди, привыкшие отстаивать свое мнение, занимать лидирующие позиции. Другие четыре варианта вырисовывают противоположную картину.
Тесты для определения самооценки проводят и подросткам. Именно этот период считается оптимальной фазой для работы с самооценкой. Это связано с формированием полноценного самосознания. Родители должны обеспечить возможность открыто разговаривать на волнующие темы и вести диалог на равных, поддерживая подростка в решении проблем.
В возрасте 9-12 лет агрессия и отторжение родителей в сочетании с заниженной самооценкой может привести к серьезным нарушениям в формировании личности.
В младшем возрасте самооценка основывается на мнении других. Она устанавливается без критического анализа. Это влияние очень существенно.
Что влияет на формирование самооценки
Самооценка закладывается у человека с раннего детства.
- Имеет значение как родители показывают свою любовь к ребенку
. Если любовь безусловна, не зависит от хорошего поведения, такой ребенок вырастает с нормальной или высокой самооценкой. Когда он понимает, что его будут любить только за что-то (убрал игрушки, получил отличную отметку, вынес мусор), то во взрослом возрасте человек будет полагать, что его нельзя любить просто так, а хорошее отношение нужно заслужить. - Большую роль играет отношение родителей к успехам и провалам малыша
. Положительную роль в формировании самооценки имеют такие оценочные суждения родителей как: «Ты справишься с этим», «Такой смышленый малыш обязательно это сделает».
Соответственно, высказывания в духе: «Тебя не спрашивают», «Много ты понимаешь», «Ну вот, как всегда, ты безрукий» на долгие годы закладывают у человека установку о том, что он «плохой», ни на что не годный, глупый, неумеха и т.д.
Самооценка может упасть уже в зрелом возрасте. К примеру, человек старается построить карьеру, много работает, повышает квалификацию, а служебного роста не происходит. Личность начинает сомневаться в своих способностях. Если самооценка изначально была нормальная, причина неудачи будет найдена. Невысокая самооценка может упасть еще ниже.
Женщин часто намеренно обесценивают мужчины, с которыми они состоят в близких отношениях. Закомплексованный партнер специально унижает жену или подругу, чтобы иметь возможность навязывать ей свою волю. Женщина начинает недоумевать и анализировать, что с ней не так. Если родителями привиты уважение и любовь к себе, то с токсичным партнером девушка расстанется, если нет — будет страдать и доказывать свою нужность неподходящему мужчине.