Если еще десять лет назад человек осваивал одну профессию раз и навсегда, и о кардинальной смене рода занятий задумывались немногие, то сегодня превращение юриста в ландшафтного дизайнера уже никого не удивляет. Скорее это стало новой нормой, ведь, согласно последним данным, среднее количество профессий, которые осваивает человек в течение жизни, равно трем.
Чуть больше года назад мне посчастливилось стать телеведущей. Сказать, что было непросто, это не сказать ничего. Несмотря на боевой и позитивный настрой, у меня ушло приличное количество времени, чтобы результат устроил и меня, и команду.
Очень помогло, что в нужный момент в руках оказалась книга психолога и исследователя Питера Холлинса с адресованным как будто лично мне названием: «Как быстро осознавать, понимать, запоминать и овладевать новыми компетенциями». Делюсь с вами самыми важными навыками и лайфхаками, которые гарантированно помогут освоить любое новое дело: от вида спорта до профессии.
Instagram content
This content can also be viewed on the site it originates from.
Навык 1. Способность учиться и усваивать знания
unsplash.com
Поверьте, освоить что-то новое сегодня не так сложно, как было раньше. Вам лишь нужно понять, как работает ваш мозг. Гипотетически, уже завтра вы можете начать учиться писать книги на иностранном языке, сочинять музыку (даже если вы в ней полный ноль), заниматься программированием, танцевать сальсу (не делая этого никогда раньше). Стоит лишь тренироваться по 30 минут в день. И уже через 15 часов осознанной практики вы станете хороши в каждом из начинаний. И причина этого не в волшебстве – вы просто научитесь усваивать знания. Очевидно, что это приходит с практикой.
Как научиться?
На самом деле может потребоваться целая книга, чтобы расписать, как научиться учиться. Но мы уложимся в несколько предложений.
Первые 8 часов:
В этом нелегком, но эффективном деле вам поможет бесплатный онлайн-курс «Научитесь учиться» на Coursera от Барбары Окли. Это отличный шанс провести время с пользой на карантине. Бесплатное обучение займет меньше месяца, если вы будете заниматься по полчаса в день. Пройдя курс, вы поймете, зачем нужно развивать навыки и как это сделать лучше всего.
Что еще:
Начинайте с 1 и постепенно пробуйте изучать сразу 3 новых навыка каждый месяц. Отдавайте предпочтение тем, которые задействуют разные области вашего мозга. Спустя некоторое время вы заметите, что чем больше вы учитесь, тем быстрее и легче овладеваете другими умениями.
@spongebob / GIPHY / giphy.com
Кроме того, используйте метод умного повторения. Воспроизведите изученную информацию завтра, затем через 2 дня, через неделю, месяц и год. За все это время знания буквально «прилипнут» к вашему мозгу.
Ну и, наконец, отдыхайте! Обязательно высыпайтесь, медитируйте, расслабляйтесь и дышите свежим воздухом, чтобы позволять вашему подсознанию делать свою работу.
Как это изменит вашу жизнь?
@schittscreek / GIPHY / giphy.com
Изучение новых навыков повысит вашу мотивацию, сделает вас легко адаптируемыми, привлекательными, интересными и поможет получить хорошую работу и зарабатывать больше денег.
Ресурсы
Практические методы
- 30-секундная привычка.
- 5-часовое правило.
Ресурсы
Курс Coursera «Научитесь учиться».
Книга Бенедикта Кэри «Как мы учимся».
Что такое знание?
Знания определяют наши умения и навыки, они представляют собой основу нравственных качеств человека, формируют его мировоззрение и взгляды на мир. Процесс формирования и усвоения знаний, навыков, умений является основополагающим в работах многих ученых и психологов, однако понятие «знание» определяется у них по-разному. У некоторых – это продукт познания, у других – отражение и упорядочение реальности или способ сознательного воспроизведения воспринятого объекта.
Элементарными знаниями обладают и представители животного мира, они помогают им в их жизнедеятельности и реализации инстинктивных актов.
Усвоение знаний – результат
Усвоение знаний во многом зависит от избранного пути, от него зависит полнота умственного развития обучаемого. Сами по себе знания не могут обеспечить высокий уровень интеллектуальной развитости, но без них этот процесс становится немыслимым. Формирование моральных взглядов, волевых черт характера, убеждений и интересов происходит под влиянием знаний, поэтому они являются важным и необходимым элементом в процессе развития способностей человека.
Какие существуют виды знаний?
- Житейский вид знаний, основывается на житейской мудрости, здравом смысле. Это основа поведения человека в повседневной жизни, оно формируется в результате соприкосновения человека с окружающей действительностью и внешними сторонами бытия.
- Художественные – это специфический способ усвоения действительности посредством эстетического восприятия.
- Научные знания представляют собой систематизированный источник информации, основанный на теоретических или опытных формах отражения мира. Научные знания могут противоречить житейским из-за ограниченности и односторонности последних. Наряду с научными знаниями существуют еще донаучные, которые предшествовали им.
Первые знания ребенок получает в младенчестве
Усвоение знаний и его уровни
Усвоение знаний основывается на активной мыслительной деятельности обучаемых. Весь процесс контролируется преподавателем и состоит из нескольких этапов усвоения.
- На первом этапе – понимания, происходит восприятие объекта, то есть выделение его из общей среды и определение его отличительных качеств. У обучающегося нет опыта в данном виде деятельности. А его понимание информирует о его способности к обучаемости и восприятию новой информации.
- Второй этап – узнавания, связан с осмыслением полученных данных, усмотрением его связей с другими субъектами. Процесс сопровождается выполнением каждой операции, при этом используются подсказки, описание действия или намеки.
- Третий уровень – воспроизведения, характеризуется активным самостоятельным воспроизведением понятой и рассмотренной ранее информации, она активно применяется в типовых ситуациях.
- Следующим уровнем процесса усвоения знаний, формирования умений и навыков является применение. На данном этапе учащийся включает воспринятое знание в структуру предшествующего опыта, способен применить приобретенную совокупность умений в нетиповых ситуациях.
- Заключительный пятый уровень усвоения – творческий. На данном этапе сфера деятельности для обучаемого становится известна и понятна. Возникают непредвиденные ситуации, в которых он способен создать новые правила или алгоритмы разрешения возникших сложностей. Действия обучаемого считаются продуктивными и творческими.
Формирование знаний продолжается практически всю жизнь
Классификация уровней формирования знаний позволяет качественно оценить усвоение материала учащимся.
Развитие ученика происходит, начиная с первого уровня. Понятно, что если уровень знаний ученика характеризуется начальным этапом, то роль и ценность их невелика, однако, если учащийся применяет в незнакомых ситуациях полученную информацию, тогда можно говорить о значимом шаге в сторону умственного развития.
Навык 2. Письмо
unsplash.com
Возможно, вы никогда не стремились к тому, чтобы начать писать. Вы скажете: это не для меня. Но навык письма так или иначе необходим в жизни каждому из нас, хотя бы потому, что это один из самых мощных методов общения. Он ценится как в повседневной жизни, так и в деловой среде.
Как научиться?
Tokuma Japan Communications
Как и для любого другого навыка, нужна практика. Но есть один трюк, которым не пользуются большинство людей, – нужно писать «на публику».
Вы будете лучше учиться, когда люди действительно будут видеть вашу работу. Это заставит вас копать глубже и делать все возможное для вашей работы. Это накладывает на вас ответственность. Вы получаете отзывы от окружающих и на основе этого совершенствуете свой навык.
Например, вы можете создать блог и регулярно выкладывать туда свои публикации. Либо делать посты в социальных сетях. Не нужно каждый день писать лонгриды. Начните с малого.
Первые 8 часов:
Напишите 300 слов в день за 30-45 минут за 12-16 дней и опубликуйте их в своем блоге или на странице в социальных сетях.
Трехступенчатая модель приобретения навыка
- Когнитивная первая стадия – понимание того, что вы пытаетесь сделать, осмысление процесса и разбиение навыка на поддающиеся выполнению элементы.
- Ассоциативная промежуточная стадия — практика обратной связи и корректировка действий на основе этой связи.
- Автономная завершающая стадия – эффективное и рациональное выполнение действия, без обдумывания и лишнего внимания к процессу.
Нейрофизиологический процесс приобретения навыка протекает непрерывно, даже при чтении данного предложения. Разум никогда не прибывает в неподвижности. Он всегда учится, что декодирует, собирает информацию и объединяет новые навыки.
