Мы подражаем эмоциям других людей с самого детства. Когда мама улыбается малышу – он улыбается в ответ, хотя еще не знает, что такое улыбка. Он не знает, какой социально значимый посыл она имеет в обществе и что она отражает. Он просто повторяет за мамой.
Если мама плачет, то ребенок это чувствует и тоже начинает плакать. Поэтому, когда взволнованные мамы приходят к психологу и спрашивают, как им успокоить своего ребенка, который закатил истерику в общественном месте, первый совет, который они получают – успокойтесь сами. Вы волнуетесь, и ваш ребенок волнуется. Слыша мамино спокойное дыхание, размеренное сердцебиение и тихий голос, ребенок подражает ей и успокаивается сам. Он заражается ее настроением.
Фото автора Liza Summer: Pexels
На примере детей, за счет их непосредственной и открытой реакции, феномен эмоционального заражения проявляется наиболее ярко. Представь: семья едет в машине, родители пошутили, засмеялись. Смысл шутки для ребенка может быть совершенно непонятен, но он начинает совершенно искренне и громко смеяться.
Он не знает, что смешного произошло. Ему смешно, потому что окружающие смеются. Учась в школе, ты, наверное, и сама ловила себя на подобном. Было очень весело, вы смеялись всем классом, но причины веселья ты уже и не помнишь. Ты могла их и не знать, тебе просто было весело.
В этой статье:
Чьи эмоции ты испытываешьКто больше всего подвержен эмоциональному заражению?Как не поддаваться эмоциональному заражению.
Введение
Если исходить из того, что социальная психология, прежде всего, анализирует те закономерности человеческого поведения и деятельности, которые обусловлены фактом включения людей в реальные социальные группы, то первый эмпирический факт, с которым сталкивается эта наука, есть факт общения и взаимодействия людей. По каким законам складываются эти процессы, чем детерминированы их различные формы, какова их структура; наконец, какое место они занимают по всей сложной системе человеческих отношений ?
Одними из важных механизмов общения и взаимодействия людей являются процессы психического подражания и заражения.
Тему контрольной работы считаю актуальной, так как проблемы и механизмы человеческого взаимодействия неразрывно связаны как профессиональной, так и в общественной жизни индивида.
Цель контрольной работы – раскрыть тему Психическое заражение и подражание.
Задачи самостоятельной работы:
— Раскрыть сущность понятий психического заражения и подражания;
— Раскрыть значение заражения и подражания для общественной и социальной жизни;
— Привести примеры проявления психического заражения и подражания в общественной и личной жизни человека.
Предотвращение паники
Реагирование людей на различные катастрофы, аварийные ситуации, как и в давние времена, очень часто заканчивается паникой. Поэтому так важен ответ на вопрос: как предупредить и остановить панику, если она уже началась?
Один из главных предупредительных методов — это организация эффективного руководства с одновременным формированием доверия к этому руководства. Не менее важным для предотвращения паники является знание членами группы своих функциональных обязанностей, обстоятельств, причин сложившейся возможность получения достоверной информации о них. Отсутствие информации всегда порождает неуверенность, а при таких условиях панику отвлечь труднее.
Знание динамики паники дает возможность выработать рекомендации и приемы, направленные на ее остановки, предупреждение.
Динамика
паники выглядит следующим образом.
Во-первых, для возникновения паники необходимо стимул (крик «Пожар» подкрепляется запахом дыма).
Во-вторых, паника начинается с реакций отдельных индивидов, составляющих толпу. Это, как правило, тревожные люди, неупорядоченные движения которых активизируют чувство страха, отчаяния. Далее паническое состояние под влиянием заражения охватывает все большее количество людей. Затем все начинается паническое движение без обдуманного плана и прогнозирования последствий.
Кульминация наступает в момент психического перенапряжения у людей. Переломный момент сопровождается криками погибающих в давке или паническом бегстве. Толпа редеет и постепенно наступает покой.
На первом этапе, когда паника только начинается, ее может остановить только громкое и властное убеждение. На втором — спланированные и уверенные приказы тех личностей, которые не поддались панике. На третьем — применение сверхсильного раздражителя, который выводит людей из состояния шока или потрясения. Так, в армейской практике применяется предупредительный выстрел, в кинотеатре это может быть громкий, переданный через мегафон приказ о прекращении паники со следующими указаниями, куда и каким образом двигаться к выходу. Известны случаи, когда в театрах во время пожара вся труппа выходила на сцену и выполняла национальный гимн или хорошо известную хоровую песню
В этой ситуации люди хоть на миг, но останавливаются, переключая все внимание на сцену. Этого бывает достаточно для того, чтобы установить с ними контакт и организовать эвакуацию
Скажем, подается команда: «Стоять на месте!», «Ложись!», «Все назад!» И др. первый, кто выполняет команду, становится образцом для подражания.
Таким образом, паника является важным социально психологическим феноменом, исследование которого позволяет объяснить некоторые процессы, происходящие в социальных группах или обществе в особые периоды их жизнедеятельности.
««« Назад Начало Вперед »»»
Психологическое заражение это особый механизм. Механизм заражения
Заражение принадлежит к особому способу психологического воздействия на личность в процессе общения и взаимодействия, которое осуществляется не через сознание и интеллект, а через эмоциональную сферу человека. Оно является одним из древнейших способов интеграции групповой деятельности и характеризуется стихийностью, поскольку возникает прежде всего в ситуациях значительного скопления людей — на стадионах, в концертных залах, на карнавалах, митингах и т.д. Источники заражения своими корнями уходят в седую старину, а его проявления чрезвычайно многочисленные: это и заразительно ритуальные танцы, посвящения, и массовые психозы, которые охватывают большое количество людей, и спортивный азарт или религиозный экстаз и др. По условиям психического заражения процесс передачи эмоционального состояния от одного лица к другому происходит прежде всего на бессознательном уровне.
В психологии заражение характеризуется как неосознаваемая, непроизвольная склонность человека к определенным психических состояний. В социальной психологии заражения — это процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому на уровне психического контакта. Заражение осуществляется через передачу психического настроения, наделенного большим эмоциональным зарядом.
Понятие психического заражения
Психическое заражение – один из основных методов интеграции и управления групповой деятельности человека. Своими корнями данное явление уходит к самым истокам общества вплоть до первобытнообщинного строя. Другими словами, психическое заражение считается первичным среди массовых механизмов воздействия. Помимо древнейшего происхождения заражению характерна многогранность проявления. Рассмотрим подробнее данное явление.
Основное определение психологического заражения трактует его как бессознательную подверженность отдельного индивида различным психическим воздействиям. При этом передача поведенческого, психологического фактора происходит на эмоциональном, подсознательном уровне, а не на осознанном уровне личности.
Фактически можно рассматривать психическое заражение как один из способов общественного внушения. Одним из ярких примеров психического заражения является действие таких понятий и процессов, как престиж, реклама, нормы поведения и др. Находясь в обществе, человек невольно подчиняется данным проявлениям психического заражения на подсознательном уровне.
В профессиональной социологии психическое заражение – совокупность процессов передачи эмоционального настроя одного индивида по цепочке другому (другим) индивиду на глубоком психическом уровне контактирования. При этом огромную роль играет заряд, степень эмоционального настроя источника воздействия: чем они ярче и глубже, тем эффективней и результативней сам процесс психического заражения.
