Виды планов, формы планирования, экономика предприятия


Что представляет собой процесс планирования

Планирование — это качественная подготовка к какой-либо деятельности. Она включает в себя постановку целей и формирование задач с оптимальным распределением материальных, временных и психологических ресурсов, необходимых для достижения желаемых результатов. Заблаговременное прогнозирование помогает вернее распределять силы и сталкиваться с меньшими потерями в процессе выполнения задания.

При этом управление временем вне зависимости от вида деятельности и возможностей человека чаще всего осуществляется по определенной технологии с выделением следующих этапов:

  1. Анализ стартового состояния.
  2. Установление и формулирование целей — базового ориентира дальнейшего движения.
  3. Создание концепции развития, выбор методов для достижения поставленных целей.
  4. Стратегическое и тактическое планирование — определение способов и ресурсов для реализации задуманного, их идеальное распределение.
  5. Оперативно-календарное планирование с пошаговым расписыванием будущих действий с привязкой ко времени.
  6. Утверждение составленного графика, принятие к исполнению.

Важной особенностью понятия термина является движение от масштабного к частному, отталкивание от глобального понимания миссии к маленьким ежедневным задачам дня. При этом принципиальное значение имеет серьезное отношение к собственному расписанию, строгое придерживание графика. Только в этом случае планирование облегчает выполнение работы, ускоряет трудовые процессы, позволяет существенно экономить время и высвобождает дополнительные часы в сутках.

Составление оперативного плана

Оперативный план работы позволяет обеспечить выполнение стратегических целей предприятия. В отличие от долгосрочных планов, данная разновидность регулирует текущую деятельность фирмы. Такой документ может охватывать период длительностью до трех месяцев.

Содержание оперативного плана может быть описано следующим образом:

  • организационная структура предприятия, которая должна претерпеть изменения или же остаться в прежнем состоянии;
  • манипуляции с имеющейся технологической базой или же приобретение нового оборудования;
  • повышение эффективности экономической эффективности в целом или же ее отдельных показателей;
  • определение выгодности координат самого предприятия или же его основных контрагентов;
  • совершенствование процедуры управления производственными запасами с целью обеспечения их экономии;
  • совершенствование процессов контроля качества продукции на всех этапах ее изготовления;
  • повышение репутации фирмы среди поставщиков и клиентов за счет улучшения имиджа.

Зачем нужно планирование

Практическая польза регулярного планирования не вызывает сомнений. Составление расписания на день позволяет человеку:

  • ничего не забывать;
  • успевать делать большее за меньший срок;
  • использовать активный, а не реактивный способ действий;
  • принимать лучшие решения из возможных;
  • своевременно восстанавливаться, работать после отдыха с наивысшей производительностью.

Помните, что составление плана на день — это всегда гарантия благополучного начала или завершения любых дел, качественного отдыха, возможности все успеть, выполнить работу в срок. Кроме того, никакие серьезные перемены в жизни невозможны без предварительного и эффективного планирования. Тщательно расписанный график дня помогает верно рассчитать силы, принять стратегически правильное решение.

Принципы планирования

Доскональное и скрупулезное предварительное продумывание дел становится в несколько раз продуктивнее и помогает достигать целей в кратчайшие сроки при соблюдении ряда базовых рекомендаций процессов планирования. Приведем основные из них:

  1. Стараться выполнять большую часть запланированного в первой половине дня.
  2. Создавать реалистичное расписание, не заваливать себя огромным объемом работ.
  3. Масштабные задания выполнять маленькими частями.
  4. Оставлять время в сутках для отдыха, форс-мажоров.
  5. Не стараться успеть сделать разом все дела, если их накопилось слишком много. Отбирать в списке заданий приоритетные и срочные.
  6. В конце каждого дня составлять расписание на следующие сутки. Также в конце недели аналогичным образом записывать график дел на грядущую неделю.
  7. Не полагаться на память, вести записи. Носить с собой блокнот с ручкой или диктофон, чтобы фиксировать интересные мысли по ходу их появления.
  8. Завести дневник успеха, регулярно отмечать собственные достижения.
  9. Пробовать разные методы планирования, выбрать из них наиболее подходящие.
  10. Концентрироваться на главном, не тратить время впустую.
  11. Уметь говорить «нет» ненужным встречам, советам, мероприятиям, предложениям, общению. Не делать чужие дела, не совершать лишних действий.
  12. Не совершать необдуманных действий и поступков, всегда предварительно взвешивать собственные решения перед тем, как что-либо сделать. Избавиться от непродуктивных привычек и характеристик, отнимающих время и не позволяющих двигаться к целям.
  13. Определиться с жизненными приоритетами, жить в соответствии с ними.
  14. Регулярно выделять время на саморазвитие и самосовершенствование (читать, заниматься спортом, проходить различные обучения).
  15. Не останавливаться на достигнутом, держать себя в тонусе. После выполнения какой-либо цели сразу же ставить следующую.

