Пассивность в жизни. Что значит быть пассивным человеком?


Позиция пассивного человека

Психологическая слабость, неспособность к энергичным действиям, безответственное поведение, проявление апатии к успеху – называется пассивностью. Для пассивного человека происходящие вокруг события не имеют значения. Пессимист погружён в зависимости и мысли, видит в окружающем негатив. Пессимист страдает сниженной энергетикой.

Бездеятельность ограничивается страхом перед сложностями жизни. Агрессивность в характере человеческой личности проявляется некоторой формой пассивности. Она выражается в:

подавлении гнева и негативных эмоций; панике перед возможным лидерством; сдерживаниеи высказываний по поводу конкретных ситуаций в коллективе, семье, обществе.

Человек, страдающий пассивностью, оправдывает бездействие, мысли, боится жить полноценно.

Пассивность в жизни. Что значит быть пассивным человеком?

Выбор позиции: Я хороший – Я плохой

Ребенок падает в лужу на детской площадке – ревет, хватается за ссадину на коленке, смотрит в сторону мамы. Мама, вне себя от ярости – ей придется испачкать в луже новые босоножки. Вместо успокаивающих поглаживаний и утешения мать отвешивает малышу несколько увесистых ударов куда ни попадя. Малыш падает вторично, срывается в истерику. Вторая вероятная реакция – откровенное веселье. Маме забавно наблюдать, как неловко ее маленький мужичок растянулся во весь рост. Ребенок пребывает в шоковом состоянии – ожидания помощи не только не оправдались, его призыв обернулся дополнительным стрессом.

Конечно, все может произойти с точностью до наоборот – мама вовремя подоспеет, утешит и полностью оправдает ожидания малыша.

Негативные или позитивные с точки зрения ребенка ситуации в той или иной степени повторяются постоянно, жизнь подводит его к необходимости ответить себе на вопрос: почему так происходит? И в зависимости от того, каков будет его ответ, сформируется его жизненная позиция на всю оставшуюся жизнь. Проблема в том, что в раннем возрасте малыши доверяет родителям абсолютно: мама – высшая мудрость. Она всегда и во всем права. И к мысли, что мама может быть «просто дура» ребенок придет не раньше 15 лет.

Если родители готовы правильно воспитывать ребенка с первых дней его жизни в его жизненной позиции сохранится позитивное содержание – обязательное условие благополучной и счастливой жизни.

Виды пассивности

Пассивное поведение индивидуума затрагивает аспекты жизни, начиная от коллектива на работе и заканчивая семейным кругом. Люди, обвиняющие других в бездействии, иногда сами представляют собой псевдоактивные личности. Что значит быть «активным»? Это значит ручаться за поступки. Некоторые принимают активное участие в сферах деятельности, но ответственности на себя не берут. Это называется псевдоактивность.

Пассивность в виде деяния без поручительства психологи назвали «внешним центром контроля». Пример: мужчина не смог познакомиться с женщиной – бездействие; познакомился, но отношения рухнули – виновна женщина, а не мужчина. Это так же относится к форме бездействия.

Различают два вида бездеятельности:

Личная безынициативность

Групповая деятельность коллектива остаётся в стороне. Девиз пассивного человека: экономить психическую энергию, не вмешиваться, всё идёт своим чередом.

Не допускать ошибок, значит ни в чём себя не винить в последствие.

Коллективная безынициативность или «принцип Рингельмана»

В 19 веке учёные в области психологии провели эксперимент. Каждому человеку предлагали поднять тяжёлый предмет. После фиксации результатов, подопытных распределили в три группы: два человека, четыре и восемь.

В первом опыте каждый человек поднимал сорок килограмм. В группе, где находились два человека, поднятый вес должен быть 80 кг. Четыре человека должны поднять 160 кг, восемь – 320 кг. Психологи уверены, что работа в коллективе даёт максимальные результаты.

После проведения испытания показатели коэффициента трудового участия групп оказались противоречивыми: 1 группа – сумма поднятого веса 70 кг; 2 группа подняла 75 кг; 3 группа – 160 кг. Это говорит о неполной физической инициативности отдельно взятого индивидуума.

При групповой нагрузке человек экономит энергетические ресурсы. Работа в одиночку предполагает максимальную отдачу энергии. Вывод: на достижение высоких результатов влияет наименьшее количество исполнителей обязанностей. Так устраняется коллективная пассивность.

Предназначение.