Мозг — это мышца. Чем больше вы его нагружаете, тем сильнее он становится. Чем больше мы упражняемся, тем более рациональным и эффективным, и автоматическим становится навык.
Чтоб стать мастером карате не надо выучивать 4000 навыков, но всего лишь повторить 4000 раз каждое базовое движение. (Чет Холмс – «Невероятная машина продаж».)
Быстрое приобретение навыка происходят, когда ваше любопытство и интерес пересиливают сомнения и страхи, хотя бы временно. Нужна временная одержимость и устранение отвлекающих моментов.
Как это изменит вашу жизнь?
NBC
Письмо поможет вам найти свой голос, понять, кто вы есть и кем хотите стать. Возможно, ваши истории будут вдохновлять других людей. Ваш текст уникален, он способен изменить как вашу жизнь, так и жизнь окружающих. Вы учитесь, чтобы стать хорошим рассказчиком, – а это важный навык.
Ресурсы
Статьи и книги о письме, например Нора Галь «Слово живое и мертвое», Максим Ильяхов «Пиши, сокращай», Уильям Зинсер «Как писать хорошо» и другие.
Часть 1 Что такое «освоение навыков»?
Часть 1 Что такое «освоение навыков»?
Часто задаваемые вопросы
Что такое «освоение навыков»?
Освоение навыков – это пошаговая методика помощи детям в овладении необходимыми умениями и преодолении эмоциональных и поведенческих проблем. В этом процессе участвуют родные, друзья и другие близкие ребенка.
В каком возрасте ее можно использовать?
Методика освоения навыков разработана для детей от трех до 12 лет, но ее можно применять и в работе с подростками и даже со взрослыми.
Кто может применять эту методику?
Изначально методика освоения навыков была рассчитана на специалистов – психологов, консультантов, социальных работников, педагогов специального образования – то есть на тех людей, чья работа связана с помощью детям в преодолении проблем. Однако метод настолько прост и надежен, что при минимальном руководстве со стороны профессионала его могут применять и родители.
Какова основная идея методики освоения навыков?
Взрослые склонны рассматривать проблемы ребенка как симптомы какого-либо нарушения, которое необходимо лечить, в то время как для детей проблемы – это отсутствие умений, которыми нужно овладеть. Методика освоения навыков основана на «детском» подходе. Ее цель – помогать детям в освоении навыков, которые необходимы им для преодоления существующих проблем. При этом методика требует вовлечения в процесс родных, школы и друзей ребенка, и поэтому она оказывает воздействие не только на него самого, но и на все его социальное окружение.
В чем преимущества методики освоения навыков?
Основное преимущество этой методики в том, что, хотя дети стесняются говорить о своих проблемах, обучение навыкам представляется им интересным и стоящим делом. Кроме того, методика поощряет взаимодействие с родителями, рассматривая их как партнеров и включая их в команду поддержки ребенка в процессе его обучения.
С какими проблемами можно работать по этой методике?
Методика освоения навыков подходит для весьма широкого круга проблем. К ним относятся страхи, неадекватное поведение, трудности с концентрацией внимания, питанием, сном, туалетом, дурные привычки, детские истерики и т. д.
Также наш метод подходит для облегчения состояния ребенка при более серьезных нарушениях, таких как синдромы дефицита внимания и навязчивых состояний, гиперактивность и эмоциональная нестабильность, так как он помогает научиться лучше контролировать себя.
Можно сказать, что методика освоения навыков пригодна везде, где существует проблема, которую можно решить или облегчить при помощи овладения каким-либо умением.
Краткая история
Методика освоения навыков была разработана в 1990-е гг. мною и моим коллегой Тапани Ахолой – педагогами и основателями Хельсинкского института краткосрочной психотерапии. Нам помогали Сирпа Бирн и Туйя Тераава, педагоги специального образования из Кеулы, дошкольного учреждения для детей с различными эмоциональными и поведенческими расстройствами.
Изначально методика освоения навыков развивалась как набор полезных советов для конструктивного решения проблем дошкольников. В целом можно сказать, что это – компиляция идей, которые показались нам полезными в работе с детьми и их семьями.
Эти идеи были проверены на детях и их родителях в Кеуле. Постепенно, путем проб и ошибок, возникла 15-ступенчатая методика освоения навыков.
Мы придумали для детей рабочую тетрадь, где каждый разворот соответствовал одной из ступеней, и отдельную брошюру с инструкциями для учителей. Кроме того, мы написали небольшое руководство для родителей, чтобы им было проще понять наш метод и сотрудничать с педагогами, которые его используют.
Вскоре мы начали читать лекции и проводить семинары, посвященные освоению навыков, и о нем стало узнавать все больше людей. Специалисты, работающие с детьми в разных частях нашей страны и за границей, начали приезжать в Кеулу, чтобы посмотреть, как методика работает на практике. Мы стали получать приглашения на различные мероприятия с предложениями рассказать об освоении навыков. Ободренные такой реакцией, мы создали сайт (https://www.kidsskills.org), чтобы распространять информацию о методике и получать отклики от тех, кто ее применяет.
В 2003 г. в Финляндии вышла книга о методике освоения навыков с подробным описанием всех 15 ее ступеней. Она очень быстро была переведена на английский и в 2004 г. издана в Австралии. Сейчас она переведена более чем на 10 языков, включая китайский и японский.
В последнее время обучение методике освоения навыков стало доступно в международном масштабе. Существует ряд сертифицированных организаций, предлагающих специалистам тренинги с получением квалификации «представителя методики освоения навыков», а международный реестр этих представителей постоянно обновляется на нашем сайте.
Научные исследования эффективности методики освоения навыков пока почти не проводились. Однако есть множество отзывов от людей из разных стран, судя по которым методика работает удивительно успешно – по крайней мере, если применяется теми, кто проникся ее философией, основанной на уважении и сотрудничестве.
Как возникла методика
На методику освоения навыков повлияли многие идеи, с которыми мы сталкивались за годы работы. Просто невозможно представить полный список всевозможных источников нашего вдохновения, но как минимум необходимо упомянуть работы Милтона Эриксона, Джея Хейли, Инсу Ким Берг, Стива де Шейзера, Майкла Уайта и Дэвида Эпстона.
Милтон Эриксон
Милтон Эриксон (1901–1980) – легендарный американский психиатр, известный как основатель краткосрочной психотерапии. Этот выдающийся специалист использовал в своей работе самые разнообразные методы, в том числе гипноз, домашние задания и метафорические рассказы. Эриксон работал и со взрослыми, и с детьми, и его истории о том, как он помогал детям с различными проблемами – такими как сосание пальца, недержание мочи и фобии, – стали для нас главным источником вдохновения. Из истории, рассказанной Сидни Розеном (1982), вы можете получить представление о том, каков был творческий потенциал Эриксона и его умение взаимодействовать с детьми.
К Эриксону пришли родители шестилетней девочки. Ее проблема заключалась в том, что она воровала вещи из магазинов и у других людей, в том числе и у самих родителей, а затем, когда ее спрашивали, где она это взяла, врала.
– Можно ли что-то сделать с воровкой и лгуньей, которой всего шесть лет? – спросили у Эриксона рассерженные родители.
Поговорив с ними, Эриксон решил написать девочке письмо. После приветствия в письме объяснялось, что оно написано личной «феей шести лет» девочки. У всех детей определенного возраста, говорилось в письме, есть такие феи, пусть даже их никто никогда не видит. Затем следовало подробное описание того, как выглядит эта фея, сколько у нее глаз, ушей и ножек, как она перемещается и как она может видеть и слышать все, что делает ребенок. После такого вступления фея рассказала, что пристально наблюдает за девочкой и восхищена тем, сколько всего она умеет делать, хотя ей всего шесть лет. При этом фея отметила, что некоторыми навыками овладеть легко, а другими – вовсе нет.
Согласно отчету Эриксона, письмо оказало на девочку благотворное влияние. Родители сказали, что она перестала воровать, а вскоре фея получила от девочки ответное письмо. Там было приглашение прийти к ней на день рождения. Эриксон написал еще одно письмо, в котором сожалел, что не сможет участвовать в празднике, потому что фея шести лет не должна приходить на день рождения, раз девочке уже исполняется семь, ведь теперь за ней будет присматривать другая фея.
