Склонность в психологии. Что это такое, к риску, одиночеству, фантазированию, суициду


Определение

Склонность в психологии – это такое понятие, объясняющее направленность человека на ту или иную деятельность. Определение тесно связано с набором свойств личности — способностями.

Способностью является характеристика человека, черты которой относятся к условию успешного исполнения определенной задачи. Развивается благодаря начальным задаткам в процессе работы, в большей степени — образовательной. Не соотносится с уже имеющимися свойствами: знаниями, навыками или умениями.

Вопрос о понимании термина

С. Рубинштейн трактует понятие в качестве профессиональной направленности, в то же время А. Ковалев говорит о потребности в неком виде деятельности. Специалист личностной психологии К. Платонов выделяет понятие как одно из многочисленных проявлений социальной направленности.

А. Орлов полагает, что склонностью является термин, который указывает не на любую работу, а только на ту, которой человек мотивируется. То есть в случае, когда удовольствие приносит не только достижение цели, но и само ее выполнение.

Набор паттернов, отвечающих за способности, определяются благодаря глубине, простоте, а также стабильности к овладению приемами и навыками определенного вида деятельности. Все они относятся к первостепенным регуляторам внутри психики, при этом отличаются возможностью приобретения и развития.

Склонность в психологии — это такое понятие, которое, наряду со способностями, ресурсами и задатками, входят в конкретную область психических явлений индивида, что в свою очередь связано с обеспечением и развитием любого рода деятельности.

Зачастую склонность к тому или иному действию или навыку напрямую связана с наличием способностей, однако в психиатрической практике были примеры расхождения.

Так, в зависимости от силы вовлечения ребенка в определенный вид работы, у него в большей степени развиваются способности к данной деятельности. При этом склонность поддерживается, прежде всего, успешностью выполнения задания.

Интересы, склонности, способности

Интересы – это активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет. Применительно к выбору профессии интересы

– это положительное отношение к определенной области труда, стремление к познанию и деятельности.

Интересы различаются:

— по содержанию,

— широте,

— длительности,

— глубине.

Содержание и широта

интересов отражают кругозор и любознательность человека.

Глубина и длительность

интересов характеризуют их устойчивость.

В своем развитии интересы проходят несколько этапов.

Сначала они носят характер временных, эпизодических и проявляются в положительном отношении к определенному предмету.

Такие интересы, если их не развивать, могут скоро ослабеть или совсем угаснуть.

По мере глубокого и систематического изучения того или иного предмета, проникновения в заинтересовавшую область трудовой деятельности интересы закрепляются, усиливаются и постепенно могут стать устойчивыми (см. схему):

Интересы:

Временные Эпизодические Устойчивые

Устойчивые интересы часто перерастают в склонности.

Склонности – это стремление заниматься определенной деятельностью, постоянно накапливать знания и совершенствовать умения и навыки, соответствующие этой деятельности.

Если интересы выражаются формулой «хочу знать», то склонности – формулой «хочу делать».

Одно дело – интересоваться книгами о животных, любить посещать зоопарк, не пропускать телепередачу «В мире животных», а совсем другое – находить удовольствие в ежедневной работе по уходу за животными.

Склонности не только проявляются, но и формируются в деятельности. Поэтому надо не ждать, а сознательно включаться в различные виды труда. Только активная деятельность, причем в разных направлениях, позволит вам познать и проверить свои склонности.

Итак, профессию нужно выбирать в соответствии с устойчивыми интересами и склонностями.

Способности –неотъемлемая часть профессиональной пригодности человека, тесно связанная с интересами и склонностями. Способности – любые индивидуально-психологические особенности человека, помогающие успеху в какой-либо деятельности и не сводящиеся только к знаниям, умениям и навыкам. Способности прежде всего говорят о возможности человека приобретать какой-то опыт (знания, умения и навыки) в дальнейшем.

Например, если человек хорошо различает запахи, помнит их, то это – способность, очень нужная химику, дегустатору, повару и др. Если человек хорошо (прочно) удерживает в памяти много цифр, букв, слов или внешних признаков, может комбинировать их, то это тоже способность, которая нужна математику, программисту, конструктору и др.

Любая деятельность требует совокупности определенных способностей. Например, ветеринарный фельдшер или врач должен быть наблюдательным, инициативным, иметь проницательный ум, ловкость, очень добросовестно относиться к работе.

Различают способности: общие

– необходимые для всех (например, способность к творчеству) или для многих профессиональных видов деятельности (организаторские) и
специальные
– важные для отдельной профессии или относительно узкого их круга (хорошо развитая чувствительность рук нужна регулировщику электромеханических реле; устойчивость к монотонным раздражителям – водителю транспортных средств; хорошо развитое пространственное представление – рабочим, изготавливающим изделия по чертежам, и др.).