Опросник предназначен для выявления основных жизненных позиций испытуемого. Под жизненной позицией здесь подразумевается элемент жизненной стратегии человека, сознаваемый или неосознаваемый, определяющий базовое поведение в межличностном общении человека. Опросник построен так, что испытуемый может оценивать себя или другого человека. За основу взяты четыре типа жизненных позиций, предложенные Э. Берном: «Я хороший — ты хороший», «Я хороший — ты плохой», «Я плохой — ты хороший», «Я плохой — ты плохой».

Методика предназначена для использования в профессиональной деятельности практических психологов и психологов-исследователей.

Методика не содержит в себе шкалы лжи. Поэтому в ситуациях, когда достоверность ответов может быть поставлена под сомнение, желательно использовать методики, определяющие искренность ответов.

Стимульный материал состоит из двенадцати незаконченных фраз, для каждой из которых имеется три возможных продолжения. В каждом случае испытуемый должен выбрать один и только один вариант продолжения. Не следует торопить испытуемых, наоборот желательно стимулировать их к вдумчивым и хорошо взвешенным решениям, подчеркивая важность объективности и непредвзятости в оценках.

Методику можно проводить как индивидуально, так и в группе. Опросник подходит для решения широкого спектра профессиональных задач. Довольно хорошую пищу для размышлений он даёт при составлении психологических портретов. Хорошо подходит для случаев анализа социально-психологического климата, проблем межличностного общения. Методику можно использовать и для целей профотбора/профподбора, но лучше будет, если самоанализ человека дополнится оценками со стороны других, знающих его людей (по этой же методике).

Кроме данных для анализа жизненной позиции испытуемого данную методику можно использовать для диагностики качества самооценки испытуемого, сравнивая его результаты с референтными. Также можно попросить испытуемого оценить «себя в будущем», «идеального себя», чтобы оценить личные тенденции.

Оцениваемые качества. Жизненная позиция

Возрастная категория. 18+

Классификация пассивности

Бездействие

Проблема не вызывает никакой реакции. Человек парализован риском стать «ответчиком» за ситуацию. Пример:

во время семейного конфликта жена молча выслушивает угрозы подвыпившего мужа; на работе случился несчастный случай с коллегой. Имея медицинское образование, сослуживец не оказывает помощь, так как боится повлиять на ситуацию, стать виновником гибели коллеги.

Характеризуется неадекватными поступками, безнадёжностью.

Чрезмерное привыкание

Подчинение воли к требованию другого индивидуума. Личные желания остаются в стороне. Наступает «покорность» в исполнении поручения, правил поведения. Пример:

служащий фирмы выполняет работу, не понимая её значения; муж слушает указания жены с дефицитом внимания, без акцента на результат этих требований.

Человек неадекватно реагирует на полученную информацию.

Раздражение, аффективное состояние

В этом случае человек принимает позицию бессознательного «активного» существования. Создаёт вид работы, много шума, суетится:

барабанная дробь пальцами по поверхности во время деловой встречи, серьёзного разговора; дама жалуется на побои мужа, рассказывает о драках в семье подругам, но заявление в полицию не пишет; девушка сильно кричит и покрывается красными пятнами, ругаясь с продавцом, не выдавшим чек.

Состояние носит характер агрессивного поведения.

Разрушение

Разрушительное поведение выражается мыслями и чувствами, не правильное соотношение действий к причине. Пример:

волонтёр приходит домой к алкоголику и предлагает курс лечения в реабилитационном отделении. Пьяница кидается на сотрудника социальной помощи с угрозами и кулаками; мать избила сына за неудовлетворительное поведение в школе. Вследствие ощущения вины перед ребёнком пьёт алкоголь.

Разрушительное поведение сопровождается чувством безнадёжности.

Как сформировать активную жизненную позицию?

Различия между активной и пассивной жизненной позицией, как видно, лежат в области ответственности за себя и свою жизнь. Проактивный человек берет ее на себя, реактивный — все время норовит переложить на кого-то или что-то. Значит, все, что нужно сделать для формирования активной жизненной позиции и отказа от пассивной, в общих чертах сводится к двум пунктам:

  1. Взять на себя ответственность за то, что сейчас с нами происходит и происходило раньше. Разумеется, только то, что реально зависело от нас: наши выборы, решения, чувства, мысли, действия, реакции. За погоду, пробки, поведение и состояние других людей мы ответственности нести не можем.
  2. Взять на себя ответственность за свое будущее — опять-таки в том, что мы сами строим из своей жизни.

