Предметы и задачи психологии
Психология — это отдельная наука, которая изучает развитие, проявление, изменение человеческой психики. Выделяют 3 основные задачи:
- изучение физиологических механизмов психики;
- исследование, анализ появления и развития различных психических явлений;
- разработка приемов, которые помогут человеку достичь желаемых результатов.
Кроме того, психологи ищут отклонения в психическом развитии, а также методы их лечения.
Психология, как наука, основана на ряде принципов:
- Единство психики, сознания, деятельности. Сознание — следствие того, что люди когда-то начали трудиться. Благодаря способности мыслить они могут ставить цели и действовать в их направлении.
- Принцип детерминизма. На развитие сознания и психики влияют внешние факторы. Сознание зависит от тех факторов, которые существуют в обществе (социальные).
- Развитие сознания, психики в деятельности. При рождении каждый человек получает задатки, которые он должен развивать в течение жизни. Если он этого не делает, они так и остаются в зачаточном состоянии. Если же уделять время развитию задатков, они становятся талантами или профессиональными навыками.
Последний — принцип личностного подхода при исследовании отдельной личности. У каждого человека свой характер, темперамент, нервная система. Эти характеристики и свойства и нужно учитывать при их изучении.
Если сказать кратко, у психологии существует связь почти со всеми другими науками, начиная от философии и истории и заканчивая биологией и медициной.
СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИИ
Связь психологии с другими науками показана на рис. 1.10.
Философия. Родоначальником психологии считается величайший философ древности — Аристотель. Философия есть система взглядов на мир и человека, а изучением человека занимается именно психология. Поэтому до недавнего времени психологию изучали на философских факультетах университетов, и ее некоторые разделы (в частности, общая психология, где даются определения базовых понятий науки) тесно переплетаются с философией. Однако психология не может быть «служанкой философии», как это было в Советском Союзе, где марксистко-ленинская философия жестко определяла основные постулаты психологии. Это две самостоятельные науки, которые могут взаимно обогащать и дополнять друг друга. На стыке философии и психологии располагается такая отрасль последней, как общая психология.
Естествознание тесно связано с психологией. Развитие теоретической и практической психологии в последние годы было бы невозможно без успехов в биологии, анатомии, физиологии, биохимии и медицине. Благодаря этим наукам психологи лучше понимают строение и работу мозга человека, который является материальной основой психики. На стыке физиологии и психологии располагается психофизиология.
Социология как самостоятельная наука тесно связана с социальной психологией, которая является тем мостиком, который связывает мысли, чувства и установки отдельных людей с феноменами массового сознания. Кроме того, социология предоставляет психологии факты социальной деятельности людей, которые затем используются психологией. Связь между психологией и социологией обеспечивает социальная психология.
Технические науки также связаны с психологией, так как у них зачастую возникает проблема «стыковки» сложных технических систем и человека. Данными вопросами занимаются инженерная психология и психология труда.
История. Современный человек — есть продукт исторического развития, при котором происходило взаимодействия биологических и психических факторов — начиная от биологического процесса естественного отбора до психических процессов речи, мышления и труда. Историческая психология изучает изменение психики людей в процессе исторического развития и роль психологических качеств исторических деятелей на ход истории.
Медицина помогает психологии лучше понять возможные механизмы нарушения психики людей и находить пути для ее лечения (психокоррекции и психотерапии). На стыке медицины и психологии находятся такие ветви психологии, как медицинская психология и психотерапия.
Педагогика предоставляет психологии информацию об основных направлениях и закономерностях обучения и воспитания людей, позволяющую вырабатывать рекомендации по психологическому обеспечению этих процессов. Связь между этими близкими науками обеспечивают педагогическая психология и возрастная психология.
Страницы статьи: 2
Психология и философия
Даже в наши дни психология неразрывно связана с философией. А все потому, что она часто касается таких серьезных тем, как смысл жизни, цель существования, причины утраты внутренней гармонии. В основе многих психологических техник и приемов лежат учения Фрейда, Юнга, Фромма.
Интересно, что эти две науки не могут существовать отдельно друг от друга. Они тесно переплетаются между собой в процессе изучения одних и тех же объектов. Речь идет о социальном и биологическом факторе каждого человека, познании мира вокруг нас, поиска смысла жизни, определения жизненных ценностей.
Психология и история
Связь между психологией и историей ничуть не меньше, чем в случае с философией. Ценности, шаблоны, требования и устои в обществе меняются с завидной регулярностью. Они влияют на условия, в которых живет человек, и на его личность.
Есть и другие моменты:
- Исторические события в той или иной мере оказывают воздействие на человеческую психику.
- Люди влияют на историю. Конечно, не все. Но есть те, кто меняет ее ход в хорошую или плохую сторону.
Четко выделяется и другая закономерность: ни один феномен из психологии нельзя объяснить без изучения истории. Это подтверждает психика. Задумайтесь, откуда появилась информация о схожести и различиях в психике человека и животных? Из истории. То же касается развития тех или иных психологических проблем, влияния внешних и внутренних факторов на поведение.
Человеку нужно общество. Изучение истории — возможность увидеть, как развивалось общественное сознание. В психологии даже есть отдельная отрасль — историческая. Она исследует, как развивалась психика и усваивался социальный опыт в разные промежутки времени.
Предмет психологии, ее связь с другими науками
Библиографическое описание:
Былда, Л. М. Предмет психологии, ее связь с другими науками / Л. М. Былда. — Текст : непосредственный // Современная психология : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). — Пермь : Меркурий, 2012. — С. 11-12. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/34/2467/ (дата обращения: 06.03.2022).
Психология (psyche
– душа,
logos
– учение) – одна из основных наук о человеке. Современная психология изучает факты и закономерности психической жизни, особенности развития и функционирования личности.
Психология возникла еще в Древней Греции, на рубеже VII–VI вв. до н.э., когда люди впервые начали задумываться о значении души, о различиях в душах животных и человека, о функциях и способностях души. Естественно, что интерес к душе, ее роли в поведении человека люди проявляли и до этого времени. Однако именно на рубеже VII–VI вв. до н.э. возникла научная психология, целью которой было изучение душевной жизни, психики человека и животных при помощи объективных методов, с проверкой и доказательством полученных фактов. Эти методы изменялись со временем, появлялись все более объективные способы изучения познавательных процессов, личности людей, однако сама задача разработки объективного и доказательного подхода к фактам душевной жизни отличает научную психологию от житейской, которая не ставит перед собой цели получить точные и проверенные данные.
