Психологическая устойчивость – что это такое в психологии

Психологическая устойчивость в психологии – это актуальная тема современных исследований. Это объясняется тем, что устойчивость к негативному воздействию внешних факторов – залог психологического здоровья как для взрослого человека, так и для ребенка. В жизни каждого человека случаются конфликты, проблемы в учебе, кризисные периоды на работе, финансовые трудности. Психологическая устойчивость помогает личности сохранять способность здраво мыслить и находить выход из трудных ситуаций.

Что такое психологическая устойчивость

Психологическая устойчивость – это способность выносить большие нагрузки и преодолевать усталость, сохранять уверенность в себе. Эта черта характера обеспечивает человеку быструю адаптацию к новым условиям, достижение высоких спортивных результатов, своевременное устранение академической задолженности, продвижение по карьерной лестнице.

В психологии это синоним стрессоустойчивости. Определение психологической устойчивости базируется на способности человека сохранять оптимальный уровень работоспособности в условиях нестабильности. Нервно-психическая устойчивость определяет уровень сопротивляемости организма человека различным вирусам.

Жизнестойкость нельзя путать с черствостью и ригидностью. Упрямые и консервативные личности не умеют быть гибкими. Внешне может казаться, что такие люди демонстрируют толерантность к негативному влиянию обстоятельств, продолжая делать то, что делали. Но на самом деле они не могут приспособиться к новым условиям и выбрать более эффективную модель поведения.

Также не следует думать, что стрессоустойчивые люди – это беспечные оптимисты, которым не свойственно испытывать отрицательные эмоции. Жизнестойкий человек – это реалист. Он не живет иллюзиями, ему свойственно переживать как положительные, так и отрицательные эмоции. Но все эмоции он контролирует. Оказавшись в стрессовой ситуации, он мобилизует силы организма на ее преобразование или ищет выход из нее.

Стрессоустойчивость как психологический феномен

В современных условиях существенно возросла интенсивность и напряженность жизни и деятельности людей, соответственно увеличивается частота возникновения негативных эмоциональных переживаний и стрессовых реакций, которые, накапливаясь, вызывают формирование выраженных и длительных стрессовых состояний.

Эти состояния снижают успешность и качество выполнения своих должностных обязанностей у людей, включенных в профессиональную деятельность, или требуют дополнительных усилий для поддержания оптимального психофизиологического уровня, что, в свою очередь приводит к целому ряду социально-экономических и социально-психологических последствий: повышение текучести кадров, снижение удовлетворенности трудом, деформации личностных и характерологических качеств.

Все это неизбежно предъявляет более высокие требования к профессиональной подготовке, состоянию морального духа, психологической подготовке, психическому здоровью, устойчивости психики сотрудников различных организаций в условиях специфической профессиональной деятельности. Данный аспект может быть реализован в том случае, если сотрудник сможет умело противостоять стресс-факторам, воздействующим на него в процессе профессиональной деятельности.

Использование мероприятий по профилактике стрессовых состояний сотрудников способствует совершенствованию их подготовки к выполнению задач профессиональной деятельности, а также поддержанию на оптимальном уровне показателей психического здоровья. Психопрофилактика проводимая в процессе профессиональной деятельности, позволяет сохранять, поддерживать, развивать и восстанавливать психическое здоровье сотрудников организации, что способствует повышению уровня профессиональной готовности, укреплению дисциплины и правопорядка, снижению преступности и травматизма. Разработка проблемы позволяет вооружить руководителей всех уровней обоснованными рекомендациями по предупреждению опасного воздействия стресс-факторов, снижающих психическое здоровье, по психопрофилактике стрессовых состояний сотрудников в конкретных ситуациях жизни и деятельности.

Очевидным становится тот факт, что устойчивое поведение сотрудников в условиях стресса («стрессоустойчивость») является одним из важных психологических факторов обеспечения надежности, эффективности и успеха профессиональной деятельности как индивидуальной, так и совместной. Таким образом, профилактика стрессов посредством развития у сотрудников достаточно высокого уровня стрессоустойчивости является первостепенной задачей специалистов-психологов специализирующихся на психологическом обеспечении профессиональной деятельности. Для того чтобы научить сотрудников успешно преодолевать стрессовые ситуации, необходимо, прежде всего, провести всесторонний психологический анализ понятия «стрессоустойчивость».

Исследование природы стрессоустойчивости, путей и средств формирования, поддержания, зависимости ее от особенностей профессиональной деятельности имеет важное значение для сотрудников организации, деятельность которых очень часто протекает в динамично меняющихся условиях.