Принятие ответственности — первый шаг к проактивной жизненной позиции. Однако, взять эту самую ответственность — не такая простая задача для того, кто с детства привык ее избегать и вырос среди таких примеров… Ее даже увидеть не всегда получается, и еще хуже — человек постоянно путает свою ответственность с чужой, «чувствуя» ответственность за то, что от него никак не зависит и одновременно не отвечая за себя. Предлагаю следующий план для смены пассивной жизненной позиции на активную:

Алгоритм формирования активной жизненной позиции

  1. Первый пункт самый сложный: найти свою ответственность за свою жизнь. Слишком «очевидно», что «виновато» в нашем положении правительство, экология, начальник, родители, муж / жена, квартирный вопрос, время такое… В чем же наша-то ответственность? — Например, в том, что мы ничего не делали, а просто плыли по течению, принимая то, что оно несет. Я встречала людей, которые в 50 лет оправдывали свои неудачи тем, что их родители не так воспитали! Хочется спросить: «А где ты-то был последние 35 лет после того, как родители тебя воспитывали?» Причем ведь не может человек совсем ничего не делать, даже абсолютное бездействие — это тоже наш выбор, который имеет последствия. И выбор у нас всегда был и остается.
  2. Признать свою ответственность за то, как мы относимся к обстоятельствам нашей жизни. Если они вызывают у нас депрессию, возмущение или еще какой вид жалости к себе, и мы поглощены переживанием этих эмоций — то все ясно, эти обстоятельства нам нравятся! Признаемся себе в этом честно. Чтобы признаться было легче, можно прочитать книгу Эрика Берна «Игры, в которые играют люди» — хорошо прочищает мозги. Наша реакция — это тоже наш выбор, и это надо постараться признать. На одни и те же обстоятельства люди реагирует по-разному, так что не надо больше говорить, что «Меня довели» или «Я не мог иначе». И если бы мы в свое время реагировали иначе в сотне случаев, то мы имели бы сейчас совсем другие обстоятельства… Подумаем об этом в красках. Чувствуете, как окрыляет сознание своей свободы и того, что от вас все зависит? Человеку очень не комфортно чувствовать себя жертвой, даже если он всю жизнь так чувствовал.
  3. После того, как удалось признаться в том что мы — виновники того, что с нами происходит и происходило, не стоит тратить силы на то, чтобы ругать себя последними словами и, опять же, впадать в депрессию от своей никчемности. Наоборот, все негативные эмоции лучше выбросить, а жалость к себе — в первую очередь. Слезами горю не поможешь. С этой привычкой непросто справиться, но возможно. Причем, не надо пытаться побороть в себе эту жалость или гнев — от внимания такие эмоции только разрастаются. Энергию лучше направить на более конструктивный вопрос: «Что теперь делать?» Теперь, когда мы осознали свою свободу в выборе реакции, мы можем поискать положительные моменты и возможности в обстоятельствах. И вот мы уже задумываемся о будущем.
  4. Следующий очень важный вопрос: Чего мы хотим? Не «хотелось бы дачу на Мальдивах…», а реально — чего? А принимая во внимание то, что этого придется достигать, прилагая ряд усилий и принося определенные жертвы? — Просто так ведь ничего не бывает. Еще одна черта реактивной позиции — «хотеть, чтобы у нас все было, а нам за это ничего не было». Именно за счет этой нашей любви к «халяве» живут десятки и сотни тысяч мошенников, которых сейчас столько развелось. Они предлагают легкое решение всех наших проблем — и решают таким образом свои. А наши проблемы не решаются — зато у нас появляется повод возмущаться их нечестностью и жалеть себя бедненького, которого опять «кинули»… Но согласитесь, если у нас, например, есть здоровье (обстоятельства) и мы хотим стать олимпийским чемпионом, то нам придется приготовится к тому, что нас ждут годы изнурительных тренировок — иначе никак. Почему же в других областях жизни должно быть по-другому?
  5. Определившись с желаниями, трансформируем их в цели. Здесь возникает еще один важный вопрос: «Что мы готовы сделать и чем пожертвовать для достижения своих целей?» Готовы ли мы дополнительно учиться и работать, чтобы разбогатеть, например? В обстоятельствах, в которых мы находимся, у нас есть два пути: потрудиться для создания других обстоятельств или научиться с жить и радоваться с имеющими (для чего тоже придется потрудиться). Может, мы выберем второй путь — главное, что это наш выбор. И мы уже не чувствуем себя жертвой и не имеем морального права ныть. Зато можем подумать над тем, что мы можем сделать для того, чтобы что-то изменить в лучшую сторону — наладить или порвать отношения, например. Главное — определиться с целями. А под них уже можно продумать задачи. Успешный человек, который сам строит свою жизнь, имеет план этого строительства — без плана ничего построить нельзя.