Организаторские способностиЛитературно-лингвистические способностиСпособности к искусству
Умение организовать какое-либо дело, объединить людей в совместной деятельностиСпособности к литературной деятельности, овладению языкамиСпособности к творческому воображению, образному мышлению
Умение легко входить в контакт с людьми; понимание психологии человека; умение распределить работу между людьми; добросовестность исполнительность; критическое отношение к своим действиям, поступкамХорошо развитая речь, богатый словарный запас, интерес к освоению языков, изучению литературы; развитая слуховая память, наблюдательность, богатство ассоциаций и т.п.Для художника – яркость зрительного восприятия, чувство цвета и формы; для актера – хорошая дикция, мимика, пластика, способности к перевоплощению, выразительность речи, умение видеть прекрасное в природе и окружающей жизни
Технические способностиМатематические способностиПедагогические способности
Способности к овладению техникой и освоению технических наукСпособности к овладению математическими методами мышленияСпособности к воздействию на другого человека с целью обучения и воспитания
Интерес к технике, техническому творчеству Стремление работать на машинах и станках, с инструментом; успешное усвоение физики, химии, математики, черчения …Интерес к математике; умение логически мыслить, анализировать, обобщать. Успешное овладение математическими знаниями и т.п.Интерес к педагогической деятельности; любовь к детям, к людям, умение организовывать детский коллектив; ясность и убедительность речи, требовательность, тактичность, справедливость, доброжелательность и др.

Успешная работа по любой профессии возможна только при сочетании общих и специальных способностей.

А как же быть, если у человека нет всех способностей, необходимых для избранной профессии? В этом случае возможны два пути:

— либо изменить сам выбор,

— либо искать способы развития или компенсации недостающих или слабо выраженных способностей.

Недостатки памяти, например, можно компенсировать систематическим выделением различных записей, составлением картотеки т.п. Недостатки развития пространственного воображения – использованием объемных моделей и т.п. Компенсация слабо выраженных способностей – явление обычное и необходимое, и оно должно занимать немалое место в жизни человека, если он действительно захочет добиться высокого мастерства в деле.

Активная учебная деятельность в школе позволяет каждому человеку развивать умственные способности и прежде всего ясность, логичность, самостоятельность и оригинальность мышления, сообразительность, вдумчивость, гибкость и критичность ума.

Следует стремиться развивать и волевые качества: решительность, настойчивость, дисциплинированность, уверенность в себе, в своих силах, самообладание, выдержку. Совокупность этих качеств обеспечивает способность к труду.

Влияние интересов, склонностей и способностей на выбор профессии можно представить в виде следующей схемы:

СКЛОННОСТИ ИНТЕРЕСЫ

СПОСОБНОСТИ

Подводя итог всему вышесказанному, можно увидеть, что к выбору профессии нужно подходить ответственно, самостоятельно и творчески.

К этому выбору необходимо быть готовым психологически. Для этого следует поставить цели, определить свои стремления и в дальнейшем развивать в конкретной деятельности свои интересы, склонности и способности.

Разновидности

Поскольку развитие интереса к определенной задаче или деятельности выражается в наличии предпочтений или их появлений, которые соответствуют той или иной области интересов, склонности различаются по предметной или культурологической характеристике:

  1. Гуманитарные. Изучение языков, литература, музыкальный вкус, театр или кинематография, хореография, изобразительное искусство.
  2. Естественные и природные. Медицина, экология, география, физика, химия.
  3. Обществоведческие. Психология, экономика и право, политика, социум, история.
  4. Технократические. Механика, электротехника и строительство, энергетика, связь.

Список разновидностей склонностей к определенному предмету может продолжаться бесконечно, поскольку ничем не ограничивается, кроме самого интереса индивида.

Следующая классификация — по степени проявления:

  1. Аморфное. Неясные или нестойкие склонности.
  2. Ситуационное. Проявляются лишь в том случае, когда присутствуют определенные специфические условия.
  3. Устойчивые. Направлены одновременно на несколько областей применения.
  4. Локальные. Используются в рамках определенной области.
  5. Доминантно-поглощающие. Являются склонностями, которые подчиняют все формы личностного характера.

