Что представляет собой процесс планирования
Планирование — это качественная подготовка к какой-либо деятельности. Она включает в себя постановку целей и формирование задач с оптимальным распределением материальных, временных и психологических ресурсов, необходимых для достижения желаемых результатов. Заблаговременное прогнозирование помогает вернее распределять силы и сталкиваться с меньшими потерями в процессе выполнения задания.
При этом управление временем вне зависимости от вида деятельности и возможностей человека чаще всего осуществляется по определенной технологии с выделением следующих этапов:
- Анализ стартового состояния.
- Установление и формулирование целей — базового ориентира дальнейшего движения.
- Создание концепции развития, выбор методов для достижения поставленных целей.
- Стратегическое и тактическое планирование — определение способов и ресурсов для реализации задуманного, их идеальное распределение.
- Оперативно-календарное планирование с пошаговым расписыванием будущих действий с привязкой ко времени.
- Утверждение составленного графика, принятие к исполнению.
Важной особенностью понятия термина является движение от масштабного к частному, отталкивание от глобального понимания миссии к маленьким ежедневным задачам дня. При этом принципиальное значение имеет серьезное отношение к собственному расписанию, строгое придерживание графика. Только в этом случае планирование облегчает выполнение работы, ускоряет трудовые процессы, позволяет существенно экономить время и высвобождает дополнительные часы в сутках.
Составление оперативного плана
Оперативный план работы позволяет обеспечить выполнение стратегических целей предприятия. В отличие от долгосрочных планов, данная разновидность регулирует текущую деятельность фирмы. Такой документ может охватывать период длительностью до трех месяцев.
Содержание оперативного плана может быть описано следующим образом:
- организационная структура предприятия, которая должна претерпеть изменения или же остаться в прежнем состоянии;
- манипуляции с имеющейся технологической базой или же приобретение нового оборудования;
- повышение эффективности экономической эффективности в целом или же ее отдельных показателей;
- определение выгодности координат самого предприятия или же его основных контрагентов;
- совершенствование процедуры управления производственными запасами с целью обеспечения их экономии;
- совершенствование процессов контроля качества продукции на всех этапах ее изготовления;
- повышение репутации фирмы среди поставщиков и клиентов за счет улучшения имиджа.
Зачем нужно планирование
Практическая польза регулярного планирования не вызывает сомнений. Составление расписания на день позволяет человеку:
- ничего не забывать;
- успевать делать большее за меньший срок;
- использовать активный, а не реактивный способ действий;
- принимать лучшие решения из возможных;
- своевременно восстанавливаться, работать после отдыха с наивысшей производительностью.
Помните, что составление плана на день — это всегда гарантия благополучного начала или завершения любых дел, качественного отдыха, возможности все успеть, выполнить работу в срок. Кроме того, никакие серьезные перемены в жизни невозможны без предварительного и эффективного планирования. Тщательно расписанный график дня помогает верно рассчитать силы, принять стратегически правильное решение.
Принципы планирования
Доскональное и скрупулезное предварительное продумывание дел становится в несколько раз продуктивнее и помогает достигать целей в кратчайшие сроки при соблюдении ряда базовых рекомендаций процессов планирования. Приведем основные из них:
- Стараться выполнять большую часть запланированного в первой половине дня.
- Создавать реалистичное расписание, не заваливать себя огромным объемом работ.
- Масштабные задания выполнять маленькими частями.
- Оставлять время в сутках для отдыха, форс-мажоров.
- Не стараться успеть сделать разом все дела, если их накопилось слишком много. Отбирать в списке заданий приоритетные и срочные.
- В конце каждого дня составлять расписание на следующие сутки. Также в конце недели аналогичным образом записывать график дел на грядущую неделю.
- Не полагаться на память, вести записи. Носить с собой блокнот с ручкой или диктофон, чтобы фиксировать интересные мысли по ходу их появления.
- Завести дневник успеха, регулярно отмечать собственные достижения.
- Пробовать разные методы планирования, выбрать из них наиболее подходящие.
- Концентрироваться на главном, не тратить время впустую.
- Уметь говорить «нет» ненужным встречам, советам, мероприятиям, предложениям, общению. Не делать чужие дела, не совершать лишних действий.
- Не совершать необдуманных действий и поступков, всегда предварительно взвешивать собственные решения перед тем, как что-либо сделать. Избавиться от непродуктивных привычек и характеристик, отнимающих время и не позволяющих двигаться к целям.
- Определиться с жизненными приоритетами, жить в соответствии с ними.
- Регулярно выделять время на саморазвитие и самосовершенствование (читать, заниматься спортом, проходить различные обучения).
- Не останавливаться на достигнутом, держать себя в тонусе. После выполнения какой-либо цели сразу же ставить следующую.
