Реферат: Самооценка и её роли в становление самосознания личности


Сущность самосознания и его структура в разных концепциях

Определение 1
Самосознание – это особая форма осознания человеком самого себя и своей сущности, которое проявляется в виде самовосприятия, самооценки, самоконтроля.

Благодаря самосознанию человек выделяется среди всех живых существ, потому что только человек может психическую деятельность обращать на свой внутренний мир, формировать образ «Я».

Развитие самосознания происходит от элементарных форм, таких как самоощущение, самовосприятие к более сложным – самооценка, саморефлексия, самопознание.

Самосознание, считает А.Г. Спиркин, включает осознание парциальных характеристик, благодаря которым человек получает возможность целостной оценки себя и своего места в жизни.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

В отношении самосознания сходными являются позиции И.И. Чесноковой и В.В. Столина, которые считают самосознание неразрывным единством таких самостоятельных внутренних процессов как самопознание, эмоционально-ценностное отношение к себе и саморегуляция поведения в обществе. Говоря другими словами – это видение себя как бы посторонним взором.

Иную точку зрения имеет В.С. Мерлин, который относит самосознание к субъекту деятельности, а не личности непосредственно. Он понимает самосознание как осознание человеком собственной личности как субъекта деятельности.

В.С. Мухина больший акцент делает на отношение к отдельным звеньям самосознания, считая, что самосознание представляет собой ценностные ориентации, которые образуют систему личностных смыслов и составляют индивидуальное бытие личности.

Структура самосознания включает три компонента:

  • когнитивный,
  • оценочный,
  • поведенческий.

Когнитивный компонент или самопознание является знанием человека о самом себе, складывающемся в определенный образ «Я», включающий «реальное Я», «идеальное Я», «фантастическое Я».

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Самооценка личности в структуре самосознания 410 ₽ Реферат Самооценка личности в структуре самосознания 230 ₽ Контрольная работа Самооценка личности в структуре самосознания 210 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Оценочный компонент или самоотношение – это отношение к тому, что человек знает о самом себе, как оценивает собственные качества, в результате формируя самооценку. Формирование самооценки происходит на основе сопоставлений себя с другими людьми, мнений о себе. Самооценка, связанная с уровнем притязаний личности, может быть завышенной, заниженной, адекватной, неадекватной.

Поведенческий компонент или самореализация опирается на самооценку. Исходя из уровня самооценки и её адекватности, человек может вести себя по-разному.

В самосознании выделяется природный уровень – выделение субъекта из среды, социальный уровень – сравнение себя с другими, личностный уровень связан с рефлексией. Кроме этого самосознание выполняет определенные функции – формирование себя как неповторимой личности, т.е. приобретение собственного образа «Я», а также самозащита своего образа «Я» как фактора устойчивости личности в жизнедеятельности.

ОБРАЗ «Я»

В подростковом и юношеском возрасте увеличивается тяга к самопознанию и самовоспитанию, то есть осознанию своего места в жизни и самого себя, как субъекта отношений с окружающими. С этим сопряжено становление самосознания. Формируется образ собственного «Я». “Образ «Я» — это относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознаваемая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он относится к самому себе и строит свое взаимодействие с другими людьми” (Тема 8. «Я-концепция»‘ ). Человек может относиться к себе точно так же как и к другим людям: любить или ненавидеть, уважать или презирать, понимать или не понимать. Образ «Я» выступает как установка по отношению к самому себе. «Я» концепция включает в себя три компонента:

  • Когнитивный компонент – представление о своих способностях, внешности, социальной значимости, характере и т.д.;
  • Эмоционально-оценочный компонент – самоуважение, самокритичность, себялюбие, самоуничижение, любовь к другим и т.д.;
  • Поведенческий (волевой) компонент – стремление быть понятым, завоевать симпатии, уважение товарищей и учителей, повысить свой статус, или же желание остаться незамеченным, уклониться от оценки и критики, скрыть свои недостатки и т.д.

Психология фиксирует у человека не один, а несколько «Я» образов, сменяющих друг друга в зависимости от ситуации социального взаимодействия. В теории К. Роджерса «Я» концепция включает в себя не только восприятие человеком самого себя таким, какой он есть, но и то, каким он хочет быть. Выделяют две формы «Я» концепции – реальную и идеальную.

Реальная «Я» концепция – сиюминутное представление о самом себе. Оно может быть не реалистичным и, вполне вероятно, через некоторое время сменится на противоположное. Идеальная «Я» концепция — то, каким человек должен стать, чтобы соответствовать общественным нормам и ожиданиям окружающих. Оно выступает своеобразным ориентиром саморазвития личности. Некоторые также выделяют фантастическое «Я» — то, каким человек хотел бы стать, если бы это было возможно. Значение этого образа особенно велико в подростковом возрасте, когда человеку нужно строить планы на будущее, а без фантазий, принимающих характер мечты, это невозможно.

Степень адекватности «Я-образа» выясняется при изучении одного из его важнейших аспектов – самооценки личности.

Место самооценки в структуре самосознания

Важнейшим компонентом самосознания является самооценка, проблема которой привлекает к себе внимание исследователей. Она во многих исследованиях определяется как центральное образование личности со своими видами, свойствами, функциями.

Несмотря на большой интерес к проблеме самооценки, разработка данного явления имеет проблемы методического и методологического характера. Отечественная психология рассматривает самооценку в качестве компонента самосознания, важная функция которого заключается в самоуправлении поведением личности.

Внутри самосознания, считает Л.В. Бороздина, существуют подструктуры, которые нельзя смешивать, это разные элементы, имеющие самостоятельную сущность.

Самооценка – это специальная функция самосознания. Она заключается в наличии критической позиции индивида. Эта позиция рассматривается относительно того, чем обладает индивид, его оценка с точки зрения определенной системы ценностей.

Самооценка и образ себя, как показывает теоретический анализ, являются различными образованиями самосознания. Они имеют определенные соотношения друг с другом – знание человека о себе является необходимым материалом для самооценки, а оценка себя дает возможность соотнести отдельные стороны образа «Я» с определенной системой ценностей.

