Перцептивные действия — это… Формирование и развитие перцептивных действий

Тема взаимоотношений учителя и ученика имеет древние корни. Размышления философов на эту тему приведены в кратких афоризмах: «когда готов ученик, является учитель» и «коротко учение о людях, но длинно познание». Оба высказывания подразумевают готовность к полному восприятию учителя или людей (точной интерпретации невербального общения). Развитие перцептивных способностей происходит по определенному сценарию. Их учет, как правило, помогает во многих жизненных ситуациях найти общий язык с окружающими, а в случаях профессиональной деятельности специалистов, сфера воздействия которых лежит в области «человек – человек», повышает компетентность и успешность.

Значение термина

Слово «перцепция» (percipere) латинского происхождения дословно переводится как «восприятие». Известно оно еще со времен Античности, но вопрос развития перцептивных способностей детально разрабатывается современной психологией. Этот факт не обозначает, что изучение вопроса полноты восприятия велось фрагментарно. Особую популярность проблема развития перцептивных способностей личности приобрела благодаря Готфриду Лейбницу. Он подразумевал под термином «перцепция» «неясные впечатления» в противовес апперцепции – ясному осознанию восприятия.

В современной психологии перцепция выступает наряду с такими способностями, как мышление, память, внимание, и обладает такими свойствами, как:

  • предметность;
  • аперцептивность;
  • контекстность;
  • осмысленность;
  • структурность.

Научное изучение восприятия производится при помощи эмпирических методов и моделирования.

Свойства перцепции

Вам будет интересно:Психология. Рассудительность — это…

Восприятие обеспечивает работу разных психических процессов.

Восприятие предмета как конкретного образа независимо от его расположения обеспечивает такое свойство перцепции как предметность.

Одновременно с восприятием образа (натурального или, к примеру, нарисованного) воспроизводятся в сознании и его свойства.

  • Такое свойство как целостность выражается в том, что объект узнается независимо от того, все ли его части присутствуют, искажены они, или их расположение в объекте неправильное.
  • Осмысленность перцепции при нормальном функционировании психики человека прослеживается в том, что наблюдаемый объект соотносится с конкретным классом, категорией (классифицируется).
  • Наблюдаемые объекты (или ситуации) воспринимаются как не измененные, даже если меняются условия их демонстрации. Так, например, ощупывая предмет в полной темноте, человек может правильно определить, что это, назвать его основные характеристики. Это свойство перцептивной деятельности называется константностью.
  • Такое свойство перцепции, как структурность, позволяет воспринимать окружающее достоверно, даже если не подключаются ощущения. Выражение «стеклянная гладь озера» рисует конкретный образ идеально гладкой, блестящей, голубовато-зеленоватой поверхности водоема.
  • Индивидуальное состояние психики обязательно оказывает влияние на восприятие: грозовая погода кого-то восхищает, а кого-то безмерно пугает, порождает паническое состояние. Такое свойство восприятия называется апперцептивностью.
  • Перцепция зависит от условий, в которых она происходит. Восприятие той же грозы в реальной обстановке и, например, при просмотре кинофильма будет происходить по-разному, в чем и проявляется такое свойство перцепции как контекстность.

Формирование и возможности развития навыков

Все навыки формируются в младенчестве и развиваются практически всю жизнь человека. Не являются исключением перцептивные способности. Это самый благоприятный период жизни человека для становления практически всех способностей. Развитие происходит с учетом особенностей индивидуального развития ребенка.

В период с 2 до 6 лет формируются и развиваются сенсорно-перцептивные способности. Такое положение вещей обусловлено физиологическим развитием и совершенствованием работы рецепторов. Исходя из этого, приняты две классификации перцептивных способностей. Это восприятие по модальности (зрительное, слуховое, кинестетическое), а также форме материи (пространство, движение, время).

По тому, как сформированы эти (и другие) навыки к семилетнему возрасту ребенка, психологи делают заключение о готовности к обучению. Сенсорно-перцептивные способности являются базовыми, на фундаменте которых затем появляются более сложные образования (социально-перцептивные и перцептивно-рефлексивные способности). Происходит это в основном после того, как ребенок идентифицирует себя как личность и начинает примерять разные социальные роли.

Следует отметить, что если по каким-то органическим причинам процесс формирования базовых способностей проходит искаженно (в силу нарушения зрения, слуха, моторно-двигательного аппарата, иных заболеваний), то более сложные виды могут либо не появиться, либо проявляться в искаженной форме. При нормальном развитии перцептивно-рефлексивные способности, как и другие, можно развивать и совершенствовать всю жизнь.

Значение перцепции

Проводниками, посредниками между человеком и внешним миром являются органы чувств. Именно они (зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, вкусовые) обеспечивают целостное восприятие окружающего, получая на рецепторные поверхности сигналы-раздражители. В результате человек получает полное представление о предметах и явлениях, их свойствах и качествах, и строит свои «отношения» с ними.

Вам будет интересно:Измерение сопротивления изоляции электродвигателя

Кроме ощущений, восприятие мира обеспечивают мышление, речь, память, поэтому перцептивная деятельность индивидуума — сложный совокупный процесс, зависящий от многих индивидуальных свойств его психики.

Программы и методики развития

Все программы и методики развития перцептивных способностей делятся на три группы:

  • комплексы для детей (и взрослых) с проблемами в развитии;
  • для детей (и взрослых) с нормальным развитием;
  • для одаренных.

В них учитываются не только интеллектуальные, но и возрастные и гендерные особенности развития детей, подростков и взрослых. Чтобы определить подходящий вариант, нужно ознакомиться с пояснительной запиской. В ней подробно описываются целевая аудитория, цели и задачи методики или программы.

Социальная перцепция

Развитие и зарождение взаимодействия людей возможно при условии взаимопонимания. Важно, чтобы люди понимали не только окружающих, но и свою личность. Это возможно за счет процессов коммуникации и отношений, формирующихся между людьми в процессе беседы. Также важно учитывать методы, используемые для реализации совместной деятельности.

Обязательной составляющей общения считается процесс познания. Подобная составляющая является перцептивным аспектом общения. Ученые считают социальную перцепцию важным и серьезным явлением психологии. Впервые подобное определение ввел Д. Брунер (он сформировал другой взгляд на восприятие человеком различных субъектов).