Ежедневное использование данных навыков, регулярное их применение на практике должно быть частью жизни. В этом случае планирование позволит сделать вас эффективнее, работоспособнее, успешнее.
Основные методы планирования
Рассмотрим наиболее популярные методы планирования. Не нужно пытаться внедрять сразу все. Попробуйте поочередно привнести каждую методику в жизнь, затем отберите среди них самые полезные и удобные для использования в компании или личных целях.
SMART
Одна из самых популярных методик планирования в мире, успешно применяется для определения целей и постановки разнообразных задач. Прекрасно подходит как для разрешения рабочих вопросов, так и для личного развития человека.
Суть методики:
Называется по аббревиатуре из слов, расшифровывается следующим образом: S — specific (конкретный), M — measurable (измеримый), A — assignable (назначаемый), R — realistic (реальный), T — time related (связанный временем).
Таким образом, все цели, которые перед собой ставит человек, должны:
- быть четко сформулированы и конкретизированы;
- иметь измеримость и достижимость;
- соотноситься с другими задачами;
- обладать четко установленными временными рамками на исполнение.
Данные факторы позволяют не только правильно задать цель, но и определить необходимые действия для планового достижения нужного результата, учесть все возможные факторы, иметь возможность отслеживать собственный прогресс.
ABC
Простой прием, позволяющий классифицировать задачи по степени их важности. В основе лежит знаменитый принцип Парето, сущность которого гласит, что 20% всех дел приносят 80% результатов, тогда как оставшиеся 80% дел приносят по итогу 20% результатов.
Суть методики:
Предусматривает деление текущих задач на три категории, среди которых бывают:
- категория А — самые важные поручения (15%), которые требуют первоочередного разрешения и приносят до 65% результатов;
- категория В — важные задачи (20%), также полезны для выполнения и приносят около 20% результатов;
- категория С — задания, не имеющие особой важности (65%), приносящие не более 15% результатов.
При планировании дня по данной системе необходимо обращать внимание на задачи, обозначенные в первой категории. В большинстве случаев они требуют меньших усилий и выработки, нежели дела из категории С, однако приносят большую пользу и нуждаются в скорейшем разрешении.
GTD (Getting Things Done)
В переводе на русский язык методика дословно означает «Доведение дел до завершения» («Как привести дела в порядок»). Первым о ней заговорил американский эксперт по тайм-менеджменту и консультант по личной продуктивности Дэвид Аллен. Техника отлично подходит для ведения настольного ежедневника и позволяет качественно концентрироваться на выполнении поставленных задач.
Суть методики:
Предполагает записывание стоящих перед человеком задач в деловой дневник. При этом каждое дело начинается с обозначения особыми символами:
- пустой кружок — задача для выполнения;
- перечеркнутый круг — выполняемое на данный момент поручение;
- закрашенный наполовину кружок — не полностью выполненная задача;
- закрашенный круг — выполненное задание;
- кружок с крестиком внутри — отмененная задача;
- закрашенный круг со стрелкой — делегированная миссия;
- восклицательный знак — проблема с приоритетом;
- кружок с точкой внутри — задача, о которой необходимо постоянно помнить.
Данная методика с отслеживанием показателей отлично вписывается в моментальное планирование, но не очень подходит для долгосрочного. Поэтому технологию GTD лучше использовать в качестве дополнения, чтобы отсматривать приоритетность имеющихся задач в бизнесе или личной жизни.
Метод 1 — 3 — 5
Универсальная технология, очень популярная среди адептов личной продуктивности. Имеет разнообразные формы и вариации. Вписывается в жизнь любого человека и организации, подходит для составления планов на день, неделю, месяц, год и более.
Суть методики:
Предусматривает ежедневное выделение девяти задач из полного списка дел. При этом требует обязательного ранжирования: 1 задание — ключевое, имеет глобальный приоритет; 3 задачи — дела, которые следует решить в течение рабочего дня; 5 — мелкие поручения, выполняемые по мере возможности.
Количество дел не должно превышать девяти, иначе метод считается неэффективным и нерабочим. Этого правила сложно придерживаться в те дни, когда список необходимых заданий сильно разрастается. Однако плюс данной технологии заключается в том, что уже в процессе планирования большинство ненужных задач отсеиваются сами собой, в списке автоматически остаются только важные.
Принцип Эйзенхауэра
Основоположником данного популярного метода тайм-менеджмента являлся американский генерал, 34-й президент США Дуайт Дэвид Эйзенхауэр. Будучи занятым человеком, он оптимизировал собственный рабочий график с помощью последовательности специальной матрицы.
Ее смысл заключается в том, чтобы научиться грамотно распределять задачи в течение дня, отличать важные и срочные задания в череде множества несрочных и неважных дел. Подходит для руководства и подчиненных, для личных и профессиональных планов.
