Свойства памяти: объем, быстрота запоминания и воспроизведения, прочность

Автор материала:

Игорь Лядский

ученый-генетик, писатель, бизнес-тренер, доктор философии (PhD).

Сложно представить, как бы мы жили, не имея памяти. Но что такое память? Какие процессы задействованы, чтобы нам без проблем удавалось накапливать и воспроизводить информацию? Ученые определили, какими свойствами обладает память и как работает этот сложный ассоциативный механизм. Мы расскажем о законах, теориях, психологии и физиологии этого свойства.

Что такое память?

Память — это комплекс психических способностей накапливать, сохранять и воспроизводить информацию. Без этих умений сложно представить существование человека. Академик Иван Сеченов утверждал, что без умения хранить ощущения и информацию мы навсегда оставались бы на фазе развития новорожденного. Ведь как удовлетворить базовые потребности, если об этом не формируется ни единого представления?

Звание флагмана в изучении памяти негласно присвоено Герману Эббингаузу. Исследователь, экспериментируя на себе, сформулировал определение памяти, раскрыл природу и механизм ее действия.

Сегодня известно, что уровень ее развития зависит от:

  • работы нервной системы;
  • формирования каждого из процессов запоминания;
  • воспитания, уровня обучения;
  • темперамента;
  • рода деятельности.

Кроме личностных особенностей память имеет возрастные рамки. Например, дошкольники, ученики начальных классов, подростки по-разному запоминают новое. На основе этого существуют теории, утверждающие, что до 3 лет ребенок способен выучить несколько языков.

На вопрос «что такое нормальная память» ответить сложно, так как у каждого она развита по-разному. Но некоторые отклонения все же встречаются. Мы можем жить с ними всю жизнь, не придавая должного значения.

Пройти тест на темперамент

Самыми распространенными расстройствами считаются:

  • гипомнезия – снижение возможности вспомнить что-либо;
  • гипермнезия – навязчивые воспоминания, лихорадочное волнение;
  • парамнезия – искажения воспоминаний, их подмена или деформация.

Свойства памяти.

  • Емкость – количество материала, который можно запомнить.
  • Скорость запоминания – индивидуальный темп усвоения нового.
  • Длительность хранения – период от возникновения до исчезновения материала.
  • Точность воспроизведения – уровень достоверности исходный фактов.
  • Скорость воспроизведения – темп поиска нужных ведомостей.
  • Помехоустойчивость – устойчивость к всякого рода препятствиям.

Какая память отвечает за сохранение информации?

  • Мгновенная;
  • кратковременная;
  • оперативная;
  • долговременная.

1. Мгновенная память длится 0,1–0,5 секунды: вы едете в автобусе и увидели новую вывеску или прохожего. Восприятие увиденного или услышанного органами чувств: мозг фиксирует сам факт без признаков. Если информация ненужная, то мозг просто стирает ее.

2. Кратковременная память удерживает образ в течение 20 секунд. В этой памяти у образа появляются признаки. Через 5 секунд человек способен сказать, какого цвета вывеска, какого возраста прохожий.

Как тренировать кратковременную память? Обращать внимание на детали. Например, запоминать, во что одеты люди в автобусе, их голоса и черты лиц. И через некоторое время пытаться восстановить эти детали. Это легкое упражнение, оно не требует много времени. Также в этом поможет тренировка памяти онлайн.

Люди с хорошей кратковременной памятью становятся интересными собеседниками и ораторами, т. к. способны быстро находить ответ на вопрос и импровизировать в разговоре, не делать длинных пауз.

3. Оперативная память хранит информацию, пока человек выполняет задачу. Например, в школе ребенок решал задачи по алгебре, после выпуска пошел в гуманитарный университет и теперь не помнит способов решения математических задач. Оперативная память хранила эту информацию, пока она была нужна.

4. Долговременная память. Вы запомнили стихотворение в школе и свободно рассказываете его как через год, так и через 30 лет, — за это отвечает долговременная память. Если человек регулярно воспроизводит выученный материал, то он сохраняется в долговременной памяти. Что важно: информация, которая попала в долговременную память, восстанавливается даже после травм.

Процессы памяти.

Запоминание.

