Молодость возвращается – надо просто не упустить момент!

В древнейших эзотерических учениях говорится, что жизнь человека делится на циклы или периоды. Каждый длится семь лет и представляет собой весь наш век «в миниатюре»: от младенчества до старости. Прожив за это время целую жизнь, человек выходит на новый виток – и все повторяется сначала. Таким образом, периоды детства, юности, молодости, взросления, зрелости, старости, угасания происходят каждые семь лет. Важно учитывать их влияние на жизнедеятельность и активность человека, чтобы не хвататься «в детстве» за дела, которые способен решить лишь переживающий очередную «зрелость».

Долгое время верования о семилетнем цикле жизни человека представлялись людям пустыми сказками, однако современная наука доказала, что примерно за семь лет клетки нашего организма полностью обновляются — и начинается следующий жизненный цикл. А значит, правы были Учителя древности, считавшие, что человек рождается, взрослеет и умирает несколько раз в рамках одной земной жизни – и ровно столько раз он получает возможность пережить молодость, обновить свою жизнь, на новом уровне пережить и детство, и зрелость, и угасание. И, конечно же, на собственном опыте убедиться, что за смертью всегда следует возрождение, что нет окончания пути – есть только завершение очередного этапа, пауза перед новым подъемом.

Как распределяются «возраста» в нашей семилетке? Традиционно их представляют следующим образом. Первые два года соответствуют детству и юности, следующие два – это молодость и взросление, еще два – зрелость и старость, и, наконец, последний год соответствует угасанию и перерождению. И каждый возраст открывает перед человеком свои перспективы, дарит свои возможности.

Молодо-зелено

Итак, годы детства и юности – время свершений. В этот период человек ощущает, что ему все по плечу, он способен горы своротить. И это правда! Кровь кипит, силушка по жилушкам переливается, однако мудрости и предусмотрительности не хватает: ведь «в этой жизни» вы ее еще не накопили, «эта жизнь» еще только начинается. Если на предыдущем этапе, в годы только что завершившейся «старости», вы размышляли над будущим, строили планы, разрабатывали проекты – отлично, в «детстве» и «юности» вам удастся воплотить их в жизнь. Если же на последнем этапе прежней семилетки человек поддался тоске и депрессии, никакого задела на начало нового периода не имеется, то бросаться в авантюры не стоит. Путешествуйте, учитесь, осваивайте новые профессии и сферы деятельности, заводите романы – и никто не скажет, что очередная «юность» прошла зря. В первые два года семилетки не следует принимать важных ответственных решений: менять работу, вступать в брак или разрывать семейные отношения. Не стоит также планировать на этот возраст рождение детей: родители, сами находящиеся в периоде «детства», не скоро сумеют наладить правильные отношения с малышами. Скорее, хочется играть в «дочки-матери», чем серьезно заниматься воспитанием и развитием ребенка.

Аттестат зрелости

Следующие два года цикла, «молодость и взросление», отмечены активным духовным ростом. В этот период перед человеком встает необходимость совершить некий жизненный выбор: на новом уровне осознать свой путь, переосмыслить отношения с друзьями и близкими, пересмотреть ключевые жизненные принципы. В общем, вспомните себя в возрасте 24-25 лет – и вам сразу станет ясно, отчего в 38-39 лет вам вновь приходится думать о смысле жизни, о Боге и о своем предназначении, почему отношения с мужем или женой, которые еще вчера вы считали нормальными, вдруг показались пресными, выхолощенными, лишенными содержания. На втором этапе семилетнего цикла надо утвердиться в своем жизненном выборе или решиться ступить на новый путь. Если вы уверены, что ваш брак себя исчерпал, именно сейчас стоит принять решение о разводе: впереди еще немного «молодости» и «зрелость» — периоды, самой судьбой предназначенные для выбора партнера. Да и одиночество в этом возрасте обычно бывает только на пользу. Точно также тем, кто недоволен своей работой, следует в это время искать новое место. Можно переезжать на другую квартиру, но строить собственный дом (даже если речь идет всего-навсего о летней даче) пока не следует: молодости не свойственно привязываться к земле, оседлость ей противопоказана.

