Этика долга и категорический императив и. Канта.
Долг не может быть выведен из личного опыта, так как эмпирический субъект всегда эгоистичен. Долг не может быть определен и коллективным опытом, так как общность людей всегда испытывает столкновение противоположных интересов. Поэтому Кант рассматривает морально-должное как априорное свойство человеческого сознания как автономное и ничем не обусловленное. Согласно Канту существует некий нравственный закон, обладающий самоочевидным свойством императивности, т.е. обязательности для любого человека. Кант различает два вида императивов: гипотетические, т.е. требования, обусловленные какими-то внешними соображениями (цель, интерес, полезность) и категорические, которые предписывают должное поведение вне зависимости от каких бы то ни было условий. Первые не имеют никакого отношения к морали, только категорические императивы выражают должное как таковое, неизменный и всеобщий нравственный закон. Первая формулировка категорического императива гласит: «Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом». Вторая формулировка: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же как к цели, и никогда не относился бы к нему как к средству. Таким образом, если долг человека состоит в том, чтобы осознать, применить к конкретному положению, в котором он находится, моральные нормы, и практически осуществить их, то вопрос о том в какой мере эта задача выполняется или в какой мере человек виновен в ее невыполнении — это вопрос о личной ответственности. Следовательно, ответственность — это соответствие моральной деятельности личности ее долгу, рассматриваемое с точки зрения возможностей личности.
Понятие категорического императива
«…не делай людям того, чего не желаешь себе и тогда в государстве и семье к тебе не будут чувствовать враждебность»
Категорический императив (от лат. imperativus — повелительный), термин, введенный И. Кантом и обозначающий основной закон, или правило, его этики. Имеет две формулировки: «… поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом» (Кант И., Соч., т. 4, ч. 1, М., 1965, с. 260) и «… поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству» (там же, с. 270). Первая формулировка выражает характерное для Канта формальное понимание этики, вторая ограничивает этот формализм. Согласно Канту, категорический императив является всеобщим общеобязательным принципом, которым должны руководствоваться все люди независимо от их происхождения, положения и т.д.
Категорический императив | Правило пользования своим разумом |
1. Поступай так, чтобы 2. Максима 3. твоего морального поступка 4. могла бы служить 5. нормой 6. всеобщего законодательства. | 1. (Думай так, чтобы) 2. основание или правило, 3. из которого нечто принято, 4. могло бы быть сделано 5. всеобщим основоположением 6. употребления собственного разума. |
В этих предложениях можно выделить четыре типа логических объектов, упоминаемых в суждении. Это
— сам субъект;
— его максимы, основания, правила;
— его поступки, суждения;
— всеобщие нормы поведения, законы.
Соответственно, для анализа этих предложений нам необходимо прежде всего установить точный смысл всех этих терминов, и прежде всего прояснить понятия закона и максимы.
Мораль, по мнению Канта, это сфера свободы человека, воля которого здесь автономна и определяется им самим. Для придания этой воле нравственно-положительного значения необходимо согласование ее с высшим нравственным законом категорическим императивом, поскольку только добрая воля способна осуществить правильный выбор. Наиболее известная формулировка категорического императива выглядит так: «Поступай только! согласно такой максиме, руководствуясь которой, ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом». Фиксируемая в данном случае всеобщность нравственных требований является, несомненно, специфической характеристикой морали, но весьма проблематична в качестве критерия различения добра и зла в реальной жизненной практике, поскольку любой субъективный выбор можно при желании. представить в виде общей нормы.
Ссылки и дополнительная литература
- Байер, Курт (1990). «Эгоизм» в Соратник этики
. Питер Сингер (ред.), Блэквелл: Оксфорд. - Бринк, Д. 1992, «Сиджвик и обоснование рационального эгоизма», в «Очерках Генри Сиджвика», изд. Б. Шульц, Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Готье, Давид (1986). Мораль по соглашению
. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. - Герт, Бернард (1998). Нравственность: ее природа и обоснование
. Издательство Оксфордского университета. - Каган, С., 1986, «Теория рациональности, направленная на настоящее время», Этика 96: 746–59. JSTOR 2381097
- Маккензи, Александр Дж. (2003). «Эволюционная теория игр». Стэнфордская энциклопедия философии
(Летнее издание), Эдвард Н. Залта (ред.). связь - Мозли, Александр (2006). «Эгоизм». Интернет-энциклопедия философии
. Дж. Физер и Б. Дауден (ред.). связь - Мюллер, Д. (1989). Общественный выбор II
. Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. - Парфит, Д., 1984, Причины и лица, Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- Парфит Д., 1986, Ответ Кагану, Этика, 96: 843–46, 868–69.
- Пол, Э. и Ф. Миллер и Дж. Пол (1997). Личная выгода
. Издательство Кембриджского университета - Шейвер, Роберт (1998). Рациональный эгоизм: выборочная и критическая история
. Издательство Кембриджского университета. - Шейвер, Роберт (2002). «Эгоизм». Стэнфордская энциклопедия философии
(Зимнее издание), Эдвард Н. Залта (ред.). связь - Сигвик, Х., Методы этики
. Лондон, 1874 г., 7-е изд. 1907 г. - Смит, Тара (2006). Нормативная этика Айн Рэнд
. Издательство Кембриджского университета. - Собер, Э. и Д.С. Уилсон (1998). Другим: эволюция и психология бескорыстного поведения
. Издательство Гарвардского университета.
Примеры разумного эгоизма
В повседневной жизни поведение «разумного эгоиста» не всегда приветствуется, и нередко он объявляется просто эгоистом. В нашем обществе отказать в просьбе считается неприличным, при этом уже с детства формируют чувство вины у того, кто позволил себе такую «вольность». Однако грамотный отказ может стать наглядным примером правильного поведения, научиться которому будет совсем не лишне. Вот лишь некоторые примеры разумного эгоизма из жизни.
- Нужно дополнительно поработать
. Начальник настаивает на том, чтобы вы сегодня задержались на службе для завершения работы, которую выполняли не вы, и оплата за нее не предусмотрена. Можно согласиться, отменив планы и испортив отношения с близкими, но если воспользоваться принципом разумного эгоизма, преодолев чувство страха и неловкости спокойно объяснить боссу, что нет никакой возможности перенести (отменить) свои планы. В большинстве случаев, ваши объяснения будут поняты и приняты. - Жене нужны деньги на очередное новое платье.
В некоторых семьях стало традицией, что супруга требует деньги на покупку нового платья, хотя шкаф ломится от одежды. Возражения категорически не принимаются. Она начинает обвинять мужа в скупердяйстве, отсутствии любви, обливаться слезами, по сути, шантажировать супруга. Можно уступить, но только прибавится ли от этого любви, благодарности с ее стороны?
Лучше объяснить жене, что деньги отложены на покупку нового двигателя на автомобиль, на котором супруг ежедневно отвозит ее на работу и от этой покупки зависит не только хорошая работа авто, но – здоровье и жизнь пассажиров. При этом на слезы, крики и угрозы уйти к маме обращать внимания не стоит. Разумный эгоизм должен в данной ситуации преобладать.