Мы запоминаем информацию как произвольно, так и не произвольно. Личностно значимые факты откладываются в сознании обычно сами, мы при этом сохраняем пассивную позицию. Воспоминания в таком случае фрагментарны. Мы помним, какой букет цветов получили на первом свидании, но забыли, в чем были сами одеты. Дело не в том, что кто-то ставил цель запомнить букет и рассматривал целый вечер его составляющие. Так работает избирательность.

Интересное исследование провела психолог Блюм Зейгарник. Она доказала, что незавершенные действия запоминаются лучше. Например, если мы опоздали на поезд, не добились повышения в должности, не получили, чего ожидали, то обязательно прочно зафиксируем это событие в сознании. Как оказалось, ситуации с позитивным разрешением надолго не задерживаются. Так влияют негативные эмоции, полученные в результате стресса и разочарования.

Психологи определили, как работает процесс запоминания. Он базируется на повторении и осмысленном восприятии. Существует особое направление психологии – мнемотехника, в рамках которой изучаются принципы ассоциативного запоминания. Например, передача информации через образы, картинки, схематические изображения.

В зависимости от типа запоминания существует 4 вида памяти: двигательная, образная, вербальная и эмоциональная. У каждого человека больше развит тот или иной вид.

Сохранение материала.

В зависимости от того, на каком уровне зафиксирован материал, различают сенсорный, кратковременный, долговременный и оперативный типы памяти. Каждый из них имеет свои характеристики.

Воспроизведение.

Существуют четыре формы воспроизведения информации:

  • Узнавание – возникает, когда мы повторно видим объект.
  • Воспоминание – объект отсутствует, но с помощью ассоциаций можно непроизвольно воспроизвести забытое.
  • Припоминание – чтобы воспроизвести материал, нужно приложить усилия.
  • Реминисценция – воспроизведение с опозданием, то есть припоминание того, что казалось давно забытым.

Пройти тест на эмоциональный интеллект EQ

Забывание.

Это процесс уменьшения объем сохраняемых данных. Это закономерное, естественное действие, которое только в редких случаях является аномалией. Забывание обусловлено следующими факторами:

  • Время – уже по истечении 60 минут нам свойственно забывать половину услышанного.
  • Активность использования – мы забываем то, что не используем постоянно. Но умение плавать, ездить на велосипеде или знание языка зафиксировано на подсознательном уровне, поэтому не забывается.

Нарушения долговременной памяти

Неумение кодировать входящую информацию правильным способом — нарушение долговременной памяти человека, которое поддается коррекции. Более сложное нарушение — амнезия. Эта патология ухудшает работу гиппокампа и возникает на фоне очень сильного эмоционального потрясения либо черепно-мозговой травмы.

Причины нарушения памяти

Нарушается долговременная память на фоне проблем физиологического характера:

  • острой или хронической интоксикации — алкогольной, наркотической, медикаментозной (или отравления другими ядами);
  • нарушения мозгового кровообращения при атеросклерозе, инсульте;
  • опухоли мозга;
  • болезни Альцгеймера;
  • умственной отсталости на фоне генетических аномалий, патологий беременности.

К психическим причинам ухудшения памяти относится:

  • длительный стресс;
  • невротическое состояние;
  • переутомление, нарушение сна;
  • интенсивные эмоциональные, интеллектуальные нагрузки;
  • психологические травмы;
  • депрессия.

Физическое или эмоциональное истощение тоже могут вызвать трудности с запоминанием информации, провалы в памяти.

Симптомы

Заподозрить нарушение долговременной памяти позволяют характерные симптомы:

  • человек с трудом запоминает — ему сложно сохранять и вспоминать даты, стихи, другой материал;
  • не удается вспомнить, что происходило в прошлом — не слишком давно и много лет назад, в памяти есть провалы;
  • сознание спутанное, причинно-следственные связи нарушенные;
  • возникает забывчивость в привычных ситуациях (человек забывает сделать запланированное);
  • снижаются интеллектуальные способности и падает работоспособность;
  • заметна невнимательность, есть сложности с концентрацией и удержанием внимания;
  • возникает растерянность в привычных ситуациях.

Проявления нарушений долговременной памяти могут возникать изолированно от других и нарастать в течение долгого времени, но иногда возникает сразу несколько симптомов в короткий промежуток времени.

