Человек имеет двойственную природу, что отличает его от других живых существ. В первую очередь на него влияют законы физиологии, анатомии, психики. Помимо этого, каждый индивид подчиняется законам общества. Если в первом случае происходит становление человека как индивидуума, то во втором – развитие личности. В чем особенность второго процесса, что отличает его от первого?
Развитие личности
Развитие личности в психологии
Личность и ее развитие – это часть становления человека, которая связана с сознанием и самосознанием. Это в полной мере относится к обществу, поскольку вне его люди живут, подчиняясь законам животного мира. Процесс становления личности происходит в результате взаимодействия людей между собой. Наедине с собой для человека такое развитие невозможно.
Для того чтобы не возникало путаницы в определении развития личности, необходимо знать следующие понятия: индивид, личность и человек. «Индивид» или «индивидуум» является организмом, способным к самостоятельной жизнедеятельности. Что касается «личности», то это субъект социальной и культурной сферы, который обладает необходимыми духовными качествами, разумом, моральностью. Понятие «человек» имеет более простое определение – представитель биологического вида, определяющийся как Homosapiens.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что личность – это совокупность социально значимых задатков и основ темперамента, которые определяют стороны жизни, отделяющие человека от животной природы.
Различные определения понятия личность
· Личность — совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях (Леонтьев А.Н.).
· Личность — совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия (Рубинштейн С.Я.).
· Личность — общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении (Ганзен).
· Понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты (И.С. Кон).
· Личность — субъект общественного поведения и коммуникации (Б.Г. Ананьев).
· Личность — человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности (А.В. Петровский).
· Личность — человек как носитель сознания (К.К. Платонов).
· Личность есть формирующуюся в течение жизни совокупность индивидуальных психологических особенностей, которые определяют своеобразное для данного человека отношение к себе, обществу и окружающему миру в целом (Щербатых Ю.В.)
На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности. Каждое из определений личности, имеющихся в литературе (если оно включено в разработанную теорию и подкреплено исследованиями), заслуживает того, чтобы учесть его в поисках глобального определения личности.
Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.
Итак, что же такое личность, если иметь в виду указанные ограничения? Личность — это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.
Теории и концепции развития личности
Существует немало теорий и концепций развития личности. Существует самые главные из них, которыми и по сей день пользуются психологи в своей работе.
Направленность личности — что это такое в психологии, ее виды
В целом, выделяют 2 основные концепции, которые представляют развитие личности. К ним относятся:
- Биологическая (биогенетическая), исходя из которой, сам человек рассматривается в качестве существа, созданного природой, поведение которого зависит от влечений, потребностей или инстинктов.
- Социальная (социогенетическая), в которой самым важным фактором является среда, где человек развивается и социализируется.
Обратите внимание! Существует еще недавно выведенная концепция, которая состоит из двух вышеперечисленных. То есть биологическая природа человека влияет на проходящие психические процессы, а социологическая – на интересы и направленность личности. Данная концепция получила название «биосоциальная».
Компоненты личности
Из чего же состоит личность? Это многокомпонентная сложная структура. Ее компоненты – устойчивые психические явления, которые проявляются в процессе деятельности и взаимодействия с другими людьми. К ним относятся способности, темперамент, характер, воля, эмоции, мотивация. Давайте рассмотрим их все подробно.
Способности
Способности – это то, что определяет успешность индивида в разных видах деятельности.
Это понятие можно истолковать по-разному. С одной стороны, под способностями подразумевают особенности протекания психических процессов, положительно влияющих на качество деятельности. С другой – это высокий уровень развития умений, навыков и знаний.
Существует несколько классификаций способностей.
По структуре способности подразделяются на:
- Элементарные способности. Они связаны с функциями мозга, присущими каждому человеку. К ним относятся, например, способность различать цвета, запахи, звуки, способность запоминать и усваивать информацию. Они врожденные, но поддаются развитию в течение жизни.