Для меня в этой истории главным стало то, что Эриксон обращался в первую очередь к ребенку, а не к родителям. Он мыслил не так, как обычно мыслят психологи и психиатры. Он, по всей видимости, не считал, что для того, чтобы изменить ребенка, нужно сначала изменить родителей. Он воспринял проблему как есть и сконцентрировался исключительно на девочке. Однако, несмотря на то, что он, казалось бы, работал только с ней самой, его подход к проблеме, вероятно, оказал влияние и на ее родителей.
В методике освоения навыков сохраняется та же логика. Несмотря на то что процесс ориентирован в первую очередь на помощь ребенку, он протекает таким образом, что влияет и на родителей, и на других близких ему людей.
Главная идея в подходе Эриксона – обучение навыкам. Комментируя этот конкретный случай, Сидни Розен пишет: «Эриксон явно избегал запретов, обязанностей и правил. Он всегда подчеркивал ценность обучения. Тот, кто воспитывает ребенка, не должен показывать свой гнев и недовольство. Его задача – обучать ребенка так, чтобы тому было интересно. Во всех своих отчетах Эриксон выступает как довольно строгий наставник, но вовсе не как палач. Его цель – помочь ребенку развить в себе внутреннее понимание воли и самостоятельности».
Использование «феи шести лет» – важный и необходимый элемент истории. Дети обожают вымышленных созданий и с удовольствием общаются с ними. Поэтому мы взяли эту идею на вооружение и предлагаем детям выбрать существо, которое будет помогать им в освоении навыка.
Джей Хейли
Работы Милтона Эриксона стали источником вдохновения для многих пионеров краткосрочной психотерапии. Одним из них был Джей Хейли (1923–2007), семейный терапевт, который назвал свой подход стратегической терапией. Он разработал методику, которая также была в первую очередь ориентирована не на родителей, а на детей, но вносила существенные изменения в жизнь семьи в целом.
О следующем примере использования своего подхода рассказал сам Хейли на конференции по семейной терапии в Тель-Авиве в начале 1980-х.
Семья обратилась за помощью, потому что их 12-летний сын Майкл был навязчиво увлечен огнем, что уже привело к трем поджогам, нанесшим значительный материальный ущерб. Хейли через стекло наблюдал за беседой консультанта с семьей и пришел к выводу, что в семье нарушена ее внутренняя структура. Он решил, что родительский союз в данном случае не функционирует, так как мать старается защищать сына, а отец отстраняется от проблем и стремится ни в чем не участвовать. Действительно, отец настолько злился на сына, что как будто был готов вовсе отказаться от него.
Хейли предложил консультанту сказать семье, что причина проблемы кроется в неумении Майкла обращаться с огнем. Чтобы доказать это, мальчику разрешили под наблюдением взрослых поджечь бумагу прямо в кабинете. Тот с радостью согласился, и все увидели, что он действительно допускает много ошибок в обращении со спичками, поджигании бумаги и тушении огня. Продемонстрировав некомпетентность Майкла, консультант предложил отцу научить сына безопасно обращаться с огнем. Отец согласился, и вскоре они с сыном уже увлеченно составляли программу, согласно которой они должны были каждый день тратить по часу на эти занятия.
Отец с сыном усердно тренировались в течение нескольких недель, и Майкл действительно стал мастером в безопасном обращении с огнем. Кроме того, в результате такой интенсивной совместной работы сын и отец сблизились, и родители, которые раньше постоянно спорили друг с другом, наконец начали сотрудничать. Кроме того, Майкл стал заметно меньше увлекаться огнем, и в конце концов консультант разрешил ему и отцу прекратить тренировки и заняться вместе чем-нибудь другим.
Здесь мы снова видим, что основное внимание обращено не на родителей, а на ребенка. Однако вмешательство оказывается таким, что влияет не на него одного, а на общие взаимоотношения в семье. Методика освоения навыков следует той же логике. Фокусируясь на ребенке, определяя умение, которым он должен овладеть, и подключая затем родителей и других близких людей к оказанию ему помощи и поддержки, мы положительно воздействуем не только на ребенка, но и на все его социальное окружение.
Майкл Уайт и Дэвид Эпстон
На нашу методику повлияла и школа разговорной (нарративной) практики, пионерами которой были Майкл Уайт (1945–2008) в Австралии и Дэвид Эпстон в Новой Зеландии. В середине 1980-х нам попалась статья Майкла Уайта под названием «Псевдонедержание: от поражения – к победе, от проблемы – к эффективному решению» (Pseudo-encopresis: From avalanche to victory, from vicious to virtuous cycles). В этой знаковой работе Уайт описывает игровой метод семейной терапии, который он разработал для помощи детям, страдающим недержанием кала из-за отказа вовремя идти в туалет. Подход Уайта был основан на идее переложить вину за проблему с ребенка на воображаемое существо, из-за которого и происходили все неприятности.
В статье описывалось, как при поддержке родителей ребенок вовлекался в игру, целью которой была победа над этим существом. Игра состояла из ряда действий, в частности, ребенок должен был со всех ног бежать в туалет, если существо нападало на него или заставляло пачкать штанишки, и обязательно идти в туалет после еды и проводить там 20 минут. Союзником ребенка в борьбе с коварным существом становился игрушечный тигр.
Уайт сообщает об удивительно успешных результатах применения такого подхода – вопреки почти всему, что ранее писалось об энкопрезе (недержании кала) в литературе по детской психиатрии. Этот опыт вызвал резкий всплеск интереса к игровым методикам решения детских проблем при участии родственников и друзей. Те, кто знаком с таким подходом, который называют также «экстернализацией проблем», должны заметить, какой вклад нарративная практика внесла в разработку методики освоения навыков.
Дальнейшее формирование и оттачивание нашей методики происходило при активном участии детей и их родителей, с которыми нам довелось поработать за эти годы. Именно они щедро делились с нами своими творческими идеями и предложениями.
Пятнадцать ступеней
Освоение навыков – это методика работы с детьми, состоящая из 15 важных компонентов, или ступеней, каждый из которых заслуживает отдельного обсуждения. Вот краткое их описание.
1. Вы начинаете работу с совместного мозгового штурма со взрослыми, заботящимися о ребенке, или с самим ребенком на тему того, каким умением он должен овладеть, чтобы справиться со своей проблемой или стать счастливее.
2. Вы договариваетесь с ребенком о том, каким умением он будет овладевать.
3. Вы вовлекаете ребенка в обсуждение преимуществ владения этим навыком.
4. Вы просите ребенка дать навыку название.
5. Вы предлагаете ребенку выбрать животное, другое создание или героя в качестве воображаемого союзника.
6. Вы просите ребенка назвать людей, от которых он хотел бы получать поддержку.
7. Вы помогаете ребенку обрести уверенность в себе, попросив людей из его окружения рассказывать ему, почему они уверены в том, что он сумеет освоить нужный навык.
8. Вы предлагаете ребенку обсудить, какой праздник он хотел бы устроить в честь овладения умением.
9. Вместе с ребенком вы добиваетесь того, чтобы он четко представлял себе, как он будет вести себя или реагировать в определенной ситуации, когда ему потребуется проявить свое умение.
10. Вы придумываете, как сообщить близким ребенка о его новом проекте.
11. Вместе с ребенком вы составляете план того, как именно он будет овладевать нужным умением на практике.
12. Вы спрашиваете у ребенка, как другие люди должны будут напоминать ему о его навыке, если он вдруг о нем забудет.
13. Когда ребенок овладеет умением, вы устраиваете заранее запланированный праздник, на котором он обязательно должен поблагодарить своих помощников и группу поддержки.
14. Если это удобно, вы даете ребенку возможность поделиться освоенным умением с другими детьми.
15. После того как ребенок овладел одним навыком, вы предоставляете ему возможность начать осваивать новый.
Теперь давайте разберем каждую из ступеней подробнее.
1. Преобразование проблем в умения
Основная идея методики освоения навыков заключается в том, что любую проблему можно представить как умение, которым нужно овладеть. На первый взгляд это может показаться казуистикой: в конце концов, прекратить ругаться и научиться говорить культурно – это по сути одно и то же. Однако перевод предмета разговора с проблем на необходимые умения – это вовсе не излишнее умничанье. Когда мы начинаем говорить об умениях вместо проблем, то и детям, и родителям становится гораздо проще обсуждать ситуацию конструктивно. Дети часто стесняются говорить о своих проблемах, а вот возможность овладеть новым навыком вызывает у них интерес. Подобным же образом и родителям бывает нелегко обсуждать проблемы своих детей, но они с готовностью включаются в обсуждение навыков, которые тем стоит усовершенствовать.
