«…качественная социализация, нормальное вхождение и жизнь в обществе возможны только по факту «субъект-субъектных» отношений» В.В. Нестеров, первый министр общего и профессионального образования Свердловской области
Сегодня российская система образования поставлена перед необходимостью решения сложной задачи: с одной стороны, сохранения фундаментального характера обучения, гарантированного Конституцией, а с другой, — осознанной трансформации форм и методов обучения, освоение новейших информационных технологий и поиск новых педагогических решений.
Затянувшийся кризис образования явно указывает на недостаточность модернизационных усилий только на внешней стороне педагогической деятельности (введение ФГОС, системы тестовых экзаменов, сетевые, дистанционные формы обучения и т.д.). Все более актуальной задачей становится повышение профессионального внимания к внутренним педагогическим процессам, прежде всего, к качеству межличностного взаимодействия между субъектами образования.
Сегодня, по мнению большинства экспертов, наиболее востребованной становится парадигма открытого развивающего образования [8, 9], которое обеспечивает развитие у обучающихся фундаментальных и актуальных для современного общества человеческих способностей и личностных качеств.
Соответственно, стратегическая задача современной российской школы, учреждений СПО и ВУЗов — развивать качества личности обучающихся, позволяющие им эффективно решать разнообразные задачи, возникающие в актуальных для них учебных, профессиональных и жизненных ситуациях. Исходя из собственного профессионального опыта и по мнению многих исследователей [2, 3, 7], это такие качества как:
- Ответственное отношение к своему поведению, к своим выборам и к своей жизни в целом.
- Самостоятельность, автономность, независимость.
- Позитивное безусловно-ценностное отношение к себе.
- Высокий уровень осознанности, рефлексивности.
- Целостность (принятие «теневых» сторон), конгруэнтность (непротиворечивость) и ощущение своей идентичности, «Самости».
- Способность проявлять «заботу о себе».
- Высокий уровень развития эмоционального интеллекта.
- Интегративная личностная характеристика «hardiness» (смелый, дерзающий, стойкий), обеспечивающая наличие высоких резервов сопротивления стрессу («неуязвимость»).
- Способность к избирательной аутентичной близости с Другим.
- Способность эмпатически оказать помощь, поддержку Другому и принять такую помощь, поддержку извне.
Только на базе этих фундаментальных личностных качеств возможно формирование и развитие эффективных прикладных личностных навыков, так называемых «soft skills», значимость которых, по мнению экспертов [1], в ближайшие 15-20 лет безусловно многократно возрастет.
Успешное формирование нравственных качеств личности, таких как человеколюбие, доброта, терпимость (толерантность), тактичность, благодарность, следование моральным нормам, также возможно лишь на основе (в параллели) развития этих фундаментальных качеств. С позиции трансактного анализа [4, 10] в представленных десяти личностных качествах можно легко и отчетливо увидеть позицию (состояние) «Взрослого».
Согласно модели трансактного анализа, личность (эго) человека, — это система, состоящая из трех частей: «Родитель», «Взрослый», «Дитя» («Ребенок») — модель «Р-В-Д». Эго-состояние — это набор поведенческих, мыслительных и эмоциональных стереотипов, которыми человек реагирует на все события своей жизни. В каждый момент времени любой человек находится в одном из этих трех эго-состояний, которые не имеют никакого отношения к возрасту в привычном смысле этого слова.
«Родитель» — это контроль, запреты, идеальные требования, догмы, санкции, забота, могущество. Это повелевающая часть личности. «Родитель» — это собрание норм и постулатов, которые человек воспринимает в детском возрасте и которые сохраняет потом в течение всей жизни. Различают две формы проявления «Родителя»: «Заботящийся» (любовь, поддержка, ласка, опека и т.п.) и «Критикующий» (запреты, критика, «жесткие советы», санкции, «наезды», негативные оценки и т.п.). Качества «Критикующего Родителя»: требовательность, консерватизм, ригидность, категоричность суждений, жесткая ориентация на правила, нормы, стереотипы. Основная эмоция – критикующий гнев. Главный тип коммуникации — «Ты-высказывание».
«Дитя» («Ребенок») – это аффективные комплексы, связанные с ранними впечатлениями и переживаниями. Две формы проявления: «Свободный» (позитивный) и «Адаптивный» Ребенок» (негативный, нередко в нашей культуре воспитания — «раненый»). Периодическое пребывание в состоянии «Свободного Ребенка» (любопытство, спонтанность, творчество, игра) является важным условием сохранения физического и психического здоровья.