- Сложные или социально обусловленные способности. Это способности к какой-то конкретной деятельности. Например, музыкальные, спортивные, художественные, литературные способности. Не являются врожденными, развиваются в процессе взаимодействия с социумом.
По распространенности:
- Общие способности свойственны всем людям. Например, способность к общению, двигательные способности, к эстетической и нравственной деятельности.
- Частные способности свойственны не каждому. Важную роль в их формировании играют задатки: музыкальный слух, художественно-эстетическое чувство и т. п.
По характеру деятельности бывают:
- Теоретические способности связаны с абстрактно-логическим мышлением. Отражают, как хорошо человек решает теоретические задачи, оперирует абстрактными терминами, устанавливает логические связи между предметами и явлениями.
- Практические способности связаны с манипулированием конкретными предметами в процессе деятельности.
Все способности дополняют друг друга и позволяют человеку гармонично развиваться. От их реализации во многом зависит жизненный успех.
Темперамент
Темперамент – совокупность свойств нервной системы и особенностей протекания психических процессов, определяющих поведение и реакции человека. Темперамент – врожденная характеристика, которая не меняется в течение жизни.
Классификацию темпераментов предложил еще Гиппократ в V веке до н. э. Он разделил людей на сангвиников, флегматиков, холериков и меланхоликов. Люди пользуются этой классификацией и по сей день. В чем проявляется каждый тип темперамента?
Основные характеристики сангвинического темперамента – устойчивость нервной системы и экстравертированность. Сангвиники – активные, энергичные весельчаки. Они легко сходятся с людьми, оптимистичны и деятельны. Их отличает умение быстро приспосабливаться к меняющимся условиям и высокий уровень саморегуляции.
Флегматики – интроверты со стабильной нервной системой. Они хладнокровны, слабо эмоциональны, медленно возбудимы. Однако, когда им удается включиться в деятельность, они проявляют высокий уровень работоспособности. Трудно приспосабливаются к новым условиям и тяжело отказываются от старых привычек.
Холерический темперамент характеризуется нестабильностью нервной системы и экстравертированностью. Холерики вспыльчивы, эмоциональны, импульсивны. Но довольно быстро остывают, если им идут навстречу.
Меланхолики – интроверты с нестабильной нервной системой. Это тревожные, пессимистичные, ранимые люди. Они склонны к постоянному самокопанию и чрезмерной озабоченности своей внутренней жизнью.
Знание темперамента открывает человеку широкие возможности. На их основе можно гораздо эффективнее планировать деятельность. Вы будете знать свои особенности, стараться избегать потенциально уязвимых ситуаций, эффективно взаимодействовать с людьми.
Тесты на определение типа темперамента и выделение преобладающих черт характера ищите в нашей подборке психологических тестов.
Характер
Характер – это устойчиво сложившаяся система способов взаимодействия человека с миром.
В отличие от темперамента характер не является врожденной характеристикой. Он более гибок и подвержен всевозможным влияниям. Однако в его основе все равно лежат врожденные особенности, на которые впоследствии накладываются факторы среды.
Отдельные устойчивые паттерны поведения человека в различных ситуациях называют чертами характера. Выделяют три группы таких черт:
- Коммуникативные. Проявляются в общении с другими людьми. Человек может быть коммуникабельным или замкнутым, тактичным или резким, приветливым или агрессивным.
- Деловые. Характеризуют человека в деятельности. К ним относятся аккуратность, исполнительность, трудолюбие, безалаберность, лень и другие.
- Волевые. Характеризуют умение человека сознательно управлять своим вниманием и направлять его в русло достижения цели. К ним относятся целеустремленность, настойчивость, упорство, уступчивость и т. п.
Загляните также в наши статьи про положительные и отрицательные качества человека.
Воля
Воля – один из важнейших компонентов личности, ее стержень. Именно сила воли определяет силу личности. Под волей подразумевается способность управлять своим поведением, контролировать психические состояния и процессы.