Старый знакомый в очередной раз просит занять денег
. Он обещает вернуть через неделю, хотя известно, что отдаст их не раньше чем через полгода. Отказать неудобно, но таким образом можно лишить своего ребенка обещанной путевки в детский центр. Что важнее? Не стыдите и не «воспитывайте» приятеля – это бесполезно, но объясните, что нельзя оставить ребенка без отдыха, тем более, что он давно ждет этой поездки.
Приведенные примеры выявляют две позиции отношений, которые требуют основательной коррекции. Отношения между людьми пока строятся на превосходстве требующего или просящего и неуютного состояния того, у кого просят. Хотя теория существует больше двухсот лет, разумный эгоизм пока сложно приживается в обществе, именно поэтому преобладают ситуации:
- тот, кому что-то нужно, настаивает, требует, шантажирует, кричит, обвиняет в жадности;
- тот, к кому обращаются, оправдывается, объясняет, слушает в свой адрес нелицеприятные слова, испытывает чувство вины.
Глава 2. Разумный эгоизм (неразумных прошу не читать).
А если, может быть, минует час суровый И муза с нежностью вручит венец лавровый, Благодаря ль судьбе, благодаря ль уму Победу наконец одержит гений Всей дивной радости и славы упоений Всего – ты слышишь ли? – добиться одному!
Э.Ростан «Сирано де Бержерак»Я не намерен строить для того, чтобы кому-то служить и помогать. Я не намерен строить для того, чтобы иметь клиентов. Я намерен иметь клиентов для того, чтобы строить… Те, кому я нужен, придут сами… Никогда никого не спрашивай. Тем более о своей работе. Разве ты сам не знаешь, чего хочешь? Как можно жить, не зная этого?
Айн Рэнд «Источник»
В предыдущей главе я слегка коснулся темы эгоизма и сделал это не случайно. Как будет ясно из последующего изложения, разумный эгоизм тесно связан с принципом умеренности в контексте счастливой жизни. Но обо всём по порядку.
Теория разумного эгоизма формировалась параллельно капиталистическим отношениям. Наибольший вклад в неё внесли французские мыслители 18 века. Они утверждали, что основой морали являются правильно понятые собственные интересы – так называемое «разумное себялюбие». С их точки зрения, разумный эгоизм представлял собой «золотую середину» между альтруизмом и эгоизмом неразумным. Последний представляет собой удовлетворение сиюминутных желаний без учёта последствий, нарушение прав окружающих людей в угоду своим интересам, поэтому ведёт в перспективе к крупным неприятностям. С точки зрения теоретиков разумного эгоизма, люди должны учиться данному феномену, преодолевая внедрённые с детства неадекватные запреты и ограничения, и шире пользоваться своим здравым смыслом.
По сути дела, теория разумного эгоизма формирует новый вид морали (взамен устаревшей дуалистической морали абсолютного Добра и Зла), при которой обесцениваются так называемые «моральное бескорыстие» и «альтруизм» — они являются лишь бесплатным сыром у входа в мышеловку. «Альтруист», делающий одолжение, заставляет другого человека чувствовать себя обязанным ему и тем самым получает простор для будущих манипуляций. Поэтому разумный эгоист отказывается от подобных подношений, чтобы не попадать в зависимость, либо не считает для себя должным как-либо платить в ответ за «бескорыстно» сделанный подарок или оказанную услугу. Этим, кстати, он может излечить манипулятора – альтруиста от его дурной привычки.
Безусловно, разумный эгоизм лучше лицемерной двойной морали, от которой страдали жившие при социализме граждане СССР. Это понятие стоит близко к индивидуализму и позволяет одарённому человеку лучше проявить себя. Ведь эгоизм у каждого свой (так же как личность и разум), поэтому всевозможные «коллективно-патриотические» мероприятия остаются невостребованными и влекут к себе лишь «ленивые умы», ожидающие, что сильная власть решит их проблемы.
Разница между одарёнными индивидуалистами (первичными людьми) и безответственными коллективистами (вторичными людьми) великолепно показана в романах знаменитой американской писательницы Айн Рэнд под названием «Источник» и «Атлант расправил плечи». Одарённый человек, с точки зрения автора, завоёвывает личное счастье в процессе творчества, причём творит он, в первую очередь, ради самого себя! Для собственного развития! Другое дело, что обычно при этом бывает польза окружающим, но это, как говорится, «побочный результат». А нам внушали в школе: гений творит для людей, ёшкин кот …
Вы можете задать вопрос, почему я пишу эту книгу. Угадайте с трёх раз … Правильно, для собственного развития, желания лучше разобраться в данной теме и повышения самооценки. Когда в голове так много умных мыслей, было бы преступлением не проявить на бумаге мощь свих полушарий …
Однако вернёмся к гениальной эмигрантке из России Айн Рэнд, романы которой по влиянию на американское общество занимают второе место после Библии. Разумный эгоист, с точки зрения писательницы, обретает цель в самом себе. Он живёт собственной головой, не позволяя другим людям делать из себя жертву, но и не превращая в жертвы других. Открытое провозглашение и обоснование подобных идей в произведениях Айн Рэнд заставляет считать их сочинениями скорее философскими, чем художественными.
Как видим, упор делается на собственный разум и здравый смысл человека, который, осуществляя осознанный выбор в повседневной жизни, сам несёт за него ответственность. Это и есть другой вид морали, отличной от христианской, важность которой за много лет до нашей эры подчёркивал древнекитайский философ Конфуций. Для него, как и для Сократа, Добродетель была слита со Знанием и не могла реализовываться вне его. В отличие от многих современных «моральных» лицемеров, Конфуций всегда жил по своим заповедям. Кстати, ему это было несложно – ведь он имел ум! Как утверждал философ, «религия должна быть согласована с разумом человека и подлежит проверке здравого смысла. То, что не может быть проверено разумом, не может быть предметом истинной и твёрдой веры, а значит, не может руководить поступками». Вот в такую «религию» я готов поверить с удовольствием!
Ещё со школы мы помним роман «Что делать?». Разумный эгоизм «новых людей» в этом произведении Чернышевского выражен следующим образом: мысли главных героев направлены на себя, но в то же время подчинены идеалам добра и счастья. Их личный интерес совпадает с общечеловеческим. Неразумный же эгоизм других героев романа ведёт к праздности и излишествам.
Лично для меня здесь болевая точка в том, насколько интерес одарённой и разумно-эгоистичной личности может совпадать с коллективным. Ведь талантливые люди часто вынуждены противостоять ленивой и инертной массе. Ортега-и-Гассет, современный писатель и философ, очень ярко описал сей феномен: «Заурядные умы, не обманываясь насчёт собственной заурядности, безбоязненно утверждают своё право на неё … Масса сминает непохожее, недюжинное и лучшее. Масса – это те, кто плывёт по течению и лишён ориентиров. Поэтому массовый человек не созидает … »
Помните, мы уже говорили, что «человек неразумный» склонен отдавать приоритет материальному потреблению и пустым удовольствиям? Ортега-и-Гассет также отмечает две основные черты «массового человека»: постоянный рост жизненных запросов и врождённая неблагодарность, что в целом рисует образ избалованного Ребёнка, живущего эмоциями и иллюзиями. Ведь никто даже не пытается указать этому Дитяти на «второсортность» его жизни, да и его самого! «Чем дольше существуешь, — с горечью пишет испанский философ, — тем тягостней убеждение, что большинству недоступно никакое усилие кроме вынужденной реакции на внешнюю необходимость».
