Бихевиоризм Скиннера: определение теории оперантного обусловливания и основы поведенческой психологии


Кто такой Скиннер?

Выдающийся американский психолог, живший в XX веке. Он внес значительный вклад в развитие бихевиоризма. Наибольшую известность приобрел благодаря своей теории оперантного обусловливания. Кроме достижений в психологии, Беррес Скиннер был прекрасным изобретателем. Одним из изобретений ученого является ящик, названный в его честь — ящик Скиннера. Эта конструкция предназначена для изучения принципов оперантного научения.

Скиннер стал первопроходцем в работе функционального анализа. Именно он предложил его в качестве метода исследования поведения.

Известно, что в 1958 году знаменитому психологу была вручена премия «За выдающийся вклад в развитие науки». И вручила эту премию Американская Психологическая Ассоциация. Отмечалось, что мало кто из психологов Америки смог внести такой значительный вклад в развитие психологии.

В 1972 году эта же Ассоциация признала Берреса Фредерика Скиннера самым выдающимся психологом XX века. Вторую строчку в ту пору занял З. Фрейд.

На счету знаменитого психолога сотни статей и несколько десятков научных книг.

Теория бихевиоризма Скиннера — это прорыв в науке психологии. И она будет рассмотрена ниже.

Критика Скиннера и его научный вклад в развитие психологии

Несмотря на широкое одобрение научного вклада Скиннера бихевиористами, с его позицией не соглашались многие известные психологи – Эрих Фромм, Ноам Хомский, Стивен Пинкер. Они критиковали Скиннера за пренебрежение человеческими чувствами, когнитивными способностями и ролью человеческих влечений. Поэтому «психология» Скиннера для Фромма, например, была наукой о манипулировании поведением человека.

Однако невзирая на острую критику, научные результаты Скиннера также принесли и немало плодов. Ведь не зря в 1972 году Американская ассоциация психологов внесла Скиннера в число самых выдающихся психологов ХХ столетия. Его идеи и наблюдения многократно подтверждались в разных областях применения, где самыми успешными сферами стали обучение навыкам общения, тренировка навыков уверенности, самоконтроля, а также лечение тревоги, мигрени, артериальной гипертензии и мышечного напряжения.

Кстати, о формировании полезных привычек. Если вы хотите понять как можно эффективно справляться со стрессом, тревогой и страхами, обратите внимание на нашу онлайн-программу «Психическая саморегуляция». С ее помощью за 6 недель можно освоить эффективные способы сохранять ясность ума и справляться с трудными ситуациями на работе, в университете и личных отношениях.

Что же касается оперентного обусловливания Скиннера, то относиться к нему можно по-разному, и это личный выбор каждого. Но все же хочется верить в то, что человек – это не просто животный материал, руководимый лишь реакциями, а осознанное существо, способное всегда и везде опираться на разум, принимать обдуманные решения и действовать самым лучшим образом.

Желаем вам успехов и ждем на наших уроках!

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Психолингвистика как инструмент глубинного изучения речи и языка
  • Возникновение позитивизма
  • Критика позитивизма: коротко о главных антипозитивистских концепциях
  • Прикладной анализ поведения: от стимулов к реакциям
  • Ситуационизм в психологии и поведение человека
  • Эффект Розенталя или как мудро руководить коллективом
  • Краткая история психологии: от Античности до наших дней
  • Бихевиоризм: основные положения, представители и направления
  • Ассоциативное обучение
  • Метод изучения психологии Вундта

Ключевые слова:1Психорегуляция

Оперантное поведение

Оперантный бихевиоризм Скиннера, или оперантное поведение — это какие-либо действия, направленные на достижение определенной цели. Оно находится под действием предшествующих факторов и последствий.

Таким образом, теория оперантного обусловливания следующая: процесс обучения, основанный на действиях предшествующих факторов и последствий.

Последствия формируют оперантное поведение. И следовательно, его частота в будущем увеличивается или уменьшается.

