Что такое ценность с точки зрения психологии: разбираемся вместе


Определение и роль в психологии личности

Ценности – это значимые для человека объекты, явления, идеалы, которые во многом определяют его поведение и деятельность. Говоря простым языком, это то, что ценно и приоритетно для конкретного индивида.

Ценность – один из основополагающих компонентов личности. В отечественной психологии высшим уровнем структуры личности является направленность. Она отвечает за направление активного внимания человека, т. е. его деятельности. Направленность состоит из трех составляющих: ценностей, установок и убеждений.

Жизненные ценности человека – это фундамент, на котором базируется вся его жизнь.

Альберт Эйнштейн

У каждого человека свой индивидуальный набор ценностей. Формироваться они начинают еще в детстве под воздействием родительского воспитания. По мере взросления на их становление начинает накладывать отпечаток социум. Что-то ребенок перенимает от учителей, что-то берет от сверстников, а что-то заимствует из СМИ и интернета.

К взрослому возрасту основной костяк приоритетов, как правило, уже сформирован. Но это не значит, что он останется неизменным до конца жизни. Некоторые жизненные события могут заставить человека пересмотреть систему значимых для него объектов и категорий. Например, токсичные болезненные отношения, закончившиеся неудачно, могут привести к снижению значимости такой ценности, как любовь.

Чем гармоничнее и сбалансированнее организована система жизненных приоритетов, тем успешнее и счастливее человек.

Общечеловеческие ценности

Эволюция человечества подразумевает не только изменение человека как биологического вида, но и эволюцию мировоззрения «человека разумного». Согласно теории Дарвина, люди произошли от обезьян. За неимением лучшего предположения, согласимся с этой теорией.

Очевидно, что основные ценности человека-обезьяны были исключительно материальными: добыть еду, защититься от хищных животных. С течением времени человек научился охотиться, добывать огонь, выращивать нужные растения.

Приоритеты выживания перестали быть основополагающими, стало меняться мировоззрение человека.

Начали формироваться новые ценности – забота о близких людях, воспитание подрастающего поколения, почитание мудрости, преклонение перед богами.

Как соотносятся мировоззрение и жизненные ценности? Мировоззрение – это система ценностей конкретного индивидуума, сформированная по принципу «что такое хорошо, а что такое плохо». Мировоззрение формируется с рождения, с первых «можно» и «нельзя», сказанных родителями.

На протяжении своей жизни человек попадает под влияние разных людей, разных социальных групп. Под натиском внешнего воздействия система жизненных ценностей может смещаться в ту или иную сторону, вследствие чего меняется и мировоззрение.

Определяющую роль в формировании мировоззрения конкретного человека играют устои общества, в котором данный человек вынужден жить (мы не выбираем место и время рождения).

Так, система ценностей аборигена племени каннибалов из дебрей Амазонки в корне отличается от традиционных ценностей жителей цивилизованных стран.

Это доказывает, что именно сложившаяся система ценностей конкретного общества формирует мировоззрение каждого из его членов.

Но мировоззрение не статично. Вспомним Гитлера – всего за несколько лет он сумел «скорректировать» мировоззрение сотен тысяч людей, убедив, что лишь нация арийцев достойна жить и править остальным миром.

А ведь самые отъявленные нацисты (кто это?), уничтожившие миллионы мирных граждан, когда-то были милыми пухлыми младенцами, их воспитывали добропорядочные родители и система прививаемых ценностей также была вполне добропорядочна.

Влияние внешних факторов и отдельных личностей на изменение устоев общества и связанной с ними системы ценностей нельзя преуменьшать. Именно об этом предупреждает нас история.

Функции ценностей

Ценности в нашей жизни значат очень многое. Они формируют своего рода скелет личности, на котором держатся все жизненные цели, определяют наши принципы, приоритеты, модели поведения.

Давайте рассмотрим основные функции подробно.

Регулятивная

Ценности позволяют личности регулировать свое поведение. Для того чтобы чувствовать себя полноценным членом общества, человек должен вписывать свои действия в рамки общепринятых человеческих норм. Если поведение соответствует нормам культуры и морали, человек чувствует себя полноправной и полноценной единицей социума.

Если же действия индивида выбиваются из социально приемлемых моделей, он испытывает тревогу и дискомфорт, которые впоследствии могут перерасти в психические расстройства. Бесполезно отрицать общечеловеческие ценности, ведь они прочно закреплены на уровне коллективного бессознательного.

Прогностическая

На основе ценностей индивид выстраивает жизненную программу, расставляет приоритеты, планирует свою деятельность. Другими словами, он прогнозирует свое будущее. Силы и ресурсы на осуществление этой жизненной программы человек также получает через них.

Оценочная

Система ценностей – универсальный инструмент для оценки объектов и явлений. Она помогает ориентироваться в сложном и противоречивом мире и выбирать наиболее эффективные стратегии поведения. Через призму собственных приоритетов мы оцениваем все подряд, зачастую даже не замечая этого.

Например, ваш знакомый сообщает, что отправил свою пожилую мать в дом престарелых вопреки ее желанию. В вашей системе приоритетов семья стоит на первом месте, поэтому его поступок кажется вам аморальным и беспринципным. Вы принимаете решение не общаться с этим человеком, потому как он больше не вызывает у вас доверия.