Если у ребенка имеется какая-то проблема, в первую очередь вам надо установить, чему он должен научиться для того, чтобы преодолеть ее. Например, если проблема ребенка заключается в том, что он все время кричит или слишком громко разговаривает, то нужное ему умение – разговаривать спокойно или тихо. А если ребенок не умеет аккуратно есть, значит, ему нужно учиться кушать как полагается.
В этих простых примерах совсем несложно определить умение, соответствующее проблеме. Однако в реальной жизни подобрать нужный ребенку навык бывает не так легко, и порой для этого требуется серьезно поразмыслить.
Во-первых, у детей нередко бывает одновременно несколько проблем. Например, ребенок хочет всегда и во всем быть только лучшим, все время перебивает взрослых и испытывает трудности с концентрацией внимания и усилий на конкретной задаче в конкретный промежуток времени. В таком случае вы можете составить перечень всех существующих у ребенка проблем, а затем преобразовать их все в умения, необходимые для того, чтобы справиться с ними. Таким образом, перечень проблем станет списком умений, который вы будете использовать при работе с этим ребенком по методике освоения навыков.
Во-вторых, очень важно, чтобы необходимый навык не был обозначен как нечто, чего ребенок не должен делать, например: «Я не буду ругаться», или «Я не буду кричать», или «Я не буду драться с другими детьми». Это важно, потому что для того, чтобы методика работала, навыки должны быть «выполняемыми» и «практикуемыми» – то есть чем-то таким, что ребенок сможет демонстрировать и выполнение чего он сможет тренировать. Ребенок не сможет практиковать и показывать, как он «не ругается», «не кричит» и «не дерется с другими детьми». Но он может демонстрировать и осваивать на практике соответствующие умения – «говорить культурно», «разговаривать спокойно» или «держать себя в руках в сложных ситуациях».
В-третьих, определив проблему, мы не определяем автоматически, какое умение требуется ребенку. Например, одному ребенку с агрессивным поведением нужно научиться смиряться с отказом, а другому – выражать свой гнев словами. Для определения нужного ребенку навыка необходимо глубокое понимание природы его проблемы.
Наконец, следует отметить, что для того, чтобы установить, каким навыком стоит овладеть ребенку, не обязательно формулировать существующую у него проблему. Определить, какие полезные навыки стоит освоить или усовершенствовать ребенку, можно, просто задав ему вопрос: чему ему стоило бы научиться, чтобы чувствовать себя счастливым дома, получать больше удовольствия от школы или от общения с товарищами.
Обозначение навыка
Договорившись с ребенком о том, каким умением он будет овладевать, попросите его придумать для этого умения название. Оно может быть описательным, забавным и даже парадоксальным. В общем, любым, какое только понравится ребенку. Определяя навык одним или несколькими словами, дети как бы устанавливают свое право на него и с большей готовностью приступают к его освоению. Поэтому так важно, чтобы ребенок сам дал навыку название, которое нравилось бы ему и которым он мог бы гордиться. Следующий отрывок из публикации Ханса Классона, педагога, сотрудничающего с несколькими школами в шведском городе Харносанд, дает нам пример того, как ребенок придумывает название навыку.
– Так в чем же ты хочешь стать лучше? – спросил Ханс у Стефана, который пришел к нему.
– Я хочу научиться весь день оставаться в классе, – ответил Стефан.
– Оставаться в классе? – переспросил Ханс.
– Меня все время выгоняют из класса, и мне это не нравится, – объяснил Стефан.
– И как же можно назвать это умение, которому ты хочешь научиться, – умение оставаться весь день в классе?
– Трехногая лошадь, – не задумываясь ответил Стефан.
– Трехногая лошадь! Какое интересное название. Как ты такое придумал? – спросил Ханс.
– Знаете, трехногая лошадь сидит на месте. Она не очень-то может бегать туда-сюда. Вот этому мне и надо научиться.
Но если на этом этапе ребенку не удается придумать название для навыка, не огорчайтесь. На следующей ступени освоения навыков мы найдем «существо силы», которое будет помогать ребенку осваивать навык. И после этого вы обнаружите, что название навыка появилось само по себе.
Выбор «существа силы»
Предложите ребенку выбрать «существо силы», которое сможет помогать ему в обучении. Оно может быть каким угодно – от животного до героя мультфильма, от вымышленного друга до супергероя. Например, это может быть тигр, Покемон, Человек-паук, знаменитый футболист Марадона и т. д. Это существо – символ внутренней силы ребенка, и его можно по-разному использовать в процессе работы по методике освоения навыков. Существо силы может навести ребенка на мысль, как тренировать навык; оно может восхищаться его успехами; оно может напоминать ребенку о применении навыка, если он в какой-то момент позабудет о нем, и т. д.
Детям от природы свойственно придумывать невидимых существ, которые помогают им обучаться чему-либо и преодолевать трудности. Многие дети на определенном этапе развития имеют воображаемых друзей, с которыми могут разговаривать и играть и которые помогают им в сложные моменты.
Детям нужна поддержка их существ силы, но также им нужна поддержка реальных людей. И следующая ступень методики освоения навыков посвящена приобретению таких «живых» помощников.
Приглашение союзников
Чтобы ребенок овладел новым умением или усовершенствовал навык, которым он уже в определенной степени владеет, ему нужны поддержка, помощь и одобрение других людей. Пусть ребенок сам решит, кого он хотел бы видеть в качестве своих союзников, но постарайтесь подсказать ему, что это могут быть не только его родители и другие близкие взрослые, но и другие дети – братья и сестры или друзья. После того как ребенок решит, кого он хотел бы включить в свою группу поддержки, этим людям нужно сообщить об этом. Лучше всего, если ребенок сделает это сам. Он может просто пригласить их, а может показать свою рабочую тетрадь и сказать: «Если вы хотите стать моим болельщиком, можете вписать сюда свое имя».
Союзники и помощники так важны, потому что они могут всесторонне поддерживать ребенка:
• хвалить его за то, что он решил овладеть определенным умением;
• демонстрировать заинтересованность в его успехах;
• поздравлять его с достижениями;
• предлагать способы освоения навыка;
• напоминать ему о навыке, если нужно;
• отпраздновать с ним вместе, когда навык будет освоен.
Дети, как правило, стараются привлечь на свою сторону как можно больше союзников, и когда ребенок просит кого-то поддержать его в процессе овладения навыком, люди обычно бывают рады такому предложению. Однако если проблема достаточно интимного свойства, например энурез или энкопрез, ребенок может предпочесть привлечь к ее решению только самых близких родственников. Мало кто отказывается стать помощником и союзником ребенка, но если такое и случается, то большинство все равно всегда готово откликнуться.
Однако просто составить список группы поддержки недостаточно. Те, кто хочет поддержать ребенка, должны принять участие в составлении плана, как именно они будут помогать ему.
Если подобрать группу поддержки из окружения ребенка сложно, можно попробовать работать с детьми в группе, где все будут поддерживать друг друга, или пригласить в качестве друга-союзника другого ребенка, занимающегося по методике освоения навыков.
Обретение уверенности
Чтобы ребенок старался научиться чему-либо, он должен поверить в то, что способен на это. Дети – от рождения оптимисты. Когда у них спрашивают: «Как ты думаешь, ты этому научишься?» – они обычно отвечают утвердительно, чего бы это ни касалось. Но иногда, если они уже много раз безуспешно пытались что-то сделать, они теряют уверенность в себе. Это приводит к разочарованности и подавленности. Они начинают думать, что с ними что-то не так и что это умение слишком сложно для них.
Чтобы ребенок обрел твердую уверенность в собственных силах, поговорите с ним о возможных основаниях для такой уверенности. Например, спросите у него: «Как ты считаешь, у тебя получится овладеть этим навыком? – а когда он ответит утвердительно, продолжайте: – А что дает тебе такую уверенность?» Еще один вариант – попросите членов группы поддержки говорить ребенку о тех конкретных его качествах, которые убеждают их в том, что он сумеет справиться с поставленной задачей. Оказывается, такая несложная процедура – говорить ребенку, почему вы в нем уверены, – очень помогает ему укрепить веру в собственные силы.