Ежедневное использование данных навыков, регулярное их применение на практике должно быть частью жизни. В этом случае планирование позволит сделать вас эффективнее, работоспособнее, успешнее.

Основные методы планирования

Рассмотрим наиболее популярные методы планирования. Не нужно пытаться внедрять сразу все. Попробуйте поочередно привнести каждую методику в жизнь, затем отберите среди них самые полезные и удобные для использования в компании или личных целях.

SMART

Одна из самых популярных методик планирования в мире, успешно применяется для определения целей и постановки разнообразных задач. Прекрасно подходит как для разрешения рабочих вопросов, так и для личного развития человека.

Суть методики:

Называется по аббревиатуре из слов, расшифровывается следующим образом: S — specific (конкретный), M — measurable (измеримый), A — assignable (назначаемый), R — realistic (реальный), T — time related (связанный временем).

Таким образом, все цели, которые перед собой ставит человек, должны:

  • быть четко сформулированы и конкретизированы;
  • иметь измеримость и достижимость;
  • соотноситься с другими задачами;
  • обладать четко установленными временными рамками на исполнение.

Данные факторы позволяют не только правильно задать цель, но и определить необходимые действия для планового достижения нужного результата, учесть все возможные факторы, иметь возможность отслеживать собственный прогресс.

ABC

Простой прием, позволяющий классифицировать задачи по степени их важности. В основе лежит знаменитый принцип Парето, сущность которого гласит, что 20% всех дел приносят 80% результатов, тогда как оставшиеся 80% дел приносят по итогу 20% результатов.

Суть методики:

Предусматривает деление текущих задач на три категории, среди которых бывают:

  • категория А — самые важные поручения (15%), которые требуют первоочередного разрешения и приносят до 65% результатов;
  • категория В — важные задачи (20%), также полезны для выполнения и приносят около 20% результатов;
  • категория С — задания, не имеющие особой важности (65%), приносящие не более 15% результатов.

При планировании дня по данной системе необходимо обращать внимание на задачи, обозначенные в первой категории. В большинстве случаев они требуют меньших усилий и выработки, нежели дела из категории С, однако приносят большую пользу и нуждаются в скорейшем разрешении.

GTD (Getting Things Done)

В переводе на русский язык методика дословно означает «Доведение дел до завершения» («Как привести дела в порядок»). Первым о ней заговорил американский эксперт по тайм-менеджменту и консультант по личной продуктивности Дэвид Аллен. Техника отлично подходит для ведения настольного ежедневника и позволяет качественно концентрироваться на выполнении поставленных задач.

Суть методики:

Предполагает записывание стоящих перед человеком задач в деловой дневник. При этом каждое дело начинается с обозначения особыми символами:

  • пустой кружок — задача для выполнения;
  • перечеркнутый круг — выполняемое на данный момент поручение;
  • закрашенный наполовину кружок — не полностью выполненная задача;
  • закрашенный круг — выполненное задание;
  • кружок с крестиком внутри — отмененная задача;
  • закрашенный круг со стрелкой — делегированная миссия;
  • восклицательный знак — проблема с приоритетом;
  • кружок с точкой внутри — задача, о которой необходимо постоянно помнить.

Данная методика с отслеживанием показателей отлично вписывается в моментальное планирование, но не очень подходит для долгосрочного. Поэтому технологию GTD лучше использовать в качестве дополнения, чтобы отсматривать приоритетность имеющихся задач в бизнесе или личной жизни.

Метод 1 — 3 — 5

Универсальная технология, очень популярная среди адептов личной продуктивности. Имеет разнообразные формы и вариации. Вписывается в жизнь любого человека и организации, подходит для составления планов на день, неделю, месяц, год и более.

Суть методики:

Предусматривает ежедневное выделение девяти задач из полного списка дел. При этом требует обязательного ранжирования: 1 задание — ключевое, имеет глобальный приоритет; 3 задачи — дела, которые следует решить в течение рабочего дня; 5 — мелкие поручения, выполняемые по мере возможности.

Количество дел не должно превышать девяти, иначе метод считается неэффективным и нерабочим. Этого правила сложно придерживаться в те дни, когда список необходимых заданий сильно разрастается. Однако плюс данной технологии заключается в том, что уже в процессе планирования большинство ненужных задач отсеиваются сами собой, в списке автоматически остаются только важные.

Принцип Эйзенхауэра

Основоположником данного популярного метода тайм-менеджмента являлся американский генерал, 34-й президент США Дуайт Дэвид Эйзенхауэр. Будучи занятым человеком, он оптимизировал собственный рабочий график с помощью последовательности специальной матрицы.

Ее смысл заключается в том, чтобы научиться грамотно распределять задачи в течение дня, отличать важные и срочные задания в череде множества несрочных и неважных дел. Подходит для руководства и подчиненных, для личных и профессиональных планов.