Защитная

Ценности являются своеобразным фильтром, защищающим психику от ненужной информации, способной серьезно пошатнуть картину мира человека.

Как известно, мозг воспринимает информацию избирательно. Он просто неспособен переварить все, что попадает в поле нашего зрения. Специальные инструменты помогают ему упростить восприятие.

Например, мы можем просто не замечать чего-то, пропускать мимо ушей, сознательно или бессознательно игнорировать. Особенно это касается той информации, которая противоречит нашим принципам и мировоззрению.

Адаптивная

Ценности помогают индивиду удовлетворять свои потребности социально приемлемым способом. Они играют существенную роль в процессе социализации. Сначала человек приобщается к общечеловеческим ценностям, а затем уже на основе них формирует свои.

Более 100 крутых уроков, тестов и тренажеров для развития мозга

Начать развиваться

Мотивационная

Ценности являются мощным источником мотивации. Делая что-то во имя своих приоритетов, мы получаем мощный заряд побудительной энергии. В процессе достижения жизненных целей она помогает уверенно двигаться вперед и не сходить с дистанции раньше времени.

Эта функция заложена в некоторых техниках тайм-менеджмента.

Самый яркий пример – пирамида Франклина. Ценности являются основанием пирамиды, а над ними располагается все остальное: глобальные цели, долгосрочные планы, краткосрочные планы, планы на каждый день. В идеале каждое свое действие человек должен соотносить со своими жизненными приоритетами. Тогда у него всегда будет высокий уровень мотивации.

Материальные ценности

Материальные ценности (МЦ) – это объекты, которые имеют физическую оболочку, могут быть куплены, проданы или обменяны.

Примеры МЦ: недвижимость, предметы быта, транспортные средства, товар, оборудование и т.д.

Материальные ценности могут быть собственностью (это как?) отдельного человека, семьи, организации (ИП или юридического лица), государства. МЦ, принадлежащие юр.лицу, ИП или государству, находятся под контролем и подлежат бухгалтерскому учету.

Некоторые виды МЦ облагаются налогом (в том числе недвижимое имущество физических лиц).

В бухучете (что это?) все МЦ, используемые в хозяйственной деятельности предприятия, называются товарно-материальными ценностями (ТМЦ).

В перечень ТМЦ предприятий входят:

  1. сырье, материалы, комплектующие для изготовления продукции;
  2. незавершенное производство («недоделанная» продукция);
  3. товар на складе (товар произведен, но не продан покупателю);
  4. расходные материалы, используемые в процессе производства;
  5. тара;
  6. средства производства (оборудование и инструменты).

Все ТМЦ являются активами (это как?) компании. Движение ТМЦ с момента поступления на баланс предприятия тщательно фиксируется.

К этапам движения ТМЦ относятся следующие основные моменты:

  1. поступление (приход) – это может быть поставка, передача, мена;
  2. хранение;
  3. выбытие.

Чтобы исключить расхождение между сведениями учета и реальным положением дел, на предприятии проводятся регулярные инвентаризации (это как?). Движение ТМЦ фиксируется бухгалтерскими проводками, на основе которых затем формируется бухгалтерский баланс.

Классификация

В психологии есть несколько классификаций ценностей.

По содержанию они делятся на материальные и нематериальные.

  • Материальные

К ним относятся объекты материального мира, которые являются частью человеческого быта и культуры. Некоторые из них жизненно необходимы и универсальны: еда, одежда, кров. Другие же служат повышению комфорта и улучшению качества жизни: бытовая техника, автомобиль, различные аксессуары, предметы роскоши и т. п.

Вторые становятся ценностью только тогда, когда нет проблем с первыми. Голодный человек не будет мечтать о собственном автомобиле, пока не сможет обеспечить себе полноценное и регулярное пропитание.

  • Духовные

Не имеют конкретного материального эквивалента и существуют только у человека в голове. Их часто противопоставляют материальным и манифестируют как более важные и продвинутые. Однако это не совсем верно.

Очень часто духовные ценности неразрывно связаны с материальными и даже опосредованы ими. Например, общественное признание может выражаться через обладание предметами роскоши: дорогими автомобилями, элитной недвижимостью, брендовой одеждой, украшениями.

Их значимость определяется в первую очередь морально-этическими нормами, сложившимися в обществе, культурными традициями, общественными идеалами. Какие-то из них меняются с течением времени, а какие-то остаются неизменными на протяжении тысячелетий, например: семья, любовь, дружба, свобода.

Духовные ценности сформировались позже материальных. Они также делятся на несколько видов:

  1. Общечеловеческие жизненные ценности, которые прочно закрепились в коллективном сознании: здоровье, любовь, семья, свобода. Те самые, что не меняются со временем.
  2. Морально-этические отражают представления человека о добре и зле и формируют нравственность. К ним относится честность, верность, чувство долга, уважение и почтение к старшим, сострадание.
  3. Эстетические связаны с переживанием чувства прекрасного.

Следующая классификация делит ценности в соответствии с их осознаваемостью.

  • Осознаваемые

Это те, что человек хорошо осознает, потому что сам их провозгласил. Например, вы говорите себе: “Семья для меня – главное в жизни”. Это значит, что каждый свой жизненный выбор вы будете делать исходя из этой установки.

