Суть и понятие
В психологии под термином «личность» понимается человек, который обладает совокупностью психологических характеристик, которые оказывают непосредственное влияние на поступки и их значимость в обществе. Каждая личность индивидуальна, поэтому всегда отличается от другой.
Также существуют и другие научные определения личности. Например, его роли в обществе, опыта и знаний. Это человек, несущий полную ответственность за свою жизнь, контролирующий свой выбор и обладающий чувством ответственности за совершенные поступки.
Таким образом, личность — это совокупность привычек, которые вырабатывались годами, и предпочтений человека, его эмоциональный настрой и жизненный тонус, социокультурный опыт и накопленные на протяжении долгих лет жизни знания. Это уникальный набор черт и особенностей человека на психологическом и физиологическом уровнях. Также это человеческий архетип, определяющий повседневное поведение и связь между обществом и природным миром. Кроме того, личность идентифицируется в аспекте проявления «поведенческих масок», созданных под разные жизненные ситуации и группы общественного взаимодействия.
Личность является относительно устойчивой системой поведения индивида, стержень которой — самооценка, созданная на основе оценочных суждений других людей и оценивании человеком своего окружения.
У понятия личность не существует строгих границ или рамок: в быту под ней понимают, например, характер всего человека в целом
С термином «личность» неразрывно связаны ещё два психологических понятия — индивид и индивидуальность. Под первым понимается отдельно взятый человек, обладающий совокупностью качеств, как врождённого, так и приобретённого характера. Индивидуальность же — система особенностей и эксклюзивных черт, по которым можно отличить одного человека от другого. Именно от неё, внутренней неповторимости, зависит личностная уникальность и склад человеческой психики.
Несмотря на схожесть определений, их нельзя отождествлять или приравнивать друг к другу, ведь и тот, и другой термин описывает отдельные аспекты жизни человека. В то же время и чрезмерно отдалять понятия друг от друга тоже было бы неправильно. Ведь каждый из людей многогранен, его невозможно рассматривать исключительно с одной стороны, словно видимую сторону Луны.
ИНДИВИД
Смотреть что такое «ИНДИВИД» в других словарях:
ИНДИВИД — ИНДИВИД, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ (от лат. individum неделимый) понятия, используемые, как правило, для описания и отображения разнообразных ипостасей бытия личности. Понятие «индивид» (впервые введено в научный оборот Цицероном как латинский аналог… … Новейший философский словарь
ИНДИВИД — ИНДИВИД, ИНДИВИДУУМ [лат. individuum неделимое, особь] 1) каждый самостоятельно существующий живой организм; 2) отдельный человек, личность. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. ИНДИВИДУУМ, ИНДИВИД (лат., individuum, от in не, и dividere… … Словарь иностранных слов русского языка
индивид — См. человек. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. индивид см. че … Словарь синонимов
ИНДИВИД — ИНДИВИД, индивидуум муж., лат. неделимое, лицо, особь, личность, единица, быть или жить, сущ., жен. Индивидуальный, личный, частный, свой, особый. ность жен. состоянье и принадлежность личного и частного. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863… … Толковый словарь Даля
ИНДИВИД — (от лат. Individuum неделимое), первоначально лат. перевод греч. понятия атом (впервые у Цицерона), в дальнейшем обозначение единичного в отличие от совокупности, массы; отд. живое существо, особь, отд. человек в отличие от коллектива,… … Философская энциклопедия
Индивид — Индивид, индивидуум (лат. individuum бөлінбейтін, дербес, жеке) өзгеше әлеуметтік атом, яғни социум болмысының онан әрі принципиалды бөлінбейтін элементі ретінде адамзаттың, қоғамның, халықтың, таптың, әлеуметтік топтың жеке алынған өкілін… … Философиялық терминдердің сөздігі
индивид — (от лат. individuum неделимое) 1) Человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного (см. генотип … Большая психологическая энциклопедия
ИНДИВИД — ИНДИВИД, индивида, муж. (книжн.). То же, что индивидуум. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ИНДИВИД — ИНДИВИД, а, муж. (книжн.). То же, что индивидуум. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
индивид — См. Особь (Источник: «Словарь терминов микробиологии») … Словарь микробиологии
индивид — индивид. См. индивидуум. (Источник: «Англо русский толковый словарь генетических терминов». Арефьев В.А., Лисовенко Л.А., Москва: Изд во ВНИРО, 1995 г.) … Молекулярная биология и генетика. Толковый словарь.
Источник
Структура личности
Как само понятие, так и структура личности в течение многих лет развития психологической науки вызывает вопросы и споры исследователей и учёных. Одни психологи убеждены, что термин не поддаётся структуризации и рационализации вообще. В то же время другие специалисты не устают искать и открывать новые теории личностной структуры. Однако на сегодняшний день существуют некоторые чётко обозначенные параметры, дающие возможность понимать структуру личности. Таких систем несколько. В зависимости от объективных и субъективных социальных свойств, личностная структура основана на таких подходах, как:
деятельность, культура, память ценностные ориентации, культура, роли и статусы
Биологические и социальные структуры личности имеют 4 уровня:
1. Низший — подструктура, объединяющая возрастные и половые свойства психики, врождённые особенности нервной системы, аспекты темперамента.
2. Второй — индивидуальные проявления памяти и восприятия, мышление и способности, ощущения. Эти характеристики зависят, как от врождённых факторов, так и от приобретённого опыта — тренировки, развитие и совершенствование.
3. Третий — социальный опыт на основе знаний и навыков, привычек и умений.
4. Высший уровень представляет собой направленность личности. Она состоит из влечений и желаний, склонностей и взглядов, интересов и идеалов, убеждений и мировоззрения.
Люди значительно различаются между собой: каждая подструктура той или иной личности имеет различия по убеждениям и интересам, опыту и знаниям, способностям и умениям, характеру и темпераменту. Именно поэтому бывает сложно понять другого человека по примеру самого себя, непросто разобраться в противоречиях и несовпадениях во мнении, природе конфликтов между людьми. Для более глубокого понимания себя и других не обойтись без определённых знаний и природной наблюдательности.
Ключевые составляющие личности: темперамент, характер, способности, эмоции и воля, мотивы и потребности, направленность
Базовые категории психологии личности: индивид, личность, индивидуальность
Как в общественных науках, так и в житейской практике широко используются понятия: человек, индивид, личность, индивидуальность. При этом нередко они или отождествляются, или противопоставляются. То и другое ошибочно.
Самое широкое понятие: человек — это биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих вида Homo sapiens. Человек в отличие от животных наделен сознанием. У него особая телесная организация: прямохождение, наличие рук, приспособленных к труду, развитый мозг и т.п.
Вместе с тем человек — существо общественное. Человек — носитель сознания, которое само по себе является общественным продуктом. Вспомните отличия психики человека от психики животных.
Нередко применяемая формулировка «человеческая личность» некорректна. Хотя слова «человек» и «личность» не синонимы и человек может не быть личностью (новорожденный), личность — это всегда человек, и личностью не обладает никто, кроме человека. Но человек — это не только личность, но и организм, вершина филогенеза живых существ.