В человеке постоянно борются разные мотивы, желания, направленности. Воля помогает нам следовать тем из них, которые в конкретный момент времени являются наиболее полезными и приближают к достижению цели. Поэтому воля всегда сопряжена с самоограничением.
Воля – величина не статичная. Она поддается тренировке, словно мышца. Подробно о самодисциплине мы писали в статье о том, как развить силу воли.
Эмоции
Эмоции – индивидуальные переживания, которые возникают в ответ на внешние или внутренние стимулы.
Эмоции нужны человеку для более эффективного приспособления к окружающей среде. Они играют важную роль в процессе взаимодействия людей друг с другом.
В психологии принято классифицировать эмоции следующим образом:
- Настроение – совокупность эмоциональных реакций, протекающих в определенный момент времени.
- Простейшие эмоции – эмоции, связанные с удовлетворением физиологических потребностей.
- Аффект – бурный неконтролируемый всплеск эмоций.
- Чувства – переживания, вызванные конкретным объектом или человеком.
- Страсть – яркие, сильные и положительно окрашенные эмоции, которым человек не в состоянии противостоять.
- Стресс – смесь сильных негативно окрашенных эмоций с характерными физиологическими реакциями.
Эмоции оказывают сильное влияние на восприятие человеком собственной жизни и на восприятие его самого другими людьми. У всех людей эмоции протекают по-разному.
Мотивация
Мотивация – психический компонент, который отвечает за побуждение человека к деятельности. Это совокупность причин, обусловливающих поведение человека.
Мотивация тесно связана с потребностями человека. Можно сказать, что она является своего рода инструментом удовлетворения потребностей. Чем сильнее выражена конкретная потребность, тем выше мотивация к ее реализации.
Действующей единицей мотивации является мотив. Это внутренний позыв, который возникает в ответ на потребность и заставляет человека совершать определенные действия.
Мотивация является главной движущей силой нашего развития. Без нее человек не сможет достичь в жизни успеха и реализовать свой потенциал. Поэтому нужно относиться к ней бережно и внимательно.
Уровни развития личности
Волевые качества личности — что это такое в психологии, их формирование
Существует немало уровней личностного развития человека. Все эти теории развивались на протяжении длительного времени. В среднем выделено 7 основных ступеней развития, которые были предложены российскими социологами. Согласно их точке зрения, человек в своей жизни должен пройти через следующие этапы становления личности:
- Выживание, заключающееся в сохранении целостности в физическом плане.
- Размножение, которое заключается в способности к воспроизводству и материальному потреблению.
- Управление, характеризующееся способностью нести ответственность не только за себя, но и за других.
- Чувства, базирующиеся на познании любви, доброжелательности и милосердия.
- Совершенство, особенностью которого является стремление к созиданию и экспертности.
- Мудрость – определение в первую очередь основывается на совершенствовании не только интеллекта, но и духовности.
- Просветление, характеристика которого заключается в связи с духовным началом, а также ощущении гармонии с собой и окружающим миром, счастье.
В психологии считается, что свойства личности идеально развиваются, если человек проходит через каждый из перечисленных уровней. Сам процесс при этом происходит благодаря индивидуальным жизненным урокам. Если кому-то приходится «перешагнуть» через определенную ступень, то в дальнейшем все равно придется наверстывать упущенное. Если человек задерживается на одном из уровней, то следует, что он еще не усвоил заданное жизнью обучение либо вовсе его до этих пор не получил. Возможно, это связано с тем, что в данный момент он проходит другой урок, либо не настал момент для определенного учебного процесса.
Самоутверждение или забота о ближнем
Важно! Самый основной мотив развития личностных свойств – это самоутверждение, которое впоследствии меняется на заботу о ближнем. Ведь именно осуществление данного перехода, ведущего от эгоцентризма к сочувствию, и относится к самому сложному этапу совершенствования человека.