На мой взгляд, основное достоинство Ортега-и-Гассета в том, что он показал основные опасности неразумного эгоизма толпы. Поскольку у «массового» человека разума немного, то его эгоизм не может быть разумным по определению! Неслучайно Ортега-и-Гассет отмечает, что толпа, предоставленная самой себе, разрушает основы собственного существования.
Разумный же эгоист никогда так себя не ведёт: он думает о своей долговременной выгоде, а не об удовлетворении сиюминутных потребностей. В то время как эгоцентризм – крайняя степень эгоизма – буквально опасен для жизни. Ведь эгоцентрик не способен чувствовать других людей, прогнозировать их действия, а значит, разумно соизмерять свои поступки с поступками других. Неслучайно сказано: «Свобода – это способность человека жить в условиях собственных самоограничений». А откуда они возьмутся у дурака? Поэтому для того, чтобы держать дураков в узде, существуют религия с её моралью и государство с его силовыми структурами. Оба этих института делают упор скорее на эмоции (кнут и пряник), чем на разум. Не берусь судить, до какой степени «массовый человек» мог бы быть перевоспитан, если бы акцент сместился на развитие рационального, логического мышления. Поэтому, возможно, по Сеньке и шапка, которая, впрочем, никак не подходит одарённым разумным эгоистам. У них свои головные уборы и главное – другое содержимое головы.
Так что эгоизм позволяет способному человеку противостоять косной толпе, а разум – не доводить дело до конфликта с ней, оставаясь законопослушным гражданином и реализовывая себя в сфере индивидуального творчества.
Кстати, в предыдущих книгах я писал, что уникальными способностями должен обладать каждый человек, раз уж он «неслучайно» появился на свет. И призывал окружающих (в том числе, курсантов и клиентов) искать и реализовывать свою уникальность, находя в этом смысл жизни. Теперь же чаще склоняюсь к точке зрения, что «народ – это обходной манёвр природы по получению шести-семи гениальных личностей». При этом с уважением отношусь к каждому представителю «народа», поскольку все люди имеют одинаковые права, хотя и совершенно разный уровень способностей. Так что уж если развивать индивидуальность, то одновременно следует развивать и мозг, поскольку «где не хватает ума, там не хватает всего». Но, как понимает читатель, достижение собственного счастья без толики эгоизма, индивидуализма невозможно.
«Эгоист разумный» руководствуется не традиционной моралью с её застывшими понятиями Добра и Зла, а ситуативной этикой, при которой каждый случай рассматривается в индивидуальном, уникальном ключе. И это естественно для умного человека: не будет же он стоять ночью на пустынной улице, ожидая, когда красный сигнал светофора сменится на зелёный! Разумный эгоист понимает относительность любых правил – ведь даже параллельные прямые не пересекаются лишь до тех пор, пока идут по плоской поверхности. Само собой, что и любая символика, в том числе государственная – всего лишь символика и ничего более. Это не означает, что подобный субъект испытывает презрение к разного рода официальным символам – он просто о них не думает. При этом понимает, что определённое упорядочение жизни благодаря государству всё же благоприятнее для него, чем дикий хаос. Идеальным общественным устройством для него была бы меритократия – власть людей наиболее достойных и способных. Управлять обществом должны люди умные и подготовленные, а не наглые и горластые. Для этого и голосовать за умных людей надо «головой», а не «сердцем». Вот тогда на место обществу потребления придёт общество знания, в котором разумные и одарённые эгоисты будут нормой, а не исключением. А на место бюрократов придут меритократы. Пока же этого не произойдёт, люди будут свидетелями периодического вторжения во власть «варваров» из народа, который, по выражению российского министра И.Кудрина, «то безмолвствует, то устраивает бунт, бессмысленный и беспощадный».
Кстати, современный «массовый человек» и так получил в свои руки плоды прогресса, многие из которых были «выращены» для него гениальными одиночками. И единственное, что представитель толпы никогда не сможет перенять у гения – это работу его мозга, его разума. Теперь понятно, почему одарённых людей не любят, а одарённых эгоистов — не любят вдвойне. У них в голове сокровище, и они знают, как им пользоваться – но только для себя. В то время, как основная масса ленится, плывёт по течению, сердится, радуется и фантазирует.
Разумный эгоист противостоит любому мистику с его иррациональной опорой на чувства как орудия познания окружающего мира и принижения интеллекта. Отсюда прямая дорога к суевериям и бреду шизофреника, верящего в способность управлять внешними событиями силой собственной мысли. Разумный эгоист не позволит сбить себя с толку всевозможным словоблудием. В подобных случаях он легко включает свой скепсис, а при необходимости – здоровый цинизм, поскольку понимает аксиому: «если в свой ежедневник ты не впишешь свои приоритеты, значит в нём окажутся чужие». Ещё раз подчеркну, что более развитый человек обязан быть более эгоистичным, чтобы в полной мере проявить свои способности. При этом его разум способствует «аккуратному» проявлению своей индивидуальности, чтобы случайно не нанести вреда окружающим, живущим совсем другими ценностями.
Разумный эгоист, безусловно, скорее оптимистичен, чем наоборот. О себе – чуть лучше, чем о других (индивидуальность); себе – чуть больше, чем другим (разумный эгоизм); о мире — чуть лучше, чем он есть на самом деле, и свои шансы в нём – чуть выше реальных (умеренный оптимизм). Чудесный букет качеств, не правда ли? Неслучайно уже упоминавшаяся Айн Рэнд считала эгоизм безусловной добродетелью, а гедонизм и альтруизм презирала. Ведь при разумном эгоизме всегда имеет место справедливый обмен, а не рвачество или скрытое манипулирование.
Разумный эгоист понимает свою личностную уникальность и не пытается строить свою жизнь в соответствии с недостижимыми идеалами, подавляя в себе естественные человеческие реакции. Он ощущает себя целостным субъектом и потому не противопоставляет «хорошую» и «плохую» (с точки зрения традиционной церковной морали) части своей личности. Стремление к наслаждению, юмор и непосредственность мирно уживаются в нём с ответственностью и трудолюбием. Его разум верно определяет контекст, в котором своевременно будет использовано то или иное качество. В то же время он способен замечать сделанные ошибки, исправлять их и учиться на них. Такой человек избегает не только внешних, но и внутренних оков (например, зависимость от наркотиков) и стремится, где только можно, сделать жизнь проще, чтобы посвятить больше времени самореализации. Психологически зрелому субъекту не нужны внешние авторитеты, ведь он живёт свою жизнь, а не чужую. Разумный эгоист понимает необходимость некоторой обособленности от других — в целях достижения большей свободы. Поэтому иногда он строит, а иногда разрушает барьеры. Ведь взрослость включает в себя понимание того, что лишь ты сам лучше знаешь наиболее подходящий для тебя образ жизни. Только ты и никто другой. Для такого человека нет «хороших» и «плохих» качеств, «чистых» и «нечистых», а есть своевременные и несвоевременные. Тем более, что в целостной и сбалансированной личности один полюс не может без другого: он и выделяется только по контрасту со своей противоположностью. Не будь покорности – не было бы авторитаризма и т.д. Так что разные полюса в психике человека должны «дружить» и взаимодействовать. Объявление одного из полюсов «хорошим», а другого — «плохим» немедленно заставляет человека признать свою ущербность и, двигаясь к якобы «лучшему» полюсу, попадать под влияние разного рода шарлатанов и манипуляторов (см. главу о сектах). Если я, например, считаю бескорыстие более высокой ценностью, чем эгоизм, то в целях «духовного совершенствования» и (тщётной) борьбы со своим эгоизмом иду «сдаваться» в церковь, после чего на моей личной уникальности можно ставить крест – во всех смыслах этого слова. Ведь теперь моя жизнь будет подчинена не только недостижимому идеалу, но и тем конкретным людям, которые объявляют себя «связующим звеном» между землёй и небом. Кстати, люди, стремящиеся к овладению «высшими» духовными ценностями, предлагаемыми религией, тоже по-своему эгоистичны: ведь они желают заслужить после смерти вечные наслаждения. А разве это не эгоизм?