Чем лучше человек осознает свои приоритеты, тем гармоничнее и счастливее его жизнь. Его не раздирают внутренние конфликты и противоречия, он твердо знает свои цели и желания и целенаправленно движется к ним.

  • Неосознаваемые

Некоторые значимые для нас категории могут скрываться в бессознательном. Они оказываются там в результате действия психологических защит. Человек не хочет признавать в себе какие-то слабости и несовершенства, поэтому старается вытеснить их в глубинные слои психики.

Например, у человека проблемы с самооценкой, он сильно зависит от мнения окружающих. Признавать такое не очень приятно, поэтому он старается всеми силами этот факт от себя скрыть. Но важность чужого одобрения от этого не становится меньше, а лишь перестает осознаваться. При этом она так же продолжает влиять на поведение человека.

Он делает все, чтобы получить одобрение, но прикрывает это другими мотивами. Например, берет кредит на покупку смартфона последней модели, потому что у всех его друзей и коллег такой же. А себе может врать, что старый телефон перестал нормально работать и не держит заряд батареи.

Все неосознанные ценности нужно стараться переводить на уровень сознания. Только тогда с ними можно будет работать.

По направленности ценности делятся на терминальные и инструментальные. Эту классификацию ввел американский психолог Милтон Рокич.

  • Терминальные

Это категории, значимые сами по себе. Среди них есть как духовные категории, так и материальные объекты. Сюда можно отнести любовь, дружбу, свободу, творчество, здоровье, семью, карьеру, комфорт и пр. Это то, к чему человек стремится, вокруг чего строятся его жизненные цели.

  • Инструментальные

Являются средствами достижения терминальных. То есть они значимы не сами по себе, а лишь как инструмент на пути к жизненно важным целям. К ним можно отнести социально одобряемые качества личности, такие как трудолюбие, сила воли, упорство, целеустремленность, стрессоустойчивость, любознательность, креативность. Люди стремятся развить их, потому что они помогают достичь благополучной и счастливой жизни.

Основные этапы развития идеи ценности

Идея ценности в Античности

Одним из первых философских текстов, в котором понятие ценности уже начинает отделяться от понятия стоимости, будучи обозначено всё ещё тем же словом (ἀξία), можно считать пассаж в псевдоплатоновском диалоге «Гиппарх» (231е–232а), где предпринимается едва ли не первая в истории философии (см. Философия) попытка сопоставления объёмов «ценного» и «благого». Объём первого шире, чем второго, так как в терминологии этого диалога «благое» включается в «ценное», но само включает в сравнении с ним дополнительную характеристику — приносить истинную выгоду, иметь подлинную пользу. «Благое» есть то ценное, которое помимо прибыльности обладает полезностью, «просто ценное» — только прибыльное, «неценное» — лишённое и прибыльности. В раннем диалоге Платона «Лисид» намечается то распределение этических параметров, которое предопределяет едва ли не все будущее пространство античных рассуждений о ценности: различаются «как бы неких три рода — благое, дурное и третье — ни хорошее, ни дурное» (216d–217b). Последнее уточнено и терминологизировано в «Горгии»: оно обозначается в качестве безразличного — адиафоры (ἀδιαφορα). В «Законах» Платон различает ценности обычного порядка (душевные, телесные, внешние) и ценность второго порядка, «метаценность», присутствие которой обусловливает ценность самого ценного.

У Аристотеля сравнительная ценность благ соотносится с категорией цели: ценнее то благо, которое ближе к цели; из двух благ более ценно то, которое является таковым не только для меня, но и «вообще». В «Никомаховой этике» слова, производные от ἀξία, употребляются для обозначения самооценки (αξίωμα) или добродетели «достоинство» (ἄξιόν). Лексика же, связанная с «ценностью», «ценимым», «ценным», восходит к слову (τϊμῄ) («цена»). Философия, по Аристотелю, это — «заглавная наука о том, что всего ценнее», и потому она являет единство научного познания и «постижения умом вещей по природе наиболее ценных».

Идея адиафоры принимается не только у академиков, но и у перипатетиков и киников. Подробно же она разрабатывается только у стоиков. У Зенона Китайского «безразличное» есть нейтральное относительно конечной цели нравственного блага — но оно не «безразлично» относительно своей сравнительной ценности (ἀξία). Соответствующее «природе» (здоровье, красота, богатство и так далее) есть ценное или «предпочитаемое» (προηλμενον), противоположное — лишённое ценности или «непредпочитаемое» (ἀποπροηλμενον). При этом Зенон полагает, что само благо обладает «высшей ценностью». В целом, по Диогену Лаэрцию, слово «ценность» означает у ранних стоиков: (а) «свойственное всякому благу содействование согласованной жизни», (б) «пользу, содействующую жизни согласно с природой», (в) обычную меновую стоимость товара (VII. 105). Хрисипп настаивал на принципиальных различиях между благом и ценностью: первое неизменно и не может в отличие от второго допускать приращения или уменьшения. Ценность не допускается в область блага; между благом и неблагом не может быть ничего, рядоположенного им. Ко времени Хрисиппа относится систематизация «безразличного», о которой свидетельствует Диоген Лаэрций (VII. 102–105. Ср. Секст Эмпирик. Против учёных XI. 59–63, Пирроновы положения III. 177, 191–192). Панэтий Родосский, открывший эпоху так называемой Средней Стои, принципиально модифицирует понятие блага за счёт включения в него «природных ценностей» (здоровье, красота и так далее). Согласно скептикам, нет ничего ценного по природе за отсутствием собственно «безразличного», как нет также и природного блага и зла.

