Творческие способности — что это такое в психологии


В чем отличие от креативных способностей

В большинстве иностранных языков для обозначения понятий «креативность» и «творчество» служит одно слово – «creation» (англ.), «сreatividad» (исп.), «кreativität» (нем.) и т.д. Все же будучи тесно взаимосвязанными, они различаются.

Развитие интеллекта — как можно улучшить свои умственные способности

Наиболее важным отличием является то, что творчество более тесно связано с интеллектом, понимаемым как способность или талант. Если человек обладает креативными способностями, то это скорее связано с динамизмом или активностью. Творческие люди рассматриваются как более эмоционально активные, а креативные – творят более сознательно.

Важно! Можно использовать определение творчества как потенциала, а креативности – как его реализации.

Значимость самореализации и развития творческих навыков

Каждому человеку свойственно занятие, которое называется творческим процессом. Этот навык образовался в процессе эволюции и является способом проявления у индивида его субъективных возможностей. Одна из основ личности – постижение сути творчества, благодаря чему она способна духовно расти. То есть развитие творческих навыков – ключ к собственному развитию.

Творческая реализация крайне важна для человека, потому что творчество напрямую связано с возможностью раскрыть потенциал и талант, а это, в свою очередь, влияет на достижение успехов в любой другой сфере.

Значимость самореализации и развития творческих навыков

Лучше всего способности раскрываются при занятиях той деятельностью, которая полезна и нужна социуму. Но несмотря на важность внешних мотивов, не менее важно то, как сам человек представляет эту деятельность. Она должна соответствовать не только интересам общества, но и интересам самого индивида. В этом случае она становится, образно говоря, самодеятельностью: то есть личность не просто реализуется, а самореализуется. Его ведет личная мотивация. Соответственно, творческий процесс – это процесс самореализации в чистом виде.

Однако целью ее не ставится познать себя или проанализировать, потому что этой деятельностью человек пытается достичь внешних результатов, а это значит, что ему нужно проявить свою индивидуальность, распознать, какими возможностями он располагает и какое место занимает в социуме. То есть слова о том, что человек состоялся подразумевают то, что он полностью задействовал свои внутренние ресурсы, чтобы реализовать поставленные им планы.

И вот тут появляется первая проблема самореализации: дисбаланс между внутренним потенциалом, целями и реальными успехами. Иными словами, если внешние обстоятельства не позволяют человеку обнаружить свой истинный потенциал, то есть не дают раскрыть таланты и задействовать внутренние резервы, то итогом станет неудовлетворенность.

Структура способностей к творчеству

Весь творческий потенциал в совокупности, принадлежащий отдельной личности, а также деятельность по его реализации составляют сложную структуру, подразделяющуюся на общие и специальные способности.

Общие способности

Депрессия — что это такое в психологии

В этой области рассматривается ряд свойств, которыми характеризуется человек, наделенный творческими способностями. Американский психолог Джой Пол Гилфорд, внесший огромный вклад в исследование креативности, формулирует их так:

  • чувствительность к проблемам (быстрое их выявление);
  • умственная гибкость (умение адаптироваться ко всем ситуациям);
  • умение анализировать и синтезировать (дезинтегрировать структуры и использовать их в новых совокупностях);
  • возможность обрабатывать большое количество связанных идей.

Аналогичным образом в самых известных исследованиях творчества выделяются когнитивные и волевые индикаторы:

  1. Когнитивные показатели творчества – высокая степень интеллекта и сочетание восприятия информации, интуиции, воображения, абстракции и синтеза;
  2. Волевые показатели творческих субъектов – интеллектуальное любопытство, преданность делу, внутренняя мотивация;
  3. Другие – терпимость к двусмысленности, открытость новому опыту, универсальность, чувствительность, смелость и настойчивость.

Роль специальных способностей

Важно! При наличии у индивидуума творческого потенциала невозможно будет его использовать без обладания специальными способностями.