Предшествующие факторы влияют на проявление поведения в настоящем времени.

Кратко о бихевиоризме Скиннера: формирование оперантного поведения происходит в следствие «оперирования последствиями». То есть создаются определенные условия в окружающей среде.

Предпосылки оперантного поведения

В психологии Скиннера главный акцент сделан на то, что свой выбор человек совершает под воздействием каких-либо событий в прошлом. Скиннер утверждал: окружающие факторы приводят нас к определенному решению и поступкам. Центральный источник нашего поведения – не люди сами по себе (их чувства, разум, планы или цели), а их ответная реакция на влияние со стороны окружения. Чтобы понять, почему мы поступаем именно так, а не иначе, согласно Скиннеру, нужно знать обстоятельства, которые стимулируют нас к действиям.

Именно поэтому окружающий мир формирует из нас тех, кем мы являемся: наши действия зависят от знания, что хорошо, а что плохо, и, хотя мы верим, что это наше внутреннее решение, именно внешняя среда сформировала наше понимание, что такое хорошо, а что плохо. Люди – это результат адаптации каждого человека к внешней среде, в которой он родился.

Согласно философии Скиннера, нет необходимости тратить так много энергии на моральное развитие индивида, ведь «черты характера» – это аккумуляция реакций на определенные внешние условия окружения. Поэтому результат будет намного лучше, если мы будем больше сил и внимания уделять исследованиям внешней среды и условий, от которых и зависит индивид. Таким образом, если мы создадим лучшие окружающие условия, мы получим лучших индивидов.

В экспериментальной психологии принято выделять два процесса, ответственных за выработку и закрепление форм реакции на любые потребности:

  • обучение – акцент сделан на форме обучения обучающего;
  • учение, научение – здесь важны условия обучения, которые включают три разных способа воздействия на организм (человека или животного): реактивное поведение, когнитивное научение и оперантное поведение (или научение в результате оперантного обусловливания).

Сегодня теория оперантного поведения – это, пожалуй, самый известный вклад Скиннера в развитие экспериментальной психологии. Скиннер утверждал, что люди – это не больше, чем думающие машины, которые могут изменять свои действия.

Создание условий

Эти условия, согласно бихевиоризму Скиннера, создаются с помощью положительных или отрицательных усилений (подкреплений). Положительное подкрепление усиливает проявление того или иного поведения в дальнейшем. Отрицательное, наоборот, гасит его.

К примеру, ребенок постоянно капризничает в магазине. Мама покупает ему шоколадку или игрушку, малыш прекращает свои капризы. Шоколадка и есть положительное подкрепление в данной ситуации для маленького капризули. У него уже выработался четкий алгоритм поведения, и ребенок знает, что стоит ему начать истерику в магазине, он получит за это своеобразное усиление.

Иной пример. Ребенок закатывает истерику в магазине. Мама игнорирует. Ребенок еще сильнее кричит, пытается упасть на пол и биться в истерике. Мама сильно шлепает его и уводит из магазина, ничего не купив. Во второй раз малыш опять включает такую систему поведения, и опять получает шлепок. Вряд ли на третий раз ему захочется быть отшлепанным. Ребенок начинает вести себя спокойно в магазине, не пытаясь капризничать. А почему? Потому что шлепок — отрицательное подкрепление. И малышу не нравится этот метод, поэтому он будет стараться избежать его в дальнейшем.

Виды подкрепления

Согласно теории оперантного обусловливания, подкрепление может быть:

  • первичным – это жизненно важные потребности, такие как еда, секс, безопасность, отсутствие боли;
  • вторичным – деньги, уважение, престиж, внимание, социальное одобрение и т.д.

Например, ребенок получил хорошую оценку и за это родители его похвалили. Это повторяется несколько раз. У него формируется ассоциативная связь: «хорошая отметка приведет к похвале». Ради одобрения родителей, он начнет стремиться получать только хорошие оценки.