В античных приближениях к категории ценности уже в значительной мере предвосхищена современная аксиологическая проблематика. Вместе с тем античная категория ценности была лишена «персонализма» из-за отсутствия в античной философии в целом ещё самой личностной антропологии. Средние века оказались для изучения ценности в собственном смысле «темными веками». Хотя латинский коррелят греческой ἀξία — aestimatio — бытовал ещё со времён Цицерона, на Западе он был освоен преимущественно в его экономических коннотациях. Схоластическая мысль подробно исследовала, опираясь на «Никомахову этику» и общее платоновско-аристотелевское наследие, «онтологию блага», иерархическую субординацию благ, различение благ условных и Блага безусловного, но внутренний мир личности и конституирующих его ценностей оставался для неё закрытым.

Идея ценности в Новое время

Аксиологические изыскания древних оказались не замеченными новоевропейской философией, которой пришлось заново открывать ценностную проблематику, приоткрытую уже последователями Зенона. М. де Монтень указывал на субъективную природу ценности. Т. Гоббс выделял «ценность человека», которая не отличается от его «стоимости» и есть его «цена», и «достоинство» — общественную ценность человека, которая есть та «цена», которую ему даёт государство. Р. Декарт видел назначение разума в установлении «подлинной ценности (valeur) всех благ». «Ценность», таким образом, соотносилась им с миром субъекта — с нравственной деятельностью. Необходимо знать истинную «цену» добра и зла и уметь различать их; наша любовь и неприязнь к вещам обусловливается тем, насколько они представляются нам ценными, а не наоборот. Б. Паскаль различал среди человеческих достоинств условные (связанные с социальным статусом и легитимизируемые «внешними церемониями») и естественные (относящиеся к душе или телу). Ему же принадлежит афористическое словосочетание «порядок сердца» (ordre du coer), означающее «логику сердца», не совпадающую с логикой рассудка, но подчиняющуюся своим неисповедимым законам. Будущие аксиологи (в частности М. Шелер) придавали этому выражению Паскаля очень большое значение: здесь философия впервые признала права вслед за разумом и волей также и третьей, самой сокровенной области человеческой души — сердца как тайника царства ценностей. В одном из сводов дефиниций Г. В. Лейбница «ценное есть значительное с точки зрения блага» (противоположность ему составляет «пустое»), «значительное» же — то, из чего следует нечто «замечательное», которое есть в свою очередь вносящее какой-либо значительный вклад или вводящее «первенствующее по природе».

В английском просвещении обращение к «субъективному бытию» прошло под знаком признания в человеке сферы разнообразных чувств (senses). Разделяя ценность вещей и ценность (worth, merit) личности, Э. Э. К. Шефтсбери отдавал предпочтение последней. Учение Шефтсбери было систематизировано Ф. Хатчесоном, разделявшим два основных «чувства» — «моральное чувство», которое является единственным достоверным источником суждений о добре и зле, и «внутреннее чувство», ответственное за художественное восприятие. В отличие от представителей этического сентиментализма, исходивших из абсолютности основных ценностей, Б. Мандевиль придерживался релятивистской точки зрения и стремился показать, что действительным мерилом «ценности и достоинства» вещей является человек, стремящийся к удовлетворению собственных интересов.

«Моральное чувство» занимает важное место и в антропологии Д. Юма. Так же, как и сентименталисты, Юм видел источник нравственных суждений и действий не в разуме, а в моральном чувстве, в частности в человеколюбии и справедливости. Последняя составляет основание всех подлинно ценных нравственных побуждений. Рассматривая отдельные примеры добродетели и порока, шотландский философ различает их «положительную ценность» (merit) и «ценность отрицательную» (demerit). Юм занимал двойственную позицию в вопросе об «объективности» ценности: с одной стороны, он утверждал, что сами по себе объекты лишены всякого достоинства и «свою ценность они извлекают только из аффекта», что красота и ценность полностью соотносительны с возможностью вызывать «приятное чувствование» у субъекта; с другой — что у объектов есть «собственная ценность», существует «ценное само по себе». Вклад Юма в осмысление понятия ценности можно считать самым значительным в этой области рефлексии за весь до-кантовский период. Среди наиболее «провоцирующих» шагов Юма следует признать выяснение критериев ценности нравственных поступков и различение «ценности-для-себя» и «ценности-для-другого». Недостатком рассуждений Юма было его понимание ценного как «естественного», «природного», не позволяющее понять главного — в чём, собственно, ценность этого ценного?

В широко известной «Энциклопедии, или Толковом словаре наук, искусств и ремёсел» (1765) в специальной статье — «Valeur» — различаются ценность как достоинство вещей самих по себе и цена — как то, что доступно калькуляции; ценности в нравственном аспекте соотносятся с «чувством, порождаемым стремлением к славе и признанию».