Описать в одной статье все нюансы того, чем отличается активная и пассивная жизненная позиция и как поменять одну на другую, конечно, нереально. Но надеюсь, что мне удалось хотя бы в общих чертах прояснить этот вопрос. Формирование активной позиции происходит исключительно в нашей голове — путем осознания и принятия на себя ответственности. В принципе, это единовременный акт, но углубление позиции и перестройка привычных реакций займет какое-то время.

Тут очень могут помочь различные книги и даже тренинги успеха. Они все говорят по сути одно и тоже, но пока мы не усвоили эту философию как «свою родную», нам необходимо повторение и разъяснение. И только после того, как мы укрепимся в активной жизненной позиции, приняв на себя ответственность за свою жизнь и обозначив свои цели, можно начинать искать конкретные методики, которые помогут нам эффективнее этих целей достичь, или создавать для себя методики самим — это уж кому как нравится. Успехов вам! До новых встреч!

© Надежда Дьяченко

Как проявляется пассивность?

Определить манеру поведения человека в обществе не сложно.

Человек способен к самоуничижению. Потребности мира ставит превыше своих желаний. В быту, на работе, социуме – ведомая персона.

Человек бездействует не всегда, только в случае определённой ситуации. Пример: драка на улице. Случайный прохожий не предпринимает действий из-за страха получить удар от нарушителей порядка. Или боксёр: на ринге проявляет повышенную агрессию к противнику, но в жизни не противостоит желаниям девушек.

С чего начать формирование АЖП

Жизненная позиция — что значит

Ещё в семидесятые годы двадцатого века в СССР перед психологами, социологами и педагогами ставились задачи по становлению у подрастающего поколения АЖП. Главной целью было вовлечение советского гражданина в общественно-политическую жизнь. Этому способствовали Всесоюзная пионерская организация и Ленинский комсомол.


Пионерская организация им В.И. Ленина

С изменениями в стране многие из направлений формирования АЖП перестали что-то значить. Школьники уже не пишут сочинений на характерные темы типа: «Почему я хочу быть похожим на Павла Корчагина». Однако, как показывают результаты собеседований с современными молодыми людьми, активные жизненные взгляды помогают им самоопределяться в обществе. АЖП часто отмечается в их резюме. Лишь собирание всех личностно-ориентированных позиций в одно целое позволяет делать карьеру, как профессиональную, так и политическую.

Важно! Только планомерное и методичное формирование взглядов на жизнь на всех этапах развития индивида впоследствии помогает ему самовыражаться в жизни и добиваться существенных успехов. К

А. Абульханова-Славянская (советский и российский психолог-исследователь) объясняет понятие АЖП, как результаты личностных достижений и взаимосвязей индивида в жизни. Она считала, что это главный потенциал совершенствования личности

К. А. Абульханова-Славянская (советский и российский психолог-исследователь) объясняет понятие АЖП, как результаты личностных достижений и взаимосвязей индивида в жизни. Она считала, что это главный потенциал совершенствования личности.

Как известно, начинать новую жизнь у людей принято с понедельника или любой значимой даты. Поставив перед собой какую-либо цель, человек говорит себе: «Всё! С понедельника начинаю жить активно, ходить на собрания общественности, защищать животных и вообще!».

Внимание! С активной жизненной позицией такие фокусы не проходят, но, если определённый фундамент не был заложен с детства, отчаиваться не нужно. Стоит сначала рассмотреть все этапы личностного формирования человека и найти интервал, в котором он находится, чтобы внести необходимые коррективы

Стоит сначала рассмотреть все этапы личностного формирования человека и найти интервал, в котором он находится, чтобы внести необходимые коррективы.

Последствия бездействия человека

Для самого человека пассивность оказывает негативное воздействие на все сферы жизнедеятельности. Итогом отрицательной черты характера становятся: увольнение, развод, болезнь, проблемы, смерть.

Человек не достигает идеалов, мечты, жизненных задач; Появление алкогольной, наркотической зависимости; Индивидуум накапливает обиду, злость, огорчения; Пассивность становится причиной неустойчивой психики; Человек перестаёт принимать решения сам.