Психологическое заражение это особый механизм. Механизм заражения
Заражение принадлежит к особому способу психологического воздействия на личность в процессе общения и взаимодействия, которое осуществляется не через сознание и интеллект, а через эмоциональную сферу человека. Оно является одним из древнейших способов интеграции групповой деятельности и характеризуется стихийностью, поскольку возникает прежде всего в ситуациях значительного скопления людей — на стадионах, в концертных залах, на карнавалах, митингах и т.д. Источники заражения своими корнями уходят в седую старину, а его проявления чрезвычайно многочисленные: это и заразительно ритуальные танцы, посвящения, и массовые психозы, которые охватывают большое количество людей, и спортивный азарт или религиозный экстаз и др. По условиям психического заражения процесс передачи эмоционального состояния от одного лица к другому происходит прежде всего на бессознательном уровне.
В психологии заражение характеризуется как неосознаваемая, непроизвольная склонность человека к определенным психических состояний. В социальной психологии заражения — это процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому на уровне психического контакта. Заражение осуществляется через передачу психического настроения, наделенного большим эмоциональным зарядом.
Одновременно значимой является и психологическая готовность реципиента к эмоциональному реагированию на соответствующее влияние. Сильным катализатором эмоционального возбуждения является взрывные формы проявления эмоций, порожденные позитивным или негативным эмоциональным состоянием людей, в частности заразительный смех, плач и др. Исследования природы психического заражения указывает на факт наличия коммуникативного контакта индивидов, которые взаимодействуют, как основного катализатора этого феномена. Т.е
непосредственный коммуникативный связь является важной особенностью заражения, а сила нарастания напряженности, что образует психический фон заражения, находится в прямой зависимости от величины аудитории и степени эмоционального напряжения коммуникатора. Механизм социально-психологического заражения сводится к эффекту многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий за счет того, что они будто отражаются от многих других индивидов
Наличие цепной реакции заражения наблюдается в больших открытых аудиториях, в неорганизованный сообществу, в толпе. Конструктивная действие заражения проявляется в еще большем укреплении групповой сплоченности, а также используется как средство компенсации недостаточной организационной сплоченности группы. Основной характеристикой внушение считают существенное снижение критичности человека к информации, которая к нему поступает, отсутствие у индивида стремление проверить ее достоверность, неограниченное доверие к ее источникам. Итак, внушение или сугестия (от лат. Suggestio), — это процесс влияния на психическую сферу человека, связанного со снижением сознательности и критичности в восприятия и реализации внешней информации, с отсутствием желания его понять, проанализировать и оценить, с доверием к источники информации. Как видим, содержание влияния направляется не на логику индивида, его способности мыслить, анализировать, оценивать, а на его готовность получить распоряжение, приказ, совет и действовать в нужном направлении. При этом, конечно, большое значение имеют индивидуальные особенности человека, на которую направлен такого ролла влияние: ее способность критически мыслить, самостоятельно принимать решения, иметь твердые убеждения, его пол, возраст, эмоциональное состояние, степень навеивания т.д. Различают прямое и косвенное, умышленное и неумышленное внушение. Прямое внушение предусматривает призыв к определенной действия, который передается сугестором как приказ, указание, распоряжение, запрет. В условиях косвенного внушения содержание информации коммуникатором подается в скрытом, замаскированные виде.
Мир психологии
Основами социально-психологического воздействия являются: внушение, заражение, убеждение.
Внушение.
Внушение представляет собой целенаправленное, не аргументированное воздействие на человека или на группы, приводящие либо к проявлению человеком, помимо его воли и сознания, определенного состояния, чувства, отношения; либо к изменению его поведения, то есть совершению им поступка, непосредственно не следующих из принятых норм и принципов деятельности.
Таким образом, основная цель, которая преследуется при внушении: навязать человеку готовые оценки, выводы суждения, способы поведения.
Внушение оказывает влияние не только на одного человека, но и на массу людей, то есть объектом внушения может быть как отдельный человек, так и группы коллективы, социальные слои.
Различают прямое и косвенное внушение.
Прямое внушение – воздействие, когда один человек сообщает другому в оперативной форме определенные идеи, которые должны быть безоговорочно приняты и реализованы. В качестве подобного примера внушения можно назвать воздействие родителей, учителей на детей.
При косвенном внушении цель достигается обходными способами. Ярким примерам косвенного внушения служит реклама, где чаще всего используются приемы, которые склоняют к одобрению без раздумий. Вместо четкой информации о товаре реклама связывает предлагаемый товар с представлениями а красоте и удовольствии (такова, в основном, реклама сигарет, пива, косметики), при рекламе любых напитков, где продукт ассоциируется с представлениями о молодости, здоровье и жизнерадостности.
При внушении осуществляется процесс передачи информации, основанный на ее некритическом восприятии.
Степень внушаемости у людей различна, она зависит от различных факторов.
В качестве основных факторов внушаемости выделяют:
- возраст (более всего внушению помаются дети и люди преклонного возраста);
- степень утомленности, физической слабости объекта внушения;
- авторитет человека, осуществляющего внушение, он создает доверие к источнику информации. Это доверие может быть связано. как с самим человеком, его личностными качествами, так и с той социальной группой; которую данная личность представляет;
- характеристики личности объекта внушения (ее самостоятельность, жизненная позиция, интересы, потребности).
Таким образом, основным условием эффективного внушения является авторитет внушающего доверие и уважение к нему. В свою очередь, степень внушаемости зависит от особенностей самой личности, являющейся объектом воздействия.
Результатам внушающего воздействия является вера. Вера не требует доказательств и подтверждений, она выполняет мотивационную функцию и является побуждающим факторам в деятельности.
Убеждение.
Убеждение — процесс обоснованного, логического, то есть опирающегося на систему доказательств, воздействия, имеющий целью изменить или сформировать новые взгляды, отношения, способы поведения личности.
Убеждение основано на том; чтобы с помощью логического обоснования выдвигаемых положений, с опорой на рациональное мышление, повлиять на человека. Большую роль; при этом, играет логическая структура, правильное соотношение теоретических знаний с достоверными фактами.
Убеждение предполагает, что человек должен не талька понять, на и согласиться с получаемой информацией. Убеждение осуществляется за счет того, что. аудитория сосредоточивает внимание на аргументах и погружается в соответствующее размышление. Таким образом, являясь более аналитическим и менее поверхностным механизмам воздействия, убеждение чаще достигает сваей цели, то. есть с большей вероятностью способно. повлиять на поведение и эта изменение более прочно и устойчиво .
Эффективность убеждающего воздействия зависит от ряда условий:
- силы воздействия, которая определяется его содержательностью и авторитетом убеждающего.;
- психологического cклaдa личности на которую воздействуют (ее потребности, интересы, вкусы, особенности мышления);
- от интеллектуального и эмоционального состояния убеждающего и убеждаемого в момент их взаимодействия.
Заражение.
Заражение представляет собой способ воздействия, определенным образом интегрирующие массы людей. Оно связано с возникновением таких явлений, как религиозные экстазы, массовые психозы.
Феномен заражения был известен еще в древности, на самых ранних этапах человеческой истории и имел многообразные проявления: массовые вспышки различных душевных состояний, возникающих во время ритуальных танцев, спортивного азарта, ситуации паники.
Заражение можно определить как бессознательную невольную подверженность индивида определенным психическим состояниям.