Социальная значимость навыка

Человек познает себя, окружающих людей и мир через общение (вербальное и невербальное). На этой основе формируются и развиваются социально-перцептивные способности личности. Понимание эмоциональных переживаний собеседника формируется у дошкольников в процессе общения со значимыми взрослыми и сверстниками. Эта необходимая составляющая коммуникации формируется как бы исподволь, неосознанно, как адаптация к окружающей действительности.

Общение – процесс, состоящий из социальной перцепции, интеракции (обмен действиями) и коммуникации. Исключение какого-либо составляющего приводит к недопониманию, неправильному толкованию намерений, искажению контакта между собеседниками. Если над коммуникацией (обмен информацией) и интеракцией взрослые сознательно работают практически всю свою жизнь, то с перцепцией дела обстоят сложнее.

На формирование и развитие социально-перцептивных способностей оказывает влияние опыт переживания ребенком семейных ситуаций и связанных с ним эмоциональных состояний. При этом большое влияние оказывают на ребенка эмоции, проявляемые обоими родителями. Как правило, чем шире круг общения детей, тем успешнее они распознают эмоциональное состояние собеседника.

Если так случилось, что перцептивные способности у взрослого человека сформированы на недостаточном уровне и этот факт является существенной помехой в установлении и поддержании контактов, то устранению проблемы придется уделить много времени и усилий. В настоящий момент созданы специальные компьютерные программы, призванные помочь в коррекции восприятия эмоций собеседника с опорой на мимику (точнее, мимические микровыражения лица).

Проблемы интерпретации эмоциональных состояний человека описывает в своих книгах известный психолог Пол Экман. Поскольку возникновение такой проблемы способно ощутимо испортить жизнь человека, создаются специальные курсы по обучению общению, методики, списки рекомендаций и упражнений.

ВУЗРУ

Анализ наиболее известных научных работ Андреевой Г.М., Бодалёва А.А., Мясищева В.Н., Петровской Л.А., Петровского А.В. по исследованию структуры социально-перцептивных способностей показал, что:

  • социально-перцептивные способности понимаются авторами как социально-психологическое свойство личности, возникающее в процессе ее взаимодействия с другими людьми, которое обеспечивает адекватное отображение психических состояний человека (его свойств, качеств и отношений);
  • социально-перцептивные способности относительно не зависят от уровня развития познавательных способностей, которые сформировались в условиях предметной деятельности человека;
  • структура, содержание и уровень развития социально-перцептивных способностей зависят от того, как личность взаимодействует с окружающими людьми и как коммуницирует;
  • более активными периодами для становления и развития социально-перцептивных способностей является подростковый и юношеский возраста.

По мнению Лабунской В.А., восприятие и оценка окружающих людей составляют неотъемлемый компонент каждого акта общения. Успешность общения во многом зависит от способности человека адекватно воспринимать и оценивать партнеров по общению.

Также, В.А. Лабунская выдвинула основные положения, которые касаются социально-перцептивных способностей:

  • социально-перцептивные способности являются социально-психологическим свойством личности, которое возникает в процессе взаимодействия с другими людьми, и обеспечивают адекватное отражение психических состояний человека, его свойств, качеств и отношений;
  • Социально-перцептивные способности, их структура и уровень развития зависят в первую очередь от конкретной практики общения, что делает их относительно независимыми от уровня развития познавательных способностей, которые формируются в предметной деятельности.

Дж. Келли изучал индивидуальные различия мировосприятия людей и считал, что те качества, которые мы приписываем окружающим нас людям – они не случайны, поскольку они имеют интересующие нас характеристики на которых мы прогнозируем поведение других людей. Тем самым, содержание оценок, которые мы даем другим людям, характеризует не только их, но и нас самих. В первую очередь, позитивные оценки определяются отношениями между субъектами и окружающими людьми. Те люди, которые вызывают симпатию у оценивающего человека, они характеризуются более позитивно, нежели те, кто неприятен ему.

Особенности формирования социально-перцептивных способностей личности могут быть выявлены в условиях реального взаимодействия людей, которые занимаются определенной совместной деятельностью. Основным способом исследования межличностного взаимодействия и взаимоотношений внутри группы является глубокое изучение взаимодействия людей, входящих в состав группы и различных социальных фактов. В отечественной психологии существует идея единства общения и деятельности. Любые формы общения включены в определенные формы совместной деятельности. Как подчеркивает Андреева Г.М. «люди не просто общаются в процессе выполнения ими различных функций, но они всегда общаются в некоторой деятельности, «по поводу» нее. Таким образом, общается всегда деятельный человек: его деятельность неизбежно пересекается с деятельностью других людей. Именно общение формирует общность индивидов, выполняющих совместную деятельность».

По мнению Бехтерева В.М. между членами социальной группы могут возникать определенные психические процессы, обеспечиваются согласование их усилий, и на этой основе появляется «соотносительная деятельность». Главной задачей общественной психологией является исследование взаимоотношений личности и коллектива, «условия, при которых нервно-психические явления, развивающиеся в ряде индивидов, становится социально-психологическим явлением», выявление закономерностей поведения людей в группе.

Одной из главных заслуг Бехтерева как одного из основоположников развития отечественной социальной психологии является учение о коллективе. Коллектив рассматривается им как нечто целое, как «собирательная личность», которая имеет свою индивидуальность. Фундаментальным трудом Бехтерева является «Коллективная рефлексология». В данном учебнике дается развернутое определение по предмету социальной психологии. Он обобщил большое количество эмпирического материала, который был получен методом анкетирования, опроса, социально-психологическими методами наблюдения. Благодаря экспериментальным исследованиям влияния общения и совместной деятельности на формирования таких процессов как восприятие и память, явились началом экспериментальной социальной психологии в России.

Функционирование социально-перцептивных способностей личности может рассматриваться не только как следствие сформированности самой общности, но и как целостная характеристика личности, связанная с ее деятельностью и определяющая систему ее отношений в группе, статус и положение в коллективе, результаты взаимодействия, степень переживаемых затруднений в общении.

Отечественные психологи (Андреева Г.М., Мясищев В.Н.) выделили функции оценки взаимоотношений:

  • прогностическая (на основе сложившихся взаимоотношений между людьми в процессе их совместной деятельности необходим прогноз действий друг друга);
  • регулятивная (прогноз субъектом отношения к нему коллег влияет на характер его будущей деятельности и поведения).