Молодость и зрелость: где начало, где конец?

Принято отделять молодость от зрелости человека по уровню физического и психологического развития. Считается, что взрослость подразделяется на три этапа:

Ранняя (начинается с возраста 20-23 лет и продолжается до 30 лет) – молодость. Средняя (длится с 30 лет до 60-70 лет) – зрелость. Поздняя (начинается после 60-70 лет) – старость.

Вы встречали людей, которые выглядят или ведут себя не на свои биологические годы? Например, девочка с мудрым серьезным взглядом на жизнь или мужчина с сединой, которому попал “бес в ребро”? Такие люди не попадают в представленную выше, обобщенную классификацию. Бывают печальные случаи, когда одно событие потрясает так, что добавляет человеку несколько лет или десятков лет жизненного опыта за один день. Вот почему границы между возрастами условны. Поэтому далее при сравнении качеств разных возрастных жизненных периодов паспортный возраст во внимание браться не будет.

Молодость – это период жизни человека, когда детство уже не имеет власти над разумом, физическое развитие закончилось (тело сформировалось). Это подходящий отрезок жизненного пути для поиска спутника жизни, создания семьи. А еще для продуктивной работы на благо общества, самостоятельного мышления, формирования мировоззрения, творчества. Хотя последним – творчеством – занимаются в любом возрасте, однако именно в молодые годы творческая продуктивность велика.

Зрелость – наиболее продолжительный период времени, занимающий значительную часть всего жизненного отрезка каждого человека и характеризующийся наивысшим уровнем развития духовных, эмоциональных, интеллектуальных способностей. Насчет духовного уровня — спорный философский неоднозначный вопрос.

В зените

Следующие два года семилетнего цикла – годы «зрелости». К этому моменту человек накопил достаточно мудрости для решения важнейших жизненных задач, да и сил для свершений немало. В общем, можно и нужно приступать к реализации масштабных проектов – тех, что задумывались на прошлом этапе, в «молодости». Главное условие успеха в этом периоде: перестать метаться, «пустить корни» там, куда вас вывела судьба. Разводиться и менять работу не следует, но холостякам, ощутившим потребность создать семью, самое время посетить ЗАГС. Точно также те, кто предыдущие два года посвятил поиску более перспективной области деятельности, смело могут принимать предложения от работодателей. Самое время рожать детей: с первых же дней у малыша и родителей, находящихся в возрасте «зрелости», установятся правильные, гармоничные отношения. Этот период оптимально подходит для того, чтобы приступить к строительству собственного жилья: ведь как раз сейчас вы отлично понимаете, чего хотите от жизни, а значит, хорошо представляете себе, каким должен быть ваш дом — дом, в котором будет тепло и уютно и вам, и вашим близким. В пору «зрелости» люди не так часто, как в предыдущие два года, придумывают новые проекты, зато они не строят воздушных замков. Это самые креативные годы, когда любая идея отличается оригинальностью и может быть реализована.

Характеристика молодости человека

Ведущей деятельностью в период до тридцати лет становится профессиональная. Индивид опробовал на себе несколько видов рабочей занятости, что позволило выбрать сферу предпочтительной деятельности, хотя так бывает не всегда.

Также в этом возрасте наступает социальная зрелость, проявляющаяся в формировании моральных устоев, связанных с оценкой и принятием близких для личности социальных норм, правил поведения. Повышается социальная значимость и накапливается кое-какой жизненный опыт, появляется потребность в родительстве.

Сфера познания, мыслительная деятельность характеризуется пиком своего развития, увеличенным до личностного максимального предела объемом запоминаемой информации. Достаточно сильно развита именно вербальная составляющая памяти. То, что запомнилось в молодости хорошо сохраняется в долговременной памяти человека.

