Опросник Айзенка по определению типа темперамента тест по психологии на тему

Онлайн тест Ганса Айзенка на тип темперамента измеряет также два параметра личности: Экстраверсия/Интроверсия и Невротизм/Стабильность. Вместе с 1 из 4 типов личности ( сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик) они дают большое разнообразие в проявление индивидуальных особенностей.

Тест включает 57 не повторяющихся вопросов с вариантами ответов «Да-Нет». Тест включает шкалу лжи, выявляющую искажения в ответах. Объектами измерения теста являются Экстраверсия-Интроверсия и Невротизм-Стабильность.

НАЧАТЬ Тест

Содержание

  • 1 Описание методики
  • 2 История создания 2.1 Первый личностный опросник MMQ
  • 2.2 Второй личностный опросник MPI
  • 2.3 Третий личностный опросник EPI
  • 2.4 Четвёртый личностный опросник EPQ
  • 3 Теоретические основы
  • 4 Обработка результатов
      4.1 Ключ MPI
  • 4.2 Ключ EPI
  • 4.3 Ключ EPQ
  • 5 Интерпретация результатов
      5.1 MPI
  • 5.2 EPI
  • 5.3 EPQ
  • 6 Описание шкал
      6.1 Экстраверсия — интроверсия
  • 6.2 Нейротизм
  • 6.3 Психотизм
  • 7 Типология личности
      7.1 По Айзенку
  • 7.2 По Суходольскому
  • 8 Стимульный материал
      8.1 Текст опросника MPI
  • 8.2 Бланк ответов MPI
  • 8.3 Текст опросника EPI (вариант А)
  • 8.4 Текст опросника EPI (вариант Б)
  • 8.5 Бланк ответов EPI
  • 8.6 Текст опросника EPQ
  • 9 Ссылки
  • 10 См. также
  • 11 Литература
  • История

    Теоретическую основу данного вида тестирования представляют понятия об экстроверсии и интроверсии. Автор методики подразумевал, что данные особенности ЦНС генетически обусловлены.

    Методики исследования темперамента существовали и до появления теста Айзенка; в частности, первый такой опросник был предложен в 1947 году. В ходе тестирования обнаружились несоответствия между теоретическими выкладками автора методики и данными тестирования; поэтому и пришлось возобновить поиск возможностей, позволяющих определять тип темперамента с использованием шкал нейротизма и экстраверсии — интроверсии.

    Поиски таких возможностей увенчались тем, что в 1963 году была предложена методика, названная личностным опросником и способная диагностировать все необходимые параметры.

    Данная методика является доступной для прохождения и довольно простой в интерпретации результатов тестирования; она даёт представление об уровне самооценки и эмоциональной устойчивости индивида.

    История создания

    Первый личностный опросник MMQ

    MMQ

    (Maudsley Medical Questionnaire, от названия клиники, где работал Айзенк) — методика, предложенная в 1947 году. Он предназначался для диагностики нейротизма. Опросник состоит из 40 утверждений, с которыми обследуемому предлагается согласиться (да) или не согласиться (нет).

    Утверждения отбирались из уже известных к тому времени опросников, при этом автор опирался на клинические описания невротических расстройств. MMQ стандартизировался на материале обследования двух групп: «невротиков» (1 тыс. человек) и «нормальных» (1 тыс. человек). Детальный анализ ответов, полученных по каждому утверждению MMQ (при учете различий в психиатрических диагнозах), показал, что с помощью опросника могут быть дифференцированы два типа невротических расстройств – истерические и дистимические. Исходя из этих результатов Г. Айзенк предположил, что ответы на утверждения MMQ позволят сделать заключение и о позиции обследуемого на шкале другого измерения личности, постулируемого этим исследователем,- экстраверсии – интроверсии. Этим была начата работа по конструированию нового личностного опросника. В итоге MMQ в психодиагностических исследованиях применения не нашел.

    Второй личностный опросник MPI

    MPI

    (Maudsley Personality Inventory) — личностный опросник, опубликованный в 1956 году. Он состоит из двух внутренних шкал: экстраверсии-интроверсии и нейротизма, на каждую шкалу по 24 вопроса. Позднее также были добавлены 2 пустых «маскировочных вопроса» и 20 вопросов, формируюющих шкалу искренности испытуемого. Предусмотрено три варианта ответа: Да (2 балла), Не знаю (1 балл) и Нет (0 баллов). Практическое использование MPI показало значительные расхождения между получаемыми данными и теоретическими предсказаниями автора (особенно в клинических группах).

    Третий личностный опросник EPI

    EPI

    (Eysenck Personality Inventory) опубликован в 1963 г. и содержит 57 вопросов, 24 из которых направлены на выявление экстравсрсии-интроверсии, 24 других — на оценку эмоциональной стабильности-нестабильности (нейротизма), остальные 9 составляют контрольную группу вопросов, предназначенную для оценки искренности испытуемого, его отношения к обследованию и достоверности результатов.

    Г. Айзенк разработал два варианта данной методики (А и В), которые отличаются только текстом опросника. Инструкция, ключ и обработка данных дублируются. Наличие двух форм позволяет психологу проводить повторное исследование.

    В России адаптирован А.Г. Шмелёвым.

    Четвёртый личностный опросник EPQ

    EPQ

    (Eysenck Personality Questionnaire) является результатом дальнейшей исследовательской работы Ганса и Сибиллы Айзенк. EPQ создан в 1968 году на основании предложенной авторами модели PEN (Psychoticism, Extraversion, and Neuroticism — психотизм, экстраверсия и нейротизм). Таким образом, к двумерной структуре предыдущих опросников был добавлен третий фактор «психотизм», не изменяющий первоначальную «двухосевую концепцию.

    EPQ состоит из 91 утверждения, к которым могут быть добавлены ещё 10 «пустых» утверждения (пункты с 92 по 101).

    Инструкция: определяем тип темперамента по Айзенку

    Четыре темперамента в виде наглядных смайликов (названия слева направо и сверху вниз: флегматик, холерик, сангвиник, меланхолик)
    При заполнении онлайн теста Айзенка на темперамент Вы получаете три шкалы:

    1. «Шкала лжи» — максимально включает 9 баллов. Измеряет, насколько ваши ответы социально желательны. Те, кто набрал 5 и более баллов по этой шкале возможно стараются избегать честных ответов из-за стремления быть социально приемлемыми.
    2. Шкала Экстраверсии максимально включает 24 балла и измеряет степень вашей экстравертированости.
    3. Шкала Невротизм максимально включает 24 балла и изменяет степень вашей неустойчивости и тревоги.

    Чтобы интерпретировать оценки, шкалы E и N нанесены на диаграмму, из которой вы можете прочитать ваши характеристики личности. Чем ближе вы находитесь за пределами круга, тем более яркие черты личности. Обратите внимание, что этот онлайн-тест — очень упрощенная шкала. Поэтому, если оказалось, что тест показал нечто совсем не соответствующее тому, что вы думали, то скорее правы вы, а тест ошибочен.

    Это вопросы, касающиеся способа поведения, реакции и чувствования. Каждый вопрос имеет два варианта ответа — Да или Нет. Постарайтесь определить, ближе ли ваша обычная реакция к Да или к Нет. Отвечайте быстро, не тратьте слишком много времени на каждый вопрос, первая спонтанная реакция в ответе обычно точнее всего. Полное заполнение теста займет у вас не больше нескольких минут. Убедитесь, что не пропустили ни одного из 57 вопросов теста Айзенка на темперамент. Начните сейчас, заполняйте быстро и стараясь не пропускать! Нет правильных или неправильных ответов, и это не проверка интеллекта или способности, а просто тест того, как вы себя ведете.

    Теоретические основы

    Г. Айзенк, проанализировав материалы обследования 700 солдат-невротиков, пришел к выводу, что всю совокупность описывающих человека черт можно представить посредством 2 главных факторов: экстраверсии (интроверсии) и невротизма.

    Первый из этих факторов биополярен и представляет характеристику индивидуально-психологического склада человека, крайние полюса которой соответствуют ориентации личности либо на мир внешних объектов (экстраверсия), либо на субъективный внутренний мир (интроверсия). Принято считать, что экстравертам свойственны общительность, импульсивность, гибкость поведения, большая инициативность (но малая настойчивость) и высокая социальная приспособляемость. Интровертам же, наоборот, присущи необщительность, замкнутость, социальная пассивность (при достаточно большой настойчивости), склонность к самоанализу и затруднения социальной адаптации.