Специалисты считают, что самоотношение и самооценку не следует смешивать, поскольку определенное самоотношение формируется из оценки себя. Производными самооценки будут комфорт или дискомфорт, самопринятие, удовлетворенность собой.

Отдельные образования самосознания имеют разновременность действия. Например, самооценку младший школьник выполнить ещё не может, несмотря на то, что определенное представление о себе он имеет. Переход на самооценку происходит в подростковом возрасте, что связано с новым уровнем самосознания.

Во время подросткового кризиса, по мнению Л.И. Божович, возникает самосознание – способность направлять сознание на собственные психические процессы. В подростковом возрасте самосознание имеет качественное своеобразие, которое является движущей силой на пути к самоутверждению, самореализации, самовоспитанию.

Замечание 1

Самооценка, таким образом, является самостоятельным компонентом самосознания, функционирование которого начинается в подростковом возрасте.

Самооценку и её представленность в самосознании индивида можно интерпретировать следующим образом — самооценка – часть «Я-концепции», отражающая степень приятия себя, развитие чувства самоуважения, позитивного отношения ко всему, что входит в сферу «Я». При низкой самооценке индивид отрицает себя и к собственной личности относится негативно – в данных рамках самооценка не выделяется в качестве автономного образования и в структуре самосознания её место не устанавливается.

Менее всего распространена точка зрения, согласно которой самооценка понимается как когнитивная подструктура, обобщающая прошлый опыт человека и структурирующая новую информацию о «Я».

Самооценка, считает Л.В. Бороздина, не сводится к образу «Я» и эмоционально-ценностному отношению к себе. Самооценка – это критическая позиция индивида по отношению к собственному потенциалу.

САМООЦЕНКА И УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ ЛИЧНОСТИ

Самооценка имеет тесную связь с уровнем притязаний личности. Уровень притязаний – желаемый уровень самооценки личности, проявляющийся в степени трудности цели, которую человек ставит перед собой.

Когда человек может свободно выбрать трудность своего следующего действия, его стремление к повышению самооценки порождает конфликт двух тенденций. С одной стороны, он стремится повысить притязания, чтобы пережить максимальный успех, но с другой стороны, ему нужно снизить притязания, чтобы избежать неудачи. В случае успеха уровень притязаний, как правило, увеличивается, индивид готов решать более трудные задачи, при неуспехе, соответственно, уровень притязаний падает.

Уровень своих притязаний человек обычно сохраняет между чересчур трудным заданием и чересчур легким, чтобы он мог сохранить свою самооценку на нужном уровне.

Помимо предвосхищения неудачи или успеха, уровень притязаний также формируется при учете прошлых успехов и неудач.

Одно из зарубежных исследований показало, что среди испытуемых присутствуют те, кто в случае возникновения риска больше озабочены не достижением успеха, а избеганием неудачи. Поэтому когда перед ними ложится выбор, они выбирают либо самую сложную задачу, потому что неудача в данном случае будет оправдана трудностью задачи, либо самую легкую, потому что элемент риска будет минимален. В таком случае самолюбие не будет уязвлено и не будет деформации образа «Я».

Самосознание личности, используя самооценку, реагирует на соотношение своих притязаний и реальных достижений. Еще в начале XX в. американский психолог У.Джемс высказал мысль о том, что важнейшим компонентом образа «Я» личности является самоуважение — “вера в собственные силы, возможности. Оно не связано конкретно с какой-либо областью, и выражает столько оценку, сколько общее отношение человека к себе. Самоуважение — это принятие себя, любовь к себе2 (И.В. Дубровина, 1999). Самоуважение также является соотношением успеха и притязаний:

Как известно, при увеличении числителя или уменьшении знаменателя, дробь возрастает. Поэтому для сохранения самоуважения человеку нужно либо увеличить свои усилия и добиться успеха, либо снизить уровень притязаний.

Естественно, правильное воспитание ориентирует личность на первый способ повышения самоуважения. Но иногда люди выбирают второй путь, и тогда можно говорить о пассивной психологической защите своего «Я-образа».

Психологическая защита «Я-образа» — особая регулятивная система, используемая личностью для устранения психологического дискомфорта, переживаний, угрожающих «Я-образу» и сохранения его на желаемом уровне.

Что такое самосознание личности?

К высшим видам психической деятельности личности сайт психологической помощи psymedcare.ru относит самосознание. Что это такое? Это способность индивида познать себя, внутреннее «Я», распознать и увидеть личные интересы, потребности, желания и переживания. Другими словами, это пассивный процесс созерцания за тем, что происходит в душе.

Самосознание личности является более сложным процессом, нежели познание окружающего мира. Однако и тот, и другой процессы происходят одновременно. Познание окружающего мира способствует познанию самого себя, также как и собственное созерцание позволяет понять, как человек влияет на окружающий мир.

Наиболее понятным процессом с самого рождения становится познание окружающего мира. Ребенок взаимодействует с окружающими объектами, видит их, слышит названия и пр., в процессе чего все ощущения объединяются и формируют единую картину. Представления об окружающем мире влияют на то, как человек начинает ощущать самого себя, что и становится процессом самосознания. Постепенно человек научается понимать, что он отделен от окружающего мира, что и заставляет его различать ощущения, которые поступают извне, от ощущений, возникающих внутри.

В начале жизни малыш не отделяет внешнее от внутреннего. Лишь потом он начинает отделяться, осознавая свою обособленность от окружающего мира и всех раздражителей, которые на него пытаются воздействовать.

Развитие самосознания проходит через два этапа:

  1. На первом этапе формируется представление о собственном «Я», которое зачастую базируется на реакциях окружающих людей.
  2. На втором этапе по мере интеллектуального развития и формирования понятийного мышления человек начинает не только ощущать, но и осознавать, оперировать понятиями для определения различных явлений.