Владеть.

Примеры похожих учебных работ

Развитие личности и жизненные кризисы

… потребностей), личность человека тоже „производится”– создается общественными отношениями, в … показывает, что содержание личности с позиции разныхтеоретических представлений гораздо … теме: Развитие личности и жизненные кризисы Задачи …

Отношение общества к смерти и умирающим.

… «Тяжелобольные и умирающие в семье» Люди жестоки, но человек добр. Тагор, Отбившиеся птицы Отношение общества к смерти и умирающим. При взгляде на общество в целом возникает целый ряд вопросов. …

Совладание с трудными жизненными ситуациями

… состоит из усилий человека найти в обществе информационную, материальную и … страницам нашей жизни. Перед Вами описание различных трудных жизненных ситуаций. Внимательно … усилий человека изменить ситуацию, проявления неприязни и гнева в отношении того, …

Когнитивное оценивание трудных жизненных ситуаций

… людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации 66 Заключение 75 Литература 80 Приложения 86 Введение Жизнь человека в современном обществе … жизни и способы согласования своих отношений с собой, другими людьми, … ситуации с позиций внешних наблюдателей …

Вопросник самоактуализации личности

… личность, сложилось на основе психологического иссле­дования особенностей жизни, деятельности и общения душевно здоровых, творческих и счастливых людей. … специфических особенностей самоактуали­зации в нашем обществе несбывшегося социализма и все никак …

Частые высказывания пассивных людей

Люди, страдающие апатией или бездействием, не бывают «молчунами». Представитель социума способен выражать пассивность «активными» репликами и фразами. Результат зависит, в какой ситуации находится субъект. Какие фразы бытуют в лексиконе пассивного человека?

Чему быть – того не миновать

Упование на чудо — отрицательная черта характера. Пессимист считает, что именно Жизнь обязана ему дать привилегии. Удача не ждёт каждого в конце пути. Желательно регулярно проводить работу со своей самооценкой, возникшими ситуациями, улучшать взаимоотношения в семье, в коллективе, социуме.

Постоянное невезение – это «моё» кредо

В жизни каждого человека могут случаться положительные и отрицательные события. Невезение не поражает индивидуальную персону. Конфликтные ситуации, проблемы — следствие бездействия и апатии. Чтобы не пожинать плоды горечи и разочарования, лучше предупредить их.

Выражение согласия на поражение

Даже признанные люди подвержены победам и поражениям. Результат зависит не от успеха отдельной личности, а от подхода к решению возникающих проблем. Чем больше требуется от жизни, тем больше препятствий возникает на пути. Пример: поломка автомашины на трассе, спустило колесо и кончилось топливо. Пессимист подумает о конце путешествия. Оптимист зовёт на помощь у встречных водителей.

Успех не приходит без везения

Концентрация на собственных усилиях – залог удачи.

Выбор позиции: Я хороший – Я плохой

Ребенок падает в лужу на детской площадке – ревет, хватается за ссадину на коленке, смотрит в сторону мамы. Мама, вне себя от ярости – ей придется испачкать в луже новые босоножки. Вместо успокаивающих поглаживаний и утешения мать отвешивает малышу несколько увесистых ударов куда ни попадя. Малыш падает вторично, срывается в истерику. Вторая вероятная реакция – откровенное веселье. Маме забавно наблюдать, как неловко ее маленький мужичок растянулся во весь рост. Ребенок пребывает в шоковом состоянии – ожидания помощи не только не оправдались, его призыв обернулся дополнительным стрессом.

Конечно, все может произойти с точностью до наоборот – мама вовремя подоспеет, утешит и полностью оправдает ожидания малыша.

Негативные или позитивные с точки зрения ребенка ситуации в той или иной степени повторяются постоянно, жизнь подводит его к необходимости ответить себе на вопрос: почему так происходит? И в зависимости от того, каков будет его ответ, сформируется его жизненная позиция на всю оставшуюся жизнь. Проблема в том, что в раннем возрасте малыши доверяет родителям абсолютно: мама – высшая мудрость. Она всегда и во всем права. И к мысли, что мама может быть «просто дура» ребенок придет не раньше 15 лет.

Если родители готовы правильно воспитывать ребенка с первых дней его жизни в его жизненной позиции сохранится позитивное содержание – обязательное условие благополучной и счастливой жизни.

Пассивная агрессия. Как с ней бороться?

