Описание теста
Сам тест построен на рассмотрении «я-концепции», а именно твоего личного представления о себе. Тебе будут представлены различные качества, например:
- Честность
- Упорство
- Небрежность
- Гордыня
- Доброта
- Гостеприимство
- Хамство
Тест на уровень самооценки
Всего таких качеств личности сорок восемь и все они различны. А тебе необходимо будет выбрать какие качества ты считаешь идеальными или ещё их можно назвать эталонными. Далее необходимо построить ряд-столбцы, из двадцати качеств, от самой привлекательной характеристики, до менее симпатизирующей.
Тебе необходимо будет построить таблицу. Потом ты сможешь возвести значения в колонке d квадрат. Когда ты запишешь все значения в колонку d2, сложи их между собой и ты получишь новый результат. Самой последней характеристикой должна быть наименее привлекательная для тебя.
У данного теста существует определённая формула подсчёта, но как уже было написано выше, эта методика представлена в широком доступе в интернете, и ты можешь в любой момент пройти её, не прибегая к сложным расчётам.
«Я-концепция» в этом случае рассматривается как «идеальная» и «реальная». «Реальная» — это то, что ты представляешь о себе. А «идеальная» — это то, как ты бы хотела себя представлять. Те качества, которые ты бы хотела, чтобы принадлежали тебе.
Если между этими концепциями у тебя много противоречий, то это может свидетельствовать о дисгармонии личности. Значит у тебя нет внутренней стабильности.
Но не стоит забывать, что не один тест не даёт абсолютно правильной характеристики. Поэтому к любой методике необходимо относится критически, либо пройти её несколько раз.
От чего зависит самооценка подростка?
Видение мира подростка уже отличается от видения мира ребенка. Он все еще очень зависит от мнения окружающих, хотя порой старается показать, что ему все равно. Оно влияет на него, несмотря на реакцию.
Подросток может стараться соответствовать ожиданиям людей, мнение которых считает авторитетным. Может действовать вопреки. Но, так или иначе, он его учитывает.
Кроме этого, его самооценка зависит от личных переживаний, собственных амбиций, ожиданий, восприятия текущих событий жизни.
Самооценка подростка, выросшего в полной семье, в среднем выше самооценки подростка из неполной семьи. Так же дело обстоит и с материальным положением. Менее обеспеченные дети стыдятся своей бедности и чувствуют себя менее уверенными в себе.
На них сказывается поведение родителей. Часто дети перенимают ту модель поведения, которую видят в собственной семье. Это происходит на подсознательном уровне. И если родители подростка сами имеют низкую самооценку, они не могут подать другого примера.
Непростой период в жизни
Подростковый возраст – непростой период в жизни, когда ребенок уже перестает быть ребенком, но пока еще не является взрослым человеком. При этом общество ставит ему свои условия: у подростка еще нет полной свободы, воля ограничена, а он чувствует себя зрелой личностью, способной принимать серьезные решения, и контроль начинает его тяготить. Мировоззрение меняется, он ищет новые ориентиры. Максим Горький когда-то емко выразился в своем произведении «Театральное»: «Лет пятнадцати я чувствовал себя на земле очень некрепко, нестойко, все подо мною как будто покачивалось, проваливалось…»
Этими словами можно охарактеризовать ощущение большинства подростков в период взросления. Их самооценка тоже подвергается большим испытаниям.
Родителям уже сложнее найти с ними общий язык, потому что они неохотно делятся переживаниями. Им свойственна тревожность, мнительность, преувеличение. Уже нелегко бывает понять, где в их поведении напускное, а где начинаются реальные проблемы.
Для того, чтобы выяснить уровень самооценки подростков применяются различные методики. Давайте рассмотрим их подробнее.
Ваш психолог. Работа психолога в школе.
Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушение тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями. Тревожность не является изначально негативной чертой. Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги».
Шкала самооценки состоит из двух частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ, высказывания 1-20) и личностную (ЛТ, высказывания 21-4) тревожность.
Показатели РТ и ЛТ подсчитываются по формулам: РТ = Z – G + 35, где Z — сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18; G — сумма остальных зачеркнутых цифр (пункты 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20). ЛТ = Z – G + 35, где Z — сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40; G — сумма остальных цифр по пунктам 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39.
При интерпретации результат можно оценивать так:
- до 30 — низкая тревожность,
- 31–45 — умеренная тревожность,
- 46 и более — высокая тревожность.
Значительные отклонения от умеренной тревожности требуют особого внимания, высокая тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетентности. В этом случае следует снизить субъективную значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе. Низкая тревожность, наоборот, требует повышения внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности. Но иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревожности с целью показать себя в «лучшем свете». Шкалу можно успешно использовать в целях саморегуляции, в целях руководства и психокоррекционной деятельности. Тест может применяться для лиц в возрасте от 16 лет. Для оценки динамики состояния тревожности (например, до занятий аутотренингом и после курса аутотренинга) можно использовать первую половинку шкалы (высказывания 1-20) и сокращенный вариант шкалы, на заполнение которого уходит 10-15 сек.