Селезнёва Е.В. в своей статье выделила характеристики позиции участников организационного взаимодействия:

  • установка на взаимодействие;
  • направленность на установление эмоциональных отношений;
  • включенность на взаимодействие;
  • ориентацию на групповые нормы в процессе взаимодействия;
  • стремление к достижению целей взаимодействия;
  • субъектность в процессе взаимодействия.

Выделяют следующие типы социального взаимодействия:

  • организованно-смешанная (солидарно-антагонистическая) – в данной системе интеракции поддержка устоявшейся системы ценностей и взаимоотношений производится частично добровольно и частично принужденно;
  • организованно-антагонистическая система основана на принуждении;
  • организованно-солидарная система основана на добровольном членстве;

Также выделяют такие типы интеракции, как: неорганизованно-смешанные, неорганизованно-солидарные и неорганизованно-антагонистические.

Сорокин П. говорит о том, что любые социальные взаимодействия выступают как социокультурные и одновременно в них протекают три процесса: «взаимодействие норм, ценностей, стандартов, содержащихся в сознании человека и группы; взаимодействие конкретных людей и групп; взаимодействие материализованных ценностей общественной жизни».

Мертон определяет группу «как совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и воспринимаются ее членами с точки зрения других людей».

В исследованиях (Бодалёва А.А., Андреевой Г.М., Рубинштейна С.Л., Мясищева В.Н.), посвященных изучению социально-перцептивных способностей, рассматриваются только отдельные составляющие. Уровень развития социально-перцептивных способностей чаще всего выясняется в связи с определенной профессией или категорией лиц, поэтому имеющиеся в таких исследованиях обобщения не могут быть использованы в полной мере при рассмотрении происхождения структуры социально-перцептивных способностей личности. Будущим управленцам для успешной работы необходима социально-перцептивная компетентность, которая заключается в полноте и степени объективности знания самого себя, своей личности, организма и других психических свойствах личности.

Исследователи выделяют ряд социально-перцептивных способностей, обусловливающих эффекты межличностного познания: способность понять другого человека, способность к эмпатии, способность к психологической проницательности, развитая сензитивность, способность к наблюдательности и т. д.

Структура социально-перцептивных способностей включает в себя:

  1. Наблюдательность. Данная способность проявляется в умении подмечать существенные, характерные и малозаметные свойства предметов или явлений.
  2. Умение вникать в психические процессы и душевные состояния окружающих.
  3. Адекватность воссоздания представлений и содержания воздействий.
  4. Идентификацию. Данная способность характеризуется погружением, перенесением себя в пространство и обстоятельства другого индивида и на основе этого, усвоение личностных смыслов.
  5. Способность понимать психологические свойства и качества человека.
  6. Способность к опознанию эмоциональных состояний другого человека по выражению лица.
  7. Способность устанавливать связь между вербальными и невербальными компонентами поведения человека и определять на этой основе его психические свойства и состояния.
  8. Способность к пониманию отношений, сложившихся между людьми.
  9. Способность человека видеть качества, свойства людей, имеющих к нему различное отношение.

Психологическую проницательность (то есть это способность к быстрому и адекватному пониманию отношений к окружающим). Она проявляется на нескольких уровнях:

  • сенсорно-перцептивного отражения — избирательность восприятия, развитая до глубокой наблюдательности за людьми; способность правильно понимать мысли и чувства других людей, передаваемые голосом и выразительными движениями; эмоциональная отзывчивость;
  • представлений — образная память, владение знаками и знаковыми системами (язык, жесты, мимика и т. д.).
  • вербально-логического, понятийного мышления — активность мышления с развитым анализом и синтезом, гибкостью; хорошее владение речью; обобщенный опыт общения с людьми.

Также, определить уровень социально-перцептивных способностей помогут следующие характеристики:

1) Факторы социального интеллекта (способность предвидеть последствия поведения, способность понимать невербальную экспрессию, способность понимать вербальную экспрессию в контексте определенной ситуации, способность понимать логику развития сложных ситуаций).

2) Эмпатия. Благодаря эмпатии люди познают внутреннее состояние других людей, а также, она основана на умении правильно представлять, что происходит с внутренним миром другого человека (как он оценивает окружающую действительность, его переживания и т.д.).

3) Рефлексия. Когда человек взаимодействует с окружающими, он видит большое количество реакций других людей на него. Иногда эти реакции могут быть неоднозначными, но каждый человек в какой-то степени сам определяет степень реагирования и каждый имеет представление о том, как к нему в основном относятся окружающие люди и на этом основании складывается часть «социального Я».

4) Сензитивность.

В целях систематизации различных подходов к сущности и структуре социально-перцептивных способностей нами был проведен анализ известных учебников, хрестоматий, монографий по социальной психологии с целью поиска информации о социальной перцепции. Результаты анализа показали:

  1. В книге Д. Майерса не содержится информация о социальной перцепции.
  2. В книге по социальной психологии С. Московичи также не содержится информация о социальной перцепции, но описываются отношения между группами.
  3. В монографии Крысько В.Г. содержится достаточное количество информации о социальной перцепции. В ней описаны механизмы, сущность социальной перцепции, а также, социальное восприятие, взаимоотношения людей, взаимопонимание и психологические особенности общения.
  4. В учебнике по социальной психологии Г.М. Андреевой социальной перцепции отведена глава, в которой описаны механизмы взаимопонимания в процессе общения, понятие о социальной перцепции, содержание и аффекты межличностного восприятия, точность межличностной перцепции, межличностная аттракция. А также содержатся главы по понятию «общение» (общение как обмен информацией, общение и взаимодействие, природа межличностных отношений и т.д.).
  5. В учебнике Шихирева П.Н. «Современная социальная психология» говорится больше о социальной психологии в целом, то есть предмет, предпосылки формирования, вклад в социальную психологию, типы социальных психологов, американский вклад в развитие социальной психологии, где отведена небольшая часть социальной перцепции и т.д.
  6. В учебнике Н.Е. Веракса и А.Н. Веракса по социальной психологии не содержится никакой информации о социальной перцепции. В данном учебнике больше говорится о дошкольном детстве, детской группе, полоролевой социализации дошкольников, общении дошкольников, влиянии социальных факторов на психическое развитие ребенка и т.д.
  7. В учебном пособии Журавлева А.Л. и др. Содержится информация о социальной перцепции, а также рассказывается о теоретико-методологических основах социальной психологии, о социальной психологии личности, психологии межличностного взаимодействия (сюда входит психология общения, психология межличностного познания и формирования отношений и т.д.), психологии социальных сообществ, некоторых прикладных отраслях социальной психологии.
  8. Учебник для вузов Еникеева М.И. состоит из двух частей. Первая часть книги посвящена общей психологии, куда входят разделы о развитии психики, психических процессах, эмоционально-волевой регуляции поведения, психических состояний, психологии личности. Вторая же часть посвящена социальной психологии. Сюда входят разделы о сущности и основных понятиях социальной психологии (где рассматриваются межличностные отношения, общение, психология конфликта и т.д.) и историческом развитии психологии. Социальная перцепция не упоминается.
  9. В учебнике «Психология» для гуманитарных вузов под редакцией Дружинина В.Н. отведен раздел социальной психологии, в котором говорится о предмете, структуре социальной психологии, о социальной психологии личности, психологии межличностного взаимодействия (сюда входят понятия межличностного восприятия, межличностных отношений, психологии общения), а также психологии малых групп и межгруппового взаимодействия, психологии больших социальных групп и массовых явлений.