    Второй фактор — невротизм (или нейротизм) — описывает некоторое свойство-состояние, характеризующее человека со стороны эмоциональной устойчивости, тревожности, уровня самоуважения и возможных вегетативных расстройств. Фактор этот также биполярен и образует шкалу, на одном полюсе которой находятся люди, характеризующиеся чрезвычайной устойчивостью, зрелостью и прекрасной адаптированностью, а на другом — чрезвычайно нервозный, неустойчивый и плохо адаптированный тип. Большая часть людей располагаются между этими полюсами, ближе к середине (согласно нормальному распределению).

    Пересечение этих 2 биполярных характеристик позволяет получать неожиданный и довольно любопытный результат — достаточно четкое отнесение человека к одному из четырех 4 темперамента.

    Третий фактор — психотизм — был добавлен в четвёртной версии опросника и представляет собой характеристику склонности к асоциальному поведению и неадекватности эмоциональных реакций. Этот фактор не биполярен, его высокие значения могут свидетельствовать о затруднении в социальной адаптации, хотя чёткое обоснование правомерности выделения данной категории отсутствует, и она оспаривается многими зарубежными исследователями.

    Школа современных психотехнологий

    Пытаясь соединить воззрения Павлова и Юнга, Айзенк предложил в качестве базисных два параметра индивидуальности: экстраверсию-интроверсию, нейротизм-эмоциональную стабильность. Эта дифференциальная концепция основана на эмпирическом выделении двух типов невротических расстройств: истерического невроза, который свойственен лицам холерического темперамента (нестабильным экстравертам) и невроза навязчивых состояний, который свойственен лицам меланхолического темперамента ( нестабильным интровертам). Соответствие типам темперамента по Гиппократу (сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик) задано самим Айзенком.

    Айзенк (1964) связывает экстраверсию и нитроверсию со степенью возбуждения и торможения в центральной нервной системе, рассматривая этот фактор как некий результат балансов процессов возбуждения и торможения, являющийся в значительной мере врожденным. В работе 1967 г. «Биологические основы индивидуальности» Айзенк предложил нейрофизиологическую интерпретацию своих факторов: высокий балл по шкале «нейротизма» соответствует снижению порога активации лимбической системы (специфическая активация — в этом смысле повышенная «эмоциональная нестабильность» реактивность в ответ на события во внутренней среде организма, в ответ на колебания организмических потребностей и состояний), в то же время высокий балл по шкале «интроверсия» соответствует снижению порога активации ретикулярной формации (неспецифическая активация — в этом смысле интроверты испытывают более высокую активацию в ответ на экстероцептивные (внешние) раздражители). Эти представления в какой-то мере соответствуют тому представлению об «уровнях активации», который был сделан советскими психофизиологами (Небылицын, 1976).

    Феноменологически в поведении экстраверты проявляют себя как «возбудимые и подвижные», а «интроверты» — как заторможенные и инертные.

    По Айзенку, экстраверт общителен, любит вечеринки, имеет много друзей, не любит сам читать и учиться. Он жаждет возбуждения, рискует, действует под влиянием момента, импульсивен. Экстраверт любит каверзные шутки, не лезет в карман за словом, обычно любит перемены. Он беззаботен, добродушно весел, оптимистичен, любит смеяться, предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности, вспыльчив. Его эмоции и чувства строго не контролируются, и на него не всегда можно положиться.

    В противоположность экстраверту интроверт спокоен, застенчив, интроспективен. Он предпочитает общению с людьми книгу. Сдержан и отдален от всех, кроме близких людей. Планирует свои действия заранее. Не доверяет внезапным побуждениям. Серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, редко поступает агрессивно, не выходит из себя. На интроверта можно положиться. Он несколько пессимистичен, высоко ценит этические нормы.

    Фактор нейротизма или нестабильности результат неуравновешенности процессов возбуждения и торможения. Он свидетельствует об эмоционально-психической устойчивости или неустойчивости, стабильности или нестабильности и рассматривается в связи с врожденной лабильностью вегетативной нервной системы. Фактор нейротизма представляет собой параметр, в соответствии с которым всех индивидов можно расположить в ряд, на одном полюсе которого находится тип личности, характеризующийся чрезвычайной устойчивостью, зрелостью и прекрасной адаптированностью, а на другом — чрезвычайно нервозный, неустойчивый и плохо адаптированный тип. С помощью инструкции на имитацию «идеального Я» было показано, что шкала нейротизм линейно отрицательно связана с социальной желательностью (желателен полюс «стабильность») в этом недостаток шкалы, особенно в ситуации экспертизы. Кроме того, шкала нейротизма не защищена от систематической ошибки вследствие возможной позиционной тактики ответа испытуемого (все вопросы — прямые). Эти недостатки присущи основному исходному варианту опросника Айзенка.

    В настоящее время разработано и апробировано 2 взрослых варианта (А и Б) и детский, состоящий из 60 пунктов. 24 вопроса по шкале экстраверсии-интроверсии, 24 по шкале нейротизма и 12 по шкале лжи. Шкала лжи введена для выявлениЯ обследуемых с «желательной реактивной установкой», т.е. с тенденцией реагировать на вопросы таким образом, чтобы получились желаемые для обследуемого результаты. При обработке результатов подсчет баллов проводится в первую очередь по шкале лжи. Если результат выше 5, то результаты считаются недостоверными и не интерпретируются. Оценка выраженности исследуемых характеристик производится по следующим таблицам:

    экстраверсия-интроверсия
    интроверсия экстраверсия
    значительная умеренная умеренная значительная
    1-7 8-11 12-18 19-24
    нейротизм
    стабильность нестабильность
    высокая средняя высокая очень высокая
    до 10 11-14 15-18 19-24

    Можно также пользоваться кругом Айзенка или специальными таблицами типов, разработанными Маталиной Т.В. (Санкт-Петербург, «Лучшие психологические тесты», 1992 г.).

    Пользуясь данной методикой, можно определить тип темперамента и преобладающие черты характера. Как правило, типы темперамента в жизни в чистом виде не встречаются, и можно говорить только о преобладающем сочетании.

    САНГВИНИК — быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства у сангвиника легко возникают и сменяются, мимика богата, подвижная, выразительная. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей , творческой деятельности у сангвиника вырабатывается поверхностность и непостоянство.

    ХОЛЕРИК — порывист. Отличается повышенной возбудимостью, большой эмоциональностью. Проявления холерического темперамента в значительной мере зависит от направленности личности. У людей с общественными интересами он проявляется в инициативности, энергии, принципиальности. Там, где нет богатства духовной жизни, холерический темперамент часто проявляется отрицательно: в раздражительности, аффективности.

    У ФЛЕГМАТИКА новые формы поведения вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обычно флегматик ровен и спокоен, он редко выходит из себя, не склонен к аффектам. В зависимости от условий в одних случаях у флегматика могут возникнуть положительные черты: выдержка, глубина мыслей и т.д., в других — вялость и безучастность к окружающему, лень и безволие.

    Реакция МЕЛАНХОЛИКА часто не соответствует силе раздражителя, особенно сильно у него внешнее торможение. Ему трудно долго на чем-то сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхолика продолжительную тормозную реакцию. В нормальных условиях меланхолик человек глубокий, содержательный. При неблагоприятных условиях меланхолик может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного человека.

    Инструкция

    Дорогой друг!

    Вам будет предложено несколько вопросов об особенностях Вашего поведения в различных условиях и ситуациях. Это не испытание ума или способностей, поэтому нет ответов хороших или плохих. Мы заинтересованы в правдивых ответах. Содержание отдельных вопросов не анализируется, важен только итоговый результат. На вопросы следует отвечать поочередно. не возвращаясь к предыдущим ответам. Работайте быстро, не тратьте слишком много времени на обдумывание ответа — наиболее интересна Ваша первая реакция. На вопрос можно ответить «да» или «нет». Выбранный Вами ответ на каждый вопрос следует отметить в бланке для ответов крестиком под выбранной позицией. Не пропускайте какого-либо вопроса. Начинайте!

