Волевая регуляция поведения — Структура добровольного действия


Структура добровольного действия

С чего начинается волевое действие? Естественно, в осознании цели действия и мотива, который его вызывает. Когда есть четкое осознание цели и мотива, который ее вызывает, стремление к цели принято называть желанием.

Но не каждое стремление к цели является осознанным. В зависимости от степени осознанности потребностей, они делятся на желания и влечения. Если желание осознанно, то влечение всегда смутное, неясное: человек понимает, что он чего-то хочет, что ему чего-то не хватает или что ему что-то нужно, но что именно, он не понимает. Обычно люди испытывают влечение как особо мучительное состояние в виде тоски или неуверенности. В силу своей неопределенности влечение не может развиться в целенаправленную деятельность. По этой причине влечение часто рассматривается как переходное состояние. Потребность, которую она представляет, обычно либо исчезает, либо реализуется и превращается в конкретное желание.

Но не каждое желание приводит к действию. Желание само по себе не содержит активного элемента. Прежде чем желание становится непосредственным мотивом, а затем и целью, оно оценивается человеком, то есть «фильтруется» через систему ценностей человека, получает определенную эмоциональную окраску. Все, что связано с реализацией цели в эмоциональной сфере, окрашено в позитивные тона, так же как и все, что является препятствием на пути к цели, вызывает негативные эмоции.

Желание, обладая стимулирующей силой, обостряет сознание цели будущего действия и построение его плана. В формировании цели, в свою очередь, особую роль играют ее содержание, характер и значимость. Чем значительнее цель, тем сильнее может быть стремление к ней.

Желания не всегда исполняются сразу. У человека иногда бывает несколько несогласованных и даже противоречивых желаний, и он оказывается в очень сложной ситуации, не зная, какое из них реализовать. Психическое состояние, характеризующееся столкновением нескольких желаний или нескольких различных побуждений к действию, принято называть мотивационной борьбой. Столкновение мотивов предполагает оценку причин за и против необходимости действовать в определенном направлении и обдумывание того, как именно следует действовать. Заключительным моментом борьбы мотивов является принятие решения, которое заключается в выборе цели и способа действия. Человек, принимающий решение, проявляет решительность; в то же время он чувствует ответственность за дальнейший ход событий.

Исполнительная стадия волевого действия имеет сложную структуру. Прежде всего, исполнение принятого решения связано с тем или иным временем, то есть с определенным периодом. Если исполнение решения откладывается на длительное время, то в этом случае можно говорить о намерении исполнить принятое решение. Обычно мы говорим о намерении, когда сталкиваемся со сложной деятельностью.

Намерение, по своей природе, является внутренней подготовкой к отложенному действию и представляет собой решение, направленное на достижение цели. Но одного намерения недостаточно. Как и в любом другом волевом действии, при наличии намерения можно выделить этап планирования путей достижения поставленной цели. План может быть детализирован в различной степени. В этом случае запланированное действие не выполняется немедленно. Для его реализации необходимо сознательное усилие воли. «Волевое усилие понимается как особое состояние внутреннего напряжения или активности, которое вызывает мобилизацию внутренних ресурсов человека, необходимых для выполнения запланированного действия. Поэтому волевое усилие всегда связано со значительной затратой энергии».

Эта последняя стадия волевого действия может принимать две формы: в одних случаях она проявляется во внешнем действии, а в других — в воздержании от любого внешнего действия (такое проявление называется внутренним волевым действием).

Волевое усилие качественно отличается от мышечного напряжения. Во время волевого усилия внешние движения могут быть представлены минимально, в то время как внутреннее напряжение может быть весьма значительным. В то же время при каждом волевом усилии возникает более или менее сильное мышечное напряжение.

В различных конкретных условиях наше проявленное волевое усилие будет отличаться по интенсивности. Это происходит в связи с тем, что интенсивность волевого усилия зависит в первую очередь от внешних и внутренних препятствий, возникающих при выполнении волевого действия. Однако, помимо ситуационных факторов, существуют также относительно стабильные факторы, определяющие интенсивность волевых усилий. К ним относятся: мировоззрение человека, проявляющееся в отношении к тем или иным явлениям окружающего мира; моральная устойчивость, определяющая способность следовать намеченному пути; степень самоменеджмента и самоорганизации личности и др. Все эти факторы формируются в процессе развития человека, его становления как личности и характеризуют уровень развития волевой сферы.

Определив структуру волевого действия, необходимо рассмотреть, как регулируется волевое поведение, поскольку воля, как уже указывалось, — это способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели.