Аксиологические проблемы волновали и немецких просветителей. Известный ученик Xр. фон Вольфа А. Г. Баумгартен выделяет в своей «Метафизике» (1739) среди человеческих способностей и способность суждения или оценки (Beurtheilungsvermögen), ответственную за рецепцию всего воспринимаемого с точки зрения удовольствия, неудовольствия и равнодушия. Он же вводит понятие «эстетическое достоинство (dignitas)», в коем различаются субъективный и объективный аспекты: первый идентичен «эстетической значительности (gravitas)». И. Г. Зульцер вводит понятие «ценность (Wert) эстетического материала», которое означает всё, что может привлечь внимание души, вызвать чувство. Хр. А. Крузий сформулировал идею свободной человеческой воли — источника нравственного долженствования — как всеобщей и высшей ценности; субъект нравственного веления как высшая ценность является конечной и безусловной целью нравственного поведения, по отношению к которой все является средством (в том числе счастье, благо, телесное совершенство и так далее). И. Н. Тетенс рассуждает об особых состояниях души, которые он в отличие от ощущений или «первоначальных представлений» называет чувствованиями (Empfindnisse) — внутренними восприятиями, «ответственными» за удовольствие, приятное, радость, надежду и так далее. Они имеют для субъекта специфическое ценностное значение и служат основанием его оценочного отношения к внешним и внутренним объектам. В соответствии с чувством удовольствия Тетенс определяет и универсальные оценочные понятия истины, добра и красоты, исходные для любых оценочных суждений.

Идея ценности у Иммануила Канта

Принципиально новые измерения понятие ценности обретает в сочинениях И. Канта, который конструирует решения этой проблемы на основаниях, прямо противоположных юмовским: ценность нравственных поступков соотносится не с «природными» для нас расположениями души, вроде симпатии, но как раз с тем противодействием, которое оказывает этим расположениям направляемая разумом воля. В «Основоположении к метафизике нравов» (1785) он вводит понятие «абсолютной ценности (Wert)» чистой доброй воли. Критерий этой «абсолютной ценности» в том, что истинная нравственная ценность присуща лишь тем нравственным действиям, которые совершаются даже не «сообразно долгу», но только «по долгу», то есть из стремления исполнить нравственный закон ради самого закона. Действие по долгу содержит моральную ценность «не в намерении», которое может быть посредством него реализовано, но в той максиме, согласно которой принимается решение совершить тот или иной поступок, и потому эта ценность зависит только от самого «принципа воления» безотносительно к каким-либо целям. Всё имеет лишь ту ценность, которую определяет нравственный закон. Поэтому ценность самого закона является уже безусловной и несравнимой ценностью, которой соответствует категория достоинства (Würde), коему следует в свою очередь воздавать «уважение» (Achtung). Только нравственная ценность определяет ценность человеческой индивидуальности.

В мире как «царстве целей» различимы три уровня ценностной реальности:

  1. то, что имеет рыночную цену (Marktpreis) — умение и прилежание в труде;
  2. то, что обладает аффективной ценой (Affektionspreis) — остроумие, живое воображение, весёлость;
  3. то, что имеет достоинство, внутреннюю ценность (innere Wert) — нравственные поступки и сами человеческие индивидуальности.

Аксиологические положения «Критики практического разума» (1788) развивают идеи «Основоположения». Представления личности относительно ценности своего существования основываются на особом чувстве моральной ценности. Истинно нравственное настроение преданности закону делает разумное существо «достойным причастности высшему благу, соразмерному с моральной ценностью его личности». В «Критике способности суждения» (1790) указывается, что категория ценности релевантна лишь этической области. Приятное, прекрасное и доброе означают три различных отношения к чувству удовольствия и неудовольствия. В каждом случае, однако, речь идёт о различных смысловых модальностях: приятное — то, что доставляет удовольствие, прекрасное — то, что нравится, доброе — «то, что ценят, одобряют, то есть то, в чём видят объективную ценность». Хотя сам Кант выводит, таким образом, эстетику за границы ценностно значимого, он оговаривается, что мы придаём ценность нашей жизни посредством целесообразной деятельности (это уже область эстетического). Его исследование суждений вкуса позволяет в определённой степени соотнести и эту проблематику с учением о ценности, поскольку речь идёт об оценочных (хотя, правда, и не о ценностных) суждениях. Так, специальный параграф первой части «Третьей критики» посвящён проблеме: предшествует ли в суждении вкуса чувство удовольствия оценке предмета или наоборот? Кант обосновывает второй способ его решения, утверждая, что «прекрасно то, что нравится только при оценке». Эстетическая оценка — «оценка без понятия», поэтому суждение вкуса не есть познавательное суждение. Эстетическая ценность произведений искусства связана с той «культурой», которую они дают душе.

Таким образом, Канту удалось определить ценностный мир как такой, который творится самим автономным действующим субъектом. Ценностное сознание и ценностное творчество оказываются возможными благодаря чистому «практическому разуму». Ограничение ценностной сферы нравственной деятельностью было самой смелой попыткой в истории философии разграничить царства ценности и природного бытия. Другая заслуга Канта заключается в чётко прочерченной иерархии рыночной цены вещей, аффективной цены душевных качеств и «внутренней ценности» — свободной и автономной личности. Впервые в истории философской мысли ценность-в-себе становится синонимом личности, и аксиология получает персонологическое обоснование. Наряду с этим Кант привнёс в учение о ценностях и телеологическую перспективу: весь мир существует ради ценности личности.