    Стимульный материал

    1. Любишь ли ты шум и суету вокруг себя?
    2. Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддержать?
    3. Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чем-нибудь спросят?
    4. Бывает ли так, что ты раздражен чем-нибудь?
    5. Часто ли у тебя меняется настроение?
    6. Верно, что тебе легче и приятнее с книгами, чем с ребятами?
    7. Часто ли тебе мешают уснуть разные мысли?
    8. Ты всегда делаешь так, как тебе говорят?
    9. Любишь ли ты подшучивать над кем-нибудь?
    10. Ты когда-нибудь чувствовал себя несчастным, хотя для этого не было настоящей причины?
    11. Можешь ли ты сказать о себе, что ты веселый, оживленный человек?
    12. Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе?
    13. Верно ли, что ты часто бываешь раздражен чем-нибудь?
    14. Нравится ли тебе все делать в быстром темпе (если же, наоборот, склонен к неторопливости, ответь «нет»)?
    15. Ты переживаешь из-за всяких страшных событий, которые чуть было не произошли, хотя все кончилось хорошо?
    16. Тебе можно доверить любую тайну?
    17. Можешь ли ты без особого труда внести оживление в скучную компанию сверстников?
    18. Бывает ли так, что у тебя без всякой причины (физические нагрузки) бьется сердце?
    19. Делаешь ли ты обычно первый шаг для того, чтобы подружиться с кем-нибудь?
    20. Ты когда-нибудь говорил неправду?
    21. Ты легко расстраиваешься, когда критикуют тебя и твою работу?
    22. Ты часто шутишь и рассказываешь смешные истории своим друзьям?
    23. Ты часто чувствуешь себя усталым?
    24. Ты всегда сначала делаешь уроки, а все остальное потом?
    25. Ты обычно весел и всем доволен?
    26. Обидчив ли ты?
    27. Ты очень любишь общаться с другими ребятами?
    28. Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству?
    29. У тебя бывают головокружения?
    30. Бывает ли так, что твои действия и поступки ставят других людей в неловкое положение?
    31. Ты часто чувствуешь, что тебе что-нибудь надоело?
    32. Любишь ли ты иногда похвастаться?
    33. Ты чаще всего сидишь и молчишь, когда попадаешь в общество незнакомых людей?
    34. Волнуешься ли ты иногда так, что не можешь усидеть на месте?
    35. Ты обычно быстро принимаешь решения?
    36. Ты никогда не шумишь в классе, даже когда нет учителя?
    37. Тебе часто снятся страшные сны?
    38. Можешь ли ты дать волю чувствам и повеселиться в обществе друзей?
    39. Тебя легко огорчить?
    40. Случалось ли тебе плохо говорить о ком-нибудь?
    41. Верно ли, что ты обычно говоришь и действуешь быстро, не задерживаясь особенно для обдумывания?
    42. Если оказываешься в глупом положении, то потом долго переживаешь?
    43. Тебе очень нравятся шумные и веселые игры?
    44. Ты всегда ешь то, что тебе подают?
    45. Тебе трудно ответить «нет», когда тебя о чем-то просят?
    46. Ты любишь часто ходить в гости?
    47. Бывают ли такие моменты, когда тебе не хочется жить?
    48. Бывал ли ты когда-нибудь груб с родителями?
    49. Считают ли тебя ребята веселым и живым человеком?
    50. Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?
    51. Ты чаще сидишь и смотришь, чем принимаешь активное участие в общем веселье?
    52. Тебе обычно бывает трудно уснуть из-за разных мыслей?
    53. Бываешь ли ты совершенно уверен, что сможешь справиться с делом, которое должен выполнить?
    54. Бывает ли, что ты чувствуешь себя одиноким?
    55. Ты стесняешься заговорить первым с незнакомыми людьми?
    56. Ты часто спохватываешься, когда уже поздно что-либо исправить?
    57. Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ ?
    58. Бывает ли так, что ты иногда чувствуешь себя веселым или печальным без всякой причины?
    59. Ты считаешь, что трудно получить настоящее удовольствие от оживленной компании сверстников?
    60. Тебе часто приходится волноваться из-за того, что ты сделал что-нибудь не подумав?

    Ключи:

    Экстраверсия-интроверсия

    «да»: 1, 3, 9, 11, 14, 17, 19, 22, 25, 27, 30, 35, 38, 41, 43, 46, 49, 53, 57

    «нет»: 6, 33, 51, 55, 59

    Нейротизм

    «да»: 2, 5, 7, 10, 13, 15, 18, 21, 23, 26, 29, 31, 34, 37, 39, 42, 45, 47, 50, 52, 54, 56, 58, 60

    Ложь

    «да»: 8, 16, 24, 28, 36, 44,

    «нет»: 4, 12, 20, 32, 36, 40, 48

    Интерпретация

    Характерологические проявления поведения личности Пути коррекции поведения личности
    Тип № 1 Э: 0-4; Н: 0-4
    Безмятежный, мирный, невозмутимый. В группе скромен. Дружбу не навязывает, но и не’ отвергает, если ему предложат. Склонен к упрямству, если ощущает свою правоту. Не смешлив. Речь спокойная. Терпелив. Хладнокровен. Руководителей беспокоит мало, страдает от невнимания руководящего состава. Главное в подходе — повысить самооценку посредством подчеркивания ценности таких качеств, как скромность, хладнокровие. Желательно давать возможность выбора темпа работы.
    Тип № 2 Э: 21-24 Н: 0-4
    Радостный, общительный, разговорчивый, любит быть на виду, оптимист, верит в успех. В работе поверхностен, увлекается, но быстро теряет интерес к работе. Легко прощает обиды, превращает конфликты в шутку. Впечатлителен, любит новизну. Поощрять трудолюбие, использовать склонность к новизне. Исподволь приучать к настойчивости, дисциплине, организованности предлагая оригинальные задания, вовлекая в работу над новыми, ранее не разработанными проектами.
    Тип № 3 Э: 21-24 Н 21-24
    Активен, честолюбив, насмешлив. Стремится общаться со всеми надменно, очень честолюбив, в случае несогласия с позицией руководителя принимает активно противоборствующую позицию. Не выносит безразличия и критики в свой адрес. Психические процессы неуравновешенны. Эмоционально неустойчив. Обидчив. Конфликтен. Злопамятный. Имеет психосоматические заболевания. Быстро утомляем. Основная тактика — подчеркнутое уважение. Взаимоотношение следует строить на убеждении, спокойном, доброжелательном тоне общения. Не следует выяснять отношения в момент конфликта. Желательно акцентировать внимание проблеме, возможности решения проблем без эмоционального напряжения. При затяжных конфликтах целесообразно от этого сотрудника избавиться..
    Тип № 4 Э: 0-4 Н: 21-24
    Тип неспокойный, настороженный, неуверенный в себе. Нуждается в опеке, высокоранимый. Адаптация к новым условиям деятельности длительна, поэтому действия замедленны. Не любит активный образ жизни. Созерцатель, склонен к философии. Легко драматизирует ситуацию. Необщителен, поэтому оценки и самооценки имеет отличные от социального окружения. В общении поддерживать, по возможности ограждать от насмешек. Выделять, поощрять положительные качества — вдумчивость, аккуратность. Наиболее целесообразно использовать на монотонной работе, не требующей активного общения, строгой регламентации. Трудно переносит включение в жесткую систему субординации. Необходимо активизировать интерес к окружающим, исподволь сводить с людьми доброжелательно -энергичными.
    Тип № 5 Э: 0-4 Н: 5-8
    Созерцателен, спокоен. Имеет низкий уровень заинтересованности в улучшении своего социального и материального положения, как следствие этого имеет низкие показатели по основной деятельности. Послушно-безраличен. Направлен на выдуманные или вычитанные противоречия. Остро нуждается в повышении самооценки путем поощрения, что разрушает безразличие, повышает уровень притязаний, а следовательно качество работы. Необходимо увлекать работой, поощрять сильные стороны
    Тип № 6 Э: 0-4 Н: 17-20
    Сдержанный, робкий, чувствительный, теряется в незнакомой обстановке, ситуации. Неуверенный, мечтательный, не любит многолюдья. Имеет склонность к сомнениям. Мало верит в свои силы. В целом уравновешен, не склонен к панике, и драматизации ситуации. Склонен к фантазиям,’ бывает нерешителен. Стараться поддерживать, подчеркивать перед сослуживцами положительные качества — серьезность, воспитанность, чуткость, необходимо увлекать идеей, решением какой-либо проблемы, поощрять найденные решения. Это повысит самооценку, даст повод к более оптимистическому ощущению жизни.
    Тип № 7 Э: 0-4 Н: 9-16
    Скромный, активный, направленный на дело сотрудник. Справедливый преданный друг. Очень хороший, умелый помощник, но плохой организатор. Застенчив, предпочитает оставаться в тени, большие компании избегает. Взаимоотношениям придает большое значение. Иногда скучновато-морализирующий. По природе подчиняем. В деятельности желательно предоставлять больше инициативы, свободный режим — это активизирует его деятельность. Постараться на основе доверия важных дел раскрепостить, чтобы действовал самостоятельно, а не по указке. Избегать публичной, критики. Внушать уверенность в своих силах. Не допускать слепой веры в чей-либо авторитет
    Тип № 8 Э: 5-8 Н: 0-4
    Спокойный, склонный к общению сотрудник. Эстетически одаренный. Скорее созерцатель, чем деятель. Уравновешенный. Безразличный к успехам. Любит жить «как все». Во взаимоотношениях ровен, по глубоко переживать не умеет. Легко избегает конфликтов Главная задача — активизировать деятельность, поручать решение различных возможно самостоятельных, творческих задач. Поощрять успехи. Необходимо общение со стороны руководства. Использовать на работе в группе. Самостоятельного, ответственного участка целесообразно не давать
    Тип № 9 Э: 9-16 Н:0-4
    Активный, жизнерадостный, общительный сотрудник. В общении не разборчив, что может привести к попаданию в асоциальные группы, вследствие плохой сопротивляемости. Склонен к новизне, любознателен. Может плохо строить адекватные самооценки. Часто нет твердых принципиальных установок. Энергичен. Уравновешен Необходим контроль, мобилизация на выполнение поставленных задач. Установить доброжелательные отношения, дать понять, что за ним наблюдают. При необходимости оказывать помощь в планировании деятельности. Фиксировать сроки выполнения поставленных задач, объемы, жестко контролировать выполнение.
    Тип№ 10 Э: 17-20 Н: 0-4

    Артистичен. Любит развлекать. Не достаточно настойчив в выполнении поставленных задач. Общителен с сослуживцами и клиентами. В своих чувствах не глубок. Уравновешен. Поверхностен в работе. Начатое может не доводить -до конца.