Еще одним важным отличием научной психологии от житейской является обобщенность полученных данных, их отнесенность к большой группе живых существ, например к млекопитающим, детям дошкольного возраста, взрослым людям, в то время как житейская психология свои суждения относит преимущественно к одному человеку, при наблюдении за которым и сделаны соответствующие выводы. Кроме того, научная психология обязана быть беспристрастной, объективной, а житейская и не скрывает своей субъективности, так как выводы обычно делает конкретный человек на основании своего опыта, своих симпатий и антипатий, стереотипов. Так, хорошие врачи, наблюдательные соседи могут сделать правильные выводы о состоянии и переживаниях окружающих, однако эти данные отличаются от научных психологических знаний своей конкретностью и субъективностью, а значит, не могут быть доказательными, не могут обобщаться.
Поэтому в житейской психологии практически исключена передача знаний от одного человека другому, хотя заразить своим эмоциональным отношением к определенным людям или событиям, безусловно, можно. В то же время в научной психологии такая передача не только возможна, но и обязательна. Обсуждение результатов наблюдений и обмен материалами — важный элемент научных конференций, дискуссий; передача знаний происходит и в процессе обучения психологии.
Сложность передачи житейских психологических суждений связана не только с их субъективностью и конкретностью, но и с тем, что часто такие знания, а тем более способы их получения не осознаются (или не полностью осознаются). Например, выстраивая отношения с разными людьми, мы можем не до конца понимать, почему с одними настойчивы и капризны, а с другими вежливы и послушны, почему в одном случае стремимся выглядеть процветающими, успешными, а в другом – озабоченными и страдающими. Однако столь разные стратегии поведения свидетельствуют о существовании представлений о внутреннем состоянии партнера по общению, его стереотипах, ценностях. Ведь именно совпадение нашего поведения, внешнего вида, речи с настроением и ожиданиями того человека, с которым мы общаемся, и обеспечивает наиболее полную реализацию наших желаний.
Однако в жизни мы можем и ошибаться, не учитывать каких-то изменений в состоянии окружающих, приписать им свои переживания или отождествлять с определенной группой людей, от которой они существенно отличаются. Всех этих ошибок помогает избежать научная психология, у которой имеются более совершенные методы исследования психики.
На протяжении веков предмет психологии и методы исследования душевной жизни существенно изменялись. Особенно большое значение для объективного исследования психики имело появление экспериментальных методов, которые дают возможность достоверно изучить познавательные способности и качества личности, динамику их становления.
Психология связана чрезвычайно многообразными узами с самыми разными областями науки и культуры. С самого своего возникновения она была ориентирована на философию, фактически являясь на протяжении нескольких столетий одним из разделов этой науки. В Античности уровень развития философских знаний главным образом и влиял на психологию и проблемы, которые перед ней возникали. Так, в III в. до н.э. произошло изменение философских интересов, связанное с тем, что в центре познания оказались не общие законы природы или общества, а человек, хотя и рассматривавшийся в общей картине мира, но принципиально отличающийся от других живых существ. Это привело к появлению новых проблем в психологии, к возникновению вопросов о природе психики человека, содержании его души, к тому, что на долгое время главным стал вопрос не столько о психике вообще, сколько о психике человека. Связь с философией была и остается одним из важным факторов для психологии, то ослабляясь (как в начале XIX в.), то усиливаясь (как в середине XX в.).
В то же время в работах многих психологов четко просматривается связь с этнографией, социологией, теорией культуры, искусствоведением, логикой, языкознанием. Многое связывает психологию и с математикой, биологией, медициной и педагогикой. Еще Пифагор показал значение математики для психологии, а Платон доказывал, что без математики, прежде всего геометрии, невозможно заниматься ни философией, ни психологией. В дальнейшем влияние математики на психологию несколько ослабело, однако в Новое время практически все ученые снова подчеркивали ее значение, а Лейбниц даже стремился раскрыть «первоэлементы психики», «монады», на которые раскладывается, а потом соединяется в целое мировая душа, по аналогии с изобретенным им дифференциальным и интегральным исчислением.
С этого времени математика стала играть большую роль в психологическом знании, способствуя ее превращению в объективную науку (возможность математической обработки полученного материала), а иногда и психическому развитию как таковому (например, развитию логического мышления).
Гиппократ, известный греческий врач, и Аристотель, который был по образованию биологом и врачом, одними из первых связали психологию с естествознанием. В дальнейшем эта связь упрочилась в период эллинизма в работах Галена, а в средневековый период – в исследованиях многих арабских мыслителей (Ибн-Сины, Ибн-аль-Хайсама и др.), которые были не только философами и психологами, но и врачами.
В XIX в., после открытий Ч. Дарвина, развития его эволюционной теории, оказавшей огромное влияние на психологию, связь этих двух наук еще более упрочилась. Работы Г. Фехнера, Г. Гельм-гольца, Ф. Дондерса и других ученых не только дали важнейший материал для психологических исследований, но и послужили основой для становления многих областей психологии – психометрии, дифференциальной психологии, психофизиологии, клинической психологии. Таким образом, с середины прошлого века психология в течение более ста лет в первую очередь была ориентирована именно на биологические, естественные науки, а не на философию.
Точно так же связь с педагогикой, возникшая еще в Античности, оставалась достаточно слабой до периода Просвещения. Начиная с этого времени проблемы педагогики, требования педагогической практики стали одними из ведущих факторов, влияющих на психологическую проблематику.
Изменение предмета психологии и ее связей с другими науками привело к бессмысленным, по существу, вопросам о том, естественная она наука или гуманитарная и что должно являться ее методологией – биология или философия. Анализ развития психологии показывает, что ее уникальность и ценность как науки заключаются именно в межпредметном характере, в том, что она строится и как естественная наука (объективная и экспериментальная), и в то же время как гуманитарная, так как в ее проблематику входят вопросы нравственного развития, становления мировоззрения, ценностных ориентации человека. Можно сказать, что экспериментальную основу, подход к материалу и его обработке психология заимствует у естествознания, в то время как подход к интерпретации полученного материала, методологические принципы — у философии.
Литература:
- М 299 Общая психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.Д. Марцинковская. – М.: Издательский , 2010. – 384 с. ISBN 978-5-7695-5702-6.
- Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. – СПб., 2006.
Психология и социология
Еще один вид связи возрастной и других видов психологии науками Здесь все просто. Вспомните хотя бы слова о том, что человек — это социально-биологическое существо. Ученые до сих пор спорят о том, что больше влияет на людей: наследственность или общество, социум. То, что оба они оказывают сильное влияние, никто спорить не будет. Без общества нельзя научиться жить в социуме.
Выделяют отдельное направление — социальная психология. Она изучает формирование и развитие социума как одного организма, а также поведение человека в той или иной группе. Науки обменялись между собой методами работы. В частности, идея проводить опросы и заполнять анкеты пришла из социологии.
Связь психологии с другими научными дисциплинами
Московский финансово-правовой институт
Реферат
По психологии и педагогике
На тему: Связь психологии с другими научными дисциплинами
Введение
Занимая важное место в системе наук о человеке, психология тесно взаимосвязана с другими науками. Например, долгое время, являясь одним из разделов философии, психология неизбежно взяла из этой науки принципиально важные теоретические положения, определяющие подход к решению проблем. Связь с естественными науками выражается в изучении физиологических и биологических процессах мозга, которые лежат в основе психики. С гуманитарными науками психологию сближает изучение взаимодействия личности и ее ближайшего окружения, интерес к особенностям психического, душевного склад человека в различные эпохи, роль языка в культурном и психическом развитии, проблема творчества. Взаимосвязь психологии и технических наук проявляется, с одной стороны, в выявлении оптимальных психологических условий взаимодействия человека и машины, с другой — в разработке технических средств, приборов для изучения проявлений психики. Очевидна связь психологии с педагогикой. Эффективно обучать и воспитывать можно только на основе знания закономерностей, по которым развивается психика человека. Многообразны связи психологии с медициной. Общие точки соприкосновения эти науки находят в изучении проблемы нарушения психической деятельности, психологическом обосновании особенностей взаимодействия врача и пациента, диагностике и лечении ряда заболеваний.
Важнейшая функция психологии в общей системе научного знания состоит в том, что она, синтезируя в определенном отношении достижения ряда других областей научного знания является интегратором всех научных дисциплин, объектом исследования которой является человек (Б.Ф.Ломов). Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. Эти законы раскрывают, как объективный мир отражается в мозгу человека, как в силу этого регулируются его действия, развивается психическая деятельность и формируются психические свойства личности. Психика, как известно, есть отражение объективной действительности, и потому изучение психологических законов означает прежде всего установление зависимости психических явлений от объективных условий жизни и деятельности человека.
Психология и философия
Обе науки зародились почти одновременно, и в течение ряда веков психология выступала как часть философии. Родоначальником считается величайший философ древности Аристотель. Философия есть система взглядов на мир и человека, а изучением человека занимается именно психология. Разделение на две различные наука произошло в 70-х — 80-х годах 19 века, но они продолжают обогащать и дополнять друг друга.
Многие проблемы психологии современного человека, такие, как личностный смысл и цель жизни, мировоззрение, политические пристрастия и моральные ценности, выступают как общие и для психологии и для философии. В самой психологии до сих пор есть немало вопросов, к решению которых невозможно подойти лабораторно-экспериментальным путем, но которые приходится решать. При столкновении с такими проблемами психологи вынуждены вырабатывать самим или пользоваться теми умозаключениями, которые им предлагают представители философии. К числу традиционных философско-психологических проблем можно отнести проблему сущности и происхождения человеческого сознания, природы высших форм человеческого мышления, влияние общества на личность и личности на общество (мировоззренческий аспект), методологические проблемы психологии и ряд других.
Долгое время так называемая марксистско-ленинская философия бездоказательно выдавалась за единственную истинно научную основу психологии. Такой искусственно созданный союз не мог быть прочным и плодотворным. Он привел к застою во многих областях психологии, где затрагиваются проблемы взаимодействия общества и личности. Теперь этот союз стал более естественным и позволяет решать проблемы совместными усилиями философов и психологов, причем не только материалистического, но и идеалистического направления. Но отвергая марксистско-ленинскую философию как «единственно научную» методологию психологии, нельзя отрицать положительного влияния некоторых материалистических идей К.Маркса на развитие отечественной психологической мысли. Это влияние сказывается на разработке проблем деятельности и деятельностного происхождения высших психических функций.
С другой стороны, благодаря наметившемуся в последние годы косвенному проникновению некоторых положений идеалистической философии в психологическую мысль чаще стали обсуждаться в отечественной науке сложные философско-психологические проблемы человека — ответственность, совесть, смысл жизни, духовность, т.е. как раз такие, которые психологи без помощи философов не в состоянии самостоятельно решить. Да и сами философы вряд ли смогут в них глубоко разобраться без сотрудничества с психологами, не принимая в расчет живую личность, достаточно изученную в психологической науке. Есть такие проблемы, при решении которых сотрудничество психологов и философов является наиболее плодотворным и уже дало ощутимые результаты. Это прежде всего проблемы эпистемологии — науки о познании человеком окружающего мира, призванной выяснить принципиальную его постижимость человеком и наметить в самом общем виде методы такого познания. Благодаря многолетним исследованиям, проводимым, например, в созданном по инициативе известного швейцарского психолога Жана Пиаже Международном эпистемологическом центре (Швейцария, г. Женева), удалось многое узнать о природе человеческого интеллекта и его развитии у детей. Над этой проблемой в указанном центре совместно и плодотворно трудятся философы, логики и психологи.
Психология и история
«Человеческая натура — это не сумма врожденных, биологически закрепленных побуждений, но и не безжизненный слепок с матрицы социальных условий; это продукт исторической эволюции в синтезе с определенными врожденными механизмами и законами» (Фромм Э. Бегство от свободы).
Применительно к человеку анализ истории есть источник понимания его современного состояния, в том числе психологии и поведения. Хотя человек как особенный биологический организм выделился среди других живых существ примерно 1,7 миллиона лет назад, как субъект общественных движений и преобразований он живет примерно 50 000 лет. Но за это время благодаря созданному им самим миру материальной и духовной культуры он и стал Человеком с высшими психическими процессами, личностными свойствами и нравственными состояниями. В течение этого исторического периода люди овладели речью и преобразовали свое восприятие, внимание, воображение, мышление и память.