Показатель РТ высчитывается по формуле: РТ = Z – G + 15, где Z — сумма вычеркнутых цифр по пунктам 2, 5; G — сумма по пунктам 1, 3, 4. Величина показателя меняется от 5 до 20.
Бланк для ответов Фамилия _____________________Имя_____________________ Возраст_______ кл. ____СШ _____Дата____________________
Инструкция. «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, КАК ВЫ ЧУВСТВУЕТЕ СЕБЯ В ДАННЫЙ МОМЕНТ. Над вопросами не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет».
1 — нет, это не так
3 — верно | |
2 — пожалуй, это так | 4 — совершенно верно |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Я спокоен | 1 | 2 | 3 | 4 |
2 | Мне ничто не угрожает | 1 | 2 | 3 | 4 |
3 | Я нахожусь в напряжении | 1 | 2 | 3 | 4 |
4 | Я испытываю сожаление | 1 | 2 | 3 | 4 |
5 | Я чувствую себя спокойно | 1 | 2 | 3 | 4 |
6 | Я расстроен | 1 | 2 | 3 | 4 |
7 | Меня волнуют возможные неудачи | 1 | 2 | 3 | 4 |
8 | Я чувствую себя отдохнувшим | 1 | 2 | 3 | 4 |
9 | Я встревожен | 1 | 2 | 3 | 4 |
10 | Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения | 1 | 2 | 3 | 4 |
11 | Я уверен в себе | 1 | 2 | 3 | 4 |
12 | Я нервничаю | 1 | 2 | 3 | 4 |
13 | Я не нахожу себе места | 1 | 2 | 3 | 4 |
14 | Я взвинчен | 1 | 2 | 3 | 4 |
15 | Я не чувствую скованности, напряженности | 1 | 2 | 3 | 4 |
16 | Я доволен | 1 | 2 | 3 | 4 |
17 | Я озабочен | 1 | 2 | 3 | 4 |
18 | Я слишком возбужден и мне не по себе | 1 | 2 | 3 | 4 |
19 | Мне радостно | 1 | 2 | 3 | 4 |
20 | Мне приятно | 1 | 2 | 3 | 4 |
21 | Я испытываю удовольствие | 1 | 2 | 3 | 4 |
22 | Я очень быстро устаю | 1 | 2 | 3 | 4 |
23 | Я легко могу заплакать | 1 | 2 | 3 | 4 |
24 | Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие | 1 | 2 | 3 | 4 |
25 | Нередко я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решение | 1 | 2 | 3 | 4 |
26 | Обычно я чувствую себя бодрым | 1 | 2 | 3 | 4 |
27 | Я спокоен, хладнокровен и собран | 1 | 2 | 3 | 4 |
28 | Ожидаемые трудности обычно тревожат меня | 1 | 2 | 3 | 4 |
29 | Я слишком переживаю из–за пустяков | 1 | 2 | 3 | 4 |
30 | Я вполне счастлив | 1 | 2 | 3 | 4 |
31 | Я принимаю все слишком близко к сердцу | 1 | 2 | 3 | 4 |
Продолжение | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
32 | Мне не хватает уверенности в себе | 1 | 2 | 3 | 4 |
33 | Обычно я чувствую себя в безопасности | 1 | 2 | 3 | 4 |
34 | Я стараюсь избегать критических состояний и трудностей | 1 | 2 | 3 | 4 |
35 | У меня бывает хандра | 1 | 2 | 3 | 4 |
36 | Я доволен | 1 | 2 | 3 | 4 |
37 | Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня | 1 | 2 | 3 | 4 |
38 | Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу их забыть | 1 | 2 | 3 | 4 |
39 | Я уравновешенный человек | 1 | 2 | 3 | 4 |
40 | Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах | 1 | 2 | 3 | 4 |
Шкала самооценки (сокращенный вариант) Фамилия ________________________Имя_______________________________ Возраст__________________ кл. _________СШ ________Дата______________
Инструкция. «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, КАК ВЫ ЧУВСТВУЕТЕ СЕБЯ В ДАННЫЙ МОМЕНТ. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет». 1 — Нет, это не так. 2 — Пожалуй, так. 3 — Верно. 4 — Совершенно верно.
1. | Я чувствую себя свободно | 1 | 2 | 3 | 4 |
2. | Я нервничаю | 1 | 2 | 3 | 4 |
3. | Я не чувствую скованности | 1 | 2 | 3 | 4 |
4. | Я доволен | 1 | 2 | 3 | 4 |
5. | Я озабочен | 1 | 2 | 3 | 4 |