Базовые характеристики позиции «Негативный Ребенок» — безответственность, зависимость, эмоциональная неустойчивость, склонность к фантазированию, склонность переживать такие «детские» чувства, как вина, обида, повышенная тревога, страхи, неуверенность, растерянность, беспомощность, отчаяние и т.п.
«Взрослый» — это адекватное восприятие внешней и внутренней реальности, чувство ответственности за свой выбор и за свои ошибки (отличие от чувства вины), компетентность, эмоциональная устойчивость, независимость, гибкость. «Взрослый» живет на основе опыта, а не фантазий (важное отличие от «Ребенка»). «Взрослый» — это способность находить компромиссы и альтернативные варианты в любых жизненных ситуациях («бойцовские» качества личности). С состоянием «Взрослого» напрямую связано понятие «неуязвимая личность». Ресурсность, стрессоустойчивость «Взрослой» части основывается на безусловном восприятии себя как уникальной позитивной ценности. Главный тип коммуникации — «Я-высказывание».
Напомним, что целью трансактного анализа является достижение человеком независимости и автономии, принятие ответственности, владение собой, самостоятельное определение своей судьбы, включенность в настоящее [10].
Итак, «взрослые» качества личности – это ответственность, автономность, реалистичность восприятия, компетентность, гибкость, эмоциональная уравновешенность, ресурсность, «неуязвимость», «Забота» о себе, способность к равноправным, открытым (без манипуляций) отношениям с Другим.
Необходимо отметить, что вышеперечисленные характеристики «Взрослой» части личности во многом перекликаются с понятием «психологическая зрелость личности» в отечественной психологии (В.И. Слободчиков, К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, Б.С. Братусь, Д.А. Леонтьев, С.К. Нартова-Бочавер) и в экзистенциально-гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу, Ф. Перлз, Э. Фромм).
Для современной педагогической практики важно то, что данный набор «взрослых» личностных качеств во многом совпадает с требованиями общества, предъявляемыми сегодня к качеству современного образования. Эти требования отражены и зафиксированы в Федеральных государственных образовательных стандартах («портрет выпускника»).
Что подразумевает понятие «взрослый»?
Часто можно слышать от людей рассуждения о том, что тот или иной человек никак не хочет становиться взрослым, ведет себя как подросток. Возникает и другая ситуация: когда мы, наоборот, наблюдаем несовершеннолетнего, который восхищает своими взрослыми поступками.
Понятие «взрослость» не зависит от количества прожитых лет
Взрослый – это тот человек, который самостоятельно принимает адекватные решения, способен осознать последствия этого и выполняет все по задуманному плану, не нанося при этом вред себе или окружающим.
Взрослый человек берет на себя ответственность, четко осознает, что только от него зависит та или иная ситуация, и стремится сделать все необходимое для достижения цели. Причем возраст, наличие паспорта, семьи тут не имеют никакого значения.
Выясним, почему же некоторые люди так и не становятся взрослыми.
Когда человек становится взрослым?
Типичный взрослый vs. счастливый взрослый
Взрослых на сегодняшний день существует много разновидностей. Есть стереотипные взрослые, суровые и сдержанные, образца 40–50-х годов, а есть кидалты](https://theoryandpractice.ru/posts/14565-ty-kidalt-kogda-zakanchivaetsya-detstvo-ili-otkuda-berutsya-infantilnye-vzroslye), которые и на пороге 30 не знают, кем они хотят быть, когда вырастут.
«Важно понимать, что возрастная психология — то, как мы определяем норму разных возрастов, — исходит из «средней температуры по больнице», и она изучает изменение человека в изменчивом мире. В связи с этим образ типичного взрослого перевернулся в общественном сознании уже множество раз. Сейчас детство стало более протяженным, а возможностей выбора — гораздо больше. Сейчас от 18-летних не ждут каких-то решений, принятых раз и навсегда, родители как правило не заставляют их идти на завод или печь хлеб, рожать детей и так далее. Мир изменился и продолжает изменяться очень быстро, и стереотипную картинку серьезного и собранного взрослого в пух и прах разбили новые медийные взрослые, такие как Джефф Безос, Марк Цукерберг, Стив Джобс и другие.
