Духовный мир человека является своеобразным зеркалом, в котором отражается интеллектуальная жизнь всего общества. Его основа — общественное сознание со всеми его структурными элементами и социальными уровнями. Вместе с тем личность имеет и свой, обособленный мир, способный функционировать самостоятельно, вне зависимости от происходящего в обществе.
На формирование духовного мира у личности оказывают влияние:
- условия повседневной жизни как бытового, так и общеполитического характера;
- целенаправленное воздействие на индивида со стороны общества;
- практическая деятельность в обществе;
- обучение, воспитание, совершенствование, контролирование самого себя.
Мировоззрение и смысл жизни эволюционируют во времени на рациональном и эмпирическом уровне с учётом психологии общества, его сознания и идеологии. Общественное сознание при этом становится основополагающей базой, на которой происходит формирование личности. В отличие от сознания индивида, сосредоточенного в основном на собственном интеллектуальном содержании и структуре, духовный мир человека направлен на воплощение мировоззренческих целей и человеческой сущности в целом.
Из чего состоит внутренний мир индивида
Духовный мир любой личности содержит в себе:
- систему ценностей, определяющих мировоззрение и придающих ему практический смысл;
- цели, которые осознанно ставятся для реализации своего ценностного багажа;
- духовные потребности, заключающиеся в возможности познать окружающий мир, выразить себя посредством искусства, науки, культуры и иных форм человеческой деятельности;
- способность к познанию и реализации себя в социальной среде тем или иным образом;
- убеждение в значимости своих действий для окружающих, основанное на уже сформированных взглядах на мир;
- эмоциональную и чувственную поддержку своих взглядов и действий со стороны авторитетной части общества.
Все это основано только на знаниях общества об окружающем мире и вере в его конечную справедливость. И то, и другое опирается на ценностный аппарат индивида и на его мировоззрение, которое может быть:
- повседневное — опирается на жизненный опыт и формируется исходя из складывающихся обстоятельств;
- религиозное — с основой на религиозные представления личности;
- научное — авторитетом для которого являются только научные знания;
- гуманистическое — исходящее из представлений о научности взглядов, их справедливости в социальном смысле, нравственности, а также из экологических соображений.
Система человеческих ценностей, из которой проистекает любое мировоззрение, ориентируется на устремления личности и смысл его жизни. Что же касается идеалов отдельного индивида, они выступают в качестве эталона поведения в обществе и мотивируют само поведение.
Духовные ценности отдельного индивида не вечны. Они зависят от условий жизни и могут варьироваться по ходу их изменения. Другое дело — общечеловеческие ценности, которые веками вырабатывала современная цивилизация. Основу их составляет духовная практика всех поколений человечества, включающая в себя универсальные потребности каждой личности вне зависимости от того, к какой она принадлежит расе, национальности, классу, религии или возрасту.
Приоритет общечеловеческих ценностей над индивидуальными несомненен. Внутренний мир любой личности должен формироваться именно в этих рамках. Индивид включается в общественную жизнь и понемногу осваивает его константы, выработанные временем и составляющие его нравственный фонд.
Что такое духовность и духовный путь?
Прежде всего, нужно понять, что такое вообще духовность и духовный путь.
Мое определение духовности звучит так:
Духовность – это чувство присутствия Высшего начала внутри себя и в окружающем мире, чувство единства с миром через Высшее и стремление максимально раскрыть в себе Высшее.
А если совсем коротко, то духовность – это Любовь.
Духовный путь – это жизнь, наполненная духовностью, то есть чувством Высшего начала и его раскрытием в себе.
Понять, что это означает, очень просто. Ведь Высшее начало внутри – это твои самые чистые, светлые и радостные помыслы и чувства, наполненные Любовью. Значит, духовный путь есть сознательное взращивание собственных самых чистых, светлых, радостных, наполненных Любовью мыслей и чувств, и следование этим мыслям и чувствам в собственной жизни.
Или духовный путь – это путь раскрытия Любви в себе и себя как Любви.
Подробнее о том, почему «духовность» на самом деле значит «Любовь», читай здесь.