Индивид — человек с точки зрения его психофизиологических особенностей (индивидуальные особенности). В основе понятия «индивид» лежит факт неделимости, целостности субъекта и наличия свойственных ему особенностей.
В понятии «человек» как индивид выражаются два основных признака:
1) человек — это своеобразный представитель других живых существ, продукт фило- и онтогенетического развития, носитель видовых черт;
2) отдельный представитель человеческой общности; выходящее за рамки природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами.
Оба значения понятия взаимосвязаны и описывают человека как существо своеобразное.
Наиболее общими характеристиками индивида являются: целостность и своеобразие психофизиологической организации; устойчивость во взаимодействии с окружающей средой; активность.
В обыденной жизни под индивидом понимают конкретного человека со всеми присущими ему особенностями.
Как заметил А. Н. Леонтьев, в нашем языке хорошо отражается несовпадение понятий «индивид» и «личность». Слово «личность» употребляется нами только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим «личность животного» или «личность новорожденного». Однако можно и о животном и о новорожденном говорить как об индивидах, об их индивидуальных особенностях (например, возбудимое, спокойное, агрессивное животное). Индивидом рождаются, а личностью становятся.
Личность — это сознательный индивид. Нельзя понять общественную роль личности, не анализируя ее психики: мотивов поведения, характера и способностей, а в некоторых случаях и особенностей ее телесной организации (например, типа нервной системы).
Личность — социальное качество человека, степень включенности в системы социальных отношений. Человек рождается биологическим существом, в процессе социализации становится собственно человеком (индивидом), далее — личностью, качество которой зависит от среды, культуры и других многочисленных социальных характеристик его окружения. Ж. Пиаже заметил однажды, что общество выпускает на свет божий тысячи дикарей, которых следует цивилизовать, сделать общественными индивидами.
В понятии «личность» явление и сущность не совпадают. В личности мы склонны видеть конкретного человека. Однако сущность отдельной личности — ее социальные качества. Физическая природа человека не меняется тысячелетиями. Социальные же качества человека проявляются в социальных отношениях, т.е. есть сеть общественных отношений, в которые каждый попадает с рождения (где, в каком обществе — от этого зависит даже имя человека).
Личностные черты зависят от потребности общества, т.е. существует заказ общества: какие типы личностей ему нужны. В России за последние годы изменилась система ценностей и произошел парадокс: вместо личности социалистического типа теперь образцом подражания становятся те, кого раньше репрессировали, подавляли.
Индивидуальность — это личность в ее своеобразии. Когда говорят об индивидуальности, то имеют в виду оригинальность личности. Обычно словом «индивидуальность» определяют какую-либо главенствующую особенность личности, делающую ее непохожей на окружающих. Индивидуален каждый человек, но индивидуальность одних проявляется ярко, других — малозаметно.
При выделении понятия «индивид» в психологии личности отвечают прежде всего на вопрос, в чем данный человек подобен другим людям, т.е. указывают, что объединяет данного человека с человеческим видом.
Понятие «индивид» не следует смешивать с противоположным по значению понятием «индивидуальность», с помощью которого дается ответ на вопрос, чем данный человек отличается от всех других людей. «Индивид» обозначает нечто целостное, неделимое. Этимологическим истоком этого значения понятия «индивид» и является латинский термин («индивидуум»). Характеризуя «личность» также имеют в виду «целостность», но такую «целостность», которая рождается в обществе.
Разграничение понятий «индивид» и «личность» имеет не только методологические, но и эмпирические основания. Если представить шкалу с противоположными точками «индивид» и «личность», то на одном ее конце окажется «личность без телесного индивида» вроде описанного Ю. Тыняновым поручика Киже или различных мифических личностей, а на другом — «индивид без личности» вроде детей, выращенных животными (феномен Маугли). Разрывать полностью эти понятия нельзя.
По мнению Б.Г. Ананьева, единство биологического и социального в человеке обеспечивается посредством единства таких его макрохарактеристик, как индивид, личность, субъект и индивидуальность.
Рис. 5.2. Структура понятия «индивид» (по Б. Г. Ананьеву)
Носителем биологического в человеке является, главным образом, индивид. Человек как индивид представляет собой совокупность природных, генетически обусловленных свойств, развитие которых осуществляется в ходе онтогенеза, результатом чего становится биологическая зрелость человека. Человека как индивида и его развитие в онтогенезе изучают общая, дифференциальная, возрастная психологии, психофизиология, онтопсихофизиология.
Б. Г. Ананьев выделял первичные и вторичные свойства индивида. К первичным он относил свойства, присущие всем людям, такие как возрастные особенности (соответствие определенному возрасту) и половой диморфизм (принадлежность к определенному полу), а также индивидуально-типические характеристики, в том числе конституциональные особенности (особенности сложения тела), нейродинамические свойства мозга, особенности функциональной геометрии больших полушарий. Совокупность первичных свойств индивида определяет его вторичные свойства: динамику психофизиологических функций и структуру органических потребностей. В свою очередь, интеграция всех этих свойств обусловливает особенности темперамента и задатки человека.
Социальное представлено в человеке посредством личности и субъекта деятельности. При этом речь не идет о противопоставлении биологического и социального хотя бы потому, что индивид в ходе индивидуальной жизни социализируется и приобретает новые свойства. С другой стороны, личностью и субъектом деятельности человек может стать лишь на основе некоторых индивидных структур.
Под личностью понимается индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Некоторые авторы под личностью понимают системное свойство индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. Есть и другие толкования этого понятия, но все они сходятся в одном: понятие «личность» характеризует человека как социальное существо. В рамках данного понятия рассматриваются следующие психологические свойства личности: мотивация, темперамент, способности и характер.
Наиболее известным определением личности является определение С. Л. Рубинштейна, согласно которому личность есть совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия. Таким образом, личность есть то, чего хочет человек (так называемая направленность как мотивационно-потребностная система личности, ценности, установки, идеалы); что может человек (его способности и дарования), что есть он сам (что из его тенденций, установок и поведения закрепилось в его характере).
Исходя из вышесказанного личность характеризуется пятью потенциалами:
1. Гносеологический (познавательный) потенциал личности определяется объемом и качеством информации, которой располагает личность. Данная информация складывается из знаний о внешнем мире (природном и социальном) и самопознания. Этот потенциал включает в себя психологические качества, с которыми связана познавательная деятельность человека.
2. Аксиологический (ценностный) потенциал личности определяется приобретенной ею в процессе социализации системой ценностных ориентации в нравственной, политической, религиозной, эстетической сферах, т. е. ее идеалами, жизненными целями, убеждениями и устремлениями. Речь идет здесь, следовательно, о единстве психологических и идеологических моментов, сознания личности и ее самосознания, которые вырабатываются с помощью эмоционально-волевых и интеллектуальных механизмов, раскрываясь в ее мироощущении, мировоззрении и мироустремлении.