Исходя из психологической классификации, на практике выделяют:

  1. Познавательные. Являют собой направленность избирательного типа, которая обращена, прежде всего, к точному познанию предмета, включая его содержание и процесс образования новых знаний.
  2. Эстетические. Особый вид склонностей, которые выражаются в избирательном предпочтении объектов или областей, связанных с наличием прекрасного в мире — природные формы, искусственные структуры, мелодичное движение.
  3. Нравственные. Характеризуется выражением особого понимания и повышенной чувствительности к наличию нравственных ценностей.
  4. Практические или действенные. Представляют собой совокупность всех психологических классификаций, которые тесно связываются между собой. Отличаются мыслительно-познавательным, эстетическо-нравственным и эмоциональным выбором сферы.

Исходя из педагогической практики обучения, интересы каждого индивида используются в качестве:

  • мотивации к обучению.
  • интенсификации развития личности.
  • воспитании моральных и нравственных качеств.
  • стимулирования процесса обучения.

Склонность в психологии — это такое определение, которое нередко используется в качестве уменьшения негативных сторон отставания у детей. При правильном подходе и наличии профессионального специалиста в сфере психологии, это станет хорошим средством воспитания взрослой личности.

Конкретным примером, указывающим на различие в классификации, является то, что для математика совсем недостаточно обладать только памятью или вниманием. Индивидов, которые были лучше других в математическом образовании, отличает склонность к нахождению порядка, в рамках которого располагаются те или иные элементы, нужные для научного доказательства.

Характеристики и свойства

В основе любой склонности лежат так называемые задатки, — первичные, биологические особенности психики, которые человек получает с рождения, и созревают вместе с ним.

Характеристика первопричин таких задатков включает анатомически-физиологические особенности:

  • опорно-двигательного аппарата;
  • нейродинамического строения мозга;
  • ассиметричной специфики обеих полушарий;
  • органов чувств.

Индивидные характеристики склонностей выступают в роли биологических особенностей, формирующих личность человека. При этом могут превращаться в способности, не всегда гарантируя их прямое развитие, что соотносится с качеством воспитания и выбранной деятельности.

Основатель школы дифференциальной психиатрии, заслуженный деятель научной кафедры РСФСР, профессор Б. Теплов в одной из своих работ описывал некоторые свойства склонностей. По мнению автора, отдельно способности не могут являться врожденными, в отличие от задатков, которые он воспринимал в качестве анатомически обусловленных особенностей.

Склонности и способности при выборе профессии

У меня спрашивают: а если есть интерес, но нет возможностей реализовать этот интерес — вы это как-то можете проверить? Например, хочется петь, но голоса нет.

Отвечаю так: на профориентации я обязательно послушаю, как человек поёт. Всем нам известны случаи, когда артист — любимец публики, а голос у него не сильный ( Марк Элмонд, Марк Бернес, Майя Кристалинская, Земфира,..). А вдруг у вас невероятной силы артистизм, обаяние. И тогда можно без особенного голоса завладеть сердцами людей.

А если нет артистизма — значит идем дальше: талант ваш в другом.

Нормальная профориентация основывается не только на интересе, но и на возможностях человека — физических, умственных, человеческих. А Живая профориентация имеет возможность проверить способности.

Я не верю ни в определение способностей по звездам, ни по рисунку на пальцах, ни по номеру его мобильного телефона, ни по анализу ДНК. Последнее, впрочем. возможно, но очень ограниченно возможно. Вот, например, если мы узнаем из ДНК, что у данного человека очень быстрое мышление, то это всё равно ни на какую профессию не указывает: ведь много где нужен быстрый ум.

Функции и роль

Склонность в психологии — это такое понятие, которое является мотивационным элементом деятельности. Потому, без их наличия, та или иная активность может и не начаться, обходя формирование любой способности в личности человека. С иной стороны, при отсутствии успешно выполненного действия, склонности индивида не могут быть опредмечены.

Другая сторона склонности, характеризующая ее в качестве основного посыла к действию — одаренность. Термин является комплексным и связан, прежде всего, с выполнением индивидом определенной задачи. Проще говоря, одаренность включает в себя различные склонности и способности, от количественной оценки которых зависит успех.

Коэффициенты интеллекта и склонностей хоть и разные между собой, однако, связаны благодаря общей концепции умственных способностей. В отличие от стандартной модели IQ, склонность относится к многочисленным характеристикам психики, которые независимы друг от друга.

Подобный подход является первостепенным в изучении психологии человека, аналогично известной теории дифференциальности интеллекта, а также гипотезе Кеттела-Хорна.

Также склонности нашли свое применение в изучении действий преступников. Так, используя когнитивные уловки на практике, можно не только выявить психологический портер убийцы, но и составить общую картину, которая позволит предугадать его дальнейшие действия. За это отвечают клиническая криминология и психологическая теория преступности.

