Мы постоянно общаемся с другими людьми, и от этого общения многое зависит. Поэтому совершенно необходимо развивать навыки эффективной коммуникации и разбираться в психологии общения.
В этой статье мы предлагаем вам познакомиться с классификацией уровней общения, составленной Анатолием Борисовичем Добровичем – кандидатом медицинских наук, автором популярных книг по психологии и психотерапии. Мы уверены, что эта информация окажется полезной для вас.
Первый уровень: примитивный
На самом низком уровне собеседник ещё воспринимается, как объект, и его оценивают по шкале «нужен – мешает». Если собеседник-объект мешает, возникает желание как можно быстрее уйти от него, ничего при этом не объясняя. Внутренний мир личности на примитивном уровне общения не рассматривается. Речь, как правило, быстрая и немногословная.
Этот уровень «примитивный» ещё и в плохом смысле. Открыто высказывается отношение к собеседнику, даже если это может его задеть, собеседники часто перебивают друг друга, не соблюдают нормы общения.
Допустим, что к человеку, идущему на работу, привязался какой-то пропойца. Вряд ли они будут здороваться и прощаться, а также пытаться рассмотреть внутренний мир друг друга. По всем признакам это пример примитивного уровня общения.
Семья
Это ещё одна сфера, в которой манипуляция встречается часто. Технику «Дитя в семье» нередко используют ленивые мужья. Жена поручила сходить в магазин? Купит не то, что нужно было. Потом жена сама будет отправляться в супермаркет, чтобы не пришлось трепать себе нервы и повторно выходить за покупками. Конечно, далеко не все мужчины такие подлые. А узнать, что женщина замужем за именно таким «кадром», можно легко. Называя число детей, она включит в него и своего супруга.
Техника под названием «Обиделся» тоже имеет место в такой сфере, как манипулятивное общение. Примеры многочисленны. Один из супругов, чувствуя, что скоро к нему обратится вторая половинка с просьбой сделать то, что ему выполнять не хочется, внезапно обижается. Кто подойдёт к расстроенному человеку с целью попросить чего-либо?
Вообще, роль общения изначально была положительной. Только люди всё портят. Своими манипуляциями. Многие ими увлекаются, а потом удивляются, почему их отношения рушатся. Вот, к примеру, ещё одна техника, называется «Если бы тебя не было». Как мужья, так и жёны активно её пользуются. С целью вызвать у партнёра чувство вины и начать им управлять. «Зачем я вышла за тебя? Вон как за мной ухаживали, и бизнесмены были даже! А молодость на тебя потратила», — разве такие фразы являются редкостью? Нет. Может, один раз и получится ею манипулировать, но вот злоупотребление приведёт к разводу.
Второй уровень: манипулятивный
Как видно из названия, на втором уровне общения собеседник воспринимается как объект возможных манипуляций. Манипулятор пытается управлять свой жертвой, причём иногда бессознательно.
Примером второго уровня общения может быть взаимодействие с продавцом-консультантом. Вы уже соблюдаете нормы общения, но всё равно относитесь друг к другу безразлично и не пытаетесь узнать друг друга как личностей. При этом продавец-консультант пытается оказать на вас психологическое влияние, чтобы вы совершили покупку.
Значение общения в онтогенезе
В онтогенезе (индивидуальном развитии человека) роль и особенности общения не менее важны, чем в филогенезе. Развитие индивидуума невозможно без взаимодействия с другими людьми.
Новорожденные малыши, не умея разговаривать, уже реагируют на голос и ласку взрослого человека, позже начинают улыбаться ему в ответ. Позже появляется так называемый комплекс оживления – первая форма взаимодействия нового человека с себе подобными.
Формы общения, возникающие в процессе онтогенеза:
- Непосредственно-эмоциональное
Когда у малыша возникает комплекс оживления, он еще не взаимодействует с родителями как равноправный партнер, но выражает свое отношение посредством мимики и жестов: плачет и смеется, удивляется и пугается и так далее. Такие формы общения присущи младенцам до первого года жизни.
- Предметно-действенное
Ребенок контактирует с людьми, манипулируя предметами и играя. Малыш протягивает ручку, когда хочет что-то взять или отдать, понимает, что для установления контакта нужно приблизиться к человеку. Эта форма взаимодействия претерпевает значительные изменения, но в целом сохраняется в первые шесть лет жизни.
- Внеситуативное интимно-личностное
Появляется уже к концу дошкольного возраста, но основные формы этого общения развиваются уже в пубертатном периоде (период полового созревания).
Формы общения претерпевают изменения по мере роста и взросления индивида, они по-разному сочетаются и дополняются у разных личностей.
Без контакта ребенка со взрослыми, он не сможет развиться как личность. Важность и необходимость коммуникации малыша с родителями невозможно переоценить. Взаимоотношения с родителями – это фундамент, ориентир и мера, которой будут измеряться все последующие связи человека с людьми, обществом, самим собой.
Правильно выбранные методы общения и воспитания ребенка – залог его успешной социализации и самореализации.