    Поддерживать усилия направленные на достижение целей. Ставить новые, интересные задачи (у самого хватает инициативы выбрать цель, но не хватает упорства). Поощрять артистизм. Контролировать выполнение задания
    Тип№ 11 Э: 21-24 Н: 5-8
    Активный, общительный, благородный, честолюбивый. Легко соглашается на рискованные развлечения. Не всегда разборчив в друзьях, в средствах достижения цели. Часто эгоистичен. Имеет организаторские способности Поощрять и развивать организаторские склонности. Может быть лидером, но необходим контроль. Удерживать от зазнайства. Лидерское положение заставит избавиться от лени, неаккуратности. . Можно допускать критику в присутствии сослуживцев, но не подчиненных. Тип № 12 Э: 21-24 Н: 9-16 Легко подчиняется дисциплине. Обладает чувством собственного достоинства. Организатор. Склонен к искусству, спорту. Активен, влюбчив. Легко увлекается людьми и событиями. Впечатлителен. Лидер по натуре, как эмоционального, так и делового плана. Необходимо поддерживать лидерские усилия; помогать и направлять в деловом и личностном плане. Тип № 13 Э: 21-24 Н: 17-20 Сложный тип, тщеславен, энергичен, жизнерадостен. Как правило не имеет высокой духовной направленности. Погружен в житейские радости, во главу угла ставит бытовые потребности. Преклоняется перед престижностью, всеми силами стремится достичь удачи, успеха, выгоды. Презирает неудачников. Общителен с клиентами и сотрудниками. Жестко выдвигает, отстаивает свои требования. Основная стратегия — держать в рамках, не допускать зазнайства, подчинению себе окружающих. Ставить задачи спокойно и твердо, настаивать на точном соблюдении времени и объема выполнения задачи. Можно предложить роль организатора, руководителя, при этом требовать строгого выполнения служебных обязанностей Тип № 14 Э: 17-20 Н: 21-24 Властный, мнительный, подозрительный, педантичный. Всегда стремится к первенству. Мелочный, наслаждается любым превосходством, язвителен. Склонен к насмешке над более слабым. Мстителен, пренебрежителен в общении. Деспотичен. Легко утомляем. Нельзя относится равнодушно. Дать возможность занять лидерское положение, однако, при этом следует выбрать пост, на котором он больше внимания уделял бы бумагам, чем людям. Поощрять волю и упорство. Поощрять позитивное отношение к окружающим. Поощрять настойчивость в достижении лидирующего положения в составе группы, службы. Тип № 15 Э: 9-16 Н: 21-24 Вечно недовольный, ворчливый склонный к придиркам. Мелочно-требовательный. Легко обижается по пустякам. Часто хмурый раздражительный. Завистлив. В делах неуверенный, в отношениях -подчиненный. Перед трудностями пасует. В группе держится в стороне. Злопамятен, друзей, как правило не имеет. Голос тихий резкий. К язвительности не склонен. Желательно наладить хотя бы минимальные взаимоотношения основываясь на мнительности данного человека. Можно интересоваться его самочувствием, успехами. Хорошо выполняет канцелярскую работу — высоко развиты педантичные свойства. Поощрять за точное выполнение служебных обязанностей, делать это в присутствии сослуживцев — это позволит как-то наладить взаимоотношения с сослуживцами. Тип 16 Э: 5-8 Н: 21-24 Высокочувствительный, недоверчивый, молчаливый, замкнуто-обидчивый тип. Самолюбивый, независимый имеет критический ум. Пессимист. Склонен к обобщенному мышлению. Часто неуверен в себе. По натуре затаенно-страстный. В подходе желательны: оберегающий режим, поощрения при сослуживцах, доброжелательность, уважительность. Следует поддерживать справедливые критические суждения, но не допускать критиканства. Поощрять стремление в достижении успеха в составе группы, службы. Тип № 17 Э: 17-20 Н: 5-8 Очень эмоционален, восторженный, жизнерадостный, общительный, влюбчивый. В контактах неразборчив, дружески настроен ко всем. Непостоянен, наивен, ребячлив, пользуется симпатиями окружающих. Фантазер. Не стремится к лидерству. Предпочитает интимно-дружеские связи. Поддерживать положительный настрой, поощрять желание в разработке новых идей. При выполнении обязанностей начальника службы, группы требовать точного соблюдения сроков и объема выполняемых работ, Поощрять настойчивость в достижении успеха в составе группе. Обратить внимание на выработку волевых качеств. Тип № 20 Э: 17-20 Н: 17-20 Очень демонстративен, не умеет сопереживать, эмоционально беден, любит противопоставлять себя коллективу. Очень напорист в достижении значимых для себя целей, ценностей. Престижен. Часто фальшив, практичен. Режим взаимодействия мягкий, терпимый, чтобы не обострять негативные качества. Поощрять стремление достичь успеха в составе группы, службы. Необходим контроль в выполнении объема и качества работ в ненавязчивой форме. Борьбу за первенство необходимо облечь в приемлемую для организации форму. Тип№ 21 Э: 13-16 Н: 9-12 Очень энергичен, жизнерадостен, «любимец публики». Одарен, артистичен, малоутомляем. Серьезно работать над достижением цели не стремится. Легко все бросает, часто прерывает дружбу. Поверхностен, имеет малый социальный опыт. Требует строгого отношения. В коллективе не стоит выбирать на лидерские должности. Строго требовать выполнение объема и точности выполнения поставленной задачи. Ставя задачи расписывать сроки выполнения, контролировать их выполнение. Поощрять приобретение новых навыков -например изучение иностранного языка. Помогать планировать свой рабочий день. Тип № 22 Э: 9-12 Н: 9-12 Пассивно-безразличный. Уверен в себе. В отношении к окружающим жестко-требователен. Злопамятен. Часто проявляет пассивное упрямство. Очень педантичен, мелочен, хладнокровен, рассудителен. Ригидный, предпочитает привычные дела и монотонность быта. Интонации речи не выразительны. Малоэстетичен. Создать ощущение заинтересованности в нем руководителей. Следует интересоваться мелочами быта, самочувствием. Использовать присущие черты педантичности, поручая высокоответственную работу. Поощрять за исполнительность. Целесообразно не назначать на руководящие должности, тем более связанные с руководством людьми. Тип№ 23 Э: 17-20 Н: 9-12 Общительный, активный, инициативный, увлекающийся. Может управлять собой. Умеет • добиваться поставленной цели. Честолюбив, любит лидировать, пользуется доверием окружающих. Хороший организатор. Характер легкий. Эстетичен. Оживленный. Создать возможность лидерства. Помогать в решении групповых и индивидуальных задач. Следить, чтобы ставились реальные цели. Поддерживать лидерские качества, по возможности ставить задачи помощи сослуживцам в деликатной форме. Не давать большую служебную нагрузку. Тип № 24 Э: 13-16 Н: 5-8 Активный, уравновешенный, инициативный, энергичный тип. Привязчив к немногочисленным друзьям. Умеет ставить перед собой задачи и добиваться решений. Не склонен к соперничеству. Иногда обидчив. Упорядочен. Предпочитает спокойное доверительное отношение со стороны сослуживцев и руководства. Требует мало контроля. Желательно отлаживание четких деловых контактов. Тип № 25 Э: 9-12 Н: 5-8 Активен, иногда взрывчатый, иногда беспечно-веселый. Часто спокоен, безразличен. Инициативы почти не проявляет, предпочитает действовать по указке. Пассивен в социальных контактах. К эмоциональным переживаниям не расположен. Склонен к монотонной, кропотливой работе. Желательно спокойно-деловое отношение. Находить и рекомендовать лучше индивидуальные задания. Ставить на должность мало связанную с активным общением с клиентами. Хорошо справляется с административной работой. Тип№ 26 Э: 5-8 Н: 9-12 Спокоен, уравновешен, терпелив, педантичен. Честолюбив. Целеустремлен. Имеет твердые принципы. Временами обидчив. Любит доверительное отношение, спокойный темп работы. Не склонен к панибратству. Желательно поощрять при сослуживцах за аккуратность, исполнительность. Поддерживать усилия, направленные на увеличение уверенности в своих силах — чаще доверять сложные задачиТип № 27 Э: 5-8 Н: 13-16 Уравновешенно-меланхоличный. Тонко чувствительный, привязчивый. Ценит доверительно-интимные отношения, спокойный. Ценит юмор, в целом оптимист. Иногда паникует, иногда впадает в депрессию. Однако, чаще спокойно-задумчив. Создать обстановку активно-спокойной деятельности. Желательно избежать жесткой регламентации. Хорошо выполняет работу, связанную с обслуживанием клиентов. С целью увеличения уверенности в своих силах чаще поручать выполнение заданий с высокой степени ответственности. Тип № 28 Э: 9-12 Н: 17-20 Меланхоличный, честолюбивый, упорный, серьезный. Иногда склонен к уныло -тревожному настроению. Дружит с немногочисленным кругом людей. Необидчив. Иногда мнителен, самостоятелен в решении относительно принципиальных вопросов, но зависим от близких в эмоциональной жизни. Рекомендуется направлять усилия на повышении самооценки, укрепления уверенности в себе, в своих силах. Хорошо выполняет работу, связанную с обслуживанием клиентов. Допускается критика, но не в присутствии подчиненных или большого количества сослуживцев. Тип № 29 Э: 13-16 1Ы7-20 Жестко требователен к окружающим: упрям, горд, очень честолюбив. Энергичен, общителен, настроение чаще боевитое. Неудачи скрывает. Любит быть на виду. Хладнокровен. Взаимоотношения строить на основе уважения и высокой требовательности за выполнение своих обязанностей. Возможная критика — является дополнительным стимулом в достижении поставленных целей. Имеет хорошие организаторские способности. Тип № 30 Э: 17-20 Н: 13-16 Гордый, стремится к первенству. Злопамятен, Стремится к лидерству во всем. Энергичен, упорен, спокойный, расчетливый. Любит риск, непреклонен в достижениях. Не лишен артистизма, хотя и суховат. Не допускать зазнайства. Поддерживать позитивные начинания. Помогать в лидерстве, однако не допускать командный стиль во взаимоотношениях с сослуживцами, нейтрализовать озлобленность, поощряя достижение успеха в составе группы. Помогать в оценке своих возможностей. Тип№ 31 Э: 9-12 Н: 13-16 Застенчив, независтлив, стремится к самостоятельности, привязчив, доброжелателен, с близкими людьми проявляет наблюдательность, чувство юмора. Склонен к глубоким доверительным отношениям. Избегает ситуации риска, опасности. Не выносит навязанный темп. Иногда склонен к быстрым решениям. Часто раскаивается в своих поступках, в неудачах обвиняет только себя. Обеспечить спокойную доброжелательную обстановку, стараться вовлекать в активное решение деловых вопросов. Поощрять социальную активность, вовлекать в участие в мероприятиях — семинарах, конференциях и т.п.