Самосознание позволяет человеку ощутить себя целостным, полноценным, единым. В любой ситуации человек сохраняет ощущение самого себя, хотя сами события могут быть различные. Самосознание становится развитым, когда человек начинает осознавать свое единство. Это происходит через непрерывность его ощущений, которые он переживает. Каждый индивид имеет свое прошлое, живет настоящим и мечтает о будущем – это и становится целостной картиной.

Функция самосознания – показать человеку его мотивы и последствия его поступков, а также рассказать, кем он есть на самом деле.

Развитие самосознания

Суть развития самосознания можно описать через 3 компонента:

  • Динамика выделения человеком себя из среды. Притом и как организма, и как индивида, и как личности, и как индивидуальности.
  • Второй компонент развития самосознания – изменение самоконтроля, то есть способности влиять на свою деятельность. По мере взросления и развития человека происходит переход от контроля физиологических реакций до контроля сознания.
  • Третий компонент – самопринятие, способность адекватно и дифференцированно оценивать свои особенности, преимущества и недостатки.

Становление самосознания начинается с идентификации человеком себя с миром и другими людьми, а заканчивается автономией, то есть выделением своей индивидуальности, отличительных черт и принятием их.

  • Ребенок от 3 до 8 месяцев активно познает свое тело, в 7-8 месяцев внимание переключается на изучение ближайшего и дальнего окружения. Это первые элементы развития самосознания.
  • Постепенно нарастает стремление к автономии, что отражается в поведении. Но вместе с самостоятельностью растет и ответственность. На втором году жизни ребенок уже выступает как субъект деятельности. Он может действовать внеситуативно.
  • Еще чуть позже малыша можно назвать объектом и субъектом самопознания. К 3 годам ребенок уже знаком со своим организмом и его особенностями, обладает сознательными эмоциями, из которых формируются эталоны.
  • Для детей дошкольного возраста характерно соподчинение мотивов и осознание себя как субъекта взаимоотношений. К 6 годам формируется социальное Я, которое проявляется дифференцированной оценкой, стремлением следовать внешним эталонам и образцам или внутренним убеждениям.
  • В младшем школьном возрасте происходит активное развитие социального Я.
  • Для подросткового возраста характерно стремление к познанию своей индивидуальности, но вместе с этим личной и социальной идентичности, то есть определению схожести с другими людьми, группой. К концу подросткового возраста формируется направленность личности.
  • Юность характеризуется развитием воли, самоконтроля, построением жизненных планов. Наступает большая независимость и объективность в суждениях, вместе с этим – сильная потребность в самореализации.
  • Для взрослости и старости характерна реализация планов и оценка результатов, поиск целостности. Личностный рост также происходит через кризисы (возрастные, индивидуальные).

Таким образом, пик развития самосознания приходится на подростковый и юношеский возраст. Д. Марсиа выделил 4 возможных варианта становления самосознания:

  1. Предрешенность. Принятие индивидом обязанностей, соответствующих полу и возрасту, без прохождения кризиса выбора, то есть за него решили родители или другие люди. В результате этого человек страдает низким самоуважением, но не тревожен, внимателен к советам других людей.
  2. Диффузия. Для такого стиля идентичности, то есть самосознания, характерна разрозненность как стремление попробовать все подряд, не обладая жизненным планом, мотивами и целями. Как правило, это характерно для тех, кто боится стать изгоем и не хочет принимать на себя ответственность.
  3. Мораторий. К этой категории относятся активные люди, занятые поиском себя. Они всегда находятся в центре принятия решений, каждое их действие высоко эмоционально окрашено.
  4. Сама идентичность. Это высшая ступень развития. Достигшие ее личности сделали выбор, приняли на себя ответственность за собственную жизнь, стремятся жить и следовать своим убеждениям.

Самосознание и развитие личности

Только что рожденный человек еще не обладает самосознанием. Его развитие занимает длительное время. Однако зачатки и склонность к осознанию самого себя наблюдаются еще с младенчества.

Развитие самосознания происходит в следующих этапах:

  1. Первый этап происходит до года, когда ребенок постепенно начинает отделять себя от окружающего мира. Поначалу он не отделяет себя, воспринимает чужое настроение за свое, чужие действия за собственные. Однако по мере того как ребенок начинает активно взаимодействовать с окружающими предметами, повелевать своими руками и ногами, тем более проявляет первые навыки речи, тогда он постепенно осознает, что он и окружающий мир не всегда идентичны.
  2. На втором этапе, который занимает от 1 до 3 лет, происходит духовное развитие ребенка. Он постепенно обучается координировать свои порывы к действиям во времени, когда не всегда получается все сделать сразу.
  3. На третьей стадии, которая занимает от 3 до 7 лет, самосознание развивается плавно. Здесь ребенок начинает пробовать собственную самостоятельность, противопоставлять себя окружающим. Это естественным образом ведет к ряду конфликтов. Теперь ребенок осознает себя и не говорит о себе в третьем лице.
  4. На четвертой стадии, которая занимает от 7 до 12 лет, никаких существенных скачков и кризисов не наблюдается. Самосознание меняется в зависимости от появления новых социальных условий жизни – школы.
  5. На пятом этапе, который отмечается в 12-14 лет, ребенок снова проявляет интерес к собственной личности и своей роли в социуме. Теперь он снова пытается противопоставить себя уже взрослым (родителям и учителям).
  6. На шестом этапе, который отмечается в 14-18 лет, каждый ребенок начинает взрослеть. Здесь он пытается понять и познать себя, найти свое место в этом мире. Он получает много информации о себе, познает себя, пробует свои силы, контактирует с окружающим миром и пытается найти такое место, в котором ему будет комфортно находиться.

Развитие самосознания

Самосознание появляется у ребенка в раннем младенческом возрасте, к подростковому периоду оно формируется окончательно. Однако, это не значит, что в течение жизни не нужно заниматься восприятием себя.

Происходят изменения объективного мира и субъективных характеристик. Эти изменения требуют наблюдения и самопознания.