Феномен заражения изучался уже давно и именно на примере стихийных больших групп как масса и толпа. Основательно изучал массы Гюстав Лебон (1841-1931) – французский ученый социальный психолог.
В массе у индивидов появляются новые качества, которыми они до этого не обладали. Причины этого Лебон видит в трех различных моментах.
- Индивид испытывает чувство неодолимой мощи, позволяющим ему предаться первичным позывам, которые он, будучи один, вынужден был бы обуздать.
- Заражаемость. В толпе заразительно каждое действие, каждое чувство.
- Внушаемость.
Отличительные признаки индивида в массе.
- Исчезновение сознательной личности
- Преобладание бессознательной личности
- Ориентация мыслей и чувств в одном направлении.
- Тенденции к безотлагательному осуществлению появившихся идей.
Типичные черты поведения в массе.
- Обезличивание
- Резкое преобладание чувств над интеллектом
- Утрата интеллекта
- Утрата личной ответственности.
Заражение является феноменом массы, которое настолько сильно, что наблюдаемые признаки состояния аффекта способны автоматически вызвать у наблюдателя тотже самый эффект.
Итак, заражение появляется через восприятие определенного эмоционального состояния. В стихийных группах, таких как толпа (образуется на улице по поводу самых различных событий), масса, публика ( кратковременное собрание людей для совместного времяпровождения в связи с каким-то зрелищем). Особенно ярко заражение проявляется в ситуации паники (психологическое состояние вызванное угрожающим воздействием внешних условий и выраженное чувство острого страха)
Как управлять толпой
Управление толпой – сложный и непредсказуемый процесс. Если это организованная пассивная масса народа, выполняющая действия по алгоритму, контролировать ее несложно. Если же столпотворение образовалось стихийно и обладает агрессивным или паническим характером, остановить его практически невозможно.
Как и любой психологический феномен, психология толпы используется для достижения личных интересов зачинщиками. Среди таких интересов могут быть:
- внушение собственного мнения;
- продажа товаров или сбор денег;
- нападение на людей;
- разрушения и вандализм;
- призыв к действию.
Изучение видов толпы в психологии позволило ученым выделить некоторые особенности, которые дают инструменты управления большой публикой.
- Демонстрация силы и власти. Потерявшись в толпе, человек инстинктивно начинает поиск сильного участника. Бесструктурное, стихийное собрание людей имеет довольно примитивный характер, поэтому показательное применение силы и власти помогает наладить управление группой людей.
- Экспрессивность выступления. Люди, случайно попавшие в массовое скопление, ищут объект внимания, лидера, которому можно доверять. Часто им становится экспрессивный индивидуум, громко декларирующий свое мнение и ярко выражающий эмоции.
- Информативные выступления. Возбужденная публика требует действий, а не красноречивых высказываний, которые не несут смысла. При помощи правильно подобранных лозунгов настроение толпы можно корректировать и направлять в нужное русло.
При выборе лидера, который способен усмирить толпу, важно учитывать его ораторские навыки. Чаще всего именно верно сказанные слова помогают справиться с напряжением в толпе.
Внушение – одна из форм воздействия
Одной из часто наблюдаемых форм психического заражения является внушение, или суггестия – от греческого слова «suggestio» (внушение, намек, добавление). Вернее, даже не формой, а предпосылкой развития психического заражения.
Суггестия определяется как психическое влияние на индивида, сопровождаемое подавлением его уровня развития: критичности к источниками информации, способности к анализу и сознательной деятельности.
Суть данного воздействия в том, что влияние направлено именно на его готовность к тем или иным действиям, факторам поведения, при одновременном подавлении логики и мыслительных способностей. Иными словами, суггестия – одна из сильных форм воздействия, наряду с гипнозом и зомбированием. От психического заражения суггестия отличается именно тем, что источник внушения находится на ступень выше внушаемого, тем самым контролируя ситуацию в отношениях. Что в конечном итоге часто становится одной из первопричин психического заражения.
Итог внушения первостепенно зависит от обеих сторон воздействия: суггестора (источника) и суггеренда (получателя). Их уровень развития, а также способность строить отношения напрямую влияют на результирующий эффект суггестии, как способа психологического заражения.
Кликушество в России
В России тоже имеется немало любопытных исторических примеров. До революции распространенным явлением, в основном среди женского населения, было так называемое кликушество. Люди впадали в истерику, будучи уверенными в том, что на них или на их близких кто-то навел порчу. Чтобы избавиться от проклятия, одержимые бились в истерике, бормотали бессмыслицу, подражали голосам животных, валялись на земле и извивались в конвульсиях, выкрикивали имена тех, кто якобы их проклял (отсюда и название «кликушество»). Стоило в деревне появиться хотя бы одной такой кликуше, как массовая эпидемия истерии накрывала всех.
Заражение в рекламе. Заражение
Психическое заражение многие психологи определяют как бессознательную, невольную подверженность индивида определенным психическим воздействиям. Оно проявляется не через осознанное принятие какой-то информации или образцов поведения, а через прямую передачу определенного эмоционального состояния. Здесь индивид не испытывает преднамеренного давления, а бессознательно усваивает образцы поведения других людей, подчиняясь им.
Механизм заражения наиболее часто проявляется в условиях случайных, незапланированных покупок и очередей. Здесь реклама распространяется и действует мгновенно. Однако роль заражения в рекламной деятельности изучена недостаточно, его часто отождествляют с подражанием.
Г. Лебон, анализируя такой психический механизм социального влияния, как заражение, писал о том, что психическое заражение, или, как он называл его, «психическая зараза», наиболее характерен для толпы и способствует образованию у нее специальных свойств.
«Зараза представляет собой такое явление, — пишет Г. Лебон, — которое легко указать, но не объяснить; ее надо причислить к разряду гипнотических явлений… В толпе всякое чувство, всякое действие заразительно, и притом в такой степени, что индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересу коллективному.
Механизм психического заражения (пример Г. Лебона)
Г. Лебон описывает случай, который он интерпретирует как пример механизма психического заражения. Один корабль искал другой, с которым он был разъединен бурей. Матросы внимательно всматривались вдаль. Дело было днем, и ярко светило солнце, Вдруг часовой заметил покинутое судно и громко оповестил команду. Все матросы и офицеры посмотрели в одну и ту же сторону же сторону и ясно увидели плот, нагруженный людьми и прикрепленный буксиром к лодкам, на которых были установлены сигналы бедствия, Капитан судна направил помощь погибающим.
Приближаясь к месту катастрофы, офицеры и матросы ясно видели людей, притягивающих, к ним руки, и слышали шум большого количества голосов. Когда лодки, наконец, подошли к этому месту, то оказалось, что там ничего не было, кроме нескольких ветвей с листьями, унесенными ветром с соседнего берега. Таким образом, это была лишь коллективная галлюцинация. Поскольку свидетельств этому случаю было множество, Г. Лебон рассматривал этот случай как реальный и попытался описать механизм такой «психической заразы». Он пишет: «На этом примере мы можем ясно проследить механизм образования коллективной галлюцинации. С одной стороны, мы имеем толпу в состоянии выжидательного внимания, с другой — внушение, сделанное часовым, увидевшим покинутое судно в море; это внушение уже путем заразы распространилось на всех присутствующих, как офицеров, так и матросов» (Лебон Г., 1998. С. 23).