У молодого индивида появляется, в отличие от юности, больше усидчивости, так как энергия направляется в сторону аналитической мыслительной деятельности. Появляется возможность полностью концентрировать свое внимание на выбранном объекте, процессе, проводя свои собственные “мыслительные исследования”. Человек может строить логические цепочки и, складывая жизненный опыт с теоретическими, мертвыми знаниями, убеждаться на практике в правильности либо ложности втолкованных ранее взрослыми суждений. Синтетические процессы работы головного мозга находятся в “расцветающем” состоянии в период молодости.

Так как период до тридцати лет приходится на начало пика сексуальной активности, то немудрено, что вместе с этим обостряется слуховая, зрительная чувствительность и происходит активация центра движения. В молодой период отмечается феномен «консервации возраста», заключающийся в “застывшем” оценивании своего возраста после тридцати лет. Это значит, что человек, достигший рубежа зрелого возраста в тридцать лет, начинает в последующих периодах оценивать неадекватно количество прожитых им лет, а именно, консервирует возраст на тридцатилетней отметке. Чем больше возраст, тем на большее количество лет идет занижение возраста от номинального.

Большинство молодых людей пытаются соответствовать общепринятым шаблонам поведения, чтобы вписываться в поток жизнедеятельности, в то же время вопросы разрешаются с применением творческой составляющей.

Прошедший юность молодой человек пытается соответствовать социальным нормам, принятым в обществе, либо обоснованно отрицать их. Наблюдается повышение силы воли при благоприятных условиях развития личности на фоне столкновения интересов идеального представления про сущность собственной личности и реального индивида.

Именно в период молодости наблюдается примерка на себя разных социальных ролей. По словам психологов происходит кризис молодости или идентичности – условный период, характеризующийся первыми разочарованиями и осознанием конечности человеческой жизни, а также несоответствием желаемого и реального положения дел. Вследствие этого могут наблюдаться разочарования, депрессии, параноидальные состояния, опустошенность, неудовлетворенность.

Серебряный век

Конечно, к концу возраста «зрелости» вашу голову не посеребрят нити седины, но приготовьтесь: вам предстоит в некотором смысле «постареть». Обычно на этот возраст приходятся последние шесть-восемь месяцев периода, и они требуют особого поведения, особого отношения к жизни. Это очень важное время, постарайтесь его не упустить! Обычно «старость» ощущается как упадок сил: вроде, только вчера вы были бодры и энергичны, а уже сегодня хочется лечь, укрыться пледом и мирно подремать… Не перечьте себе, слушайте подсказки организма. Сейчас не стоит ничего в жизни менять: возможно, под влиянием эмоций вы готовы все перевернуть с ног на голову, но «вписаться» в новый жизненный сюжет — построить отношения с новым возлюбленным, проявить себя на новой работе – сил уже не хватит. Период «старости» — не для действий, а для размышлений. Настала пора строить планы на будущее, вынашивать новые проекты – не тревожась, что время для них придет еще не скоро, года через полтора-два. Пусть: главное, что вы сейчас все продумаете и просчитаете — ведь таким образом вы прокладываете себе путь в будущее! Помните: впереди новое «детство» и новая «юность», когда опять вы ощутите прилив жизненных сил, но вряд ли будете способны принимать взвешенные решения.

Как понять и принять свой возраст. 3 фазы осознания зрелости

Об этом очень мало написано, так как это довольно тонкая и деликатная тема.

В результате женщине приходится буквально идти на ощупь. Она оступается, набивает шишки, но не сдается и идет вперед.

Есть несколько фаз, через которые проходит женщина, переступившая определенный рубеж своего возраста.

Фаза №1 — Знакомство со своим возрастом

На первых порах осознания возраста настроение портится регулярно, эмоции зашкаливают.

Откуда-то резко появляется лишний вес, начинают проявляться или обостряться проблемы со здоровьем. Меняется гормональный фон. Стареют родители.

«Слишком быстро» взрослеют дети. Женщину посещает смутное чувство — что-то нужно менять, но что, она пока не знает.

Фаза №2 — Принятие возраста

Жизнь продолжается, и женщина начинает привыкать и примиряться со своим возрастом в любых его проявлениях.

Она как бы втягивается в процесс физиологического старения, но еще не нашла ответы на свои вопросы, и это ее беспокоит. Это период проб и ошибок.