Стадии развития личности
Когнитивное развитие — что это такое
Большая часть людей проходит через одинаковые, можно сказать даже закономерные, уровни развития. Их особенность – в физиологическом и психическом становлении. Важным условием является возраст, который отличен в силу своих жизненных задач и уроков.
Описание каждого процесса давно уже сформулировал американский психолог Эрик Эриксон, в него включены не только нормальные, но и нежелательные варианты событий.
Теория развития личности Эрика Эриксона
Любой из этапов добавляет новизну в самоидентификацию личности даже в том случае, если из-за особенностей определенного возраста физическое или психическое совершенствование никак не осуществляется. В этом – особенность развития личности, которая вовсе не зависит от деятельности организма в целом. Умственные и физические способности могут улучшаться до определенных параметров, пока ни будет достигнуто старение. Здесь свойства личности не перестанут совершенствоваться, даже при достижении человеком глубокой старости. Для того чтобы процесс оставался эффективным, потребуются факторы, которые будут его стимулировать.
В процессе развития личности не стоит забывать о психике человека, которая чаще всего определяет саму личность. Основа психологических свойств личности – это динамические показатели, влияющие на восприятие мира, формирование эмоций, поведения, целей и мотивов.
В целом, психологические свойства состоят из следующих особенностей:
- темперамент, который закладывается в человеке при рождении;
- способности, заложенные природой;
- характер, являющийся наследственным фактором.
Все перечисленные свойства относятся к статическим понятиям, но иногда могут меняться в зависимости от различных воздействий. Существуют даже некоторые методики, разработанные для того, чтобы изменить данные параметры.
Введение
Психология личности занимает в системе психологических знаний особое место. Рассматривая вопросы, касающиеся основных характеристик человека и его развития, выдающийся психолог Б.Г. Ананьев писал: «Проблема личности, являясь одной из центральных в теоретической и прикладной психологии, выступает как исследование характеристики психических свойств и отношений личности (общая психология личности), индивидуальных особенностей и различий между людьми (дифференциальная психология), межличностных связей, статуса и ролей личности в различных общностях (социальная психология), субъекта общественного поведения и конкретных видов деятельности (все области прикладной психологии)».
Другой выдающийся психолог, Б.Ф. Ломов, относя категорию личности к числу базовых для психологической науки и указывая на многоплановость этого понятия, ставил задачу теоретического синтеза накапливаемых в различных психологических дисциплинах данных (порой, по его словам, весьма противоречивых), задачу»… раскрытия интегральных качеств человека, понимания его как организованной целостности…», а также вскрытия объективных оснований этих»… интегральных психологических свойств, которые характеризуют человека как индивида, как индивидуальность и как личность…».
Касаясь методологических проблем теории личности в отечественной психологии, он отмечал, что особо значимой становится задача»… исследования организации свойств личности в единую структуру и прежде всего выявления тех из них, которые выступают в роли системообразующих». А для этого необходимо:»… в первую очередь рассмотреть вопрос о происхождении свойств личности. Психические свойства личности не могут быть раскрыты иначе чем системные, т.е. необходимо рассматривать индивида как элемент системы, которой является общество. С другой стороны, особенностью теории систем является взаимная преобразуемость таких понятий как «элемент», «система», «подсистема», «надсистема»:»… система может рассматриваться как элемент системы более высокого порядка, а элемент — как система (при углубленном анализе); отношение к системе определяется не только ее содержанием, но и точкой зрения, позицией, задачей исследователя…». Следовательно, и сама личность должна рассматриваться как целостная система. Однако, для познания объекта как целостной системы»… как минимум требуется три разных уровня его описания: с точки зрения присущих ей внешних, целостных свойств; с точки зрения ее внутреннего строения и вклада ее компонентов в формирование целостных свойств системы; с точки зрения понимания данной системы как подсистемы более широкой системы…».