Но, чтобы эта теория «работала» нужно соблюдать правила эффективного подкрепления. Одно из них – это постоянство и предсказуемость.

Когда крыса каждый раз после нажатия педали получала еду, ее поведение было стабильным и четко направленным. Но потом Скиннер немного изменил условия. После нажатия педали крыса не всегда получала еду, а через раз.

После этого наступило угасание реакции – ассоциативная связь, которая была когда-то сформирована, разрушилась. Также и с людьми. Если ребенок, принося из школы хорошие оценки, то получает похвалу, то нет – его поведение быстро изменится.

Он поймет, что хорошие оценки ему никак не помогут получить желаемое от родителей, потому что их похвала зависит не от него, а от их настроения, усталости и прочего.

Также и со взрослыми. Если человек, вовремя закончив проект, всегда получает премию, работодатель обретет исполнительного и старательного сотрудника.

Но если премии выплачиваются не постоянно, то работник сделает вывод, что нет особого смысла оставаться по вечерам.

Скиннер выделял 3 вида подкрепления:

  • позитивное подкрепление;
  • негативное подкрепление;
  • наказание.

Позитивное подкрепление

Это последствия, которые вызывают у человека или любого другого существа, позитивные эмоции: радость, удовольствие, а также приятные ощущения, например, сытость, тепло. Это та награда, которую мы получаем за работу.

Негативное подкрепление

Это ситуация, в которой удалось избежать наказания. Например, если ребенку угрожают, что за плохое поведение он лишиться подарков на Новый год. Или сотруднику говорят, что если он сорвет сроки работы, он будет уволен.

Чтобы избежать неприятного наказания, человек ведет себя «хорошо».

Наказание

Это наказание за определенные действия: боль, голод, игнорирование, осуждение, штрафы, лишение премии и так далее. А также, это лишение чего-то приятного за неправильное и нежелательное действие.

В общем все, что вызывает у человека негативные эмоции, и не важно, это ребенок, которого поставили в угол или муж, которому не приготовили ужин.

Что лучше «работает»

Одним из революционных открытий Скиннера было то, что благодаря своим экспериментам он смог доказать – наиболее эффективным является позитивное подкрепление. Именно похвала, премии, награда лучше всего мотивируют человека делать то, что нужно.

На втором месте было негативное подкрепление – желание избежать неудовольствия и наказания тоже повышает эффективность работы.

А вот наказание, как показали эксперименты, не стимулирует правильное поведение. Наоборот, в какой-то момент происходит снижение мотивации. Человек перестает делать то, что от него требуется даже понимая, что будут санкции.

Усиление поведения

Принцип усиления поведения — это процесс, который происходит в окружающей среде, после того, как поведение уже образовалось и проявилось.

Усиление происходит сразу после проявления поведения.

Положительное усиление — это проявление стимула после демонстрации поведения. Оно приводит к его усилению в будущем.

Отрицательное усиление — это стимул, который дается сразу после проявления поведения, и снижает его последующую возможность возникновения.

Согласно оперантному бихевиоризму Скиннера, отрицательное усиление — это освобождение. Получив его однажды, человек в дальнейшем будет стремиться освободиться от усиления неприятного стимула.

Ящик Скиннера

Согласно концепции оперантного поведения, обусловливание может использоваться для контроля над поведением окружающихи для самоконтроля. Для регулирования личного поведения необходимо положительное подкрепление для действия.

Эксперимент Берреса Скиннера

  1. Голодная крыса помещалась в специальный короб. Нажимая на рычаг, животное получало еду. Со временем подопытная крыса осознала (положительный результат), что нажатие рычага позволяет достать лакомство. Данный навык закрепился.
  2. Крыса снова помещалась в ящик, но нажатие рычага сопровождалось подачей тока. Каждый разряд тока создавал неприятное ощущение в памяти животного (негативное подкрепление). Ток, проводимый через лапки, заставлял выработанную форму поведения сойти на нет – наказание.
  3. Последняя фаза эксперимента: крыса помещается в ящик. При нажатии рычага крыса не получала разряд током, но и еду не получала. Животное не получало позитивного или негативного подкрепления, поэтому навык затухал.