Формы проявлений

Показательнее всего, способности и склонности проявляются в процессе обучения, включая переучивание уже заложенной информации. Также они находятся свое развитие в нестандартных ситуациях или обстановках.

Склонности проявляются не в умениях, навыках, или знаниях, а в наличии динамического исполнения и приобретения, то есть в том, как быстро и беспрепятственно предмет усваивается индивидом при равностепенных условиях. В этом ключе, склонности или способности являются лишь некоторой возможностью, которая позволит приобрести нужные умения или знания.

К примеру, о способностях не говорят, применяя их к технике рисования, поскольку у человека еще не заложены нужные знания или навыки. Только в процессе самого обучения рисунку, включая анатомию человека, умение различить один вид живописи от другого и т.п., можно определить, есть ли у индивида предрасположенность — насколько легко и просто он усваивает методику.

Форму проявления также можно найти, изучив человека при равных условиях. В том случае, когда он не будет справляться с заданными требованиями, это будет свидетельствовать об отсутствии склонностей. Исходя из чего, индивид сможет обучиться желаемой деятельности, но при этом задействует намного больше напряжения и сил.

Склонности, как и любые другие явления в психологии обладают качественно-количественным определением. Только при сравнении этого понятия, можно говорить о способности человека к тому или иному предмету. Любое сравнение должно проводиться только в рамках равенства внешних условий.

Как трансформировать свои качества

Секрет трансформации очень прост: нужно больше общаться с людьми, у которых есть те качества, которых вам не хватает. Другими словами, больше контактируйте с теми, у кого ярко проявлены позитивные тенденции. Не зря говорят «с кем поведешься, от того и наберешься»: под влиянием позитивного окружения наши собственные негативные качества трансформируются в изначальные позитивные. Кроме того, нужно стараться избегать общения с людьми, у которых проявлены негативные качества, так как это дает противоположный эффект – мы заражаемся негативом и перенимаем дурной характер.

Что делать, если в нашем окружении нет нужных людей, а искать их не хочется, нет времени, боимся, стесняемся и т.д.? Выход есть – нужно слушать их лекции, смотреть их видео, читать их книги или посещать их семинары. Конечно же, предпочтительно живое общение, но если его нет, то перечисленные варианты тоже сойдут. Трансформация качеств происходит в те моменты, когда мы контактируем с соответствующими качествами другого человека или людей, причем независимо от того, осознаем мы это, или даже понятия не имеем о том, что и как происходит. Просто больше общаясь в обществе хороших людей, мы начинаем замечать, как происходит наша внутренняя трансформация, как в нашем сердце возрождаются позитивные тенденции, как меняется наш характер. Кроме того, мы начинаем понимать высшую цель и идти к ней.

Подробнее о качествах и тенденциях можно услышать в лекциях Рузова Вячеслава Олеговича, на которых и основана данная статья. Пусть ваша собственная жизнь неизменно трансформируется в лучшую сторону!

Психологические теории и школы

Помимо основополагающих теорий о склонностях в виде элемента, образованного с самого рождения, в психологической практике существует несколько других мнений, которые развивают тему способностей более подробно.

Закон ограничения и компенсации способностей и потребностей

Закон компенсаций и ограничений способностей или склонностей выведен психологом Маргаряном Н.Д., формулировка которого звучит так: «Компенсирование ограниченных склонностей другими индивидами возможно только при условии совпадения абсолютно всех качественных свойств одновременно, с расхождениями количественной принадлежности».

Автор закона вывел следующие 4 признаки:

  1. Недостаток в отношении обоих индивидов друг к другу, склонности которых совпадают по качеству, определяется возможностью для их неполной компенсации.
  2. Избыточность отношений двух людей с равным качеством потребностей или способностей характеризуется ограничениями в их актуализации.
  3. Излишек склонностей, а также их недостаток в отношении потребностей, компенсируется при помощи оценочно-качественной актуализации.
  4. Недостаточность склонностей с одновременно избыточностью равноценных потребностей компенсируется исходя из актуализации качественно отличительных способностей.


Закон может быть также описан в ином варианте: «компенсироваться или ограничиваться способны только склонности, которые равны при качественной характеристике друг друга. Количественные — всегда расходятся».

Модель В.Д. Шадрикова

Советский и российский психолог В.Д. Шадриков разработал специализированное представление индивидуальных склонностей, которое отличается составом, уровнем реализации, а также механизмом действия.