3. Творческий потенциал личности определяется полученными ею и самостоятельно выработанными умениями и навыками, способностями к действию созидательному или разрушительному, продуктивному или репродуктивному, а также мерой их реализации в той или иной сфере (или нескольких сферах) труда, социально-организаторской и критической деятельности.
4. Коммуникативный потенциал личности определяется мерой и формами ее общительности, характером и прочностью контактов, устанавливаемых ею с другими людьми. По своему содержанию межличностное общение выражается в системе социальных ролей.
5. Художественный потенциал личности определяется уровнем, содержанием, интенсивностью ее художественных потребностей и тем, как она их удовлетворяет. Художественная; активность личности развертывается и в творчестве, профессиональном и самодеятельном, и в «потреблении» произведений искусства. Каждый человек как личность проходит свой жизненный путь, в рамках которого происходит социализация индивида и формируется его социальная зрелость. В данном случае он представляет собой совокупность общественных отношений: экономических, политических, правовых. Человека как личность изучают общая, дифференциальная, сравнительная психологии, психолингвистика, психология отношений, психологическое учение о мотивации.
Однако человек — это не только индивид и личность, но и носитель сознания, субъект деятельности, производящий материальные и духовные ценности. Человек как субъект предстает со стороны его внутренней, психической жизни, как носитель психических явлений. Структура человека как субъекта деятельности образуется из определенных свойств индивида и личности, которые соответствуют предмету и средствам деятельности. Основу предметной деятельности человека составляет труд, и потому он выступает как субъект труда. Основу теоретической или познавательной деятельности составляют процессы познания, и потому человек предстает как субъект познания. В основе коммуникативной деятельности лежит общение, что позволяет рассматривать человека в качестве субъекта общения. Результатом осуществления различных видов деятельности человека как субъекта становится достижение им психической зрелости. Человека как субъекта деятельности изучают психология познания, творчества, труда, общая и генетическая психологии.
Таким образом, каждый человек предстает в виде некоторой целостности — как индивид, личность и субъект — обусловленной единством биологического и социального. Как индивид он развивается в онтогенезе, а как личность он проходит свой жизненный путь, в ходе которого осуществляется социализация индивида.
Итак, человек может рассматриваться:
• как представитель живой природы, биологический объект;
• как субъект сознательной деятельности;
• как социальное существо.
Следовательно, человек — это биосоциальное существо, наделенное сознанием и способностью к деятельности. Объединение этих трех уровней в одно целое формирует интегральную характеристику человека — его индивидуальность.
В ряде концепций (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев) индивидуальность понимается как высший уровень развития личности. B. C. Мерлин рассматривает понятие «индивидуальность» как интегративную структуру любой личности. А. Г. Маклаков рассматривает индивидуальность как совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер. Разнообразие условий воспитания и врожденных характеристик порождает широкую вариативность проявлений индивидуальности.
На уровне индивидуальности возможны наивысшие достижения человека, поскольку индивидуальность проявляется во взаимосвязи и единстве свойств человека как индивида, личности и субъекта деятельности . Именно это единство составляет основу для максимально полного развития и выражения человеком своих способностей, помогает ему внести свой собственный неповторимый вклад в общественное развитие. Психологическое содержание индивидуальности полнее других выражает понятие цельности.
Роль системообразующего качества (фактора) на уровне личности, в структуре которого функционируют и природные свойства индивида, выполняет направленность личности. На уровне субъекта деятельности аналогичную роль выполняет индивидуальный стиль деятельности. Взаимодействуя между собой, направленность личности и индивидуальный стиль деятельности обеспечивают содружество всех уровней, что выражается в единстве личностных и деятельностных характеристик человека.
Это единство личности и субъекта деятельности находит свое выражение в успешной трудовой, познавательной и коммуникативной деятельности человека, обусловливая неповторимость его вклада в общественный фонд.
Еще раз повторим мысль о том, что каждый человек предстает одновременно и как индивид, и как личность, и как субъект деятельности, но далеко не всякому удается стать индивидуальностью. Также верно и то, что каждый человек представляет собой структурное целое, но далеко не каждому удается стать цельной личностью, т. е. добиться гармоничного взаимодействия всех качеств, свойств, способов деятельности.
Итак, человек — один из наиболее сложных объектов реального мира. Структурная организация человека носит многоуровневый характер и отражает его природную и социальную сущность.
Главной чертой человека как субъекта, отличающей его от остальных живых существ, является сознание. Сознание — это высшая форма психического развития, присущая только человеку. Оно определяет возможность познания объективной реальности, формирования целенаправленного поведения и, как следствие, преобразования окружающего мира. В свою очередь, способность сознательной деятельности по преобразованию окружающего мира является еще одной чертой человека как субъекта. Таким образом, субъект — это индивид как носитель сознания, обладающий способностью к деятельности. Итак, человек может рассматриваться, во-первых, как представитель живой природы, биологический объект, во-вторых, как субъект сознательной деятельности и, в-третьих, как социальное существо. То есть человек — это биосоциальное существо, наделенное сознанием и способностью к деятельности. Объединение этих трех уровней в одно целое формирует интегральную характеристику человека — его индивидуальность
Индивидуальность — это совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер. Разнообразие условий воспитания и врожденных характеристик порождает широкую вариативность проявлений индивидуальности.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что человек — один из наиболее сложных объектов реального мира. Структурная организация человека носит многоуровневый характер и отражает его природную и социальную сущность. Поэтому не удивительно, что существует значительное число наук, изучающих человека и его деятельность.
Как в общественных науках, так и в житейской практике широко используются понятия: человек, индивид, личность, индивидуальность. При этом нередко они или отождествляются, или противопоставляются. То и другое ошибочно.
Самое широкое понятие: человек — это биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих вида Homo sapiens. Человек в отличие от животных наделен сознанием. У него особая телесная организация: прямохождение, наличие рук, приспособленных к труду, развитый мозг и т.п.
Вместе с тем человек — существо общественное. Человек — носитель сознания, которое само по себе является общественным продуктом. Вспомните отличия психики человека от психики животных.
Нередко применяемая формулировка «человеческая личность» некорректна. Хотя слова «человек» и «личность» не синонимы и человек может не быть личностью (новорожденный), личность — это всегда человек, и личностью не обладает никто, кроме человека. Но человек — это не только личность, но и организм, вершина филогенеза живых существ.
Индивид — человек с точки зрения его психофизиологических особенностей (индивидуальные особенности). В основе понятия «индивид» лежит факт неделимости, целостности субъекта и наличия свойственных ему особенностей.
В понятии «человек» как индивид выражаются два основных признака:
1) человек — это своеобразный представитель других живых существ, продукт фило- и онтогенетического развития, носитель видовых черт;
2) отдельный представитель человеческой общности; выходящее за рамки природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами.
Оба значения понятия взаимосвязаны и описывают человека как существо своеобразное.
Наиболее общими характеристиками индивида являются: целостность и своеобразие психофизиологической организации; устойчивость во взаимодействии с окружающей средой; активность.
В обыденной жизни под индивидом понимают конкретного человека со всеми присущими ему особенностями.