Так, с помощью только креативного мышления нельзя создать реальные произведения искусства или изобрести что-то новое в науке и технике. Для этого нужны развитие навыков игры на музыкальных инструментах, освоение различных техник рисования и живописи, изучение точных наук и т.д. Затем человек, способный овладеть данными знаниями и навыками, получит возможность творить.

Креативные возможности.

Знание.

Знакомство с методами творческого мышления. Чем больше у человека знаний о способах креативного мышления, тем чаще он творчески мыслит, и тем более успешно он может генерировать новые действенные идеи. Чтобы расширить свои познания, читайте и изучайте литературу по данной теме или же общайтесь с творческими людьми, которые могут моделировать успешные методы и подходы.

Точка контроля.

Чувство контроля над обстоятельствами помогает людям уверенно следовать креативным альтернативам. И наоборот, чувство отсутствия контроля приводит к беспомощности. По этой причине внутренняя точка контроля важна для креативности. Позитивное мышление и прошлые успехи помогают развить чувство контроля, поэтому, если вы страдаете от ощущения беспомощности, работайте над своим настроением и ищите примеры собственных успехов. Внешняя точка контроля связана с депрессией. Если у вас депрессия, вам необходимо работать над этой проблемой (искать профессиональную помощь и поддержку), и только после этого вы можете рассчитывать на повышение креативности.

Уверенность.

Уверенность человека в том, что он способен генерировать ценные идеи и инсайты, расширяет его креативность. Практика творческого мышления увеличивает уверенность в тех случаях, когда перед вами стоят не очень сложные задачи, и то же время ваш опыт связан с реальной жизнью. Следовательно, чтобы повысить уверенность, необходимо работать над простыми проблемами и использовать креативный подход для решения повседневных задач.

Открытость мышления.

Готовность учитывать альтернативные точки зрения и подходы является важной составляющей креативного мышления. Чтобы развить открытость мышления, ищите примеры успешных людей и методик. Поставьте перед собой задачу общаться с людьми, которых вы не знаете, а также с теми из своих знакомых, которые вызывают у вас дискомфорт. Спрашивайте мнение этих людей по важным для них темам, обязательно старайтесь выслушать и понять ход мысли собеседника, даже если вы не согласны с ним.

5. Креативный опыт.

Позитивный опыт людей, применивших творческое мышление для решения проблем или разработки лучших альтернатив, обладает большой ценностью. Он стимулирует дальнейшую креативность. Если у вас нет большого творческого опыта, вы можете компенсировать этот пробел, обратившись к тем, у кого он есть. Попросите творческого человека помочь вам найти подход к проблеме, над которой вы работаете. Его идеи и опыт в различных подходах помогут вам узнать, как протекает процесс творческого мышления. И, конечно же, лучший способ приобрести необходимые навыки – применять креативный подход ко всей своей работе и персональным решениям.

Модели поведения.

Общение с людьми, которые добились успеха благодаря своим личным творческим способностям, заметно стимулирует вашу собственную креативность. Вместе с тем очень сложно найти хорошие образцы для подражания. Если вы знакомы с успешными предпринимателями, построившими свой бизнес с нуля, можете не сомневаться: они – очень креативные люди, даже если от них самих этого не услышишь. Предприниматели часто думают, что только «художники» обладают творческими способностями. Старайтесь проводить время с бизнесменами, учеными, художниками и любыми другими людьми, которые кажутся вам креативными.

Поддержка лидеров.

Поддержка руководителей приносит большую пользу. Если вам не предлагают поддержку, попробуйте попросить о ней. Если руководитель согласен с тем, что креативное мышление является частью вашей работы, тогда он с удовольствием окажет вам больше поддержки. В обратном случае вам придется практиковать «келейную креативность». Вы будете делиться идеями лишь после завершения работы над ними, но при этом у вас будет достаточно времени, чтобы критически оценить свои предложения. Вы будете держать свой мыслительный процесс внутри себя.

Открытость лидеров.