Анализ показал, что проблема социальной перцепции представлена не во всех учебниках, лежащих в основе подготовки студентов-психологов.

Рассматривая проблему основных источников развития и коррекции восприятия и понимания себя и других в контексте общения в процессе профессиональной деятельности руководителя можно выделить пять основных источников следующего характера:

  1. Восприятие себя через результаты собственной деятельности. Этот источник развития самовосприятия акцентируется в работах Л. И. Божович, А. И. Липкиной.
  2. Восприятие себя через наблюдение собственных внутренних состояний. Самонаблюдение складывается в ходе психического развития человека, проходя при этом путь, аналогичный развитию внешнего восприятия: от бессловесного и несмыслового к словесному, смысловому и предметному.
  3. Восприятие себя через соотнесение (идентификацию, различение) себя с другими. Процесс дает возможность в случае установления идентичности в каких-то отношениях использовать другого в качестве некоторой модели самого себя, модели, удобной для анализа и наблюдения.
  4. Восприятие себя через восприятие себя другими. Особенность источника развития представления о самом себе проявляется, по Л. С. Выготскому, в том, что личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она предъявляет для других. Существенно значимым в характеристике этого источника самовосприятия является, как считает Л. А. Петровская, поддержание межличностной обратной связи.
  5. Непосредственное восприятие собственного внешнего облика. Исследование указанного источника самовосприятия представлено в ряде эмпирических работ, выполненных А. А. Бодалёвым и его последователями.

В экспериментах по межличностной перцепции установлены 4 группы факторов:

  1. Переменные, где субъект восприятия описывает самого себя.
  2. Переменные, где субъект восприятия описывает знакомых людей.
  3. Отношения между субъектом и объектом восприятия.
  4. Ситуационный контекст, где осуществляется межличностная перцепция.

Таким образом, структура социально-перцептивных способностей специалистов управленческого звена включает в себя: наблюдательность; способность понимать психологические свойства и качества человека; способность к опознанию эмоциональных состояний другого человека по выражению лица; способность устанавливать связь между вербальными и невербальными компонентами поведения человека и определять на этой основе его психические свойства и состояния; способность к пониманию отношений, сложившихся между людьми; способность человека видеть качества, свойства людей, имеющих к нему различное отношение; умение вникать в психические процессы и душевные состояния окружающих; адекватность воссоздания представлений и содержания воздействий; идентификацию; психологическую проницательность, которая проявляется на нескольких уровнях: сенсорно-перцептивного отражения, представлений, вербально-логическом.

Структура социальной перцепции и социально-перцептивных способностей во многих известных трудах не рассматривается, либо рассматривается под призмой научных подходов авторов.

Также, были выделены эффекты межличностного познания, которые формируют социально-перцептивные способности: способность к эмпатии, развитая сензитивность, способность понять другого человека, способность к психологической проницательности, идентификации и наблюдательности, способность понять отношение другого человека.

Кому и для чего нужно развивать перцептивные способности

Люди, работающие в сфере обслуживания, образования, логистики, ежедневно общаются с клиентами, коллегами, учениками, потребителями. В их профессиональной деятельности развитые перцептивные способности – это ключ к успешной реализации целей и задач. И не только на профессиональной стезе.

Огромную роль развитое восприятие состояния собеседника играет и на межличностном уровне общения. Часто образованные и умные люди, не способные самостоятельно «прочитать» человека, страдают недоверием и подозрительность к окружающим, что мешает их самореализации и подталкивает к ошибочным действиям и умозаключениям. Ведь человек познает себя через общение с другими людьми. Если общение искажено, то и образ «Я» претерпевает соответствующие изменения.

Развитое восприятие собеседника важно иметь каждому человеку, но механизмы и принципы использования этой способности будут разниться у всех представителей общества.

Гендерные особенности перцепции

Среди женщин перцептивных личностей больше, чем среди мужчин. Поэтому женщины более успешны в педагогике. Эту особенность необходимо иметь в виду при построении благоприятного психологического климата в коллективе. У мужчин, по сравнению с дамами, лучше развиты тактильное восприятие мира и познание через осязательный опыт.

Интересно. В России существует поговорка о том, что женщина любит при помощи ушей, а мужчина – при помощи глаз. Это в кратком виде значит, что представительницы сильного пола лучше всего воспринимают вербальную информацию (например, комплименты), а джентльмены – типичные визуалы.

Известно, что внутреннюю перцепцию, полезную в межличностных отношениях, как и интуицию, можно развить при помощи специальных тренингов и духовных практик, а также преподавателя-психолога. Во время некоторых психологических упражнений, особенно в молодом или детском возрасте, например, у дошкольников, основные органы чувств начинают острее воспринимать окружающий мир. В такие моменты обучения перцепция становится ведущим источником познания.

ТолкованиеПереводПерцептивная деятельность

Психология человека от рождения до смерти. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК. Под общей редакцией А.А. Реана. 2002.