Основное значение «Третьей критики» Канта состоит в исследовании оценочных суждений, которые выявляют наиболее важную особенность эстетического восприятия действительности как предваряемого её оценкой. Правда, рационалистическая интерпретация ценности у Канта оставляла «невостребованным» «порядок сердца», который не ограничивается установками бескорыстной и автономной воли, сколь бы возвышенными они ни были. «Формальная» природа моральной ценности как следования формальному же «категорическому императиву» оставляла её предельно обедненной в сравнении с «материей» (содержанием) нравственных действий, ценность которых Кантом решительно отрицалась. Тем не менее, отмечая односторонности кантовского учения о ценности, нельзя не признать и того, что они же открыли и теоретическое пространство для тех достижений будущей аксиологии, которые в значительной мере и осуществлялись благодаря дистанцированию от них.

Идея ценности после Иммануила Канта

Если Кант признавал ценностно релевантным только «чувство моральной ценности», то послекантовская немецкая философия в целом расширяет эту область, пытаясь переместить ценностный мир из воли в сердце. Правда, И. Г. Фихте настаивает на том, что ценность индивида определяется его деятельностью (признавая уже, правда, что «безусловной ценностью» и значением обладает только жизнь как таковая), а Г. Хуфеланд видит в ценности прежде всего свойство вещей опосредовать разумное человеческое целеполагание. Однако Ф. Биунде уже считает, что именно чувство является принципом всех ценностных отношений к объектам, которые основываются на эмоциональном или разумном удовольствии, Г. Шульце утверждает, что ценностные суждения «обращаются» к чувствам, а И. Фриз — что чувство определяет ценность или не-ценность вещей. Ф. Аллийн начинает разрабатывать «аксиологическую логику», анализируя ценностное суждение, в коем оцениваемое образует субъект, а выражение оценки — в виде похвалы или порицания — предикат. Оценочными суждениями (в которых объект одобряется или не одобряется) занимался И. Ф. Гербарт, противопоставляя их суждениям теоретическим и дифференцируя оценки эстетические и этические. Ф. Э. Бенеке, писавший преимущественно в 1830-е годы и пытавшийся основать этику на ценностном чувстве, утверждал, что мы оцениваем вещи, исходя из их содействия «подъёму» и «спаду» наших внутренних чувствований. Это содействие может быть трёх ступеней: непосредственное, в воображении и в воспроизводстве в качестве желаний, волений и тому подобные, которые и образуют «умонастроение» и основание действий.

Иерархия ценностей

В психике каждого человека ценности выстраиваются в иерархию в соответствии с их значимостью. Для кого-то на первом месте может быть карьера, для кого-то главнее семья, а для кого-то важнее всего духовное развитие. Зная, как выглядит его иерархия значимых объектов и категорий, человек с большей эффективностью может прогнозировать свои действия.

Для диагностики ценностно-смысловой сферы личности используется тест Милтона Рокича. Он позволяет проранжировать основные терминальные и инструментальные ценности индивида. Мы с вами ограничимся терминальными.

Давайте определим, из чего состоит ваша система ценностей. Возьмите лист бумаги и ручку. Запишите с левой стороны в столбик 18 пунктов:

  1. Активная, деятельная жизнь.
  2. Здоровье.
  3. Мудрость.
  4. Интересная работа.
  5. Любовь.
  6. Красота природы и искусства.
  7. Материальный достаток.
  8. Наличие верных друзей.
  9. Общественное признание.
  10. Познание.
  11. Личная продуктивность.
  12. Саморазвитие.
  13. Свобода.
  14. Счастливая семейная жизнь.
  15. Счастье других людей.
  16. Творчество.
  17. Уверенность в себе.
  18. Удовольствия и развлечения.

Теперь вам нужно вдумчиво и внимательно прочитать список и выбрать одну самую важную для вас ценность. Запишите ее справа от списка, а в левом столбике зачеркните.

Проделайте процедуру еще раз уже с оставшимися 17 пунктами. Выберите самый важный и запишите его справа под первым. Затем еще и еще, пока в левом столбике не будут зачеркнуты все пункты, а справа не появится новый столбик. Он и будет вашей иерархией ценностей.

Первые 6 пунктов в вашей иерархии – самые значимые для вас объекты и категории, которые по большей части формируют картину мира и определяют поведение. Пункты с 7-го по 12-й – индифферентные для вас ценности, которые не оказывают особого влияния на личность. С 12-го пункта и ниже располагаются отвергаемые ценности. Вы либо совсем игнорируете их, либо относитесь с предубеждением.

Жизненные ценности

Очень емкое определение жизненным ценностям дал Эйнштейн:

Жизненные ценности (ЖЦ), которые являются приоритетными для конкретного человека, формируют его характер. Следовательно, человек – это продукт жизненных ценностей, которым он следует.

Все ЖЦ можно сгруппировать по 2 группам:

  1. личная жизнь, семья, отношения с людьми, т.е. духовные и нравственные ценности;
  2. работа (бизнес), благосостояние;

Бывает, что определенные события в жизни заставляют человека переосмыслить свои жизненные ценности.

