Что такое социализация
Социализация – это получение человеком социального опыта, в процессе обретения которого субъектом усваиваются этические и эстетические ценности, правила поведения, знания, навыки и психологические установки, свойственные обществу.
Чтобы норма поведения социализировалась, т.е. стала обязательной к выполнению, она должна пройти процесс интериоризации – стать частью внутренних структур психики личности.
Родители и окружение через пример, убеждение и принуждение воспитывают в ребенке привычки, стереотипы действий и реакций: чистить зубы, есть вилкой и ложкой, застегивать пуговицы, завязывать шнурки и т.д.
В процессе адаптации субъекта к обществу принимают участие педагоги, знакомые и друзья, коллеги по учебе и работе, социальные группы и институты.
https://youtu.be/JeXOpHT3elc
Роль семьи в социальной адаптации ребенка
Одной из главных функций семьи является социализация личности ребенка.
Социальная адаптация ребенка заключается в принятии им норм и правил на основе полученного при взаимодействии с обществом опыта.
Роль семьи в этом процессе очень велика, ведь семья как институт социализации является тем самым первым и наиболее значимым институтом, который влияет на становление личности человека.
Именно в семье ребенок приобретает первые знания об обществе, ролях, нормах и законах, узнает о традициях и обычаях, принятых членами данного общества.
В такой обстановке он учится взаимодействовать с другими людьми и подчиняться определенным правилам. Поэтому роль семьи как института социализации при адаптации ребенка в социуме переоценить невозможно.
Факторы социализации
Социализация индивида осуществляется под влиянием генетических, индивидуально-личностных и социальных факторов.
Микрофакторы
Они учитывают влияние нерегулируемых общностей, учебных заведений, религиозных организаций, трудового коллектива, семьи – малых групп.
Требования к личности меняются в зависимости от истории развития социальных структур:
- особенностей перераспределения собственности;
- господствующей религиозной ориентации;
- характеристик трудовых отношений;
- принципов организации коллективов;
- состояния образования.
В условиях стабильного прогрессивного развития или общественно кризиса процессы адаптации отличаются. В последнем случае люди отчуждаются друг от друга, находятся в состоянии беззакония и деформированной системы ценностей.
Макрофакторы
Социальная личность образуется под влиянием институтов государства. Большие социальные общности создают психологические, социально-экономические, политические, культурные и духовные различия.
Важное значение имеет государственная идеология, которая:
- Формирует идентификацию личности, ее социальный статус, перспективы развития, возможности реализации, права и обязанности.
- Закрепляет систему ценностей, образцы поощряемого социального поведения.
- Создает средства массовой информации, политические партии и общественные организации, систему обучения и воспитания подрастающего поколения.
Мезофакторы
К ним относятся влияния на индивида со стороны общностей средних размеров. Свой след на формировании мировоззрения и поведения личности оставляют:
- Национальная принадлежность человека. Людей одного этноса объединяют: язык, традиции, культурные особенности, распространенные стереотипы поведения.
- Государственная религия. Закрепленные в религиозных ритуалах и литературе ценности и святыни часто являются отличительными особенностями принадлежащего к той или иной конфессии человека.
- Специфика региона. Социальное, культурное, историческое своеобразие свойственно многим регионам России. Свои шаблоны поведения, традиции, моральные нормы и духовные ценности имеют, например, казаки или сибиряки.
Функции социализации
Социальный опыт передается от поколения к поколению. При нарушениях в этом процессе возможна асоциализация индивидуумов, групп и даже государств.
Социализирующие институты выполняют следующие функции:
- Социокультурную. Она определяет возможность применения методов и способов адаптации, и при необходимости ограничивает их. Например, в государственных школах многих стран регулируются вопросы религиозного воспитания и образования.
- Интегративную. Выбираются ценности и нормы, которые содействуют объединению различных сил в обществе и направлены на его развитие.
- Реляционную. Передает молодым людям ожидаемые обществом стандарты поведения. Предписывает требования к разным статусно-ролевым структурам и определяет распределение людей в общественном пространстве.
- Нормативную. Устанавливает рамки нормального процесса адаптации субъекта к социуму. Например, в отличии от советского периода, сегодня в России востребованы навыки предприимчивости.