В современной науке для описания способности личности сохранять адекватность психического состояния и эффективность деятельности в экстремальных условиях исследователи используют различные термины:

  • «устойчивость личности» (Л.И. Божович, 1966; Б. Басаров, 1981),
  • «нравственная устойчивость» (В.Э. Чудновский, 1978),
  • «психическая устойчивость» (В.М. Генковска, 1990; М.Ф. Секач, 1999; А.А. Коренев, 2006),
  • «психологическая устойчивость» (С.А. Козлов, 1995; В.В. Аршинова, 2007; С.А. Шувалова, 2008),
  • «стрессоустойчивость» (О.А. Ахвердова, И.В. Боев, 2004),
  • «устойчивость к стрессу» (Б.В. Кулагин, 1984; Л.А. Кандыбович, 2001),
  • «нервно-психическая устойчивость» (A.M. Столяренко, 1972; П.П. Дорогов, 2008),
  • «помехоустойчивость» (Н.П. Казаченко, 1976; А.Ф. Ануфриев, 1984),
  • «эмоциональная устойчивость» (Л.М. Аболин, 1984; В.Г. Пичугин, 2009; Е.М. Семенова, 2006),
  • «морально-психологическая устойчивость» (Н.Ф. Феденко, 1984),
  • «эмоционально-волевая устойчивость» (В.Ф. Власов, 1990; И.И. Рудской, 2004),
  • «профессионально-психологическая устойчивость» (Е.В. Василенко, 2008).

Все перечисленные виды устойчивости специфичны, но в их основе находятся утверждения, что это:

  1. способность поддерживать оптимальную работоспособность и эффективность деятельности в напряженных ситуациях;
  2. способность личности сохранять оптимальное психическое состояние при воздействии негативных факторов.

Однако устойчивость в целом нельзя свести только к под­держанию определенных состояний, она охватывает сохраняе­мость процесса — последовательность состояний во времени. Ее отличает активный характер (можно рассматривать как процесс и как результат), она является неотъемлемой час­тью развития, стороной процесса адаптации.

Устойчивость, в широком смысле, необходимо рассматривать как функцию двух переменных — окружающей среды и внутренней структуры системы. Исходя из этого, можно предположить, что все существующие виды устойчивости, являются составными компонентами такого целостного явления как – психическая устойчивость личности, но характеризуют его различные стороны.

В психологическом плане устойчивость отра­жает функциональные характеристики профессионально зна­чимых психических процессов, качеств и свойств личности, а также степень адекватности психологической системы дея­тельности требованиям конкретных рабочих ситуаций.

Исходя из этого, можно утверждать, что стрессоустойчивость является частным случаем психической устойчивости, проявляющейся при действии стресс-факторов, и их специфичность будет определяться конкретным видом деятельности.

Таким образом, стрессоустойчивость является сложным и емким качеством личности. В нем объединен целый комплекс способностей, широкий круг разноуровневых явлений.

Проведенный анализ научных источников показал, что единого подхода к формулировке определения стрессоустойчивости нет, и авторы трактуют его по-своему.

Например, в психологическом словаре стрессоустойчивость характеризуется как: некоторая совокупность личностных качеств, позволяющих работнику переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки), обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья.

С.В. Субботин утверждает, что «стрессоустойчивость — комплексная индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в специфической взаимосвязи разноуровневых свойств индивидуальности, что обеспечивает биологический, физиологический и психологический гомеостаз системы и ведет к оптимальному взаимодействию субъекта с окружающей средой в различных условиях жизнедеятельности», к данному определению присоединяются А.А. Баранов, отмечая, что данный феномен (качество, черта, свойство) рассматривается в основном, с функциональных позиций, как характеристика, влияющая на продуктивность (успешность) деятельности, то же отмечает позднее и Н.В. Суворова [2, с. 352].

В работах Б.Х. Варданяна и С.В. Субботина прослеживается идея о двойственной природе стрессоустойчивости как свойства, влияющего на результат деятельности (успешность-неуспешность) и как характеристики, обеспечивающей гомеостаз личности как системы, на основании этого стрессоустойчивость можно рассматривать как деятельностный и личностный показатель [1, с. 156].

О.В. Лозгачева в своей работе по формированию стрессоустойчивости на этапе профессионализации под стрессоустойчивостыо понимает «комплексное свойство человека, которое характеризуется необходимой степенью адаптации индивида к воздействию экстремальных и/или кумулятивных внешних и внутренних факторов в процессе жизнедеятельности, обусловленное уровнем активации ресурсов организма и психики индивида, проявляющееся в показателях его функционального состояния и работоспособности» [5, с. 158].

В социально-психологическом исследовании по формированию стрессоустойчивости у человека Ли Канг Хи сформулировал следующее определение «стрессоустойчивость — психофизическое состояние человека, обеспечивающее оптимальную адаптацию к экстремальным условиям, позволяющее решать возложенные на него служебные и бытовые задачи без потерь (физических и психических), то есть находясь в состоянии психофизического равновесия» [4, с. 26].

