Процесс социолизации. Субъективные и объективные условия становления личности


Что такое социализация

Социализация – это получение человеком социального опыта, в процессе обретения которого субъектом усваиваются этические и эстетические ценности, правила поведения, знания, навыки и психологические установки, свойственные обществу.

Чтобы норма поведения социализировалась, т.е. стала обязательной к выполнению, она должна пройти процесс интериоризации – стать частью внутренних структур психики личности.

Родители и окружение через пример, убеждение и принуждение воспитывают в ребенке привычки, стереотипы действий и реакций: чистить зубы, есть вилкой и ложкой, застегивать пуговицы, завязывать шнурки и т.д.

В процессе адаптации субъекта к обществу принимают участие педагоги, знакомые и друзья, коллеги по учебе и работе, социальные группы и институты.

https://youtu.be/JeXOpHT3elc

Роль семьи в социальной адаптации ребенка

Одной из главных функций семьи является социализация личности ребенка.

Социальная адаптация ребенка заключается в принятии им норм и правил на основе полученного при взаимодействии с обществом опыта.

Роль семьи в этом процессе очень велика, ведь семья как институт социализации является тем самым первым и наиболее значимым институтом, который влияет на становление личности человека.

Именно в семье ребенок приобретает первые знания об обществе, ролях, нормах и законах, узнает о традициях и обычаях, принятых членами данного общества.

В такой обстановке он учится взаимодействовать с другими людьми и подчиняться определенным правилам. Поэтому роль семьи как института социализации при адаптации ребенка в социуме переоценить невозможно.

семья как фактор социализации

Факторы социализации

Социализация индивида осуществляется под влиянием генетических, индивидуально-личностных и социальных факторов.

Микрофакторы

Они учитывают влияние нерегулируемых общностей, учебных заведений, религиозных организаций, трудового коллектива, семьи – малых групп.

Требования к личности меняются в зависимости от истории развития социальных структур:

  • особенностей перераспределения собственности;
  • господствующей религиозной ориентации;
  • характеристик трудовых отношений;
  • принципов организации коллективов;
  • состояния образования.

В условиях стабильного прогрессивного развития или общественно кризиса процессы адаптации отличаются. В последнем случае люди отчуждаются друг от друга, находятся в состоянии беззакония и деформированной системы ценностей.

Макрофакторы

Социальная личность образуется под влиянием институтов государства. Большие социальные общности создают психологические, социально-экономические, политические, культурные и духовные различия.

Важное значение имеет государственная идеология, которая:

  1. Формирует идентификацию личности, ее социальный статус, перспективы развития, возможности реализации, права и обязанности.
  2. Закрепляет систему ценностей, образцы поощряемого социального поведения.
  3. Создает средства массовой информации, политические партии и общественные организации, систему обучения и воспитания подрастающего поколения.

Мезофакторы

К ним относятся влияния на индивида со стороны общностей средних размеров. Свой след на формировании мировоззрения и поведения личности оставляют:

  1. Национальная принадлежность человека. Людей одного этноса объединяют: язык, традиции, культурные особенности, распространенные стереотипы поведения.
  2. Государственная религия. Закрепленные в религиозных ритуалах и литературе ценности и святыни часто являются отличительными особенностями принадлежащего к той или иной конфессии человека.
  3. Специфика региона. Социальное, культурное, историческое своеобразие свойственно многим регионам России. Свои шаблоны поведения, традиции, моральные нормы и духовные ценности имеют, например, казаки или сибиряки.

Функции социализации

Социальный опыт передается от поколения к поколению. При нарушениях в этом процессе возможна асоциализация индивидуумов, групп и даже государств.

Социализирующие институты выполняют следующие функции:

  1. Социокультурную. Она определяет возможность применения методов и способов адаптации, и при необходимости ограничивает их. Например, в государственных школах многих стран регулируются вопросы религиозного воспитания и образования.
  2. Интегративную. Выбираются ценности и нормы, которые содействуют объединению различных сил в обществе и направлены на его развитие.
  3. Реляционную. Передает молодым людям ожидаемые обществом стандарты поведения. Предписывает требования к разным статусно-ролевым структурам и определяет распределение людей в общественном пространстве.
  4. Нормативную. Устанавливает рамки нормального процесса адаптации субъекта к социуму. Например, в отличии от советского периода, сегодня в России востребованы навыки предприимчивости.
  5. Регулятивную. Указывает границы, в которых индивидуальные действия не подвергаются осуждению со стороны общества. Осуществляет социальный контроль за поведением отдельного человека. В демократических системах большинство управляющих функций реализуется через саморегулирование. Общественные институты определяют лишь общие рамки и санкции, которые может применить социум в том или ином случае.