Суть методики:

Управленческая технология предполагает деление дел на четыре количественные категории, среди которых:

  • А — важные и срочные задания;
  • В — важные и несрочные задачи;
  • С — неважные и срочные дела;
  • D — неважные и несрочные задания.

Первая категория должна выполняться в быстром темпе, как только в ней появляются какие-либо поручения. Если их становится слишком много, то это сигнализирует о неорганизованности, неправильной расстановки приоритетов и лени человека.

Наибольшее внимание рекомендуется уделять категории среднесрочных дел, т.к. они зачастую являются самыми приоритетными и перспективными. От них зависят карьера и личная успешность индивидуума. Однако именно их люди откладывают чаще других, забывают планировать. Сюда относятся спортивные тренировки, занятия иностранным языком, повышения квалификации, различные курсы, все варианты саморазвития.

Дела из категории С следует делегировать, чтобы достигать больших результатов в жизни (к примеру, починку микроволновки, замену лампочки). А задач из категории D и вовсе необходимо избегать, т.к. они не несут никакой пользы, лишь отнимают время. К ним обычно относятся разговоры по телефону, просмотр социальных сетей, игры в компьютер и т.д.

Развитие предприятия

План развития предприятия подразумевает кардинальные изменения как в экономической, так и в организационной системе фирмы. При этом должен наблюдаться значительный финансовый и технологический рост. Центральное место занимает увеличение объемов производимой продукции и, как следствие, чистой прибыли.

Стратегический план развития предприятия может быть разработан по следующим основным направлениям:

  • усовершенствование производственной программы;
  • внедрение достижений научно-технического прогресса;
  • повышение эффективности производства за счет увеличения показателей производительности труда и материалоотдачи;
  • план по строительству новых сооружений, а также установке нового оборудования;
  • совершенствование кадровой структуры и состава;
  • улучшение социального положения работников;
  • внедрение экологически чистых систем производства.

Рекомендуем: Мотивация персонала: основные виды и методы. система мотивации персонала

Лидертаск — приложение для успешного планирования

Бумажные носители по-прежнему используются абсолютным большинством людей в качестве планировщиков. Лишь немногие ценители тайм-менеджмента предпочитают применять специальный софт для описания задач и планирования дел. А ведь электронный подход значительно упрощает постановку заданий, обеспечивает дальнейшее их выполнение лично и на предприятии.

Например, отечественная разработка — сервис ЛидерТаск — состоит из целого комплекса инструментов, функций и средств для индивидуального либо командного планирования с помощью компьютера или мобильного телефона. Приложение подходит для работы в любом направлении: в отделах продаж, строительстве, туризме, бьюти-сфере, научной и образовательной деятельности.

С помощью программы в онлайн- или оффлайн-режиме можно создавать записи для запланированных задач и подзадач, заметок, различных файлов, чек-листов. Изменять порядок дел, удалять выполненные задачи, корректировать условия или менять даты. А также вести базу списков, документов, контактов, проектов в разных категориях, темах, цветах.

Встроенный ежедневник позволяет отслеживать расписание по шкале времени, устанавливать часы рабочего дня, составлять расписание на день, неделю, месяц или любую выбранную дату в будущем. Для визуализации целей и проектов можно осуществлять визуализацию на канбан-досках. Всплывающие уведомления и напоминания помогают не забывать о встречах и датах, невыполненных делах.

Обязательно занимайтесь планированием рабочего дня, чтобы стать продуктивнее в карьере и личной жизни. Выберите предложенный метод. Записывайте цели, будьте четкими и краткими. Используйте для фиксации и напоминаний онлайн-сервис ЛидерТаск. Никогда не откладывайте дела на потом, выполняйте важное и проводите срочное в начале дня. И тогда успеха не избежать! Удачи!

Принципы составления планов

Все виды планов составляются на основании определенных принципов:

  • объективная необходимость, продиктованная современными экономическими условиями;
  • все показатели должны быть конкретными и обладать численным измерением;
  • план должен иметь четкие временные границы;
  • все цифры должны быть реалистичными и обоснованными (исходить следует из наличия ресурсов на предприятии);
  • форма составления программы должна быть гибкой, чтобы имелась возможность приспосабливаться к изменениям во внешней и внутренней среде;
  • планирование должно производиться комплексно и охватывать все сферы деятельности предприятия;
  • программы по всем структурным подразделениям не должны противоречить друг другу;
  • все составленные и заверенные планы являются обязательными к исполнению;
  • нацеленность на достижение максимального экономического результата;
  • на каждой из стадий должно быть разработано несколько альтернатив, среди которых выбирается впоследствии оптимальная.

Соблюдение данных принципов позволяет сделать планы реальными, подробными, а главное — эффективными.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]