Опыты Берреса Скиннера позволили изучить процесс обучения организмов и способы его контроля.

В 1960-е годы американские государственные психиатрические клиники начали применять результаты эксперимента для работы с людьми, больными шизофренией, расстройством личности.

«Больные шизофренией стали самостоятельно одеваться, есть, зная, что поощрением для них станет сигарета» [3].

Виды процессов усиления

Бихевиоризм Б. Скиннера говорит о двух видах данных процессов: непосредственные и опосредственные. Первые являются процессами, при которых задействованы внешние раздражители окружающей среды, имеющие непосредственное влияние на человека. Они, в свою очередь, подразделяются на:

  1. Положительные — внимание, сон, еда.
  2. Отрицательные — избегание неприятного человека.

Непосредственные процессы — автоматические. Они, как и опосредственные подразделяются на положительные и отрицательные.

Процессы ослабления поведения

Бихевиоризм Скиннера включает в себя и процессы ослабления. Что это такое? Это процесс наказания или ослабления, который происходит после того, как поведение проявилось. И приводит он к ослаблению нежелательного поведения в будущем.

Данные процессы подразделяются на положительные и отрицательные.

Положительное ослабление — процесс, при котором после проявления поведения предоставляется неприятный стимул, приводящий к уменьшению и/или сокращению поведения в будущем.

Отрицательное ослабление — процесс ликвидации приятных стимулов после демонстрации нежелательного поведения, для того, чтобы проявление поведения в будущем снизилось или сократилось.

Критика

Критика бихевиоризма сосредоточена на его теоретических слабостях, а также на его холодных методах. Психологи сегодня считают эту классическую форму бихевиоризма «неправильной» в том смысле, что современные когнитивные исследования ясно продемонстрировали роль психических процессов в психологии. Хотя бихевиоризм был неверно истолкован, чтобы продемонстрировать некоторые свидетельства конверсионной терапии геев, нет опубликованных исследований с использованием поведенческих аналитических принципов, которые могли бы подтвердить это утверждение. Рекерс и Ловаас (1974) — наиболее частая ссылка в поддержку этого ложного утверждения, но исследование было осуждено Журналом прикладного анализа поведения в примечании редактора (LeBlanc 2020). [18]

Предшествующие факторы

К одной из стадий бихевиоризма Скиннера относятся различные стимулы и мотивационные операции.

Мотивационные операции увеличивают или уменьшают эффективность того или иного стимула для усиления или ослабления поведения. Подразделяются на побуждающие и подавляющие.

Побуждающие повышают мотивационную ценность. А значит, вероятность возникновения поведения увеличивается.

Подавляющие, в свою очередь, понижают мотивационную ценность стимула, уменьшая вероятность возникновения того или иного поведения.

Стимулы

Они оказывают влияние на поведение вследствие прошлого опыта. Их можно разделить на три варианта.

  1. После поведения произойдет усиливающее последствие.
  2. Усиливающего последствия не произойдет.
  3. Произойдет неприятное последствие, которое приведет к ослаблению поведения в будущем.

То есть, первый вариант — это побуждающее воздействие. Поведение будет происходить с большей вероятностью, так как оно усиливалось в прошлом в присутствии данного стимула.

Второй вариант — подавляющее воздействие. Поведение не будет происходить, так как в прошлом, при воздействии данного стимула, произошел процесс гашения.

Третий вариант — запрещающее воздействие. Поведение не будет происходить потому, что в прошлом в присутствии данного стимула появился неприятный стимул, который ослабил это.