Проблемы с долгосрочной памятью отражаются на всех ключевых аспектах жизни человека. Забывчивость приводит к непониманию с близкими, проблемам на работе из-за некачественного выполнения заданий и неспособности сконцентрироваться. При амнезии человек не может вспомнить важных фактов о себе, собственной жизни, на фоне этого возникает социальная дезадаптация.

Физиология и психология памяти.

Физиологический аспект.

Физиологи тщательно исследуют память, определение которой обусловлено исследованиями нервной системы. Так, объем нашего «архива» зависит от количества задействованных нервных клеток. Также доказано, что для запоминания, активной работы мозга необходимы белки DCO, LEO, CaMKII. Именно их недостача вызывает различные болезни, связанные с амнезией.

Известна связь памяти с физиологической активностью. Калифорнийские ученые установили, что физическая нагрузка повышает уровень гамма-аминомасляной и глютаминовой кислоты в головном мозге. Достаточно 20 минут активных упражнений, чтобы концентрация нужных соединений повысилась на достаточном для запоминания уровне.

Теории памяти в психологии.

Память в психологии — это свойство, которое помогает человеку ориентироваться в пространстве и времени. О том, какие процессы происходят с нами во время запоминания, сложились целые теории.

  • Ассоциативная – наш мозг ищет связь между объектами, подтягивая из «архива» все, что причастно к данной ситуации. Поиск происходит за категориями схожести или контраста.
  • Бихевиористическая – чтобы запомнить материал, нужно выполнять упражнения. Так материал надежно сохраняется.
  • Когнитивная – информация обрабатывается с помощью блоков. Одни блоки ее распознают, другие создают ориентальную карту, третьи – удерживают.
  • Деятельностная – взгляд на процесс как на взаимодействие человека с миром.

Как улучшить память?

Хорошая память – обязательное условие обучения. Любая деятельность зависит от качества памяти. Повысить качество и объем запоминаемого материала помогут специальные методики, которые основываются на особенностях этой функции мозга.

Переход информации из кратковременной сферы в долговременную связан с биохимическими процессами, для протекания которых необходимо минимум 30 минут. Качество усвоения напрямую связано с количеством повторений, однако, одного зазубривания мало. Логический анализ материала, его структурирование, визуализация, сравнение с чем-то знакомым делает процесс эффективнее, позволяя освоить больший объем. Разбейте информацию на блоки, каждый из которых расположите в определенном месте воображаемого, или нарисованного «футбольного поля» (или придумайте свой вариант). Помогает ассоциация ключевых тезисов с какими-нибудь зрительными или звуковыми образами. Визуализация применима при запоминании цифр – достаточно расположить их в виде картинки, которая будет ассоциироваться с нужным событием. Обобщив, скажем, что фундамент этих методов лежит в наполнении новой и пока чуждой информации содержанием, основанным на прошлом опыте.

Тренировать память нужно регулярно. Когда прекращается освоение новых знаний, эта функция слабеет. Для тренировок, как и для улучшения, необходимо каждый день что-то изучать – пару иностранных слов, стих. Развитая память помогает в занятиях творчеством, делает жизнь насыщенной и осмысленной, а мышление острым.

Развитие долговременной памяти

Память очень пластична. Даже при наличии органических поражений мозга есть возможность улучшить способность запоминать и удерживать информацию.

Регулярные тренировки дают возможность избежать провалов в памяти, которые возникают, преимущественно, в преклонном возрасте. Работа над развитием памяти также помогает снизить интенсивность симптомов болезни Альцгеймера, Паркинсона и других патологий.

Упражнения для улучшения памяти

Самый доступный каждому способ улучшения памяти — заучивание текстов, стихов наизусть. Хорошо развивает долговременную память изучение иностранных языков — оно особенно эффективно для людей среднего возраста и старше.

Для поддержания долговременной памяти необходимо регулярно выполнять несложные упражнения:

  1. мысленно детализировать запоминаемые образы;
  2. систематизировать информацию по группам и в воображении для каждой группы выделять отдельную “полочку” в хранилище, стараясь при этом запомнить ее расположение;
  3. разгадывать головоломки, использовать логические игры, разгадывать судоку и сканворды.

Для развития и поддержания памяти в хорошем состоянии важно вести здоровый образ жизни — много гулять на свежем воздухе, высыпаться ночью, полноценно питаться, избегать стрессовых ситуаций.

Ирина Шербул

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]