Стереотипы и их значение в профессиональной деятельности

Стереотипы. Ветряные мельницы нашего сознания. Мы для них и Дон Кихоты, и Санчо Пансы, и просто мимо пробегающие второстепенные персонажи. Откуда возникают стереотипы? Почему мы так стойко к ним привязаны? Каждый человек, положа руку на сердце при должном устремлении к “сотрудничеству со следствием” может найти в своей картине мира хотя бы один стереотип. Ведь их так много: национальные, гендерные, динамические, религиозные, социальные — да мало ли всякого добра создано руками и умами человечества.


Людям свойственно стереотипное мышление. Расслабься. Такова жизнь.

Национальные стереотипы

Прекрасный показательный пример — национальные стереотипы. Психологи давно исследуют причины, благодаря которым формируются этнические стереотипы. Их довольно много и далеко не все они безобидны:

  1. Все китайцы и немцы отчаянные трудоголики
  2. Все русские носят шапки ушанки, постоянно играют на балалайке и пьют водку
  3. Выходцы из средней Азии безграмотные и готовые работать за еду люди
  4. Все американцы — огромные улыбчивые дирижабли, мечтающие захватить вселенную
  5. Все англичане — высокомерные снобы
  6. Все итальянцы — сангвиники
  7. Все французы — галантные Д’Артаньяны

Для людей консервативного склада ума, в особенности тех, чьи представления о жизни давно сформировалась — все те, кто находятся вне устойчивой модели мировоззренческой системы — непонятны и чужеродны. Хуже того, идеальная почва для конфликтов — это миграционные процессы в обществе. Чужаки, да еще на собственной территории — многих людей это заметно раздражает. Таким образом, данные индивиды имеют только два пути построить отношения с чужаками: либо признать их равными, а то и превосходящими по возможностям конкурентами либо всячески дискриминировать вызывающий раздражение объект по отличительному и обязательно несвойственному дискриминатору признаку. Соответственно, стереотипы и дискриминация — довольно часто сопутствуют друг-другу.

Если уж совсем честно, то подобная бомба с часовым механизмом, тикает в психической структуре практически каждого взрослого индивида. И это нормально! Разумеется, если человек умеет достигать внутренней договоренности и взаимодействовать со своими страхами в приемлемом с точки зрения современной этики поведенческом русле. Гибкость ума — свойство не врожденное, но легко приобретаемое, было бы желание и мотивация.

Тема: Стереотипы в профессиональной деятельности

Проблема социального стереотипа имеет обширную историографию. В западной психологии, политологии и социологии теории стереотипов разрабатываются, в основном, на макротеоретическом уровне. В этих исследованиях содержатся различные интерпретации стереотипа как некоего образования с определенными психологическими механизмами, формирующимися под воздействием разнообразных внешних и внутренних факторов. Впервые термин «стереотип» был введен в общественные науки в 20-е гг. ХХ в. в США, когда возникла необходимость изучения и объяснения законов функционирования массового сознания. Основателем концепции стереотипного мышления и поведения стал американский ученый Уолтер Липпман (Walter Lippman). В своей работе «Общественное мнение» (1922 г.) У. Липпман утверждал, что это упорядоченные, схематичные детерминированные культурой «картинки мира» в голове человека, которые экономят его усилия при восприятии сложных социальных объектов и защищают его ценности, позиции и права. В своей работе У. Липпман выделил две важные, на его взгляд, причины, которые оказывают влияние на формирование стереотипов. Первая – использование принципа экономии усилий, характерного для повседневного человеческого мышления и выражающегося в том, что люди стремятся не реагировать каждый раз по-новому на новые факты и явления, а стараются подводить их под уже имеющиеся категории. Вторая причина – это защита существующих групповых ценностей .С тех пор было предложено огромное количество конкретных определений социального стереотипа. В зависимости от теоретической ориентации автора на первый план выдвигаются соответствующие аспекты этого явления. Так, Т. Шибутани определяет социальный стереотип как «популярное понятие, обозначающее приблизительную группировку людей с точки зрения какого-то легко различимого признака, поддерживаемое широко распространенными представлениями относительно свойств этих людей» . Р. Таджури (R. Taguiri) понимает под социальным стереотипом «склонность воспринимающего субъекта легко быстро воспринимаемого человека в определенные категории в зависимости от его возраста, пола, этнической принадлежности, национальности и профессии, и тем самым приписывать ему качества, которые считаются типичными для людей этой категории» . Г. Тэжфел (H. Tajfel) суммировал главные выводы исследований в области социального стереотипа:

1) люди с легкостью проявляют готовность характеризовать обширные человеческие группы (или социальные категории) недифференцированными, грубыми и пристрастными признаками;

2) такая категоризация отличается прочной стабильностью в течение очень длительного времени;

3) социальные стереотипы в некоторой степени могут изменяться в зависимости от социальных, политических или экономических изменений, но этот процесс происходит крайне медленно;

4) социальные стереотипы становятся более отчетливыми («произносимыми») и враждебными, когда возникает социальная напряженность между группами;

5) они усваиваются очень рано и используются детьми задолго до возникновения ясных представлений о тех группах, к которым они относятся;

6) социальные стереотипы не представляют большой проблемы, когда не существует явной враждебности в отношениях групп, но в высшей степени трудно модифицировать их и управлять ими в условиях значительной напряженности и конфликта. Психологическая предпосылка формирования стереотипов состоит в необходимости обобщения информации об окружающих людях. Следуя стереотипу, упрощается картина мира, однако это упрощение может привести к тому, что стереотипы оказываются чрезмерно обобщенными или неверными. Деятельность психологов также не избежала появления многочисленных стереотипных представлений о ее сущности . Практикующие психологи довольно часто сталкиваются с неверным представлением о собственной деятельности, которое сложилось у людей. Особенно актуальна данная проблема для стран постсоветского пространства. В связи с этим особенно интересной темой для изучения представляется проблема стереотипов в представлениях о деятельности психологов. Разрешение данной проблемы велось нами через посредство: – рассмотрения теоретических подходов к проблеме социального стереотипа в отечественной и зарубежной психологии; – выявления наиболее часто встречающихся стереотипов в представлениях о деятельности психолога; – изучения стереотипных представлений людей, касающихся деятельности психолога; – анализа частоты встречаемости стереотипных представлений в зависимости от возраста и уровня образования; – выработки в соответствии с результатами исследования практических рекомендаций для психологов. Объектом исследования являются стереотипные представления, а предметом – стереотипы в представлениях о профессиональной деятельности психологов. В качестве гипотезы исследования выступило предположение о том, что в настоящее время существует множество стереотипов о деятельности психологов, которые могут зависеть от уровня образования и возраста:

1) чем старше возраст, тем большее количество сложившихся стереотипов о деятельности психолога;

2) чем выше уровень образование, тем меньшее количество сложившихся стереотипов о деятельности психолога.

Самостоятельная работа№6

Проблема социального стереотипа имеет обширную историографию. В западной психологии, политологии и социологии теории стереотипов разрабатываются, в основном, на макротеоретическом уровне. В этих исследованиях содержатся различные интерпретации стереотипа как некоего образования с определенными психологическими механизмами, формирующимися под воздействием разнообразных внешних и внутренних факторов. Впервые термин «стереотип» был введен в общественные науки в 20-е гг. ХХ в. в США, когда возникла необходимость изучения и объяснения законов функционирования массового сознания. Основателем концепции стереотипного мышления и поведения стал американский ученый Уолтер Липпман (Walter Lippman). В своей работе «Общественное мнение» (1922 г.) У. Липпман утверждал, что это упорядоченные, схематичные детерминированные культурой «картинки мира» в голове человека, которые экономят его усилия при восприятии сложных социальных объектов и защищают его ценности, позиции и права. В своей работе У. Липпман выделил две важные, на его взгляд, причины, которые оказывают влияние на формирование стереотипов. Первая – использование принципа экономии усилий, характерного для повседневного человеческого мышления и выражающегося в том, что люди стремятся не реагировать каждый раз по-новому на новые факты и явления, а стараются подводить их под уже имеющиеся категории. Вторая причина – это защита существующих групповых ценностей .С тех пор было предложено огромное количество конкретных определений социального стереотипа. В зависимости от теоретической ориентации автора на первый план выдвигаются соответствующие аспекты этого явления. Так, Т. Шибутани определяет социальный стереотип как «популярное понятие, обозначающее приблизительную группировку людей с точки зрения какого-то легко различимого признака, поддерживаемое широко распространенными представлениями относительно свойств этих людей» . Р. Таджури (R. Taguiri) понимает под социальным стереотипом «склонность воспринимающего субъекта легко быстро воспринимаемого человека в определенные категории в зависимости от его возраста, пола, этнической принадлежности, национальности и профессии, и тем самым приписывать ему качества, которые считаются типичными для людей этой категории» . Г. Тэжфел (H. Tajfel) суммировал главные выводы исследований в области социального стереотипа:

1) люди с легкостью проявляют готовность характеризовать обширные человеческие группы (или социальные категории) недифференцированными, грубыми и пристрастными признаками;

2) такая категоризация отличается прочной стабильностью в течение очень длительного времени;

3) социальные стереотипы в некоторой степени могут изменяться в зависимости от социальных, политических или экономических изменений, но этот процесс происходит крайне медленно;

4) социальные стереотипы становятся более отчетливыми («произносимыми») и враждебными, когда возникает социальная напряженность между группами;

5) они усваиваются очень рано и используются детьми задолго до возникновения ясных представлений о тех группах, к которым они относятся;

6) социальные стереотипы не представляют большой проблемы, когда не существует явной враждебности в отношениях групп, но в высшей степени трудно модифицировать их и управлять ими в условиях значительной напряженности и конфликта. Психологическая предпосылка формирования стереотипов состоит в необходимости обобщения информации об окружающих людях. Следуя стереотипу, упрощается картина мира, однако это упрощение может привести к тому, что стереотипы оказываются чрезмерно обобщенными или неверными. Деятельность психологов также не избежала появления многочисленных стереотипных представлений о ее сущности . Практикующие психологи довольно часто сталкиваются с неверным представлением о собственной деятельности, которое сложилось у людей. Особенно актуальна данная проблема для стран постсоветского пространства. В связи с этим особенно интересной темой для изучения представляется проблема стереотипов в представлениях о деятельности психологов. Разрешение данной проблемы велось нами через посредство: – рассмотрения теоретических подходов к проблеме социального стереотипа в отечественной и зарубежной психологии; – выявления наиболее часто встречающихся стереотипов в представлениях о деятельности психолога; – изучения стереотипных представлений людей, касающихся деятельности психолога; – анализа частоты встречаемости стереотипных представлений в зависимости от возраста и уровня образования; – выработки в соответствии с результатами исследования практических рекомендаций для психологов. Объектом исследования являются стереотипные представления, а предметом – стереотипы в представлениях о профессиональной деятельности психологов. В качестве гипотезы исследования выступило предположение о том, что в настоящее время существует множество стереотипов о деятельности психологов, которые могут зависеть от уровня образования и возраста:

1) чем старше возраст, тем большее количество сложившихся стереотипов о деятельности психолога;

2) чем выше уровень образование, тем меньшее количество сложившихся стереотипов о деятельности психолога.

Самостоятельная работа№6

Борьба со стереотипами

Ни для кого ни секрет, что сегодня модно бороться со всевозможными предрассудками и стереотипами. Особенно ярко эта тенденция проявляется в странах западной Европы. Модно опровергать основы основ. Еще более модно выбирать нечто исключительное, выходящее за рамки общепринятых правил. Особенно ярко данный тренд проявляет себя в вопросах, касающихся норм морали и этики. Кто знает, к чему все это приведет. Вполне возможно, что вчерашние предрассудки превратятся в норму, а стереотипы — мы на пороге новой вехи развития человечества. Клиповое мышление и клиповые стандарты — уже сами по себе являются неким возведенным в абсолютную догму стереотипом.

Характеристика и специфика стереотипа

Стереотипы — это стабильно повторяющиеся цепочки (шаблоны, паттерны) мыслей, чувств и поступков; привычные нам способы воспринимать и реагировать на ситуации. В каком-то смысле, это способ думать, смотреть и реагировать на мир. В более узком понимании, это искусственно обособленные фрагменты нашего поведенческого репертуара.