Подлинно духовные люди наполнены светом и удивительно гармоничны.
Человека, идущего этим путем, очень легко узнать по той незримой атмосфере гармонии, которая его окружает.
Конечно, по большому счету, вся жизнь человека, каждое ее мгновение – это духовный путь. Жизнь, со всеми ее радостями, печалями и прожитым опытом – это постоянная возможность для раскрытия в себе Любви. В этом ее единственная цель и смысл. А все происходящие на жизненном пути события лишь подталкивают человека к реализации этой возможности.
При этом принадлежность к какой-либо религии не делает автоматически твой путь духовным. Только собственные мысли, слова и поступки – то единственное, что определяет тебя в этом мире.
Поэтому духовный путь – это постоянный процесс самоопределения. И в этом процессе самоопределения основную роль играют некоторые из твоих чувств и состояний.
Знания — одна из опор внутреннего мира
Сознание индивида, а с ним и духовный мир личности в своём формировании отталкиваются от приобретённых знаний об окружающей действительности, которые преломляются через призму уже имеющейся информации и опыта и закрепляются в человеческой памяти. Память фиксирует, хранит и, при необходимости, воспроизводит результаты познавательной деятельности. Эта функция человеческой психики избирательна: надолго запоминается не вся информация, полученная в определённый момент, а только та её часть, которая вызвала достаточно сильную эмоциональную реакцию и имеющая особое значение в жизни индивида. Всё прочее предаётся забвению и уже не относится к знанию.
Познание в духовной жизни работает как метод реализации сознания через жизненный опыт, полученный в результате взаимодействия личности с окружающей действительностью. Человечество выработало два основных пути приобретения знаний:
- Эмпирический. Основан на чувственном опыте, оставляющем в памяти конкретные знания об окружающем;
- Теория. Это те знания, которые включают в себя исторический опыт всего человечества, заключённый в художественной и научной литературе, произведениях культуры и искусства, архитектурных творениях, оставшихся от прошлого.
Мировосприятие жизни, получаемое эмпирическим путём, начинается у ребёнка с момента его рождения. Органы чувств получаются своего рода окнами в мир, через которые духовная жизнь малыша наполняется первыми впечатлениями, составляющими его мироощущение. Информация по мере течения времени накапливается в памяти, систематизируется там и впоследствии станет духовным ориентиром в практической деятельности.
Главным инструментом теоретического пути усвоения знаний становится язык. Именно с его помощью человек накапливает и обобщает чужой опыт, выходящий за пределы индивидуального сознания. Кроме того, язык облегчает общение с другими людьми, а также целенаправленное воздействие на них. Посредством языкового общения личность усваивает целый ряд норм и принципов, определяющих его поступки в социальной среде.
Эмпирические и теоретические познания, сведённые в логическое единство, образуют основу миропонимания индивида, или его интеллект. Уровень интеллекта определяется не только объёмом знаний. На первом месте у по-настоящему духовной личности стоит умение их использовать на практике.
Духовность как необходимая составляющая гуманизации личности
Духовность возникла в человеческом обществе на заре его становления и существует в нем в качестве жизнеутверждающего идеала благоговения перед жизнью. Представить эволюционный процесс общества вне духовности, а человека без духовных качеств, состояний и намерений невозможно. Духовный апокалипсис страшнее всемирного потопа, спасения не будет никому. Именно духовность явилась человеку механизмом его жизнеутверждения и гарантом сохранения рода человеческого на Земле.
Задача человеческого общества заключается в том, чтобы возвышаться, преодолевать животные, биологические узы, которые ограничивают и сковывают человека. Человек «больше чем животное», ибо он определен «принципом духа», противоположным биологической жизни, дух и жизнь пересеклись между собой в человеке. Дух «идеирует жизнь», а жизнь «животворит».
Духовность, являясь сущностью человека, выступает в качестве отражения и выражения не только способа его бытия в мире, но и образа жизни. Именно своим духом, а не только телом возвысился человек над миром, над самим собой. Дух привносит в бытие человека новую, бьющую ключом жизнь, которая становится просветляющей, освобождающей и преображающей.