Возраст, в котором мы приходим к эмоциональной, физической и финансовой независимости, тоже увеличился, можно говорить, что современный взрослый вылупляется к 30 годам. Примерно в это время он осознает свои желания, свои задатки и потенциал. И именно это, а не внешние атрибуты, характеризует современного взрослого. В нынешнем представлении взрослый зрелый человек — это тот, кто принимает решения, ориентируясь на собственные ценности, который не диктует другим, что нужно идти на войну или на завод, — то есть знает свои личные границы и не нарушает чужие. Даже его родители ему не говорят, что нужно делать, потому что он успешно от них сепарировался, и не поддается стереотипам и установкам, которые транслировались ему извне»
, — комментирует Алена Ванченко, психотерапевт, нейропсихолог.
Почему человек не становится взрослым?
Прежде всего – это вина тех взрослых, с которыми воспитывался ребенок. Об этом говорят все психологи: родители, бабушки и дедушки не разрешали ребенку быть самостоятельным. Они принимали за него решения, контролировали абсолютно все происходящее, не вовлекали в семейные дела, оберегали от всяческих потрясений. Все это обычно объясняется родительской любовью, но даже заботы должно быть в меру. Долгая родительская опека не приводит ни к чему хорошему: ребенок взрослеет, но так и не учится принимать самостоятельные решения.
Поэтому психологи и рекомендуют родителям давать больше самостоятельности детям. Конечно, сначала это не будут какие-то глобальные решения: к примеру, просто позвольте ребенку самому выбрать – какие брючки или платьице надеть сегодня в садик.
Чаще советуйтесь с малышом: пусть он знает, что его мнение важно для вас, и от него зависит дальнейшее развитие событий
Обозначьте обязанности сына или дочери. Непременно подчеркивайте, что он все сделал правильно, хвалите и говорите, что малыш становится взрослым. Так в сознании детей закрепляется, что быть взрослым – это труд, ответственность, обдуманные поступки.
Разговаривайте на эту тему. Выясните, что ребенок подразумевает под взрослостью. Объясните, что значит это слово на самом деле.
Детьми понятие «взрослость» чаще ассоциируется со вседозволенностью – позже это может стать проблемой. Поэтому ваши беседы должны носить поучительный характер и раскрывать тот очевидный факт, что взрослым также многое запрещено. Но они на то и взрослые, чтобы понимать: определенные поступки совершать нельзя – например, курить, ходить без шапки зимой и т.д. Это сформирует правильное понятие «взрослости».
Почему человек не взрослеет?
Аутизм у взрослых
Врач-невролог
Королик М.В.
Аутизм – нарушение работы мозга, причины которой могут быть генетическими, механическими (повреждения мозга) или же иными, — дает о себе знать, как правило, в раннем детском возрасте.
Однако бывает и так, что аутизм у взрослых развивается в зрелом возрасте, и окружающие не успевают вовремя понять, что происходит и оказать необходимую помощь. Признаки развития аутизма у взрослых нередко путают с сезонной депрессией, просто плохим настроением, вследствие внешних проблем и так далее. Как правило, у взрослых людей развивается атипичный аутизм.
Признаки развития аутизма у взрослых:
- Человек замыкается в себе, перестает откровенно беседовать с близкими.
- Человек начинает уклоняться от общения, старается пройти мимо знакомых, не поздоровавшись, не поддерживает общие беседы.
- Человек избегает контакта «глаза в глаза», его мимика становится беднее, как будто «цепенеет».
- Человек становится пассивным или наоборот – слишком раздражительным.
- Человек забрасывает свои увлечения, интерес к жизни у него падает.
- Человек игнорирует события и перемены в собственной жизни, в жизни близких.
- У человека исчезает чувство долга, он становится забывчивым и рассеянным. Причем, чувства вины за невыполненные обещания он не испытывает.
- Человек теряет чувство реального времени.
- Человек перестает стремиться к проведению совместного досуга с близкими, к проведению свободного времени в местах большого скопления людей.
- Человеку начинают быть свойственны стереотипные движения, повторения фраз, зачастую заимствованных из фильмов, песен, может быть СМИ.
- Человек начинает всеми способами уклоняться от вербального общения, бояться его.
Даже один или несколько из вышеупомянутых признаков могут свидетельствовать о развитии у взрослого человека аутизма или расстройств аутичного спектра. Такому человеку необходима срочная помощь психиатра и невролога.
Аутизм у взрослых мешает полноценной социальной жизни, заставляет человека уклоняться от каких-либо контактов, и даже если у такого человека не наблюдается отклонения умственных способностей, тем не менее, ему очень трудно вести самостоятельную жизнь.