Интерес к вашим идеям и предложениям и поощрения со стороны руководителей усиливают вашу креативность. В то же время многие начальники закрыты для неформального обмена идеями. Попытайтесь найти удобное время или посредника для проведения в жизнь новых идей. Чаще всего руководитель, закрытый для вербального предложения, готов прочитать его в форме печатного сообщения или электронного письма.

9. Награды.

Признание и более вещественные награды за креативность помогают стимулировать это качество. Если ваша рабочая среда не обеспечивает формальных поощрений за креативность, попытайтесь добиться неформальной позитивной оценки от руководителей и сослуживцев. Если вы выполнили какое-либо дело с помощью творческого мышления, старайтесь поощрить себя самого.

Подготовка.

Тренинги открывают перед вами креативные методы и примеры, расширяют ваш опыт и оказывают поддержку креативному поведению. Запишитесь на любой доступный вам творческий семинар. Время от времени общественные организации и учебные заведения организуют недорогие курсы, которые вы можете посещать. Если таких курсов нет, займитесь самообучением.

Эмоциональная сила.

Люди, не теряющие жизнерадостности перед лицом трудностей, способны управлять своим эмоциональным состоянием, избегать чрезмерных стрессов, беспокойства или депрессии. Здоровая диета, упражнения и достаточно сна помогут вам стать сильнее, а ваш эмоциональный тонус всегда будет высоким.

12. Широкий кругозор.

Чем больше вы знаете, тем больше у вас материала для творческого мышления. Все время пробуйте что-то новое, посещайте новые места, читайте новые книги. Старайтесь проводить время с людьми, которые раньше не попадались на вашем пути.

Независимость.

Чем больше независимости вы проявляете, формируя свое мнение и решая, какой избрать подход к проблеме, тем легче быть креативным. Если вы принимаете мнение другого человека и позволяете втянуть себя в дискуссию и некритично соглашаетесь с его выбором, значит, вы не умеете мыслить независимо. Независимо мыслящий человек находится в постоянном поиске. Чтобы укрепить внутреннюю независимость, не забывайте спрашивать себя, можете ли вы мысленно представить альтернативную точку зрения.

Отсутствие связанности.

Людям с достаточно легкомысленным отношением к идеям, планам и решениям легче проявлять креативный подход. Они не связаны старыми идеями и свободны для рассмотрения новых альтернатив. Чтобы достичь подобного состояния, развивайте в себе искреннюю веру к собственным способностям выдвигать и реализовывать новые и лучшие идеи. Иначе вам будет достаточно трудно решиться на то, чтобы отбросить все отжившее, и начать с чистого листа. Если вам недостает смелости, возможно, причина в том, что вами владеет пессимистический настрой.

Больше оптимизма в мыслях.

Способность к игре.

Чувство удовольствия от изучения новых идей и подходов – хороший актив по отношению к креативности. Люди с легким нравом лучше справляются со сложными проблемами и вопросами. Если у вас тяжелые времена, старайтесь не быть слишком серьезным. Возьмите перерыв для того, чтобы поиграть, посмеяться или выразить себя любым другим способом, который вам вернет юношескую веселость. Ищите людей, которые не принимают жизнь столь же серьезно, как вы, и поучитесь у них.

Упорство.

Существует миф о том, что только вдохновение питает творчество. Абсурд. Каждой великой идее требуется время, чтобы вырасти и сформироваться. Упорство играет важнейшую роль: если вы привыкли сдаваться слишком быстро, поставьте перед собой количественные цели и тренируйте упорство. Побудите себя генерировать в два раза больше идей или удвойте время, которое вы тратите на обдумывание.

Способность к сопереживанию.

Люди, умеющие улавливать, что думают и чувствуют окружающие, обладают особым даром групповой креативности. Они способны воспринимать идеи других людей, добавляя что-то свое. Чтобы повысить свою способность к эмпатии, развивайте в себе умение слушать (рассказывайте людям, что, по вашему мнению, они думают и чувствуют, и просите их поправить вас, если вы неправы).

Отношение к себе.