Подобное поведение, однако, противоречит человеческой природе, и поэтому человек способен на него лишь тогда, когда он составляет частицу толпы» (Лебон Г., 1998.).
На практике феномен психического заражения как метод рекламного воздействия проявляется при проведении массовых мероприятий и особенно эффективен в молодежной среде. Например, во время разнообразных рок-концертов для усиления эффекта заражения используются специфические технические устройства (стробоскопы, ревербераторы, распылители дыма и пр.). Такое воздействие вместе с большими физическими нагрузками обеспечивает увеличение количества потребляемой жидкости, тонизирующих напитков, вина, слабоалкогольных напитков и пр. Подросток в этом случае часто делает покупку и потому, что чувствует жажду, и потому, что видит, как это делают окружающие. На дискотеках продаются диски, сувениры, майки, открытки и прочие атрибуты «участника тусовки», принадлежащего к определенной категории поклонников того или иною музыкального направления. Да и само «общение» в кругу своих единомышленников представляет собой некое совместно переживаемое эмоциональное состояние, которое проводится не просто как музыкальный концерт, а как интерактивное «дискотечное шоу», за которое организаторы получают немалые деньги.
Это интересно! Эмоциональная инфекция в интернете
Мы сами не замечаем, насколько мы все поддаемся эффекту заражения. Не так давно ведущими университетами США совместно с социальной сетью Facebook было проведено любопытное исследование, в котором приняло участие 700 000 пользователей. Ученых интересовало, насколько на нас влияет новостная лента. Что же выяснялось?
Если пользователь видел максимальное количество позитивных постов, то его настроение улучшалось и он сам начинал размещать соответствующие по духу посты. Если же в ленте было много отрицательных новостей, то и сам пользователь начинал публиковать информацию с явной негативной окраской. Поэтому в XXI в. на полном серьезе можно говорить о таком явлении, как интернет-заражение, или онлайн-заражение.
Кстати, Facebook за этот эксперимент много ругали и критиковали. Во-первых, согласие на проведение эксперимента пользователи не давали. А во-вторых, результаты исследования шокировали многих. Ведь получается, что социальная сеть может сознательно вызывать определенные эмоции у пользователей, манипулируя их состоянием.
Классификация видов паники
Существуют классификации паники по различным критериям.
По масштабам
различают индивидуальную, групповую и массовую виды паники в психологии. В случае групповой и массовой паники охваченное ею количество людей разное: групповая — от двух-трех до нескольких десятков и сотен человек (если они разрозненные), а массовая — тысячи и более человек. К тому же массовой следует считать панику, когда в ограниченном замкнутом пространстве (корабль, дом и т.п.) ею охвачено большинство людей, независимо от их общего количества.
По глубине охвата
можно говорить о легкой, средней и полной панике.
Легкая паника констатируется тогда, когда задерживается транспорт, при неожиданном сильном сигнале и тому подобное. При этом человек сохраняет почти полное самообладание, критичность. Внешне это проявляется в недоумении, беспокойстве, напряженности мышц и т.
Средняя паника характеризуется значительной деформацией сознательных оценок происходящего, снижением критичности, ростом страха, податливостью внешним воздействиям (например, скупка товаров в магазинах при существовании слухов о повышении цен, при небольших транспортных авариях, различных стихийных бедствиях).
Полная паника — паника с отключением сознания, аффективная, характеризующаяся недееспособностью и возникает при ощущении большой смертельной опасности. В этом состоянии человек полностью теряет сознательный контроль за своим поведением — может бежать в неизвестном направлении, осуществлять различные хаотические действия, поступки, которые исключают критическую их оценку, рациональность и этичность (классическим примером является паника на кораблях «Титаник» и «Адмирал Нахимов», в последнем случае скорость событий не позволила развернуться панике полной мере, а также во время войн, землетрясений, ураганов, пожаров и т.п.).
По продолжительности
выделяют следующие виды паники: кратковременную — от нескольких секунд до нескольких минут (паника в автобусе, потерял управление), достаточно длительную — от десяти минут до нескольких дней (землетрясение), пролонгированную — от нескольких дней до нескольких недель (паника во время блокады Ленинграда, после аварии на ЧАЭС). В.О. Моляко вводит понятие «непрерывная паника», которое характеризовало положение дел после аварии на ЧАЭС.
Люди, которые были охвачены паникой, проявляли такие особенности поведения:
- Неадекватную оценку ситуации, преувеличения опасности, стремление спастись бегством;
- Повышенную суетливость, хаотизм поведения, или его заторможенность;
- Снижение дисциплины, работоспособности;
- Поиск успокаивающих средств (лекарств, алкоголя)
- Стремление получить информацию, повышенный интерес ко всем сообщениям, слухам, новостям.
Заражение в рекламе. Роль внушения, заражения и подражания в рекламе
Для рекламы важно избегать навязчивости и создавать видимость самостоятельного выбора человека. Такого рода воздействие, когда человек находится в неведении в истинных мотивах коммуниканта и считает себя ответственным за его результат — называется манипуляцией
Многочисленные приемы и методы такого рода базируется на социально-психологических механизмах внушения, заражения и подражания. Они являются важной составной частью формирования новых и актуализации потенциальных потребностей.
Внушение
Внушение в рекламе осуществляется разными путями. Одним из популярных приемов внушения является тестемониум. В рекламном сообщении, основанном на нем, используется авторитет известных личностей. Выбор посредника, через которого осуществляется внушение, зависит от его популярности в целевой аудитории обращения . Это может быть актер, певец, спортсмен, политик или любой другой публичный человек. Примеров, такой рекламы очень много: Одежда «Savage» ассоциируется определенной аудиторией с Ксенией Собчак, Лариса Долина — со средствами для похудения, Мария Шукшина — с рекламой средства для мытья посуды «AOS», Юлия Меньшова — с рекламой крема «Черный жемчуг», актриса Мирошниченко — рекламировала кальций триникомед, Яковлева — стиральный порошок «Лоск», популярный певец Дима Билан — джинсы «Gloria jeans» и т.п.
Однако, тестемониум не всегда продуктивен
Как уже отмечалось, согласно законам восприятия важно, чтобы товар был фигурой на нейтральном фоне
Образ знаменитости сам фокусирует внимание зрителей и может отвлечь внимание от предлагаемого товара. Специалист в области рекламы Дэвид Огилви на этот счет заметил следующее: «Знаменитость запомнят, товар забудут»
Товар запомнят, если знаменитость имеет отношение к товару — объекту рекламы. Полагаем, что логичнее, когда известные музыканты рекламируют музыкальные инструменты, спортсмены — спортивный инвентарь. И тогда результат не заставит себя ждать. Так, выручка от продажи спортивных товаров Nike с атрибутикой Майкла Джордана составила $2,6 миллиардов долларов .
Оправданы и введенные в рекламу свидетельства экспертов, то есть тех, кто знает в продукции толк. Так, ввод образа врача в рекламу сигарет, может способствовать не запрету курить, а продаже сигарет. В 40 гг. XX века был популярен рекламный плакат, где улыбающийся врач протягивал пачку «Lucky». Надпись на плакате сообщала: «20 679 * врачей утверждают: от «Lucky» не так першит в горле». Звездочка означала, что этих врачей пересчитала самая настоящая фирма, специализирующаяся на статистике . Иногда даже нет нужды помещать в рекламу человека в белом халате. Необходимо, лишь сформировать правильную ассоциацию. Так, в рекламе кофе без кофеина марки «Банка» участвовал актер, много лет снимавшийся в роли доктора Маркуса Уэлби. Рекламисты его наняли неслучайно, они понимали, что для аудитории он является самым настоящим доктором. Расчет оправдал ожидания — продажи кофе марки «Банка» росли, и ролик не снимали с экрана в течение нескольких лет . Механизм внушения настолько силен, что даже знание о том, что в рекламе задействованы актеры, играющие роли, а вовсе не настоящие пациенты, люди с проблемами, не блокирует его действия.