Поэтому и эгоизм, о котором я пишу, имеет свои «противовесы» — в виде разума и в виде умеренности. Как говорится, три в одном! Благодаря такому балансу человек растёт не «вширь», задевая интересы окружающих, а «ввысь», реализуя себя как неповторимую личность. Ведь благодаря эгоизму мы можем лучше сохранить собственную самобытность и творческое начало. Он, кстати, не отменяет и своей противоположности – альтруизма, когда в нём действительно есть необходимость. Например, это касается любви, сопереживания близким людям, одним словом, всего того, что формирует надёжные взаимоотношения. Ведь мы же хотим, чтобы окружающие нас люди тоже были счастливы! Но и не станем ради этого приносить себя в жертву.
Если же человек является неразумным эгоистом-эгоцентриком, не имеющим внутренних тормозов и противовесов, то для его обуздания как раз и необходимы «внешние» структуры в виде психиатров, полиции-милиции и т.д.
В современной системе психотерапии под названием РЭПТ (рационально-эмоционально-поведенческая терапия) умеренный эгоизм ставится на первое место среди прочих аспектов психического здоровья. Вот как характеризует это понятие основатель РЭПТ Альберт Эллис: «Эмоционально здоровый человек, прежде всего, честен сам перед собой и мазохистски не жертвует собой ради других. Его доброта и внимание к другим во многом происходят из идеи, что он сам хочет наслаждаться свободой от ненужной боли и ограничений. Поэтому, скорее всего, он готов отдавать свои силы и время, если это поможет создать мир, в котором права других, как и его собственные, не ограничиваются без достаточных на то оснований». РЭПТ всячески приветствует долгосрочный, т.е. умеренный гедонизм, не приводящий к разрушительным последствиям для физического здоровья и психики человека. «Умеренные гедонисты» понимают, что жить они будут долго, поэтому нельзя всё ставить на карту ради получения сиюминутных выгод и заманчивых соблазнов. И здесь, как видим, интеллект позволяет найти баланс между настоящим и будущим.
Одним словом, разумный эгоизм просто необходим человеку, желающему обрести счастье через творчество и самореализацию.
Принцип разумного эгоизма в деловом общении
Известно, что деловое общение строится на своих правилах, диктуемых личной или корпоративной выгодой. Оно предусматривает выгодное решение вопросов, позволяющих получить наибольшую прибыль и установить долговременные отношения с наиболее полезными бизнес-партнерами. Такое общение имеет свои этические нормы и принципы, которые бизнес-сообщество сформулировало и выделило пять основных:
- позитивность;
- разумный эгоизм;
- предсказуемость действий;
- статусные различия;
- уместность.
В соответствии с рассматриваемым вопросом, обращает на себя внимание принцип разумного эгоизма. Он подразумевает уважительное отношение к партнеру и его мнению, при этом четкое формулирование и отстаивание собственных (или корпоративных) интересов
Такой же принцип может действовать на рабочем месте любого сотрудника: делай свое дело, не мешая другим делать свое.
Мир строится на эгоизме
Настоящих альтруистов за всю историю человека вряд ли наберется десяток. Нет, мы ни в коем случае не умаляем достоинств и заслуг многочисленных благотворителей и героев нашего вида, но, если быть до конца честным, альтруистические поступки тоже исходят из желания удовлетворить свое эго. Например, волонтер получает удовольствие от работы, повышает свою самооценку («я делаю доброе дело»). Помогая родственнику деньгами, вы снимаете собственное беспокойство за него, что тоже является отчасти эгоистичным мотивом. Этого не нужно отрицать или пытаться изменить, ведь это не плохо. Здоровый эгоизм присущ каждому разумному и развитому человеку, он является двигателем прогресса. Если вы не становитесь заложником своих желаний и не игнорируете потребности других, этот эгоизм вполне можно считать разумным.
Примечания
- Байер (1990), стр. 201; Герт (1998), стр. 69; Шейвер (2002), §3; Мозли (2006), §2.
- Шейвер, Роберт (2019), Залта, Эдвард Н. (ред.), «Эгоизм», Стэнфордская энциклопедия философии
(Издание весны 2022 г.), Исследовательская лаборатория метафизики Стэнфордского университета, получено 2020-05-27 - Шейвер, Роберт (2019). «Эгоизм». В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии
(Издание весны 2022 г.). Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета. - ^ абc
Сканлан, Джеймс П. (1999). «Дело против рационального эгоизма у Достоевского»
Записки из подполья
«.
Журнал истории идей
. Университет Пенсильвании Press.
60
(3): 549–567. - Мозли, Александр (2006). «Эгоизм». В J. Fieser; Б. Дауден (ред.). Интернет-энциклопедия философии
. - Сент-Джон Мерфи, Саша (2016). «Спор о нигилизме в русской литературе 1860-х годов». Слово
. Школа славянских и восточноевропейских исследований, Университетский колледж Лондона.
28
(2): 48–68. Дои:10.14324/111.0954-6839.045. - Анджей Валицки; Хильда Эндрюс-Русецкая (1979). История русской мысли: от Просвещения до марксизма
. Издательство Стэнфордского университета. п. 196. ISBN 978-0-8047-1132-6 . - «SparkNotes: заметки из подполья: контекст». SparkNotes
. Получено 2015-05-30. - Сиджвик (1907)
- Сиджвик (1907), стр. 1
- Сиджвик (1907), стр. 95
- Сиджвик (1907), стр. 508
- Смит (2006); Мозли (2006), §2а.
- Айн Рэнд, «Вера и сила: разрушители современного мира», Философия: кому это нужно
, 1982, Новая американская библиотека, стр. 74. - Д. Парфит (1984), части II и III
Кто такие эгоисты
Прежде чем рассматривать вопрос, является ли эгоизм плохой или хорошей чертой характера, необходимо определить, кто такие эгоисты. В словаре слово эгоизм трактуется как черта характера, формирующая тип поведения, при котором человек нацелен на удовлетворение собственных нужд и потребностей и ставит свои интересы выше интересов других.
То есть, эгоисты – это люди, которые живут, как хотят, и делают, что хотят, не учитывая при этом желаний окружающих. Эгоизм в простонародье часто путают с эгоцентризмом, однако на самом деле эти понятия не тождественны.
Эгоцентризм – это , характеризующийся неспособностью человека воспринимать любое мнение, расходящееся с его точкой зрения. Исходя из такого определения, можно сделать вывод, что эгоцентризм может быть присущ эгоисту, но не всегда, ведь многие люди, ставящие свои интересы выше потребностей других, все же могут прислушиваться к окружающим, воспринимать их аргументы, признавать ошибки и менять свою точку зрения.