Основы: оперантная психология

Основная статья: Оперантного кондиционирования

Скиннер увидел, что классическая обусловленность не учитывает поведение, которое интересует большинство из нас, например, езда на велосипеде или написание книги. Его наблюдения привели его к выдвижению теории о том, как возникают эти и подобные виды поведения, называемые оперантами.

Грубо говоря, в оперантного кондиционирования, оперант активно излучается и вызывает изменения в мире (т. е. порождает последствия), которые изменяют вероятность того, что поведение повторится снова.

Как представлено в таблице ниже, оперантное обусловливание включает в себя два основных действия (увеличение или уменьшение вероятности того, что определенное поведение произойдет в будущем), которые выполняются путем добавления или удаления одного из двух основных типов стимулов, положительных подкреплений или отрицательных подкреплений. .[14]

Тип стимулаЭффект: повышение поведенияЭффект: снижение поведения
Положительное подкреплениеДобавьте положительное подкреплениеУдалить положительное подкрепление
НаказаниеСнять наказаниеДобавить стимул наказания

Другими словами:

  • Если вероятность поведения повышается вследствие предъявления стимула, этот стимул является положительное подкрепление.
  • Если вероятность поведения повышается в результате отмены стимула, этот стимул является отрицательным подкреплением.
  • Если вероятность поведения снижается в результате предъявления стимула, этот стимул является положительным наказанием.
  • Если вероятность поведения снижается вследствие отмены стимула, этот стимул является негативным наказанием.

Инструментальная обусловленность — это еще один термин для оперантной обусловленности, который наиболее тесно связан с учеными, изучавшими бег по лабиринту. Скиннер был пионером техники свободного операнта, при которой организмы могли реагировать в любое время в течение длительного экспериментального сеанса. Таким образом, зависимой переменной Скиннера обычно была частота или скорость ответов, а не ошибки, которые были сделаны, или скорость прохождения лабиринта.

Оперантное кондиционирование влияет на будущее организма, то есть на то, как организм будет реагировать на действия, описанные выше.

Радикальный бихевиоризм Скиннера

Чтобы понять, что это такое, нужно знать его отношение к теории З. Фрейда. Скиннер считал, что тот сделал колоссальное открытие относительно того, что человеческое поведение, по большей мере, обусловлено бессознательными причинами. Однако в корне не соглашался с Фрейдом по поводу его изобретения психического аппарата и сопутствующих процессов для объяснения поведения человека.

По мнению Скиннера, процессы поведения не имеют ничего общего с поведением. Психические звенья создают лишь проблему для объяснения поведения.

Скиннер считал, что рефлекс — это понятие соотношения между стимулом и ответом на этот стимул. Таким образом, если организм получает подкрепление за свое поведение, то происходит его усиление. Организм запоминает их, и соответственно, идет заучивание и становление определенного вида поведения. Если же подкрепление отсутствует, то поведенческие акты, ничем не подкрепленные, исчезают из репертуара поведения организма.

Это можно назвать рефлекторным поведением или невольным. Его основное отличие от оперантного в том, что последнее нельзя вызвать. Оно добровольное. А рефлекторное поведение вызывается тем или иным стимулом, неважно, условным или безусловным. Эта теория совпадала с мнением русского ученого И. Павлова.

Теория оперантного поведения

Согласно теории поведенческой психологии бихевиоризма, внешняя среда – это самый важный фактор формирования навыков, а ключевую роль играют ассоциативные связи, которые организм создает в результате жизненного опыта.

Если Павлов вывел закономерность формирования условных рефлексов, то Скиннер пошел еще дальше: он описал свои научные наблюдения и возможные способы влияния на поведение организма, и назвал их «оперантное обусловливание» (или оперантный бихевиоризм) – процесс формирования ассоциаций между поведением и его последствиями. Согласно Скиннеру, существует три вида поведения человека:

  • безусловно-рефлекторное;
  • условно-рефлекторное;
  • оперантное.