Эмоции — это вирус: как мы влияем друг на друга
Негативные эмоции более заразительны
«Вы когда-нибудь задумывались, почему мы чаще фокусируемся на том, что вызывает негативные эмоции, чем на хорошем? — спрашивает Стосны. — Я не говорю о пессимистически настроенных и токсичных людях, которые постоянно ищут возможность найти каплю дегтя в бочке меда. Но ведь каждый придает негативу непропорциональный вес. Сколько лично вы думаете о положительном опыте по сравнению с отрицательным? На что ваш ум тратит больше времени и энергии?»
Отрицательные эмоции получают право приоритетной обработки в мозге, поскольку они более важны для быстрого выживания. Они дают нам мгновенный заряд адреналина, который нужен, к примеру, чтобы отпрыгнуть от змеи и отразить атаку саблезубых тигров. И платим мы за это возможностью лишний раз замечать красоту окружающего мира.
«Негативная предвзятость» определяет, почему потеря причиняет намного больше боли, чем выигрыш. Вкусно поесть — это приятно, но в большинстве случаев несравнимо с досадой от пропущенной трапезы. Если найти 10 000 долларов, восторг сохранится в течение дня или около того, а потеря 10 000 долларов может испортить настроение на месяц и более.
Положительные эмоции для лучшей жизни
По иронии судьбы позитивные эмоции важнее для долгосрочного благополучия. У нас есть шансы жить дольше, здоровее и счастливее, если мы будем испытывать их намного чаще, чем отрицательные. Жизнь становится лучше для тех, кто в состоянии оценить красоту холмистого луга и солнце, освещающее листья деревьев… при условии, что они также могут заметить змею в траве. Мы должны уметь выживать в нужные моменты, чтобы продолжать ценить окружающий мир.
Важно также понимать, что любые защитные и агрессивные состояния, например, негодование, беспощадно распространяются от человека к человеку. Если кто-то приходит на работу с обидой, то к обеду уже обижаются все вокруг него. Агрессивные водители делают других водителей такими же. Враждебно настроенный подросток портит семейный ужин, а нетерпеливый супруг превращает просмотр телевизора в напряженный и неприятный процесс.
Осознанный выбор
Если мы находимся рядом с обиженным, злым, саркастичным, самовлюбленным, мстительным человеком, то, вероятно, почувствуем примерно то же, что и он. И для того, чтобы не стать таким же, нужно приложить усилия и задействовать внутреннего Взрослого.
Это в принципе неудивительно. Куда важнее другое: заразившись этими эмоциями, мы с большой вероятностью будем так же негативно реагировать и на следующего человека, который нам встретится. «Если ваши благополучие и эмоциональное состояние будут зависеть от других людей, вы потеряете контроль над собой и ситуацией и, следовательно, будете вести себя более импульсивно. Вы станете реактоголиком, и ваш жизненный опыт будет определяться реакцией на «эмоциональное загрязнение» окружающей среды», — предупреждает Стосны.
Но, научившись выстраивать здоровые эмоциональные границы и проявляя осознанное внимание к своему состоянию и к ситуации, мы сможем сохранять устойчивость и контроль над жизнью.
Причины паники
Причины, которые способствуют возникновению или усилению паники, достаточно разнообразны, и несмотря на это, их можно объединить в три группы — физиологические, психологические и социально-психологические.
К первой группе относятся явления, которые вызывают возникновение условий для паники, физически ослабляют людей. Это, в частности, усталость и депрессия, голод и опьянение, длительная бессонница или психическое потрясение. Каждая из упомянутых причин серьезно ослабляет способность человека быстро и правильно оценивать ситуацию, возникающую внезапно.
Ко второй группе относят такие психологические явления, как сильное удивление, большая неуверенность, внезапный страх, чувство изоляции, осознание бессилия перед опасностью.
К третьей группе относятся отсутствие групповой солидарности, потеря доверия к руководству, дефицит или избыток информации, увеличивающий напряжение. Это также ведет к уменьшению возможностей рациональной и правильной оценки ситуации.
Заражение и массовая паника
Заражение — опасное явление, которое может вызывать массовую панику (от греч. panikon — безотчетный ужас), психологическое состояние, вызванное внешними угрозами и выраженное в гипертрофированном чувстве острого и неудержимого страха. При этом опасность может быть как реальной, так и воображаемой. И именно эффект заражения отключает рациональное восприятие, задача которого — адекватно оценить степень угрозы и продумать правильное поведение в сложившейся ситуации. Паника охватывает толпу, словно зараза, мгновенно распространяясь.
Последствия паники подобны стихийному бедствию. Ведь главная стратегия избегания угрозы — это бегство. Вот почему часто во время пожаров большее количество людей получает увечья и травмы не от самого огня, а именно в давке.
Механизмы паники изучены учеными. Сначала возникает шокирующий стимул, который вызывает потрясение и чувство крайнего страха у одного или нескольких людей: «Пожар!», «Убивают!», «Помогите!», «Спасайтесь!»
. Это наиболее впечатлительные люди. Они становятся главным источником страха, который далее благодаря заражению передается остальным. Происходит нагнетание эмоционального напряжения в геометрической прогрессии. Источник страха обрастает подробностями, чаще всего вымышленными. Далее масса сливается в единый организм, самоконтроль теряется полностью, начинается паническое бегство. Крики, охи и ахи только усугубляют ситуацию, подливая масла в огонь.
Психическое заражение в толпе.
По утверждению социальных психологов управлять толпой проще, чем одним человеком. Все дело в лидере, который может настроить толпу на нужные действия. Обычно это самые активные люди из той же толпы. Но история знает немало примеров внедрения в толпу провокаторов с лидерскими качествами.
Толпа не терпит дискуссий, возражений, они вызывают в ней раздражение и агрессию. Толпе не важны причины какой-либо проблемы и пути ее устранения
Для толпы важно найти «Стрелочника», который во всем виноват. После этого, вызвать у толпы неприязнь и гнев не требуется больших усилий
В толпе все уравниваются, человеческое в людях нивелируется, и толпа становится однородной, агрессивной и легко управляемой. Сценарий действий и психология толпы не изменилась за тысячелетия. Люди не извлекают опыт из истории.
Но, чем объяснить тогда потребность человека оказаться в толпе? Согласно утверждению Эриха фромма, люди, являясь существами общественными, очень часто чувствуют себя вне общества одинокими, нахождение в толпе дает им чувство уверенности и защищенности.
Попадая в толпу и ощущая себя частью целого организма, люди взамен теряют свою индивидуальность. Это та жертва, которую они приносят на алтарь явления под названием «Толпа». Человек становится «как все» и поступает «как все», часто не осознавая этого. Когда задержанным во время массовых выступлений людям показывали оперативные записи их действий, они очень часто не могли объяснить свои поступки.