Знание индивидуальных личностных особенностей, скрытых от внешнего наблюдения, педагогов, менеджеров, консультантов, имеет большое значение для успешности обучения, воспитания и профессиональной деятельности.
В зависимости от типа темперамента, характера протекания нервных процессов, акцентуаций характера, уровня тревожности и психоэмоциональной устойчивости по разному, подчас противоположными методами, должна строиться практика педагогических воздействий или организация труда.
Не менее важен учет индивидуальных личностных особенностей для оптимизации профессиональной деятельности. Знание индивидуальных личностных особенностей необходимо для профессионального отбора, подбора персонала, оценки персонала и формирования резерва, профконсультации, профориентации.
Личность — общежитейский и научный термин, обозначающий: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности (лицо, в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия — лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. регsonalitas) — терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы.
Сущностная характеристика личности и её основные особенности определяются:
· содержанием мировоззрения человека, его психологической сущностью;
· степенью целостности мировоззрения и убеждений, отсутствием или наличием в них противоречий, отражающих противоположные интересы разных слоёв общества;
· степенью осознанности человеком своего места в обществе;
· содержанием и характером потребностей и интересов, устойчивостью и лёгкостью их переключаемости, их узостью и многогранностью;
· спецификой соотношения и проявления различных личностных качеств.
Личность настолько многогранна в своих индивидуально-психологических проявлениях, что соотношение её разнообразных качеств может сказываться и на проявлениях мировоззрения, и на поведении.
С конца 1930-х гг. в психологии личности началась активная дифференциация направлений исследований. В результате ко второй половине прошлого века сложилось много различных подходов и теорий личности. Если подходить к подсчёту количества современных теорий личности формально, то существует по меньшей мере 48 их вариантов, и каждый из них может быть, в свою очередь, оценен по пяти параметрам.
Движущие силы развития личности
Для эффективности улучшений всегда необходим выход их комфортных условий. Поэтому для того, чтобы развитие личности было продуктивным, необходимо применить универсальный педагогический метод и «вытолкнуть» человека из привычных условий. Это заставит его мыслить в ином направлении.
Движущие силы, влияющие на развитие личности
Для того чтобы начать такой процесс, потребуется знание базовых механизмов, способствующих личностному росту и развитию:
- обособление – это способность принятия своей неповторимости, индивидуальности;
- самооценка, заключающаяся в выборе своего места в социальном обществе;
- идентификация – осознание и принятие себя как личности, поиск аналогов.
Именно благодаря перечисленным механизмам человек начинает пересматривать свое отношение к жизни, совершенствоваться и становиться успешным.
После того, как вопрос с самооценкой решается, человек меняет взгляд по поводу отношения к другим людям, а также на то, что останется после него. Некоторые в дальнейшем осуществляют переход на уровень духовного просветления для решения проблемы осознания вселенской истины.
Определение личности
На данный момент существует несколько универсальных, наиболее распространенных понятий:
- Личность — отличие одного человека от другого по внутренним качествам, которые и заключают в себе индивидуальность. Обширное понимание, включающее в себя особенности психологического устройства индивида, структуру его личности. То есть, каждый рассматривается как индивидуальность.
- Личность — сочетание личностных и социальных ролей. Подобное усредненное понимание личности подразумевает необходимость нахождения в обществе. То есть, только социум способен спровоцировать личностный рост. Автор этого определения — Джордж Герберт Мид, американский психолог. Определение также близко Адлеру, который считал, что начало личности — в социальном чувстве.
- Личность — культурный субъект, способный управлять своей жизнью, нести за неё ответственность. Наиболее узкое понимание, свойственное психологам-экзистенциалистам — Юнгу, Леонтьеву. То есть, речь идет об источнике личностной энергии. Исходя из этого, личностью индивид становится не с рождения, а в процессе взросления.