Без знания истории общества трудно понять и психологию отношений людей в современном мире. Эти отношения также складывались веками. Философские учения, религиозные верования, обычаи, традиции, ритуалы, многое другое, что характеризует психологию современных народов и наций, есть продукт их длительного исторического развития. Передаваясь из поколения в поколение, достижения человеческой культуры формируют в процессе их усвоения психологию современных людей как личностей и субъектов познания и творческого преобразования мира. Сама сложившаяся система обучения и воспитания — семейного, школьного, социального, интеллектуального, трудового, нравственного, физического и т.п. — также выступает как итог длительной истории.
Союз психологии и истории может быть внешним и внутренним. Внешние связи этих, наук имеют место тогда, когда каждая из них для решения собственных проблем обращается к другой с целью использования ее данных. Так, историка может заинтересовать психологическая характеристика людей, живших в ту или иную эпоху, их взгляды, культура, обычаи, традиции и т.п. Психолог в свою очередь может обратиться к истории для решения своих задач, рассматривая психологию людей как исторический факт.
Более глубокий союз психологии и истории образуется в том случае, когда представителю одной области знаний необходимо воспользоваться методами или приемами, заимствованными из другой науки, для решения собственных задач. Например, историк, обращаясь к психологическим методам; может изучить личность какого-либо государственного деятеля или психологию народа для того, чтобы объяснить имевшие место исторические события (проблема роли личности в истории). Психолог в свою очередь может применить метод исторического анализа для проникновения в психологию и поведение людей давно живших поколений.
Есть примеры еще более глубокого синтеза истории и психологии в создании общей научной теории. Одним из них является теория культурно-исторического развития высших психических функций человека, разработанная Л.С.Выготским. В ней автор показал, что главные исторические достижения человечества, в первую очередь язык, орудия труда, знаковые системы, стали мощным фактором, который значительно продвинул вперед филогенетическое и онтогенетическое психологическое развитие людей. Пользуясь всем этим, человек научился управлять собственной психикой и поведением, сделав их произвольными и опосредствованными орудиями и знаками, подвластными его сознанию и воле.
Другим примером такого рода связи является использование в психологии так называемого исторического метода. Суть его состоит в том, что для понимания природы, происхождения и законов какого-либо психологического явления надо проследить его фило- и онтогенетическое развитие от элементарных к более сложным формам, не ограничиваться анализом наиболее развитых форм. Например, чтобы понять речевое мышление человека, необходимо выявить истоки мышления и речи, установить этапы их раздельного существования, соединения и совместного развития. Для того чтобы осознать, что представляют собой высшие формы человеческого внимания или памяти, необходимо рассмотреть их поэтапное развитие с раннего детства у детей.
Главной и наиболее ценной мыслью, которая лежит в основе сближения психологии и истории, является та, что современный человек с его психологическими качествами, личностными свойствами и социальными поступками есть продукт истории развития человечества. От эпохи к эпохе, от одного исторического периода к другому, от государства к государству, от нации к нации и даже от поколения к поколению психология и поведение людей, их взгляды, культура, традиции и обычаи значительно меняются. В свою очередь психология зрелого человека оказывает обратное влияние на ход истории. Установлена, например, и доказана определенная зависимость между диктаторскими режимами, существовавшими в разных странах мира в различные времена, и психологическими особенностями людей, живших в условиях этих режимов. Показано также, что историческая психология людей тесным образом связана с культурными и социально-экономическими достижениями того общества, в котором они живут.
Психология и социология
Изучение взаимоотношений индивида и общества находится в ведении не только социологии, но и психологии. В связи с этим важно понять разницу между этими двумя дисциплинами. Психология изучает основные виды психической деятельности человека, а также базовые элементы этой деятельности, например, эмоции или ощущения. Ранее психологи утверждали, что социальные явления можно объяснить только посредством психологического исследования. Сегодня обе дисциплины имеют свои отдельные предметные области.
Психологи интересуются поведением индивида, его проблемы и личностные проблемы (помешательство, тревога, депрессия и т.д.). А социологи ищут в этих типах поведения определенные закономерности и иногда обнаруживают, что они обусловлены социальными нормами, а также структурами и развитием общества.
Поэтому было неправильно считать, что поведение человека является то индивидуальным, то социальным. Психология и социология – это просто два разных подхода к изучению индивида в обществе, причем первая ориентируется на индивида и его особенности, тогда как вторая уделяет тому общему, что связывает индивида с другими индивидами.
Развитие социологии и психологии приводит к появлению новой дисциплины, находящейся на стыке этих научных направлений – социальной психологии. Если общая психология имеет дело с психикой отдельного человека и изучает ее как бы изнутри, то социальная психология раскрывает общественную обусловленность поведения людей. Она оперирует фактами межличностного поведения («психологические факты»), интегрирует их и открывает общие тенденции развития межличностного поведения. Она не может уйти ни от одного вида непосредственного взаимодействия, ни от одного из факторов, влияющих на ощущения, восприятия и представления. Если это так, то социальная психология имеет дело с личностью (как социальным типом), его психическими функциями, проявляющимися в поведении при различных социальных ситуациях.
Нетрудно понять, что и социология, и психология изучают человека и его поведение, но с разных позиций, которые обусловлены их предметами. Становится ясным и то, что они, в конечном счете, ориентированы друг на друга. Их тип связи можно назвать сотрудничеством.
Психология, изучая поведение человека, должна отправляться не только от знания его биологии и физиологии (что совершенно необходимо), но и от человека как «продукта общественных отношений», знание о котором дает социологическая наука. Без этого проникнуть во внутренний мир индивида, в мир социальной общности, этноса или класса просто невозможно. А общей социологии, увы, еще и сейчас не хватает понимания психологического субстрата человека — его чувств, настроений, переживаний, эмоций, воли, темперамента. На пути соединения этих «сторон» человека лежит перспектива прогресса социологического знания. И не только в области малых социальных групп, что естественно, но человечества как целого. Можно ли его понять, не заглянув в психологию народов, этносов, классов, государств и стран?
Но есть и другой ракурс. Если социальная психология изучает слабо связанные между собой совокупности людей (толпу, театральную публику, случайные собрания и т.п.) или случайные, не организованные вообще, не дифференцированные образования, то тогда она будет просто-напросто главой социологии как науки, изучающей все основные формы взаимодействия между людьми.