Если вы считаете себя творческим человеком, то таковым вы и являетесь. Креативность в значительной мере базируется на отношении к себе – это скорее поведение, чем талант, и люди, чувствующие в себе творческую силу, действуют креативно. (Я бы добавил — образ жизни).

Изобретательность.

Люди, часто думающие над новыми вещами, естественным образом хорошо справляются с другими креативными заданиями. Вероятно, изобретательство – хорошая практика для всех видов креативности. Если вы можете придумать десять новых способов сварить чашку хорошего кофе, то вам не составит труда придумать множество новаторских решений для сложной проблемы на работе или в личной жизни. Изобретать – это увлекательная игра, поэтому практикуйте ее, непрестанно задавая себе вопросы, как усовершенствовать что-то в своей компании или дома.

Способность нарушать границы.

Располагая вещи в непривычной последовательности, вы нарушаете внутренние границы. Создание неожиданных групп является базовой творческой операцией, поэтому необходимо хорошо овладеть данным навыком. Вместо того чтобы просто перечислять единичные варианты, вы можете создать множество комбинаций с помощью формы «______ и_____». Объединяйте идеи в пары, эта методика поможет вам найти новые комбинации, преодолев привычные границы.

Понимание креативности.

Люди, лучше понявшие глубинную сущность креативности, в результате становятся более творческими натурами. Чтобы овладеть данным преимуществом, изучайте учебные материалы, пользуйтесь анкетами (списками), подобными этой.

Самоанализ.

Человек обязательно должен понимать принципы собственного творческого поведения. Благодаря этому он получает возможность развиваться. Люди, глубоко проанализировавшие свое мышление и творческие подходы, добиваются успеха в креативной работе. Чтобы достичь высокого уровня самоанализа, наблюдайте за собственным творческим процессом. Вы всегда используете определенные интеллектуальные стратегии? Вы постоянно работаете в одном и том же месте, в одно и то же время? Если так, осознанно измените привычные условия. Трансформируя подход, наблюдайте за изменениями результатов. Если вы будете больше экспериментировать со своими творческими методами, то со временем вы будете находить все лучшие и лучшие формулы креативности. Некоторым людям требуется соответствующее окружение или фоновая музыка, чтобы достичь оптимального творческого уровня. Познайте свое творческое «я», и вы сделаете множество подобных полезных открытий.

Сбалансированность чувств и мышления.

Многие люди не могут добиться эмоциональной вовлеченности в творческую проблему. Их мышление оказывается скованным и ограниченным, и они не могут достичь той силы мысли, которая необходима для рождения идеи или решения. Точно так же одних эмоций недостаточно для многих креативных задач. Только объединив мысль и чувство, вы сможете направить свой разум на решение проблемы.

Чтобы сбалансировать свой подход, время от времени останавливайтесь и спрашивайте себя:

  1. какие чувства вызывает во мне творческая работа, которой я занимаюсь;
  2. о чем я думаю.

Эта методика поможет развить как рациональную, так и эмоциональную сторону творчества, и создаст здоровый баланс между мыслью и чувством. Попробуйте пригласить к совместной работе человека, обладающего тем, чего вам недостает: если у вас развито логическое мышление, найдите партнера, обладающего интуицией, для совместного мозгового штурма, и наоборот.

Смелость.

Психологическая и интеллектуальная смелость помогает людям преодолевать препятствия на пути к креативному мышлению. Даже если вам недостает отваги в других областях, вы все равно можете развить в себе творческую смелость, просто осознав, что цена ошибки очень невелика. Ну что случится, если ваше креативное мышление не создаст ценную идею? По существу, творческая неудача не приводит ни к чему плохому. Вы всего лишь потеряете немного времени, практикуя креативные способности. Поэтому совсем не сложно убедить себя стать творчески мыслящими человеком, если вы поймете, какая именно смелость необходима для этого.

Способность пойти на риск.