Пассивно-агрессивного поведения сводится к одному принципу: чувствуя беспомощность, бессилие и страх, он или она избегает прямой конфликтной ситуации. Итогом становится безмолвное сопротивление, «тихая битва». Выражается:

сарказмом молчанием саботажем критикой невыполнение поручений

Пассивная агрессия бывает намеренной. Один субъект принудительно подталкивает второго на возникновение конфликта. В семьях, где отец выступает в роли доминанта, остальные члены семьи чаще всего становятся бездейственными агрессорами. Пример: подружка говорит второй, что не будет говорить её отцу, зная, какой он деспот, о случившемся конфликте в школе.

ОПИСАНИЯ ТИПОВ

1. Я хороший — ты хороший (ХХ).

Человек проявляет в процессе взаимодействия с другими добрую волю, не просит ничего взамен. Он отдаёт и то, что может отдать, и то, что считает полезным и приятным для другого. Не любит давать другим людям оценки. Не требует постоянного к себе внимания и способен хранить отношения многие годы. В сложных ситуациях ищет совета, очень редко требует помощи. Он уверен, что если другой человек способен посодействовать, то поможет. Однако для поддержания хороших отношений периодически может просить о чём-то не очень важном. Отношения с другими строит исключительно на положительных эмоциях. Категорически не приемлет «пинг-понга» «Ты мне — я тебе».

2. Я хороший — ты плохой (ХП).

Весьма сдержан в общении, хорошо контролирует свои эмоции. Часто малоэмоционален, однако может использовать эмоции в качестве средства достижения цели. В общении делает акценты на улучшение другого, его исправление. Любит, когда его слова достигают цели и его личный вклад в воспитании остался замеченным. Не любит много болтать, совершенствует свою речь. Старается, чтобы речь была максимально эффективной, ищет к каждому свой ключик. Любит спекулировать темой долга. Если ему что-то требуется от другого, то прямо заявляет, что «ты должен», намекая при этом на какие-то свои особые заслуги, значимость. Любит власть. Часто его действия внешне кажутся лишёнными здравого смысла, потому что внутренняя логика иногда бывает очень вычурна.

3. Я плохой — ты хороший (ПХ).

Старается получить как можно больше от окружающих, при этом редко проявляя добрую волю и не всегда давая что-то взамен. Знает, что сильно задолжал окружающим, но испытывает от этого знания удовольствие, которое часто носит некий трансовый, мистический оттенок. Любит поспекулировать на тему любви. Не ведёт строгий учёт добрых дел, которые сделал он и для него, однако имеет чёткий перечень «хороших» людей, которые готовы что-то дать. Систематически по этому перечню рассылает мелкие требования, поддерживающие «тонус отдавать». Говорлив, и на словах может горы свернуть для своих партнёров. Постоянно требует внимания и может быть привязанным к другому долгие годы, если тот не потерял «тонуса отдавать». Любит разного рода трансовые переживания, по возможности строит на них отношения. Любит давать оценки.

4. Я плохой — ты плохой (ПП).

Эта жизненная позиция характерна для криминальных личностей, но не только. С одними людьми отношения (деловые) строятся на отрицательных эмоциях: страхе, тревоге, ненависти и пр. С другими же людьми человек строит отношения на гедонистической почве, так как вместе легче получается удовлетворение (секс, азартные игры, наркотики и т.п.).

Никогда не проявляет добрую волю в отношениях. Если же иногда проявляет «широту души», то либо потом начинает жалеть об этом, либо же начинает ждать от других ответных аналогичных поступков. Серьёзно считает, что никто из людей не делает ничего «просто так». В общении с другими про третьи лица говорит неодобрительно, не жалеет чёрных красок. Если же и одобряет кого-то, то преследует некие корыстные цели. Чем больше общается, тем больше находит в других людях недостатков. Неспособен на длительную привязанность. Старается не отдавать больше, чем получает. Ведёт в своей голове или даже на бумаге строгий учёт всех «добрых дел», которые сделал он и для него.

Примирение пассивности и активности

Что может повлиять на человека пассивного? Какие шаги следует предпринять, чтобы усилить физическую и социальную активность? Внутренний источник энергии индивидуума должен работать не только в экстренных ситуациях, но и при наличии повседневного уныния, отсутствии интересов, зависимостях. Причиной может стать лень, отсутствие поддержки, негативный настрой на ситуацию.