Виды и формы общения особенно интенсивно формируются в подростковом возрасте. Это возраст активного взаимодействия со сверстниками, время первой любви и формирования Я-концепции.
Деятельность подростка становится многоплановой, содержание коммуникаций и поступков обогащается. Качественно новый уровень форм и видов взаимодействия молодых людей способствует развитию осознанности, ответственности, самостоятельности и личности в целом.
Структура общения влияет на структуру личности. Нарушение или отсутствие взаимодействия с людьми неизменно приводит к преобразованию «Я» индивида. Изменения личности не в лучшую сторону (в том числе и патологические) не могут не коснуться способности взаимодействовать и понимать других людей и самого себя.
Третий уровень: стандартизированный
Формальное и поверхностное общение. На этом уровне люди участвуют в общении с позиции какой-либо роли, а не с позиции своей личности. То есть общаются начальник и подчинённый, а не Антон и Андрей.
Этот уровень называют ещё и уровнем «масок». Этими «масками» могут быть не только профессиональные, но и любые другие роли, которыми человек прикрывает свою личность.
Конечно же, когда человек надевает «маску» в общении, он становится неискренним и закрытым. Он не показывает своих настоящих чувств, не высказывает свои мысли. После общения на стандартизированном уровне трудно сказать, какой ваш собеседник на самом деле.
Бизнес и работа
Это такая сфера, в которой манипулятивное общение встречается чаще всего. И оно является совершенно обычным явлением. Руководитель не воздействует на своих подчиненных силой – он управляет ими психологически, создавая у них иллюзию свободы и самостоятельности.
Какими бы ни были цели общения данного типа, манипуляция всегда строится по той или иной схеме. Отличную модель создал американский психотерапевт Эрик Берн. Он создал интересную схему с тремя эго-позициями. Они условно обозначены ученым как «Родитель» (Р), «Взрослый» (В) и «Дитя» (Д). Как работает схема? Можно понять на примере.
Допустим, в фирме организовано совещание. И руководителю тоже туда идти обязательно, о чём ему было сообщено. Но только ему не хочется. Позиция «Родителя» такая: «Идти надо – это моя обязанность. И пример подчинённым надо подать». В то же время «Взрослый» уверяет: «Совещание — это пустая трата времени. У меня тут стол от отчётов ломится». А позиция «Дитя» такая: «Если я не пойду, то босс будет очень зол». В итоге решение принимается следующее: руководитель идёт на совещание, но берёт с собой бумаги, чтобы сесть подальше и поработать на месте. Получается разумный компромисс.
Эта простая схема – вспомогательный инструмент для трансакционного анализа манипуляций. Здесь наблюдается небольшая психологическая борьба и вопрос выбора, а также распределения позиций.
Четвёртый уровень: конвенциональный
Культурное, вежливое и этичное общение. Оба собеседника имеют желание и готовность общаться. Как правило, общение на четвёртом уровне проходит на равных (или близко к этому). Нет явного манипулятора и явной жертвы.
Собеседники уважительно относятся друг к другу, пытаются понять чужую точку зрения и, если мнения расходятся, стремятся договориться. Открытое и искреннее общение.
Конвенциональный уровень общения мы можем наблюдать на деловой встрече партнёров по бизнесу и иногда в семейных кругах или среди друзей.
Описание моделей общения
Структура общения обуславливает модели общения. Одни люди более общительны, любят бывать в компаниях и могут часами говорить ни о чем, а другие закрыты, предпочитают внутренние диалоги внешним, разговаривают мало и только по делу.
Общительность как черта характера развивается, можно совершенствовать коммуникативные навыки, способность объективно воспринимать людей и эффективно с ними взаимодействовать.
Модели общения, как правило, формируются еще в детстве или перенимаются от родителей. Также модели общения могут быть обусловлены спецификой занимаемой должности и даже являться признаком профессиональной деформации личности (например, учительница общается с родными, так же как и с учениками).
МОДЕЛИ ОБЩЕНИЯ:
- «Монблан». Отстраненный, холодный собеседник. Основное внимание уделяет коммуникативной стороне взаимодействия, интеракции ему неинтересны.
- «Китайская стена». Считающий себя выше и значительнее остальных человек. Воспринимает окружающих менее успешными/красивыми/умными людьми, из-за чего взаимодействовать с ним непросто.
- «Локатор». Человек, выбирающий узкий круг друзей. Часто ему достаточно одного любимого человека или близкого друга.
- «Тетерев». Очень необщительный человек, создающий лишь видимость коммуникации и интеракции. В то же время структура внутреннего общения Тетерева с самим собой сохраняется и перенасыщается диалогами и самоанализом.
- «Гамлет». Для этой модели типа общения необычайно важна социальная перцепция. Он старается произвести наилучшее впечатление, оттого часто играет на публику.
- «Робот». Этот человек разговаривает и действует «сухо», неэмоционально, всегда знает что, когда и почему нужно или не нужно делать.
- «Эгоист». Человек говорит только о себе, все его действия направлены на получение личной выгоды.