- Регулятивную. Указывает границы, в которых индивидуальные действия не подвергаются осуждению со стороны общества. Осуществляет социальный контроль за поведением отдельного человека. В демократических системах большинство управляющих функций реализуется через саморегулирование. Общественные институты определяют лишь общие рамки и санкции, которые может применить социум в том или ином случае.
В зависимости от выбранных параметров, социологи выделяют и другие функции, свойственные процессу адаптации: компенсаторная, прокреативная, коммуникативно-информационная, ценностно-ориентационная, личностно-преобразовательная.
Десоциализация и ее агенты
Десоциализацией называют процесс, в ходе которого человек утрачивает социальный опыт и навыки. Это может проявляться в незначительной дезориентации личности в обществе, утрате связей с коллективом. Агентами этого процесса являются:
- Неблагополучные семьи;
- Общение с людьми, имеющими психические отклонения;
- Вынужденное пребывание в асоциальных условиях и криминогенной обстановке.
Внимание! Утрата социальных навыков часто обусловлена попаданием человека в экстремальную ситуацию. Если психотравмирующее действие было очень сильным, восстановить социальные навыки уже не удается.
Десоциализация
Социализация – это длительный процесс, предела которому нет. Некоторые ошибочно считают, что к старости она заканчивается. Однако это не так – преклонный возраст позволяет человеку оценить эффективность своего жизненного пути, передав свои навыки следующему поколению.
Типы социализации
Науки, изучающие общество, выделяют следующие виды социализации:
- полную и частичную;
- направленную и ненаправленную;
- семейно-бытовую;
- профессионально-трудовую (организационную);
- субкультурную;
- групповую;
- ресоциализацию;
- гендерную (поло-ролевую).
Человек формируется под влиянием ограничивающих, стимулирующих, направляющих и формирующих становление институтов и агентов.
Ученые, разрабатывающие социологическую теорию, относят к агентам людей, которые ответственны за выработку у субъекта общественных ценностей и обучение его культурным нормам – учителей, друзей, лидеров молодежных группировок, родственников.
Не менее важное воздействие на человека оказывают средства массовой информации, церкви, правоохранительные органы, вооруженные силы, предприятия, образовательные учреждения и представители администрации учебных заведений – общественные институты.
Первичная социализация
В соответствии с возрастом индивидуума можно выделить первичную социализацию – в первой половине жизни, и вторичную, охватывающую зрелость и старость.
Включение в социальные структуры начинается в кругу родных и близких. С нормативно-содержательной точки зрения, агенты, принимающие участие в адаптационных процессах в этот период, относятся к неформальным. Контакты осуществляются на межличностном уровне, их форма и содержание в своей основе не регламентированы.
В дальнейшем большую социализирующую роль играют представители формальных структур – общественные и государственные институты. Они действуют на основании документов, определяющих время, порядок и содержание взаимоотношений.
Неформальные институты функционируют на протяжении всей жизни, но наиболее влиятельны в период становления личности – в детстве и юности, а также в пожилом возрасте. В середине жизни на первый план выходят формально-деловые отношения.
Первые образцы поведения и социальных санкций закладывается в семье. Здесь вырабатываются нормы взаимопомощи и моральной ответственности. Семейное воспитание предполагает:
- участие в процессе взрослого человека;
- индивидуализированную форму передачи человеческого опыта;
- удовлетворение основных потребностей ребенка;
- определение отношения детей к учебе;
- формирование уровня притязаний человека за счет осуждения, безразличия, поддержки или одобрения его решений и поведения.
Начальная адаптация часто носит стихийный характер и зависит от взаимоотношений членов семьи, стиля жизни, их просоциальных или антисоциальных установок, материальных условий, социального статуса, уровня образования и состава.
Ресоциализация
Примеры социализации, изучаемые наукой, содержат процесс, который иногда происходит у взрослых людей во второй половине жизни – ресоциализацию. Она может быть вызвана субъектом осознанно или иметь бессознательную природу. Под воздействием новых обстоятельств личность вынуждена приспосабливаться к изменившимся требованиям окружающей среды.