Совет:

перед делом следует тщательно спланировать тактику действий исключить слабоволие и включить самообладание не пользоваться прошлым неудачным опытом найти поддержку в окружении

Когда и как она формируется?

Фундамент жизненной позиции закладывается в раннем детстве. И уже по мере взросления ребенка ее стенки либо укрепляются, либо ослабевают. Построение этого каркаса будет зависеть от родителей и близкого окружения, в котором рос индивид. А именно: от наследственности, воспитания, семейных традиций и прочего.

Но это не значит, если был получен плохой жизненный опыт, личность не будет обладать никакой или пассивной жизненной позицией, вовсе нет, ее сознательно можно изменить, как и характер. Итак, уясним: формирование жизненной позиции начинается с самого рождения. Посмотрите на себя со стороны, если вас не устраивает жизнь, переосмыслите ее, возможно, что-то делаете не так. Попробуйте изменить себя.

Как не ошибиться в выборе дамы?

Как сделать выбор между двумя женщинами? Это невероятно сложный вопрос, единого ответа на который не существует.

Психологи нередко советуют учитывать общность интересов, социальное равенство, одинаковое образование и прочие, подобные факторы. Однако в жизни не так уж сложно найти массу примеров крепких счастливых браков, при заключении которых не одно из условий соблюдено не было.

Разумеется, можно представить себе, какой станет жизнь с каждой из женщин через 10, 20 лет. Обсудить проблему с друзьями или родными, выслушать их советы. Проанализировать плюсы и минусы каждой из дам, учесть их то, в каких семьях они выросли. Но все это никогда не станет гарантом правильности выбора, если речь идет о взаимоотношениях людей. Заглянуть в голову и душу другого человека невозможно. Анализируя и оценивая других, человек фактически делает выбор между собственными представлениями о них.

Может быть, если встает вопрос о выборе между двумя дамами, это свидетельствует о том, что ни одна из них не подходит, не является единственной и неповторимой?

Если же выбрать все-таки нужно, стоит провести своеобразное тестирование. Нужно оказаться в экстремальной ситуации и посмотреть, как поведут себя кандидатки на сердце и руку. Например, можно разыграть автокатастрофу, после которой человек лишился возможности двигаться. Но нужно понимать, что такое тестирование требует времени и создания иллюзии, неотличимой от реальности. Первой реакцией обеих дам будет «любовь до гроба», но через месяц или два останется только та, которая не боится сложностей. Однако, не уйдет ли она, узнав о том, что ее тестировали? На этот вопрос ответа не существует.

Основные этапы развития личности

Ролевой конфликт — что это такое в социологии

Опираясь на то, что развитая личность – это взрослый человек, немецкие мастера психоанализа, Зигмунд Фрейд и Эрик Эриксон, придерживались возрастной градации. Каждый из психоаналитиков по-своему трактует различные периоды этих градаций, но во всех разъяснениях можно выделить общие позиции.

Фрейд считал, что всякая человеческая активность определена инстинктами и признавал только два из них: инстинкт жизни и инстинкт смерти. Психоаналитик считал главными в личностном развитии – сексуальные инстинкты.


Стадии развития по Фрейду

Если обращаться к общепринятой градации, то человеческое развитие претерпевает изменения, поднимаясь по следующим ступеням:

  • младенчество – от рождения до 1 года;
  • раннее детство – от 1 года до 3 лет;
  • возраст дошкольника – от 3 до 6 лет;
  • возраст школьника – от 6 до 12 лет;
  • юность – от 12 до 19 лет;
  • молодость – от 20 до 25 лет;
  • зрелость – от 26 до 64 лет;
  • старость – от 64 лет до смерти.

Можно подробнее рассмотреть период от младенчества до юности. Основу психики в младенческом периоде составляет формирование пропорции: «доверие – недоверие». В первые дни младенец нуждается в заботе матери, через которую пытается понять, доверять этому миру или нет. Если она укрепляет в нём осознание доверия, то малыш настроен позитивно, может спокойно выдерживать кратковременное отсутствие рядом с собой мамы. Он воспринимает всё положительно, и мир для него предсказуем. Если забота со стороны мамы недостаточна или отсутствует вовсе, то недоверие и страх к окружающему миру закладываются на подсознательном уровне.

В раннем детстве параллельно с физическим развитием проявляются способности ходить, бегать, выполнять самостоятельно другие приёмы.

Важно! В этом возрасте ребёнок пытается начинать все делать сам. Родители должны аккуратно предоставлять ему такую возможность

Начинается формирование таких личностных черт, как самоконтроль и воля.