Как заметил А. Н. Леонтьев, в нашем языке хорошо отражается несовпадение понятий «индивид» и «личность». Слово «личность» употребляется нами только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим «личность животного» или «личность новорожденного». Однако можно и о животном и о новорожденном говорить как об индивидах, об их индивидуальных особенностях (например, возбудимое, спокойное, агрессивное животное). Индивидом рождаются, а личностью становятся.
Личность — это сознательный индивид. Нельзя понять общественную роль личности, не анализируя ее психики: мотивов поведения, характера и способностей, а в некоторых случаях и особенностей ее телесной организации (например, типа нервной системы).
Личность — социальное качество человека, степень включенности в системы социальных отношений. Человек рождается биологическим существом, в процессе социализации становится собственно человеком (индивидом), далее — личностью, качество которой зависит от среды, культуры и других многочисленных социальных характеристик его окружения. Ж. Пиаже заметил однажды, что общество выпускает на свет божий тысячи дикарей, которых следует цивилизовать, сделать общественными индивидами.
В понятии «личность» явление и сущность не совпадают. В личности мы склонны видеть конкретного человека. Однако сущность отдельной личности — ее социальные качества. Физическая природа человека не меняется тысячелетиями. Социальные же качества человека проявляются в социальных отношениях, т.е. есть сеть общественных отношений, в которые каждый попадает с рождения (где, в каком обществе — от этого зависит даже имя человека).
Личностные черты зависят от потребности общества, т.е. существует заказ общества: какие типы личностей ему нужны. В России за последние годы изменилась система ценностей и произошел парадокс: вместо личности социалистического типа теперь образцом подражания становятся те, кого раньше репрессировали, подавляли.
Индивидуальность — это личность в ее своеобразии. Когда говорят об индивидуальности, то имеют в виду оригинальность личности. Обычно словом «индивидуальность» определяют какую-либо главенствующую особенность личности, делающую ее непохожей на окружающих. Индивидуален каждый человек, но индивидуальность одних проявляется ярко, других — малозаметно.
При выделении понятия «индивид» в психологии личности отвечают прежде всего на вопрос, в чем данный человек подобен другим людям, т.е. указывают, что объединяет данного человека с человеческим видом.
Понятие «индивид» не следует смешивать с противоположным по значению понятием «индивидуальность», с помощью которого дается ответ на вопрос, чем данный человек отличается от всех других людей. «Индивид» обозначает нечто целостное, неделимое. Этимологическим истоком этого значения понятия «индивид» и является латинский термин («индивидуум»). Характеризуя «личность» также имеют в виду «целостность», но такую «целостность», которая рождается в обществе.
Разграничение понятий «индивид» и «личность» имеет не только методологические, но и эмпирические основания. Если представить шкалу с противоположными точками «индивид» и «личность», то на одном ее конце окажется «личность без телесного индивида» вроде описанного Ю. Тыняновым поручика Киже или различных мифических личностей, а на другом — «индивид без личности» вроде детей, выращенных животными (феномен Маугли). Разрывать полностью эти понятия нельзя.
По мнению Б.Г. Ананьева, единство биологического и социального в человеке обеспечивается посредством единства таких его макрохарактеристик, как индивид, личность, субъект и индивидуальность.
Рис. 5.2. Структура понятия «индивид» (по Б. Г. Ананьеву)
Носителем биологического в человеке является, главным образом, индивид. Человек как индивид представляет собой совокупность природных, генетически обусловленных свойств, развитие которых осуществляется в ходе онтогенеза, результатом чего становится биологическая зрелость человека. Человека как индивида и его развитие в онтогенезе изучают общая, дифференциальная, возрастная психологии, психофизиология, онтопсихофизиология.
Б. Г. Ананьев выделял первичные и вторичные свойства индивида. К первичным он относил свойства, присущие всем людям, такие как возрастные особенности (соответствие определенному возрасту) и половой диморфизм (принадлежность к определенному полу), а также индивидуально-типические характеристики, в том числе конституциональные особенности (особенности сложения тела), нейродинамические свойства мозга, особенности функциональной геометрии больших полушарий. Совокупность первичных свойств индивида определяет его вторичные свойства: динамику психофизиологических функций и структуру органических потребностей. В свою очередь, интеграция всех этих свойств обусловливает особенности темперамента и задатки человека.
Социальное представлено в человеке посредством личности и субъекта деятельности. При этом речь не идет о противопоставлении биологического и социального хотя бы потому, что индивид в ходе индивидуальной жизни социализируется и приобретает новые свойства. С другой стороны, личностью и субъектом деятельности человек может стать лишь на основе некоторых индивидных структур.
Под личностью понимается индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Некоторые авторы под личностью понимают системное свойство индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. Есть и другие толкования этого понятия, но все они сходятся в одном: понятие «личность» характеризует человека как социальное существо. В рамках данного понятия рассматриваются следующие психологические свойства личности: мотивация, темперамент, способности и характер.
Наиболее известным определением личности является определение С. Л. Рубинштейна, согласно которому личность есть совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия. Таким образом, личность есть то, чего хочет человек (так называемая направленность как мотивационно-потребностная система личности, ценности, установки, идеалы); что может человек (его способности и дарования), что есть он сам (что из его тенденций, установок и поведения закрепилось в его характере).
Исходя из вышесказанного личность характеризуется пятью потенциалами:
1. Гносеологический (познавательный) потенциал личности определяется объемом и качеством информации, которой располагает личность. Данная информация складывается из знаний о внешнем мире (природном и социальном) и самопознания. Этот потенциал включает в себя психологические качества, с которыми связана познавательная деятельность человека.
2. Аксиологический (ценностный) потенциал личности определяется приобретенной ею в процессе социализации системой ценностных ориентации в нравственной, политической, религиозной, эстетической сферах, т. е. ее идеалами, жизненными целями, убеждениями и устремлениями. Речь идет здесь, следовательно, о единстве психологических и идеологических моментов, сознания личности и ее самосознания, которые вырабатываются с помощью эмоционально-волевых и интеллектуальных механизмов, раскрываясь в ее мироощущении, мировоззрении и мироустремлении.
3. Творческий потенциал личности определяется полученными ею и самостоятельно выработанными умениями и навыками, способностями к действию созидательному или разрушительному, продуктивному или репродуктивному, а также мерой их реализации в той или иной сфере (или нескольких сферах) труда, социально-организаторской и критической деятельности.
4. Коммуникативный потенциал личности определяется мерой и формами ее общительности, характером и прочностью контактов, устанавливаемых ею с другими людьми. По своему содержанию межличностное общение выражается в системе социальных ролей.
5. Художественный потенциал личности определяется уровнем, содержанием, интенсивностью ее художественных потребностей и тем, как она их удовлетворяет. Художественная; активность личности развертывается и в творчестве, профессиональном и самодеятельном, и в «потреблении» произведений искусства. Каждый человек как личность проходит свой жизненный путь, в рамках которого происходит социализация индивида и формируется его социальная зрелость. В данном случае он представляет собой совокупность общественных отношений: экономических, политических, правовых. Человека как личность изучают общая, дифференциальная, сравнительная психологии, психолингвистика, психология отношений, психологическое учение о мотивации.