Планирование праздника победы
Один из самых ярких моментов в освоении навыков – это праздник. Дети любят не только сами праздники и вечеринки, они также любят планировать их и готовиться к ним. Работая по методике освоения навыков, мы заранее вовлекаем детей в планирование праздника, посвященного успешному овладению умением.
Например, вы можете спросить ребенка: «Ты хотел бы устроить вместе со своей группой поддержки что-нибудь веселое и интересное, когда овладеешь своим навыком? Может быть, организуем праздник или что-то еще?» Если ребенок демонстрирует интерес к этой идее, вы должны уделить время разработке деталей события, например: «Куда бы ты хотел пойти?», «Кого будем приглашать?», «Какие угощения и напитки ты хотел бы подать на стол?», «Чем бы ты хотел заняться?» или «Хочешь надеть какой-нибудь особенный костюм?»
Идея праздника обычно приводит детей в восторг, но в некоторых случаях, особенно если ребенок уже достаточно взрослый или если проблема, с которой он боролся, из разряда деликатных, он может отказаться праздновать. В таких случаях, как правило, удается найти какую-то альтернативу, например, приятное совместное времяпрепровождение в обществе одних лишь родителей.
Праздник – это дополнительный стимул, который еще больше укрепляет мотивацию ребенка к обучению навыку и применению его на практике. Такой праздник нужно рассматривать не только как награду, но и как важное социальное событие, отмечающее определенный уровень зрелости, достигнутый ребенком. Именно праздник сообщает об этом достижении всему его окружению.
Уточнение элементов навыка
Даже когда ребенок сам утверждает, что ему нужно овладеть каким-то умением, он может не до конца представлять себе, в чем конкретно оно должно заключаться. Поэтому важно проговорить с ним о том, что он будет делать после того, как освоит требуемый навык.
Чтобы методика работала, ребенок должен уметь продемонстрировать, как он будет вести себя или реагировать на определенную ситуацию после того, как овладеет умением. Демонстрация навыка в ходе ролевой игры или в реальной жизни гарантирует, что все заинтересованные лица одинаково понимают, в чем этот навык должен выражаться на практике, а кроме того, это может подсказать, как лучше тренировать его.
Вот примеры того, как вы можете попросить ребенка продемонстрировать свой навык:
• «А можешь показать, как ты отреагируешь на чью-нибудь грубость, когда уже овладеешь нужным навыком?»
• «Давай посмотрим, как ты будешь есть после того, как научишься аккуратно вести себя за столом».
• «Мне хотелось бы увидеть, как ты будешь сосредотачиваться на задании, если одноклассники будут пытаться тебя отвлекать».
• «Покажи мне, что будет, когда ты научишься гордиться тем, что ты сделал, и радоваться этому».
• «Может, покажешь мне “Умение Королевы ногтей”? Мне было бы интересно посмотреть, как ты будешь ухаживать за своими ногтями вместо того, чтобы грызть их».
Информирование окружающих
Детям обычно не хочется, чтобы другие люди знали об их проблемах. Но при этом они обычно не против, если их сверстники и значимые для них взрослые в курсе того, какими умениями они овладевают. Поэтому вполне можно сообщить «широкой общественности» о том, чему в данный момент обучается ребенок.
Таким образом социальное окружение ребенка получит возможность оказывать ему поддержку, демонстрируя свою заинтересованность и подбадривая его. Есть в этом и другой плюс: если из-за существующих проблем у окружающих сложилось негативное мнение о ребенке, то оно изменится, когда они узнают, как он старается научиться вести себя иначе.
Информировать окружающих о происходящем можно с помощью рабочей тетради, показывая ее желающим, или плаката, вывешенного на стене в классе либо прикрепленного к дверце холодильника дома, наконец даже с помощью специальной салфетки, положенной на обеденный стол.
Стоит заметить, что бывают ситуации, когда дети не хотят рассказывать окружающим о приобретаемых навыках. Некоторые соглашаются на то, чтобы о них знали родители, но не друзья, а подростки, наоборот, иногда предпочитают овладевать навыком исключительно при поддержке друзей. Информирование общественности не нужно считать непременным условием – это просто возможность, которую стоит рассмотреть, уважая мнение ребенка на этот счет.
Тренировка навыка
Чтобы ребенок смог развить новое умение или усовершенствовать уже имеющееся, ему необходимо практиковаться, раз за разом применяя его. Иногда придумать способ тренировки социальных и психологических умений оказывается непросто, но дети, как правило, очень изобретательны. К ним как будто сами собой приходят идеи, связанные с ролевыми и прочими играми или упражнениями. Если ребенку сложно самому придумать способ тренировки, вы можете предложить ему какие-то свои варианты.
Разработка напоминаний
В методике освоения навыков понятия рецидива, отката назад или возвращения проблемы заменены понятием «забывание». Суть в том, что в процессе овладения новыми умениями мы иногда временно теряем навык, который осваиваем. Это совершенно естественное явление, и его не нужно воспринимать как рецидив или шаг назад. Лучше рассматривать это просто как временную потерю или «забывание» навыка.
В таком подходе есть определенное преимущество. Мы намеренно используем слово «забывание», чтобы повести разговор о том, как ребенку следует напоминать о его навыке, если он вдруг о нем забудет.
Вместо того чтобы спрашивать ребенка: «Ну а что же мы будем делать, если ты снова …?» – вы спрашиваете у него: «Если ты вдруг забудешь о своем навыке, как мы должны напомнить тебе о нем?» Смысл в том, чтобы вовлечь ребенка в принятие решения о том, как окружающие должны реагировать на эти неизбежные в процессе обучения моменты. Самое главное – не дать ребенку или его родителям впасть в отчаяние и разочароваться, если произойдет временное забывание навыка.
Празднование успеха
Если все согласны с тем, что ребенок освоил навык полностью или в достаточной степени, пора устраивать заранее запланированный праздник. Это своего рода ритуал посвящения и оповещения о том, что теперь ребенок владеет новым умением. Важной частью праздника должно стать выражение ребенком признательности всем, кто поддерживал его в процессе обучения. «Кто помогал тебе овладеть навыком?», «Как они тебе помогли?» и «Как бы ты хотел отблагодарить их?» – вот вопросы, которые вы должны задать ребенку, чтобы помочь ему осознать, какой вклад внесли в его успех окружающие.
Выражение признательности группе поддержки и помощникам – это не просто проявление вежливости. Это обозначение произошедшей в ребенке перемены и возможность продемонстрировать свое уважение тем, кто помогал ему сделать важный шаг в своем развитии.
Если ребенок не сумел освоить навык, возможно, стоит вернуться к девятой ступени и попробовать разбить сложное умение на составляющие и снова обсудить преимущества, которые даст овладение им. Также стоит отвести больше времени на приятные и приносящие удовлетворение тренировки, а также убедиться в том, что взрослые, наиболее тесно контактирующие с ребенком, действительно объединяют свои усилия, чтобы помочь ему в обучении.
Переход к следующему умению
После того как ребенок освоит один навык, зачастую ему требуется начать осваивать другой. При этом приобретенный положительный опыт вселяет в него уверенность и усиливает мотивацию к продолжению обучения.
И родителям, и детям полезно сознавать, что за одним навыком должны следовать другие. Это помогает родителям сохранять терпение и признавать тот факт, что ребенку нужно дать возможность овладевать умениями по одному. Для детей это полезно потому, что предвкушение освоения новых навыков дает им дополнительную мотивацию к освоению текущего навыка.
* * *
Следующий случай служит прекрасной иллюстрацией того, как описанные выше ступени могут применяться на практике. О нем рассказала Кристин Бауэр, консультант Центра брака и семьи из баварского города Донауверт. В основном она работает с семейными парами, и при этом они часто рассказывают ей о проблемах с детьми. В таких случаях Кристин применяет методику освоения навыков, консультируя родителей по ее использованию в домашних условиях или, как в данном случае, предлагая им прийти к ней на прием вместе с детьми.
Двенадцатилетняя Карла пришла на прием сразу с несколькими проблемами. У нее диагностировали синдром дефицита внимания и гиперактивность, так как она ни на чем не могла сосредоточиться надолго и была крайне импульсивна. Кроме того, она имела лишний вес. А еще она была так чувствительна к критике, что все время ссорилась со своими сверстниками, а потом страдала от обиды и одиночества. К тому же дома она часто злилась и била своего младшего брата-инвалида. Школьный психолог направил ее на игровую терапию, но она очень быстро забросила занятия, заявив: «Я не хочу больше туда ходить, я не маленький ребенок».