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Блейхер В.М. Клиническая патопсихология. — Ташкент: Медицина, 1976г. — 324 с.

    2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. — М.; Просвешение, 1986г. — с.218-225.

    3. Экспериментальная психология. Под ред. Фресс П., Пиаже Ж. — М.; Прогресс, 1875г. — вып. 5, — с.240-243.

    Обработка результатов

    Ключ MPI

    Ответы, совпадающие с ключом, оцениваются в 2 балла, «Не знаю» — в 1 балл, не совпадающие — в 0 баллов.

    ШкалаПрямые утвержденияОбратные утверждения
    Экстраверсия — интроверсия2, 3, 6, 9, 13, 21, 32, 40, 42, 43, 47, 51, 52, 55, 60, 701, 14, 20, 27, 37, 63, 66, 67
    Нейротизм4, 10, 11, 16, 17, 18, 23, 24, 25, 28, 30, 33, 34, 38, 44, 46, 49, 54, 57, 58, 59, 62, 64, 68
    Шкала лжи5, 12, 19, 29, 35, 39, 56, 658, 15, 22, 26, 31, 41, 45, 48, 50, 53, 61, 69

    Ключ EPI

    Ответы, совпадающие с ключом, оцениваются в 1 балл.

    ШкалаПрямые утвержденияОбратные утверждения
    Экстраверсия — интроверсия1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 565, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51
    Нейротизм2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57
    Шкала лжи6, 24, 3612, 18, 30, 42, 48, 54

    Ключ EPQ

    Ответы, совпадающие с ключом, оцениваются в 1 балл.

    ШкалаПрямые утвержденияОбратные утверждения
    Экстраверсия — интроверсия1, 5, 10, 15, 18, 26, 34, 38, 42, 50, 54, 58, 62, 65, 70, 74, 77, 81, 90, 92, 9622, 30, 46, 84
    Нейротизм3, 7, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40, 44, 48, 52, 56, 60, 64, 68, 72, 75, 79, 83, 86, 89, 94, 98
    Психотизм14, 23, 27, 31, 35, 47, 51, 55, 71, 85, 88, 93, 972, 6, 9, 11, 19, 39, 43, 59, 63, 67, 78, 100
    Шкала лжи13, 21, 33, 37, 61, 73, 87, 994, 8, 17, 25, 29, 41, 45, 49, 53, 57, 66, 69, 76, 80, 82, 91, 95

    Приступить к прохождению теста (личностный опросник Айзенка)

    Лимит времени: 0

    Навигация (только номера заданий)

    0 из 101 заданий окончено
    Вопросы:

    1. 1
    2. 2
    3. 3
    4. 4
    5. 5
    6. 6
    7. 7
    8. 8
    9. 9
    10. 10
    11. 11
    12. 12
    13. 13
    14. 14
    15. 15
    16. 16
    17. 17
    18. 18
    19. 19
    20. 20
    21. 21
    22. 22
    23. 23
    24. 24
    25. 25
    26. 26
    27. 27
    28. 28
    29. 29
    30. 30
    31. 31
    32. 32
    33. 33
    34. 34
    35. 35
    36. 36
    37. 37
    38. 38
    39. 39
    40. 40
    41. 41
    42. 42
    43. 43
    44. 44
    45. 45
    46. 46
    47. 47
    48. 48
    49. 49
    50. 50
    51. 51
    52. 52
    53. 53
    54. 54
    55. 55
    56. 56
    57. 57
    58. 58
    59. 59
    60. 60
    61. 61
    62. 62
    63. 63
    64. 64
    65. 65
    66. 66
    67. 67
    68. 68
    69. 69
    70. 70
    71. 71
    72. 72
    73. 73
    74. 74
    75. 75
    76. 76
    77. 77
    78. 78
    79. 79
    80. 80
    81. 81
    82. 82
    83. 83
    84. 84
    85. 85
    86. 86
    87. 87
    88. 88
    89. 89
    90. 90
    91. 91
    92. 92
    93. 93
    94. 94
    95. 95
    96. 96
    97. 97
    98. 98
    99. 99
    100. 100
    101. 101

    Информация

    Отвечайте на вопросы искренне. Здесь нет “плохих” или “хороших” вариантов. Главное – отмечать тот из них, который вам наиболее близок. Только таким образом вы сможете получить точные результаты, отражающие ваши отличительные особенности. Время прохождения теста не ограничено, но старайтесь не затягивать с выбором варианта, отвечайте “от души”.

    Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.

    Тест загружается…

    Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.

    Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:

    Результаты

    Ваше время:
    Время вышло

    Рубрики

    1. Шкала интроверсии — экстраверсии 0%
    2. Шкала неискренности 0%
    3. Шкала нейротизма 0%
    4. Шкала психотизма 0%
    • Первым делом обратите внимание на шкалу неискренности. Если полученный результат превышает 40%, значит, вы отвечали недостаточно искренне. Попробуйте пройти тест заново, отвечая на вопросы более откровенно. Если же вы уверены, что на все вопросы отвечали честно, то возможно вы просто идеальный человек, на которого опросник не рассчитан=)
      Высокие баллы по шкале интроверсии – экстраверсии соответствуют экстравертированному типу личности, низкие – интровертированному. Средние значения составляют 27-62%.

      Высокие баллы по шкале нейротизма указывают на высокий уровень психической нестабильности. Характерные черты – беспокойство, тревожность, обидчивость. Средние значения составляют 33-66%.