Психология и педагогика
И особо следует остановиться на связи психологии с педагогикой. Разумеется, эта связь существовала всегда, еще К.Д.Ушинский говорил: «Чтобы всесторонне воспитать человека, его надо всесторонне изучить». Здесь особенно наглядно видно практическое значение психологии. В том случае, если педагогика не опирается на знания о природе психологических явлений, она превращается в простой набор педагогических советов и рецептов и перестает быть подлинной наукой, способной помочь учителю. В развитии всех областей педагогики (общей теории, дидактики, частных методик, теории воспитания) возникают проблемы, требующие психологического исследования. Знание закономерностей протекания психических процессов, динамики, формирования знаний, навыков и умений, природы способностей и мотивов, психического развития человека в целом имеют существенное значение для решения фундаментальных педагогических проблем, таких, как определение содержания образования на разных ступенях обучения, разработка наиболее эффективных методов обучения и воспитания и т.д.
В настоящее время накопилась масса проблем, которые вызывают острые дискуссии по вопросам: чему учить современного школьника? что и как отбирать из огромной массы информации, которая накапливается наукой, для школы? Именно психология должна определить, каковы возможности и резервы психического развития человека на разных возрастных ступенях и где их границы.
Не менее остро потребность в психологии обнаруживается, когда педагогика обращается к проблемам воспитания. Целью воспитания является формирование личности, соответствующей требованиям развивающегося общества. А достижение этой цели предполагает изучение закономерностей формирования личности: ее направленности, способностей, потребностей, мировоззрения и т.д. Все сказанное свидетельствует о том, что современная психология находится на стыке наук. Она занимает промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными, с другой, и социальными, с третьей.
Когда-то в нашей стране существовала и успешно развивалась комплексная наука о детях, их обучении и воспитании, называемая педологией. В разработке ее проблем объединяли усилия педагоги, психологи, медики, генетики, физиологи и ряд других ученых. Из всех наук, которые они представляли, собирались полезные сведения о детях, необходимые для их обучения и воспитания. Имелись учебные центры, где готовили педологов, научные лаборатории, в которых специалисты данных областей знаний совместно разрабатывали и решали проблемы детства. Достижения отечественных ученых в области педологии не уступали зарубежным. Однако судьбу этой прогрессивной и перспективной науки постигла та же участь, какая выпала на долю генетики и кибернетики. Педологические исследования были прекращены, а учреждения закрыты в 1936 г. Отрицательные последствия этого решения оказались серьезными, привели к отставанию системы обучения и воспитания детей в нашей стране от лучших мировых образцов. Не преодолены они, к сожалению, и до сих пор.
Психология и естественные науки
Две основные естественные науки с которыми психология тесно связана это биология и физиология, точнее раздел посвященный высшей нервной деятельности.
Биология
Если психология животных имеет дело с теми формами поведения животных, которые развиваются в процессе их взаимодействия со средой, то совершенно ясно, что полное понимание законов их поведения не может иметь место без знания основных форм жизни, которые составляют предмет биологии. Нужно достаточно отчетливо представлять те различия, которые имеют место в существовании растений и животных, чтобы выделить то основное, что отличает всякий вид активного поведения, основанного на ориентировке в окружающей среде, от тех форм жизни, которые исчерпываются процессами обмена веществ и могут протекать вне условий активной ориентировки в действительности. Нужно ясно представлять, что именно меняется в условиях жизни с переходом от существования одноклеточных в однородной водной среде к несравненно более сложным формам жизни многоклеточных, особенно в условиях наземного существования, предъявляющего неизменно большие требования к активной ориентировке в условиях среды, ориентировке, которая только и может обеспечить успешное получение пищи и избегание опасности. Нужно хорошо усвоить различие в принципах существования между миром насекомых, у которых существуют прочные врожденные программы, обеспечивающие успешное выживание в устойчивых условиях, и все же способных сохранить вид даже при меняющихся условиях, и высших позвоночных с их немногочисленным потомством, которое может выжить только при развитии новых индивидуально-изменчивых форм поведения, обеспечивающих приспособление к меняющейся среде. Без таких знаний общих биологических принципов приспособления никакое отчетливое понимание особенностей поведения животных не может быть обеспечено, и всякая попытка понять сложные формы психической деятельности человека потеряет свою биологическую основу.
Вот почему для научной психологии совершенно необходим учет основных законов биологии и таких ее новых разделов, как экология (учение об условиях среды и ее влияний) и этология (учение о врожденных формах поведения). Естественно, что факты, составляющие предмет психологической науки, ни в коей мере не могут быть сведены к фактам биологии.
Физиология
Физиология занимается механизмами, осуществляющими те или иные функции организма, а физиология высшей нервной деятельности — механизмами работы нервной системы, осуществляющими «уравновешение» организма со средой.
Легко видеть, что знание той роли, которую в этом последнем процессе играют различные этажи нервной системы, тех законов, по которым протекает регуляция обменных процессов в организме, законы работы нервной ткани, осуществляющей процессы возбуждения и торможения, и тех сложных нервных образований, которые осуществляют процессы анализа и синтеза, замыкания нервных связей, обеспечивают процессы иррадиации и концентрации возбуждения так же, как и знание основных форм работы нервных клеток, находящихся в нормальном или тормозном (фазовом) состоянии — все это совершенно необходимо для того, чтобы психолог, изучающий основные виды психической деятельности человека, не ограничивался их простым описанием, а представлял, на какие механизмы опираются эти сложнейшие формы деятельности, какими аппаратами они осуществляются, в каких системах они протекают. Игнорировать законы физиологии значило бы лишить психологию одного из важнейших источников научного знания.
Основные формы психической деятельности человека возникают в условиях общественной истории, протекают в условиях сложившейся в истории предметной деятельности, опираются на те средства, которые сформировались в условиях труда, употребления орудий и языка. Человек, который был бы лишен общения с окружающими, развивался бы вне условий предметного мира, сложившегося в истории общества, не пользовался бы орудиями и языком, человек, который не усваивал бы опыта всего человечества, передаваемого с помощью языка, этого хранителя информации, не имел бы и небольшой доли тех возможностей, которыми располагает его фактическое поведение. Естественно, что формы деятельности человека осуществляются его мозгом и опираются на законы его высших нервных процессов, но никакая нервная система сама по себе не могла бы обеспечить формирования употребления орудий и языка и объяснить возникновение сложнейших, возникших в общественной истории, форм человеческой деятельности.