Стереотипы — это отдельные грани структуры личности, однако они не существуют изолированно, сами по себе, они часть личности. Их взаимосвязь и степень выраженности и образуют личность. У кого-то отдельные грани выступают резче, соответственно, данные стереотипы проявляются чаще и ярче, у кого-то те же самые грани сглажены и проявляются реже.

Стереотипы — это привычные маршруты так называемого непроизвольного внимания. Эти маршруты — результат приобретенного нами жизненного опыта, воспитания и наследственности.

Стереотипы разделяют на два типа:

  • Отражающие представления людей о самих себе,
  • Отражающие представления о других людях, другой социальной группе.

Люди воспринимают многие стереотипы как образцы, которым надо соответствовать. Поэтому такие фиксированные представления оказывают довольно сильное влияние на людей, таким образом, влияя на формирование таких черт характера, которые отражены в заданном стереотипе.

Функции:

  • Позволяет резко сократить время реагирования на изменяющуюся реальность;
  • Ускоряет процесс познания;
  • Предоставляет первичное основание для ориентировки в происходящем;
  • Облегчают понимание (например, чем больше стереотипов в тексте, тем легче он понимается)

Несмотря на упрощение и схематизацию, стереотипы выполняют необходимую и полезную функцию в психологической регуляции процессов межличностного понимания. Это оказывается возможным потому, что в стереотипе объем истинных знаний нередко превышает объем ложных.

10 стр., 4601 слов

Стереотипы и эффекты межгруппового восприятия и поведения

… группы стереотипных черт -улучшает воспроизведение той информации о человеке, которая соответствует стереотипам и затрудняет воспроизведение контрстереотипной. Однако в более поздних … -Вновь поступающая контрстереотипная информация оказывает на оценку человека более выраженное влияние, чем стереотип. Сознательность использования стереотипов (и предрассудков) . 2 точки зрения: 1)Стереотипы …

Все стереотипы условно делятся на три большие категории:

  • стереотипы реагирования
  • стереотипы восприятия и оценки
  • стереотипы мышления.

Гендерные стереотипы

Верить стереотипам или нет — личное дело каждого человека, но что делать, если вы лично попали под раздачу? О, тут просто невероятное раздолье! Пожалуй, самые популярные в России стереотипы — это гендерные роли, как в семье, так и на профессиональном поприще. Они настолько устойчивы, что их не смогли вытравить из славянофильских голов семьдесят с лишним лет активного строительства коммунизма. Хуже того — восстановленная буквально из пепла всего за несколько лет послевоенная советская экономика. И все это в условиях тотального гендерного дисбаланса!

Сегодня, если не лень, вы отыщете огромную плеяду модных течений и ортодоксальных мировоззрений, обозначающих место женщине в семье и обществе. Да, это всем известные исламисты, славянисты — домостроевцы (иже с ними родноверы). Это что касается бытовых аспектов и семейных отношений. Гораздо интереснее дела обстоят с так называемыми гендерными критериями профессиональной пригодности. В данном случае под раздачу рискуют угодить как женщины, так и мужчины. Бородатый анекдот, про кошку — программиста и вакансию в цирке, наверняка, слышали все. А вот дискриминация мужчин, работающих внутри “женских” профессий встречается не в пример реже, но также бывает.

Кстати говоря, все вышеперечисленное происходит в стране, где 85% населения выросло в однополой семье (из мамы и бабушки, а вы о чем?). Казалось бы — надежная прививка от каких бы то ни было стереотипов. Ан нет, тренд последних лет — коллекции бородатых мальчиков, с пафосом вещающих о роли женщин в семье, обществе, в бизнесе и даже искусстве.

Кто ввёл понятие стереотип?

Понятие «стереотип» введено Уолтером Липпманом в 20-х годах прошлого столетия. Американский журналист объяснил значение явления. Он утверждал, что под стереотипом следует понимать «картинку в голове». Она возникает в определённых ситуациях под воздействием внешних обстоятельств.