В зависимости от выбранных параметров, социологи выделяют и другие функции, свойственные процессу адаптации: компенсаторная, прокреативная, коммуникативно-информационная, ценностно-ориентационная, личностно-преобразовательная.

Десоциализация и ее агенты

Десоциализацией называют процесс, в ходе которого человек утрачивает социальный опыт и навыки. Это может проявляться в незначительной дезориентации личности в обществе, утрате связей с коллективом. Агентами этого процесса являются:

  • Неблагополучные семьи;
  • Общение с людьми, имеющими психические отклонения;
  • Вынужденное пребывание в асоциальных условиях и криминогенной обстановке.

Внимание! Утрата социальных навыков часто обусловлена попаданием человека в экстремальную ситуацию. Если психотравмирующее действие было очень сильным, восстановить социальные навыки уже не удается.


Десоциализация

Социализация – это длительный процесс, предела которому нет. Некоторые ошибочно считают, что к старости она заканчивается. Однако это не так – преклонный возраст позволяет человеку оценить эффективность своего жизненного пути, передав свои навыки следующему поколению.

Типы социализации

Науки, изучающие общество, выделяют следующие виды социализации:

  • полную и частичную;
  • направленную и ненаправленную;
  • семейно-бытовую;
  • профессионально-трудовую (организационную);
  • субкультурную;
  • групповую;
  • ресоциализацию;
  • гендерную (поло-ролевую).

Человек формируется под влиянием ограничивающих, стимулирующих, направляющих и формирующих становление институтов и агентов.

Ученые, разрабатывающие социологическую теорию, относят к агентам людей, которые ответственны за выработку у субъекта общественных ценностей и обучение его культурным нормам – учителей, друзей, лидеров молодежных группировок, родственников.

Не менее важное воздействие на человека оказывают средства массовой информации, церкви, правоохранительные органы, вооруженные силы, предприятия, образовательные учреждения и представители администрации учебных заведений – общественные институты.

Первичная социализация

В соответствии с возрастом индивидуума можно выделить первичную социализацию – в первой половине жизни, и вторичную, охватывающую зрелость и старость.

Включение в социальные структуры начинается в кругу родных и близких. С нормативно-содержательной точки зрения, агенты, принимающие участие в адаптационных процессах в этот период, относятся к неформальным. Контакты осуществляются на межличностном уровне, их форма и содержание в своей основе не регламентированы.

В дальнейшем большую социализирующую роль играют представители формальных структур – общественные и государственные институты. Они действуют на основании документов, определяющих время, порядок и содержание взаимоотношений.

Неформальные институты функционируют на протяжении всей жизни, но наиболее влиятельны в период становления личности – в детстве и юности, а также в пожилом возрасте. В середине жизни на первый план выходят формально-деловые отношения.

Первые образцы поведения и социальных санкций закладывается в семье. Здесь вырабатываются нормы взаимопомощи и моральной ответственности. Семейное воспитание предполагает:

  • участие в процессе взрослого человека;
  • индивидуализированную форму передачи человеческого опыта;
  • удовлетворение основных потребностей ребенка;
  • определение отношения детей к учебе;
  • формирование уровня притязаний человека за счет осуждения, безразличия, поддержки или одобрения его решений и поведения.

Начальная адаптация часто носит стихийный характер и зависит от взаимоотношений членов семьи, стиля жизни, их просоциальных или антисоциальных установок, материальных условий, социального статуса, уровня образования и состава.

Ресоциализация

Примеры социализации, изучаемые наукой, содержат процесс, который иногда происходит у взрослых людей во второй половине жизни – ресоциализацию. Она может быть вызвана субъектом осознанно или иметь бессознательную природу. Под воздействием новых обстоятельств личность вынуждена приспосабливаться к изменившимся требованиям окружающей среды.