Семейный детский психиатр осмотрел Карлу и решил: ее проблемы с вниманием и импульсивностью настолько портят обстановку в классе, что для того, чтобы продолжать учиться в нормальной школе, ей необходимо принимать лекарства. Тем не менее ее родители отказались от этого, и в итоге Карлу перевели в спецшколу для детей с поведенческими проблемами. Но и там ее проблемы никуда не делись. Родители, все еще не желая применять медикаментозное лечение, договорились о приеме у Кристин, которая объяснила им основную идею методики освоения навыков, а именно: проблемы можно преобразовать в умения, а затем помочь ребенку овладеть ими. Родители Карлы решили, что эту методику стоит опробовать.
Навык 3. Публичные выступления
bbc.com
Если вы застенчивый интроверт, то выступления на публике – это явно не то, чем вы хотите заниматься. Но это полезный навык, который пригодится на работе.
Самый эффективный способ перебороть боязнь выступлений – почувствовать себя бизнес-тренером, к примеру Тони Роббинсом. Думаем, вы наверняка слышали об этом американском писателе и ораторе-вдохновителе, который в 2022 году собрал весь Олимпийский.
Как научиться?
Дон Мишер Продакшнс / cambio.com
Ищите возможности выступать перед группами людей. Начните с тех, с которыми вам комфортно, например с друзей или родственников. Поговорите о предметах, которые вам действительно нравятся. Когда вы рассказываете о вещах или людях, которые любите, вы не будете нервничать.
Признайте и смиритесь с тем, что когда вы будете впервые рассказывать историю, она не будет идеальной. Делайте заметки о невербальных реакциях людей. Обращайте внимание на уровень их интереса с каждым сказанным вами предложением.
Публичное выступление – это все о совершенствовании ваших историй.
Первые 8 часов
Выступайте перед знакомыми или принимайте участие в 1-2 специальных мероприятиях каждую неделю в течение 4-8 недель.
Как это изменит вашу жизнь?
В своей книге «Путь выдающихся людей. Убеждения, принципы, привычки» Брендон Бурхард утверждает, что доверие – ключевой элемент в повышении ваших доходчивости, целесообразности, энергии, продуктивности, влияния и мужества. Ничто так не укрепляет уверенность, как успешное публичное выступление.
Учитывая это, чем больше вы ищете возможностей для публичных выступлений, тем увереннее вы будете становиться.
Nickelodeon / reddit.com
Помимо перечисленных преимуществ, вы также улучшите свой словарный запас и начнете говорить с большей ясностью. Люди будут лучше вас понимать.
Ресурсы
Статья «3 совета, которые сделают из интроверта великолепного рассказчика»
Какие профессиональные навыки указывать в резюме
Рассмотрим подробнее вопрос, что писать в профессиональных навыках в резюме.
Основные 3 правила написания резюме
Для описания профессиональных знаний и навыков в продающем резюме просто следуйте трем принципам:
- Лаконичность. Если писать мало информации появится сомнения о профессионализме. При избыточном количестве пунктов читать резюме будет трудно. Лучше выбирать среднее количество умений – 6-9;
- Соответствие требованиям конкретной вакансии. Необходимо позиционировать себя по уровню «исполнитель-руководитель», чтобы при просмотре резюме рекрутер сразу понял, с кем имеет дело;
- Презентабельность. Информация в резюме должна звучать сильно и красиво. Следует писать конкретно. Например, опыт продаж (5 лет в оптовом отделе). Если есть опыт управления персоналом, нужно указать в документе, сколько человек было в коллективе.
Общие навыки
Умение налаживать контакт с контрагентами в письменной и устной форме, достижения в сфере обслуживания, организации рабочего процесса, ораторский опыт и другие способности работодатель обязательно оценит. Но в любой сфере ценятся работники с высокой мотивацией на результат, инициативой, энергичностью при решении вопросов, грамотной речью, скоростью при принятии решений, ответственностью. Это то, что поможет подняться по карьере.
Направления в карьерном росте вам укажет консультация специалистов «Карьерный вектор». Эксперты направят и поддержат ваши действия по достижению новых ступеней.
Соискатели часто указывают, что кандидат должен обладать:
- Техническими умениями;
- Лидерскими качествами;
- Маркетинговыми способностями;
- Опытом организации и управления процессами.
Особые навыки
Есть особые умения, которыми обладают профессионалы. Список обобщен и подходит не для каждой специальности.
Профессиональные навыки в резюме бывают следующие:
- Знание иностранного языка (конкретный язык и уровень);
- Знание языков программирования;
- Навыки делового общения (письменного и устного);
- Оперативность в поиске информации;
- Планирование;
- Опыт закупок;
- Анализ продаж;
- Опыт переговоров;
- Опыт работы с возражениями;
- Внимательность при подготовке отчетов;
- Готовность к работе в команде;
- Самостоятельность при принятии решений;
- Способность к использованию способов убеждения;
- Опыт работы с программами (1C, Word, Excel);
- Умение обращаться с оргтехникой;
- Опыт телефонных продаж («холодные», «горячие» звонки);
- Сбор и подготовка статистических данных;
- Опыт прямых продаж;
- Работа с коммерческими предложениями;
- Опыт мерчандайзинга;
- Мотивация и обучение сотрудников.
Для определения своих профессиональных способностей пройдите тест на «Профориентацию»
Оптимальное количество умений в резюме – 6-9
Навык 4. Медитация
pixabay.com
Медитация – это одно из тех умений, которые вы, скорее всего, никогда не принимали всерьез. Быть может, вы думаете, что никогда не сможете научиться техникам медитации? Но мы это изменим.
Как научиться?
Новичкам лучше начать с управляемой медитации. Это техника, при которой всем процессом руководит ведущий. Она учит вас, что во время медитации абсолютно нормально иметь мысли в голове, а также направляет вас через большую ясность ума – то, чем на самом деле и является медитация.
Вы научитесь осознавать, что чувствуют ваше тело и разум. Вы научитесь расслабляться, даже когда слишком нервничаете и напряжены.
Nickelodeon
Важный момент, который стоит учитывать, – на это нужно время. Не бросайте после первого раза. Медитируйте по крайней мере один раз в день хотя бы по 10 минут.
Вы почувствуете все виды эмоций. Иногда вы будете заливаться смехом, иногда – испытывать чувство разочарования. Неважно, какие эмоции, – не позволяйте им проникать в вашу голову. У вас есть над этим контроль. И чем дольше вы будете практиковаться, тем легче вам будет это даваться.
Важно и то, чтобы вы медитировали в месте, где вас не будут беспокоить. Попробуйте начать с комнаты, в которой не очень много постороннего шума. Необязательно начинать с позы сидя, вы вполне можете лежать в кровати. Главное – чтобы вам было комфортно и вы могли сосредоточиться на процессе.
Первые 8 часов
Делайте Хэдспейс по 20 минут в день в течение 24 дней.
Как это изменит вашу жизнь?
20th Century Fox
Медитация поможет вам быстрее засыпать. К примеру, 1-2 часа засыпания могут сократиться до 10-15 минут. Вы также можете улучшить качество сна.
Даже если вы не испытываете стресс, вы все же можете заметить, что стали меньше нервничать и напрягаться. Вы будете лучше понимать свои эмоции, тело и ум – это поможет принимать решения.
Кроме того, медитация поможет улучшить навык многозадачности. Сегодня большинство из нас одновременно работают над разными проектами, и переключение с одной задачи на другую требует времени. 5-минутный сеанс медитации поможет сократить этот временной интервал.
Ресурсы:
Медитации от Оздоровительного центра при Калифорнийском университете (https://www.uclahealth.org/marc/mindful-meditations) или видеоролики на YouTube.
Техника Кауфмана для получения навыков
Джош Кауфман опытным путем разработал особую технику обучения и описал ее в книге «Первые двадцать часов». Она предполагает получение навыков всего за 20 часов.
Методикой пользовались многие известные личности, которым не хватает времени на классическое обучение. Использовать ее может каждый желающий, у кого нет возможности отрываться от основной деятельности.
Принципы техники Кауфмана.
- Навыки приобретаются постепенно, частями. Точнее, обучение следует «разбить» на несколько небольших кусочков.
- Каждая часть навыка изучается отдельно, с соблюдением последовательности.
- Устраняются все факторы, которые мешают получить навык.
- Регулярно прорабатываются ключевые моменты полученного навыка.