      Высокие баллы по шкале психотизма указывают на высокую конфликтность. В таком случае может быть противопоказана работа с людьми. Средние значения составляют 20-48%.

      Для определения темперамента воспользуйтесь кругом Айзенка.

      Сангвиника определяют высокие баллы по экстраверсии и низкие по нейротизму.

      Флегматик – низкие баллы по экстраверсии и низкие по нейротизму.

      Холерик – высокие баллы по экстраверсии и высокие по нейротизму.

      Меланхолик – низкие баллы по экстраверсии и высокие по нейротизму.

      Средние значения свидетельствуют о смешанном типе темперамента. Например, средние баллы по экстраверсии и высокие по нейротизму означают то, что ваши темпераменты – меланхолик и холерик.

      P.S. Не стоит воспринимать результаты теста слишком серьёзно. Только специалист (психолог или психотерапевт) может максимально достоверно определить ваш тип темперамента.

    1. 1
    2. 2
    3. 3
    4. 4
    5. 5
    6. 6
    7. 7
    8. 8
    9. 9
    10. 10
    11. 11
    12. 12
    13. 13
    14. 14
    15. 15
    16. 16
    17. 17
    18. 18
    19. 19
    20. 20
    21. 21
    22. 22
    23. 23
    24. 24
    25. 25
    26. 26
    27. 27
    28. 28
    29. 29
    30. 30
    31. 31
    32. 32
    33. 33
    34. 34
    35. 35
    36. 36
    37. 37
    38. 38
    39. 39
    40. 40
    41. 41
    42. 42
    43. 43
    44. 44
    45. 45
    46. 46
    47. 47
    48. 48
    49. 49
    50. 50
    51. 51
    52. 52
    53. 53
    54. 54
    55. 55
    56. 56
    57. 57
    58. 58
    59. 59
    60. 60
    61. 61
    62. 62
    63. 63
    64. 64
    65. 65
    66. 66
    67. 67
    68. 68
    69. 69
    70. 70
    71. 71
    72. 72
    73. 73
    74. 74
    75. 75
    76. 76
    77. 77
    78. 78
    79. 79
    80. 80
    81. 81
    82. 82
    83. 83
    84. 84
    85. 85
    86. 86
    87. 87
    88. 88
    89. 89
    90. 90
    91. 91
    92. 92
    93. 93
    94. 94
    95. 95
    96. 96
    97. 97
    98. 98
    99. 99
    100. 100
    101. 101
    1. С ответом
    2. С отметкой о просмотре
    1. Задание 1 из 101
      1.

      У вас много различных хобби.

    2. Задание 2 из 101

      2.

      Вы обдумываете предварительно то, что собираетесь делать.

    3. Задание 3 из 101

      3.

      У вас часто бывают спады и подъемы настроения.

    4. Задание 4 из 101

      4.

      Вы претендовали когда-нибудь на похвалу за то, что в действительности сделал другой человек?

    5. Задание 5 из 101

      5.

      Вы разговорчивый человек.

    6. Задание 6 из 101

      6.

      Вас беспокоило бы то, что вы залезли в долги.

    7. Задание 7 из 101

      7.

      Вам приходилось чувствовать себя несчастным человеком без особых на то причин.

    8. Задание 8 из 101

      8.

      Вам случалось когда-нибудь пожадничать, чтобы получить больше того, что вам полагалось.

    9. Задание 9 из 101

      9.

      Вы тщательно запираете дверь на ночь.

    10. Задание 10 из 101

      10.

      Вы считаете себя жизнерадостным человеком.

    11. Задание 11 из 101

      11.

      Увидев, как страдает ребенок, животное, вы бы сильно расстроились.

    12. Задание 12 из 101

      12.

      Вы часто переживаете из-за того, что сделали или сказали что-то, чего не следовало бы делать и говорить.

    13. Задание 13 из 101

      13.

      Вы всегда исполняете свои обещания, даже если лично вам это очень неудобно.

    14. Задание 14 из 101

      14.

      Вы получили бы удовольствие, прыгая с парашютом.

    15. Задание 15 из 101

      15.

      Способны ли вы дать волю чувствам и вовсю повеселиться в шумной компании?

    16. Задание 16 из 101

      16.

      Вы раздражительны.

    17. Задание 17 из 101

      17.

      Вы когда-нибудь обвиняли кого-нибудь в том, в чем были виноваты вы сами?

    18. Задание 18 из 101

      18.

      Вам нравится знакомиться с новыми людьми.

    19. Задание 19 из 101

      19.

      Вы верите в пользу страхования.

    20. Задание 20 из 101

      20.

      Легко ли вас обидеть?

    21. Задание 21 из 101

      21.

      Все ваши привычки хороши и желательны.

    22. Задание 22 из 101

      22.

      Вы стараетесь быть в тени, находясь в обществе.

    23. Задание 23 из 101

      23.

      Стали бы вы принимать средства, которые могут привести вас в необычное или опасное состояние (алкоголь, наркотики)?

    24. Задание 24 из 101

      24.

      Вы часто испытываете такое состояние, когда все надоело.

    25. Задание 25 из 101

      25.

      Вам случалось брать вещь, принадлежащую другому лицу, будь это даже такая мелочь, как булавка или пуговица.

    26. Задание 26 из 101

      26.

      Вам нравится часто ходить к кому-нибудь в гости и бывать в обществе.

    27. Задание 27 из 101

      27.

      Вам доставляет удовольствие обижать тех, кого вы любите.

    28. Задание 28 из 101

      28.

      Вас часто беспокоит чувство вины.

    29. Задание 29 из 101

      29.

      Вам приходилось говорить о том, в чем вы плохо разбираетесь.

    30. Задание 30 из 101

      30.

      Вы обычно предпочитаете книги встречам с людьми.

    31. Задание 31 из 101

      31.

      У вас есть явные враги.

    32. Задание 32 из 101

      32.

      Вы назвали бы себя нервным человеком?

    33. Задание 33 из 101

      33.

      Вы всегда извиняетесь, когда нагрубите другому.

    34. Задание 34 из 101

      34.

      У вас много друзей.

    35. Задание 35 из 101

      35.

      Вам нравится устраивать розыгрыши и шутки, которые иногда могут действительно причинить людям боль.

    36. Задание 36 из 101

      36.

      Вы беспокойный человек?

    37. Задание 37 из 101

      37.

      В детстве вы всегда безропотно и немедленно выполняли то, что вам приказывали.

    38. Задание 38 из 101

      38.

      Вы считаете себя беззаботным человеком.

    39. Задание 39 из 101

      39.

      Много ли для вас значат хорошие манеры и чистоплотность?

    40. Задание 40 из 101

      40.

      Волнуетесь ли вы по поводу каких-либо ужасных событий, которые могли бы случиться, но не случились?

    41. Задание 41 из 101

      41.

      Вам случалось сломать или потерять чужую вещь.

    42. Задание 42 из 101

      42.

      Вы обычно первыми проявляете инициативу при знакомстве.

    43. Задание 43 из 101

      43.

      Вы можете легко понять состояние человека, если он делится с вами заботами.

    44. Задание 44 из 101

      44.

      У вас часто нервы бывают натянуты до предела.

    45. Задание 45 из 101

      45.

      Бросите ли вы ненужную бумажку на пол, если под рукой нет корзины?

    46. Задание 46 из 101

      46.

      Вы больше молчите, находясь в обществе других людей.

    47. Задание 47 из 101

      47.

      Считаете ли вы, что брак старомоден и его следует отменить?

    48. Задание 48 из 101

      48.

      Вы иногда чувствуете жалость к себе.

    49. Задание 49 из 101

      49.

      Вы иногда много хвастаетесь.

    50. Задание 50 из 101

      50.

      Вы легко можете внести оживление в довольно скучную компанию.

    51. Задание 51 из 101

      51.

      Раздражают ли вас осторожные водители?

    52. Задание 52 из 101

      52.

      Вы беспокоитесь о своем здоровье.

    53. Задание 53 из 101

      53.

      Вы говорили когда-нибудь плохо о другом человеке?

    54. Задание 54 из 101

      54.

      Вы любите пересказывать шутки и анекдоты своим друзьям.

    55. Задание 55 из 101

      55.

      Для вас большинство пищевых продуктов одинаково на вкус.

    56. Задание 56 из 101

      56.

      Бывает ли у вас иногда дурное настроение?

    57. Задание 57 из 101

      57.

      Вы дерзили когда-нибудь своим родителям в детстве?

    58. Задание 58 из 101

      58.

      Вам нравится общаться с людьми.

    59. Задание 59 из 101

      59.

      Вы переживаете, если узнаете, что допустили ошибки в своей работе.

    60. Задание 60 из 101

      60.

      Вы страдаете от бессонницы.

    61. Задание 61 из 101

      61.