Подлинное отношение психологии к физиологии заключается в том, что психология изучает те формы и способы деятельности, которые возникли в процессе общественной истории и которые определяют поведение, а физиология высшей нервной деятельности — те естественные механизмы, которые осуществляют или реализуют это поведение.
Попытаться свести психологию человека к физиологии высшей нервной деятельности, как это одно время предлагалось механистически мыслящими учеными, было бы аналогично той ошибке, которую допустил бы архитектор, если бы он попытался свести происхождение и анализ стилей готики и барокко или ампира к законам сопротивления материалов, которые, конечно, должны учитываться архитектором, но которые, ни в коей мере не могут объяснить происхождение архитектурных стилей.
Успех дальнейшего развития психологии во многом зависит от правильного понимания соотношения этих обеих наук, и как всякое игнорирование физиологии, так и попытки свести психологию к физиологии неизбежно задержат развитие психологической науки.
Психология и экономика
Большие возможности для использования профессиональных психологов существуют в сфере экономики. К сожалению, их редко привлекают для объяснения экономических явлений. Экономисты, принимающие важные решения, часто не способны или не считают нужным учитывать психологию людей. Если же это происходит, то информация берется не из научных данных , а из житейской психологии или здравого смысла. Но постепенно практическая психология находит место в различных сферах экономической жизни. В XX веке Дж. Катон первым начал сотрудничество с группой экономистов и социологов применять психологическую теорию и методы к исследованию экономических проблем. Он сформулировал одну из базовых идей экономической психологии: покупка зависит не только от способностей (экономической возможности) сделать покупку, но и от желания ее сделать (психологической готовности). По мнению Катона, экономика без психологии не может успешно изучать основные экономические процессы, так же как и психология без экономики не имеет возможности исследовать наиболее важные аспекты человеческого поведения
Экономическая психология – прикладная наука, возникшая из нужд развивающейся экономической теории. Ее задачей стало исследование практических причин несоответствия поведения реального «экономического человека» тем теоретическим концепциям, которые строились экономистами.
Как научная дисциплина она изучат психологические механизмы и процессы, лежащие в основе потребления и других видов экономического поведения. Она имеет дело с предпочтениями, выборами, решениями и факторами, оказывающими на них влияние, а также изучает последствия этих решений и выборов, связанные с удовлетворением потребностей. Кроме того, экономическая психология изучает воздействие внешних экономических факторов на поведение и самочувствие человека. Эти исследования могут относиться к различным уровням общности – от домашнего хозяйства и индивидуального потребления до макроуровня жизни целой нации.
В настоящее время экономическая психология определяется как «междисциплинарная наука о поведении человека и сообществ в хозяйственной деятельности и экономических системах». Это поведение исходит из определенных чувств, мотивов человека, свойств его личности, особенностей восприятия и понимания экономической ситуации. Цель экономической психологии – «исследование и психологическое обеспечение решения экономических проблем и принятия экономических решений в условиях рыночной системы».
Экономическая психология изучает восприятие, мышление и поведение человека в экономической деятельности, в процессе его экономического взаимодействия с другими субъектами (людьми и организациями). Она решает проблемы трех основных типов экономической реальности, на которых встречаются субъекты:
1. сфера рынка, где в центре внимания находится покупатель и продавец, торговые переговоры и сделки, потребительское поведение
2. сфера бизнеса, где центральное место занимает исследования предпринимательства и деловой активности
3. сфера общества, где специальное проблемой является поведение граждан в ответ на экономическую политику государства, инфляция, теневая экономика, безработица и т.д.
Экономическая психология как прикладная наука изучает психологические аспекты предпринимательского, потребительского, инвестиционного и трудового поведения людей, а также процессы адаптации человека к динамично изменяющимся условиям хозяйственной деятельности.
В экономической психологии изучается поведение личности при изменении экономических условий, например, отношений собственности, инфляции, условий найма и оплаты труда работников, при воздействии на человека рекламы.
Важнейшая проблема экономической психологии – изучение психологии предпринимательства, выявление личностных качеств, характерных для психологического портрета предпринимателя. Зарубежные и отечественные ученые единодушны относительно ряда черт, свойственных предпринимателю. Это творческая экономическая активность, умение принять риск, общительность, стремление к самореализации, стрессоустойчивость. Выявлен и ряд особенностей отечественных предпринимателей в сравнении с зарубежными. Это слабая включенность в социум, низкая оценка полезности своей деятельности со стороны социума, невысокие нравственные качества и ряд других . Традиционно для России негативное отношение к предпринимателю, его активности. И причины здесь, прежде всего, психологические.
Актуальна в экономической психологии проблема денег и отношения к ним людей. Выявляются определенные типы отношения к деньгам у разных социальных групп, специфика отношения их к величине оплаты труда и трате денег. Изучается влияние денег на формирование личности, психологические проблемы богатства и бедности, хранения и накопления денег.
В качестве основных направлений профессиональной психологической работы в сфере экономики выделяются:
1. изучение условий и факторов положительной мотивации к труду и к профессии, оптимизация трудовых отношений в рабочих группах, командах, формирование благоприятного социально-психологического климата в коллективе, формирование рабочих команд;
2. изучение восприятия человеком стимулов и условий труда, проблема справедливости вознаграждения;
3. психологическая консультация и профессиональная ориентация;
4. исследование процессов творчества в экономической сфере, выявление факторов инновационного поведения, создание условий для его проявления;
5. изучение половых и возрастных особенностей поведения человека в производственной среде и сфере потребления;
6. психология предпринимательства, лидерства, руководства, менеджмента;
7. психология конкурентоспособности на рынке труда, психология различных форм занятости;
8. психологические аспекты конфликтов в экономической среде и меры по их профилактике и урегулированию;
9. психология поведения личности и группы в экономических ситуациях;
10. психология поведения клиента, акционера, сотрудника организации;
11. психология мошенничества и других форм деструктивного поведения в организации;
12. психология экономического выбора и предпочтений;
13. исследование психологических особенностей, проявляющихся в условиях экономических отраслей (промышленность, транспорт, сельское хозяйство) и функциональных экономических институтов (финансы, кредит, экономика природопользования);
14. изучение национальных психологических особенностей России и их влияния на поведение в экономической среде
Практическая экономическая психология составляет важнейшую часть работы службы маркетинга. Функция маркетинга – изучение возможностей удовлетворения желаний и нужд потребителей. Психология призвана помочь ответить на основные вопросы, стоящие перед маркетингом: кто покупатель, каковы его желания и потребности, как побудить его купить товар, как воспринимается товар (его название, внешний вид, упаковка), как наиболее эффективно информировать покупателя, какие слова подобрать в рекламе, как будет психологически восприниматься цена?