Важно! Признаки личности — это способность познания, умение переживать, а также сопереживать, способность влиять на окружающий мир и контактировать с ним.
Условия для процесса
Источником или движущей силой для развития личности является сам человек.
Внутренние позитивные или негативные силы
Вне зависимости от желания, внутри каждого человека может быть воздействие, которое либо подталкивает к чему-то, либо отталкивает. Внутри постоянно происходят процессы, связанные с бессознательными действиями тела или души, которые основаны на привычках, страхах или естественных влечениях. Ребенок, как правило, живет с позитивным настроем и в светлом мире, но с течением времени это меняется. Для личности массового типа сущностным возбудителем активности является негативная мотивация. Поэтому, в зависимости от поставленных задач и возникающих ситуаций, развитой личности свойственно использовать и негативную, и позитивную мотивацию.
Личная осознанная инициатива
Сознательный и волевой выбор человека, который развивает себя самостоятельно и справедливо, может стать примером для каждого.
Обратите внимание! Помимо того, что движущей силой личностного развития может быть сам человек с твердым характером, возможно еще и влияние внешних факторов. Основным из них является окружающее общество, например, родители, школа, другие учреждения.
Зачем нужна психология личности?
Психология личности человека давно вышла за рамки «узкого направления», и интересует как специалиста-психолога, так и простого человека. Причина в том, что человек хочет изучать себя и общество, хочет уметь взаимодействовать с разными социальными группами, понимать себя, окружающих людей — ведь это одно из центральных понятий в жизни, залог достижения душевного и социального комфорта.
Поэтому с давних времен учёные стремились изучать психологию личности человека и её влияние на общество. Можно сказать, что те выводы, те открытия, к которым пришли ученые сегодня — это пример роста, взросления человеческой личности в течение веков.
Познавая себя, человек познает окружающий мир и общество. Существует множество способов найти себя:
Психология личности изучает поведение, эмоции, чувства человека в некоторых ситуациях. По сути, каждый индивид — «сам себе психолог», поскольку ежедневно анализирует поведение окружающих и собственное.
Двойственность человека и развитие личности
Двойственность человека – это возможность изучения члена человеческого общества с двух сторон. Одна сторона – биологическая, которая представляет человека существом, нуждающимся в естественных потребностях в виде еды, воды, безопасности и продолжении рода. Ему присущи инстинкты врожденного типа и эмоциональные всплески, которые влияют на его неповторимость или индивидуальность.
С другой стороны, человек постоянно может развиваться в интеллектуальном смысле, обладает своим характером, познаниями об окружающем мире, полученными в результате общения. Без влияния общества и педагогики индивид может так и остаться животным, не сможет стать полноправным членом общества.
Двойственная природа человека в развитии личности
Многие ученые утверждают, что в процессе изучения социальной реальности обязательно должна учитываться двойственная природа человека. Нередко человек на краткий миг может повести себя, руководствуясь своими естественными потребностями, но в остальных случаях он ориентируется на окружающее общество и общепринятые правила.
Формирование человека как личности подчинено многим факторам, состоящим из животной и духовной составляющих. Развитие личности начинается только тогда, когда удовлетворены самые необходимые уровни развития личности. Не секрет, что интеллект, сила и эмоции способствуют формированию человека как личности в духовном смысле, а также его дальнейшему развитию.
Общее представление о личности индивида, человека, индивидуальности
Издревле (начиная с древнеиндийской, древнекитайской, античной философии) проблема человека занимала умы философов. Данная проблема становится еще более актуальной в XX веке, когда новыми факторами жизни человека стала научно-техническая революция и человеческая личность рискует нивелироваться «в тисках» информационно-техногенного общества.
Наряду с понятием «личность» употребляются термины «человек», «индивид», «индивидуальность». Содержательно эти понятия переплетены между собой.