Модель склонностей по Шадрикову, в зависимости от вида механизмов:

Разновидность механизмаОписание и воздействие
ФункциональныйСюда относится уровень способностей каждого индивида, что детерминировано при помощи онтогенетической эволюционной модели.
ОперационныйРазличаются в качестве характеристик способностей индивида к какой-либо деятельности. Формируются и развиваются в раннем возрасте с воспитанием, образованием. Операционные механизмы являются системой развивающих операций и психических действий, которые направлены на решение задач.
РегулирующийФормируются в качестве субъектов, управляющих собственными склонностями. Реализуются в форме внешнего регуляционного действия (установки, мотивы, интересы). Регулирующие процессы воспроизводят метаинтеллектуальные функции, что в свою очередь создает метакогнитивные психические процессы.

Развивая способностей при помощи склонностей, психолог выделил 5 основных ответвлений:

  1. Развитие и совершенствование функциональных подсистем, которые реализуют те или иные психические функции мозга;
  2. Обучение интеллектуальным операциям или создание специальных когнитивных механизмов;
  3. Возможность управления собственными склонностями;
  4. Наличие у склонностей характерных черт оперативных действий, включая приспособленность.
  5. Постановка склонностей для их контроля при помощи нравственных черт личности.

Для метаинтеллектуальных процессов, Шадриков выделяет такие мысленные операции, как принятие решений и планирование, смысловое программирование, контрольные действия, саморефлексия и прочее.

Способности и индивидуальные различия

У каждого человека разные «наборы» способностей. Индивидуально-своеобразное сочетание способностей формируется в течение всей жизни и определяет своеобразие личности. Успешность деятельности обеспечивается также наличием того или иного сочетания способностей, работающего на результат. В деятельности одни способности могут заменяться другими — схожими по проявлениям, но отличающимися по своему происхождению. Успешность одной и той же деятельности может обеспечиваться разными способностями, поэтому отсутствие одной способности может быть скомпенсировано наличием другой или даже целого комплекса. Поэтому индивидуальное своеобразие комплекса отдельных способностей, обеспечивающих успешное выполнение деятельности, принято называть «индивидуальный стиль деятельности». В современной психологии чаще стали говорить о компетенциях, как интегративных качествах (способностях), которые направлены на достижение результата. Можно сказать, что компетенции — это способности глазами работодателей. Фактически, работодателя не волнует, каков внутренний состав способностей, обеспечивающих выполнение поставленной задачи, для них важен сам факт ее реализации. Поэтому компетенции даже называются по задаче: «способность выполнить такую-то задачу». А уж за счет каких внутренних ресурсов она будет выполнена — это проблема соискателя (или психолога, изучающего деятельность).

Методы управления

Перед тем, как начать управлять склонностями, следует оценить приобретенные навыки при помощи так называемого тестирования достижений. Такой тест может оценить различные психологические конструкции.

Один из примеров подобных тестов — Батарея профессиональной подготовки США, при помощи которых анализируют психоневрологические факторы новобранцев американской армии.

Другим примером является SAT — метод тестирования, который разрабатывался специально для изучения студентов в школах и колледжах США. В отличие от большинства форм, этот тест использует элементы достижений.

Тесты для определения способностей условно делятся на несколько видов, исходя из наличия когнитивных процессов.

На практике выделяют гибкий интеллект — возможность рассуждать и мыслить абстрактными проекциями, стратегически, эффективно решать большинство проблем, а также кристаллизованный интеллект — извлечение важных уроков из предыдущего опыта, применяя знания в новых ситуациях.

С точки зрения воздействия на индивида, на практике используется предметная психология управления — раздел науки, который учитывает психологические и когнитивные закономерности, направленные на управленческую деятельность. Главной задачи такой психологии является анализ тех или иных условий для развития эффективности в рамках определенной системы.

Психология управления с помощью склонностей опирается на такие методы, как эксперимент и наблюдение. При этом основными предметами являются личность и ее совершенствование, управленческая эффективность, а также регуляция и изучение действий в группах или коллективах.

Психологом Е.А. Климовым было представлено множество классификаций управленческой деятельности при помощи способностей человека. Одной из наиболее популярной является систематические действия по параметрам психофизиологии, в которой существуют системы:

  • «Человек-природа»;
  • «Человек-техника»;
  • «Человек-человек»;
  • «Человек-знакомая система»;
  • «Человек-эстетический или художественный образ»

Все элементы алгоритмических структур, так или иначе, опираются на теорию о влиянии склонностей на профессиональную деятельность индивида, в том числе его социальное поведение в рамках трудового общества.

Благодаря склонностям и способностям, человек может значительно продвинуться в совершенствовании собственной личности. Такое использование техник при помощи специалистов психологии может косвенно влиять на многие личностные свойства, как жизнедеятельность, интеллект, жизнестойкость и многое другое. Это также облегчит процесс обучения и создаст более комфортные условия на работе.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]