По мнению ведущего современного специалиста в области изучения психологического стресса В.А. Бодрова, исходной позицией в изучении стрессоустойчивости должно служить определение этого понятия, которое ряд авторов сводит лишь к понятию эмоциональной устойчивости, хотя данные понятия не являются тождественными. Под стрессоустойчивостью он понимает «интегративное свойство человека, которое, во-первых, характеризует степень его адаптации к воздействию экстремальных факторов внешней (гигиенические условия, социальное окружение и т.п.) и внутренней (личной) среды и деятельности. Во-вторых, оно определяется уровнем функциональной надежности субъекта деятельности и развития психических, физиологических и социальных механизмов регуляции текущего функционального состояния и поведения в этих условиях. И, в-третьих, это свойство проявляется в активации функциональных ресурсов (и оперативных резервов) организма и психики, а также в изменении работоспособности и поведения человека, направленных на предупреждение функциональных расстройств, негативных эмоциональных переживаний и нарушений эффективности и надежности деятельности» [2, с. 352].

Понимание структуры стрессоустойчивости личности опирается на традиционно сложившемся в психологии подходе к представлению о структуре психики. Исходя из этого стрессоустойчивость, как и психическую устойчивость можно рассматривать как динамическую структуру (М.Ф. Секач, 1999; А.А. Напримеров, 2001; О.Д. Привалова, 2004 и др.). Основными компонентами динамической структуры личности являются:

  • эмоциональный, накопленный в процессе преодоления сложных ситуаций и проявляющийся в уверенности, в чувстве воодушевления и удовлетворения от выполнения задачи;
  • волевой, который выражается в самообладании, самоконтроле, сознательной саморегуляции действий, приведении их в соответствие с требованиями ситуации. Волевой компонент выполняет контрольно-оценочную функцию сохранения и восстановления целесообразной регуляции деятельности.
  • интеллектуальный, отражающий умственную работоспособность, тип мышления.

Однако приведенный перечень для отражения сущности понятия стрессоустойчивости далеко не полон. Некоторые авторы (Ю.Н. Гурьянов, 2001; С.А. Козлов, 1995; В.Ф. Власов, 1990) выделяют еще ряд структурных компонентов:

  • мотивационный, отражающий устремленность личности на выполнение поставленной задачи. Мотивационный компонент представлен проявлением различных мотивационных тенденций, выполняющих побудительную, смыслообразующую и регулятивную функцию;
  • физиологический компонент, определяющий запас энергети­ческих возможностей организма;
  • познавательный, характеризующий степень осознания и понимания служебной задачи. Познавательный компонент обеспечивает функцию создания, структурирования ориентировочной основы профессиональной деятельности, текущего анализа и прогнозирования динамики служебных ситуаций;
  • операциональный (моторный), объединяющий применяемые способы и приемы деятельности. Операциональный (моторный) компонент обеспечивает владение способами и приемами деятельности, необходимыми навыками и умениями по использованию технических и др. средств;
  • коммуникативный компонент, характеризующий социально-психологический аспект деятельности личности, состояние готовности к взаимодействию[3, с. 470].

Изучая устойчивость к стрессу у оперативных сотрудников таможенных органов Н.И. Бережная, рассматривает категорию стрессоустойчивости как качество личности, состоящее из совокупности следующих компонентов:

  • психофизиологического (тип, свойства центральной нервной системы);
  • мотивационного, считая, что сила мотивов во многом определяет эмоциональную устойчивость;
  • эмоционального опыта личности, накопленного в процессе преодоления отрицательных влияний экстремальных ситуаций;
  • волевого, выражающегося в сознательной саморегуляции действий, приведении их в соответствие с требованиями ситуации;
  • профессиональной подготовленности, информированности и готовности личности к выполнению тех или иных задач;
  • интеллектуального, действующего на оценку требований ситуации, прогноз ее возможного изменения, принятие решений о способах действий. [5, с. 158].

В зависимости от характера деятельности структурные компоненты, как психической устойчивости, так и стрессоустойчивости занимают в ней различные «ранговые места», при этом «удельный вес» составных компонентов не всегда одинаков. Все они находятся в определенной взаимосвязи, и возможна компенсация невыраженности одних за счет большей развитости других.

Таким образом, обобщая вышеуказанное, можно сделать следующие выводы:

В современной науке для описания способности личности сохранять адекватность психического состояния и эффективность деятельности в сложных условиях исследователи применяют различные термины: «психическая устойчивость», «психологическая устойчивость», «стрессоустойчивость», «нервно-психическая устойчивость», «помехоустойчивость», «морально-психологическая устойчивость», «эмоционально-волевая устойчивость», «психофизиологическая устойчивость», «профессионально-психологическая устойчивость» и др.