Человек — особое существо, явление природы, обладающее, с одной стороны, биологическим началом (приближающим его к высшим млекопитающим), с другой стороны, духовным — способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораздельной речи (что отличает его от животных), высокой обучаемости, усвоению достижений культуры, высокому уровню социальной (общественной) организации.
Проблема личности есть одна из центральных во всей системе гуманитарного знания. И каждая из теоретических дисциплин, изучающих личность, по-своему очерчивает ее образ, выражая его в специфических понятиях, под собственным углом зрения.
По-своему анализирует проблему личности философия. Не случайно в структуре философского знания, в системе философской антропологии, обозначилась такая ветвь, как «персонализм»– философская концепция личности и ее универсального статуса, свободного развития.
С позиций философского персонализма личность не есть объект среди других объектов, вещь среди других вещей. Ее нельзя познать извне. Личность есть та единственная цельность, которую мы и познаем, и создаем изнутри. Российский персонализм(Н. Бердяев) рассматривает личность как нечто неповторимое, уникальное, самоценное. Ее должно понимать лишь из нее самой, а не из чего-либо внешнего(природа, социальность, даже трансцендентное). Суть личности в ее свободе. Она есть духовная реальность, торжество свободы над рабством, победа над тяжестью мира.
Большинство философов считали, что индивид становится личностью, не замыкаясь в себе, а вступая в сложные отношения с Другими, обнаруживаясь в ансамбле общественных отношений, представая как социальный индивид.
Исходя из того, что в разных теоретических построениях личность «смотрится» не одинаково, можно утверждать с той или иной мерой доказательности, что каждый индивид–личность, и наоборот, что не все могут полагаться как личности. Так, для юриста новорожденный есть личность, защищенная законом и обладающая некоторой совокупностью прав(имущественных, правом на защиту достоинства и т.п.). А для педагога или психолога новорожденный это только потенция полноценной личности, ему еще надо «выделаться», стать личностью.
В философской гуманистике все же принято всех живущих полагать личностями, независимо от любых различий(возрастных, этнических, наличия или отсутствия таланта и т.д.). Даже ушедшие от нас «в мир иной» тоже личности. Уважение к покойным–это неотъемлемая черта любой гуманистически ориентированной культуры.
Иногда предлагают(М.С. Каган) развести три понятия, характеризующие отдельного человека, таким образом:
Индивид — это единичный представитель вида «homo sapiens» . Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).
Личность–это социологическая трактовка индивида, включающая в себя обретение им набора социокультурных ролей и вызревание во внутреннем мире совокупности ценностных ориентаций.
Для характеристики духовного начала человека на протяжении многих веков используется понятие «личность»- совокупность врожденных и приобретенных духовных свойств человека, его внутреннее духовное содержание.
Личность- это врожденные качества человека, развитые и приобретенные в социальной среде, совокупность знаний, навыков, ценностей, целей.
Индивидуальность–это культурологическое видение индивида, при котором на первый план выходит его самобытность, неповторимость, оригинальность, его «самость» и незаменимость.
Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.
Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.
Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации объекта. Индивидуализация — это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность — это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.
Таким образом, человек- это социально-биологическое существо, причем в условиях современной цивилизации в силу воспитания, законов, моральных норм социальное начало человека контролирует биологическое.
Жизнь, развитие, воспитание в обществе- ключевое условие нормального развития человека, развития в нем всевозможных качеств, превращения в личность. Известны случаи, когда люди с рождения жили вне человеческого общества, воспитывались среди животных. В таких случаях из двух начал, социального и биологического, в человеке оставалось только одно- биологическое. Такие люди усваивали привычки животных, теряли способность к членораздельной речи, сильно отставали в умственном развитии и даже после возвращения в человеческое общество не приживались в нем. Это еще раз доказывает социально-биологическую природу человека, то есть то, что человек, в котором не заложено социальных навыков воспитания человеческого общества, обладающий только биологическим началом, перестает быть полноценным человеком и даже не достигает уровня животных(например, у которых он воспитывался).