Однако человек — это не только индивид и личность, но и носитель сознания, субъект деятельности, производящий материальные и духовные ценности. Человек как субъект предстает со стороны его внутренней, психической жизни, как носитель психических явлений. Структура человека как субъекта деятельности образуется из определенных свойств индивида и личности, которые соответствуют предмету и средствам деятельности. Основу предметной деятельности человека составляет труд, и потому он выступает как субъект труда. Основу теоретической или познавательной деятельности составляют процессы познания, и потому человек предстает как субъект познания. В основе коммуникативной деятельности лежит общение, что позволяет рассматривать человека в качестве субъекта общения. Результатом осуществления различных видов деятельности человека как субъекта становится достижение им психической зрелости. Человека как субъекта деятельности изучают психология познания, творчества, труда, общая и генетическая психологии.
Таким образом, каждый человек предстает в виде некоторой целостности — как индивид, личность и субъект — обусловленной единством биологического и социального. Как индивид он развивается в онтогенезе, а как личность он проходит свой жизненный путь, в ходе которого осуществляется социализация индивида.
Итак, человек может рассматриваться:
• как представитель живой природы, биологический объект;
• как субъект сознательной деятельности;
• как социальное существо.
Следовательно, человек — это биосоциальное существо, наделенное сознанием и способностью к деятельности. Объединение этих трех уровней в одно целое формирует интегральную характеристику человека — его индивидуальность.
В ряде концепций (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев) индивидуальность понимается как высший уровень развития личности. B. C. Мерлин рассматривает понятие «индивидуальность» как интегративную структуру любой личности. А. Г. Маклаков рассматривает индивидуальность как совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер. Разнообразие условий воспитания и врожденных характеристик порождает широкую вариативность проявлений индивидуальности.
На уровне индивидуальности возможны наивысшие достижения человека, поскольку индивидуальность проявляется во взаимосвязи и единстве свойств человека как индивида, личности и субъекта деятельности . Именно это единство составляет основу для максимально полного развития и выражения человеком своих способностей, помогает ему внести свой собственный неповторимый вклад в общественное развитие. Психологическое содержание индивидуальности полнее других выражает понятие цельности.
Роль системообразующего качества (фактора) на уровне личности, в структуре которого функционируют и природные свойства индивида, выполняет направленность личности. На уровне субъекта деятельности аналогичную роль выполняет индивидуальный стиль деятельности. Взаимодействуя между собой, направленность личности и индивидуальный стиль деятельности обеспечивают содружество всех уровней, что выражается в единстве личностных и деятельностных характеристик человека.
Это единство личности и субъекта деятельности находит свое выражение в успешной трудовой, познавательной и коммуникативной деятельности человека, обусловливая неповторимость его вклада в общественный фонд.
Еще раз повторим мысль о том, что каждый человек предстает одновременно и как индивид, и как личность, и как субъект деятельности, но далеко не всякому удается стать индивидуальностью. Также верно и то, что каждый человек представляет собой структурное целое, но далеко не каждому удается стать цельной личностью, т. е. добиться гармоничного взаимодействия всех качеств, свойств, способов деятельности.
Итак, человек — один из наиболее сложных объектов реального мира. Структурная организация человека носит многоуровневый характер и отражает его природную и социальную сущность.
Главной чертой человека как субъекта, отличающей его от остальных живых существ, является сознание. Сознание — это высшая форма психического развития, присущая только человеку. Оно определяет возможность познания объективной реальности, формирования целенаправленного поведения и, как следствие, преобразования окружающего мира. В свою очередь, способность сознательной деятельности по преобразованию окружающего мира является еще одной чертой человека как субъекта. Таким образом, субъект — это индивид как носитель сознания, обладающий способностью к деятельности. Итак, человек может рассматриваться, во-первых, как представитель живой природы, биологический объект, во-вторых, как субъект сознательной деятельности и, в-третьих, как социальное существо. То есть человек — это биосоциальное существо, наделенное сознанием и способностью к деятельности. Объединение этих трех уровней в одно целое формирует интегральную характеристику человека — его индивидуальность
Индивидуальность — это совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер. Разнообразие условий воспитания и врожденных характеристик порождает широкую вариативность проявлений индивидуальности.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что человек — один из наиболее сложных объектов реального мира. Структурная организация человека носит многоуровневый характер и отражает его природную и социальную сущность. Поэтому не удивительно, что существует значительное число наук, изучающих человека и его деятельность.
Основные типы личности
Одну из самых популярных типологий личности разработал психолог-аналитик из Швейцарии Карл Густав Юнг. В своей деятельности практикующего психолога Юнг выделяет два основных личностных типа: экстраверты и интроверты. Типология отличается в зависимости от того, на чём больше сфокусирован человек в течение своей жизни: на внешних объектах или на внутренних переживаниях. Часто можно ошибочно причислять себя к противоположному типу из-за существующей особой тенденции, которая нацелена компенсировать односторонность действий.
Следует учитывать и тот факт, что в каждом человеке заложены качества и экстраверта, и интроверта, определённое сочетание которых представляет конкретный тип личности. «Жизнь определяет сознание» — именно так можно сказать в случае с экстравертным типом личности. «Сознание определяет жизнь» — более актуальный принцип для интровертов.
Логичным было бы стремление к уравновешиванию обоих типов, но в реальной жизни этого не происходит: всегда существует определённый «перекос» в мировосприятии и самоотождествлении. Вследствие этого выделяется определённый тип по способу преобладания того или иного механизма взаимодействия с окружающим миром.
Личность
Для начала нужно сказать, что это понятие представляет собой. Термин «личность» глубок в своем значении и представляет значительную сложность для понимания. Для начала необходимо сказать о нем в рамках исторического контекста.
Еще в Древнем Риме под личностью понимали ритуальную маску, снятую с лица умершего хозяина дома, которую впоследствии хранили в доме. Значение слова связывалось с индивидуальными правами, именем и привилегиями, передаваемыми только по мужской линии рода. Переносясь в Древнюю Грецию, можно открыть иное значение личности – это маска, надеваемая актерами спектакля на свое лицо.
Философ Древней Греции – Теофаст, выделил целых тридцать типов личности в своем трактате «Этические характеры». Что касается России, то понятие «личность» продолжительное время знаменовало собой нечто мерзкое и оскорбительное и обозначало «личину», под которой находится настоящее лицо.
В чем же принципиальное отличие понятия «личность» от индивида? Формирование личности происходит под влиянием общественных отношений, внешнего окружения, культурологических особенностей и воспитания. Как социально-психологическое явление личность подразумевает значимость человека в обществе и подчеркивает его индивидуальность.
Качества личности
Под качествами личности в психологии понимается уникальный набор черт и характеристик, которые присущи человеку. Они сугубо персональные по своей природе и выражают стороны характера, поведенческие модели в социуме или окружающем мире.