Еще один эффект толпы — это необъяснимое увеличение физической силы человека. Например, как известно из следственной хроники, человек совершает невероятные «Подвиги»: может перевернуть тяжелую машину, подвернувшуюся скамейку или вырвать с корнем дерево.
Такой же эффект и у животных наблюдается. Мигрирующее стадо газелей никогда не свернет с пути, даже если на этом пути окажется львиный прайд. Более того, львы не сделают никаких попыток напасть на стадо, а будут смирно пережидать. Движущийся поток легко может захлестнуть, а это неминуемая смерть. Противодействовать толпе — это верный конец.
Сущность психологического заражения
Это один из древнейших и действенных способов вызвать желаемое состояние индивида посредством передачи соответствующего состояния от окружающих.
Его проявления многообразны — от группового азарта до массовых психозов. Всем хорошо известны такие формы психологического заражения, как азарт болельщиков на стадионах, трудовой энтузиазм, чувство огромной силы и единения на многолюдных митингах, особенно если организаторы умело используют психологические механизмы ритуального поведения.
Сила воздействия психологического заражения огромна, поэтому к нему всегда проявляли большой интерес как психологи, так и те, кто стремится управлять людьми или манипулировать их сознанием.
Приведем несколько определений заражения в соответствии с трактовкой его различными авторами.
Заражение (эндемия) — это процесс индукции, т. е. передачи эмоционального состояния от одного субъекта к другому на уровне психофизической связи-коммуникации без осознанно-смысловой задачи или же с осознанно-смысловой задачей воздействия на другого индивида [318,175-176].
Заражение — процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому на психофизическом уровне контакта, помимо собственного смыслового воздействия или дополнительно к нему [132; 101].
При наличии обратной связи заражение способно нарастить силу взаимной индукции, приобретая вид циркулярной реакции.
Такая реакция сопутствует эффективным массовым акциям, публичному восприятию зрелищ и выступлений ораторов [211, 141].
Заражение характеризуется бессознательной невольной подверженностью индивида или группы определенным эмоциональным состояниям. Оно осуществляется не через пассивное созерцание или более или менее осознанное принятие внешне очевидных образов, как при подражании, а через передачу психического настроя, обладающего большим эмоциональным зарядом и притягательной силой, через канал чувств и страстей [186, 149].
Указывая на эту важную особенность заражения, еще Н. К. Михайловский справедливо отмечал, что эффект заразительности внешнего воздействия определяется не только силой его эмоционального заряда, но и самим фактом непосредственного психического контакта между общающимися людьми. И проиллюстрировал это на примере выступления оратора перед массовой аудиторией [124,143-145].
Главной психической особенностью заражения является доминирование у большинства членов группы одного и того же эмоционального состояния, сходство эмоционального реагирования и поведения у совершенно разных людей. Действие психических механизмов бессознательного заражения объясняется тем, что с древнейших времен у человека существует потребность в совместном выражении эмоций и отношений, и именно это помогло людям выжить как виду.
Еще члены первобытных племен, подметив свойство заразительности массового настроения, научились вызывать, возбуждать друг у друга настроение, подходящее ДЛЯ начала охоты или военных действий, совета или празднества. Это достигал ось стихийно сложившейся и передаваемой от поколения к поколению системой традиционных обрядов и церемоний, привлекавших к участию в массовых играх, пению, пляскам и другим .ритуальным действиям всех членов племени.
Позже такое объединение стало одной из предпосылок ДЛЯ появления искусства. В результате потребность объединения с целью выживания стала трансформироваться и в другие формы,
в том числе в потребность совместного выражения эмоций, чувств, отношений.
Но чаще психологическое заражение происходит спонтанно. История человечества. сохранила сведения о психических эпидемиях наподобие «пляски святого Витта». Наиболее сильно психическое заражение проявляется в толпе, особенно при возникновении паники. Поэтому эти случаи будут описаны нами наиболее подробно.
Психические эпидемии имеют место и в наше время. Например, в декабре 2005 года в нескольких районах Чечни десятки девочек были госпитализированы с признаками острого отравления (рвота, судороги, помутнение сознания и т. д.). Однако данные анализов ни у одной из пострадавших не подтвердили присутствия вредных веществ. Заключение ведущих специалистов было однозначным: психическая эпидемия стала следствием длительного стресса, вызванного непрекращающимися похищениями людей, боестолкновениями, общей неустроенностью и нестабильностью. Самым слабым звеном оказались девочки как эмоционально наиболее уязвимые.
Чтобы психические механизмы заражения сработали, бывает достаточно кому-то одному эмоционально высказаться по актуальному вопросу и обеспечить поддержку нескольких участников группы.
Действие механизма психического заражения обусловливается не только силой эмоционального заряда, идущего от личности, но и определенным психологическим настроем и специфическими формами психологических контактов. Отсюда стремление многих политиков к митингам с определенными действиями и символикой, красочными шествиями, массовыми театрализованными представлениями, к введению отличительных знаков.
Так, во время «оранжевой революции» в Киеве участники митингов противостоящих сторон выделялись повязками оранжевыми или цвета украинского флага. В этом случае еще возникает циркулярная реакция взаимного психологического заражения, что еще больше увеличивает эффект эмоциональной общности. По мнению Г. Лебона [145], для того чтобы сработали механизмы психологического заражения, необходимо применять
известный прием внушения — повторение: «…надо, чтобы какое-нибудь эмоциональное утверждение повторялось достаточное число раз и чтобы это повторение было единогласным». Таким образом, основными условиями действия психологического заражения являются эмоциональное утверждение (или действие) и многократное повторение.
Заражение как психологическое воздействие активно применяется с целью оказания влияния как на отдельную личность, так и на группы и даже общности людей. Психологическое заражение, направленное на отдельную личность, способствует более высокой ее интеграции в группу и модификации поведения в соответствии с групповыми нормами. Психологическое заражение, направленное на группу, связано с достижением в основном двух целей: во-первых, еще большего усиления групповой сплоченности; во-вторых, формирования однородного мнения в группе в условиях выбора.
Видимо, это обстоятельство сыграло не последнюю роль в издании специального приказа в фашистской Германии, согласно которому членам гитлер-югенда предписывалось регулярное совместное прослушивание речей и выступлений фюрера по радио. Именно в группе или толпе, отличающейся однородностью, человек в наивысшей степени подвержен действию внушения и психологического заражения.
Психологическое заражение, направленное на большие группы или массы, преследует, как правило, одну цель: создание относительно однородного общественного мнения, когда необходимо сделать выбор. Согласно данным психологических исследований, сейчас методы психологического заражения активно используют политики и средства массовой информации в избирательных кампаниях, в том числе и для создания эффективного имиджа политика.
Очевидно, что различные группы людей в разной степени подвержены психологическому заражению. Психологическому заражению, как и внушению, более подвержены относительно однородные группы, отличающиеся невысоким уровнем критичности мышления, деятельность которых не связана со сложными интеллектуальными процессами и для которых сильны групповые нормы поведения, взаимное доверие и чувство общности. Недаром в прежние времена руководители КПСС всегда
«встречались С народом» — посещали заводы и фабрики, где устраивали митинги «в поддержку», «советовались С рабочими», которые, естественно, «все одобряли и поддерживали», независимо от того, что им предлагал ось. Власти всегда были нужны такие однородные и некритичные группы. Для этого им искусственно придавался высокий социальный статус — «самый передовой класс», «авангард» и пр., причем это проявлялось не только в лозунгах, но и активно навязывалось «произведениями искусства», объединенных социалистическим реализмом, для которого высшим принципом художественности был «принцип партийности». Сейчас ситуация несколько иная, в том смысле, что психологическое воздействие направляется адресно на различные социальные группы, но методы практически не изменились.