На современном этапе развития психологического знания о содержании стрессоустойчивости личности присутствуют различные точки зрения. Так ряд авторов рассматривают данный феномен (качество, черта, свойство) в основном с функциональных позиций, как характерис­тика, влияющая на продуктивность (успешность) деятельности, как способность поддерживать оптимальную работоспособность и эффективность деятельности в напряженных ситуациях. В работах других ученых прослеживается идея о двойственной природе стрессоустойчи­вости. Эта особенность проявляется в рассмотрении стрессоустойчивости как свойства, влияющего на результат деятель­ности (успешность-неуспешность) и как характеристики, обеспечивающей гомеостаз личности как системы, что позволяет рассматривать стрессоустойчивость как показатель деятельностный и личностный.

В структуре стрессоустойчивости личности психологи выделяют эмоциональный, волевой, интеллектуальный, мотивационный, коммуникативный, операциональный и другие компоненты. Причем все компоненты стрессоустойчивости, как и психической устойчивости находятся в определенной взаимосвязи, и возможна компенсация невыраженности одних за счет большей развитости других.

Литература:

  1. Банников В.В. Влияние социально-психологических компонентов стрессоустойчивости на эффективность деятельности персонала организации: дис. … канд. психол. наук: М., 2003. С. 156.
  2. Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М.: Изд-во «ПЕР СЭ», 2006. С. 352.
  3. Гурьянов Ю.Н. Психологическое обеспечение в войсках и органах Пограничной службы России. Учебное пособие в 2-х частях. — М.: Академия ФПС России, 2001. С. 470.
  4. Ли Канг Хи Социально-психологические технологии формирования стрессоустойчивости человека.: Автореф. дис. …канд. психол. наук. – М.: РГСУ, 2005. С. 26.
  5. Лозгачева О.В. Формирование стрессоустойчивости на этапе профессионализации: На примере юридического Вуза. дис. …канд. психол. наук: Екатеринбург , 2004. С. 158.
  6. Реан А.А., Баранов А.А. Факторы стрессоустойчивости учителей // Вопросы психологии – 1997 — № 1.

Компоненты психологической устойчивости

Компонентами психологической устойчивости личности являются:

  • оптимистичный настрой;
  • уверенность индивида в себе;
  • настойчивость и целеустремленность;
  • способности к адаптации;

Составляющие психологической устойчивости рекомендуется формировать до достижения индивидом совершеннолетия.

Как формируется данное качество

Многих интересует вопрос: что нужно сделать, чтобы обрести психологическую устойчивость? Эта личностная характеристика формируется в процессе приобретения жизненного опыта на основе положительного образа «Я».

Жизненная стойкость повышается, когда у человека заканчивается процесс формирования зрелой личности и становления системы ценностей. Ее уровень выше у людей с высокой самооценкой. Высоким уровнем стрессоустойчивости обладают самостоятельные и инициативные люди. Чтобы стать стрессоустойчивым, нужно развивать в себе лидерские способности и отказаться от позиции жертвы.

Какие факторы влияют на повышение психологической устойчивости

Основными факторами формирования психической стойкости являются:

  1. Тип нервной системы. Людям со слабым типом нервной системы переносить неприятности тяжело. У них уровень стресоустойчивости всегда будет ниже, чем уровень выраженности этого качества у людей с сильным типом нервной системы.
  2. Условия воспитания. Стиль детско-родительских отношений определяет все социальные качества личности. Так, при демократическом типе воспитания стрессоустойчивость у детей выше, чем при авторитарном типе воспитания.
  3. Самодостаточность и независимость. Если человек привык во всем рассчитывать только на себя и свои силы, то в критической ситуации он будет анализировать ситуацию и искать способы ее разрешения.
  4. Жизненный опыт. Психологическая стойкость будет выше у тех людей, кто умеет анализировать свои поступки, признавать свои ошибки.
  5. Умение сотрудничать и жить в коллективе. Умение взаимодействовать с людьми и выстраивать эффективные коммуникации – залог успешного разрешения любого сложного вопроса.
  6. Позитивное самовосприятие, отсутствие внутриличностных конфликтов. Принятие себя открывает человеку пути к саморазвитию. Признание своих ошибок – первый шаг на пути формирования устойчивости к жизненным неурядицам.
  7. Оптимистичный настрой. Каждому нужно помнить, что мысли материальны. Мы притягиваем к себе то, о чем думаем.
  8. Смысл жизни и стремление к самовыражению. Людям, у которых есть жизненная цель, легче справляться с жизненными трудностями. Через творчество они отвлекаются от негативных переживаний, сохраняя душевное равновесие.
  9. Религиозные убеждения. Вера помогает человеку стойко выносить любые жизненные испытания.