Процесс вторичной адаптации запускают:
- перемена социального статуса и роли человека в обществе;
- стрессовые факторы: смерть близких, болезнь, природная катастрофа, глобальные социальные конфликты;
- условия, вызывающие изоляцию субъекта, например, попадание в военное училище, психиатрическую лечебницу, колонию, любое другое закрытое учреждение, со своими нормами и ценностями.
Вторичные процессы протекают в разных формах:
- Поверхностной. Корректируются только не основополагающие ценности и внешние шаблоны поведения.
- Адаптационной. Меняются нормы и правила, помогающие приспособиться к ситуации.
- Идентификационной. От личности требуется пересмотреть базовые убеждения и оценки, которые лежат в основе ее самоидентификации.
Групповая
Уровни социализации индивидуума зависят и от характеристик и состава групп, в которые он входит тем или иным образом. Общность людей можно считать группой, если:
- ее члены взаимодействуют регулярно;
- существуют цели взаимодействия, которые являются общими;
- участники выступают как единый организм, осуществляют групповое поведение;
- группе свойственна самоидентификация;
- люди со стороны определяют общность как единое целое.
Основой консолидации является идеология. Члены коллектива имеют одинаковые убеждения, ценности, мотивы, цели и реализуют групповые поведенческие паттерны.
Человек отождествляет себя как члена общности и осознает ее отличие от иных социальных образований. В социализирующем механизме группы можно выделить следующие части:
- обязательства, которые принимает на себя член объединение, если его удовлетворяет качество и объем вознаграждений (выгод), получаемых от взаимодействия;
- оценка группой и индивидуумом последствий реализации взаимных ожиданий, декларируемых норм и целей;
- ролевые изменения, происходящие вследствие динамики взаимоотношений “индивид-группа”, когда происходит коррекция принимаемых сторонами обязательств.
Этапы, которые проходит субъект при ролевых перемещениях:
- Отсутствие членства. Статус характерен для выбывших из коллектива или его потенциальных участников.
- Квазичленство. Не оправдавшие ожидания группы или не достигшие полноправного членства люди наделяются таким статусом.
- Полноценные члены группы. Они пользуются всеми доступными привилегиями, берут на себя полный спектр социальных обязательств.
Гендерная
Стихийная социализация приводит к тому, что ребенок начинает относить себя к женскому или мужскому полу около 3 лет с рождения, а в 3-7 лет уже понимает, что изменить гендерную принадлежность невозможно.
Факторы, которые оказывают влияние на поло-ролевую самоидентификацию и адаптацию:
- Социум наказывает за неприемлемое поло-ролевое поведение и поощряет, когда действия соответствуют гендерному вектору, тем самым усиливая дифференциацию.
- На разделение по полу оказывает воздействие подражание, которое свойственно детям по примеру моделей поведения, существующих в семье, в школе, среди сверстников.
Для общества характерно, что оно осуждает женственное (фемининное) поведение мальчиков, но терпимо относится, когда девочки ведут себя маскулинно (по-мужски).
Социализирующими механизмами по гендерной принадлежности с точки зрения психологии являются:
- поло-ролевые схемы поведения;
- понимание ролей, которые свойственны полу;
- социальные ожидания;
- социальные подкрепления;
- идентификация.
Организационная
Средства социализации используются при подготовке сотрудников в разных организационных структурах.
О положительном результате процесса адаптации человека в компании можно утверждать, если:
- у нового сотрудника отсутствуют неуверенность, страх, чувство напряжения;
- работник свыкся с профессиональной ролью, приобрел необходимые навыки и нужный объем знаний;
- руководителей устраивают результаты его работы;
- оценка трудового вклада руководством и коллективом удовлетворяет работника;
- новый член трудового коллектива хочет развиваться в профессии, связывает с этим свой жизненный успех.
Для того чтобы человек стал полноправной частью структуры предприятия, им должны быть усвоены паттерны профессионального поведения, социокультурные и нравственные ценности организации.
Способность компании социализировать новых членов можно оценить, если проанализировать текучесть кадров, производительность труда и приверженность сотрудников фирме.
Проблемы, которые приходится решать в процессе вхождения субъекта в производственную структуру:
- изменение поведения человека;
- коррекция организационных требований и условий;
- оптимизация взаимодействия между организационным окружением и новым работником.