Именно идея оперантного обусловливания состоит в изучении формирования поведения человека. Сначала она была сформулирована по аналогии наблюдения за реакцией животных в лабораторных условиях. Поэтому «обусловливание» – это создание необходимых условий, которые дают возможность управлять человеческим поведением.

Обусловить – это обдуманный пошаговый процесс, который позволяет создать нужные подконтрольные условия, из-за воздействия которых меняется состояние человека, его поведение и реакции на последующие обстоятельства. «Оперантное» (от слова «операция») означает действие, имеющее воздействие на среду. Поэтому под оперантным обусловливанием Скиннер подразумевал форму обучения, в которой спонтанное поведение воспринимается как желательное. Главный акцент в оперантном обусловливании Скиннер делал не на реакции человека, а на акции – действии, которое воздействует на человека.

Поэтому принцип оперантного обусловливания можно обозначить тем, что человеческое поведение контролируется его последствиями: позитивный многоразовый опыт в прошлом формирует модель реакции на похожую ситуацию в будущем.

Как пример действия оперантного обусловливания можно представить такую ситуацию:

Джулиан вместе со своей дочерью Энн пошли в кино. Джулиан купил пакетик с разными леденцами. Он протянул пакетик Энн, и та перебрала их все, пока не нашла синий, который тут же вытащила и сунула в рот. Одно из объяснений ее выбора состоит в том, что в результате прошлого опыта она отождествила синий цвет леденца с приятным вкусом.

Развивая свою интерпретацию того, какой должна быть психология, Скиннер пытался доказать, что человеческое поведение всегда зависит от внешней среды: выбрать фильм, открыть дверь в ответ на звонок, держать партнера за руку, когда он просит – все это примеры оперантного поведения.

В свое время Скиннер обосновал закономерности, которые назвал законом оперантного обусловливания и законом субъективной оценки вероятности последствий. Этим заявлением Скиннер предлагал свое решение современных социальных проблем, создание технологии поведения, которая бы позволяла манипулировать негативным поведением людей и помогала бы создавать положительные реакции. Он предлагал изменить такие черты как гордость, стремление к власти, агрессия, наполнить людей четким пониманием смысла и целей.

Сегодня оперантное обусловливание рассматривается психологами в двух основных формах:

  1. Инструментальное научение – ему свойственно подкрепление случайного поведения путем наград и наказаний. Воздействие на человека происходит за счет активизации нервной деятельности.
  2. Творческое научение – нацелено на воздействие разума и активизацию творческих способностей в нужном направлении.

Правила эффективного оперантного обусловливания:

  1. Простая инструкция.
  2. Легкое начало.
  3. Позитивный процесс обучения.
  4. Регулярная система подкреплений.
  5. Четкая методичность процесса обучения.

Одна из ключевых идей в концепции Скиннера – это подкрепление или «последовательное наведение на нужную реакцию». Он описывал четыре режима подкрепления в зависимости от необходимой формы реагирования:

  • с постоянным соотношением;
  • с постоянным интервалом;
  • с вариативным соотношением;
  • с вариативным интервалом.

Особенно важным в формировании нужной реакции Скиннер считал использование подкрепляющих стимулов, которые разделил на три типа:

  1. Первичные подкрепления – вода, пища, секс и т. п.
  2. Вторичные (условные) подкрепления – привязанность, внимание, деньги, похвала и т. п. – оказывающие сильное влияние на поведение человека;
  3. Позитивные и негативные подкрепления (аверсивные) и наказания.

Также в оперантном обусловливании выделяют три типа научения:

  • метод проб и ошибок;
  • формирование автоматизированной реакции;
  • подражание путем наблюдения и воспроизведения нужной модели поведения (бывает двух форм – чистое подражание и викарное, то есть повторение с пониманием).

Таким образом, во время оперантного научения человек воздействует на внешнюю среду, и, получая желаемый результат, усиливает вероятность повторного поведения. И также наоборот: если во время воздействия результат был негативным, человек будет стремиться избегать подобного опыта.