Начните беспокоиться не только о себе

Когда в трудной ситуации мы сосредоточены на себе, то паникуем и не можем сдвинуться с места. Когда сосредоточены на других — преодолеваем страх и действуем.

Сегодня многие испытывают тревожность как раз из‑за постоянных размышлений о себе. Допустим, кто‑то перешёл на новую работу. И вот он начинает думать. Не осуждают ли меня за это? Стоит ли мне беспокоиться о суждениях других? А если я не беспокоюсь, значит, я бесчувственный? Или я слишком заморачиваюсь на том, стоит или нет об этом беспокоиться? Или я слишком заморачиваюсь на том, что слишком заморачиваюсь? И из‑за всего этого чересчур переживаю? Так, где там успокоительное?!

Испытывая тревогу, мы становимся одержимы тем, как предотвратить боль в будущем. Хотя вместо этого нужно подготавливать себя к боли.

Потому что рано или поздно малыш Тимми получит двойку. Вопрос в том, будете ли вы готовы помочь ему извлечь урок из своих ошибок? Или станете одним из тех родителей, которые винят учителей?

Чтобы не избегать трудностей, а готовиться к ним, нужно иметь в жизни что‑то важнее чувств. Найдите какую‑то цель или миссию, которая будет руководить вашими действиями.

Рекомендации для развития психологической устойчивости

Психологическая устойчивость не дается человеку с рождения. Это значит, что ее можно повысить. Как это сделать?

  1. Нужно мотивировать себя на достижение цели. Это можно сделать только в условиях самодисциплины. Нельзя позволять себе отступать от намеченных планов, отказываться от цели только потому, что возникли непредвиденные обстоятельства.
  2. Выстраивать доброжелательные внутрисемейные отношения. Ребенку легче стать психологически устойчивым к любым стрессовым ситуациям, если он знает, что может открыто спросить у родителей: «Как быть?», «Что делать?» Психологическая устойчивость с трудом формируется у детей в семьях, где не рассказывают друг другу о своих переживаниях и не спрашивают совета.
  3. Избегать одиночества. Общение с друзьями отвлекает от негативных мыслей, вселяет уверенность в том, что все проблемы можно решить. Настоящие друзья не оставят друг друга в беде. Дружеская поддержка помогает справляться с неприятностями.
  4. Непонятную ситуацию нужно расценивать как возможность саморазвития. Такие ситуации стимулируют нестандартное мышление. Если человек не боится перемен, готов осваивать новые виды деятельности и изучать неизведанное, он стойко перенесет любые трудности.
  5. Освоить техники релаксации, медитации. Жизнь в постоянном напряжении истощает нервную систему. Слабые нервы – первый признак эмоционального выгорания и стресса. Чтобы не допустить негативных последствий, нужно заботиться о своем психологическом здоровье.
  6. Систематически заниматься спортом. Физическая активность оказывает положительное действие на весь организм. Многие спортсмены говорят о том, что найти решение сложного вопроса им помогает тренировка в спортзале или на стадионе.
  7. Соблюдение режима дня и рациональное питание. Для того, чтобы у человека были силы на преодоление трудностей, нужно полноценно отдыхать и употреблять здоровую пищу.
  8. Нужно научиться видеть позитивные компоненты в любой ситуации. Если человек научится в любой ситуации замечать хорошее, его мировоззрение изменится в лучшую сторону. Он научится не только радоваться мелочам, но и использовать особенности ситуации для решения проблемы. То есть, уровень его психологической стойкости повысится.

Психическая устойчивость: что это и как ее развить

Часто так бывает, что человек или группа людей под психологическим давлением делают что-либо хуже, чем могли бы при его отсутствии. Например, в футболе команда, которая при счете 0:0 пропускает первой гол, начинает, как правило, играть немного хуже. В то время как оппонент наоборот получает дополнительную мотивацию.

В спорте недостаток психологической устойчивости можно увидеть чаще всего. Вернее — там всегда наглядней. Мы видим результаты в виде количества минут или секунд, голов, заброшенных шайб, то есть статистики. В повседневной жизни это сделать сложнее, но тоже можно. Начальник видит, как падает работоспособность или продуктивность его подчиненного, после того, как его раскритиковали. Вы замечаете, как ребенок начинает делать ошибки в сочинении, если испытывает давление.

Замечать такие моменты за собой тоже нелегко, но можно. Вы наверняка знаете, насколько психически устойчивы, если проанализируете свое поведение и ситуации, когда теряете контроль, а ситуации или люди выводят вас из себя. Чуть позже вы пройдете небольшой тест, который расставит все точки. А сейчас разберемся с самим понятием.