Для успешной практической работы в сфере экономики и бизнеса современный психолог должен быть универсалом, владеть знаниями не только из различных отраслей психологии, но и из многих других наук. Заказчики работ, обращающиеся за консультацией или решением какой-либо экономической проблемы, предпочитают комплексное решение.
Заключение
В системе современного научного знания проблема человека (а точнее, класс проблем) все более выдвигается на передний план, снизанный с перспективами развития этой системы. Уникальность феномена Человека, в котором специфическим образом проявляется единство законов природы и общества, создает особое его положение как объекта научного исследования. Здесь смыкаются интересы фундаментальных общественных и естественных наук, а также научно практических комплексов: медицинских, педагогических и частично технических наук. Для будущности человечества значение научного познания Человека столь же велико, как значение фундаментальных наук о Природе и Обществе. Система научных знаний о законах развития человека, его истинных потенциалах и ресурсах необходима для общественного развития не в меньшей мере, чем знания о законах развития природы и общества. Возрастание значения того класса проблем, который относится к человеку, является общей тенденцией развития системы научного знания в целом.
В комплексе наук о человеке важнейшая роль принадлежит психологии. Какая бы проблема (или ее аспект) из того класса, который относится к изучению человека, ни была взята, ее последовательное изучение так или иначе приводит к необходимости анализа того круга явлений, которые принято определять как психические. Эта необходимость отчетливо обнаруживается в общественных науках.
Исследование процессов и явлений, изучаемых историей, экономикой, этнографией, социологией, лингвистикой, литературоведением, теорией искусства (искусствоведением), юридической, политической науками, необходимым образом приводят к постановке проблем по существу психологических. Можно сделать вывод, что психология тесно взаимосвязана с другими многочисленными науками, и ее развитие имеет огромное влияние на развитие естественных, гуманитарных и других отраслей науки.
Список литературы
1. Бондарчук Е. И., Бондарчук Л. И. Основы психологии и педагогики: Курс лекций. — 3-е изд., стереотип. — К.: МАУП, 2002.
2. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М.: Наука, 1984. — С.11-24.
3. Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию. – М., 1975.
4. Ярошевский М. Г. История психологии. М., 1985.
5. Немов С.Р. Общие основы психологии, книга 1, 2003.
Информация о работе «Связь психологии с другими научными дисциплинами»
Раздел: Психология Количество знаков с пробелами: 32175 Количество таблиц: 0 Количество изображений: 0
Похожие работы
Этапы становления музыкальной психологии как самостоятельной научной дисциплины
23927
0
0
… достаточно глубоко и научно раскрыть механизмы этого воздействия, обосновать их и внедрить в практику. В своей статье мы сконцентрировали внимание на исторических этапах становления музыкальной психологии как самостоятельной научной дисциплины. Музыкальная психология донаучного периода имеет глубокую историю. Этот большой исторический период важен с точки зрения накопления знания, эмпирического …
Предмет и задачи психологии как науки
48772
0
0
… широкое понимание предмета психологии. Психология, как мы уже говорили, — очень молодая наука. Поэтому, возможно, она еще не нашла своего подлинного предмета, и его обнаружение — задача психологии XXI века. Не будем забывать, что психология как фундаментальная наука должна внести свой решающий вклад в знание о мире. Без психологии невозможно создание научной картины мира. Юнг отмечал: «Мир …
Психология труда: основные составляющие научной дисциплины
56635
0
1
… — состоянии зрелости, названном «гуманистическая психология». Если кратко охарактеризовать и определить один из наименьших «масштабов» нашей дисциплины, то психология труда (в узком смысле), это — наука, изучающая изначальные процессы, порождаемые системой «субъект-объект» и основные характеристики обоих компонентов этой системы. Системы труда — профессии типа «человек-человек» в дальнейшем …
Юридическая психология (лекции-шпора)
354715
0
0
… допустимые приемы воздействия на обвиняемого невозможно перечислить*. Важно только отметить, что следователь не должен прибегать к запугиванию, унижению человеческого достоинства, необоснованным обещаниям и т. д. Задача юридической психологии как науки заключается в подведении теоретической базы к творческим находкам следователей. 71. ПСИХОЛОГИЯ ДОПРОСА НА ОЧНОЙ СТАВКЕ. , Очная ставка – …
Психология и педагогика
Здесь четко прослеживается связь детской психологии с другими науками. Направления связаны с развитием детей, их обучением, воспитанием и перевоспитанием. Ни один из процессов нельзя считать полноценным, если не учитываются психологические особенности конкретного ребенка. В идеале образовательные и воспитательные программы также должны подбираться с учетом особенностей личности, ее способностей и возможностей.
Существует педагогическая психология. Она освещает вопросы адаптации ребенка к обучению, создания необходимых для него условий, прививания ему ценностей и общественных норм.
Связь психологии с различными науками
Взаимосвязь психологии с естественными науками выражена в исследовании биологических и физиологических процессов мозга, находящихся в основе психики. С гуманитарными науками психология связана через анализ взаимодействия личности и ее ближайшего окружения. Здесь наблюдается интерес к особенностям психического и душевного склада людей в разные эпохи, определяется значение языка в культурном и психическом развитии, рассматривается проблема творчества.
Связь психологии с техническими науками проявляется в том, что, с одной стороны, она выявляет оптимальные психологические условия взаимодействия человека и машин. С другой стороны, технические науки направлены на разработку технических средств или приборов, предназначенных для исследования проявлений психики.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Максимально очевидна связь психологии с педагогикой. Считается, что эффективно воспитывать и учить можно лишь, взяв за основу знание закономерностей, по которым происходит развитие психики.
Многообразием отличаются связи психологии с медициной, общие точки соприкосновения которых находятся в исследовании проблем нарушения психической деятельности. Психология обосновывает особенности взаимодействия врача и пациента, диагностику и лечение некоторых заболеваний.
Важная функция психологии в общей системе научного знания заключается в синтезе достижений ряда других областей. Она становится интегратором всех научных дисциплин, в качестве объекта исследования которых выступает человек.