Первым делом необходимо проводить анализ текущей внешней и внутренней ситуаций и заново узнавать себя и свое отношение к изменениям. К примеру, с возрастом, тело начинает стареть и наше отношение к нему, сформированное в ранние периоды тоже будет меняться. С одной стороны, требуется усилить заботу о физическом здоровье, с другой – уметь принять возрастные изменения без излишних переживаний, с достоинством.

Также важно приводить самооценку к адекватному (нормальному) состоянию. В течение жизни уровень любви и уважения к себе может меняться из-за внешних причин или отношения близких людей. Нельзя позволять обстоятельствам посеять сомнения в уверенности в себе.

И последнее – необходимо своевременно проводить корректировку потребностей и действий соответственно жизненным изменениям. Останавливаться на знаниях о себе самом нельзя, предпринимать одни и те же действия, которые не приводят к успеху, не конструктивно. Поэтому процесс самосознания является перманентным и заканчивается только после физической смерти человека.

Структура Я-концепции

Вместе с этим если рассматривать продукт самосознания – образы Я, то можно выделить:

  • Я реальное (какой я есть сейчас);
  • Я идеальное (каким я могу стать в соответствии с возможностями);
  • Я фантастическое (каким бы я мог стать, если бы это было возможно).

Противоречие Я-идеального и Я-реального может послужить как толчком к саморазвитию, так и вызвать дисгармонию личности. Стоит отметить, что самосознание – динамическая структура. Она склонна к изменениям и трансформациям Я-образов.

В некоторых теориях встречается более широкая классификация Я-образов. Выделяется:

  • Я-реальное;
  • Я-идеальное;
  • Я-потенциальное;
  • Я-личностное;
  • Я-деятельностное (профессиональное, внепрофессиональное).

В других трудах, например, Ш. Самуэль можно встретить понятие:

  • Я-телесного;
  • Я-настоящего (наличного, актуального);
  • Я-динамического;
  • Я-фантастического;
  • Я-вероятного;
  • Я-идеализированного;
  • Я-представляемого;
  • Я-идеального;
  • Я-будущего (возможного).

Я-телесное

Каждый человек имеет ощущение собственного тела, которое может отличаться от отображения в зеркале. Под этим подразумеваются сигналы, посылаемые в мозг о расположении частей тела, их форме и длине. В рамках Я-телесного можно дополнительно выделить:

  • реальное восприятие с точки зрение субъективной функциональности;
  • внутренние факторы, вызванные переживаниями личности или трудными ситуациями;
  • социальные факторы, то есть реакции окружения и интерпретация этих реакций личностью;
  • идеальный образ тела как результат совокупности всех факторов, сравнения и ощущения личностью своего тела.

Настоящее Я

Совокупность представлений человека о себе в настоящий момент времени (каким он себе кажется). Однако это представление не обязательно соответствует объективной реальности. Я-настоящее обеспечивает гибкость реакций в ответ на изменяющиеся условия внешней среды. Оно позволяет выбирать личности цели, стратегии поведения, притязания и другое.

Я-динамическое

Отражает представления личности о ней, но в проекции, то есть о том, каким человек хочет стать (цель). Зависит от социального статуса человека, возможностей и успехов. Я-динамическое склонно к изменениям, на которые оказывают влияние успехи и неуспехи личности, идентификация со значимыми и идеальными (в представлении человека) людьми, представления о желаемых ролях и статусе.

Я-фантастичекое

По сути это мечты человека, представления о том, каким бы он был, если бы все было возможно. Как правило, этот компонент существует только до юношеского возраста, а по мере взросления человека начинает активно сворачиваться.

Я-идеальное

Представления человека о том, каким бы он должен был стать, исходя из усвоенных норм и ценностей общества. Зависит от морального развития личности, нравственной зрелости и социализированности. Формируется в процессе идентификации человеком себя с людьми (героями), которыми он восхищается.

Если Я-идеальное не переходит в динамическое, а затем в настоящее, то, вероятнее всего, распадется совсем. Это опасно разочарованием и фрустрацией.

Я-возможное (будущее)

Представления человека о том, каким он может стать. Чаще всего отличается от идеального Я. Формируется на основе реального положения человека, реального статуса, возможностей и роли.

Я-идеализированное

Представления человека о том, каким бы ему хотелось быть именно сейчас, каким бы ему было приятно себя видеть. Это приходящий компонент, зависящий от конкретной ситуации.

Я-представляемое

Образы, создаваемые и выставляемые личностью специально на показ, чтобы скрыть нежелательные (отрицательные на ее взгляд) черты, качества Я-настоящего. Я-представляемое выполняет роль защиты и адаптации.

Чаще всего Я-представляемое близко к Я-идеальному, но если эти компоненты разнятся и не приближаются, то возникают проблемы во взаимоотношениях человека, а позже личность подвергается разочарованию и фрустрации. Признак такого несоответствия и начинающейся фрустрации – смущение.

Я-фальшивое

Представляет собой искаженное Я-настоящее, то есть самообман личности. При частом воспроизведении фальшивых, но желательных черт личность:

  • боится негативной самооценки;
  • ожидает негативного отношения извне;
  • не способна к поступкам, питающим самоуважение.

От Я-фальшивого включается множество защитных механизмов личности, которые в итоге приобретают патологический характер. Искажается все самопознание, а затем познание и восприятие межличностных отношений.

Ошибки в развитии самосознания

Если кризис разрешается неправильно, то и идентификация будет неадекватной. Можно выделить следующие варианты аномального становления самосознания, которые отражаются на личности и ее отношениях с миром:

  1. Избегание близких межличностных отношений.
  2. Страх перемен и взросления, неадекватное понимание времени, размывка его границ.
  3. Растрачивание собственного потенциала, продуктивных и творческих способностей. Неумение активизировать внутренние ресурсы и сконцентрироваться на одной деятельности.
  4. Отказ от самоопределения и самопознания, выбор негативных образцов для подражания.