Смотреть что такое «Перцептивная деятельность» в других словарях:

  • восприятие — целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности (см. рецептор) органов чувств. Вместе с процессами ощущения … Большая психологическая энциклопедия
  • восприятие — ВОСПРИЯТИЕ форма чувственного познания, субъективно представляющаяся непосредственной и относящаяся к предметам (физическим вещам, живым существам, людям) и к объективным ситуациям (к взаимоотношениям предметов, движениям, событиям). Для… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  • Межличностное познание: способы — Навыки, умения и способы межличностного познания (М. п.) на протяжении длительного времени изучались как когнитивные структурные образования. Так, в 1940 е гг. Дж. Брунер предложил концепцию восприятия, центральное место в к рой занимает понятие… … Психология общения. Энциклопедический словарь
  • Восприятие — – 1) субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов (употребляются также термины «образ восприятия», «перцептивный образ»); 2) процесс формирования этого образа… … Словарь-справочник по социальной работе
  • Восприятие — способность синтезировать наглядные образы из отдельных ощущений (А.Н.Леонтьев). Сам процесс восприятия протекает, предположительно, с в несколько стадий и с участием таких процессов. Последние таковы: 1. сосредоточение внимания на сенсорном… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
  • Перцепция — (от лат. perceptio восприятие), процесс непосредственного активного отражения когнитивной сферой человека внешних и внутренних предметов (объектов), ситуаций, событий, явлений и т.п. * * * (лат. perceptio – восприятие) – восприятие (в отличие от… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
  • ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ — абстракция, автоматизация, автоматизм, аграмматизм, адаптация, адаптация сенсорная, адаптация социальная, адаптивность, адекватность восприятия, адекватность ощущений, аккультурация, акмеология, акселерация, акт деятельности, активизация,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
  • ВОСПРИЯТИЕ — возникающая в когнитивной системе живых существ непрерывная последовательность внутренних образных репрезентаций, воспроизводящих сенсорно распознаваемые объекты, события, состояния и т.п. Изначально знания человека имеют чувственную природу.… … Философская энциклопедия
  • общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное О.) и группами (межгрупповое О.), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию… … Большая психологическая энциклопедия
  • ПРЕДСТАВЛЕНИЕ — образ раннее воспринятого предмета или явления (П. памяти, воспоминание), а также образ, созданный продуктивным воображением; форма чувств. отражения в виде нагляднообразного знания. В отличие от восприятия П. поднимается над непо средств … Философская энциклопедия

Толкованиеперцептивные действия— структурные единицы процесса восприятия у человека. П. д. обеспечивают сознательное выделение того или иного аспекта чувственно заданной ситуации, а также преобразование сенсорной информации, приводящее к построению образа, адекватного предметному миру и задачам деятельности.
Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.

перцептивные действия
Этимология.Происходит от лат. рerteрtiо — восприятие.Категория.Основные структурные единицы процесса восприятия, обеспечивающие построение предметного образа.Специфика.Реализуются с помощью различных наборов перцептивных операций.
Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000.

ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ(англ. perceptual actions) — основные структурные единицы процесса восприятия у человека. П. д. связаны с сознательным выделением той или иной стороны чувственно заданной ситуации, а также различного рода преобразованиями сенсорной информации, приводящими к созданию адекватного задачам деятельности и предметному миру образа. Впервые понятие П. д. было выдвинуто А. В. Запорожцем, в школе которого они и были наиболее полно изучены (см. Теория развития восприятия путем формирования перцептивных действий). В настоящее время понимание восприятия как системы П. д. широко распространено в отечественной психологии. Близки к нему высказывания таких видных зарубежных психологов, как Ж. Пиаже, Дж. Гибсон, Р. Хелд, У. Найссер.Исследования онтогенетического (см. Онтогенез) развития процессов восприятия показывают, что вначале они бывают включены во внешние практические действия ребенка. По мере усложнения деятельности и тех требований, которые она предъявляет к предметному отражению ситуации, происходит выделение собственно П. д., осуществляемых в плане чувственного образа. Генетическая связь П. д. с практическими действиями проявляется в их развернутом, внешнедвигательном характере. В движениях руки, ощупывающей предмет (см. Осязание), в движениях глаз, прослеживающих видимый контур, в движениях гортани, воспроизводящих слышимый звук, происходит непрерывное сравнивание образа с оригиналом, осуществляется его проверка и коррекция.Дальнейшее развитие деятельности сопровождается значительным сокращением моторных компонентов П. д., в результате чего процесс восприятия внешне приобретает форму одномоментного (симультанного) акта «усмотрения». Эти изменения обусловливаются выработкой у ребенка целой системы оперативных единиц восприятия и сенсорных эталонов, опосредствующих восприятие и превращающих его из процесса построения образа в более элементарный процесс опознания. Важно отметить, что сенсорные эталоны соответствуют таким общественно выработанным системам сенсорных качеств, как общепринятая звуковысотная шкала музыкальных звуков, «решетка» фонем родного языка или система геометрических форм. Усваивая на протяжении детства системы сенсорных эталонов, ребенок научается пользоваться ими как своеобразными чувственными мерками для систематизации свойств окружающей действительности.Всякое П. д. может реализоваться с помощью значительного числа различных
перцептивных операций. Большое практическое значение имеет исследование операционально-технической стороны специфически-перцептивных (наблюдательных) видов трудовой деятельности операторов радиолокационных станций, дешифровщиков следов элементарных частиц и аэрофотоснимков. В их составе были выделены и изучены такие П. д., как обнаружение сигнала, выделение информационных признаков и ознакомление с ними, идентификация, опознание (категоризация), т. е. отнесение воспринятого объекта к тому или иному классу. Сравнительно мало изучены процесс координации различных П. д. и составляющих их операций в микро- и макроинтервалах времени (см. Метод микроструктурного анализа). Актуальным представляется также исследование смысловых отношений, связывающих П. д. с деятельностью, в контексте которой они осуществляются. Решение этих задач позволит приблизиться к пониманию психологических механизмов эстетического восприятия и визуального мышления.
Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.

Другие книги по запросу «перцептивные действия» >> —>

Конгруэнтность – соответствие переживаний клиента его физиологической реакции и выражения этих переживаний во внешнем плане.

Неконгруэнтность – это отсутствие единства в опыте, не искренность. Информация, которую передает человек, двойственна и не точна. Вызывает напряжение и защиту.

Роджерс разработал клиентцентрированную терапию.

Цель терапии – устранение диссонанса между реальным опытом и я – концепциями.

Условия – феноменологический подход. Важное понятие терапии – внутренний локус оценки (свойство личности приписывать свои успехи или неудачи внутренним факторам), обеспечивающий автономность клиента. Если внутренний локус оценки сформулирован, то ведущий локус оценки становится мотивом личностного роста.