Если человек без колебаний рискует расстаться с чем-либо, то ему легче проявить креативность. Таким людям не приходится уговаривать себя попробовать новый подход. Если вы неохотно идете на риск, то должны отдавать себе в этом отчет, развивая свою креативность. Постарайтесь найти возможность делать запланированные рискованные ходы, когда последствия риска не очень страшны для вас. Например, поставьте перед собой задачу время от времени менять порядок повседневных дел – просто для того, чтобы понять, сколько существует различных подходов к одной и той же работе. Это упражнение требует творческого отношения к принятию рискованных решений, оно поможет вам преодолеть страх риска в креативной сфере.

Приоритет креативности.

Люди, сделавшие креативность своим приоритетом, успешнее выполняют творческие задания, уделяя им больше усилий и времени. Если креативность не входит в число ваших приоритетов, измените порядок, которым вы руководствуетесь при выполнении каждодневных задач. Определите для себя больше творческих целей и поставьте перед собой задачу выполнять их в первую очередь.

Ответственность.

Некоторые люди ответственно относятся к креативности. Они чувствуют в себе потенциал и считают, что обязаны использовать его. Это — здоровое отношение, в нем есть преданность творческому процессу. Мир требует от нас множество конкурирующих видов ответственности, поэтому мы сами должны сделать выбор и защитить свою креативность. Чтобы напомнить себе о своей креативной ответственности, просто скажите себе, что людей запоминают по тому новому, что они сделали, а не по рутинным вещам, доступным каждому! приобретете громадное чувство творческой ответственности.

Дисциплина.

Несмотря на то, что креативность можно воспринимать как игру, для получения практических результатов придется приложить значительные усилия. Люди с высокодисциплинированным подходом к креативности чаще достигают творческих успехов, так как они тратят больше сил и времени на свою работу. Кроме того, такие люди используют больше креативных методов. Дисциплину достаточно просто приобрести: попытайтесь заносить то, чем вы занимаетесь, в творческий журнал, отмечая, какой тип креативной работы вы выполняете каждый день, сколько времени вы тратите на нее и каким подходом пользуетесь. Помимо этого, делайте записи обо всем, что вы прочитали или узнали о творческой деятельности, а также обо всех случаях, когда вы обсуждали эту тему с другими людьми. Само по себе ведение дневника поможет вам стать более дисциплинированными.

Здоровье.

Здоровье и хорошее самочувствие благоприятно сказываются на креативности. Если у вас проблемы со здоровьем, то вы можете не заметить, что они связаны с творческими трудностями. Вместо того чтобы при плохом самочувствии заставлять себя творить, лучше предпринять решительное усилие и в первую очередь вложить время и энергию в собственное здоровье. Отдых, релаксация и правильное лечение подготовят вас к творческой деятельности.

Самообучение.

Люди, с энтузиазмом относящиеся к развитию собственной креативности, постоянно творчески растут. Они чаще достигают успешных результатов. Если интерес к совершенствованию творческих навыков не является для вас естественной потребностью, тогда попробуйте посещать курсы, помогающие сфокусироваться на самосовершенствовании. На курсах вы приобретете привычку изучать креативность, после чего вы сами сможете наращивать собственные знания.

Автор: Александр Хайем. Бизнес консультант, лектор и инструктор, автор книги «Маркетинг для чайников» и других бестселлеров.

Детские творческие способности

Виктимность — что это такое в психологии

Ребенок обладает творческими способностями, когда есть соотношение трех особенностей:

  1. Присутствие специальных способностей: музыкальных, художественных, когнитивных, высокого интеллекта;
  2. Высокая мотивация: хочет что-то делать, интересуется миром, охотно исследует его и ищет ответы на вопросы, которые его беспокоят;
  3. Креативное мышление – способность искать новые идеи. Это включает в себя создание ситуаций, источники которых находятся в богатом воображении ребенка.


Детское творчество

Если родители хотят, чтобы ребенок укреплял и развивал свои таланты, им следует обратить внимание на дошкольный возраст.

Важно! Дошкольный возраст – это период, в котором проявляются различные таланты. Их раннее признание и развитие могут принести впечатляющие результаты и определить дальнейшую жизнь малыша.