Личностным качествам присуща динамичность и устойчивость. Они оказывают влияние на все аспекты человеческой жизнедеятельности, будь то выбор одежды для выхода «в свет» или карьерные предпочтения и амбиции в профессиональной деятельности.
Личностные черты классифицируются на несколько видов, например:
Социально-психологические. Базовые и вторичные свойства, набор черт и особенностей в структуре индивидуума.
Волевые. К примеру, целеустремлённость, самостоятельность, решительность, выдержка.
Нравственные. Эти свойства корректируются жизнью под влиянием совокупности факторов: положение в семье; влияние образовательного учреждения или дворовой компании; отношения в обществе; индивидуальный жизненный опыт и т.п. Каждый из аспектов работает по конкретным нравственным правилам. Они формируют отношение личности к себе и своему окружению. Исходя из заложенных во внутренний мир ценностей, нравственные качества классифицируются на гуманистические, националистические, расовые, религиозно-фанатические.
Профессиональные, например:
вербальность — языковые навыки, отменное налаживание связей между словами и понятиями любовь и владение числами — способность выполнять стандартные арифметические действия с максимальной точностью и оперативностью корректировка цифр, трёхмерное понимание предметов детализация объектов и графики моторная координация по движению конечностей и глаз, согласование по сигналам ловкость и цветовое восприятие общий интеллект — предрасположенность к обучению, возможность делать правильные выводы из поставленных задач
Сильная личность
На протяжении жизни человек может попадать в экстремальные ситуации, которые становятся проверкой того, насколько силен его внутренний стержень — индивидуальность и личность. Насколько укоренились и стали частью «Я» его убеждения, принципы, мировоззрение и т. д.
Австрийские психиатры Бруно Беттельгейм и Виктор Франкл, попавшие в концлагеря во время Второй мировой войны, писали, что от сохранения индивидуальности иногда зависит сама жизнь человека. Условия концлагерей приводили не только к физическому истощению, но и к разрушению личности — целью фашистов было опустить заключенных до уровня индивида, занятого лишь биологическими потребностями. На практике такой индивид хотя и становился «идеальным» послушным заключенным, но быстро терял волю к жизни, память, способности и даже инстинкт самосохранения.
Франклу и Беттельгейму, по их собственному признанию, помогло выжить только стремление сохранить свою индивидуальность —продолжать умственную работу, ставить перед собой жизненные цели, даже если их реализация была на тот момент маловероятной. Так, Беттельгейм, лишенный возможности писать, сочинял книгу в уме, а Франкл вместе с группой врачей организовал тайную службу психологической помощи другим заключенным. Сильную личность как высшую ступень развития характеризует умение преодолевать жизненные обстоятельства, поставив духовные ценности не только выше материальных, но и выше биологических потребностей.
Итак, мы разобрались, что такое личность в обществознании и чем этот термин отличается от таких понятий, как «индивид» и «человек». Помимо теоретического материала предлагаем небольшой тест.
Черты и свойства личности
Под чертами или свойствами личности подразумеваются человеческие характеристики, которые обозначают глубинные (внутренние) особенности конкретного индивида. Это касается как поведения в социуме и умения общаться, так и особого реагирования на различные жизненные ситуации в аспекте долговременных контактов. Природа личностных черт и биологическая (врождённая), и ситуативная (зависит от обстоятельств).
Чертами личности нельзя назвать физические качества, социальные характеристики и звания, временные состояния. Не могут восприниматься в качестве личностных свойств и выводы, основанные на субъективном отношении к личности другого человека
Создание полного и, тем более, правильного перечня личностных черт невозможно. Во-первых, потому что он может быть бесконечным, как количество людей на планете. Во-вторых, всегда возможен произвольный характер личностных свойств. Свойства личности с точки зрения видимости проявляются разными способами: через черты характера и темперамент, интересы и привычки, развитые способности и стиль деятельности конкретного человека.
Темперамент, как важное свойство личности, описывает то, как человек что-либо делает (а не то, что делает). Темперамент обусловлен типом высшей нервной деятельности. В зависимости от её устройства, специалисты выделяют 4 основных типа темперамента.
Холерический — это быстрая, громкая речь, порывистость движений, хорошо выраженная мимика. Человек-сангвиник имеет те же самые черты, но в менее выраженной форме. Представители этих двух типов, как правило, оптимисты по жизни.
Флегматику требуется длительное время для ответной реакции. Представители этого типа темперамента хорошо переносят монотонные нагрузки (работа на конвейере). Установлено, что флегматики в браке совместимы со всеми темпераментами. Меланхолика можно узнать из целой толпы людей по выражению печали и скорби на лице (в народе его принято называть маска «Пьеро»). Меланхолики — вечные и неисправимые пессимисты.
С возрастом во всех темпераментах доля меланхолизма усиливается (все люди по мере взросления и накопления жизненного опыта становятся пессимистами)
Темперамент является физиологической основой характера. Характер же — приобретаемое качество. Характер описывается через систему отношений человека к 4 структурам:
к себе (себялюбие, эгоцентризм) к людям (общительность, агрессивность) к деятельности (трудолюбие, лень) к вещам (жадность, аккуратность)
Стержнем характера является воля — человеческая способность заставить себя делать то, что нужно в жизненной ситуации.
Способности — те индивидуальные психологические особенности, которые отличают одного человека от другого, позволяют быстро и легко выполнить определённый вид деятельности. Фундаментом способностей является соотношение наследственного и социального. Способности формируются, развиваются в процессе деятельности человека. Способности могут быть общими — мыслительные, речевые и пр. А также специальными (математические, музыкальные, творческие и т.п.).
Эмоции. Почему так важно понимать и познавать свои эмоции? Ответ прост: для того, чтобы ими управлять! Ведь переживание эмоций и их познание — понятия не тождественные. Переживание эмоций не даёт ключ к их управлению, в то время как их познание позволяет разобраться в себе. Для того, чтобы управлять эмоциями, человек должен знать, как они устроены, в результате каких актов души они появляются и продолжают существовать, несмотря на явные попытки их скрыть.
Индивидуальность
В процессе становления личности человек не только усваивает общественные нормы, которые объединяют людей, но и осознает свои отличия от других. Отчасти разница между людьми проявляется уже с рождения — даже младенцы имеют разную внешность и разный темперамент. С годами к этому добавляются различия в знаниях, навыках, мировоззрении и т. д. Это называется индивидуализацией — самоопределением личности, формированием ее уникальных качеств, мировоззрения, нравственных и философских основ.
Индивидуальность, как ее определяет обществознание, — это уникальная психофизиологическая структура человека. Неповторимый комплекс, который складывается из темперамента, характера, интеллекта, мировоззрения, способностей и навыков, внешних черт и т. д.
Этот термин подчеркивает своеобразие каждого индивида, его самобытность. Ведь даже близнецы, которые совершенно одинаковы с генетической точки зрения, с годами приобретают разный жизненный опыт, а он влечет за собой все больше различий.