Теория «Контроля за действием» Ю.Куль

Ю. Куль отказался от понятия «воля» («Wille») в традиционном смысле и заменил его понятием «контроль за действием». Это понятие передается также термином «Volition». Понятие «контроль за действием» более широкое и описывает не только волевую регуляцию при подавлении конкурирующих тенденций действия, но и всю совокупность процессов, опосредующих реализацию намерения.

Ю. Куль исследует волевую сферу как систему, состоящую из совокупности подсистем. Реализация ее функций возможна лишь при гибком и согласованном взаимодействии подсистем, обеспечивающих удержание намерений достижения цели в активном состоянии в благоприятных ситуациях и прекращение целенаправленной активности в неблагоприятных ситуациях.

Он описывает следующие подсистемы:

1. Мотивационный контроль направлен на укрепление основной мотивационной тенденции, лежащей в основе намерения. В поле внимания субъекта удерживаются позитивные ожидания и внешние стимулы, благоприятные для выполнения деятельности.

2. Контроль внимания обеспечивает направленность внимания на информацию, относящуюся к реализации намерения. Это важно, когда возможна «потеря из виду» целевого объекта.

3. Перцептивный контроль. Перцептивная система более чувствительна к информации, связанной с намерением и блокирует мешающую информацию. Ее работа приводит к тому, что требуется меньше затрат времени на обработку нужной информации и она быстрее получает доступ к системам регуляции действия.

4. Эмоциональный контроль. Субъект обладает «знаниями» об эмоциональных состояниях, которые способствуют или препятствуют реализации намерения. Если эмоциональный фон затрудняет достижение цели, то система контроля действия стремится его изменить.

5. Контроль неудач. Неудачи выступают в качестве эффективной обратной связи при реализации намерений. Информация о возможных неудачах либо приводит к мобилизации дополнительных усилий, либо к разочарованию и снижению усилий вплоть до временного отказа от достижения цели ввиду неблагоприятных обстоятельств.

6. Контроль кодирования и оперативная память. Информация, связанная с намерением, обрабатывается по экономной стратегии (экономия усилий и затрат времени) . Тем самым открывается наиболее короткий путь к инициированию действия, связанного с намерением. Если действие по каким-то причинам задерживается, то информация о намерении хранится в оперативной памяти в особом, «активированном» состоянии. Даже будучи неосознаваемой, эта информация является легко доступной субъекту при возникновении ситуации, благоприятной для возобновления действия, связанного с намерением.

7. Поведенческий контроль. Этот механизм заключается в предусмотрительности, охраняющей человека от соблазнов путем устранения из поля деятельности и окружающей среды предметов, провоцирующих нежелательные действия.

Ю. Куль одним из первых сделал предположение о том, что существует альтернативная форма регуляции действия, при которой не требуется дополнительных ресурсов для преодоления препятствий, а регуляция осуществляется за счет перераспределения «обязанностей» между компонентами психической системы. Он говорит о двух типах волевой регуляции:

Ø о самоконтроле, который проявляется в преднамеренном внимании и поддержании усилий субъекта повысить уровень собственной активности. Этот тип соответствует традиционному пониманию воли.

Ø О саморегуляции. Это тип волевой регуляции, он проявляется в непроизвольном внимании к целевому объекту и в отсутствии усилий со стороны субъекта, направленных на энергетизацию своего поведения. При этом система действует так, что по «постоянный контроль «Я» не нужен.

Волевая регуляция поведения

«Волевая регуляция поведения характеризуется состоянием оптимальной мобилизации личности, требуемым видом активности, концентрацией этой активности в необходимом направлении.»

Основная психологическая функция воли заключается в повышении мотивации и улучшении на этой основе регуляции действий. Это отличает волевые действия от импульсивных, т.е. непроизвольно совершаемых и недостаточно контролируемых сознанием.

На уровне человека проявление воли выражается в таких качествах, как сила воли (степень волевого усилия, необходимого для достижения цели), настойчивость (способность человека мобилизовать свои способности для преодоления трудностей на длительное время), выносливость (способность тормозить действия, чувства, мысли, мешающие реализации принятого решения), энергия и так далее. Это первичные (базовые) волевые качества личности, которые определяют большинство поведенческих действий.