Пройдите медитацию «Эволюция женщины», которая поможет вам ощутить наполненность любовью, мудростью, принятием изнутри, чтобы транслировать эти чувства во вне.

Фаза №3 — Открытие новых возможностей и преимуществ возраста

На этом этапе женщина начинает чувствовать преимущества своего возраста на основе пройденных предыдущих этапов.

У нее высвобождается больше личного времени и пространства для себя, своего развития и самосовершенствования. Это может быть: медитация, занятия йогой, чтение, массаж, баня, прогулки, размышления, творчество.

Часто она меняет место работы или даже профессию. Дети выросли, стали самостоятельными. Женщина учится выстраивать с ними новые взаимоотношения.

И со своим супругом она переходит на новый уровень парных взаимоотношений. Ее сексуальность также меняется невообразимо.

Именно на третьей фазе происходит переосмысление жизненного опыта. Открывается видение того, как женщина развивалась, как изменилась и продолжает меняться, к чему она стремится, чего она действительно хочет от жизни.

Третья фаза — это портал перехода от состояния безысходного старения в состояние осознанной зрелости.

См. также Как восстановить женскую энергию

Узнайте 14 правил, которые помогут вам быть наполненными изнутри.

Отличия старости от зрелости

В этой таблице я собрала базовые маркеры принятия своего возраста с разных точек зрения.

Сравнение можно продолжать, но и этого вполне достаточно, чтобы ощутить разительное отличие отношения к жизни и себе в первом и втором вариантах.

Конечно, хочется постоянно пребывать в «зрелом» и осознанном состоянии, но это не всегда получается.

Итоги

Когда «зрелость» и «старость» пройдены, мы переходим на новый виток: вступаем в возраст «угасания». Не стоит пугаться, вспомните: такое же «угасание» вы переживали в семь, четырнадцать лет, в двадцать один год… Как видите, ничего страшного! Разумеется, при том условии, что вы не поддадитесь пессимизму, который свойствен этому периоду. Да, временами может быть нелегко. Жизненный потенциал на минимуме, новые идеи и свежие мысли редко посещают голову, отношения, которые недавно наполняли вашу жизнь смыслом, будоражили душу и сердце, всего лишь немного согревают… Что ж, такова особенность этого важнейшего периода. Сейчас противопоказано не только браться за новое, но и мечтать о будущем. Наша задача в этот последний год семилетки – как можно глубже и полнее проанализировать минувшее, особенно все, что произошло на последнем жизненном цикле. Извлечь все уроки, понять, где были совершены ошибки, какие промахи были сделаны. Только тогда следующий жизненный цикл позволит вам подняться на новый виток своего развития, шагнуть на новый уровень. Главное – помнить: «угасание» необходимый этап перед «возрождением», чтобы возродиться, непременно надо завершить предыдущий жизненный цикл. Перечитайте легенды о птице Феникс: доживая до старости, Феникс сгорал дотла – и вновь возрождался птенцом. Пусть же огонь уничтожит все отжившее, чтобы в новое «детство» вы могли вступить очищенными от грехов прошлого!

Развитие человека в период молодости, зрелости.

Психология юношеского возраста

.

Хронологические рамки (возрастные границы). 15-18 лет ранняя юность, 18-23 года юность.

Физическое развитие.Как правило, завершается (увеличивается вес, очень быстро растет мускульная сила, большинство юношей и девушек уже достигают половой зрелости, идет большая внутренняя работа по завершению созревания различных систем организма, по устранению диспропорций в их развитии). В этом возрасте у детей появляется Органическая лень (так как идет интенсивный физический рост, организм стремится экономить силы на всем остальном). Также отмечается явление акселерации – ускорение соматического развития и физиологического созревания детей и подростков, проявляющееся в увеличении их веса и размеров тела, а также в более ранних сроках полового созревания.

Социальная ситуация.Существует зависимость от взрослых и, прежде всего, от родителей и в этом плане юноша еще ребенок. У личности актуализируются потребности, связанные с тем, каким быть и кем быть (задачи самоопределения).