Такие простые и понятные для каждого вещи, как поиск работы, поход за покупками, завязывание знакомства с привлекательным представителем противоположного пола и так далее, для аутиста могут стать серьезным испытанием и даже настоящей пыткой.
Аутизм у взрослых, равно как и расстройства аутичного спектра, встречается чаще, чем возможно предположить. Согласно данным, полученным британскими учеными в ходе масштабных исследований, каждый сотый взрослый человек страдает аутизмом.
Аутизм у взрослых встречается чаще у мужчин, чем у женщин. Нередко интеллект взрослых аутистов очень высок, они добиваются больших успехов в карьере, делают научные открытия и так далее, но проблемы в общении при этом остаются.
Также вышеупомянутые и прочие исследования показывают, что при аутизме у взрослых только около 33% способны в повседневной жизни полностью или частично обходиться без посторонней помощи, жить и работать самостоятельно. Тяжелые формы аутизма у взрослых приводят к тому, что человек перестает владеть речью. Такие люди находятся на низком интеллектуальном уровне.
Представление про аутизм у взрослых можно получить после просмотра фильма «Человек дождя», в котором главную роль сыграл Дастин Хоффман. Этот фильм в 1989 году был признан лучшим фильмом года и получил наивысшую награду, а сам Дастин Хоффман в номинации Лучшая мужская роль был награжден Оскаром, за роль взрослого мужчины, страдающего аутизмом.
Классификация аутизма у взрослых:
Согласно психологической классификации аутизма у взрослых, их разделяют на пять групп
- Первая группа – пациенты, не взаимодействующие с окружающим миром. Они практически неизлечимы.
- Вторая группа – люди замкнутые в себе, проявляющие тягу к общению исключительно по собственной инициативе. Они могут часами заниматься любимым делом, и не испытывать желания есть, спать или отдыхать.
- Третья группа — люди, которые не принимают взгляды и нормы общества.
- Четвертая группа — несамостоятельные взрослые больные аутизмом, для которых характерно обижаться и не уметь противостоять проблемам. Таких людей тяжело отличить от здоровых людей. Это может сделать только психиатр.
- Пятая группа – к ней относятся взрослые, страдающие аутизмом, с уровнем интеллекта выше среднего. Такие люди становятся талантливыми математиками, программистами, писателями. В США было установлено, что из-за генетических нарушений у аутистов появляются так называемые «гены гениальности».
К сожалению, общество не всегда принимает взрослых с аутизмом. Их часто называют «чудаками», чураются, а в худшем случае – смеются над ними и унижают больных людей. Нередко от взрослых, у которых развился аутизм, отворачиваются их родственники и друзья, а одиночество при аутизме у взрослых только усугубляет состояние больного.
Среди взрослых с аутизмом есть и знаменитости. К примеру, у Вуди Аллена есть признаки аутизма, у известного художника Винсента ван Гога они также присутствовали.
Аутизм нельзя вылечить полностью, но можно значительно улучшить состояние взрослого человека, страдающего аутизмом. Для этого ему нужно изучить правила поведения, некоторые действия, приучиться к самостоятельности — все это важно для выживания взрослого, страдающего аутизмом. Главное быстрее начать коррекцию поведения, тогда процесс будет проходить легче и можно будет быстрее добиться результатов.
Особенности проявления аутизма у взрослых людей
Аутизм – одно из психических заболеваний, которое возникает развивается в результате нарушений в работе головного мозга. Зачастую характер таких нарушений обуславливает длительное течение это заболевания. По этой причине, аутизм первые признаки которого заметны уже в детстве, тянется на протяжении всей жизни и пациентам приходится мирится с аутическими расстройствами не только в детском возрасте, но и во взрослом состоянии. У взрослого аутиста наблюдаются все те же затруднения во взаимодействии с окружающими, отсутствие эмоций, шаблонность мышления, узость интересов и другие первичные и вторичные симптомы.
У взрослых, так же как и у детей существуют различные формы аутизма, объединенные в общую группу расстройств аутического спектра. От степени сложности недуга зависит его симптоматика, характер терапии и степень социализации взрослого-аутиста. Определяющими признаками аутизма является так называемая триада:
- проблемы с социальным взаимодействием
- нарушение коммуникативных навыков
- узкий круг интересов личности и ритуальность поведения.