Процесс вторичной адаптации запускают:

  • перемена социального статуса и роли человека в обществе;
  • стрессовые факторы: смерть близких, болезнь, природная катастрофа, глобальные социальные конфликты;
  • условия, вызывающие изоляцию субъекта, например, попадание в военное училище, психиатрическую лечебницу, колонию, любое другое закрытое учреждение, со своими нормами и ценностями.

Вторичные процессы протекают в разных формах:

  1. Поверхностной. Корректируются только не основополагающие ценности и внешние шаблоны поведения.
  2. Адаптационной. Меняются нормы и правила, помогающие приспособиться к ситуации.
  3. Идентификационной. От личности требуется пересмотреть базовые убеждения и оценки, которые лежат в основе ее самоидентификации.



Групповая

Уровни социализации индивидуума зависят и от характеристик и состава групп, в которые он входит тем или иным образом. Общность людей можно считать группой, если:

  • ее члены взаимодействуют регулярно;
  • существуют цели взаимодействия, которые являются общими;
  • участники выступают как единый организм, осуществляют групповое поведение;
  • группе свойственна самоидентификация;
  • люди со стороны определяют общность как единое целое.

Основой консолидации является идеология. Члены коллектива имеют одинаковые убеждения, ценности, мотивы, цели и реализуют групповые поведенческие паттерны.

Человек отождествляет себя как члена общности и осознает ее отличие от иных социальных образований. В социализирующем механизме группы можно выделить следующие части:

  • обязательства, которые принимает на себя член объединение, если его удовлетворяет качество и объем вознаграждений (выгод), получаемых от взаимодействия;
  • оценка группой и индивидуумом последствий реализации взаимных ожиданий, декларируемых норм и целей;
  • ролевые изменения, происходящие вследствие динамики взаимоотношений “индивид-группа”, когда происходит коррекция принимаемых сторонами обязательств.

Этапы, которые проходит субъект при ролевых перемещениях:

  1. Отсутствие членства. Статус характерен для выбывших из коллектива или его потенциальных участников.
  2. Квазичленство. Не оправдавшие ожидания группы или не достигшие полноправного членства люди наделяются таким статусом.
  3. Полноценные члены группы. Они пользуются всеми доступными привилегиями, берут на себя полный спектр социальных обязательств.

Гендерная

Стихийная социализация приводит к тому, что ребенок начинает относить себя к женскому или мужскому полу около 3 лет с рождения, а в 3-7 лет уже понимает, что изменить гендерную принадлежность невозможно.

Факторы, которые оказывают влияние на поло-ролевую самоидентификацию и адаптацию:

  1. Социум наказывает за неприемлемое поло-ролевое поведение и поощряет, когда действия соответствуют гендерному вектору, тем самым усиливая дифференциацию.
  2. На разделение по полу оказывает воздействие подражание, которое свойственно детям по примеру моделей поведения, существующих в семье, в школе, среди сверстников.

Для общества характерно, что оно осуждает женственное (фемининное) поведение мальчиков, но терпимо относится, когда девочки ведут себя маскулинно (по-мужски).

Социализирующими механизмами по гендерной принадлежности с точки зрения психологии являются:

  • поло-ролевые схемы поведения;
  • понимание ролей, которые свойственны полу;
  • социальные ожидания;
  • социальные подкрепления;
  • идентификация.

Организационная

Средства социализации используются при подготовке сотрудников в разных организационных структурах.

О положительном результате процесса адаптации человека в компании можно утверждать, если:

  • у нового сотрудника отсутствуют неуверенность, страх, чувство напряжения;
  • работник свыкся с профессиональной ролью, приобрел необходимые навыки и нужный объем знаний;
  • руководителей устраивают результаты его работы;
  • оценка трудового вклада руководством и коллективом удовлетворяет работника;
  • новый член трудового коллектива хочет развиваться в профессии, связывает с этим свой жизненный успех.

Для того чтобы человек стал полноправной частью структуры предприятия, им должны быть усвоены паттерны профессионального поведения, социокультурные и нравственные ценности организации.

Способность компании социализировать новых членов можно оценить, если проанализировать текучесть кадров, производительность труда и приверженность сотрудников фирме.