Ведущая деятельность ‑учебно-профессиональная деятельность – деятельность, в ходе которой помимо усвоения знаний решаются задачи профориентации и профессионального самоопределения.

Психическое развитие.Преобладает произвольное внимание.Юноша владеет приемами переключения внимания, умением самостоятельно и правильно организовать свое внимание. Развитие внимания способствует формированию наблюдательности, которая становится целенаправленной и устойчивой.

В юношеском возрастепамять становится произвольной, управляемой, владеет приемами запоминания, может выделить в материале существенное, систематизировать его, сформулировать то, что запомнилось, значительно увеличивается объем осмысленного запоминания.

Развитие мышления позволяет юноше выделить в предмете существенное, приходить к пониманию причин того или иного явления. Мышление характеризуется большей систематичностью. Юноша может точно классифицировать более частные и более общие понятия.

Воображениехарактеризуется большим развитием самоконтроля; фантазия, ранее бесконтрольно уводившая ребенка в сторону от реальности, в этом возрасте критически осмысливается. Юноша фантазирует также достаточно часто, и особенно это проявляется в мечтах о будущем.

Речь юноши более богата по лексике, более гибкая по интонации, иногда письменная речь развита лучше, чем устная, опосредует мышление и развитие самосознания.

Личностное развитие.Происходит становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я». Открытие своего внутреннего мира, его эмансипация от взрослых.

В юношеском возрасте впервые в самосознание осознанно входит фактор времени. Происходит расширение временной перспективы, что означает также сближение личного и исторического времени. Устремленность в будущее (стремление строить жизненные планы, осмысливать построение жизненной перспективы).

По мере взросления, по мере накопления опыта реальной деятельности и общения складывается более реалистичная оценка собственной личности и возрастает независимость от мнения родителей и учителей.

Стремление познать себя приводит к саморефлексии, к углубленному самоанализу. Вырабатываются ценностные ориентации, складывается мировоззрение, формируется осознанное «обобщенное, итоговое отношение к жизни» (С. Л. Рубинштейн), которое позволяет выйти на проблему смысла жизни. Серьезного внимания заслуживает характеристика мотивов учебной деятельности. Формируется активная жизненная позиция. Появляется система знаний, опыта и система убеждений. Решаются смысложизненные проблемы.

Отношение к миру имеет личностную окраску. Юноши постоянно оценивают себя и других в морально-этической плоскости.

Мировоззренческий поиск включает социальную ориентацию личности, осознание себя в качестве элемента социальной общности, выбор социального положения и способов достижения его.

Юность характеризуется повышенной эмоциональной возбудимостью, реактивностью. Способы выражения эмоций становятся более гибкими и разнообразными, увеличивается продолжительность эмоциональных реакций. В юношестве заканчивается формирование механизмов внутреннего эмоционального торможения и способности избирательно реагировать на внешние воздействия.

Общение.Расширяется круг личностно значимых отношений, которые всегда эмоционально окрашены. Сверстник выступает очень важным каналом получения специфической информации. Усвоение новых ролей и статусов, отработка коммуникативных навыков и стилей общения, осознание групповой принадлежности, автономия, эмоциональное благополучие и устойчивость. Дружба выходит на новый уровень. Появляется тема любви и специфические отношения со сверстниками. Установление взаимоотношений с лицами противоположного пола. Потребность в неформальном, доверительном общении со взрослыми.

Новообразования.Мировоззрение (система нравственных взглядов и убеждений, которая приводит к изменениям в стремлениях); система ценностных ориентаций и социальных установок; становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я»; профессиональное и личностное самоопределение.

Кризис 17 летнапоминает кризисы 1 года (речевая регуляция поведения) и 7 лет (нормативная регуляция) происходит ценностно-смысловая саморегуляцияповедения . Если человек научится объяснять, а следовательно, регулировать свои действия, то потребность объяснить свое поведение волей-неволей приводит к подчинению этих действий новым законодательным схемам.