Отдельно хочу рассмотреть вариант развития неблагоприятной Я-концепции, для которой характерна неуверенность личности, страх получить отказ, низкая самооценка. Такой тип самосознания опасен следующим:

  • низкое самоуважение, которое отражается социальной деградацией, несостоятельностью, агрессивностью, преступностью и асоциальностью;
  • реакция приспособления в трудных ситуациях, что опасно риском быть втянутым в асоциальные группы, подвергнуться влиянию извне;
  • неадекватное восприятие, которое отражается как на анализе человеком его поступков или внешности, так и при анализе внешних ситуаций.

К другим нарушениям в развитии самосознания относится:

  • неразвитость самосознания, то есть зависимость от других людей;
  • искаженный образ Я;
  • эгоцентризм (искаженное представление своей роли в мире);
  • патологии (психические расстройства и заболевания).

Функции самосознания

Основная функция – сделать доступным для личности ее же мотивы и результаты поступков, позволить оценить себя. Самосознание обеспечивает сознательную адаптацию личности к среде.

Среди других функций можно выделить:

  • обеспечение внутренней согласованности (иногда самосознание может даже не пропускать во внутренний мир некоторые внешние факторы, если те не соответствуют чему-то из Я);
  • интерпретация индивидуального опыта, то есть характер восприятия ситуации (самосознание и Я-концепция объясняют, почему два человека могут видеть одну и ту же ситуацию по-разному, то есть Я-концепция не только трактует наше поведение, но и «объясняет» нам смысл поведения других людей);
  • определение ожиданий, то есть того, что должно произойти (тесно связано с принятием и непринятием, а также видением ситуации).

Разобравшись в сути и структуре самосознания, а также его функциях, можно с легкостью понять и заметить, насколько разным и уникальным является каждый человек. «Ждал одно, а получил другое», «Хотел как лучше, а получилось как всегда», «Я не это имел в виду», «Я знаю, что опять буду выглядеть дураком», «Брось, он не флиртовал. Я уверена, что никому не могу понравиться» – все это игры самосознания и его 3 главных функций.

ТолкованиеПеревод Самосознание b>Самосозна́ние — сознаниесубъектом самого себя в отличие от иного — других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий.

Самооценка как социально-психологический феномен

Самооценка как социально-психологический феномен

В отечественной и зарубежной психологии накоплено большое количество эмпирических данных о связи уровня самооценки с другими свойствами личности и типами поведения. Большой научный вклад в разработку данной проблематики внесли Р. Бернс, С.А. Матошук, Хекхаузен, Л.В. Бороздина, Ю.А. Борисов, В.В. Столин, С.Р. Пантелеев, И.А. Галкина, Л.Н. Корнеева, И.А. Кудрявцев, И.И. Чеснокова и др.

Самооценка как результат интеграции процессов самопознания и самоотношения играет важную роль в психической жизни личности, выступает внутренним фактором регуляции поведения и деятельности.

Согласно трактовке Большого психологического словаря «самооценка — ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения»[1]. Самооценка относится к центральным образованиям личности, ее ядру, в значительной степени определяя социальную адаптацию и являясь своеобразным механизмом регуляции поведения и деятельности .

В зарубежной психологии, благодаря работам Бернса, самооценка связана с понятием «Я-концепция». Под «Я-концепцией» понимают динамическую систему представлений индивида о себе. В «Я-концепции» выделяют три структурных компонента: когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Когнитивный компонент — «Образ Я» — система знаний субъекта о себе. Эмоционально-ценностный — переживание отношения к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности и деятельности (самоотношение). Потенциальная поведенческая реакция — внешние проявления когнитивного и эмоционального компонентов. Самооценка в этой схеме отождествляется с эмоционально — ценностным отношением к себе.

Психологи, при изучении феномена самооценки, сталкиваются с определённой сложностью. Эта сложность обусловлена тем, что самооценка включает в себя два взаимосвязанных аспекта: процессуальный и структурно-итоговый, то есть её рассматривают и как процесс, и как результат — личностное образование. Двуединая природа самооценки нашла отражение и в определениях, которые ей даются в психологической литературе. Наиболее распространённым является следующее определение. Самооценка — оценка человеком собственных возможностей, качеств, достоинств и недостатков, места среди других людей.

В отечественной психологии самооценку принято рассматривать как компонент самосознания. При исследовании проблемы самосознания самооценке отводится ведущая роль: она характеризуется как стержень этого процесса, показатель уровня его развития, интегрирующее начало и его личностный аспект, органично включенный в процесс самопознания. Самооценка рассматривается как компонент самосознания, функционирующий на определенном ее уровне. Она определяется как продукт самосознания, отражающий субъективные ощущения индивида (его представления о себе, образе Я, об окружающих, его отношение к данным аспектам), а также является инструментом изучения уровня развития самосознания личности.

Классик отечественной психологии С.Л. Рубинштейн связывал развитие личности со становлением самосознания человека, которое представляет собой специфическую форму сознания личности и проявляется в осознании человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающему, к другим людям и к самому себе.

Проблеме самосознания посвящено много работ. Исследовательские интересы психологов направлены на понимание сути феномена, сопоставление его с понятиями «Я — концепция», «образ Я» и т.д., создание многоуровневой модели самосознания и описание его элементов.

Так, В.В. Столин[2] рассматривает проблему выделения уровней самосознания, соотнося их с различными уровнями активности человека как организма, индивида, личности. Таким образом, им выделяется три уровня, на первом из которых находятся функции, играющие важную роль «обратной связи» в формах активности организма. В данном случае речь идет о процессах «самовыделения и принятия себя в расчет» в перцептивных и двигательных актах. Следующий уровень представляет собой совокупность процессов; связанных с принятием точки зрения другого на себя, идентификацией с родителями, усвоением стандартов выполнения действий и формированием самооценки, формированием самоидентичности в рамках семейных отношений и отношений со сверстниками, формированием половой и профессиональной идентичности, становлением самоконтроля. Данный уровень именуется «самосознанием индивида». Наконец, высшим уровнем развития самосознания автор называет выявление социальной ценности и смысла бытия, формирование и изменение представлений о будущем, прошлом и настоящем. Именно на этом уровне может идти речь о самосознании личности.