Заниматься нужно каждый день по 1 часу. Всего потребуется 20 часов, чтобы получить новые знания. Начиная с основ, продвигаться к сложным моментам, читая литературу, изучая видеоматериалы. Конечно, за 20 часов освоить навык до профессионального уровня не получится, но можно освоить базу. Останется только продолжить обучение, параллельно практикуясь с полученными знаниями.
Навык 5. Формирование хороших привычек
unsplash.com
Формирование хороших привычек – мощный инструмент для повышения вашей мотивации что-либо делать. А вредные – могут стать чрезвычайно опасными для вашей жизни.
Зная, как образуются привычки и как они работают, вы сможете лучше их контролировать и избавиться от пагубных пристрастий.
Как научиться?
giphy.com
Лучший способ научиться контролировать свое устоявшееся поведение – держать под контролем хорошие или плохие привычки. Найдите одного или нескольких людей, которым вы будете регулярно отчитываться. Чем чаще, тем лучше.
Лучше выбрать того, кого вы не очень хорошо знаете или не знаете вообще. Такой человек точно не будет приукрашивать реальность и будет менее снисходительным. В идеале он должен работать над теми же привычками, что и вы.
Вы наверняка замечали, что люди чаще посещают тренировки в фитнес-клубе, если занимаются со знакомыми. Это накладывает на них дополнительные обязательства и ответственность.
Nickelodeon / imgur.com
Привычки, вопреки убеждениям, не находятся в той же области нашего мозга, что и воспоминания. Следовательно, люди с трудностями в обучении все еще могут формировать привычки. Это как с велосипедом: вы никогда не сможете по-настоящему разучиться на нем ездить.
Первые 8 часов
Найдите партнера и отчитывайтесь перед ним каждый день. Проведите 10 минут вашего дня, обмениваясь и подбадривая друг друга. Делайте это в течение примерно 48 дней.
Как это изменит вашу жизнь?
Boomerang Toons / media.giphy.com
Когда ваши привычки помогают заботиться о здоровье, вы начинаете видеть позитивные изменения в своей жизни. Вы станете более мотивированными, чтобы избавляться от пагубных пристрастий и достигать новых вершин. Вы почувствуете, как живете более счастливой и полноценной жизнью.
Ресурсы
30-дневный челлендж
Книга Чарльза Дахигга «Сила привычки».
Используйте принцип Парето
Найдите те двадцать процентов работы, которые способны обеспечить вам восемьдесят процентов результата. К примеру, изучая новый язык, вы быстро поймете, что постоянно повторяются лишь некоторые слова. Поищите список самых распространенных и употребляемых и выучите его, после чего расширяйте запас дальше.
Meta, ранее Facebook, больше не входит в десятку самых дорогих компаний мира
Практика благодарности и щедрость: изменение денежного мышления
Автокредитование в РФ выросло в 2022 году в 1,5 раза относительно 2022 года
Навык 6. Ведение переговоров
unsplash.com
Как часто вы создаете беспроигрышные ситуации? Вот о чем настоящие переговоры. Переговоры, в которых выигрывает только одна из двух сторон, – это не переговоры, а поражение.
Веками люди и организации процветали, овладев искусством ведения переговоров. Без хорошего уровня этого навыка у бизнеса нет шансов. Так было сотни лет назад, так есть и сегодня.
Часть дела – научиться говорить «да» или «нет» правильным вещам. Как научиться?
В следующий раз, когда вы подумаете о переговорной ситуации, подумайте обо всем. Многие не понимают, что мы ведем переговоры почти каждый день. Это большая часть нашего повседневного взаимодействия с людьми.
Куда пойти на ужин? Что посмотреть сегодня вечером? На чем доехать до работы?
gifer.com
Как только вы поймете, что переговоры – это навык, который требует практики, вы начнете находить вокруг себя множество способов его тренировки. Если вы не можете придумать ничего, просто забейте «практика навыка ведения переговоров» в вашей любимой поисковой системе, и вы получите массу результатов!
Первые 8 часов
Подготовьте 8 сценариев, связанных с работой, партнером, деятельностью друзей, торговлей, бизнесом и т. д. Найдите хотя бы одного человека, с которым можно потренироваться, и практикуйте каждый сценарий один раз в неделю в течение 15 минут. Выполняйте упражнение в течение 4 недель.
Как это изменит вашу жизнь?
Paramount Pictures
Навык ведения переговоров поможет вам договориться о лучшей зарплате и льготах на работе. Вы также сможете выбить для себя более интересные проекты.
Если вы в поисках работы, то будете лучше знать, что ищут работодатели, и сможете адаптироваться к интервьюеру.
Что касается отношений – вы будете лучше справляться с конфликтами. Вероятно, их даже станет меньше.
Торгуясь на рынке, вы сможете купить товар по более привлекательной цене.
В бизнесе – получите больше клиентов, которые скажут вам «да».
И, вероятно, самое важное преимущество заключается в том, что этот навык повысит вашу уверенность.
Ресурсы:
Книга Джима Кемпа «Сначала скажите «нет» и статьи «4 способа практиковать навык ведения переговоров», «8 советов, которые помогут улучшить навык ведения переговоров», «66 вещей, которым вы должны сказать «нет», чтобы стать тем, кем вы хотите быть в жизни и бизнесе», «Единственное, чему вы должны сказать «да», чтобы стать тем, кем вы хотите быть в жизни и бизнесе».
Что такое soft skills и hard skills? Зачем нужны эти навыки и как они помогут в карьере?
В конце 20-го века произошли колоссальные изменения в подходе к понятию «профессионализм». До этого времени, в Советском Союзе, было принято работать всю жизнь на одном месте и развиваться как специалисту только в одном выбранном направлении.
Сегодня все иначе. Получить знания и освоить новую дисциплину можно в интернете за малый промежуток времени. (Кстати, недавно мы опубликовали подборку из 18-ти лучших сервисов по дистанционному обучению, посмотрите, чему можно обучиться.) Узкие специалисты уже не так востребованы из-за их ограниченных способностей и навыков. При поиске работы все чаще можно столкнуться с такими понятиями, как soft skills и hard skills. Что же это?
Soft skills – это «мягкие» или «гибкие» умения, которые не связаны с профессиональными навыками, но чрезвычайно полезны для работы с людьми и решения жизненных задач. Каким бы хорошим специалистом вы ни были, без наличия «человеческих» качеств добиться успеха в карьере не получится. Под термином soft skills понимают умение находить общий язык с коллегами, начальником, клиентами, проявлять гибкость, приспосабливаться к любым обстоятельствам.
Hard skills – это профессиональные качества, необходимые для выполнения прямых рабочих задач. Для каждой специальности перечень «жестких» навыков будет свой. Для строителя это способность обращаться с разными инструментами и материалами, а для дизайнера – уметь рисовать и пользоваться графическими редакторами. К hard skills относятся те умения, которым можно научиться за определенное время, а их эффективность измеряется результатом проделанной работы. Это устойчивые навыки, четко обозначенные работодателем, входящие в список требований к работнику и должностные инструкции.
Специалисты из авторитетных университетов установили, что 85% успеха в любой профессиональной сфере составляют гибкие навыки, а твердые – только 15%. Компания Google провела исследования с целью определения наиболее эффективных отделов внутри штата. В результате было выявлено, что рейтинг продуктивности возглавляли подразделения с хорошо прокаченными soft skills, а ключевыми умениями оказались коммуникабельность, лидерские качества и способность к эмпатии.
Отличное знание того, как написать программный код, не поможет стать руководителем проекта, в отличие от развитых социальных качеств.
Навык 7. Логическое мышление
unsplash.com
Не каждый из нас может похвастаться тем, что горячо любит математику. Хотя эта наука развивает наши аналитические и умственные способности. Логическое мышление может изменить многие аспекты вашей жизни.
Как научиться?
harrypotter.cc / thecollegefix.com
Обучение математике и логике в основном такое же, как и в школе – вы практикуете типовые задачи. Разница в том, что никто не заставляет вас это делать и не ставит оценки, плюс вы знаете о реальных выгодах от этого процесса.
Первые 8 часов
Выполните упражнения в главе 2 этой брошюры: https://disi.unitn.it/~ldkr/ml2014/ExercisesBooklet.pdf. В случае необходимости используйте онлайн-переводчик. Постепенно переходите от простых заданий к более сложным. Через 8 часов вы сможете решить задачи среднего уровня.