Примерно таким же способом, как и психологическое заражение группы, происходит психологическое заражение личности. Психологами отмечено, что личности, отличающиеся высокими показателями «эго», самостоятельностью суждений, имеющие высокий интеллект, сильную волю, высокий уровень саморегуляции, обладающие творческим потенциалом, психологическому заражению подвержены незначительно [91, 44-46]. Именно поэтому руководители КПСС не могли найти поддержки интеллигенции, а если встречались с представителями творческих союзов, то лишь для того, чтобы «учить жизни». Ввиду непослушности интеллигенции, ей было присвоено унизительное название «прослойка» — В отличие от рабочего «класса».
Психологическое заражение было инспирировано, к примеру, политической рекламой, когда устраивались масштабные акции типа «Голосуй — или проиграешь!», «Голосуй сердцем». Психологическое заражение лучше всего удается харизматическим лидерам, которые реально обладают, как говорили раньше, «природным магнетизмом». Это могут быть яркие личности из мира искусства, спорта, политики.
Психологическое заражение весьма эффективно, когда персонаж выступает с эмоциональным призывом, а также во время массовых акций. Когда известные, уважаемые, авторитетные люди в яркой и эмоциональной форме выражают мысли или идеи, их сторонники или последователи быстро и адекватно реагируют на такого рода идеи и многократно тиражируют их.
ФЕНОМЕНЫ МАССЫ И ТОЛПЫ
Известно, что в толпе человек ведет себя иначе, чем когда он один. Даже самый отъявленный индивидуалист поддается гипнозу толпы. Процесс превращения собрания людей в массу каждый раз происходит по-разному. Границы между этими состояниями подвижны. Но чем больше слушателей, тем раньше они становятся массой. Существует два принципа, которые определяют поведение людей в массе: 1) масса легче реагирует на эмоции; 2) у массы ослаблены умственные способности.
У массы нет антенны для тонкой логической работы. Она хочет слышать ясные мнения и сильные суждения.
В массе человек легковерен, склонен к обезличиванию. Соответственно, снижается его способность к критике. В массе способность человека к различению ограничена. Он склонен к черно-белым краскам. На первый план выступает инстинктивное и иррациональное.
Все это породило следующий афоризм: «У толпы много голов, но мало мозгов».
Поэтому речь, обращенную к массам, во все времена использовали демагоги всех видов. С помощью форм массового внушения и манипуляций не контролируемыми чувствами толпы они внедряли свою волю в подсознание людей — зачастую с губительными последствиями.
Исходя из этих предварительных соображений примем такое ориентировочное определение.
Толпа — это скопление людей, не объединенных общностью целей и единой организационно-ролевой структурой, но связанных между собой общим центром внимания и эмоциональным состоянием.
Общей считается такая цель, достижение которой каждым из участников взаимодействия зависит от достижения ее другими участниками; наличие такой цели создает предпосылку для единения. Если цель каждого достигается вне зависимости от достижения или недостижения ее остальными, то взаимодействие отсутствует или оно минимально. Если же цели участников толпы не совпадают, то при их столкновении возникает острейшее отрицательное взаимодействие. Например, при массовой панике каждый страстно желает спастись, в стяжательной
толпе каждый стремится что-то добыть, и все друг для друга являются помехой [174,21].
Выявлены два основных механизма психического заражения в толпе: слухи и эмоциональное кружение. О слухах речь пойдет далее, поэтому обратимся к механизму эмоционального кружения.
В полном зале рассказано нечто очень смешное, и все громко смеются. Вы только что вошли и не слышали шутку, однако, поддавшись общему настроению, смеетесь вместе со всеми.
Это самый простой пример взаимного заражения, который называют циркулярной реакцией.
Однако даже заразительное веселье не всегда бывает совершенно безобидным. У театральных актеров бытует жаргонное выражение: «повело». Оно означает такую неприятную ситуацию, когда в самый драматический момент спектакля кому-то из участвующих в сцене «попала в глаз смешинка». Актер прыскает от смеха, это совершенно неуместное состояние передается партнерам — и сценическое действие разрушается [174,23,25].
Эмоциональное кружение — это взаимное заражение, т.е. передача эмоционального состояния на психофизиологическом уровне контакта между организмами.
Эмоциональное кружение стирает индивидуальные различия. Ситуативно снижается роль личного опыта, индивидуальной и ролевой идентификации, здравого смысла. Индивид чувствует и поведенчески реагирует, «как все». Происходит эволюционная регрессия: актуализуются низшие, филогенетически более примитивные пласты психики. Регрессия способна подчас достигать невероятных глубин. Например, в книге французских историков «Революционный невроз» приведены документальные свидетельства, когда толпа озверевших бунтовщиков, растерзав тело ненавистного царедворца, съела (или сожрала?) его [174, 26]. У З. Фрейда читаем: «Похоже, достаточно оказаться вместе большой массе, огромному множеству людей, чтобы все моральные достижения составляющих их индивидов тотчас рассеялись, а на их месте остались лишь самые примитивные, самые древние, самые грубые психологические установки».
Восприимчивость толпы к заражению. В толпе взаимное психологическое заражение начинается уже на первых стадиях
ее образования, когда нарастает общее возбуждение и эмоциональность реагирования. В дальнейшем с возрастанием конформизма тех, кто находится в толпе, психологическое заражение только усиливается. Пик заражения достигается в процессе так называемой циркулярной реакции, когда одна и та же информация попадает к человеку толпы несколько раз, но обрастающая «новыми» яркими деталями, характеристиками и фактами, чего на- самом деле не было, но соответствует ожиданиям. В этом случае психологическое заражение принимает форму «взаимной подзарядки».
Г. Лебон [145] конкретизирует указанные выше особенности этого краткоживущего сообщества. Приведем его рассуждения.
В толпе «сознательная личность исчезает, причем чувства и идеи всех отдельных единиц, образующих целое, принимают одно и то же направление. Образуется коллективная душа, имеющая, конечно, временный характер, но и очень определенные черты <…> Индивид, пробыв несколько времени среди действующей толпы, под влиянием ли токов, исходящих от этой толпы, или каких-либо других причин — неизвестно, скоро приходит в такое состояние, которое очень напоминает состояние загипнотизированного субъекта». Толпа — качественно новая система, а не конгломерат. В ней «нет ни суммы, ни среднего входящих в ее состав элементов, но существует комбинация этих элементов и образование новых свойств».
В толпе человек обладает удивительно высокой восприимчивостью к заражению. «В толпе всякое чувство, всякое действие заразительно, и притом в такой степени, что свои личные интересы индивид очень легко приносит в жертву интересу коллективному. Подобное поведение, однако, противоречит человеческой природе, и потому человек способен на него лишь тогда, когда составляет частицу толпы <…> Прежде чем он потеряет всякую независимость, в его идеях и чувствах должно произойти изменение, и притом настолько глубокое, что оно может превратить скупого в расточительного, скептика — в верующего, честного человека — в преступника, труса — в героя.