- «Союзник». Наилучшая форма и вид общения, так как оно двустороннее. Собеседники заинтересованы в продуктивном взаимодействии, учитывают личность, стремятся понять друг друга и договориться.
Пятый уровень: игровой
Испытывается искренний интерес и симпатия к собеседнику. Характерной чертой пятого уровня общения является насыщенность чувствами и эмоциями. Как правило, на игровом уровне общаются те люди, которые уже не первый день знакомы друг с другом.
Для пятого уровня общения свойственны доброжелательность, тактичность, чувственность и чувствительность, забота и уступчивость. Чаще всего собеседники стараются показать себя с лучшей стороны и вызвать взаимное расположение друг к другу. Именно поэтому данный уровень получил название игрового.
Примером пятого уровня может служить общение между женщиной и мужчиной на этапе влюблённости.
Планирование
Люди, которым нужно от их оппонента что-то серьёзное, выстраивают целые планы, методом следования которым у них получится добиться желаемого. Обычно это занимает много времени, поскольку и на кону стоит нечто весомое, что просто так заполучить не удастся.
Это встречается в сфере личных отношений. Так, например, алчной девушке, больше всего в жизни мечтающей о беззаботной, но богатой жизни, посчастливилось познакомиться с состоятельным человеком. Своими постоянными признаниями в любви и верности она всё сильнее и сильнее привязывает к себе «жертву». Правда, такие люди не глупы, и придётся совершать поступки ради доказательства своих «серьёзных и искренних намерений». Но в итоге хитростью добиться желаемого удаётся. Манипулируемый лишается силы воли. А «организатор» аферы получает возможность им управлять.
Шестой уровень: деловой
Здесь присутствует любовь к общему делу. Объединённые общей целью люди открыты друг другу, общаются на равных и всегда готовы помочь.
Деловой уровень общения отличается открытостью его участников, взаимным доверием, верностью, искренностью, взаимоуважением и, что называется, «чувством локтя». «Маски» на этом уровне на имеют никакого значения.
На шестом уровне общаются старые друзья и супруги, у которых уже прошёл бурный страстный период.
СМИ
Выше было вкратце рассмотрено семейное, бытовое и профессиональное общение манипулятивного типа. Теперь можно обратиться к СМИ. Пресса – это четвёртая власть, и изначально данное определение было благородным. Журналисты во все времена делали полезную работу, осведомляли людей обо всём, что является важным. Но сегодня всё чаще встречаются СМИ, которые не гнушаются манипулировать обществом. Которое им верит. Некоторые СМИ делают это в собственных интересах, к другим же обращаются за «помощью» личности, которым это выгодно.
Если на самом авторитетном ресурсе страны в период, когда в этом государстве планируются выборы в президенты, опубликуют объёмную и обоснованную информацию о том, что кандидат N является, мягко говоря, недостойным, то велика вероятность, что люди, доверяющие данному СМИ, за него не проголосуют. Когда на известном канале появляется красивая реклама определенного продукта, его продажи начинают расти. И таких примеров довольно много. Не говоря уже о заметках, новостях и статьях, в которых их авторами используются все ранее упомянутые приёмы – воздействие на эмоции, риторические вопросы, обращение к совести и личностному восприятию читателя, стиль изложения и многое другое.
О переходе между уровнями
Уровень общения может изменяться. Причём как снизу вверх, так и сверху вниз. Также вы можете в различных ситуациях общаться с одним и тем же человеком на разных уровнях: например, если вы работаете со своим другом в одном месте, и он ваш начальник, тогда на работе вы можете общаться на конвенциальном или стандартизированном уровне, а в свободное время – на игровом или духовном.
Чтобы статья оказалось действительно полезной для вас, предлагаем вам в ближайшие несколько дней анализировать все свои контакты и определять уровень, на котором происходило общение. Устраивает ли он вас? Вы хотите повысить или понизить его? Исходя из описания уровней, как вы можете это сделать? Эти навыки однозначно помогут сделать ваше общение лучше.
Желаем успехов!
Описание типов общения
Понятию модели близко понятие «тип общения». Типы общения, так же как и модели, используются для обозначения особенности общения.
Типы общения:
- Менторский. При таком типе общения человек все время поучает, наставляет, подчиняет себе собеседника.
- Информативный. Тип общения, который является простой ретрансляцией информации, без возможности или желания получить обратную связь.
- Вдохновляющий. Индивид участвует в судьбе собеседника, поддерживая его, направляя, помогая, советуя. При таком типе общения наблюдается продуктивный диалог, сотрудничество, взаимовыручка субъектов взаимоотношений.
- Конфронтационный. В отличие от остальных форм общения предусматривает дискуссию, диалог с оппонентом, конструктивную критику с целью нахождения истины путем конфронтации между личным субъективным и объективным взглядом, реальностью.
Типы общения нужны для того, чтобы уметь в разной ситуации подбирать наиболее подходящие методы общения: убеждение, внушение, заражение, просьбу, принуждение, игнорирование и даже манипуляцию.