Полной противоположностью эгоизму является альтруизм – готовность совершать бескорыстные поступки на пользу другим людям, не учитывая при этом личные интересы и желания.
Альтруизм и эгоизм являются, на первый взгляд, полными противоположностями, однако на самом деле обе эти черты характера в той или иной мере присущи практически всем людям, так как в некоторых ситуациях даже самые добрые и бескорыстные могут вести себя эгоистично, а в некоторых и эгоисты способны на альтруистичные поступки.
Понятие эгоцентризма и его отличие от эгоизма
Эгоцентризм понимается как крайняя форма эгоизма. Это отношение к миру, которое характеризуется сосредоточенностью исключительно на своем «я». В философии это понятие граничит с солипсизмом — позиция, согласно которой человек признает собственное индивидуальное сознание в качестве единственной реальности и отрицает объективную реальность. В определении универсальной энциклопедии «Британники» дается яркий пример проявления эгоцентризма: играющий ребенок закрывает глаза и радостно восклицает: «Вы меня не видите!»
Швейцарский психолог и биолог Жан Пиаже один из первых изучал эгоцентризм у детей и наблюдал за их развитием, отмечая период, когда они выходят из состояния эгоцентризма и приходят к пониманию того, что другие люди также имеют свои желания и потребности. Согласно исследованиям Пиаже, младенец на сенсомоторной стадии эгоцентричен. На предоперационной стадии (от двух до семи лет) дети начинают понимать, что могут быть альтернативные взгляды, но пока что они не осознают, что может быть разное отношение к одному и тому же объекту. Дети преодолевают эгоцентризм, когда достигают операциональной стадии и начинают понимать чужие точки зрения. Теория когнитивного развития Пиаже подразумевает, что к семи годам эгоцентризм практически не проявляется.
Признаки эгоцентрика
- Не способен поставить себя на место другого человека
- Ставит себя в центр всех событий
- Не интересуется окружающим миром
- Воспринимает других людей как второстепенных персонажей
- Придерживается правила «добиться любой ценой»
- Не замечает причиняемых им неудобств, потому что не думает о других
- Не осознает влияние своего поведения на других людей
- Может считывать жесты и эмоции, но не интересуется внутренним миром других людей
- Чаще всего не чувствует вины
- Ищет причину проблемы во внешнем мире и не признает собственную вину
«Эгоцентризм отличается от эгоизма, представляющего собой прежде всего моральную ценностную ориентацию личности и проявляющегося в корыстном поведении вопреки интересам других людей. Эгоист может осознавать цели и ценности окружающих, но намеренно пренебрегает ими; таким образом, он может и не быть эгоцентричным.
Эгоцентрик же может вести себя как эгоист, но не обязательно потому, что он противопоставляет свои интересы интересам другого, а потому, что чужую позицию он не воспринимает, будучи целиком сконцентрирован на собственных интересах».
Популярная психологическая энциклопедия. Сергей Степанов
Эгоизм это плохо или хорошо
Природой задумано так, что все живые существа в первую очередь руководствуются инстинктами, направленными на выживание и на сохранение вида,
и в этом правиле не исключение. И животные, и люди на инстинктивном уровне стремятся к реализации собственных потребностей и готовы конкурировать с представителями своего и других видов за право обладать ресурсами. Поэтому
эгоизм является врожденной чертой характера человека,
так как именно он позволяет реализовывать потребности, связанные с обеспечением жизнедеятельности и установлением собственного статуса в обществе.
Однако люди являются социальным видом, и в изоляции от социума развитие личности человека невозможно. Именно для того, чтобы сделать комфортным проживание каждого индивидуума в обществе, и были сформированы так называемые социальные договоры – неписаные правила и нормы, регулирующие взаимодействие членов общества между собой. Альтруизм, взаимопомощь, опека и защита самых слабых и решение конфликтов посредством компромисса являются важными составляющими социального договора
в человеческом обществе, так как они обеспечивают комфортную и безопасную жизнь каждого члена социума в отдельности.
Исходя из вышесказанного, становится очевидным, что эгоистическое поведение – это норма для человека, однако каждый член общества должен сдерживать свои эгоистические порывы , чтобы
И самое важное для каждого человека – уметь находить баланс между эгоизмом и альтруизмом так, чтобы иметь возможность реализовывать свои потребности и цели и в то же время не ущемлять окружающих
Перекосы в поведении как в сторону эгоизма, так и в сторону альтруизма всегда чреваты отрицательными последствиями для личности
. Человек, всегда придерживающийся эгоистичной линии поведения и ущемляющий при этом интересы других, рано или поздно рискует стать изгоем в обществе и растерять всех друзей и близких, так как никто не станет долго терпеть рядом отъявленного эгоиста. А люди, которые всегда готовы отказаться от собственных интересов в угоду окружающим, очень быстро могут оказаться , так как их добротой начнут пользоваться, ничего не отдавая взамен. Ярким примером, к чему ведет излишний альтруизм, являются женщины, состоящие в отношениях с тиранами, алкоголиками и наркоманами. Эти женщины тратят свое время и жизненные силы на то, чтобы угодить партнеру и спасти его, но в итоге имеют только покалеченную психику и подорванное физическое здоровье.
Очевидно, что эгоизм является необходимой каждому человеку чертой характера, так как именно он позволяет людям реализовывать свои потребности,
достигать своих целей и находить свое счастье. Но все же каждый человек должен вести себя так, чтобы, удовлетворяя свои желания, не ущемлять других членов общества. И именно такую линию поведения современные психологи называют разумным эгоизмом.
Альтруистический эгоизм? [↑]
Каждый ли, кто помогает кому-то, может считаться победившим свой эгоизм и выбравшим альтруистический вектор? Тот, кто помогает ближнему из чувства жалости или сочувствия к нему, ещё не достиг уровня чистого альтруизма. Ведь им движет желание избавиться от собственных отрицательных эмоций! Ему
неприятно, что его друг страдает, и только поэтому он хочет другу помочь.
Источник подобных переживаний — все то же эгоистическое желание брать. Ведь, в конце концов, он отдаёт ближнему только потому, что преследует свои личные интересы. Он отдаёт для себя. Тем не менее, этими чувствами можно воспользоваться для достижения духовного роста. Пример таких методов работы над собой находим в словах мудрецов.
Сказано (Дварим 6:5
): «И люби Господа, Б-га твоего, всем сердцем своим…». Вместо слова «либха», что означает «сердце твоё», написано «левавеха», что буквально означает «сердца твои». Мудрецы объясняют нам (
Мишна трактат Брахот гл. 9, м. 5 и в других местах
), что возлюбить Г-спода предписывается обоими началами: и добрым, и дурным. Из этого мы можем выучить, что человек может использовать даже свои отрицательные качества для того, чтобы добиться духовного совершенствования.
Этим полезным советом мудрецов мы можем воспользоваться для того, чтобы свой эгоизм направить на развитие качества альтруизма.