Наблюдается философская интоксикация сознания, юноша оказывается поверженным в сомнения, раздумья, мешающие его активной деятельной позиции. Иногда состояние переходит в ценностный релятивизм (относительность всех ценностей). Отрыв от родительских корней, который проявляется в крушении жизненных планов, в разочаровании правильности выбора специальности, в расхождении представлений об условиях и содержании деятельности и реальном ее протекании.

Развитие человека в период молодости, зрелости.

Хронологические рамки (возрастные границы). От 30 до 60‑70 лет.

Социальная ситуацияна разных этапах этого возрастного периода различна. Социальная ситуация характеризуется в реализации себя, полного раскрытия потенциала в профессиональной деятельности и семейных отношениях. Принятие на себя полноты ответственности. Все особенности социальной ситуации отражены в таблице.

Таблица

23 – 30 лет30 – 40 лет40 – 50 (55) лет
1. Осознание себя в статусе, принятие социальной ответственности, прав и обязанностей. 2. Овладение профессией и начало профессиональной деятельности. 3. Поиск и выбор друга и вступление в брак, формирование отцовской и материнской позиции. 4. Воспитание детей. 5. Формирование образа, стиля жизни и круга общения.1. Личностно-смысловая перестройка, коррекция жизненных планов и образа жизни. 2. Передача опыта другим, наставничество. 3. Реализация потребности в достижениях и социальном признании. 4. Самореализация в профессиональной.деятельности, построение карьеры.1. Развитие и сохранение супружеских отношений. 2. Воспитание детей 3. Достижения в карьере. 4. Развитие форм и хобби. 5. Принятие и приспособление к изменениям организма. 6. Принятие ответственности за стареющих родителей.

Физическое развитие.В промежутке между 25-30 годами физическая сила, функционирование органов , скорость реакции, двигательные навыки и другие физические возможности достигают своего максимума.

После 30 лет они медленно и заметно идут на убыль. Но этот спад в промежутке от 30 до 50 происходит не так быстро как представляется большинству людей.

После 40 лет происходит снижение уровня функционирования по 6 важным показателям: скорость проведения нервного импульса; функция почек; функция сердечно-сосудистой системы; сила мышц; полезный объем легких; жизненная емкость легких.

Снижение физических навыков и возможностей более заметно в критических ситуациях или в тех случаях, когда резко возрастает нагрузка на организм.

Менопауза у женщин наступает в возрасте от 48 до 51 года, может начаться раньше, а может и позже. Это означает прекращение менструаций и неспособности рожать. Эти изменения могут сопровождаться эмоциональными изменениями. Часто женщины чувствуют себя подавленными, менее женственными, т.к. их репродуктивная функция прекратилась.

У мужчин не происходит единичных, внезапных событий, сравнимых с менопаузой у женщин. Но у мужчин происходят изменения, касающиеся их сексуальной активности.

Некоторые изменения обусловлены физиологическими факторами, в частности уровнем андрогенов, мужских половых гормонов.

Ведущая деятельность:Профессиональная деятельность; становление и развитие семейных отношений.

Познавательные функциина разных возрастных этапах имеют свои отличия (см. таблицу).

Таблица

18 – 25 лет30 – 40 лет41 – 50 лет51 – 55 лет
1. Усиленное развитие психических функций. 2. Характерны «оптимумы» внимания, памяти, мышления. 3. До 35 лет продолжается становление целостной функциональной основы интеллектуальной деятельности. Наблюдается наибольшая восприимчивость социального и профессионального опыта. В 26 — 29 лет внимание по своему развитию опережает память и мышление.1. Высокое развитие внимания, памяти, мышления, которое снижается к 40 годам. 2. После 35 уменьшается возможность новообразований. 3. Наблюдается максимум творческой активности. В 30-33 года наступает высокое развитие памяти, мышления и внимания.1. Снижение уровневой оценки мышления. 2. Снижение уровня памяти и внимания.1. Особое влияние на уровень развития мышления, качества внимания и памяти, особенно смысловой, влияют активные познавательные устремления в профессиональной сфере.