Характерной чертой взрослого аутиста, которая выделяет его среди остальных, является замкнутость. Независимо от формы заболевания взрослый человек с расстройством поведения аутического спектра очень трудно налаживает социальные контакты и на протяжении всей жизни находится в стороне от обществ.Следует отличать первичный аутизм от вторичного, или «аутизма поневоле». Нередко люди с патологиями речевого или слухового аппарата, врожденным слобоумием и другими недугами оказываются отвергнуты обществом. Они замыкаются в себе, оказываясь вне социума. Принципиальное отличие «аутистов поневоле» в том, что они испытывают острый дискомфорт из-за своего конфликта с окружающими, врожденным аутистам контакт с другими не интересен. Эти люди по своей природе не могут включиться в социум, обычное общение для них – раздражитель.
Другой характерный симптом аутизма – нарушение коммуникативных навыков, является следствием замкнутости поведения. Обычно дети-аутисты начинают говорить позже своих сверстников. Причиной тому не столько физические отклонения, сколько отсутствие самого мотива для коммуникации. Такой ребёнок просто не хочет разговаривать. Со временем большинство людей осваивают «ненужный» речевой навык. Однако эта ситуация оставляет свой отпечаток и во взрослой жизни. Речь взрослого аутиста отличается от речи здоровых людей своей скудностью и неразвитостью.
Третий важнейший симптом — постоянство внутреннего мира аутиста. Взрослые аутисты испытывают острую потребность в постоянстве, в некоторых случаях это может напоминать ритуальность. Это может проявляться в четком соблюдении установленного распорядка дня, гастрономических привычках, систематизации личных вещей. Любое нарушение привычного уклада жизни вызывает волнение, приступы паники или агрессии.
В целом характер взрослого аутиста можно охарактеризовать как замкнутый, изолированный, изобилующий постоянством. Из-за недопустимости любых перемен в сложившемся жизненном укладе, у аутистов очень узкий круг собственных интересов. Методичное повторение одного и того же нередко позволяет им довести любимый навык до совершенства. Это обуславливает сложившееся мнение, что аутизм характерен для гениев. На самом деле настоящие гении из аутистов получаются редко. Более того, очень часто аутизм сопровождается умственной отсталостью и поведенческими отклонениями. В таком случае ведущим навыком взрослого-аутиста станет не виртуозная игра в шахматы, а собирание пирамиды из детских кубиков.
Аутизм сам по себе является общим понятием. В современной медицине общий аутизм разделили на несколько направлений:
- собственно аутизм (синдром Каннера)
- синдром Аспергера (облегченная форма аутизма)
- синдром Ретта (женское психоневрологическое заболевание)
- атипичный (комбинированный) аутизм
Наиболее сложная форма аутизма – это синдром Каннера, или собственно аутизм. У людей с синдромом Каннера наблюдается весь спектр симптомов аутизма. Такой человек абсолютно асоциален, речевые навыки слабые или вообще отсутствуют из-за атрофии речевого аппарата. Важнейшие нервные структуры не развиты, интеллект находится на уровне средней или тяжелой умственной отсталости. Самостоятельная жизнь такого человека невозможна. Человек с синдромом Каннера должен находиться под постоянным присмотром, в особо тяжелых случаях требуется изоляция в специализированное медицинское учреждение.
Синдром, описанный выдающимся психиатром Гансом Аспергером, является более мягкой формой заболевания. Несмотря на ощутимые проблемы в общении и социализации, такие люди свободно владеют речевыми и когнитивными способностями. Они могут быть замкнутыми, странными, несколько неуклюжими, но вполне самостоятельными. Люди с синдромом Аспергера зачастую работают и становятся полноценными членами общества.
Синдром Ретта является хроническим заболеванием, передающимся только по женской линии. Недуг проявляется не ранее 1 года, после чего пациент начинает стремительно регрессировать. Терапия помогает незначительно улучшить общую картину. Взрослых женщин, страдающих от синдрома Ретта, немного. Обычно заболевание заканчивается летальным исходом до 25–30 лет.
Когда идентифицировать конкретную форму аутизма невозможно, говорят об атипичном аутизме, что представляет из себя комбинированный набор различных симптомов.
Из всех перечисленных форм аутизма, чаще всего встречаются синдром Аспергера и атипичный аутизм.
Несмотря на то, что аутизм детально изучается с первых десятилетий ХХ века, его причины ещё не разгаданы. На сегодняшней день одной из основных считают теорию генной мутации. Ученым удалось определить некоторые гены, что влияют на развитие аутизма, однако выяснить, как и почему происходит мутация, не вышло.