Что такое психологическая устойчивость

Согласно Википедии, психическая устойчивость (mental toughness) — это мера индивидуальной стойкости и уверенности, которая может предсказать успех в спорте, образовании и в работе. Это набор атрибутов, которые позволяют человеку достичь своей цели и при этом справиться с трудными психологическими ситуациями без потери уверенности в себе. В последние десятилетия этот термин широко используется тренерами, спортивными психологами и бизнес-лидерами.

Также известно, что скрытые тесты на психическую устойчивость проводят при приеме на работу. Например, в . Считается, что сейчас (впрочем, как и раньше) сложно выполнять работу, если вы не умеете психологическими справляться с давлением и стрессом. Можно иметь хорошие навыки и компетенции, но при этом при первой же сложности терять самообладание и делать массу ошибок.

Тест на психическую устойчивость

Отвечайте на следующие тестовые задания как можно честнее. Поставьте себе оценку от 1 до 5: 1 — если вы совершенно не согласны с утверждением, 5 — если полностью согласны. Чтобы подсчитать свой результат, возьмите лист бумаги и ручку.

  • Даже под сильным давлением я остаюсь спокойным.
  • Я не склонен волноваться в тех случаях, когда нежелательное событие еще не наступило.
  • Обычно мне легко вызвать в себе энтузиазм при работе, которую я не хочу делать.
  • Обычно я легко справляюсь с проблемой, которая передо мной только что возникла.
  • Я считаю себя ценным человеком.
  • Когда у меня много работы, я знаю, за что взяться в первую очередь.
  • Я часто ощущаю, что у меня все под контролем.
  • Я легко расслабляюсь даже в незнакомой обстановке.
  • Когда я чувствую усталость, то мне легко себя настроить на то, чтобы продолжать работать.
  • Я всегда вижу позитивную сторону в любой ситуации.

Проходя этот тест, вы наверняка и сами поняли, что чем больше очков получите, тем лучше:

  • 40-50 очков: высокий уровень психической устойчивости.
  • 35-39 очков: средний уровень психической устойчивости.
  • До 35: низкий уровень психической устойчивости.

Возможно, вам кажется, что требования к тесту слишком завышены, но на самом деле почти все компании требуют именно подобных результатов.

Четыре аспекта психической устойчивости

Феликс Гильен и Сильвен Лаборде в своем исследовании выявили четыре уровня психической устойчивости:

  • Надежда: непоколебимая уверенность в себе и в том, что у человека есть все способности достичь своей цели («Я могу найти много самых разных решений в сложных ситуациях»).
  • Оптимизм: ожидать, что все в итоге будет хорошо («В ситуации неопределенности я обычно ожидаю лучшего»).
  • Стойкость: согласованность в достижении цели; не сдаваться при столкновении с трудностями («Я часто продолжаю упорно работать в тех случаях, когда остальные сдаются»).
  • Адаптируемость: способность адаптироваться к проблемам в окружающей среде («Я не зацикливаюсь на вещах, которые не могу изменить»).

Чтобы уровень вашей психической устойчивости был высок, нужно развивать все четыре аспекта. Что интересно, спортсмены набирают почти вдвое больше баллов, чем не-спортсмены.

Исследователи также обнаружили, что психологическая устойчивость возрастала с возрастом: с практикой и опытом.

Чем отличаются люди с высоким уровнем психической устойчивости?

Чтобы вникнуть в эту сложную тему, нужно выяснить какие убеждения, мировоззрение и мышление развивают в себе люди с высоким уровнем психической устойчивости.

Убеждения

Решения, которые мы принимаем, и действия, которые последовательно совершаем, являются прямым результатом убеждений, которые мы воспитали в себе за жизнь. Эти убеждения либо помогают продвинуть нас вперед, либо препятствуют прогрессу.

То, во что мы верим, становится личной истиной. Зачастую она не является настоящей и не отвечает реалиям. И это именно то, что делает системы убеждений настолько мощными. Они могут помочь преодолеть самые сложные жизненные проблемы.

Люди с высоким уровнем психической устойчивости имеют свои системы убеждений, которые помогают справиться с трудностями и подняться на ноги после сокрушительного поражения. Эти системы могут показаться странными и нелепыми, но они работают.

По сути эти убеждения — это определенные аффирмации, которые стоит повторять себе каждый день по нескольку раз в течение месяцев, а то и лет. Конечно, это не значит, что стоит ими ограничиться и не испытывать себя в реальности.