Большое влияние на сохранность познавательных функций оказывают ценностные ориентации. Помимо сохранения происходит качественное преобразование структуры интеллекта. Доминирующее значение занимает обобщение на словесном материале. Возможна новая стадия развития интеллекта – способность самому ставить проблемы. Объем вербального запечатления долговременной памяти во многом остается неизменным до старости, но ослабляется способность запечатления, кратковременная память, скорость реакции.

Психическое развитие личности обусловливает семья. Наблюдается прогрессивное развитие, связанное со специализацией психических функций в процессе профессиональной деятельности.

Личностное развитие,по мнению Э. Эриксона, может проходить по 2 линиям развития:

1. Нормальный ход развития – генеративность – развитие потребности и чувства сохранения рода.

2. Неблагоприятное развитие – застой –существование для самого себя, обеднение межличностных отношений.

В период между 18 ‑ 50 годами максимально раскрываются возможности человека. При благополучном прохождении кризиса – самоутверждение в этическом и моральном плане и независимость от стандартов и мнений других людей.

Новообразования: Творческая продуктивность, понимаемая как интегральное образование: профессиональная продуктивность и вклад в развитие и утверждение жизни будущего поколения.

При появлении кризиса 40 лет можно говорить еще об одном новообразовании – Коррективах жизненного замысла и связанных с ними изменениях «Я — концепции».

Феномен «акме»; материнство/отцовство; новый уровень интеллектуального развития.

Кризисы данного периода:

По Р. Пекку существует 4 кризиса, которые человеку необходимо разрешить: развитие уважения и мудрости, которое должно сменить примат физической храбрости. Социализация социальных отношений должна сменить сексуализацию отношений. Сохранение эмоциональной гибкости, которая должна противостоять аффективному обеднению, связанная со смертью близких или с обособлением детей. Сохранение душевной гибкости и поиск новых форм поведения вместо старых привычек и психической ригидности.

Переход к средней Взрослости как нормативный кризис(около 30 лет) – вызван расхождением между идеальной моделью «мечты» образа жизни и реальностью.

В средней взрослости переход к зрелости как нормативный кризис(около 40 лет) ‑ связан с осознанием утраты молодости, началом снижения физических сил, переживанием «символической смерти» молодости. Помимо проблем с профессиональной деятельностью нередко возникает обострение семейных отношений.

Э. Эриксонсчитает, что кризис – это переломный момент, период с обостренной чувствительностью и повышенным потенциалом. Психическое развитие происходит в процессе прохождения через критические точки.

Э. Эриксон описал 3 ступени зрелости, на которых определил центральные вопросы развития: интимность (близость), альтернатива – уединение; производительность, при котором индивидуум становится творческой личностью; Цельность (объединение).

К 35-45 годам человек начинает всерьез задумываться о том, что время проходит, начинают посещать мысли о смерти.

Решение кризиса состоит в анализе своих целей и переоценке своих ресурсов; поиске нового смысла жизни.

Кризис середины жизни – кризис 40-летия. Признаки кризиса, разлада внутреннего мира – изменение отношения к тому, что раньше казалось важным, значительным, или, напротив, отталкивающим. Кризис идентичности выражается в переживании чувства нетождественности самому себе, того, что стал иным. Решение возможно на основе самоанализа необходимости найти себе и своему «Я» место в новых условиях, выработать соответствующую форму поведения и деятельности.

Выход из кризиса: переформулировка целей на более реалистичную точку зрения; осознание ограниченности времени любого человека; довольствоваться тем, что есть; ограничиваться в планах на будущее; выработка новой Я – концепции; осознание ограниченности времени любого человека; довольствоваться тем, что есть; ограничиваться в планах на будущее; выработка новой Я – концепции.

3. Психология старости

Таблица семилетнего цикла

детство и юностьмолодость и взрослениезрелость и старостьугасание и перерождение
1-23-45-67
8-910-1112-1314
15-1617-1819-2021
22-2324-2526-2728
29-3031-3233-3435
36-3738-3940-4142
43-4445-4647-4849
50-5152-5354-5556
57-5859-6061-6263
64-6566-6768-6970

Александр СТРУНОВ, биоэнерготерапевт

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]