Лечение аутизма должно начинаться в раннем возрасте, как только заболевание диагностировано. При этом лечение сводится к реабилитационным мероприятиям. Только в этом случае у маленького аутиста есть шанс вырасти в более или менее самостоятельного взрослого человека. Первостепенную роль играет терапия (поведенческая, логопедическая). Регулярное посещение психотерапевта рекомендуется и взрослым аутистам, которым удалось адаптироваться в обществе. Зачастую больным прописывают медикаменты (психотропные и противосудорожные вещества). Это могут быть антидепрессанты, антипсихотики, различные стимуляторы. Они помогают стабилизировать состояние больного, облегчить симптомы, но само психологическое расстройство не искореняют, и оно сопровождает аутиста в течении всей его жизни.
ПРОФИЛАКТИКА АУТИЗМА
Каких-то строго определенных правил для профилактики аутизма не существует, но есть некоторые рекомендации специалистов, используя которые, родители могут избежать появления этого заболевания у ребенка. Беременным женщинам и кормящим мамам необходимо очень строго следить за своим питанием и стараться избегать продуктов, которые содержат ГМО. Также это относится и к искусственным молочным смесям.
Организм у некоторых детей не может перерабатывать глютен, так как он может спровоцировать появление депрессивных состояний. И продукты с таким компонентом противопоказаны ребенку с аутизмом.
Стоит также внимательно отнестись к прививкам, которые делают ребенку, так как в состав современных прививок входят соединения тяжелых металлов в роли консерванта. Детский организм иногда не справляется с вакциной, и может произойти отравление ртутью. Признаки отравления аналогичны с основными проявлениями аутизма у ребенка.
Как быть с подростками?
Больше всего хлопот доставляют родителям не взрослеющие подростки: порой такие дети доводят маму и папу до отчаяния.
Детям в этом случае нужно помочь. К примеру, ваш сын или дочь не желает учиться, не ложится вовремя спать, а утром не может проснуться, так как опять всю ночь просидел за компьютером. Попробуйте пустить ситуацию на самотек, особенно если есть уверенность, что ребенок до сих пор получает хорошие оценки только благодаря вашей неустанной бдительности.
Дайте подростку возможность получить плохую отметку – он увидит, к чему приводит его безрассудство. Потребуйте исправить ситуацию: так он будет учиться исправлять ошибки и сделает выводы, что проще их не совершать.
Не убирайте комнату повзрослевшего ребенка, научите его готовить и просите помощи в любых делах. Хвалите и говорите – какого чудесного взрослого сына или дочку вы воспитали!
Взросление у мужчин
Как парню повзрослеть психологически, если на протяжении своего детства и отрочества он не видел в семье примеров мужского поведения?
Сложно стать эмоционально зрелым, когда мальчик воспитывается в семье, состоящей из женщин (бабушка и мама, например). Он не видит моделей мужского поведения ни в семье, ни в школе (как известно, мужчин-учителей в школах очень мало).
Игра в спортивной команде, занятия единоборствами под началом мужчины-тренера очень помогают становлению мужских качеств у мальчика. Играя в команде, он учится принимать решения с оглядкой на других, учится подчиняться распоряжениям тренера, терпеть неудачи и преодолевать сложности. Поэтому очень важно познакомить мальчика со спортом.
Универсального способа, как мужчине повзрослеть психологически, не существует. Можно состоять в браке и иметь троих детей, но оставлять решение всех важных для семьи вопросов жене (родителям).
Как повзрослеть парню? Во-первых, родителям необходимо делегировать подростку решение важных для него вопросов, таких как выбор высшего учебного заведения, выбор специальности, соответствующей его природным склонностям и навыкам. Приложив усилия к процессу зачисления в вуз, выбору и обустройству помещений в студенческом общежитии, парень будет больше ценить то, что он имеет.
Как быть со взрослыми?
Если ваш великовозрастный сын или дочь не хотят работать или учиться, живут на всем готовом и ведут себя как избалованные малыши – выход один. Нужно немедленно перестать опекать такого человека, не давать денег, предложить пожить самостоятельно.
Это категоричное решение дается нелегко – понятно, что вам жалко свое взрослое дитя, но необходимость действительно назрела. Можете, например, подарить себе возможность отдохнуть: съездите на курорт или к родственникам, а дитятко пусть поживет одно и само решает, на что и как ему жить.
Что делать с не желающим взрослеть взрослым ребенком?
Омикрон: эпидемиология
Инфекция передается воздушно-капельным, воздушно-пылевым и контактным путем. Заразиться омикроном можно при разговоре, в непроветренном помещении, при употреблении термически не обработанных продуктов, с которыми взаимодействовал заболевший.