Существуют также вторичные волевые качества, которые развиваются позже в онтогенезе, чем первичные: Решительность (способность быстро принимать и выполнять обоснованные и твердые решения), Смелость (способность преодолевать страх и идти на оправданный риск для достижения цели, несмотря на опасность для личного благополучия), Самоконтроль (способность контролировать сенсорную сторону психики и подчинять свое поведение решению сознательно поставленных задач), Уверенность в себе. Эти качества следует считать не только волевыми, но и характерологическими.

Волевые качества, тесно связанные с моральными, следует отнести к третичным качествам: Ответственность (качество, характеризующее человека с точки зрения выполнения моральных требований), Дисциплина (сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку), Принципиальность (верность определенной идее в убеждениях и последовательное воплощение этой идеи в поведении), Долг (способность добровольно возлагать на себя обязанности и выполнять их). В эту группу также входят волевые качества, относящиеся к отношению человека к работе: деловитость, инициативность (способность работать творчески, предпринимать действия по собственной инициативе), организованность (разумное планирование и упорядочивание собственной работы), усидчивость (старательность, своевременное выполнение поручений и обязанностей) и др.

Третичные качества воли обычно формируются только в подростковом возрасте, когда уже есть опыт волевых действий. Волевые действия можно разделить на простые и сложные. В простом волевом акте побуждение к действию (мотив) почти автоматически становится самим действием. В сложном волевом акте действию предшествует обдумывание его последствий, осознание мотивов, принятие решения, возникновение намерения совершить его, создание плана его выполнения и так далее.

С этим связано развитие человеческой воли:

  1. с трансформацией непроизвольных психических процессов в добровольные;
  2. с обретением индивидом контроля над своим поведением;
  3. с развитием волевых качеств личности;

г) с тем, что человек сознательно ставит перед собой все более сложные задачи и преследует все более отдаленные цели, которые со временем требуют значительных волевых усилий. Формирование волевых качеств личности можно рассматривать как движение от первичных качеств к вторичным и далее к третичным.

Добровольное регулирование может быть вовлечено в деятельность на любом из этапов ее реализации: Инициирование деятельности, выбор средств и способов ее осуществления, следование намеченному плану или отклонение от него, контроль за его выполнением. Особенность участия волевой регуляции в начальный момент осуществления деятельности заключается в том, что человек, сознательно отвергая одни инстинкты, мотивы и цели, предпочитает другие и реализует их вопреки сиюминутным, непосредственным побуждениям. Воля в выборе действия проявляется в том, что человек, сознательно отказавшись от привычного способа решения задачи, выбирает другой, иногда более сложный, способ и старается не отступать от него. Наконец, волевая регуляция контроля выполнения действий заключается в том, что человек сознательно заставляет себя тщательно проверять правильность выполняемых действий, когда сил и желания делать это уже почти нет. Особые трудности в плане волевой регуляции для человека представляет такая деятельность, в которой проблемы волевого контроля возникают на всем пути выполнения деятельности, от начала и до конца.

Типичным случаем вовлечения воли в управление деятельностью является ситуация, связанная с борьбой трудно совместимых мотивов, каждый из которых требует разных действий в одно и то же время. Тогда сознание и мышление человека, даже при волевом управлении своим поведением, ищут дополнительные стимулы, чтобы усилить один из драйвов, придать ему большее значение в текущей ситуации. Психологически это означает активный поиск связи цели и выполняемой деятельности с высшими духовными ценностями человека, сознательно придавая им гораздо большее значение, чем они имели изначально.

Исходя из вышесказанного, можно подчеркнуть, что на уровне индивида проявление воли находит свое выражение в различных качествах, некоторые из которых будут подробно рассмотрены в следующем разделе.

Волевая активность: осознанность и контроль

Важнейшим принципом волевого поведения является, прежде всего, произвольность. Это значит, что человек действует преднамеренно, четко осознавая задачу и пути ее решения. Волевые решения нам приходится принимать каждый день: они могут быть простыми (например, встать с утра на работу/учебу), или сложными (сдать сложный экзамен, устроиться на желаемую работу и т.д.) Но сила воли заключается не только в том, чтобы принять само решение, а в том, чтобы идти до конца, несмотря ни на что.

К основным волевым качествам человека относятся:

  • самостоятельность;
  • целеустремленность;
  • инициативность;
  • решительность;
  • дисциплинированность;
  • настойчивость;
  • смелость.

Волевые качества личности

К качествам волевой личности относятся, прежде всего: независимость, решительность, настойчивость, упорство, самоконтроль.