Мотив личностного роста задает вектор направленности всех жизненных сил личности. Мотив личностного роста Роджерс определяет как самореализацию (самоактуализацию).

Самореализация возможна при умении жить в настоящем, здесь и теперь. Здесь и теперь способна жить личность, у которой актуализирована самость. Понятие самость обозначает актуализированную личность, стремящуюся к самоактуализации и целостности.

Роджерс полагал, что терапия, основанная на феноменологической теории личности, должна быть индирективной. Психотерапевт должен не навязывать своего мнения пациенту, а подводить его к правильному решению, которое пациент принимает самостоятельно. В процессе терапии пациент учится больше доверять себе, своей интуиции, своим ощущениям и побуждениям. Он начинает лучше понимать себя, а затем и других. В результате происходит то «озарение» (инсайт), которое помогает перестроить свою самооценку, «переструктурировать гештальт», как говорил вслед за Вертгеймером и Келером Роджерс. Это повышает конгруэнтность и дает возможность человеку принять себя и окружающих, налаживает его общение с ними, уменьшает тревожность и напряжение.

Работы Роджерса оказали существенное влияние на общее представление о потенциале человеческой личности. Его по праву можно считать одним из основателей движения за общую гуманизацию психологии.

В 80-е годы 20-го столетия появилась работа К. Роджерса «Свобода учиться», в которой впервые был психологически обоснован человеко-центрированный подход к образованию. К. Роджерс, отмечая в качестве одного из недостатков традиционной системы обучения недооценку самого учащегося, его активности, предлагает организовать само преподавание как активизацию, облегчение (фасилитацию) процесса обучения.

Три универсальных условия (по К.Роджерсу), которые образуют климат, обеспечивающий рост и развитие:

Первый элемент — это искренность или конгруэнтность. Чем более терапевт является самим собой в отношении с клиентом, чем менее он отгорожен от клиента своим профессиональным или личностным фасадом, тем более вероятно, что клиент изменится и продвинется в конструктивном ключе.Подлинность означает, что терапевт открыто проживает чувства и установки, которые имеют место в данный момент. Существует соответствие или конгруэнтность между тем, что испытывается на соматическом уровне, что представляется в сознании и тем, что выражается клиенту.

Второй по важности установкой является принятие, забота или признание — безусловный позитивный взгляд на клиента. Когда терапевт ощущает позитивную, неосуждающую, принимающую установку по отношению к клиенту безотносительно к тому, кем этот клиент является в данный момент, терапевтическое продвижение или изменение более вероятно. Принятие терапевта предполагает позволение клиенту быть в любом его непосредственном переживании — смущении, обиде, возмущении, страхе, гневе, смелости, любви или гордости. Это бескорыстная забота. Когда терапевт признает клиента целостно, а не обусловленно, продвижение вперед более вероятно.

Третий фасилитирующий аспект отношения — эмпатическое понимание. Это означает, что терапевт точно воспринимает чувства, личностные смыслы, переживаемые клиентом, и коммуницирует это воспринятое понимание клиенту.В идеальном случае терапевт так глубоко проникает во внутренний мир другого, что может прояснить не только те смыслы, которые тот осознает, но даже те, что лежат чуть ниже уровня осознания. Эта особая, активная разновидность слушания — одна из самых мощных известных сил, обеспечиващих изменение.


ТолкованиеПереводперцептивное полеAviation medicine: perceptual field

Универсальный русско-английский словарь. Академик.ру. 2011.

Смотреть что такое «перцептивное поле» в других словарях:

  • СЕНСОРНОЕ ПОЛЕ — 1. См. перцептивное поле. 2. См. область восприятия … Толковый словарь по психологии
  • ТЕЛО — 1) название материальной протяженной вещи как чего то объективно физического; 2) неточное название материального носителя жизни организма, в частности организма человека; 3) название трехмерной фигуры в стереометрии. Философский энциклопедический … Философская энциклопедия
  • Перцептивная организация (perceptual organization) — Для большинства психологов тема перцептивной орг ции служит символом гештальт психологии. Именно Курт Коффка возвестил научному миру о том, что восприятие является организованным процессом. Коффка резко критиковал т. н. «гипотезу константности»… … Психологическая энциклопедия
  • БЕРКЛИ — (Berkeley) Джордж (1685 1753) англ. философ и религиозный деятель, один из наиболее ярких и последовательных представителей имматериализма в Новое время. С 1734 епископ в Клойне (Ирландия). Основные соч.: «Опыт новой теории зрения» (1709),… … Философская энциклопедия
  • КОНДИЛЬЯК — (Condillac) Этьен Бонноде (1715 1780) единственный крупный фр. философ эмпирик. В то же время один из немногих просветителей, занимавшийся логическими исследованиями. Брат Г.Б. де Мабли. С 1752до конца жизни королевский цензор. Воспитатель внука… … Философская энциклопедия
  • ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ВОСПРИЯТИЯ — ’ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ВОСПРИЯТИЯ’ (‘Phénoménologie de la perception’. Paris, 1945) основное произведение Мерло Понти, в котором исследуются проблемы специфичности существования экзистенции (см. ЭКЗИСТЕНЦИЯ) и ее отношений с миром как ‘жизненной… … История Философии: Энциклопедия
  • ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ВОСПРИЯТИЯ — ( Phenomenologie de la perception . Paris, 1945) основное произведение Мерло Понти, в котором исследуются проблемы специфичности существования экзистенции (см. Экзистенция) и ее отношений с миром как жизненной коммуникации , как беспрестанного и… … История Философии: Энциклопедия
  • ВИРИЛЬО (VIRILIO) Поль — (р. 1932) французский философ, социальный теоретик, специалист по урбанистике и архитектурный критик. Изучал философию в Сорбонне, в молодости профессионально занимался искусством, в 1950 х был религиозным активистом. Принимал участие в кампаниях … Социология: Энциклопедия
  • Адлерианская психотерапия (adlerian psychotherapy) — Основы А. п. были разработаны А. Адлером еще в то время, когда он входил в состав группы З. Фрейда. После отделения от кружка Фрейда в 1911 г. Адлер быстро расширил осн. положения своей теории и продолжал развивать ее вплоть до своей смерти в… … Психологическая энциклопедия
  • Восприятие (перцепция) (perception) — Под восприятием, или перцепцией, понимается как субъективный опыт получения сенсорной информации о мире людей, вещей и событий, так и те психол. процессы, благодаря к рым это совершается. Классическая теория Представление о том, что все наши… … Психологическая энциклопедия
  • ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ — (от нем. Gestalt структура, образ, форма, конфигурация) одно из влиятельных направлений в психологии пер. пол. 20 в. Сформировалось под непосредственным влиянием филос. феноменологии (Э. Гуссерль), утверждавшей, что восприятие мира носит… … Философская энциклопедия