В действительности духовность представляет собой конкретную жизнь человека, интеллектуально – чувственно – волевые силы которого в своей созидательно – конструктивной реализационной возможности направлены на трансформирование, преображение и совершенствование, как внутренних сил личности, так и внешних обстоятельств.
Духовность есть истинно положительная характеристика как бытия человека в его направленности на высшие проявления человеческого «Я». Она есть первенство высших общечеловеческих смысложизненных значений, «выход человеческого мироотношения за пределы материальных нужд, их преодоление (своеобразное снятие) в сфере субъективного «для себя бытия», возвышение над ним и обретение новых – бескорыстных, суперпрогматических отношений с миром, контактов с ним, восприятий, переживаний и постижений».
Важнейшая составляющая духовной сферы- ценностно – нормативная область сознания личности. В формировании отечественной ценностно – ориентированной модели большую роль сыграло и начинает играть сейчас православие. Ценностно – нормативная специфика отечественной культуры проявляется на двух уровнях: бытийном (в труде, быту, традициях, обрядах, праздниках) и на уровне самосознания. Здесь специфика культуры обнаруживает себя в языке, текстах культуры.
Как предполагал В. С Соловьев, идеал «полного и многостороннего развития личности» отодвигается на второй план в силу его неосуществимости, а в как богочеловеческого союза, объединяющего все национальности и проповедующего безусловные нравственные ценности) [1].
Отсюда следует, что элементы «других» культур получают смысл и значение лишь в контексте «своего» историко – культурного мира. Идеи и ценности, «генетически» не связанные с ядром культуры, начинают играть деструктивную роль, разрушая целостность культурной системы.
Ментальный срез антропологической модели, сложившейся в отечественной традиции, предполагает единство рационального и морального, «философского умозрения, рефлексии и религиозной веры». И. А. Ильин отмечал, что духовность доступна не только людям высокой культуры. «История всех времен и народов показывает, что именно образованные слои общества, увлекаясь игрою сознания и отвлеченностями ума, гораздо легче утрачивают непосредственную силу доверия к показаниям внутреннего опыта, которая необходима для духовной жизни. Уму, порвавший с глубиною чувства и с художественною силою воображения, привыкает обливать все ядом праздного, разрушающего сомнения; и поэтому оказывается в отношении духовной культуры не строящим, а еловек разрушающим началом. Напротив, у людей наивно посредственных эта разрушающая сила еще не начинает действовать. Человек «малой культурности» гораздо более способен прислушиваться к показаниям внутреннего опыта, т. е. прежде всего сердца, совести, чувства, справедливости, чем человек хотя бы и большой, но рационалистической
культуры. Простая душа наивна и доверчива; может быть, именно потому
Она легковерна и суеверна и верит где не надо;
но зато самый
дар веры
у нее не отнят; а потому она способна
верить и там, где надо.
Пусть духовность ее – некритическая, малоразумная, недифференцированная, тянет к мифу и к магии, связана со страхом и может заблудиться в колдовстве. Но духовность ее несомненна и подлинна, — и в способности внимать дыханию и зову Божию, и в любви сострадательной, и в любви патриотически жертвенной, и в совестном акте, и в чувстве справедливости, и в способности наслаждаться красотою природы и искусства, и в проявлениях собственного достоинства, правосознания и деликатности. И напрасно образованный горожанин стал бы воображать, будто все это недоступно «необразованному крестьянину»!.. Словом, духовная любовь доступна
всем
людям, независимо от уровня их культурности» [2].
Духовность, являясь частью личности человека, выступает в качестве реально – конкретно – возможного призвания человека творить себя, производить «Я» из самого себя. Для того чтобы стать субъектом духовности, человек должен осуществлять свою действительную сущность посредством взращивания в себе духовности как опоры, которая поможет ему выбраться из бессмысленности и бренности материально – животного состояния. Безусловно, достижение духовности, ее развертывание в рамках человеческого существования требует определенных усилий и труда. Более того, сам процесс преодоления теневых сторон жизни человек превосходит самого себя. Самоуглубляясь в себя человек способен широко раздвинуть пределы индивидуального «Я». Но человек не может только оставаться в себе, его душа ищет выхода из своего «Я». Осознание своего внутреннего «Я» — важнейший аспект духовного преображения и становления человека.