      Вы всегда моете руки перед едой.

    62. Задание 62 из 101

      62.

      Вы из тех людей, которые не лезут за словом в карман.

    63. Задание 63 из 101

      63.

      Вы предпочитаете приходить на встречу немного раньше назначенного срока.

    64. Задание 64 из 101

      64.

      Вы чувствуете себя апатичным, усталым без какой-либо причины.

    65. Задание 65 из 101

      65.

      Вы когда-нибудь плутовали в игре?

    66. Задание 66 из 101

      66.

      Вам нравится работа, требующая быстрых действий.

    67. Задание 67 из 101

      67.

      Ваша мать хороший человек (была хорошим человеком).

    68. Задание 68 из 101

      68.

      Часто вам кажется, что жизнь ужасно скучна.

    69. Задание 69 из 101

      69.

      Вы когда-нибудь пользовались оплошностью другого человека в своих целях?

    70. Задание 70 из 101

      70.

      Вы часто берете на себя больше, чем позволяет время.

    71. Задание 71 из 101

      71.

      Есть люди, которые стараются избегать вас.

    72. Задание 72 из 101

      72.

      Вас очень заботит ваша внешность.

    73. Задание 73 из 101

      73.

      Вы всегда вежливы, даже с неприятными людьми.

    74. Задание 74 из 101

      74.

      Вы считаете, что люди затрачивают слишком много времени, чтобы обеспечивать свое будущее, откладывая сбережения, страхуя себя и свою жизнь.

    75. Задание 75 из 101

      75.

      Возникло ли у вас когда-нибудь желание умереть?

    76. Задание 76 из 101

      76.

      Вы попытались бы избежать уплаты налога с дополнительного заработка, если бы были уверены, что вас никогда не смогут уличить в этом.

    77. Задание 77 из 101

      77.

      Вы можете внести оживление в компанию.

    78. Задание 78 из 101

      78.

      Вы стараетесь не грубить людям.

    79. Задание 79 из 101

      79.

      Вы долго переживаете после случившегося конфуза.

    80. Задание 80 из 101

      80.

      Вы когда-нибудь настаивали на том, чтобы было по-вашему.

    81. Задание 81 из 101

      81.

      Вы часто приезжаете на вокзал в последнюю минуту перед отходом поезда.

    82. Задание 82 из 101

      82.

      Вы когда-нибудь намеренно говорили что-нибудь неприятное или обидное для человека.

    83. Задание 83 из 101

      83.

      Вас беспокоили ваши нервы.

    84. Задание 84 из 101

      84.

      Вам неприятно находиться среди людей, которые подшучивают над товарищами.

    85. Задание 85 из 101

      85.

      Вы легко теряете друзей по своей вине.

    86. Задание 86 из 101

      86.

      Вы часто испытываете чувство одиночества.

    87. Задание 87 из 101

      87.

      Ваши слова всегда совпадают с делом.

    88. Задание 88 из 101

      88.

      Нравится ли вам иногда дразнить животных.

    89. Задание 89 из 101

      89.

      Вы легко обижаетесь на замечания, касающиеся лично вас и вашей работы.

    90. Задание 90 из 101

      90.

      Жизнь без какой-либо опасности показалась бы вам слишком скучной.

    91. Задание 91 из 101

      91.

      Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или на работу?

    92. Задание 92 из 101

      92.

      Вам нравится суета и оживление вокруг вас.

    93. Задание 93 из 101

      93.

      Вы хотите, чтобы люди боялись вас.

    94. Задание 94 из 101

      94.

      Верно ли, что вы иногда полны энергии и все горит в руках, а иногда совсем вялы?

    95. Задание 95 из 101

      95.

      Вы иногда откладываете на завтра то, что должны сделать сегодня.

    96. Задание 96 из 101

      96.

      Считают ли вас живым и веселым человеком?

    97. Задание 97 из 101

      97.

      Часто ли вам говорят неправду?

    98. Задание 98 из 101

      98.

      Вы очень чувствительны к некоторым явлениям, событиям, вещам.

    99. Задание 99 из 101

      99.

      Вы всегда готовы признать свои ошибки.

    100. Задание 100 из 101

      100.

      Вам когда-нибудь бывало жалко животное, которое попало в капкан.

    101. Задание 101 из 101

    Интерпретация результатов

    MPI

    Экстраверсия:

    • от 32 до 48 — «чистый» экстраверт
    • от 16 до 32 — амбивалентность, неопределённость
    • от 0 до 16 — «чистый» интроверт

    Нейротизм:

    • от 32 до 48 — ярко выраженный нейротизм
    • от 16 до 32 — средний балл
    • от 0 до 16 — эмоциональная устойчивость

    Ложь:

    • более 20 — абсолютная недостоверность результатов
    • от 16 до 20 — сомнительный результат
    • от 5 до 15 баллов — достоверный результат
    • 4 балла и менее — сомнительный результат

    EPI

    Экстраверсия:

    • больше 19 — яркий экстраверт,
    • больше 15 — экстраверт
    • 12 — среднее значение,
    • меньше 9 — интроверт,
    • меньше 5 — глубокий интроверт.

    Нейротизм:

    • больше 19 — очень высокий уровень нейротизма,
    • больше 14 — высокий уровень нейротизма,
    • 9 — 13 — среднее значение,
    • меньше 7 — низкий уровень нейротизма.

    Ложь:

    • больше 4 — неискренность в ответах, свидетельствующая также о некоторой демонстративности поведения и ориентированности испытуемого на социальное одобрение,
    • меньше 4 — норма.

    EPQ

    Экстраверсия:

    • более 15 — «чистый» экстраверт
    • от 7 до 15 — амбивалентность, неопределённость
    • от 0 до 6 — «чистый» интроверт

    Нейротизм:

    • более 16 — ярко выраженный нейротизм
    • от 8 до 16 — средний балл
    • от 0 до 7 — эмоциональная устойчивость

    Психотизм:

    • более 10 — работа с людьми противопоказана
    • от 6 до 10 — есть склонность к эмоциональной неадекватности
    • от 0 до 5 — отсутствует

    Ложь:

    • более 10 — недостоверный результат

    Тест Айзенка

    Тестируемому предлагается ответить на 57 вопросов, моделирующих различные жизненные ситуации и направленных на выявление обычного для данного индивида способа поведения в данных ситуациях. Отвечать предписывается «да» или «нет» (соответственно «+» или «—»), отражая первый пришедший в голову «естественный» ответ на каждый из вопросов.

    Содержит данный опросник и своеобразную «подстраховку» — часть показателей свидетельствуют о неискренности в ответах, а также некоторой склонности к демонстративности поведения. Такие люди более ориентированы на одобрение извне, нежели на самоанализ.

    Интерпретация результатов тестирования

    При интерпретации результатов теста используется список психологических характеристик, которые нанесены на систему координат, вписанную в круг. Отдельно рассматривается степень выраженности каждого свойства личности.

    В ходе интерпретации результатов теста оценивается и удалённость значения показателя от центра круга, так как степень удалённости обозначает уровень отклонения данного параметра от среднего значения.

    Автор методики считал, что выделенные И. П. Павловым сильный и слабый типы личности довольно близки по сути к экстровертированному и интровертированному типам темперамента.

    Описание шкал

    Экстраверсия — интроверсия

    Характеризуя типичного экстраверта, автор отмечает его общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Он действует под влиянием момента, ипульсивен, вспыльчив, беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам. На него не всегда можно положиться.

    Типичный интроверт — это спокойный, застенчивый, интроективный человек, склонный к самоанализу. Сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя. Обладает пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы.

    Нейротизм

    Характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональная стабильность или нестабильность). Нейротизм, по некоторым данным, связан с показателями лабильности нервной системы. Эмоциональная устойчивость — черта, выражающая сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства, а также склонностью к лидерству, общительности. Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Нейротизму соответствует эмоциональность, импульсивность; неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях может развиться невроз.

    Представление результатов по шкалам экстраверсии и нейротизма осуществляется при помощи системы координат. Интерпретация полученных результатов проводится на основе психологических характеристик личности, соответствующих тому или иному квадрату координатной модели с учетом степени выраженности индивидуально-психологических свойств и степени достоверности полученных данных.

    Психотизм

    Эта шкала говорит о склонности к асоциальному поведению, вычурности, неадекватности эмоциональных реакций, высокой конфликтности, неконтактности, эгоцентричное, эгоистичности, равнодушию. Согласно Айзенку, высокие показатели по экстраверсии и нейротизму соответствуют психиатрическому диагнозу истерии, а высокие показатели по интроверсии и нейротизму — состоянию тревоги или реактивной депрессии. Нейротизм и психотизм в случае выраженности этих показателей понимаются в качестве «предрасположенности» к соответствующим видам патологии.