Управление человеком

Воспитание в концепции бихевиоризма Б. Скиннера основано на том, что личность человека — это совокупность физических реакций, возникающих при наличии предшествующих факторов и последствий.

Человеческое поведение формируется согласно подкреплениям. Чаще всего, на основе положительного. Может формироваться и под воздействием отрицательного подкрепления.

Зная это, поведением человека можно управлять, основываясь на:

  1. Положительном подкреплении верных реакций. Это способствует их закреплению в поведении личности.
  2. Субъективной ценности подкрепления. То есть исходя из того, что является наиболее стимулирующим для данной личности.
  3. Оперантное обусловливание. Личность знает, что за ее поведением может последовать отрицательное подкрепление. Чтобы избежать негативных последствий, человек вполне способен отказаться от конкретного вида поведения.
  4. Субъективная вероятность последствий. Если человек осознает то, что вероятность возникновения отрицательного подкрепления от его действий мала, он готов рисковать.
  5. Подражание. Людям свойственно бессознательное подражание тем, кого они считают своим авторитетом.
  6. Тип личности. Управлять теми, кто склонен перекладывать ответственность за свои поступки и действия на других людей и жизненные обстоятельства, гораздо легче. Такой тип личности называется экстерналами. Интерналы, наоборот, берут всю ответственность за происходящее с ними только на себя.

Направления бихевиоризма

Классический бихевиоризм представляет собой бихевиоризм Д.Уотсона, исследующий исключительно внешне проявляемые поведенческие реакции и не видящий различия между поведенческими актами индивидов и других живых созданий. В классическом бихевиоризме все явления психики сводятся к реагированию организма, главным образом, двигательному. Таким образом, мышление в бихевиоризме отождествлялось с речедвигательными действиями, эмоции – с трансформациями внутри организма. Сознание в данной концепции принципиально не изучалось, вследствие того, что оно не обладает поведенческими показателями. Основным инструментом поведенческих реакций в концепции принимается взаимосвязь побудительного стимула и реакции.

Основные методы бихевиоризма – это наблюдение и опытное изучение ответного реагирования организма на воздействия окружающих обстоятельств для обнаружения доступных математическому отображению корреляций между данными переменными. Миссией бихевиоризма считалось переведение абстрактных фантазий последователей гуманитарных теорий на слог научного наблюдения.

Бихевиористическое направление родилось вследствие протеста его сторонников против произвольных абстрактных спекуляций ученых, не обуславливающих термины четким образом, и истолковывающих поведенческие акты исключительно метафорически, не переводя красочные объяснения на слог четких предписаний – что конкретно необходимо произвести, чтобы получить от остальных или себя нужную модификацию в поведении.

В практической психологии бихевиористическое направление стало основоположником поведенческого подхода, в котором в центре внимания специалиста находятся поведенческие акты индивидов. Говоря более конкретно – «что есть в поведении», «что индивид желает изменить в поведении» и «что с этой целью конкретно необходимо сделать». По прошествии некоторого количества времени появилась необходимость отграничить поведенческий подход и бихевиоральное направление.

В практической психологии бихевиоральное направление является подходом, реализующим идеи классического бихевиоризма, другими словами работающий, в первый черед, с внешне проявляемыми, наблюдаемыми поведенческими реакциями индивида и рассматривающий личность только в качестве объекта воздействий в совершенной аналогии с научно-естественным подходом. Но все-таки поведенческий подход имеет гораздо более широкий диапазон. Он охватывает не только бихевиоральное направление, но и когнитивный бихевиоризм, и личностно-поведенческое направление, где специалист рассматривает личность как автора внешних и внутренних поведенческих актов (мыслей, эмоций, избрания жизненной роли или выбора определенной позиции), то есть любых поступков, производителем которых является она и за которые она будет в ответе. Слабость бихевиоризма заключается в сведении многоаспектных процессов и явлений к деятельности людей.