Используемые источники:

  • https://srazu.pro/teoriya/percepciya-v-psixologii.html
  • https://psihologiya_cheloveka.academic.ru/268/перцептивная_деятельность
  • https://psychology.academic.ru/3799/перцептивные_действия
  • https://studopedia.ru/10_219653_fenomenalnoe-pertseptivnoe-pole—eto-opit-poluchenniy-individom-v-hode-vsey-zhizni-i-yavlyayushchiysya-unikalnim-dlya-nego-igraet-bolshuyu-rol-v-formirovanii-ya-kontseptsii.html
  • https://universal_ru_en.academic.ru/1980153/перцептивное_поле

Родители

Перцептивные педагогические способности – это восприятие и понимание состояния собеседника без опоры на вербальную информацию (слова). Следовательно, каждый родитель, беспокоящийся о своих детях, обладает данной способностью в той или иной степени. Прослеживается прямо пропорциональная зависимость между «доверительным» общением с ребенком и сформированностью педагогической перцепции у взрослых.

В период раннего детства именно папа с мамой являются примерами для подражания и копирования. Поэтому часто можно услышать высказывание о том, что дети являются зеркалом семейных отношений. До трехлетнего возраста дети неосознанно повторяют за значимыми взрослыми и жесты, и слова, и интонации, и мимику. Помня об этом, родители могут в полной мере проявить свои педагогические способности в общении с ребенком.

Родителям на заметку

Формирование системы перцептивных действий у ребенка — забота в первую очередь родителей. Во-первых, им надо пристально следить за здоровьем органов чувств малыша, иначе их недостаточное функционирование затруднит восприятие особенностей объектов познания. Во-вторых, не следует полагаться только на воспитателей и учителей: развитие перцептивных действий — это одна из целей семейного воспитания на ранних стадиях жизни ребенка. Для этого надо помогать ему всесторонне обследовать предметы (как звучит, как устроен, из каких частей состоит, каков на ощупь, на вкус и запах), учить действиям с ним, обогащать словарь за счет существительных (что это?), прилагательных (какой?), глаголов (что делает?).

Детям следует показывать картинки и приемы рисования, лепки, конструирования, упражнять в сравнивании предметов по разным параметрам.

Основной метод обучения детей младшего и раннего возраста — игровой. Дети любят совместные игры и занятия с родителями. Эмоциональное предметное общение с ними стимулирует у ребенка развитие перцептивных действий.

Источник

Воспитатели

В детском саду дети получают опыт общения со сверстниками и взрослыми, которые по значимости иногда опережают родителей. Коллектив группы детского сада и родителей – благодатная среда для применения перцептивных способностей воспитателя.

Успешность его профессиональной деятельности напрямую зависит от возможности детально воспринимать состояние собеседника, адекватно интерпретировать поведение и намерения. Ведь воспитание ребенка происходит через непосредственное общение с воспитателем: в данном случае нет второстепенных вещей, важно все – мимика, интонация, жестикуляция, дикция, расстояние между собеседниками, компетентность педагога в обсуждаемом вопросе, его личностная позиция по отношению к действительности. Ведь только Личность (через полноценное общение) воспитывает Личность.

Перцептивные способности педагога – это умение воспринимать воспитанника «целиком»: с поведенческими достоинствами и недостатками, особенностями развития психомоторной сферы, общения и имеющимся социальным опытом общения. Умение «отделить зерна от плевел», взрастить их и направить по дороге гармоничного развития можно считать талантом воспитателя, который воздействует на детей личным примером целенаправленно и опосредованно.

Природа процесса восприятия

Внешняя среда и отдельные ее предметы, явления воздействуют на органы чувств через анализаторы. Их комплексное взаимодействие обеспечивает поступление информации в мозговые центры и ее обработку.

Сложный анализ и синтез внешних данных обеспечивают создание целостного образа: определяются внешние и скрытые, внутренние, свойства и качества объекта. То есть, формируется ряд его характеристик.

Процесс восприятия одного и того же объекта уникален, как и его мысленный образ, поскольку они зависят от индивидуальных психических и физиологических особенностей человека. Жизненные принципы, воззрения, мотивы, интересы, предпочтения как результаты воспитания и образа жизни непременно определяют оценку свойств и качеств объекта. Например, одно и то же произведение искусства может эмоционально оцениваться разными созерцателями как «поразительно прекрасное» и… «омерзительное».

Учителя

Перцептивные способности учителя – это умение:

  • воспринимать психологическое состояние ученика;
  • держать в поле зрения одновременно весь класс и конкретного воспитанника;
  • дифференцировать характерные черты учащегося от проявления сиюминутного состояния;
  • оценивать деятельность учеников по результату выполнения (положительный, отрицательный, нейтральный), озвучивая комплексный анализ.

Следует отметить, что требования к умениям, навыкам и компетентности учителя меняются в зависимости от сферы деятельности: школа, колледж, университет. Разные исследователи по-разному классифицируют компетенции педагога. Неизменным остается вывод о значении педагогической направленности личности в деятельности (при высоком уровне развития общих и специальных способностей).

Лариса Максимовна Митина в своих исследованиях выделяет рефлексивно-перцептивные способности педагога и их составляющие:

  • педагогическая рефлексия;
  • педагогический такт;
  • педагогическая направленность.

Все перечисленные умения — это составляющие педагогической культуры. Структура ее включает значимые качества:

  • профессионально-личностные;
  • профессиональные знания;
  • профессиональные умения;
  • активная педагогическая позиция;
  • опыт творческой деятельности.

Ценностью педагогической культуры является ребенок – его развитие, обучение, защита и поддержка достоинства. Развитые перцептивные способности педагога – это фундамент для совместной направленной деятельности учителя и ученика в рамках педагогической культуры.

Дети дошкольного и младшего школьного возраста

Формирование и развитие перцептивных способностей начинается в раннем детстве. Обусловлено это адаптацией ребенка к окружающему миру и потребности в развитии (которого не существует без коммуникации).