Взгляды Чернышевского
Свой путь философ и писатель начал с Гегеля, говоря всем, что принадлежит только ему. Придерживаясь гегелевской философии и взглядов, Чернышевский тем не менее отвергает его консерватизм. А познакомившись с его сочинениями в подлинниках, начинает отвергать его взгляды и видит в гегелевской философии сплошные недостатки:
- Творцом действительности у Гегеля был абсолютный дух и абсолютная идея.
- Разум и идея являлись движущими силами развития.
- Консерватизм Гегеля и его приверженность феодально-абсолютистскому строю страны.
В итоге Чернышевский стал подчеркивать двоякость теории Гегеля и критиковать его как философа. Наука продолжала развиваться, а гегелевская философия для писателя устарела и потеряла смысл.
Маркс о морали
Маркс вообще не создавал теории морали. Он не ставил перед собой такой задачи – не в том смысле, что он этим не занимался, а в том смысле, что такая задача, с его точки зрения, по существу фальшива. Маркс предлагает критику морали. Он считает, что мораль – превращенная форма общественного сознания, она не отражает, не выражает, а искажает и прикрывает действительное положение вещей.
Суть марксовой позиции состоит в том, что мораль недостойна теории. Ведь теория какого-либо предмета есть вместе с тем признание его необходимости, законного существования – именно в этом К.Маркс и отказывает морали.
Так как бытие есть общественная практика, то его возможно преобразовать по человеческим меркам. Можно создать моральное бытие. Морали незачем замыкаться областью познания внутренних мотивов, индивидуального опыта, незачем искать места где-то помимо реального мира. Сам реальный мир может быть совершенным, принципиально дружественным по отношению к человеку.
Идею моральной переделки действительности К.Маркс воплотил в учении о коммунизме. Здесь он столкнулся с труднейшей проблемой субъектности морали. Она состояла в следующем: как несовершенные люди могут построить совершенное общество, или, выражаясь словами самого К.Маркса, как воспитать самого воспитателя.
Критика
Утверждалось, что крайний этический эгоизм обречен на провал. Столкнувшись с ситуацией ограниченных ресурсов, эгоисты потребляли бы столько ресурсов, сколько могли, что ухудшало бы общую ситуацию для всех. Эгоисты могут ответить, что, если ситуация станет хуже для всех, в том числе и эгоист, так что на самом деле их рациональный эгоизм не входит в такие крайности.[18] Однако (нерегулируемый) Трагедия общественного достояния и (один раз) Дилемма заключенного — это случаи, когда, с одной стороны, для человека рационально стремиться взять как можно больше хотя
это усугубляет положение всех, и, с другой стороны, эти случаи не опровергают себя, поскольку такое поведение остается рациональным
хотя
это, в конечном счете, обречено на провал, т. е. саморазрушение не предполагает самооправдания. Эгоисты могут возразить, что трагедия всеобщего достояния предполагает некоторую долю общественной земли. То есть, запрет на использование усадеб требует регулирования. Таким образом, аргумент против трагедии общественного достояния в этой системе убеждений по сути является аргументом в пользу прав частной собственности и системы, признающей как права собственности, так и рациональный личный интерес — капитализм.[19] В более общем плане эгоисты могут сказать, что растущее уважение к правам личности однозначно позволяет увеличивать создание богатства и увеличивать полезные ресурсы, несмотря на фиксированное количество сырья (например, Запад до 1776 года по сравнению с пост-1776 годом, Восточная Германия против Западной, Гонконг против материковый Китай, Северная Корея и Южная Корея и т. д.).[20]
Однако неясно, как применить модель частной собственности ко многим примерам «общин». Примеры включают крупное рыболовство, атмосферу и океан.[21][22]
Были отмечены некоторые, возможно, решающие проблемы с этическим эгоизмом.
Во-первых, этический эгоист не хотел бы универсализации этического эгоизма: поскольку это было бы в лучших собственных интересах эгоиста, если бы другие действовали по отношению к нему альтруистично, он не хотел бы, чтобы они действовали эгоистично; однако это то, что он считает морально обязательным. Его моральные принципы будут требовать от других не следовать им, что может считаться самоубийственным и приводит к вопросу: «Как может этический эгоизм считаться морально обязательным, если его сторонники не хотят, чтобы он применялся повсеместно?»[23]
Другое возражение (например, Джеймса Рейчелса) утверждает, что различие, которое этический эгоизм проводит между «собой» и «остальными» — требование рассматривать интересы «самого себя» как более важные, является произвольным, поскольку для него нет никакого оправдания; учитывая, что достоинства и желания «остальных» сравнимы с «вами», но не имеют оправданного различия, Рэйчелс заключает, что «остальным» следует уделять такое же моральное внимание, как и «вам».[23][24]
Разумный эгоизм: понятие
Прежде всего, давайте определимся, что отличает разумный эгоизм от неразумного. Последний проявляется в игнорировании потребностей и комфорта других людей, сосредотачивая все действия и стремления человека на удовлетворении его, зачастую, сиюминутных потребностей. Разумный эгоизм также исходит из эмоциональных и физиологических потребностей человека («хочу уйти с работы прямо сейчас и лечь спать»), но уравновешивается разумом, который и отличает гомо сапиенс от существ, действующих исключительно инстинктивно («доделаю проект, а завтра возьму выходной»). Как видите, потребность в будет удовлетворена, без ущерба для работы.
Разумный и неразумный эгоизм
После того как увидела свет концепция разумного эгоизма, понятие «эгоизм» стало рассматриваться в двух вариантах: разумный и неразумный. Первый был детально рассмотрен в теории Просветителей, а второй хорошо известен из жизненного опыта. Каждый из них уживается в сообществе людей, хотя формирование разумного эгоизма могло бы принести больше пользы не только обществу в целом, но и отдельным индивидам, в частности. Неразумный эгоизм пока более понятен и принят в быту. При этом, нередко культивируется и активно насаждается, особенно любящими родителями, бабушками и дедушками.
От Гегеля — к Фейербаху
Не удовлетворившись гегелевской философией, Чернышевский обратился к трудам Л. Фейербаха, что впоследствии заставило его назвать философа своим учителем.
В своей работе «Сущность христианства» Фейербах утверждает, что природа и человеческое мышление существуют отдельно друг от друга, а высшее существо, созданное религией и фантазией человека, является отражением собственной сущности индивидуума. Данная теория очень вдохновила Чернышевского, и он нашел в ней то, что искал.
И даже находясь в ссылке, он писал своим сыновьям о совершенной философии Фейербаха и о том, что он остался его верным последователем.