Лебон много внимания уделяет изменчивости толпы — ее удивительной способности моментально, «все разом» реагировать
на импульсы, получаемые от вожаков. Это показывает, что в толпе человек действительно обладает новым качеством, становится элементом новой системы. Он не обдумывает свои действия.
Если бы в толпе индивиды ограничивались только соединением заурядных качеств, которыми обладает каждый из них в отдельности, то мы имели бы среднюю величину, а никак не образование новых черт.
Каким же образом возникают эти новые черты?
Появление новых специальных черт, характерных для толпы и притом не встречающихся у отдельных индивидов, входящих в ее состав, обусловливается различными причинами. Первая из них заключается в том, что благодаря только численности человек приобретает в толпе сознание непреодолимой силы, и это сознание позволяет ему поддаваться таким инстинктам, которым он никогда не дает воли, когда бывает один. В толпе же он менее склонен обуздывать эти инстинкты, потому что толпа анонимна и не несет ответственности. Чувство ответственности, всегда сдерживающее отдельных индивидов, совершенно исчезает в толпе.
Вторая причина — заразительность, или зараза (психическое заражение. — В. Ш) — также способствует образованию в толпе специальных свойств и определяет их направление. Зараза представляет собой такое явление, которое легко указать, но не объяснить; ее надо причислить к разряду гипнотических явлений, к которым мы сейчас перейдем.
Третья причина, и притом самая главная, обусловливающая появление у индивидов в толпе таких специальных свойств, которые могут не встречаться у них в изолированном положении, — восприимчивость к внушению. Заражение, о котором мы только что говорили, служит лишь следствием этой восприимчивости.
Итак, исчезновение сознательной личности, преобладание личности бессознательной, одинаковое направление чувств и идей, определяемое внушением, и стремление немедленно превратить внушенные идеи в действия — вот главные черты индивида в толпе. Он уже перестает быть самим собой и становится автоматом, у которого нет своей воли. Таким образом, становясь частицей организованной
толпы, человек спускается на несколько ступеней ниже по лестнице цивилизации. В изолированном положении он, быть может, был бы культурным человеком; в толпе же это варвар, т. е. существо инстинктивное. У него обнаруживается склонность к произволу, буйству, свирепости, но также к энтузиазму и героизму, свойственным первобытному человеку, сходство с которым еще более усиливается тем, что в толпе человек чрезвычайно легко подчиняется словам и представлениям, в изолированном положении не оказавшим бы на него никакого влияния, и совершает поступки, явно противоречащие и его интересам, и его привычкам. Индивид в толпе — это песчинка среди массы других песчинок, вздымаемых и уносимых ветром. Благодаря именно этому свойству толпы приходится иной раз наблюдать, что присяжные выносят приговор, который каждый из них в отдельности никогда не произнес бы; мы видим, что парламентские собрания соглашаются на такие мероприятия и законы, которые каждый из членов этого собрания в отдельности осудил бы. Члены Конвента, взятые отдельно, были просвещенными буржуа, имели мирные привычки. Но, соединившись в толпу, они уже без всякого колебания принимали самые свирепые предложения и отсылали на гильотину людей, совершенно невинных; в довершение они вопреки собственным интересам отказались от своей неприкосновенности и сами себя наказывали.
Из всего вышесказанного мы делаем вывод, что в интеллектуальном отношении толпа всегда стоит ниже изолированного индивида, но с точки зрения чувств и поступков, вызываемых этими чувствами, она может быть лучше или хуже его, смотря по обстоятельствам. Все зависит от того, какому внушению повинуется толпа. Именно это обстоятельство совершенно упускали из виду все те, кто изучал толпу лишь с точки зрения ее преступности. Толпа часто бывает преступной — это правда, но так же часто она бывает героичной. Толпа пойдет на смерть ради торжества какого-нибудь верования или идеи; в толпе можно пробудить энтузиазм и заставить ее ради славы и чести идти без хлеба и оружия, как во времена крестовых походов, освобождать Гроб Господень из рук неверных [145,161-165].
В числе специальных свойств, характеризующих толпу, мы встречаем, например, такие: импульсивность, раздражительность, неспособность обдумывать, отсутствие рассуждения и критики, преувеличенную чувствительность, которые наблюдаются у существ, принадлежащих к низшим формам эволюции.
Убеждение в психологии. Анализ определений понятия убеждения в психологии
Понятию убеждение в социальной психологии дают следующие определения:
1. Убеждение — это система мировоззренческих знаний человека, прошедших через его ум, чувство и волю .
2. Убеждение — это совокупность разносторонних влияний на личность с целью воспитания у нее общественно необходимых качеств .
3. Убеждение — это побуждение человека к определенной деятельности . Убеждать — это значит побуждать людей словом, делом, своим примером и целенаправленном организацией социальной сферы .
4. Убеждение — личностное образование, представляющее отношение человека к действительности и характеризующееся единством когнитивного и потребностно-личностного компонентов . Качества убеждения зависят от способа усвоения определённых знаний, мнений оценок.
5
Убеждение — это воздействие на сознание, чувства, волю людей посредством сообщения, разъяснения и доказательства важности того или иного положения, взгляда, поступка либо их недопустимости с целью заставить слушающего изменить существующие взгляды, установки, позиции, отношения и оценки либо разделить мысли или представления говорящего
Убеждение — основной, наиболее универсальный метод руководства и воспитания . Механизм убеждения основан на активизации умственной деятельности человека, на обращении к рациональной стороне сознания. Предполагается, что убеждаемый должен осуществить сознательный выбор путей и средств достижения цели, т.е
чтобы убедить, надо привлечь внимание объекта воздействия, изложить и разъяснить новую информацию, привести впечатляющие аргументы
Убедить кого-либо в чем-либо — значит добиться такого состояния, когда убеждаемый, вследствие логических рассуждений и умозаключений, согласится с определенной точкой зрения и будет готов защищать ее или действовать в соответствии с ней .
Основными средствами убеждения выступают графический знак, образ, тембр речи, жест, мимика, эмоционально-волевые состояния, ритм речи и действий, свет и цвет наглядного средства, результаты труда, статус и авторитет убеждающего. Следует добавить, что не все люди в равной степени обладают готовностью принять точку зрения воздействующего лица. Чаще всего воспринимается лишь та информация, которая согласуется с имеющимися установками .
В данном случае понятие, которое мы будем рассматривать в данной работе наиболее полно отражено в пятом определении, его дополняют третье и четвёртое определение. При этом понимаем, конечно, диалектическую взаимосвязь и единство всех названных сторон убеждения.
Основные характерные признаки психического заражения
Суммируя вышесказанное и другие установленные многочисленные факты, можно сказать, что механизму психического заражения характерны такие составляющие как:
- Наличие прямой зависимости степени влияния от качества и количества катализатора действия.
- Наличие эффекта цепной реакции процесса и взаимного усиления (нарастания) его величины. Пример – заражение энтузиазмом в какой-либо сфере деятельности.
- Многогранность проявления процесса психического заражения.
- Зависимость глубины психического заражения от уровня развития отдельной личности и общества в целом.
Хочется отметить последний пункт. Наблюдается следующая закономерность – чем выше уровень развития общества и личности в частности, тем труднее они поддаются воздействиям в виде психического заражения и внушения. Иными словами, их интеллект ставит под вопрос все поведенческие факторы, исходящие и навязываемые из вне.