Вот эти убеждения:

  • Я считаю, что неудачи не существует. Неудача — это просто часть успеха и не что иное, как процесс обучения. Она обеспечивает обратную связь, которая помогает мне двигаться вперед.
  • Я верю, что невзгоды — это лишь временное явление, которое я смогу без проблем преодолеть.
  • Я верю, что сложности закаляют мой характер, укрепляют мое тело и дух.
  • Я считаю, что моя уверенность растет из-за того, что я принимаю действия для достижения своих целей.
  • Я верю, что все имеет смысл и значение. Все случается не без причины. Возможно, сейчас я не знаю, куда приведет меня этот путь, но уверен, что приду туда, куда мне нужно.
  • Я верю, что способен на многое, потому что вкладываю максимум силы, энергии и времени. Вот почему я никогда не сдаюсь. Величайший успех может меня ждать за углом и я всегда готов к нему.
  • Я верю, что призываю удачу, когда реагирую на трудность с уверенностью. Я умею приспособиться к любой ситуации.

Знакомые фразы? Возможно, вы их слышали из уст Мохаммеда Али, Брюса Ли, Криштиану Роналду или Конора МакГрегора. Все величайшие спортсмены говорили нечто подобное. Но так как мы читаем об этом каждый день, то и проходит это мимо сознания и мы считаем их типичными фразами, которые и гроша не стоят. Между тем, это именно те категории, которыми мыслят эти люди.

Поищите интервью с лучшими спортсменами и выпишите подобные фразы. Составьте большой список этих аффирмаций и начинайте практиковаться. Большинство людей считает подобные слова бессмысленными, поэтому они никогда не достигнут своего максимального потенциала.

Мировоззрение

Система убеждений — это лишь одна часть паззла. Не менее важно развивать правильным образом свое мировоззрение, изменять мысли, обращать внимание на языковые шаблоны и привычки.

Люди с высоким уровнем психической устойчивости берут на себя полную ответственность за свои проблемы. Они не обвиняют никого, не жалуются и не оправдывают себя. И, что еще важнее, они не умеют мыслить негативно. Вместо этого они делают все возможное, чтобы выйти из затруднительного положения.

Да, в краткосрочной перспективе обвинять и жаловаться приятно. Но в долгосрочной приводит к синдрому жертвы. Психически устойчивые люди понимают это, принимают то, чего не могут изменить и двигаются дальше.

Они задают себе такие вопросы:

  • Как я могу это использовать?
  • Насколько это полезно?
  • Что в этом забавного?
  • К чему это может меня привести?
  • Какие возможности здесь скрыты?

Такие люди убеждены, что когда одна дверь закрывается, то открывается другая. Они знают, что в мире масса возможностей, нужно лишь обладать правильным мировоззрением.

В то время как слабые люди предаются обвинениям, сильные тут же берутся за дело. Таким образом, они выигрывают время и находят лучшие решения. Они редко ждут подходящего момента, чтобы начать действовать.

Мышление

Люди с высокой психологическтй устойчивостью используют свои мысли как топливо для повышения уверенности в себе и мотивации. Они мыслят позитивно, как бы шаблонно это не звучало.

Вот их типичные мысли:

  • Я могу это сделать.
  • Я верю в себя.
  • Я просто продолжаю двигаться вперед.
  • Просто продолжай идти, что бы ни случилось.
  • Я найду способ преодолеть это.

Сравните это с теми мыслями, которые возникают в вашей голове при столкновении с трудностями. Начинайте менять свое мышление.

Устойчивые люди умеют вводить себя в состояние сосредоточенности и мотивированности. И помогают им в этом именно мысли, а не какая-то особая магия.

Однако подобных утверждений недостаточно. Важно также задавать себе правильные вопросы, которые помогут вдохновить и развернуть мышление в другую сторону:

  • Как я могу сделать это лучше?
  • Что я могу извлечь из этого опыта?
  • Как я могу использовать с максимальной выгодой свое затруднительное положение?
  • Какую пользу я могу извлечь из своей ошибки?
  • Что я могу сделать еще из того, чего я еще не рассматривал?

Подобные вопросы расширяют возможности человека, побуждая его искать альтернативные пути решения любых проблем.

Учитывая все вышесказанное, обращайте в первую очередь внимание на свои мысли. Не бойтесь мыслить уверенно. Конечно, нужно подкреплять слова действиями, но действий не будет, если в вашей голове будут одни сомнения.

Как развить психическую устойчивость

Что нужно для развития психической устойчивости? Или, точнее, каковы требования, которые помогут в этом? Ответ не так прост, как может показаться, потому что компонентов большое количество.

Развитие психической устойчивости требует сознательной работы над собой во многих областях. Это не то, что появится за неделю и даже за месяц.

Давайте рассмотрим все требования, которые нужны этого.

Высокая дисциплина и самомотивация

Может показаться, что эти два навыка имеют отдаленное отношение к психической устойчивости, но это не так. Без мотивации не возникнет даже желания двигаться вперед и начать менять что-либо в своей жизни. А без дисциплины все достижения за несколько дней будут перечеркнуты ленью. А ведь вам нужно взбираться на эту гору несколько недель и даже месяцев.