История
Этический эгоизм был введен философом Генри Сиджвик в его книге Методы этики
, написанная в 1874 году. Сиджвик сравнил эгоизм с философией утилитаризм, написав, что в то время как утилитаризм стремился максимизировать общее удовольствие, эгоизм сосредоточен только на максимизации индивидуального удовольствия.[8]
Философы до Сиджвика также задним числом были идентифицированы как этические эгоисты. Один из древних примеров — философия Ян Чжу (4 век до н.э.), Янгизм, кто просматривает вэй во
, или «все для себя», как единственную добродетель, необходимую для самосовершенствования.[9]Древнегреческие философы подобно Платон, Аристотель и Стоики были представителями этика добродетелии «не принимал формального принципа, согласно которому каким бы ни было добро, мы должны искать только свое собственное благо или предпочитать его благу других».[8] Однако верования Киренаики были названы «формой эгоистического гедонизма»,[10] и хотя некоторые называют гедонизм Эпикура формой этика добродетели, другие утверждают, что его этику более правильно описать как этический эгоизм.[11]
С точки зрения психологии
С точки зрения психологии, эгоизм присущ всем психически здоровым людям так как является следствием инстинкта сохранения . Эгоизм – это не плохая или хорошая оценка, а свойство характера, которое может быть развито в большей или меньшей степени. В числе его проявлений есть сверхэгоизм (я – все, остальное – нуль), эгоизм-самоуничтожение (я – ничто, посмотрите какое я ничтожество) и здоровый эгоизм (понимание своих и чужих потребностей и их согласование с пользой для себя). Анэгоизм можно отнести к области фантастики или тяжелых болезней. Психически здоровых людей, которые совершенно не заботятся о себе, не бывает. Одним словом, жить хорошо без разумного эгоизма сложно. Ведь главное достоинство человека, обладающего здоровым эгоизмом — умение решать свои проблемы с учетом интересов других и грамотно выстраивать систему приоритетов.
Ваш эгоизм совершенно здоров, если вы:
- отстаиваете свое право на отказ от чего-либо, если считаете, что это принесет вам вред;
- понимаете, что ваши цели будут осуществляться в первую очередь, но другие имеют право на свой интерес;
- умеете совершать поступки в свою пользу, стараясь не вредить другим, и способны пойти на компромисс;
- имеете собственное мнение и не боитесь высказываться, даже когда оно отличается от чужого;
- готовы защищаться любыми способами, если вам или вашим близким угрожает опасность;
- не боитесь критиковать кого-то, но не переходите на грубости;
- никому не подчиняетесь, но и не стремитесь контролировать других;
- уважаете желания партнера, но не переступаете через себя;
- не мучаетесь чувством вины, сделав выбор в свою пользу;
- любите и уважаете себя, не требуя от других слепого обожания.
Почему хорошо быть эгоистом?
Многих из нас родители и учителя в школе хотели сделать хорошими девочками и хорошими мальчиками. То есть надо было забывать свои желания и «забивать» на свои чувства и эмоции в угоду другим людям. Поэтому мы часто являемся не собой, а том, что из нас лепили годами – людьми удобными для других, которые готовы жертвовать собой или, слишком зациклены на себе, чтобы видеть других. Но только забота о себе по-настоящему позволяет заботиться об окружающих.
Каждый человек так или иначе влияет на свое окружение. Если ему хорошо, его наполняют положительная энергия, радость, гармония, то ему хочется делиться ею с окружением.
Психологи хорошо знакомы с установкой «радуй других». Эта установка, как правило, закладывается еще в детстве и предполагается, что она должна привести к позитивному жизненному сценарию. Но чаще всего она приводит к обратным результатам. Ребенок слышит от родителей: «Порадуй нас хорошими о, «Никогда не груби бабушке», «Если ты будешь помогать людям, они ответят тебе тем же». Он привыкает думать о потребностях других, а не о своих. Когда же человек наполнен, у него возникает потребность делиться и делать добро. Тогда у него получается сделать жизнь близких светлее и счастливее.
Что такое разумный эгоизм
По мнению психологов, разумный эгоизм – это такая стратегия поведения, при которой человек прикладывает активные усилия к саморазвитию и достижению своих целей, не ущемляя интересов окружающих и не вступая в конфликт с социумом. И основными отличиями разумного эгоизма от чрезмерного является следующее:
Разумный эгоизм является идеальным балансом между врожденным эгоизмом и приобретенным в процессе социализации альтруизмом. И все больше психологов рекомендуют своим клиентам вырабатывать именно эту стратегию поведения, а не отрицать собственный эгоизм. Как считают специалисты, разумный эгоизм – это именно та форма мышления и поведения, которая позволяет человеку жить в гармонии с собой и окружающим миром, реализовать свои цели и найти свое место в социуме.
Разумный эгоизм
Разумный эгоизм
— термин, часто используемый в последние годы для обозначения философско -этической позиции, устанавливающей для каждого субъекта принципиальный приоритет личных интересов субъекта над любыми другими интересами, будь то общественные интересы, либо интересы других субъектов.
Потребность в отдельном термине обусловлена, по-видимому, негативным смысловым оттенком, традиционно связываемым с термином «эгоизм ». Если под эгоистом
(без уточняющего слова «разумный») часто понимают человека,
думающего только о себе
и/или
пренебрегающего интересами других людей
, то сторонники «
разумного эгоизма
» обычно утверждают, что такое пренебрежение в силу целого ряда причин попросту
невыгодно
для пренебрегающего и, следовательно, представляет собой не эгоизм (в виде приоритета личных интересов над любыми другими), а лишь проявление недальновидности или даже глупости. Разумный эгоизм в бытовом понимании — это
умение жить собственными интересами
, не противореча интересам других.
Понятие разумного эгоизма тесно связано с понятием «индивидуализм ».
Зачем нужен эгоизм? [↑]
Откуда берется эгоизм и зачем он нужен? Виленский Гаон в конце книги Сифра дэ-Цниута
, а также в своём комментарии на
СеферЙецира
объясняет, что
нэфеш
— это та часть души, которая «отвечает» за функционирование человеческого организма, и благодаря которой мы можем двигаться, испытывать голод, усталость или боль. Без неё человеческое тело — всего лишь мешок с костями. А
нэшама
— это та часть души, которая связывает человека с духовными мирами и, таким образом, позволяет его действиям влиять на окружающей мир.
Нэфеш
тянет человека к материальным потребностям и порождает эгоизм, материальное
желание получать
.
Нэшама
, наоборот, тянет человека к духовности, порождает альтруизм, то есть духовное
желание отдавать
, и через отдавание — оказывать влияние на мир, делать его лучше.
Эгоизм и эгоцентризм разница
Существует также сходное до эгоизма понятие – это эгоцентризм. Между категориями эгоизм и эгоцентризм разница в определении.
Эгоизм – это черта личности, часть ее характера, которая проявляется в поведении, а эгоцентризм – это способ мышления. Эгоцентрист искренне верит в существование только одного правильного мнения, и это своего. Только его идея имеет право на существование, и он устанавливает порядки, и ни чьих-то других рассуждений он слышать не станет. Центр вселенной замыкается на эгоцентрике, он пуп земли, он видит только себя во главе мира, он родился с таким чувством и оно может пройти или более-менее ослабиться в 8-12-летнем возрасте. Если взрослый человек ведет себя, как эго в прошлом, что-то произошло и это не позволило человеку повзрослеть.
Эгоизм примеры из жизни. У эгоистичных людей слишком сильное стремление иметь все, даже то, что никогда не понадобиться, но есть у других
Такое слишком заостренное внимание на собственных желаниях и их удовлетворение, даже в самый неподходящий момент, присущее малым детям, которые еще не знают, что хорошо, а что плохо, и что можно сделать сейчас же, а что может вызвать негативную реакцию в социуме. Но страшная правда в том, что такое проявления эгоизма присуще как детям, так и взрослым, которые физически давно вышли из того возраста, но психологически не повзрослели
У них нет чувства сытости, и не только в еде, а во всех вещах, им всегда мало, всегда не хватает. Им хочется непросто большой кусок торта, им нужен весь торт.