Независимость — это волевое качество, которое проявляется в способности человека ставить цели по собственной инициативе и реализовывать их, преодолевая препятствия. Независимый человек убежден в правильности поставленной цели и будет всеми силами бороться за ее достижение. В то же время самостоятельность не исключает использования советов и предложений других людей для оценки возможности достижения цели. Противоположные качества независимости — внушаемость и негативизм. Побудительной природе подвержены все слабовольные люди, которые не знают, как поступить в сложившейся ситуации, и всегда ждут советов или указаний от других людей.

Негативизм — это отрицательное качество воли, под влиянием которого человек совершает действия, противоречащие правильным и целесообразным советам других людей. Негативизм чаще всего проявляется у подростков, которые хотят продемонстрировать свою независимость и самостоятельность от взрослых.

Решительность — одна из важных волевых черт личности, которая проявляется на начальном этапе волевого поведения, когда человеку приходится прилагать усилия для выбора цели действия.

Нерешительность — это негативная волевая черта, которая мешает человеку быстро принять правильное решение и выполнить волевое действие.

Настойчивость — важнейшее качество воли, которое проявляется в способности человека терпеливо преодолевать все трудности, возникающие на пути к осуществлению цели. Это качество присуще людям, которые могут проявлять волевые усилия в течение длительного периода времени, чтобы решить проблему наилучшим образом и добиться наилучших результатов.

Настойчивость — это качество воли, которое помогает человеку добиться реализации поставленной цели любой ценой, невзирая на все препятствия и противодействия. Настойчивый человек убежден в правильности выбранного пути, понимает целесообразность своих действий и необходимость достижения желаемых результатов.

Упрямство — это отрицательное качество воли, противоположное настойчивости. Упрямый человек безрассудно стремится к цели, даже если она не имеет для него большого значения и не может быть реализована в данный момент. Самоконтроль — это волевая черта, которая дает человеку способность к саморегуляции в самых сложных, экстремальных условиях существования, мобилизуя все свои психические и физические ресурсы.

Все эти качества не присутствуют в человеке в готовом виде, а формируются и развиваются в процессе жизни. Они формируются в детстве под влиянием воспитания и игровой деятельности. Родители стараются воспитать своих детей сильными, ловкими, настойчивыми, смелыми, умеющими преодолевать трудности и сознательно регулировать свое поведение.

Игра особенно важна для развития волевых навыков. Ролевые игры и игры с правилами побуждают детей проявлять силу воли, чтобы наилучшим образом выполнить свою роль и добиться лучших результатов, чем другие участники игры, в соблюдении правил.

В школьном возрасте на развитие воли влияет учебная деятельность, которая является обязательной и требует от учеников поведения не «как они хотят», а «как они должны». Для успешного приобретения знаний, навыков и установок учащиеся должны использовать свою умственную и физическую энергию, проявлять настойчивость и упорство в преодолении трудностей.

«Самовоспитание имеет огромное значение в развитии волевых качеств. Ни в какой другой сфере психической деятельности самовоспитание не играет такой роли, как в формировании воли. Только самовоспитание может дать человеку возможность контролировать себя, проявлять волевые усилия, мобилизовать все свои ресурсы для преодоления трудностей, преодолевать негативные качества личности и вредные привычки.»

Наиболее существенные признаки волевого акта:

§ Рефлексиясобственных потребностей, влечений, мотивов (их осознание и оценка).

В моменты «преодоления себя», с точки зрения В. И. Селиванова, сознание человека на время как бы отрывается от объекта, предмета деятельности или партнера и переключается в плоскость субъектных отношений. При этом осуществляется сознательная рефлексия на разных уровнях. Первый уровень

– осознание субъектом своих способов действий, своего состояния, режима и направления активности; понимание степени соответствия функциональной организации психики необходимой форме деятельности.
Второй уровень
– активное изменение функционирования психики, выбор необходимого способа его преобразования.

§ Приложение усилий, принятие решений и их реализация. Волевое решение принимается в условиях борьбы мотивов, конкуренции разнонаправленных влечений.

§ Наличие и реализация продуманного плана осуществления действий. Воля неразрывно связана с наличным планом действий. Посредством волевого действия человек планово осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом.

§ Волевое усилие. Преодоление препятствий требует волевого усилия – особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека. Воля проявляется как уверенность человека в своих силах, как решимость совершить тот поступок, который сам человек считает целесообразным и необходимым в конкретной ситуации. «Свобода воли означает способность принимать решения со знанием дела».

§ Усиленное внимание к действию и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и результате его выполнения. человек преодолевает не столько обстоятельства, сколько самого себя.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]