Наличие четких целей

Вам нужны четкие цели, которые помогают двигаться вперед, а не заставляют топтаться на месте. Они должны вдохновлять на то, чтобы действовать и принимать сложные решения, а не утомлять и вызывать стресс. Будьте осторожны с постановкой целей, чтобы не взять на себя слишком много. Как и слишком мало.

Взятие обязательства

Высокий уровень психической устойчивости также требует, чтобы вы научились брать на себя обязательства за достижение своих целей. Это значит, что нужно развивать в себе последовательность, а также научиться избегать искушений.

Умение терпеть дискомфорт

Редкий работодатель наймет человека, который при первом же дискомфорте начнет ныть и жаловаться на свою нелегкую жизнь. Он предложит работу тому, кто умеет справляться с проблемами.

Если вы не умеете терпеть дискомфорт, то с большой долей вероятности станете принимать плохие решения и давать волю негативным эмоциям. В обратном случае вы сможете отделять себя эмоционально от неудобства и выдавать максимальный результат, несмотря ни на что.

Дискомфорт также появляется, когда мы сталкиваемся с неудачами и ошибками. Кто-то будет долго переживать по этому поводу, теряя ценное время. А кто-то тотчас же перестроится, выяснит, что вызвало проблему и начнет искать лучшие решения.

Не позволяйте внешним обстоятельствам негативно влиять на свои решения и мышление.

Создание реалистичных ожиданий

Типичный пример: человек решает, что хочет ходить в тренажерный зал каждый день. Он решителен и поэтому покупает абонемент на целый год. Две недели огромной мотивацией сменяются апатией. Это — абсолютно нормальный процесс, через который проходят все. Но если этот человек не знал о регрессе, он может психически не выдержать этого и забросить тренировки. К тому же, он не все продумал и теперь не может найти 2-3 часа каждый день на то, чтобы заниматься спортом. Его ожидания были завышены, он и не знал, что главное — подготовиться психически и научиться заниматься спортом даже в те времена, когда мотивация и сила воли на нуле.

Мы часто ставим нереалистичные цели и слишком многого ждем от себя, причем без особых оснований на это. В какой-то момент, прочитав вдохновляющую книгу, решаем изменить свою жизнь и забываем, что мотивация — дама очень непостоянная.

Тщательное планирование и подготовка — вот ваш шанс на то, что удастся достичь долгосрочных целей. Причем настраиваться нужно на самое худшее. Например, при изучении английского языка в первую очередь продумайте ответы на такие вопросы:

  • Что я буду делать, как вести себя и как мыслить, когда мне абсолютно не захочется изучать английский?
  • Как я буду работать со своим мышлением, когда у меня появятся мысли вроде: «Этот язык выучить невозможно» или «Я вообще не понимаю ничего в этих временах»?
  • Если я не выспался, то что мне делать, чтобы прийти в себя и взяться за урок?
  • Как себя вести, если мотивация и сила воли будут на нуле?
  • Как мне организовать процесс обучения, если домой придут гости?
  • Смогу ли я заниматься английским после посещения спортзала?

Это только часть вопросов, которые стоит себе задать. На самом деле мелочей могут быть десятки, если не сотни. И если вы пустите все на самотек, то при первой же сложности отступите. Здесь важно настроить в первую очередь именно свою психику.

Умение придерживаться правильных привычек

Психическая устойчивость — это не то иное, как привычка, которую мы можем развить. Сложность в том, что для этого нужно создать целую цепочку поддерживающих привычек. Это требует больших усилий и практики.

Нужно в первую очередь сознательно помещать себя в проблемные ситуации и анализировать свое поведение. То есть выходить из пресловутой зоны комфорта как можно чаще. Научитесь ставить над собой эксперименты.

Главный враг психической устойчивости — это низкий порог стресса. То есть тот уровень, после которого в голове появляется туман, а эмоции мешают мыслить нормально.

Не стоит себя помещать в самые сложные ситуации: научитесь для начала справляться просто с чем-то незнакомым. Хороший знак — это дискомфорт и некоторый уровень метафорической боли. С каждым разом ставьте себя в более сложные условия.

Желаем вам удачи!

Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов: TelegramВконтактеFacebook

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Мастерство самообладания
  • Эмоциональный интеллект в лидерстве
  • Устойчивость: семидневный вызов
  • 11 измерений личности
  • Как развить самоконтроль и самодисциплину
  • Как стать более устойчивым
  • Лучшие вопросы для собеседования
  • Методы психической саморегуляции: спаси себя сам
  • Как выучить иностранный язык: подборка полезных материалов
  • Четыре шага для создания персонального плана развития

Ключевые слова:_D1034, _D1043, 1Психорегуляция

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]