По мнению Липпмана, стереотип – устойчивое представление индивида или общества в том или ином явлении. Человек не опирается на собственный опыт. Он действует и думает по готовой схеме, которая создана не им самим.

Термин пришёл к нам из древнегреческого языка. Оно состоит из двух слов: «stereos» – твёрдый и «typos» – отпечаток, то есть, это некий устойчивый след, образ, мнение.

Бороться со стереотипами очень трудно. Человеческое сознание не готово мыслить и анализировать. Легче работать по готовой программе.

Социальные стереотипы

В отличие от прочих данные стереотипы — самые недолговечные и легко внушаемые. По сути это болячка не отдельного человека, а социальных общностей, между которыми в течение всей жизни так либо иначе перемещается индивид. Какие же они, социальные стереотипы?

Вот самые характерные примеры:

  1. Дети богатых людей — бездарные бездельники
  2. Все старики ворчливы
  3. Все богатые люди злые и жадные
  4. Современная молодежь ничего не хочет и не умеет
  5. И т.д.

Виды стереотипов

Выясним, какие бывают стереотипы. Это не совсем простой вопрос, так как единой классификации не существует. Стереотипы рассматривают с нескольких позиций. Например, О. Комарова выделяет три вида:

  • этнические;
  • профессиональные;
  • полоролевые.

А В. Панферов разделили все стереотипы на экспрессивно-эмоциональные, общественные или социальные и антропологические. Мы рассмотрим виды стереотипов, с которыми мы чаще всего встречаемся в реальной жизни.

Возрастные стереотипы

Возрастной стереотип формируется одним поколением и передаётся другому «по наследству». Кроме того, для каждой возрастной группы характерна та или иная социальная установка. В свою очередь, возрастные стереотипы могут быть как положительными, так и негативными, несущими отрицательный посыл.

Например, если мы говорим о пожилом человеке, то автоматически представляем себе дряхлого, немощного старика. Мы не задумываемся о том, что у него может быть отменное здоровье и адекватное восприятие мира. Все его промахи или заслуги мы списываем именно на возраст.

Гендерные стереотипы

Гендерные стереотипы – это общественное мнение о поведенческих формах мужчины или женщины. Мы уверены: женщина неспособна хорошо управлять автомобилем, а мужчина испечь пирог. Практика показывает обратное. Но это не является для нас доказательством.

Гендерные стереотипы также выработаны временем. Их появление связано с определёнными ценностями в обществе, опытом предыдущих поколений.

Изжить гендерные стереотипы очень трудно. Например, практически везде роль главы семейства отдаётся мужчине. Хотя на деле семью часто содержит именно женщина.

Или, например, принято считать, что декретный отпуск обязана оформить мать. Но таким правом наделён и отец. Однако общество забывает в этом случае о равноправии и осуждает пары, которые поменялись ролями, не согласовав с ним своё решение.

Гетеростереотипы

Гетеростереотипы – это оценка другой народности. Этот вид схож с этническими стереотипами, но разница всё-таки существует.

Мы создаём себе общее представление о каждом народе. И по этой установке судим об отдельном представителе нации. Под нашу оценку попадает и внешность человека, и его характер, и обычаи, и темперамент. Мы лишаем индивидуальности конкретного человека той или иной национальности.

Общественные стереотипы

Стереотипы общественного мнения играют огромную роль в нашей жизни. Они формируются в определённом обществе, в той или иной местности. Часто имеют обособленное распространение, не имеют значения для тех, кто не принадлежит к определённому обществу.

Общество может характеризоваться разными признаками. Например, у педагогов свои стереотипы, профессиональные, а у жителей города Воронеж, допустим, другие.

Социальные стереотипы

Социальный стереотип – это общая установка, она распространяется на все социальные слои, не зависит от положения и статуса или профессии и полового признака личности.

Принято считать, что дети обеспеченных родителей являются безвольными, избалованными существами, которым всё достаётся даром. Наследник богатых мамы и папы изначально лишён обществом всяких положительных качеств. Если он окончил вуз с красным дипломом, значит, документ купили, если он открыл собственный ресторан, значит, отец дал ему денег. Подробности никого не интересуют. Мы заранее знаем итоги. Подтверждения нам не нужны.