В качестве важнейших компонентов самосознания, обеспечивающих его динамику, принято выделять процессы идентификации, самопознания или рефлексии. Процесс идентификации играет ключевую роль в становлении самосознания личности и связан с формированием личности в контексте социального взаимодействия. Рассматривая процесс идентификации как основу становления самосознания, В.В. Столин описывает выбор субъектом определенной «модели», в качестве которой изначально чаще всего выступают родители. Начальным этапом данного процесса становится усмотрение ребенком своего сходства с данной «моделью», затем к действию подключается- механизм переживания субъектом «викарных аффективных реакций», соответствующих событиям, в которых оказывается «модель». Субъект также стремится обладать теми чертами избранного образца, которые кажутся ему желательными, стремится к сходным целям, усваивает его установки и особенности поведения.

Таким образом, идентификация представляет собой процесс формирования идентичности, а, следовательно, самосознания зрелой личности. Идентификация обеспечивает наличие у индивида объективной и дифференцированной самооценки, подчёркивал А.Б. Орлов.

В процессе развития индивида происходит усложнение его когнитивных способностей, основой и следствием данного процесса становится развитие рефлексии. Рефлексия представляет собой и способ, и форму деятельности самосознания, она обеспечивает его постоянное наполнение новым материалом, способствует его структурированию и помогает субъекту адекватно реагировать на существующие условия. Процесс рефлексии делает самосознание важным положительным фактором самоконтроля, сохранения своего поведения в принятых индивидом нормативных рамках.

Рефлексия наделяет самосознание обратной связью, благодаря которой человек может оценивать намеченную цель с точки зрения перспектив успеха, корректировать ее с учетом различных норм, чувствовать себя ответственным за возможные результаты, продумывать их последствия для себя и окружающих .

Рефлексивность при самооценке, также как и способность к осознанию ее средств, является показателем достаточно высокого уровня ее развития. Именно с рефлексией наиболее тесно связано произвольное управление собственным поведением и его регуляция. Самооценка является результатом рефлексивности психического отражения. Весь продукт отражения можно разделить на образ внешней действительности (природной и общественной) и образ «Я». Образ «Я» состоит из всей сохранившейся в памяти информации о собственной личности. Процессы самопознания, которые формируют образ «Я», можно разделить на описательные и оценочные. Продуктом первого вида процессов являются эмоционально нейтральные, дескриптивные элементы образа «Я», а продуктом второго вида процессов — разнообразные самооценки, которые характеризуют данный поведенческий акт, данное переживание или устойчивое свойство личности как более или менее желательное с точки зрения определенных ценностных ориентаций. Эти самооценки связаны с определенными эмоциями, такими как удовлетворенность самими собой, гордость, стыд и т.д.

Как уже было отмечено, процесс рефлексии тесным образом связан с самопознанием личности. Самопознание — развернутый во времени процесс движения от единичных, ситуативных образов к целостному образованию — образу собственного «я» как субъекта, отличного от других субъектов. В случае направленности самопознания на публичные аспекты «Я», оно способствует формированию социально-нормативного поведения, фиксация на внутренних аспектах «самости», напротив, снижает значимость оценок социума и социальную активность в целом. Самопознание выводит нас на уровень самооценки, которая, наряду с самокритичностью как способностью личности оценить особенности своей личности и поступков, и составляет основу самопознания .

Результаты интегративной работы в сфере самопознания и в сфере эмоционально-ценностного отношения объединяются в особое образование самосознания личности — в самооценку [3]. Самооценка выражает фундаментальные свойства личности и, наряду с другими факторами, отражает ее направленность, активность. Кроме этого, самооценка является показателем определенного уровня психического развития личности .

Затрагивая проблему рефлексии и самопознания личности в контексте феномена самооценки, перейдем к рассмотрению основной ее функции — регуляции поведения. В концепции Дж. Боулби, регулятивная функция самооценки связана с процессом осознания своих качеств и проявления их вовне, во взаимодействии. Так, опираясь на сформированную «рабочую модель себя и мира» индивид оценивает свои «новые» (с точки зрения осознания) качества, которые могли проявиться в общении с другими. На основании этой оценки возникает чувство удовольствия либо неудовольствия, что побуждает индивида к определенному действию (поведению), которое снова подвергается оценке по этой же схеме. В этом заключается регулятивная функция самооценки.

Среди регулятивных функций самооценки A.B. Захарова выделяет оценочные, контрольные, стимулирующие, блокирующие и защитные.

Самооценка также тесно связана с таким феноменом как уровень притязаний личности. Данное явление впервые получило свое рассмотрение в школе К. Левина, а наибольшую содержательную наполненность приобрело в работах Хоппе, которая определила его как «совокупность сдвигающихся с каждым достижением то неопределенных, то более точных ожиданий, целей и притязаний к собственным будущим достижениям». [4] Соотношение уровня самооценки и уровня притязаний во многом определяет специфику психологических переживаний личности. Значительное расхождение данных показателей, проявляющееся чаще всего в виде низкой самооценки в сочетании с неадекватно завышенным уровнем притязаний, как правило, влечет за собой невротизацию личности.

Основные параметры самооценки — это высота, устойчивость и адекватность. Кроме перечисленных трех основных параметров выделяются следующие аспекты анализа самооценки: реальная — идеальная; завышенная — заниженная; глобальная или частная самооценка. При адекватной самооценке субъект правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи. К оценке достигнутого он подходит не только со своими мерками, но и старается предвидеть, как к этому отнесутся другие люди. У человека с неадекватно завышенной самооценкой возникает неправильное представление о себе, идеализированный образ своей личности и возможностей, своей ценности для окружающих, для общего дела. В таких случаях человек идет на игнорирование неудач ради сохранения привычной высокой оценки самого себя, своих поступков и дел. Происходит острое эмоциональное «отталкивание» всего, что нарушает представление о себе. Неуспех предстает как следствие чьих-то козней или неблагоприятно сложившихся обстоятельств, ни в коей мере не зависящих от действий самой личности. Самооценка может быть и неадекватно заниженной, т.е. ниже реальных возможностей личности. Обычно это приводит к неуверенности в себе и невозможности реализовать свои способности. Такие люди не ставят перед собой труднодостижимые цели, ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны к себе [5].