Формирование личности
Факторы
На психологическое развитие человека влияют наследственные факторы, с одной стороны, и факторы физического и социального окружения — с другой. Умственное развитие, как и психологическое, продолжается в течение всей жизни человека. Предпосылкой индивидуальности, первопричиной формирования человеческой оригинальности является, прежде всего, среда, где растёт будущая личность. Немаловажную роль играют ассоциации, накопленные человеком в детстве, модель воспитания, прививающая нравственные ориентиры, особенности строения семьи и принципы обращения с ребёнком.
Среди психологов существует мнение, что индивидом рождаются. Личностью становятся. А неповторимость нужно отстаивать в процессе жизни
Гены контролируют развитие человека с рождения, так же, как образ жизни будущей матери влияет на плод. После рождения уход за ребёнком поддерживает его физическую жизнь, но одновременно напрямую влияет на психическое развитие будущей личности.
Различные этапы жизни человека учитывают те или иные задачи умственного развития. Разумеется, регулярно случаются успехи, но часто возникают и проблемы. Психологическая информация используется для поиска решений любых проблем развития ребёнка — например, в аспекте языковых навыков или обучения в школе.
Существует ряд мнений о том, какие возрастные периоды личности наиболее важны для всей жизни. Психология жизни — это подробное изучение человеческого развития на каждом этапе жизни. Индивидуальное развитие можно рассматривать с помощью разных методик и точек зрения.
Этапы психологического развития личности, их особенности и связи с изменением физиологии
Детство. Первая задача ребёнка состоит в том, чтобы узнать, что мир — это безопасное место, и людям можно доверять. Именно поэтому важно, чтобы то, что воспринимается и просматривается малышом в этот период жизни, соответствовало его возрасту.
Детский сенсорный мир, в силу своей незрелости, ещё очень мал. Дети в возрасте до трёх лет наблюдают за всем на подсознательном уровне понимания. К школьному возрасту границы сказки и правды начинают восприниматься уже видимо и ощутимо.
Отрочество. Самое важное в подростковом возрасте — формирование личности: кто я, как я себя веду. Сегодня благодаря технологиям, таким, как социальные сети, даже можно получить реакцию на свои собственные комментарии и фотографии. В то же время всё это становится удивительно хрупким: обратная связь может стать проблемой, если она недостаточно устойчива, чтобы её принять.
Юность. Это период активного самоопределения и поиска самого себя. Часто наблюдается яркая тенденция создания кумиров и негативная самоидентификация с целью стремления к ощущению собственной неотразимости. По окончании данного этапа люди часто приходят к самостоятельности и чёткому определению дальнейшего жизненного пути.
Молодость, продолжающаяся ориентировочно от 20 до 25 лет, имеет такие характерные черты, как стремление к созданию семьи и личностных привязанностей, в том числе и интимной близости. На первое место по значимости выходит такое чувство, как любовь, ощущение привязанности к близкому человеку, забота о нём.
Зрелость — это один из самых продолжительных периодов личностного формирования. За это время человек, уже успевший достичь определённых жизненных успехов, концентрирует внимание уже не на своей личности, а на других. Он стремится делиться накопленным опытом, уникальными знаниями, умениями, наконец, просто жизненной мудростью.
Старение. На протяжении этой фазы развития происходит активное переосмысление своих поступков. Поэтому очень важно для ощущения счастья — уметь находить радостные моменты в прошлом и, конечно, сохранять физическое здоровье, насколько это возможно.
Сегодня всё больше людей способны дожить до глубокой старости. Нужно работать над тем, чтобы сделать старость осмысленным и осознанным этапом жизни
Человек как биологический вид
С точки зрения обществознания человек — это представитель вида Homo Sapiens, который наделен прямохождением, самосознанием, речью, способностью приобретать социальные навыки, иметь не только биологические, но и духовные потребности.
С одной стороны люди, как и животные, обладают инстинктами, но с другой — разительно отличаются от остальных представителей животного мира. В самом определении понятия «человек» обществознание закладывает информацию о биологической и социальной сущности Homo Sapiens. Социальный компонент как раз и является главным отличием человека от животных.
Животное
Человек
1) Все действия обусловлены в основном инстинктами, влияние которых непреодолимо.
1) Наряду с инстинктами деятельность регулируется с помощью мышления, самосознания. Есть способность преодолевать свои инстинкты.
2) Для выживания адаптируется к окружающей среде и меняет образ жизни только при изменении внешних условий.
2) Может преобразовывать среду, сознательно менять образ жизни, создавать материальные и другие ценности.
3) Отдельные виды могут использовать подручные средства для достижения своих целей, но и они не способны создать полноценные орудия труда.
3) Может создавать широкий спектр орудий труда. Способен не только к физической, но и к творческой, интеллектуальной работе.
4) Существование и взаимодействие с другими представителями вида определяется биологической сущностью.
4) Помимо биологической, есть социальная сущность и духовные потребности.
Основные теории исследований личности
Зигмунд Фрейд
Согласно психологической теории Фрейда, личность человека имеет три основных компонента:
1. Ид — «оно», т.е. все заложенные природой и генетикой аспекты, в частности, обусловленные базовыми инстинктами.
2. Эго — ощущение собственного «я», которое находится в постоянном взаимодействии с окружающим миром.
3. Супер-эго предстаёт своеобразным судьёй деятельности и мыслей. Его функции осуществляет совесть, самонаблюдение и сформированные идеалы.
Карл Густав Юнг
Юнг в своей лечебной практике руководствовался индивидуальным подходом к каждому пациенту. Поэтому работу он начинал с того, что устанавливал черты характера пациента, особенности работы его психики. Этой непростой цели он достигал с помощью уникальной системы — типологии личностей. Она служила ему картой, помогала выявить специфику индивида. Понять превалирующие психологические функции, каково человеческое отношение к внешнему миру и к миру внутреннему. Таким образом, Юнг выделил восемь типов личности и поделил их на две группы — рациональные и иррациональные.
Рациональными типами он считал мыслительный и чувствующий. Люди, принадлежащие к нему, в принятии решений и в суждениях руководствуются заранее сформированными взглядами и убеждениями, воспринимают мир через призму установок сознания.
Иррациональными учёный обозначал ощущающий и интуитивный. Люди данных типов в меньшей мере руководствуются рассудком, они реагируют на раздражители так, как реагируют, не пытаясь втиснуться в рамки своих или чужих взглядов. Для них важны непосредственные переживания.
Уильям Джеймс
Американский психолог-прагматик утверждал, что человек имеет непрерывное мышление и селективное сознание, подчёркивая, что жизнь — это сумма разнообразных привычек. Он анализировал личность с трёх сторон — составных элементов (физических или материальных, социальных и духовных), чувств и эмоций (самооценки), а также поступков, вызванных самосохранением и заботой о самом себе.
Формула личности по Джеймсу гласит, что познание состоит в равной степени из отношения и поведения
Альфред Адлер
По принципам индивидуальной психологии ещё одного учёного, стиль жизни личности демонстрируется посредством установок и поведения. При этом формируется он обязательно под влиянием общества. По мнению Адлера, личность имеет единую структуру, а основополагающий фактор её развития — это естественное стремление к превосходству. Поэтому человек у него делится на четыре основных подтипа: социально-полезный, избегающий, получающий, управляющий.