Эксперты подчеркивают, что для заражения омикроном достаточно сухих частиц вируса, а не только микрокапель, выделяемых при чихании и кашле. Это говорит о возрастающей необходимости антисептической обработки рабочих поверхностей.
Инкубационный период (время, прошедшее от контакта с носителем инфекции до появления первых симптомов заболевания) может отличаться в зависимости от возраста, сопутствующих заболеваний, уровня иммунитета, количества вирусных частиц, проникших в организм, но в среднем составляет от 1 до 3 дней (против 5 — 7 дней при дельте).
Как не допустить ситуации, когда близкий человек не взрослеет?
По мере взросления ребенка давайте ему все новые и новые обязанности:
- подростку предложите подработать в каникулы и помочь семье;
- не решайте все проблемы за супруга или супругу, который не хочет становиться взрослым;
- предоставьте близкому человеку возможность быть ответственным за свою жизнь и решения.
Это нелегкий труд – быть взрослым, но и в этой поре есть свои прекрасные моменты, поэтому не лишайте близких людей шанса быть взрослыми. Человек становится взрослым только тогда, когда осознает, что нужно быть самостоятельным и ответственным.
Вы можете посмотреть полезное видео, где говорят о том, что значит быть взрослым:
Как повзрослеть в характере, стать серьезным?
- Отношение человека самому к себе имеет решающее значение в том, как воспринимают его окружающие. Поэтому начинать взрослеть следует с внутреннего мира, его зрелости и наполненности.
- Если голова занята компьютерными играми и социальными сетями, рассчитывать на серьезное отношение к себе не приходится. Такие люди даже после 30 лет будут получать выговор от родителей или супруги. И главное — считать это нормой.
Иногда ребенок может рассуждать взрослее, чем 30-летний инфантильный человек
Рекомендации как стать взрослее и серьезнее:
- Определиться с целью.
Чтобы стать взрослее, вам нужно определиться, зачем вам это нужно, что вам не нравиться сегодня в вашем характере и жизни.
Если вы хотите стать успешным в бизнесе, либо в другом деле, распишите свою цель на листе бумаги по пунктам:
- Кто. Определите для себя, сможете ли вы достигнуть цели в одиночку. Возможно вам понадобится помощь родителей, друзей или коуча.
- Что. Конкретизируйте свою цель. Невозможно достичь чего-то абстрактного. Например, вы хотите купить авто. Определитесь с бюджетом, маркой и техническими характеристиками.
- Когда. Поможет вам определить сколько времени вам понадобится для достижения цели.
- Где. Определитесь, где вы будете трудиться для достижения цели
- Зачем. Самый важный вопрос. Подумайте, действительно ли вам так важна цель и какую пользу она может принести.
- Найдите себе любимое дело и занимайтесь им.
- Хобби является хорошим способом борьбы со стрессом и гневом. Основная цель увлечений — помочь самореализоваться.
- Выбирайте хобби, которое принесет вам пользу и прокачает ваши навыки. Например, игра на гитаре, искусство фотографии, рукоделие. Ищите себя.
- Сделайте себе ежедневное расписание.
- Расписание на каждый день позволит выработать дисциплину, серьезность. Также позволит сделать больше дел, чем без расписания.
- Замечено, что человек может работать быстрее и продуктивнее, если у него есть четкий план действий.
- Если вам кажется, что нечего записать, начните с таких элементарных пунктов как: приготовить завтрак, почистить зубы. Вскоре вы сможете записывать более значимые пункты.
- Читайте книги успешных людей.
- Книги делают человека более сообразительным и творческим, помогают жить дольше и в целом приводят к успеху в жизни.
- Занимайтесь спортом.
- Спорт он не только дисциплинирует, но и помогает избавиться от вредных привычек, учит ставить цели и достигать их.
- Формирует волевые качества характера, самоорганизованность.
- Учит правильно воспринимать не только победы, но и поражения.
- Во время тренировок вы анализируете почему то или иное действие у вас не получается, и что сделать, чтобы достичь успеха, не смотря на страхи и неуверенность в своих силах. И в итоге — побеждать.
- Это и есть фундаментальная основа уверенности в себе.
- Общайтесь с серьезными людьми.
- Это могут быть друзья, знакомые, родители. С кем вы чаще общаетесь, тем и становитесь.
- Найдите пример для подражания (на работе). Найдите человека, успехом которого вы восхищаетесь. Попросите его стать вашим наставником. Например, если ваш коллега профессионально выполняет свои обязанности, несмотря на препятствия, создаваемые политикой компании, поступайте так же как он.