Реальная самооценка — это восприятие того, какие мы есть (Я- реальное), идеальная — то, какими мы стремимся быть (Я — идеальное). По К. Роджерсу, Я — идеальное отражает те атрибуты, которые человек хотел бы иметь, но пока не имеет. Это «Я», которое человек ценит и к которому стремится. Большое расхождение между реальной и идеальной самооценкой приводит к дисгармонии и невротизации личности.

Однако наиболее распространено выделение двух основных видов самооценки: общей (глобальной) и частных самооценок. Глобальная самооценка соотносится с оценкой целостного образа «Я» в концепции К. Роджерса . Эта структура самооценки может носить как осознанный, так и бессознательный характер, но зависит глобальная самооценка от общего отношения личности к самой себе. Общую самооценку рассматривают как одномерную переменную, отражающую принятие или непринятие личностью себя, т.е. позитивное или негативное отношение ко всему тому, что входит в сферу «Я».

В связи с введением понятия «глобальная самооценка», возникает проблема его определения и соотнесения с таким понятием как «самоотношение». Необходимо отметить, что В.В. Столин и С.Р. Пантелеев рассматривают «глобальную самооценку» и «самоотношение» как синонимы. Однако С.Р. Пантелеев подчеркнул различие между данными компонентами самосознания. Согласно его гипотезе, принципиальная разница между самооценкой и самоотношением заключается в различии оснований этих видов самооценивания. Самооценка является отражением субъект-объектных отношений превосходства и предпочтения, т.е. основана на социальном сравнении. Самоотношение имеет своим основанием сопоставление «Я» с самим собой и отражает отношение к себе только в координатах «Я» — «Я».

И.С. Кон [6] отмечает, что между общей и частной самооценками существует гибкая связь. Например, снижение частной самооценки в контексте низкой глобальной самооценки значительно более болезненно для индивида, чем подобное явление, но в рамках изначально высокой общей самооценки. В формировании единой глобальной самооценки большая роль принадлежит самоанализу, который является ее рациональным компонентом. Благодаря самоанализу происходит осознание своих личностных качеств и, соответственно, их оценивание. Определяя сущность глобальной самооценки, большинство авторов указывают на то, что она не является простой суммой частных самооценок. Общая самооценка отождествляется с эмоционально-оценочным отношением к себе, мерой удовлетворенности собой. Показателем особенностей общей самооценки является также мера уверенности личности в себе или «сила Я», связанная с развитием волевых качеств индивида и эмоциональной стабильностью.

Частная самооценка отражает отдельный аспект функционирования личности на определенном уровне. Частные самооценки являются оценками личности отдельных сторон жизнедеятельности, своих физических и психических качеств, особенностей социального статуса, способностей и возможностей. Частные самооценки выполняют функцию структурирования- информации относительно определенного аспекта «Я». Поскольку самооценка тесно связана с уровнем притязаний, можно говорить о взаимосвязи самооценки с субъективным прогнозом индивидуальных успехов и достижений личности.

Организация самостоятельной активности учащихся на уроке с возможностью выбора заданий, дифференцированных по степени трудности, эвристичности и пр. способствует развитию самооценки учащихся. При этом процесс формирования адекватной самооценки и уровня притязаний личности, в процессе обучения будет эффективным при соблюдении ряда условий:

  1. Учащиеся с помощью педагога включаются в систематический и последовательный процесс взаимодействия по анализу и оценке своей познавательной деятельности
  2. Педагог разделяет традиции гуманистической педагогики и психологии, поддерживает их положительное эмоциональное состояние при оценке и самоанализе деятельности, оказывая своевременную поддержку в форме совета, корректировки и пр.
  3. Педагог побуждает школьников к осмыслению собственных достижений посредством самоанализа и самооценки учебной деятельности -> рефлексивно-оценочный этап деятельности (адаптационно-ориентировочный, репродуктивно-деятельностный этапы деятельности)

Целью опытно-экспериментальной работы по проблеме «Организация в общеобразовательном учреждении системы и использования данных оценки учащихся для мониторинга их ежегодного прогресса» является определение критериев и показателей развития самооценки учащихся на основе познавательной самостоятельности

Изучение самооценки личности учащихся проводилось с помощью процедуры тестирования с использованием опросника Г.Н. Казанцевой и шкалы самооценки A.M. Пригожина. Исследование проводилось фронтально, в исследовании участвовали учащиеся 6 «А» класса (18 чел), учащиеся 6 «Б» класса (23 чел), 8 «А» класса (23 чел).

Необходимо отметить, что экспериментальной группой выступают учащиеся 6 «А» и 8 «А» классов, то есть классов, участвующих в опытно-экспериментальной работе, тогда как 6 «Б» класс – контрольная группа. Исследование самооценки учащихся проводились дважды, первый срез – сентябрь 2016 года, второй срез – декабрь 2016 года

Результаты исследования самооценки с помощью методики Г.Н. Казанцевой представлены в Таблице 1, на рисунке 1 (I срез)

Таблица 1

Результаты эмпирического исследования общей самооценки учащихся

(по методике Г.Н. Казанцевой)

Высокая с/о Низкая с/о Средняя с/о
6 «А» 6 «Б» 8 «А» 6 «А» 6 «Б» 8 «А» 6 «А» 6 «Б» 8 «А»
10 чел 17 чел 9 чел 1 чел 2 чел 7 чел 6 чел 12 чел

Согласно результатам исследования высокие показатели общей самооценки свойственны 74 % учащихся 6 «Б» класса, тогда как в 6 «А» классе высокие показатели общей самооценки выражены у 56 % респондентов. Необходимо отметить, что среди учащихся 6 «Б» класса респондентов с низкими показателями общей самооценки не выявлено. Таким образом, выборка 6 «Б» класса по общей самооценки дифференцирована на две группы – высокую и среднюю (26%).