Таким событием в судьбе наших бабушек и дедушек стала Великая Отечественная война. Для тогдашних мальчишек и девчонок все их жизненные устремления отошли на второй план, главным стало выжить в нечеловеческих условиях и победить врага.

В наше относительно мирное время заставить переосмыслить систему собственных жизненных ценностей могут самые разные события: рождение ребенка, смерть близкого человека, создание семьи, тяжелая болезнь, финансовые трудности и т.д.

Меняются ли ценности в течение жизни

Во взрослую жизнь человек, как правило, входит с уже сформировавшейся системой ценностей. Но это не значит, что до конца его дней она будет оставаться неизменной. Жизнь меняется – меняются приоритеты, накапливается опыт. Все это накладывает отпечаток на ценностно-смысловую сферу.

Как меняются приоритеты человека? Чаще всего это происходит без его сознательного участия. Например, в силу возрастных изменений. Вчерашний подросток и человек, перешагнувший 30-летний рубеж, сильно отличаются во взглядах, образе жизни, привычках. Если для первого главными в жизни могут быть удовольствия и развлечения, то второй уже больше ориентирован на семью и карьеру.

Также к слому сложившейся системы приоритетов может привести накопленный негативный опыт. Например, человек длительное время состоял в отношениях, строил планы создать семью, но партнер его предал. Испытав сильную боль и боясь повторения ситуации, наш герой решает снизить для себя значимость ценности “любовь” и сосредоточиться на карьере. Вернее, это решает за него мозг, а сам он просто чувствует фрустрацию в этой сфере жизни.

Семейные ценности

Семейные ценности – это традиции, поступки, черты, которые культивируются в отдельно взятой семье и частично передаются из поколения в поколение.

Почему частично? Будущие супруги растут и воспитываются в разных семьях, с различным семейным укладом. Создав собственную семью, муж и жена объединяют свои привычки, вкусы, культуру. В результате что-то из системы семейных ценностей отходит на второй план, появляется что-то новое.

Но главное в системе семейных ценностей остается неизменным:

  1. доверительные отношения;
  2. взаимоуважение;
  3. уверенность в том, что близкий человек придет на помощь в любой трудной ситуации.

Случается, что создание семьи не оправдывает ожиданий найти спутника, с которым бы хотелось вместе жить до глубокой старости и вместе воспитывать детей. Не нужно отчаиваться, судьба непременно даст еще попытку.

Проблемы в ценностно-смысловой сфере

Если в ценностно-смысловой сфере личности не все в порядке, будут страдать и другие структуры психики. А самое главное – существенно понизится качество жизни. Давайте рассмотрим возможные проблемы.

  • Конфликт нескольких ценностей

Бывают ситуации, когда жизненные приоритеты приходят в противоречие друг с другом. Это может привести к острому внутриличностному конфликту, который будет истощать человека.

Например, у молодого человека есть два жизненных приоритета: любовь и творчество. Он играет в рок-группе и состоит в отношениях с любимой и любящей девушкой. Но возникает ситуация, в которой ему приходится делать выбор между ними. Парню предлагают пятилетний контракт в другой стране с большими перспективами, но его девушка не может поехать с ним. Выбор для него будет очень сложным и мучительным.

  • Реализация чужих ценностей

Выше я писала, что человек сначала усваивает коллективную систему ценностей, а затем на основе нее формирует свою. Очень важно, чтобы не было перекосов ни в одну, ни в другую сторону. То есть личные не должны идти вразрез с коллективными, а коллективные не должны подавлять личные.

Например, девушка выросла в религиозной семье, где родители очень серьезно относились ко всем правилам и обрядам. Но девушка не чувствовала в душе такой же потребности. Ей хотелось жить обычной светской жизнью, радоваться и развлекаться, как делали все ее сверстники. Но страх и чувство вины перед родителями заставили принять их образ жизни и ограничить себя в желаниях.

  • Деструктивные способы реализации ценностей

Способы, с помощью которых человек реализует свои приоритеты, не должны идти вразрез с законом и нормами морали, а также не должны приносить вред самому человеку, другим людям и природе.

Например, реализовывать ценность “материальный достаток” нельзя с помощью кражи, ценность “удовольствия и развлечения” – с помощью приема наркотиков.

Суть

Сегодня в науке существует масса подходов к определению того, что такое ценности. Так, Макс Вебер определял их как некий идеальный императив, который является причиной социального действия. То есть простыми словами — уравнивал их с мотивами людей.

В американской социологии Т. Парсонс ценности относил к культурной составляющей. Если мы вспомним реальные из них: здоровье, любовь, дружба, богатство, то мы поймем, что эти слова обозначают какую-то идеальную ситуацию, которую нас приучили видеть в результате многолетней социализации.

И в социальных сетях мы видим, что многие люди пользуются этими нашими представлениями: выкладывают фотографии, которые призывают нас верить, что человек по ту сторону фотообъектива — уже достиг данной ценности. Потому и пользуется его профиль популярностью.

Таким образом — это действительно характеристика — характеристика реальных ситуаций, объектов, имеющих значение для людей. Такое определение можно привести и своими словами.