Роберто Ассаджоли
В соответствии с психосинтезом этого специалиста в основной структуре человеческой психики существует 8 зон. Начинает пирамиду подструктур низшее бессознательное, а завершает субличность. Смысл развития психики состоит в увеличении её единства.
Биологический подход
Так называемая теория типов ключевой акцент ставит на строении человеческого тела. Например, по конституциональной типологии Кречмера есть лептосоматик, алектик, пикник, диспластик. А Шелдон классифицировал личности по телосложению эндо-, экто- и мезомофа.
Эдуард Шпрангер
Ещё одна концепция описывает человеческую личность по форме познания мира и духовным ценностям. Это может быть теоретик, экономист, эстет, политик и так далее.
Гордон Олпорт
Мнение основывается на уникальности каждой личности по конкретным чертам. Автор теории считал, что «своё» во внутреннем мире человека является его уникальной отличительной чертой.
Курт Левин
Источник движущих сил личности по Левину скрывается в тандеме человека с ситуацией и определяется отношением к тем или иным обстоятельствам.
Феноменологические и гуманистические теории
Главный принцип — это положительное начало в каждом человеке, стремление и реализация личностного потенциала по максимуму. Например, один из сторонников подобного подхода — А. Маслоу — на первое место ставил человеческую потребность в самоактуализации.
Эрих Фромм
Ведущей позицией в данной концепции её приверженцы считают самовыражение и проявление личностной индивидуальности.
Виктор Франкл
Ключевые моменты — свобода, ответственность, смысл жизни.
* * *
Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что личность человека, как в скептически настроенной науке психологии, так и в разносторонней практике жизни, многогранна и неповторима, словно эксклюзивный узор крохотной снежинки под микроскопом. В нашем изменчивом и далеко не идеальном мире очень важно сохранять собственные уникальные черты и оригинальность, ценности и приоритеты.
Каковы бы ни были внешние обстоятельства, важно помнить одну главную истину: я — личность, целый мир, Вселенная, бесконечный Космос. А настоящая личность не должна подстраиваться под изменчивый мир, как поётся в известной песне, или пытаться подражать кому-то, даже если этот человек настоящая звезда.
Чтобы добиться успеха в любом аспекте жизни, важно осознавать свои желания и стремления, понимать себя и адекватно оценивать свои способности. Никто другой не сможет занять место под солнцем, предназначенное для конкретной личности. Потому что каждая индивидуальность — единственна в своём роде. И поэтому неповторима.
Человек
Человек является биологическим существом, принадлежащим к классу млекопитающих (Homo sapiens) и наделенным сознанием, т.е. способностью познавать природу как внешнего мира, так и своего собственного существа, и соответственно действовать и рассуждать. Человек является носителем сознания, которое само по себе является социальным продуктом. Кульминацией развития сознания человека является его самосознание.
Давайте начнем с этого определения. Действительно, структура тела младенца имеет способность ходить вертикально, структура мозга имеет потенциал для развития интеллекта, структура руки имеет перспективу использования инструментов и т.д., и со всеми этими способностями, младенец отличает себя от животного младенца и утверждает свою принадлежность к человеческой расе. Как упоминалось выше, человек является биологическим существом и, как и все живые существа, имеет организм, тело, взаимодействует с внешним миром и подчиняется биологическим и физиологическим законам.
Человек — многослойное, многомерное, сложно организованное существо. Он наделен сознанием, языком, умением работать, создавать ценности и т.д. Эти качества не передаются человеку наследственностью, а формируются им в процессе его жизни, в процессе усвоения им культуры, созданной предыдущими поколениями. Человеческое развитие невозможно без активной передачи человеческой культуры новым поколениям. Без общества, без усвоения социально-исторического опыта человечества невозможно стать человеком, обрести особые человеческие качества, даже если человек имеет биологическую ценность. Есть свидетельства того, что дети, которые развиваются с раннего возраста вне общества, остаются на уровне развития животных, они не формируют язык, сознание, мысль и не имеют вертикальной походки. Никакой личный опыт человека не может привести его к самостоятельной сборке системы понятий. Через участие в работе и в различных формах общественной деятельности человек развивает в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформированы в человеке. С другой стороны, без биологических качеств, присущих человеку как биологическому виду, невозможно достичь самых высоких человеческих качеств даже под влиянием общества, воспитания и образования.
Человек является носителем сознания, и поэтому он является сознательным, ибо сознание является результатом вовлечения сознания в события. Сознание как образ жизни, в свою очередь, это способность сопровождать сознанием привычку, его текущие состояния, его действия, его деятельность, ход его жизни.
И, наконец, самопознание. Самопознание — это изучение своих умственных и физических особенностей, осознание себя. Она начинается в младенчестве и продолжается на протяжении всей жизни. Постепенно он формируется, как человек размышляет о внешнем мире и познает себя.
Из этого можно сделать вывод, что ребенок, который приходит в мир, является человеком, потому что у него есть все внешние характеристики Homo sapiens. Он маленький, беззащитный, но имеет большой потенциал для развития. В нем есть стремление к совершенству и самопознанию, которое развивается по мере того, как он растет.
Соотношение индивида, личности и человека
Ведя речь об индивиде, необходимо подчеркнуть присущие ему характеристики: активность, устойчивость, целостность, взаимодействие с природой и ее изменение. Активность у индивида раскрывается в способности и изменении самого себя, а также в преодолении препятствий внешнего мира.
Под устойчивостью понимается сохранение основных отношений с внешним миром, а также способность к гибкости и пластичности, которые необходимы в изменчивых условиях действительности.
Целостность указывает на системность связей различных функций и механизмов, благодаря которым индивид существует в жизненном мире.
В психологии имеется ряд концепций, напрямую затрагивающих соотношение индивида и личности. К примеру, В.А. Петровский, основой теории которого являлось высказывание о единстве личности и индивида, однако не отождествляло их между друг другом.
Личность – это скорее совокупность свойств, приобретенных индивидом ввиду постоянной социогенной потребности персональной самоидентификации, благодаря которой задается взаимообусловленность трех ипостасей личностного существования:
- Устойчивая совокупность интраиндивидных свойств;
- Включенность индивида в область межиндивидных связей;
- Представление индивида в отношениях других людей.
Индивид и развитие
Самосовершенствование, развитие, накопление знаний – все это происходит постепенно. Индивид не ограничивается развитием на ранних стадиях, а продолжает динамично раскрываться на протяжении всей жизни. Случается такое, что человек достигает пика своего совершенства лишь в старости.
По Юнгу, важнейшая цель всей жизни индивида – это обретение себя, нахождение собственной сущности.
Такое состояние сродни единству всех компонентов, слияние в одно целое, только целостность индивида придаст ему счастье и привнесет полную гармонию. Стремление к этой цели называется индивидуализацией. Она подразумевает стремление к целостности противодействующих внутриличностных сил. Выходит так, что архетип самости объединяет в себе противоположности и является тем пиком, в котором все органично связано друг с другом.