Рис.1. Общая самооценка учащихся

В рамках выполнения данной работы, представляет интерес не только изучение общей самооценки, как меры удовлетворенности собой, но и исследование частных самооценок, оценок учащимися отдельных сторон жизнедеятельности, своих качеств, способностей и возможностей. Для исследования частных самооценок использованы следующие самооценочные шкалы: «Ум», «Авторитет у сверстников», «Умелые руки», «Уверенность в себе». Результаты исследования по самоооценочным шкалам представлены в таблице 2 (I срез), на рисунке 2,3,4.

Таблица 2

Результаты эмпирического исследования по самооценочным шкалам

Название шкалы Завышенный уровень с/о Заниженный уровень с/о Средний уровень с/о
6 «А» 6 «Б» 8 «А» 6 «А» 6 «Б» 8 «А» 6 «А» 6 «Б» 8 «А»
Ум 14 чел 1 чел 7 чел 2 чел 3 чел 11 чел 21 чел
Авторитет у сверстников 5 чел 7 чел 4 чел 6 чел 5 чел 2 чел 7 чел 11 чел 17 чел
Умения 9 чел 9 чел 5 чел 5 чел 5 чел 4 чел 4 чел 9 чел 14 чел
Уверенность в себе 10 чел 8 чел 3 чел 4 чел 4 чел 2 чел 4 чел 11 чел 18 чел

Рис.2. Результаты исследования по самооценочным шкалам учащихся 6 «А» класса

Рис.3. Результаты исследования по самооценочным шкалам учащихся 6 «Б» класса

Рис.4. Результаты исследования по самооценочным шкалам учащихся 8 «А» класса

Согласно результатам исследования 78 % учащихся 6 «А» класса характеризуются завышенными показателями по шкале «Ум», у 50 % учащихся 6 «А» класса выявлены завышенные показатели по шкале «Умения», 56 % учащихся 6 «А» имеют завышенные показатели по шкале «Уверенность в себе», а 28 % — завышенные показатели по шкале «Авторитет у сверстников».

Представляет интерес результаты исследования учащихся 6 «Б» класса. По результатам тестирования низких показателей общей самооценки не выявлено, однако, при исследовании частных самооценок 30% учащихся — заниженный уровень самооценки по шкале «Ум», 22 % — заниженный уровень самооценки по шкале «Авторитет у сверстников» и по шкале «Умения». Таким образом, можно о рассогласованности показателей общей самооценки и частных самооценок учеников 6 «Б» класса. Необходимо отметить, что у респондентов 8 «А» класса показателях частных самооценок и общей самооценки доминируют средние величины.

Результаты исследования общей и частных самооценок учащихся, полученные при проведении второго среза не различаются значимо с количественными результатами первого среза. Однако, представляет интерес качественный анализ ответов учащихся, полученный при тестировании. Учащимся было предложено обосновать свои оценки по каждой самооценочной шкале. При проведении первого среза, учащиеся (во всех классах) задавали множество вопросов по поводу выполнения данного задания, очевидно, что они испытывали затруднения при обосновании своих оценок, при этом полученные ответы носили свёрнутый характер, учащиеся часто ссылались на мнение других людей и их оценки. В частности комментарии к оценкам по шкале «Ум» — «не знаю, так считает учитель математики Л.Н.», «отметил исходя из своих оценок», «так считает учитель математики», «по оценкам по некоторым предметам», «судил по оценкам», «потому, что у меня 2-3 в четверти, а оценки для меня – мои результаты», «По многим предметам 5-4». Данная тенденция прослеживается по иным шкалам «не знаю», «авторитет так себе», «говорят, что у меня руки- крюки», «все так считают», «так считает большинство» и пр.

При проведении второго среза, учащиеся 6 «А» и 8 «А» классов предпринимают попытки обосновать частные самооценки исходя из собственных представлений, обоснования приобретают характер рассуждения, наполняются смыслом, становятся более осознанными. В частности, «ум отметил 80 % потому, что я больше узнал нового», «умения – могу сколотить скворечник, шкатулку», «много делаю домашнего задания, отвечаю и работаю», «я так считаю, потому что у меня недостаточно знаний, что бы выйти на более высокий уровень», «поставила чёрточку здесь, потому, что знаю многие вещи и многое понимаю», «я боюсь ошибиться, поэтому иногда не уверена в себе», «потому, что со мной многие общаются, спрашивают советы, дружат», «просто я работаю над собой, хочу сделать себя лучше», «умственные способности – понял химию», «я умный, но ленивый», «способная, но этой способностью не пользуюсь», «я уверен в себе, зная свои плюсы, и, забывая о недостатках», «если работаем командой и получается накалённая обстановка я помогаю отвлечься и поднять настроение», «я довольно начитанный человек, люблю Айзенка, некоторые произведения Пушкина, имею большой словарный запас», «неплохо умею шить, учусь хорошо рисовать, я постепенно развиваю свою умелость», «авторитет – не всегда мои идеи нравятся другим», «ум потому, что я начал думать о том, кем я буду в будущем». Выявленная особенность указывает на развитие рефлексивного компонента самосознания учащихся.

Таким образом, формирование самооценочной деятельности учащихся в рамках формирующего эксперимента привело к развитию рефлексивных умений учащихся.

[1] Абульханова К.А. Психология и сознание личности. М., 2009.

[2] Столин В.В. Самосознание личности. М., 2003.

[3] Чеснокова И. Н. собенности развития самосознания в онтогенезе // Принцип развития в психологии. М., 2008, с. 26-27.

[4] Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. Изд-во: Смысл, Академия. 2010.

[5] Творогова Н.Д. «Я» в контексте успеха // Мир психологии. М., 2002, № 2, с. 53-60.

[6] Кон И.С. «Психология юношеского возраста», М., 2011.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]