Духовность понимается как особое возвышенно – нравственное состояние личности, которое ориентировано на абсолютные ценности – Истину, Красоту, Добро – и пытается реализовать их в предметно целесообразной деятельности и общении. Именно духовность, формируя личность человека, и является тем высшим, невидимым духовным центром, вокруг которого вся суть, весь смысл человеческого существования. Духовное становится критерием и основанием истинности личностного развития и оценки жизни индивида, его мыслей, намерений и поступков. Увеличение в человеке духовности – это процесс наполнения его духовностью и «внутреннему подвигу» по пути духовного развития и творческого культивирования духовных состояний.
Конечно же, утверждая, что «мир спасет красота», Достоевский имел в виду не внешнюю, земную красоту. Идеалом подлинной красоты для него всегда оставался Христос, и конечное преображение мира, по мнению писателя, может наступить только после того, как мир обретет Христа. «Мир спасет красота Христа» — такую запись сделал Достоевский в подготовительных материалах к написанному позднее роману «Бесы». Там же он писал, что «подлинная красота есть духовное совершенство и смысл, воплощенные в совершенной телесности, сполна преображенной в земной действительности. Иными словами, красота есть конкретность воплощенной положительной духовности в пространственных и временных формах, пронизанных светом, цветами, звуками и другими чувственными качествами. Воплощение духовности есть необходимое условие полной реализации ее». Иначе говоря, истинная красота состоит в духовной чистоте и преданности идеалам Христа [3].
Духовность имеет свойство не замыкаться в себе и на себе, напротив, для нее характерно излияние и постоянное расширение пространства духовного взаимодействия. Стремление высказаться, «опредметиться» и тем самым освободиться от огромной духовной энергии позволяет сравнивать духовность с источником излучения и постоянного генерирования энергии. Этот необходимый процесс, своего рода внутренний механизм работы духа. При этом каждая духовно богатая личность – это своеобразный центр излучения духовности, и чем богаче и духовно содержательнее личность, тем мощнее излучение ее духовности и шире сфера ее воздействия.
Духовность должна стать необходимой составляющей гуманизации и гуманитаризации образования личности. Для этого необходимо увеличение духовности в бытие человека и это следует рассматривать как стремление к духовности, так как духовность – это и цель, и идеал человеческого и в жизни, и в творчестве, и в искусстве, и воплощение всего этого в жизнь. В основе духовности человека лежит во – первых, стремление его личности к самосовершенствованию как явлению, генетически запрограммированному, во – вторых, дальнейшая социализация личности, обусловленная и выраженная в творческом, позитивном созидании, а в — третьих, соответствие истинности человека и его бытия, в — четвертых, личность обретет духовность благодаря врастанию индивида в духовную сферу, культуру, путем воспитания и изучения таких наук как духовная культура России, культурология, философия и других гуманитарных наук.
Таким образом, духовность как нечто общее ценное, пронизывающее собой все и вся, существует всегда. Оно в каком – то смысле являет собой абсолютную ценность, ценность высшего ранга. Духовность есть вселенская кладезь ценностей. Поэтому личность, вставшая на путь развития в себе духовности, приобретет ценности духовного порядка и становится особенно ценной для общества.
Система образования должна максимально полно учитывать и воспроизводить специфику духовной нации. Лишь в таком случае она эффективно сможет решить задачу формирования нравственной и социально ответственной личности.
Литература
- Соловьев В. А. Высшая школа в Ярославской области: проблемы и перспективы. Учебное пособие 21 века. Сборник научнометодических работ по итогам межрегиональной конференции 22 января 2003 года. (Под научной редакцией доцента Зацепиной О. И. Ярославль, 2003, С. 5.
- Ильин И. А. Путь духовного обновления. С. 28.
- Якушин В. Я. Ф. М. Достоевский в жизни и творчестве. С. 32.