Благодаря им мы понимаем, где находимся сейчас, и к чему стремимся. Например, смотрит ребенок красивую поп-звезду, и ему хочется тоже стать такой же звездой, потому что телевизионная картинка транслирует ему актуальные на данный момент ценности.

Все это подкрепляется одобрительными возгласами зрителей и аплодисментами — поэтому даже у взрослого человека отпадают все сомнения — что надо ориентироваться именно вот на эту ценность. В психологии так и вообще ею именуют любой предмет, который имеет значение для одного человека или группы лиц.

Таким образом, это понятие не может сводиться только к мотиву, или только какому-то идеалу.

Какие бывают личные жизненные ценности в жизни у человека: список примеров

  • Активность.
  • Безмятежность.
  • Беспристрастность.
  • Благодарность.
  • Воодушевленность.
  • Жизнерадостность.
  • Гибкость.
  • Духовность.
  • Зрелищность.
  • Мечтательность.
  • Мудрость.
  • Надежность.
  • Независимость.
  • Обеспеченность.
  • Определенность.
  • Организованность.
  • Осознанность.
  • Откровенность.
  • Открытость.
  • Преданность.
  • Привлекательность.
  • Принадлежность.
  • Проактивность.
  • Решительность.
  • Скромность.
  • Стабильность.
  • Смелость.
  • Твердость.
  • Точность.
  • Умеренность.
  • Уникальность.
  • Финансовая независимость.
  • Хозяйственность.
  • Чувственность.
  • Щедрость.
  • Яркость.
  • Альтруизм.
  • Героизм.
  • Оптимизм.
  • Прагматизм.
  • Практицизм.
  • Профессионализм.
  • Реализм.
  • Баланс.
  • Богатство.
  • Гостеприимство.
  • Доброжелательство.
  • Любопытство.
  • Постоянство.
  • Совершенство.
  • Творчество.
  • Упорство.
  • Вера.
  • Власть.
  • Воображение.
  • Достижение.
  • Знание.
  • Исследование.
  • Наслаждение.
  • Образование.
  • Понимание.
  • Приключение.
  • Доверие.
  • Обилие.
  • Остроумие.
  • Открытие.
  • Правосудие.
  • Приятие.
  • Развитие.
  • Разнообразие.
  • Сочувствие.
  • Трудолюбие.
  • Удовольствие.
  • Хладнокровие.
  • Гигиена.
  • Глубина.
  • Дисциплина.
  • Самодисциплина.
  • Дружба.
  • Здоровье.
  • Комфорт.
  • Красота.
  • Логика.
  • Любовь.
  • Мир.
  • Надежда.
  • Опыт.
  • Победа.
  • Поддержка.
  • Покой.
  • Польза.
  • Правда.
  • Простота.
  • Рост.
  • Самоконтроль.
  • Свобода.
  • Семья.
  • Слава.
  • Страсть.
  • Счастье.
  • Традиция.
  • Энергия.
  • Синергия.
  • Успех.
  • Чистота.
  • Юмор.

Это далеко не полный перечень существующих в мире ценностных ориентиров. Исходя из него вы можете составить собственную иерархию, добавив другие понятия.

Пирамида ценностей

Знаменитая схема А. Маслоу, описывающая человеческие потребности, может охарактеризовать и систему, по которой выстраиваются жизненные приоритеты. Фундаментом существования человека в целом является его биологическая составляющая. Есть мотивы, которые нам диктует физиология: иначе говоря, сложно рассуждать о вечном, когда ты голоден, замерз или испытываешь боль.

Следующая ступень формирования приоритетов – стремление к безопасности. К нему относится желание организовать комфортное пространство для жизнедеятельности.

Уже после этого возникают социальные потребности, необходимость уважения и признания, жажда познания и творчества, эстетические и духовные ценности.

Функции

В культурологии и философии выделяют следующие функции ценностей в обществе:

  • Оценочная, ценностная. Как это бы ни тавтологично ни звучало, они помогают нам оценивать те или иные объекты, насколько они близки к идеалу? Например, смотрится какая-нибудь девочка Юля в зеркало и понимает, что до бьютиуомэн из Инсты ей еще ой-как далеко! Или человек, который пробежал пару шагов — а уже запыхался, понимает, что у него здоровья попросту нет!
  • Регулятивная. Они помогают нам в процессе взаимодействия с другими людьми. Например, ребенку говорят, что ругаются матом только гопники, хулиганы и нищие, поэтому ругаться нельзя. Если будешь всех обманывать, тебя перестанут воспринимать всерьез, а могут и посадить в тюрьму. Тут сразу возникает несколько ценностей: богатство, добропорядочность, свобода…. Сказал ребенок маме — иди подальше — встань в угол — узнай, что такое ограничение свободы!
  • Мировоззренческая. Сознание каждого человека вбирает в себя мировоззрение. Оно состоит из убеждений, идей, которые личность сама в себе культивирует или усвоила в ходе социализации.
  • Воспитания и социализации. Всем в детстве читали книжки-сказки с описанием того или иного должного и недолжного поведения героев. Именно в ходе этого процесса люди и формируют свои представления о морали и нравственности — ведущих ценностных систем.

Как-то так! Обязательно поделитесь этой статьей с друзьями в социальных сетях!
Поделиться в соц. сетях

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]