    Это интересно

    Интересный факт! Исследования, которые вошли в основу будущего теста, проводились на солдатах-невротиках.

    Экстраверсия

    • Типичный экстраверт. Открытый и общительный, чувствует необходимость находиться в социуме, где проявляет высокую активность. Преобладают положительные эмоции, контроль чувств снижен.
    • Типичный интроверт. Замкнутый, слабо контактный с людьми человек, который предпочитает внешнему миру внутренний. Любит самоанализ, из-за чего серьезен при принятии решений, предпочитает не рисковать. Эмоциональный фон направлен в сторону негатива, но вывести интроверта из себя очень сложно.

    Нейротизм

    • Устойчивость. Характеризуется умением приспосабливаться к различным переменам, добиваться своей цели, не реагируя на окружающие раздражители. Такой человек редко беспокоится или боится будущего. Характерна сниженная эмоциональность.
    • Лабильность. Плохой уровень адаптации к переменам, а также постоянное переживание и страх. Выражается в быстрой смене настроений и плохом контроле чувств. Такого человека легко сбить с намеченного пути.

    Типология личности

    По Айзенку

    Привлекая данные из физиологии высшей нервной деятельности, Айзенк высказывает гипотезу о том, что сильный и слабый типы, по Павлову, очень близки к экстравертированному и интровертированному типам личности. Природа интроверсии и экстраверсии усматривается во врожденных свойствах центральной нервной системы, которые обеспечивают уравновешенность процессов возбуждения и торможения.

    Таким образом, используя данные обследования по шкалам экстраверсии, интроверсии и нейротизма, можно вывести показатели темперамента личности по классификации Павлова, который описал четыре классических типа: сангвиник (по основным свойствам центральной нервной системы характеризуется как сильный, уравновешенный, подвижный), холерик (сильный, неуравновешенный, подвижный), флегматик (сильный, уравновешенный, инертный), меланхолик (слабый, неуравновешенный, инертный).

    «Чистый» сангвиник

    быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило, неглубоки. Мимика богатая, подвижная, выразительная. Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка, жизни, системы в работе. В связи с этим не может успешно выполнять дело, требующее равной затраты сил, длительного и методичного напряжения, усидчивости, устойчивости внимания, терпения. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности вырабатываются поверхностность и непостоянство.

    Холерик

    отличается повышенной возбудимостью, действия прерывисты. Ему свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний. Вследствие неуравновешенности, увлекшись делом, склонен действовать изо всех сил, истощаться больше, чем следует. Имея общественные интересы, темперамент проявляет в инициативности, энергичности, принципиальности. При отсутствии духовной жизни холерический темперамент часто проявляется в раздражительности, эффективности, несдержанности, вспыльчивости, неспособности к самоконтролю при эмоциональных обстоятельствах.

    Флегматик

    характеризуется сравнительно низким уровнем активности поведения, новые формы которого вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обладает медлительностью и спокойствием в действиях, мимике и речи, ровностью, постоянством, глубиной чувств и настроений. Настойчивый и упорный «труженик жизни», он редко выходит из себя, не склонен к аффектам, рассчитав свои силы, доводит дело до конца, ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать. Экономит силы, попусту их не тратит. В зависимости от условий в одних случаях флегматик может характеризоваться «положительными» чертами — выдержкой, глубиной мыслей, постоянством, основательностью и т. д., в других — вялостью, безучастностью к окружающему, ленью и безволием, бедностью и слабостью эмоций, склонностью к выполнению одних лишь привычных действий.

    Меланхолик.

    У него реакция часто не соответствует силе раздражителя, присутствует глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении. Ему трудно долго на чем-то сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхолика продолжительную тормозную реакцию (опускаются руки). Ему свойственны сдержанность и приглушенность моторики и речи, застенчивость, робость, нерешительность. В нормальных условиях меланхолик — человек глубокий, содержательный, может быть хорошим тружеником, успешно справляться с жизненными задачами. При неблагоприятных условиях может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного, ранимого человека, склонного к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают.

    По Суходольскому

    С другой стороны, как правило, следует говорить о преобладании тех или иных черт темперамента, поскольку в жизни в чистом виде они встречаются редко. Именно поэтому Г.В. Суходольский считает, что необходимо выделять не четыре («чистые» типы – это абстракция), а девять типов личности: норму и восемь акцентуаций. Помимо четырех «чистых» типов Г.В. Суходольским предложены четыре «промежуточных»:

    • холерически-сангвинический (т.е. «чистый» экстравертированный в сочетании со средним баллом нейротизма)
    • сангвинически-флегматический, (т.е. «устойчивый» тип в сочетании с амбивалентностью экстраверсии-интроверсии)
    • флегматико-меланхолический, (т.е. «чистый» интравертированный в сочетании со средним баллом нейротизма)
    • меланхолически-холерический, (т.е. «нейротический» тип в сочетании с амбивалентностью экстраверсии-интроверсии)
    • нормальный тип.

    По мнению Г.В. Суходольского, типологию Г. Айзенка, можно представить в виде матрицы, строки которой характеризуют направленность (интроверсия; средние значения; экстраверсия), столбцы соответствуют уровням эмоциональной устойчивости (нейротизм; средние значения; стабильность), а элементы – статистически нормальный и уклоняющийся от него типы.

    Каждому типу личности соответствуют следующие внешние проявления:

    • Холерик (X)
      – агрессивный, вспыльчивый, меняющий свои взгляды/импульсивный.
    • Холерически-сангвинический (ХС) тип
      – оптимистический, активный, экстравертированный, общительный, доступный.
    • Сангвиник (С)
      – говорливый, быстро реагирующий, непринужденный, живой.
    • Сангвинически-флегматический (СФ) тип
      – беззаботный, лидирующий» стабильный, спокойный, уравновешенный.
    • Флегматик (Ф)
      – надежный, владеющий собой, миролюбивый, рассудительный.
    • Флегматико-меланхолический (ФМ) тип
      — старательный, пассивный, интроверт, тихий, необщительный.
    • Меланхолик (М)
      – сдержанный, пессимистический, трезвый, ригидный.
    • Меланхолически-холерический (MX) тип
      – добросовестный, капризный, нейротичный, обидчивый, неспокойный.
    • Нормальный тип (Н)
      .

    Типы темперамента и их характеристика

    Свойства темперамента

    Для разделения темперамента на 4 типа, было выделено несколько свойств данного понятия:

    • Эмоциональная возбудимость. Отображает тот минимальный уровень раздражителя, воздействие которого вызовет эмоциональный отклик.
    • Активность и неактивность. Активность отображает количество внутренних энергетических ресурсов, которые использует человек для достижения цели. Неактивность показывает, насколько человек невосприимчив к раздражителям, например, оскорблениям.
    • Пластичность и ригидность. Оба понятия отображают, насколько человек способен приспосабливаться к изменению внешних условий.
    • Экстраверсия и интроверсия. Экстраверты зависят от проявлений внешнего мира, а интроверты – от внутренних особенностей собственной психики.
    • Темп реакций. Отображает скорость реагирования на раздражитель, темп речи, моторику, а также быстроту восприятия информации.

    Тестовый опросник Айзенка позволяет определить выраженность каждого из свойств, благодаря чему и формируется результат. Кроме того, методика также учитывает такой критерий, как достоверность ответов, что позволяет избегать ошибок, если человек лжет.

    Виды темперамента

    Характеристика основных видов темперамента:

    • Холерик. Отличается повышенной возбудимостью и сниженными показателями тормозных реакций. Он активный, склонен к частым сменам настроения, вспыльчив, иногда агрессивен. Движения, мимика и речь холерика порывистые и быстрые. Контроль над эмоциями и чувствами снижен.
    • Меланхолик. У него тоже снижен контроль над эмоциональным фоном. Меланхолик очень восприимчив к раздражителям, отличается чувствительностью. Такие люди замкнуты, боятся перемен, постоянно переживают. Эмоции в большинстве своем отрицательны.
    • Сангвиник. Считается наиболее уравновешенным в плане реактивности и тормозных реакций типом темперамента. Он отличается быстрой сменой впечатлений, интересов, планов, деятельности. Проявляется высокую активность в тех сферах, которые ему интересны. Сангвиники отзывчивы и жизнерадостны, для них характерно некоторое легкомыслие.
    • Флегматик. Главное отличительное качество флегматика – спокойствие. Его очень трудно вывести из равновесия, но в то же время адаптационные возможности у него очень низкие. Он долго переключается из одного состояния в другое, поэтому его эмоциональный фон обычно постоянный.

    Проявление каждого из видов темперамента традиционно можно проиллюстрировать следующим изображением, где поочередно нарисованы: холерик, флегматик, меланхолик и сангвинк:

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]