- Победите все страхи.
- Из-за нерешительности мы часто не достигаем того желаемого, того, о чем так мечтаем. Отпустите предрассудки.
- Включите здравый смысл и смотрите только на факты.
- Преодолевая страх, вы обретаете ту необходимую твердость в характере, которая станет вашей направляющей в принятии решений и достижении целей.
Боритесь со страхами
Лечение омикрона
В разные периоды пандемии рекомендации по лечению коронавирусной инфекции претерпевали ряд изменений. Схема лечения омикрона отличается в зависимости от возрастной группы и общего состояния здоровья пациента, тяжести патологического процесса, риска осложнений. В глобальном смысле предполагается снижение числа госпитализаций и, как следствие, смещение основной нагрузки со стационаров на амбулаторное звено.
Пациентам следует помнить, что категорически нельзя заниматься самолечением: принимать антибиотики и тромболитические препараты. Вирусы невосприимчивы к антибиотикам
, бесконтрольный приём этих препаратов приведёт к дисбалансу микрофлоры, снижению защитных резервов организма и прогрессированию заболевания. Даже при более агрессивных вариантах решение о назначении антибиотиков принимает врач, исключительно в случае доказанных бактериальных осложнений и с учетом чувствительности бактериальной флоры. Противосвертывающие же препараты могут вызвать или усугубить имеющиеся анемию и тромбоцитопению, привести к сердцебиению и внутреннему кровотечению, поэтому тоже могут приниматься только по назначению врача и при мониторировании коагулограммы (исследование, оценивающее состояние свёртывающей системы крови).
Чем же тогда лечиться?
Пациенту доступны традиционные методы лечения: обильное питье, прием витаминов С, D, витаминов группы В и магния, симптоматическая терапия: прием ибупрофена или парацетамола при температуре 380С. Часто терапевтами рекомендуются противовирусные препараты (например, гриппферон). Если температура 380С и выше держится более трех дней, необходимо проконсультироваться с врачом.
Симптомы и признаки омикрона
Одним из наиболее частых и при этом наименее информативных симптомов заражения омикроном является боль в горле. На нее жалуются до 80% заболевших. Боль часто сопровождается першением, кашлем. Патогномоничные признаки (показательные симптомы, на основании которых можно сразу поставить диагноз) такие как потеря обоняния и вкусовых ощущений, для омикрона не характерны.
Распространенными жалобами при омикроне являются головная боль и боль в глазных яблоках, боль в мышцах, насморк, чихание, заложенность носа и потеря аппетита.
Подъем температуры при омикроне варьирует, у многих привитых заболевание протекает на фоне нормальной температуры, у ряда пациентов отмечается температура до 380С и выше, при этом температура обычно спадает после приема жаропонижающих средств (в отличие от дельта-варианта, который зачастую вызывал так называемую резистентную гипертермию, устойчивую к стандартным жаропонижающим препаратам). Высыпания чаще отмечаются у детей.
Что касается нарушений со стороны желудочно-кишечного тракта, врачи призывают быть бдительными. В условиях эпидемии все мысли так или иначе вращаются вокруг коронавируса, однако отсутствие аппетита, боли в животе разной локализации в сочетании с повышенной температурой, тошнотой, жидким стулом и общим недомоганием могут свидетельствовать как о пищевом отравлении, так и о воспалительном процессе (например, аппендиците), требующем хирургического вмешательства. Если Вы не отмечаете у себя характерных для омикрона боли в горле и в глазных яблоках, но страдаете от подъема температуры и болей в животе, не занимайтесь самодиагностикой, обратитесь к специалисту.
Симптомы омикрона у мужчин и женщин не имеют достоверных различий, более информативно деление на возрастные группы. К группам риска относятся дети и младенцы, пожилые люди, а также лица с хроническими заболеваниями.
Педиатры обращают внимание на опасные признаки дыхательной и сердечной недостаточности, выраженной интоксикации организма. Так, если у ребенка отмечается одышка, учащенное дыхание, посинение ногтей и носогубного треугольника или он предъявляет жалобы на дискомфорт в межреберьях или подреберьях, следует незамедлительно обратиться к врачу. Детям и подросткам как не вакцинированной прослойке населения следует особенно беречься, избегать контактов с потенциальными носителями, отказаться от пребывания в местах массового скопления людей, при необходимости находиться там в масках или респираторах.