Главное в этот момент – излишне не опекать ребёнка и позволить ему освоить этап становления своей автономии. В противном случае будут заложены такие свойства характера, как слабоволие и неуверенность в себе.

В дошкольном возрасте наступает самый подходящий момент для формирования активной жизненной позиции. Именно в этом «возрасте игры» дошкольники вступают в социальные взаимодействия со сверстниками. Они общаются и играют с товарищами, начинают осознавать половые различия, учатся налаживать отношения с другими взрослыми (кроме родителей). В этот период закладывается Супер-Эго.

Ребёнок уже может брать на себя ответственность за младших по возрасту, начинает понимать смысл социальных ограничений. Пытается стать защитником для мамы, младшей сестры или брата. Он получает удовольствие от своей самостоятельности и на базе этого уже формирует собственные цели.

К сведению. В фантазиях при выборе игр и придумывании своих сценариев развития ситуации проявляются инициативность, независимость и творческая изюминка.

В этот момент развития важно не навязывать ребёнку свои идеи и мечты. Возможно, вовремя подмеченные и тактично поддерживаемые природные задатки успешно перерастут в развитие определённых способностей

Школьный возраст позволяет проявлять стремление к познанию внешнего мироздания и отодвинуть на второй план собственные психические переживания

Ребёнок пытается изучить всё то, что важно в обществе. Этот момент также продолжает способствовать формированию АЖП

Главное! Это период привития дисциплины и постановки задач для самостоятельных решений. В этом возрасте возникают острая потребность обучаться и тяга к творчеству. Существует нужда в поддержке со стороны взрослых людей.

Юность – значимый этап собственной идентичности и самоопределения. Это поиск своего места в жизни, переоценка ценностей. Переходный период в психике может приводить к выявлению всех ошибок, допущенных при воспитании в более раннем возрасте. При закладке активной социальной позиции это опасный момент.

Осторожно! Даже правильно заложенные активные жизненные взгляды могут иметь преломление в результате негативной самоидентификации. На пике этого возможно проявление девиантного поведения

Задача родителей, школы и общественности – провести необходимую коррекцию для направления психической энергии в нужное русло

На пике этого возможно проявление девиантного поведения. Задача родителей, школы и общественности – провести необходимую коррекцию для направления психической энергии в нужное русло.


Пример направления девиации

Ответственность и информация

Как сделать правильный выбор, если не владеть полной информацией о возможных вариантах? Разумеется, никак. Методики, помогающие в принятии решений, основывающихся на интуиции, задействуются только в экстремальных ситуациях.

Соответственно, важно узнать о возможных вариантах как можно больше, причем информация должна быть объективной и касаться как настоящего времени, так и прошлого, будущего. К примеру, если нужно выбрать место работы, то нужно выяснить все о том, как развивалась компания, часто ли ей требуются сотрудники, каковы ее перспективы

Ограничение зоны ответственности – это правило, призывающее не брать на себя слишком много или мало. То есть, раздумывая о выборе чего-либо, не нужно быть не излишне пессимистичным, не полным энтузиазма. Например, если речь идет о вступлении в брак, не следует пребывать в уверенности, что с годами партнер изменится под влиянием того, кто делает выбор, но и отказывать человеку в личностном развитии тоже не стоит.

Пример позитивного влияния

Если же мешают принять решение вполне объективные причины, то бороться с ними не следует. Что это может быть? Непреодолимые факторы, изменить которые человек не в состоянии.

Наиболее наглядно перечень таких причин нерешительности демонстрирует выбор профессии. Например, подросток мечтает о карьере оперного певца, поэтому медлит с поступлением в педагогический ВУЗ или кулинарный техникум.

Стоит отказаться от попыток сделать карьеру на оперной сцене в силу таких причин:

  • ограничения – нет слуха, голоса нужного диапазона и тембра;
  • мнение близких – подростку говорят об отсутствии артистизма, харизмы;
  • стереотипы – ребенок не занимался в музыкальной школе или в классах сольфеджио;
  • страхи – напрасная трата времени, провал на экзаменах, из-за которого будет «потерян» год;
  • негативный опыт – пение в караоке не вызвало восторга у слушателей;
  • неуверенность – нет представления о собственной состоятельности в желаемой профессии.

Таким образом, проанализировав причины нерешительности, человек понимает, что его правильным выбором будет тот, который ему диктуют обстоятельства.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]