Дети-Маугли служат тому подтверждением. Поскольку они были помещены в среду волков, то выжить можно было, только уподобляясь им (копируя их поведение). Это «подражание» запускало более сложные биологические и психологические механизмы, которые в итоге не позволяли детям стать полноценными людьми и сокращали жизнь до продолжительности жизни волка.

Этот пример заставляет задуматься о значимости окружающей обстановки (эмоциональной, материальной, сенсорной и т. д.), в которой находятся дети. Ведь в детстве перцептивные способности – это «двигатель» развития ребенка.

Ощущение как сенсорно-перцептивный процесс

Познание окружающего мира у человека начинается с ощущений, которые являются началом этого познания.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Сенсорно-перцептивный процесс 450 ₽ Реферат Сенсорно-перцептивный процесс 230 ₽ Контрольная работа Сенсорно-перцептивный процесс 220 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Определение 3

Ощущение – это психический познавательный процесс отражения отдельных свойств, качеств предмета в сознании человека.

Ощущения непосредственно оказывают воздействие на органы чувств, с помощью которых в кору головного мозга поступает информация об окружающей человека среде. Благодаря ощущениям происходит отражение основных внешних признаков предмета – величина, форма, цвет, звук, вкус, мышечные ощущения и др.

Ощущения отличаются друг от друга своим качеством, интенсивностью, чувственным тоном. Физиологическую основу ощущений составляют анализаторы и их деятельность. Анализаторы состоят из воспринимающих рецепторов, проводящих рецепторов и центральных корковых отделов анализаторов, обрабатывающих идущие от рецепторов нервные сигналы.

Ощущения имеют определенные свойства – контраст, пороги ощущений, адаптацию, сенсибилизацию, последовательные образы.

Контраст состоит в том, что слабые раздражители увеличивают чувствительность, а сильные уменьшают. Что касается порога ощущений, то чем меньше его величина, тем выше чувствительность данного анализатора. Абсолютный порог ощущений у людей разный, а верхний порог является максимальной величиной раздражителя, выше которой ощущение уже не воспринимается.

Порог различения – это минимальная разница в интенсивности однородных раздражителей, которые возможно ощутить. При длительном воздействии раздражителей чувствительность анализаторов может повышаться или понижаться, что является адаптацией.

При повышении возбудимости коры головного мозга чувствительность анализаторов может повышаться под влияние деятельности других анализаторов. Это явление называется сенсибилизацией. Например, у дегустаторов повышаются обонятельные и вкусовые ощущения.

Продолжение ощущения может наблюдаться при прекращении действия раздражителя, потому что рецепторы ещё некоторое время находятся в состоянии возбуждения – это последовательные образы, например, после морской прогулки, человек ещё некоторое время будет ощущать качку.

Ощущения по характеру действия раздражителя на рецепторы бывают:

  • экстерорецептивные,
  • интерорецептивные,
  • проприорецептивные.

К экстерорецептивным ощущениям относятся зрительные, слуховые, вкусовые, тактильные и температурные ощущения.

Интерорецептивные ощущения – это ощущения боли, равновесия, ускорения, т.е. они, отражают состояние внутренних органов.

Проприоцептивные ощущения или мышечно-двигательные, отражают движение тела человека. С их помощью человек получает информацию о положении тела в пространстве, о сокращении, растяжении, расслаблении мышц. Эти ощущения имеют довольно сложный характер.

Подростки

С возрастом роль точности и комплексности восприятия только возрастает, а структура – усложняется. Поэтому ведущей деятельностью подростков является не учение, а общение (кладезь для развития перцептивных способностей). Игнорирование значения коммуникации для тинейджеров взрослыми недопустимо. Это период кропотливой огранки «алмаза» под названием «общение». Таким образом, подросток познает себя, производит «инвентаризацию» внутреннего мира и завершает формирование «Я-концепции».

Перцепция в психологии

Перцепция это в психологии отношение человека к миру, которое формируется под влиянием информации, получаемой извне через основные органы чувств. В переводе с латыни это слово означает «восприятие». Противоположное понятие – апперцепция. Человеку необходимо правильно воспринимать мир, потому что перцепция:

  • помогает выработать правильное отношение к людям;
  • способствует активизации когнитивной функции мозга;
  • способствует эффективной коммуникации;
  • дает возможность правильно оценить себя и окружающих.

Данное понятие – одно из самых исследованных в теоретической и практической психологии. Навыки восприятия формируются с раннего детства, поэтому родители должны давать ребенку как можно больше информации, которую можно познавать органами чувств. Это могут быть музыка и различные звуки, красивые изображения, игрушки для развития тактильных навыков.

Роль перцептивных способностей в жизни взрослого человека

В структуре общих характеристик личности перцепция тесно связана со вниманием, мышлением, познанием, ощущением и воображением. В обыденной жизни люди с развитыми перцептивными способностями выгодно отличаются от своих антиподов. Это выражается в объеме, точности, полноте и быстроте восприятия, эмоциональной окрашенности процесса. Такие люди легко обучаемы, хорошо приспосабливаются к обстановке, творчески относятся к работе, имеют свою точку зрения на происходящие события, ценят время.

Возможно, зная эту закономерность, работодатели наравне с профессиональными тестами проводили бы и тесты на сформированность перцептивных способностей. В личном развитии человека перцепция также играет не последнюю роль. Решение многих проблем находится в сфере полноты и точности восприятия. Поэтому и существуют присказки «ларчик просто открывался» или «трудно найти черную кошку в темной комнате, если ее там нет».

Структура перцептивного действия

Любой процесс состоит из отдельных операций — действий. От того, в правильной ли последовательности они выстроены и выполняются ли без ошибок, зависит качество его результата.

Процесс восприятия включает ряд перцептивных действий, это связано с тем, что человеку необходимо:

  • Сознательно выделить значимую для него информацию из множества поступающей через чувственные каналы.
  • Преобразовать ее в соответствии с собственными задачами деятельности.
  • Перцептивное действие — это несколько операций по преобразованию сенсорной информации.

    Обнаружение — определяется наличие познавательного стимула.

    Различение — формируется перцептивный эталон.

    Далее происходит опознавательный процесс на основе таких действий как сличение и идентификация. Поступивший образ сравнивается с имеющимся в памяти и относится к определенному классу объектов, то есть происходит его категоризация.

    Овладение перцептивными действиями — это весьма сложный для человека и длительный процесс, требующий специального обучения.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]