Человеческий эгоизм имеет в себе детские черты, но мозг у таких личностях работает лучше, чем надо. Им все время нужно искать пути, как заполучить больше. Необходимо придумывать хитрые уловки, как бы приобрести желаемое. Их ум все время напряжен, он направлен на вычисление способов достижения собственной выгоды.
Человеческий эгоизм именно из-за этого считается пусковым механизмом прогресса. Человек находится в движении, а, значит, развивается, изобретает, творит и достигает. Именно эта особенность эгоизма дает ему положительный оттенок. Если с детства определенным образом направить эгоизм в нужное русло, задействовать эту энергию, как мотивацию достижения и при этом научить ребенка морально-этических принципов, согласно которым нужно , но уважая потребности других людей – можно воспитать очень целеустремленную личность.
Изменить вектор [↑]
Настоящим противостоянием эгоизму могут быть только принципы, которые находятся вне мира природы вообще и вне постижения разума человека. То есть моральный принцип не может быть понятным, иначе он сразу комментируется эгоизмом в свою пользу. Ребёнок должен знать, что запрет воровать — это не его личный интерес, а истина извне, непостижимая для человека и не подлежащая обсуждению. Только тогда есть надежда, что он примет его как моральный принцип и согласится подчинить ему свой эгоизм.
Даже приняв какой-то запрет (например, запрет воровать) в качестве морального принципа, можно этот запрет преступить. Но тогда человек понимает, что ведёт себя аморально, а не подгоняет мораль под себя. Это оставляет у него ощущение некоторой неудовлетворённости, и в последствии оно может привести к исправлению.
Суть особенности человека, с точки зрения иудаизма, это имеющаяся у него возможность действовать против физических потребностей тела и личного эгоизма.
Победить эгоизм может только сам человек, когда его разумная сторона перестает потакать эгоизму, восстаёт против него и воюет с ним. Эта борьба с самим собой может длиться много лет — со взлетами и падениями.
В ходе этой борьбы человек отвергает эгоизм и полностью исторгает из себя, отказываясь от удовольствий за чужой счет. И тогда в сердце человека зарождается любовь к другим — альтруизм, являющийся универсальной мерой добра
. То, что с ним происходит, есть последовательное, поэтапное продвижение.
Сначала в нем крепнет чувство любви к родным, к своей семье, желание одарять их, в соответствии со сказанным: «И от плоти твоей не отдаляйся»
. А по мере того, как растет его
рацон леашпиа
— стремление одарять других, оно распространяется и на всех окружающих: на земляков и соплеменников. Любовь к другим продолжает разрастаться в нем, пока не вместит в себя все человечество.
Сказали мудрецы (Талмуд, трактат Бава Мециа 32б
): «увидел, что осла друга надо разгрузить, а осла ненавистника навьючить ‒ заповедь сначала заняться ослом ненавистника! И это для того, чтобы побороть свое дурное начало, так как это более важно». Хотя разгружая упавшего осла, мы избавляем его от страданий, что тоже является заповедью из Торы, в первую очередь Талмуд обязал нас бороться со своими отрицательными качествами.
Когда человек старается помочь своему врагу, то ненависть уходит из сердца помогающего. На её место приходит любовь. Причина этой любви заключается именно в том, что он безвозмездно отдал другому часть своего времени, часть своих сил, часть себя. Тот, кто привык замечать то, что происходит вокруг него, обязательно увидит множество подобных случаев ‒ возникновение тёплых, дружеских отношений в результате бескорыстной помощи попавшему в беду человеку.
Ссылки
- Николай Нарицын .
Разумный эгоизм (разумный эгоизм как рекомендация профессионального психоаналитика и психотерапевта) - Андрей «Варракс» Борцов.
Разумный эгоизм (сатанизм и разумный эгоизм)
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое «Разумный эгоизм» в других словарях:
Разумный эгоизм
— термин, введенный Чернышевским для обозначения развиваемых им этических принципов. В основе этики Чернышевского, во многом построенной под влиянием учения фр. материалистов XVIII в., а также Ш. Фурье и Л. Фейербаха, лежат установки, смысл к… … Русская Философия. Энциклопедия
РАЗУМНЫЙ ЭГОИЗМ
— термин, введенный Чернышевским для обозначения развиваемых им этических принципов. В основе этики Чернышевского, во многом построенной под влиянием учения фр. материалистов XVIII в., а также Ш. Фурье и Л. Фейербаха, лежат установки, смысл к рых… … Русская философия: словарь
РАЗУМНЫЙ ЭГОИЗМ
— этическая концепция, выдвинутая просветителями ХVII VIII в. в основе которой лежит принцип о том, что правильно понятый интерес должен совпадать с общественным. Хотя человек по природе эгоист и действует только из собственного интереса, из… … Тематический философский словарь
ЭГОИЗМ РАЗУМНЫЙ этическое учение, предполагающее, что: а) все человеческие поступки имеют основанием эгоистический мотив (желание блага себе); б) разум позволяет выделить из общего объема побуждений такие, которые составляют правильно понятый … Философская энциклопедия
эгоизм
— а, м. égoïsme m. 1. Философия, утверждающая действительное существование только души. 70 е гг. 18 в. Бирж. 156. Омерзение к Егоисму, по коему все относится только к себе. Собеседник 1783 2 24. Ложная чувствительность относит все только к себе; по … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения … Википедия
Эгоизм (от лат. ego «я») 1) психологический термин: Ценностная ориентация субъекта, характеризуемая преобладанием в его жизнедеятельности своекорыстных личных интересов и потребностей безотносительно к интересам других людей и социальных групп.… … Википедия
Термины «эгоизм» и «эготизм» могут относиться к: Эгоизм поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде. Разумный эгоизм убеждение в том, что прежде всего нужно действовать в своих собственных интересах. Солипсизм (иногда… … Википедия
Эгоизм
— это в психологии ценностная ориентация, качество человека, благодаря которому он ставит собственные интересы превыше интересов других людей, группы, коллектива. Эгоист никогда не станет принимать участие в деле, которое для него не принесет выгоды, он не понимает жертвенную мораль служения ближнему. Поведение эгоистичного человека полностью определяется и руководится мотивами личной выгоды, без учета того, насколько его выгода может дорого обойтись другим.
Альтруизм и эгоизм противоположные понятия и из этого следует, что эгоист сориентирован на удовлетворение собственных потребностей, при этом полностью пренебрегает интересы других и использует их, как средство, благодаря которому достигаются корыстные личностные цели.
Эгоист влюблен в себя всей душой, иногда он запрещает другим себя любить, поскольку считает их недостойными своего внимания, поэтому такие люди почти всегда остаются одинокими. Эгоистичный тип поведения присущий людям, в которых и чересчур много самоуверенности. Когда у них появляется определенное желание чем-то обладать, то им должны это подать сейчас же и на блюдечке. Они полностью исключают тот факт, что у них этого не будет или что нужно для этого подождать какое-то время.
внешние ссылки
- В Wikiquote есть известные фразы из морального эгоизма
или о нем . - В Викисловаре есть определения и другая информация об эгоизме
. - единственный.org
- Кикегор на испанском языке
- cynics.com
- Не serviam.com
- Этика заботы о себе как практика свободы. Архивировано 27 апреля 2015 г. в Wayback Machine , интервью Мишеля Фуко .
авторитетный контроль |
|
- Данные: Q616772