Основная задача психологии — это исследование закономерностей психической деятельности в ее развитии. Данные законы раскрывают то, каким образом объективный мир отражается в человеческом мозге. Они определяют, как в силу этого регулируются действия, развивается психическая деятельность. Благодаря этому происходит формирование психических свойств личности.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Взаимосвязь психологии с другими науками 440 ₽ Реферат Взаимосвязь психологии с другими науками 230 ₽ Контрольная работа Взаимосвязь психологии с другими науками 220 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Как известно, психика представляет собой отражение объективной действительности. По этой причине изучение психологических законов предполагает в первую очередь установку зависимости психических явлений от объективных условий жизнедеятельности.
Психология и биология
Биология освещает врожденные способности. При ее слиянии с психологией появилась зоопсихология, психогенетика, нейропсихология. Биология рассказывает, какие физиологические проблемы могут возникнуть у человека. Психология пытается выяснить, как они влияют на психику и манеру поведения.
Биология изучает не только человека и мир вокруг него. Предметом исследования является влияние природных факторов на каждую отдельную личность. Психология же в свою очередь показывает, как строение головного мозга связано с психикой, как работает нервная система, как психологические патологии влияют на физическое здоровье.
Охарактеризуйте связь психологии с другими отраслями знаний
Являясь самостоятельной наукой, психология тесно связана с другими науками: с философией, педагогикой, социологией, медициной, физиологией, техническими науками и др.
Философияявляется методологической основой психологии.
Естественные науки:биология, физиология и другие естественные науки предоставляют материал о строении и функционировании центральной нервной системы человека, о связи между психическими явлениями и деятельностью ЦНС.
Социологияпомогает понять, каким образом человек приобретает психические свойства социально-ориентировочного поведения. Человек — биосоциальное существо, только живя в обществе, формируется его психика. Поэтому специфика общества, в котором живет человек, определяет особенности его психики, поведения, мировосприятия, социального взаимодействия с другими людьми.
Педагогика помогает в решении задач обучения и воспитания, формирования личности человека.
Технические наукипредоставляют материал о путях оптимизации условий деятельности человека в условиях технического прогресса, о подборе технических средств для исследования психики.
Медицинские науки помогают в изучении патологии психического развития людей и нахождении путей для психокоррекции и психотерапии.
Взаимодействие истории и психологии (использование исторического метода, суть его для понимания природы любого психического явление необходимо проследить его развитие)
Раскройте понятие сознания
Сознание — высшая форма отражения действительности, свойственная только человеку, это общественно-исторический продукт развития психики, позволяющий не только отражать мир, но и преобразовывать его.
Функции сознания:
Отражательная,
заключается в познании — обобщенном отражении мира.
Порождающая
(творчески-креативная).
Регулятивно-оценочная
(формирование отношения к миру, к людям, регулирование поведения, деятельности).
Рефлексивная
— готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя.
Сознание характеризуется: активностью, направленностью на предмет, способностью к рефлексии, самонаблюдению, мотивационно-ценностным характером, различной степенью ясности.
Состояния сознания: сон, бодрствование, медитация, гипноз, патологические состояния сознания, вызванные с помощью наркотиков, алкоголя и других химических веществ, воздействующих на головной мозг.
Свойства сознания
1) идеаторность (способность осваивать объект без физического воздействия в результате работы с сформулированным образом)
2) институциональность (направленность сознания на какой-либо предмет)
3) объём памяти (количество объектов, которые человек чётко может отображать одновременно 7+\-
4) коммуникабельность (способность транслировать то что осознаёт человек другим людям)
5) идеаторность (способность сознания отображать образы, свободно перемещаться по векторам пространства и времени)
6) креативность (мир всё время изменяется).
Сознание имеет сложную структуру.
Наиболее древний пласт сознания − чувственно-аффективный уровень (ощущение, восприятие, представление, различного рода аффекты, т. е. устоявшиеся сильные самопроизвольные реакции человека на внешние раздражители (страх, ярость, боль, наслаждение))
Следующий уровень – ценностно-волевой. Воля – способность человека ставить цели и мобилизовать себя для достижения целей. Эмоции – ценностно-окрашенные реакции на внешние воздействия.
Важнейший уровень сознания – абстрактно-логическое мышление, выступающее в таких формах, как понятие, суждение, умозаключение, различные логические операции.
Структура самосознания:
1) самопознание (нацеленность человека на познание своих физических и душевных качеств и возможностей)
2) самоотношение (выражается в виде непосредственный эмоциональные реакции и самооценки)
3) саморегуляция (регулирование личностью своего поведения на основе отношения к себе)
Бессознательное — это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не отдает себе отчета; это те качества, интересы, потребности и т. п., которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях. К таким явлениям относятся:
-ошибочные действия: оговорки, описки, ошибки при написании слов;
-непроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, событий и др., что прямо или косвенно связано для человека с неприятными переживаниями;
-сновидения, грезы, мечты;
-движения, автоматизировавшиеся благодаря повторению;
-побуждения к деятельности, в которых отсутствует осознание цели;
-некоторые патологические явления, возникающие в психике больного человека: бред, галлюцинации и т. д.
Психология и медицина
В этом случае взаимосвязь более, чем заметна. В психологии даже есть отдельная ветвь — медицинская или клиническая. Ее задача — выяснить, как психологические причины приводят к развитию серьезных заболеваний. Также она помогает оценить и при необходимости скорректировать эмоциональное состояние человека во время болезни.
Можно сказать, что психология изучает душу. А клиническое направление — связь души и физических болезней, способы их лечения.
Психология и юриспруденция, право
Тот факт, что следователи всегда работают вместе с психологами, известен всем. Вспомните хотя бы всеми любимые детективные фильмы и сериалы. Угадать намерения преступника, мотивы его действий практически невозможно без элементарных знаний психологии. Эта наука не только помогает создать портрет его личности. Она показывает, как можно повлиять на человека, а также защитить себя от манипуляций с его стороны.
Психологи присутствуют при проверке на детекторе лжи. Они оценивают поведение, мимику, жесты, высказывания. Существует отдельная ветвь науки — юридическая психология. Ее главная цель — предотвратить, восстановить, скорректировать.
Психология и менеджмент
Связь специальной и других видов психологии науками прослеживается и в этой сфере. Здесь она рассказывает, как завоевать доверие клиента, как понять его потребности и пожелания, как разрешить конфликтную ситуацию.