Кроме официальных требований, в процессе адаптации вновь поступающие сотрудники узнают:
- распределение властных полномочий;
- неписаные, но обязательные к выполнению нормы и правила;
- одобряемый внешний вид;
- свойственные должности поведенческие стереотипы;
- допустимые свободы в выполнении трудового распорядка, использования времени для отдыха.
Досрочная
Проблема социализации возникает на этапе принятия личностью решений о тех или иных формах сотрудничества с обществом.
Перед принятием на себя субъектом полноценных юридических обязательств и вытекающей из этого ответственности, существуют способы его предварительного ознакомления с требованиями и нормами социальных структур, условиями взаимодействий с будущим общественным окружением.
Человеку досрочно предоставляется возможность побыть в роли члена группы, познакомиться с ее традициями, шаблонами поведения, культурными, этическими и эстетическими предпочтениями.
Социальные институты, предлагающие социализироваться досрочно:
- Общности по интересам и профессиям. Человек может присутствовать на собраниях, семинарах, участвовать в открытых мероприятиях, организованных такими структурами специально с целью ознакомления будущих членов с условиями сотрудничества.
- Учебные заведения. Перед тем как поступить в вуз, можно поприсутствовать на лекциях, поучаствовать в практических занятиях, пройти предварительное курсы при университете, институте, колледже.
- Семья. Некоторые пары предпочитают пожить вместе до заключения брака, чтобы познакомиться с семейными отношениями поближе, прочувствовать нюансы и проблемы совместного бытия.
- Религия. Осознанный выбор вероисповедания предполагает предварительное ознакомление с учением, особенностями его традиций и ритуалов, литературой, характером жизни последователей.
- Вооруженные силы. При некоторых военных институтах и училищах организованы постоянно действующие курсы, на которых будущий офицер может пожить жизнью военнослужащего, поучаствовать в процессе обучения и тренировках, перед тем как связать свою судьбу с армией окончательно.
- Пенитенциарная система. Для трудных подростков, попавших в зону внимания полиции, проводятся мероприятия, дающие им возможность ознакомиться с условиями содержания заключенных в тюрьмах и колониях, испытать на себе социальный статус ущемленной в правах личности.
Виды
Для понимания видов социализации необходимо рассмотреть социальные институты, соответствующие каждому этапу развития. На дотрудовой стадии институты способствуют вхождению индивида в социальный мир и освоению им этого мира, его особенностей и законов. В период раннего детства самый первый институт, в рамках которого человек начинает осваивать социальный опыт, — это семья. Далее следуют различные детские учреждения.
В период обучения индивид начинает взаимодействовать с первым более-менее официальным представителем общества — школой. Именно здесь он впервые знакомится с основами социализации. Институты, соответствующие этому периоду, снабжают необходимыми знаниями об окружающем мире. Также в этот период огромную роль играет группа сверстников.
Институты трудовой стадии — это предприятия и трудовые коллективы. Что касается послетрудовой стадии, то вопрос остается пока открытым.
Исходя из институционального контекста, различают два вида социализации: первичную, связанную с приобретением опыта из непосредственного окружения человека, и вторичную, связанную уже с формальным окружением, воздействием учреждений и институтов.
Этапы социализации
Стадии социализации можно выделить в зависимости от возраста:
- Детский период – время становления человеческого “Я”. Ошибки и нарушения на этом этапе часто имеют необратимые последствия для личности. По оценкам науки, 70% навыков, знаний, стереотипов поведения, особенности характера закладывается в это время.
- Подростковый период. Характеризуется физиологической перестройкой организма, влекущей за собой сильные психологические изменения. Молодые люди больше обращают внимание на свой внешний вид и место среди ровесников, становятся перед выбором профессии.
- Взрослый этап – время самореализации человека. Усиливаются связи с выбранной социальной группой, межличностное общение становится более тесным, происходит выбор супруга, накопленный жизненный опыт передается детям.
- Для периода жизни после 50 лет и старости свойственны принятие своей жизни, полного осознания своего “Я”. Происходит постепенное угасание физической и ментальной активности.