Этнические стереотипы

Этнические стереотипы – это тоже общее представление о народе, проживающей на одной территории. Для общества ориентиром служат исторические факты, информация о культуре или быте нации. При всём этом, знания поверхностны.

Мы наделяем всех представителей нации общими признаками. Например, татарские женщины гордятся своим умением выпекать вкусные беляши или эчпочмаки. Когда девушку-татарку просят испечь пирог, все уверены, что она умеет это делать. Но ожидания не всегда подтверждаются.

Профессиональные стереотипы

Стереотипы, так либо иначе связанные с трудовой деятельностью человека относят к профессиональным. Самые популярные среди них:

  1. Все программисты — тщедушные ботаники, обязательно в очках и с кривыми зубами. И да, каждый программист просто обязан прекрасно разбираться не только в математике, но и ремонте компьютеров.
  2. Все бухгалтеры — очень принципиальные и серьезные люди, умеющие складывать и перемножать в уме трехзначные числа
  3. Все политики продажны
  4. Все предприниматели бессовестные торгаши
  5. Все военные высокого роста
  6. Все продажники — обязательно сверхобщительные экстраверты
  7. Все юристы дотошные зануды, читающие и соблюдающие абсолютно все правила, даже технические инструкции к бытовым приборам
  8. Все художники и поэты — необязательные и неопрятные разгильдяи
  9. Все писатели — любят курить трубку и рассуждать о высоких материях

В общем, вы уже поняли, дальше продолжите сами.

Почему стереотипы – это плохо?

Давайте подведём предварительный итог и выясним, чем опасны стереотипы для общества. Мы уже говорили о том, что люди не знают реальности. Многие стереотипы ложны.

Так, если детей воспитывает мачеха, то значит, она изначально плохо к ним относится. Чужая женщина, по мнению людей, не может заменить родную мать. Стереотип этот давний, почерпнут из народных сказок. Реальность уже давно подтверждает обратное. Все люди разные, и мачехи – тоже.

Стереотипы создают иллюзию мира, картину неясную и неправдивую. Они не позволяют раскрыться индивидуальным характеристикам, которые имеются у каждого человека.

Важно, не судить о человеке или ситуации заранее, а тщательно изучить детали и только тогда составлять собственное мнение. Но стереотипы сильнее нас, как бы мы ни старались, они заполоняют наше сознание и оказывают мощное, разрушительное действие.

Исконно русский вопрос

Жертвой стереотипа может быть как ретранслятор заблуждения, так и принимающая, казалось бы не заинтересованная сторона. Забавно, но есть на просторах нашей необъятной родины бродячие уникумы — два в одном. Подобное часто встречается среди подростков, которые сознательно выбирают социально правильную профессию, закидывая в самый дальний угол самого темного мировоззренческого чулана свои природные данные и способности.

Драматизм внутриличностного противоречия — активное наложение собственной самокритичности на жесткие родительские стереотипы. Критерии успешности, правильности, актуальности — вообще явления очень так многозначные, а тут еще и внешнее давление. Совсем беда-беда! Ведь в современном мире таких людей рано или поздно прибивает к “родным” берегам, но сколько времени потрачено впустую!?

Пока не слишком поздно поищем ответ на пресловутый вопрос классика. Что делать со всем этим безобразием? Что делать, если среди всего вышеперечисленного вы отыскали и свой портрет либо пример из собственной жизни?

Естественно, что самый первый шаг — это осознание проблемы. Второй — создание новой модели мира. Той модели, которая станет вашей путеводной звездой, новой картой, с помощью которой вы сможете достичь мира и гармонии в собственной душе.

И финальный, заключительный и, пожалуй, самый трудный шаг — принятие себя новой, на пока еще старой карте мира. Вашему мозгу, психике, душе и даже телу потребуется какое-то время на адаптацию. Несколько механическая формулировка, но любой процесс обучения и принятия нововведений имеет биологическую природу. Даже в таких, казалось бы, достаточно абстрактных вещах. Это отнюдь не пятиминутный процесс. Проявите терпение и границы вашего мира станут шире

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]