Формирование изобретательности и природного творчества происходит в младшем возрасте, до 5 лет. У более старших детей наблюдается снижение творческих способностей, которые не стимулируемые тормозятся.

Умный одаренный дошкольник может испытывать постоянное снижение своих навыков, когда идет в школу. Педагогические ошибки состоят в том, что талантливых детей считают гиперактивными или, наоборот, отстраненными. Это потому, что то, что интересует ровесников, им может показаться скучным.

В подростковом возрасте они также сталкиваются со скукой, которая может привести к разочарованию от обучения и худшим оценкам.

Важно! Цель педагогики – создание условий для максимального самовыражения таким детям, постановка задач в классе и для занятий во внеурочное время с учетом их уровня.

Поправляем настройки: психологические установки, которые помогут развить креативность

Прежде чем перейти к практическим рекомендациям, я хочу должное внимание уделить психологическим настройкам. Давайте поговорим о том, как нужно воспринимать творчество и себя в нем, как относиться к нему, чего ждать. А заодно развеем несколько вредных мифов о творческих способностях.

Творчество доступно каждому

В голове некоторых людей до сих пор господствуют стереотипы 50-летней давности, согласно которым творчество – удел избранных. Якобы судьба человека предопределена генами, физиологическими особенностями и другими неизменными предпосылками. И если, к примеру, ребенок в 5 лет не демонстрирует идеальный слух, то путь в музыканты ему закрыт.

Более 100 крутых уроков, тестов и тренажеров для развития мозга

Начать развиваться

Однако этот миф давно развеян многочисленными научными исследованиями. Ученые во весь голос заявляют, что творческие способности можно и нужно развивать. И делать это можно в любом возрасте. Безусловно, есть люди, которые природой наделены творческими задатками. Но рассматривать эти задатки нужно не как неоспоримое преимущество, а как небольшую фору.

Представьте, что вы собираетесь участвовать в марафоне. Среди участников есть несколько человек, обладающих форой. Линия старта для них сдвинута на несколько десятков метров вперед. Будет ли эта фора гарантией победы на финише? Конечно же, нет. Куда важней подготовка спортсменов, их волевые качества и стремление к победе.

Так же ситуация обстоит и в любом другом деле. Упорство, целеустремленность, самодисциплина на чаше весов перевешивают природные задатки. И это здорово! Значит, человек может полностью создать себя сам и подтвердить звание венца природы.

Предлагаю прочесть статью о том, что такое мотивация. Ведь без этого компонента личности невозможно эффективно заниматься саморазвитием.

Творческие способности не нужно “будить”

“Пробудить творческие способности” – в корне неверное и вредное выражение. Из него складывается впечатление, что внутри каждого человека эти способности уже есть и нужно лишь хорошенько покопаться в себе, чтобы их найти.

Это все равно что считать, что в каждом человеке заложено умение читать. Мы ведь знаем, что это не так. На самом деле у нас есть лишь инструменты, с помощью которых мы можем добиться развития любого умения или навыка, в том числе и творческих способностей. Это наши с вами нейроны и гормоны головного мозга, которые отвечают за высшую нервную деятельность.

Любой навык – это система нейронных связей, образованных в процессе активности. Чем гуще и разветвленнее эта система, тем выше мастерство человека в каком-то конкретном деле. Поэтому никакие танцы с бубнами и особые ритуалы не смогут пробудить в вас творческие способности. Их можно только создать самим с помощью длительного целенаправленного и плодотворного труда.

Определение присутствия творческих способностей

Дети, ставшие взрослыми, таланты которых не были раскрыты своевременно, могут попытаться обнаружить в себе способности к творчеству и заняться их развитием. Это поможет определить область трудовой деятельности, в которой человек будет работать с максимальной отдачей, а также выбрать любимое хобби, следовательно, улучшить качество жизни.

Существуют различные тесты, выявляющие креативность, но для оценки результата надо получить консультацию у психолога. Только он может сделать правильный вывод.