Проблемы, которые приходится решать в процессе вхождения субъекта в производственную структуру:

  • изменение поведения человека;
  • коррекция организационных требований и условий;
  • оптимизация взаимодействия между организационным окружением и новым работником.

Кроме официальных требований, в процессе адаптации вновь поступающие сотрудники узнают:

  • распределение властных полномочий;
  • неписаные, но обязательные к выполнению нормы и правила;
  • одобряемый внешний вид;
  • свойственные должности поведенческие стереотипы;
  • допустимые свободы в выполнении трудового распорядка, использования времени для отдыха.

Досрочная

Проблема социализации возникает на этапе принятия личностью решений о тех или иных формах сотрудничества с обществом.

Перед принятием на себя субъектом полноценных юридических обязательств и вытекающей из этого ответственности, существуют способы его предварительного ознакомления с требованиями и нормами социальных структур, условиями взаимодействий с будущим общественным окружением.

Человеку досрочно предоставляется возможность побыть в роли члена группы, познакомиться с ее традициями, шаблонами поведения, культурными, этическими и эстетическими предпочтениями.

Социальные институты, предлагающие социализироваться досрочно:

  1. Общности по интересам и профессиям. Человек может присутствовать на собраниях, семинарах, участвовать в открытых мероприятиях, организованных такими структурами специально с целью ознакомления будущих членов с условиями сотрудничества.
  2. Учебные заведения. Перед тем как поступить в вуз, можно поприсутствовать на лекциях, поучаствовать в практических занятиях, пройти предварительное курсы при университете, институте, колледже.
  3. Семья. Некоторые пары предпочитают пожить вместе до заключения брака, чтобы познакомиться с семейными отношениями поближе, прочувствовать нюансы и проблемы совместного бытия.
  4. Религия. Осознанный выбор вероисповедания предполагает предварительное ознакомление с учением, особенностями его традиций и ритуалов, литературой, характером жизни последователей.
  5. Вооруженные силы. При некоторых военных институтах и училищах организованы постоянно действующие курсы, на которых будущий офицер может пожить жизнью военнослужащего, поучаствовать в процессе обучения и тренировках, перед тем как связать свою судьбу с армией окончательно.
  6. Пенитенциарная система. Для трудных подростков, попавших в зону внимания полиции, проводятся мероприятия, дающие им возможность ознакомиться с условиями содержания заключенных в тюрьмах и колониях, испытать на себе социальный статус ущемленной в правах личности.

Виды

Для понимания видов социализации необходимо рассмотреть социальные институты, соответствующие каждому этапу развития. На дотрудовой стадии институты способствуют вхождению индивида в социальный мир и освоению им этого мира, его особенностей и законов. В период раннего детства самый первый институт, в рамках которого человек начинает осваивать социальный опыт, — это семья. Далее следуют различные детские учреждения.

В период обучения индивид начинает взаимодействовать с первым более-менее официальным представителем общества — школой. Именно здесь он впервые знакомится с основами социализации. Институты, соответствующие этому периоду, снабжают необходимыми знаниями об окружающем мире. Также в этот период огромную роль играет группа сверстников.

Институты трудовой стадии — это предприятия и трудовые коллективы. Что касается послетрудовой стадии, то вопрос остается пока открытым.

Исходя из институционального контекста, различают два вида социализации: первичную, связанную с приобретением опыта из непосредственного окружения человека, и вторичную, связанную уже с формальным окружением, воздействием учреждений и институтов.

Этапы социализации

Стадии социализации можно выделить в зависимости от возраста:

  1. Детский период – время становления человеческого “Я”. Ошибки и нарушения на этом этапе часто имеют необратимые последствия для личности. По оценкам науки, 70% навыков, знаний, стереотипов поведения, особенности характера закладывается в это время.
  2. Подростковый период. Характеризуется физиологической перестройкой организма, влекущей за собой сильные психологические изменения. Молодые люди больше обращают внимание на свой внешний вид и место среди ровесников, становятся перед выбором профессии.
  3. Взрослый этап – время самореализации человека. Усиливаются связи с выбранной социальной группой, межличностное общение становится более тесным, происходит выбор супруга, накопленный жизненный опыт передается детям.
  4. Для периода жизни после 50 лет и старости свойственны принятие своей жизни, полного осознания своего “Я”. Происходит постепенное угасание физической и ментальной активности.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]