Как это изменит вашу жизнь?
Disney / media.giphy.com
Основное преимущество заключается в повышении ваших аналитических и умственных способностей. Вы сможете принимать более обоснованные решения, в том числе и во время переговоров.
Более того, вы будете более эффективно вести бизнес. Станете лучшим менеджером. А также будете зарабатывать больше денег, потому что знаете, как лучше ими управлять.
Вы увеличите свою продуктивность, просто зная, как анализировать и распределять свое время.
Ресурсы
https://disi.unitn.it/~ldkr/ml2014/ExercisesBooklet.pdf
Любые логические задачи, которые найдете в Интернете.
— Как эффективно использовать методы развития.
______
1) Самообучение — самостоятельное изучение информации о моделях успешного поведения. Сюда мы можем отнести и чтение литературы, и самостоятельное изучение разных материалов (статьи, блоги, мануалы тренингов), прослушивание вебинаров.
2) Поиск обратной связи — получение обратной связи от коллег, руководителей, наставников и экспертов с открытого рынка об успешности своего поведения в аспекте конкретного навыка.
3) Обучение на опыте других и ментворкинг — выделение моделей успешного поведения в работе человека, обладающего высоким уровнем развития данной компетенции и работа с наставником.
4) Специальные задания (фоновые тренинги) — самостоятельные упражнения, развивающие определенные компетенции, воспитывающие в вас выбранные личностные качества или, наоборот, утилизирующие вредные привычки.
5) Развитие в процессе работы — поиск и освоение более эффективных моделей поведения при решении задач, входящих в ваш профессиональный функционал.
Также читайте о навыках успеха.
______
Навык 8. Координация и гибкость
unsplash.com
До этого момента все навыки относились к категории интеллектуальных. Конечно, нельзя сказать, что физические умения приносят меньше пользы. На самом деле координация и гибкость – одна из важнейших составляющих здоровой жизни. А будучи нездоровым, будет трудно думать о навыках, представленных выше.
Как научиться?
giphy.com
Регулярно выполняйте упражнения на растяжку и за короткий период времени вы сможете добиться значительных изменений. Преимущество этих упражнений в том, что их можно делать в любом месте и они не требуют дополнительного оборудования.
Первые 8 часов:
А) Растяжка дома. Практикуйте несколько упражнений на растяжку, приведенных ниже, по 15 минут каждый день в течение 24 дней.
Б) Инь-Йога. Проведите 8 занятий по 30-60 минут в течение 16 дней.
Как это изменит вашу жизнь?
Parkwood/Columbia Records / gph.is
Этот навык откроет двери для большей физической активности. Чем лучше ваша координация и гибкость, тем легче вам будет заниматься любым видом спорта. К тому же растяжка улучшает кровообращение.
Увеличение притока крови к участкам вашего тела способствует росту клеток, функционированию органов и улучшению кожи. А здоровая кожа, в свою очередь, лучше защищает от бактерий и инфекций, с которыми она может контактировать. Когда ваше сердце работает на полную мощность, частота сердечных сокращений снижается, мышцы сердца расслабляются, а ваше кровяное давление становится плавным и равномерным.
Ресурсы
- Растяжка с эластичной лентой
- Растяжка без оборудования:
- Базовый уровень
- Продвинутый уровень
- Продвинутый уровень с видео
- Инь-Йога
Предисловие
Справка: Джош Кауфман — современный американский писатель, бизнес-тренер, консультант, автор деловой и документальной литературы.
Многим хочется успевать делать тысячу дел, скорей овладеть десятком новых и полезных навыков, изучить множество наук и тем самым стать властителем мира. Было бы неплохо загрузить все желаемые данные сразу в долговременную мозговую память и тут же начать применять все на практике. Однако, это для обычного человека пока фантастика. Надо остановиться на минутку, подумать и взвесить, чем хочется овладеть в первую очередь. Всё время что-то мешает собраться с мыслями из-за отсутствия времени и навыков эффективного действия. А еще многие занятия не доставляют радости, пока не достигнут определенный успех в них.
Оказывается, каждый навык имеет определенный барьер сопротивления (фрустрации) – период времени, когда ничего не получается. Нужен способ и метод быстро преодолеть фрустрацию и радоваться приобретенному навыку. Кауфман считает, что для любого навыка от нуля до нормального им владения нужно 20 часов, а иногда и меньше. Метод универсален для любого вида навыка и науки.
Хочется научиться новому, но не хочется, чтоб процесс обучения затягивался на долго. Процесс приобретания нового навыка относится не к количеству затраченных часов, а к тому на, что вы тратите эти часы.
Чтобы добиться мастерства, надо чем-то заниматься по пол дня в день на протяжении 5 лет. Это примерно 10 тысяч часов. Но чтоб более или менее овладеть навыком достаточно и 20 часов. По часу-полтора в сутки всего-то, а далее все сделает дисциплина.
Как микромастерство может вам помочь
Сделает вас продуктивнее
В Google 20% рабочего времени сотрудники могут посвящать своим увлечениям и личным проектам. Благодаря этому в оставшиеся 80% они работают эффективнее, чем если бы весь день занимались только своими непосредственными обязанностями.
К похожим выводам пришлиK. J. Eschleman, J. Madsen et al. Benefiting from creative activity: The positive relationships between creative activity, recovery experiences, and performance-related outcomes / Journal of Occupational and Organizational Psychology и учёные из Университета Сан‑Франциско. Из 400 участников эксперимента самыми креативными и продуктивными оказались те, кто, помимо работы, занимался творчеством.
Авторы другого исследования выяснилиR. Root-Bernstein et al. Arts Foster Scientific Success: Avocations of Nobel, National Academy, Royal Society, and Sigma Xi Members / Journal of Psychology of Science and Technology, что увлечения идут на пользу даже учёным. Нобелевские лауреаты работают руками в семь раз чаще, чем их менее титулованные коллеги, в 12 раз чаще пишут стихи и художественные книги, в 22 раза чаще занимаются танцами или актёрским мастерством.
Спасёт от эмоционального выгорания
Осваивать новые навыки — значит ясно видеть результат своих трудов и ощущать себя победителем. Занимаясь сторонними проектами и творчеством, вы не чувствуете давления и можете просто получать удовольствие: ваши дети не будут голодать, если вы так и не научитесь лепить из глины чашки или танцевать танго. Именно этого — свободы, расслабленности, радости, уверенности в себе — человеку очень не хватает, если он устал от основной работы и попал в воронку истощения.
Превратит в универсального специалиста
Например, если вы пишете статьи, можете научиться верстать лендинги, анализировать статистику посещения сайта, настраивать контекстную рекламу или делать яркие Stories для Instagram. Это позволит вам искать более интересные, сложные и высокооплачиваемые проекты. Дженералисты, то есть те сотрудники, которые владеют множеством навыков в смежных областях, ценятся работодателями не меньше (если не больше), чем узкие специалисты.
Принесёт доход
Умения можно монетизировать: печь торты на заказ, продавать схемы для вышивки или вязания, вести блог о фотографии, рисовании или маркетинге и размещать в нём рекламу.
Добавит разнообразия
Учиться новому и пробовать себя в разных областях гораздо интереснее, чем жить между работой и домом.
Откроет новые пути развития
Не исключено, что вы всё-таки станете экспертом в какой‑то области, а занятие, которое начиналось как хобби, превратится в дело всей жизни. Вдруг вы начнёте вязать, а потом создадите свой бренд одежды? Или придёте на урок сальсы, а через несколько лет откроете свою танцевальную школу?
Как учиться, разучиваться и переучиваться
«В XXI веке неграмотным будет считаться не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться». — говорил Элвин Тоффлер
Гибкая обучаемость правит бал.
Умение разучиваться – это новое обучение.
Умение заблаговременно корректировать карьеру – вот важнейший фактор, определяющий, где вы окажетесь через пять лет.
Сегодня, чтобы преуспеть, необходимо постоянно приспосабливаться – забывать старые «правила» и усваивать новые.
Для этого требуется постоянно проверять на прочность свои представления о том, как устроен мир, уметь усомниться в старых парадигмах и уметь «переучиться» тому, что станет важным в вашей профессии, отрасли, карьере и жизни.
Находить возможности в изменяющейся среде умеют те, кто постоянно их изыскивает.
Вы приступаете к реальному образованию с началом карьеры, требующей от вас постоянного обучения, независимо от того, как часто приходится разучиваться и переучиваться.