Кризис бихевиоризма разрешился посредством введения в классическую схему дополнительной переменной величины. Благодаря этому сторонники концепции стали считать, что не все можно зафиксировать объективистскими методиками. Побуждение функционирует только вместе с промежуточной переменной величиной.

Как и любые теории, бихевиоризм, подвергался модификациям в процессе собственного развития. Таким образом, появились новые направления: необихевиоризм и социальный бихевиоризм. Последний изучает агрессию индивидов. Сторонники соцбихевиоризма считают, что личность прикладывает множество усилий с целью добиться определенного статуса в социуме. Понятие бихевиоризм в этом направлении является механизмом социализации, предусматривающим не только лишь приобретение опыта, основанного на собственных промахах, но и на ошибках других. Фундаменты кооперативных и агрессивных поведенческих актов сформированы на данном механизме.

Необихевиоризм не ставит перед собой задачу личностного воспитания, но устремляет усилия на «программирование» поведенческих актов индивидуума с целью достижения максимально действенного результата для клиента. Важность положительного стимула была подтверждена в исследованиях практикой «метода пряника». При воздействии позитивного побуждающего стимула можно достигнуть наибольших результатов. Проводя собственные исследования, Скиннер, многократно попадал впросак, однако при этом он полагал, что если бихевиористическое ученье не может отыскать ответ на какой-нибудь вопрос, то попросту такого ответа не существует вообще.

Бихевиоризм поведение человека Скиннер считал детерминировано внешними условиями влияния (мотивы, опыт, наблюдение), вследствие чего он исключал способность к самоуправлению.

Центральные ошибки последователей бихевиористического научения заключаются в совершенном игнорировании личности. Они не понимали того, что исследование всякого действия без привязки к определенной личности невозможно. Также они не учитывали, что у разных личностей в равных условиях могут зародиться несколько реакций, а выбор оптимальной всегда будет оставаться за личностью.

Сторонники бихевиоризма утверждали, что в психологии любое «уважение» выстраивается только на страхе, что очень далеко от истины.

Вопреки тому, что на протяжении последних 60 лет произошло серьезное видоизменение идей бихевиоризма, предложенных Уотсоном, основные принципы этой школы все же остались неизменными. К ним относят представление о преимущественно неврожденном характере психики (однако сегодня признается наличие врожденных компонентов), идею о необходимости изучать, главным образом, доступные анализу и наблюдению поведенческие реакции (невзирая на то, что смысл внутренних переменных и их содержание не отрицается) и уверенность в наличии возможности влиять на ход развития психики целым рядом разработанных технологий. Убежденность в надобности и возможности целенаправленного обучения, образующего определенный личностный тип и методы, осуществляющие процесс обучения, считаются одними из самых значимых преимуществ данного направления. Различные теории научения и тренинги, позволяющие корректировать поведенческие реакции, обеспечили жизненность бихевиоризма не только в США, но и распространение его в остальном мире, однако в Европе широкого признания данная школа не получила.

По ту сторону свободы и достоинства

Говоря о Скиннере, сложно не упомянуть об этой книге. В ней переворачиваются все прежние ценности и идеалы обычного человека. Автор четко и ясно излагает, как можно управлять людьми. Что такое деньги, например. Они благо для людей или способ воздействия на толпу? Или как принудить человека работать? Достаточно платить ему ежемесячную зарплату в таком объеме, чтобы хватило лишь на еду. Этот прием известен еще со времен Древнего Рима, где люди работали за еду. Сейчас в ее роли выступают шуршащие бумажки.

Какова ценность человеческой жизни, а главное — как пересмотреть собственные взгляды и решиться изменить привычный уклад? Беррес Фридерик Скиннер дает конкретные и очень четкие ответы за эти вопросы в своей книге. Для тех, кто хочет что-то изменить в своей жизни, она станет отличным толчком к действиям.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]