Суть методики:
Управленческая технология предполагает деление дел на четыре количественные категории, среди которых:
- А — важные и срочные задания;
- В — важные и несрочные задачи;
- С — неважные и срочные дела;
- D — неважные и несрочные задания.
Первая категория должна выполняться в быстром темпе, как только в ней появляются какие-либо поручения. Если их становится слишком много, то это сигнализирует о неорганизованности, неправильной расстановки приоритетов и лени человека.
Наибольшее внимание рекомендуется уделять категории среднесрочных дел, т.к. они зачастую являются самыми приоритетными и перспективными. От них зависят карьера и личная успешность индивидуума. Однако именно их люди откладывают чаще других, забывают планировать. Сюда относятся спортивные тренировки, занятия иностранным языком, повышения квалификации, различные курсы, все варианты саморазвития.
Дела из категории С следует делегировать, чтобы достигать больших результатов в жизни (к примеру, починку микроволновки, замену лампочки). А задач из категории D и вовсе необходимо избегать, т.к. они не несут никакой пользы, лишь отнимают время. К ним обычно относятся разговоры по телефону, просмотр социальных сетей, игры в компьютер и т.д.
Развитие предприятия
План развития предприятия подразумевает кардинальные изменения как в экономической, так и в организационной системе фирмы. При этом должен наблюдаться значительный финансовый и технологический рост. Центральное место занимает увеличение объемов производимой продукции и, как следствие, чистой прибыли.
Стратегический план развития предприятия может быть разработан по следующим основным направлениям:
- усовершенствование производственной программы;
- внедрение достижений научно-технического прогресса;
- повышение эффективности производства за счет увеличения показателей производительности труда и материалоотдачи;
- план по строительству новых сооружений, а также установке нового оборудования;
- совершенствование кадровой структуры и состава;
- улучшение социального положения работников;
- внедрение экологически чистых систем производства.
Рекомендуем: Мотивация персонала: основные виды и методы. система мотивации персонала
Лидертаск — приложение для успешного планирования
Бумажные носители по-прежнему используются абсолютным большинством людей в качестве планировщиков. Лишь немногие ценители тайм-менеджмента предпочитают применять специальный софт для описания задач и планирования дел. А ведь электронный подход значительно упрощает постановку заданий, обеспечивает дальнейшее их выполнение лично и на предприятии.
Например, отечественная разработка — сервис ЛидерТаск — состоит из целого комплекса инструментов, функций и средств для индивидуального либо командного планирования с помощью компьютера или мобильного телефона. Приложение подходит для работы в любом направлении: в отделах продаж, строительстве, туризме, бьюти-сфере, научной и образовательной деятельности.
С помощью программы в онлайн- или оффлайн-режиме можно создавать записи для запланированных задач и подзадач, заметок, различных файлов, чек-листов. Изменять порядок дел, удалять выполненные задачи, корректировать условия или менять даты. А также вести базу списков, документов, контактов, проектов в разных категориях, темах, цветах.
Встроенный ежедневник позволяет отслеживать расписание по шкале времени, устанавливать часы рабочего дня, составлять расписание на день, неделю, месяц или любую выбранную дату в будущем. Для визуализации целей и проектов можно осуществлять визуализацию на канбан-досках. Всплывающие уведомления и напоминания помогают не забывать о встречах и датах, невыполненных делах.
Обязательно занимайтесь планированием рабочего дня, чтобы стать продуктивнее в карьере и личной жизни. Выберите предложенный метод. Записывайте цели, будьте четкими и краткими. Используйте для фиксации и напоминаний онлайн-сервис ЛидерТаск. Никогда не откладывайте дела на потом, выполняйте важное и проводите срочное в начале дня. И тогда успеха не избежать! Удачи!
Принципы составления планов
Все виды планов составляются на основании определенных принципов:
- объективная необходимость, продиктованная современными экономическими условиями;
- все показатели должны быть конкретными и обладать численным измерением;
- план должен иметь четкие временные границы;
- все цифры должны быть реалистичными и обоснованными (исходить следует из наличия ресурсов на предприятии);
- форма составления программы должна быть гибкой, чтобы имелась возможность приспосабливаться к изменениям во внешней и внутренней среде;
- планирование должно производиться комплексно и охватывать все сферы деятельности предприятия;
- программы по всем структурным подразделениям не должны противоречить друг другу;
- все составленные и заверенные планы являются обязательными к исполнению;
- нацеленность на достижение максимального экономического результата;
- на каждой из стадий должно быть разработано несколько альтернатив, среди которых выбирается впоследствии оптимальная.
Соблюдение данных принципов позволяет сделать планы реальными, подробными, а главное — эффективными.