Основной признак наличия способностей к творчеству – это заинтересованность в интеллектуальной деятельности, когда хочется заниматься ей без принуждения.

Существует три степени такой деятельности:

  1. Стимульно-продуктивная. Человек способен продуктивно работать, эффективно выполняя возложенные на него задачи, но он делает это под внешним влиянием (без внутренней потребности) и не старается использовать новые методы в своей деятельности;
  2. Эвристическая. Человек работает в рамках предложенного способа действий, но при этом пытается применить оригинальное решение отдельных задач, повинуясь внутренним импульсам;
  3. Креативная. Здесь человек уже сам разрабатывает новые способы действий и предлагает их другим. Причем его необычайно увлекает исследование каждой возникающей проблемы.


Творчество в команде

Пользуясь этими критериями, можно определить, кем является человек: источником идей, или креативщиком, тем, кто их доводит и совершенствует, или эвристиком, либо практиком, претворяющим их в жизнь.

Как проходить курс?

Как мы и говорили, в данном курсе мы постарались осветить лишь базовую информацию, касающуюся темы развития творческого мышления. И как раз по этой причине мы настоятельно рекомендуем не пропускать ни одного урока и изучать их в той последовательности, в которой они представлены.

Что же касается непосредственно занятий, то тут все зависит от вашего желания и наличия свободного времени. Но оптимальным будет вариант, если на изучение одного урока у вас будет уходить 1-2 дня, чтобы информация усваивалась должным образом. Также старайтесь выполнять все задания и упражнения, потому что они напрямую влияют на результат. Чем больше вы будете практиковаться, тем больше проку будет от занятий.

Как развивать творческие способности у взрослых

Для творчества нет пределов, оно распространяется на все жизненные аспекты: науку, искусство, экономику, философию, личные отношения и т. д. Поэтому многих людей интересует, как развить в себе творчество.


Развитие творчества у взрослых

Существуют технологии, предлагающие специальные упражнения для развития творческих задатков. Не описывая их конкретно, можно определить направления интеллектуальной деятельности:

  1. Дать волю своему воображению. Фантазия не исчезает, человек просто перестает с ней работать. В качестве упражнения можно использовать семантические ассоциации, или создание цепочек слов, которые последовательно связаны одно с другим (например, машина-шоссе-дождь-мокрый и т. д.). Здесь есть место для юмора, иронии, языковых метафор;
  2. Открытость новому. Не следует бояться экспериментов, оригинальных идей, какими бы безумными они ни казались. Очень полезно развивать латеральное мышление, когда одновременно охватываются все аспекты предмета;
  3. Занятия монотонной деятельностью (глажка, уборка, вождение и др.), когда у мозга появляется время для генерации идей;
  4. Постоянная учеба. Творческий человек должен много читать, путешествовать, быть любопытным.

Все люди рождены с творческими способностями, которые можно стимулировать или нет. Как и все человеческие способности, творчество поддается развитию и совершенствованию.

Никакого творческого типа личности не существует

Тогда упорные ребята в белых халатах начали искать творческие задатки в личностных качествах человека: был собран огромный массив информации о выдающихся творцах XX века, после чего каждый прошёл виртуальный тест «пятифакторная модель личности». Учёные рассчитывали, что у творческих людей будет перекос по одной из пяти личностных характеристик (открытость опыту, добросовестность, экстраверсия, доброжелательность и невротизм), но снова пальцем в небо — среди испытуемых были и неврастеники, и экстраверты, и доброжелательные пьяницы, и ещё много кто. Вывод: никакого творческого типа личности не существует.

Забросив психологию, искать творческий мускул стали в мозгу человека. Исследователи наплевали на просьбу Эйнштейна о кремации и сразу после смерти гения полезли изучать его черепную коробку. И снова разочарование: мозг знаменитого физика ничем не отличался от мозга профессионального бейсболиста или попавшего под машину бездомного. Третий раунд стрельбы из рогатки по самолётам завершён, учёные «горят» со счётом 3:0.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]