Большое значение для превращения биологического индивида в социально-биологическую личность имеет практика, труд. Только занимаясь каким-либо определенным делом, причем таким, которое отвечает склонностям и интересам самого человека и полезно для общества, человек может оценить свою социальную значимость, раскрыть все грани своей личности.
При характеристике человеческой личности следует уделить внимание такому понятию, как качества личности- врожденные или приобретенные привычки, образ мышления и поведения.
По качествам, их наличию, развитости различают людей. Через качества можно дать характеристику личности человека. В значительной мере качества формируются под влиянием семьи и общества.
В философии выделяются позитивные моральные качества:• гуманизм;• человечность;• честь;• совесть;• скромность; великодушие;• справедливость;• верность;• иные качества. и общественно осуждаемые-негативные: • чванливость;• цинизм;• грубость;• тунеядство; трусость;• нигилизм;• иные негативные черты. К общественно полезным качествам относятся: • воля;• решительность;• мудрость;• умение; установки;• убеждения;• патриотизм.
Человек, как правило, совмещает в себе все виды качеств; одни качества развиты больше, другие- меньше.
Характерной чертой каждого человека, личности является наличие потребностей и интересов.
Потребности- это то, в чем человек чувствует необходимость.
Жизнь человека и общества невозможна бездеятельности- целостных, системных, последовательных, направленных на определенный результат действий. Основным видом деятельности является труд.
В современном развитом обществе труд- одна из высших социальных ценностей. Труд при отчуждении человека от средств и результатов труда теряет свою мотивацию и социальную привлекательность, становится бременем для человека и отрицательно влияет на личность. Наоборот, приносящий пользу человеку и обществу труд способствует развитию потенциала человека…
Труд сыграл исключительную роль в формировании и развитии человеческого сознания, способности человека, в эволюции в целом.
Благодаря труду и его результатам человек выделился из окружающего животного мира, сумел создать высокоорганизованное общество.
Для нормального вхождения человека в общество, для его адаптации, гармоничного существования самого общества необходимо воспитание личности.
Воспитание- это приобщение индивида к социальным нормам, духовной культуре, подготовка его к труду и будущей жизни.
Воспитание осуществляют, как правило, различные институты общества: семья, школа, группа сверстников, армия, трудовой коллектив, вуз, профессиональное сообщество, общество в целом.
В качестве воспитателя, примера для подражания может выступить отдельный человек: учитель в школе, авторитетный сверстник, командир, начальник, представитель мира культуры, харизматический политический деятель.
Огромную роль в воспитании личности со стороны современного общества имеют средства массовой информации, а также достижения духовной и материальной культуры(книги, выставки, технические устройства и т. д.).
Соотношение понятий индивид, индивидуальность, личность
Двойственная природа человека наложила отпечаток на понятия, которые позволяют, ориентируясь на его основные характеристики, понять человеческую сущность. Мы говорим о члене человеческого общества с разных точек зрения, причем используем при этом различные понятия. Наиболее часто встречается понятие индивид. Употребляя это понятие, следует помнить, что мы просто выделяем отдельного члена человеческого общества. Качества человека при этом не принимаются в расчет, они отходят на второй план. Поэтому, употребляя понятие «индивид», мы подчеркиваем безличность, считаем, что это может быть любой человек.
Мы часто используем понятие «индивидуальность», когда говорим о личности человека. Однако следует помнить, что это понятие не отражает целостности личности, а лишь подчеркивает специфические черты человека, которые отличают его от других людей. Например, словосочетание «яркая индивидуальность» говорит нам о наличии значительного числа специфических качеств.
Понятие «личность» подразумевает наличие у индивида особых качеств, которые он может сформировать только в ходе общения с другими людьми. Личность представляет собой целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему общественных отношений. Следовательно, в любом обществе личность может рассматриваться только с точки зрения вхождения человека в социальные структуры и социальные общности.