Роль веры в духовной жизни человека
Мало кто из образованных людей сомневается, что одним из ведущих факторов в истории человечества стала религия. Её влияние на индивидов, их социумы и государства было разным. Кого-то оно возвышало и возводило на вершины культуры, кого-то уничтожало или низводило его духовную жизнь до абсолютного примитива. Это относится к целому ряду человеческих сообществ.
В основе каждой религии находится Вера. В приложении к конкретному религиозному институту речь идёт о вере в определённого бога. Если говорить о более общем определении веры, она заключается в убеждении, что в мире существует всевластная сила, способная разрешить все проблемы, встающие в жизни перед человеком, каким-либо чудодейственным образом. Религия и есть олицетворение этой веры.
В зависимости от идеологических веяний эпохи Вера может объединять самых разных людей или делать их врагами друг другу, побуждать к подвигам или призывать к непротивлению злу, способствовать творчеству, развитию письменной и монументальной культуры или призывать к сожжению на кострах великих произведений искусства и разрушению памятников.
Посредством религии личность ориентирует свою жизнь на конкретное религиозное мировоззрение, включающее в себя идеалы, взгляды и принципы этой Веры на устройство и функционирование мира, уточняет место в нём каждого индивида, подсказывает ему истинный смысл человеческой жизни. Это даёт обществу:
- Утешение в период горестей и надежду на то, что они не вечны;
- Энергию, пробуждающую миссионерские наклонности, вызванные желанием поделиться с ближними своими успехами в результате общения с Богом и тем самым облегчить их участь;
- Самоконтроль над своими поступками посредством религиозной системы нравственных ценностей, внутренних ориентиров и табу. Этот принцип часто распространяется от отдельной личности к целому государству. В таком случае огромные сообщества людей начинают жить по канонам этой религии, нередко весьма бесчеловечным;
- Коммуникативные склонности, содействующие объединению с другими людьми на принципах христианства, ислама, иудаизма, буддизма или какой-либо другой, менее значимой религии. Возможны также союзы на основе антагонистических течений внутри отдельной религии, например, по подобию противодействия католиков и протестантов внутри христианства. Также людей может объединять не только религиозная вера, а просто определённая общность взглядов;
- Вдохновение, оживляющее духовную жизнь, придающее ей ощутимый смысл и направляющее к цели. При помощи вдохновения жизнь приобретает эмоциональную окраску, наполняется чувствами, окрыляющими путь к достижению цели, делающими его ярче и понятней;
- Чувство стабильности в жизни, которое опирается на исторический опыт, знание религиозных традиций и светских законов данного общества. Религия — самый консервативный из социальных институтов. Стабильность и покой являются основой его устоев. Выход за рамки любых канонов порождает неуверенность в своих силах, хотя именно этот путь всегда способствовал развитию всех человеческих социумов.
Как развить духовность в себе? Большие духовные ключи
Итак, развить духовность в себе означает раскрыть Любовь в себе и себя как Любовь. Как это сделать?
Благодарность
Прежде всего, человек, чувствующий Любовь как собственную основу и основу мира, испытывает благодарность. Огромную, искреннюю благодарность Миру. Миру с большой буквы.
Благодарность просто за то, что он есть, и наполнен огромным смыслом. Ведь в этом Мире можно проявить свои самые высшие качества, раскрыв Любовь как собственную внутреннюю суть!
Благодарность Миру обычно неотделима от благодарности Творцу, создавшему эту удивительную Вселенную.
Но и для тех, кто в Творца не верит, Мир становится осмысленным. Так человек может идти духовным путем, даже пока не веря в существование Создателя… Достаточно верить в Любовь…
Благодарность миру за предоставленную возможность реализации себя как Любви – основа духовного пути.
Однако благодарность является универсальным состоянием. Она – не только результат чувствования Любви, но и исток такого чувства.
Благодарность – это единственный способ ощутить осмысленность мира и увидеть Высшее начало, ощутить Любовь как основу мира.
Поэтому любое духовное развитие начинается с благодарности. Благодарность – самый прямой путь к благодати!
Подробнее о том, как Благодарность наполняет жизнь смыслом, читай здесь.
Осознанность
Почувствовав Любовь как основу мира, увидев его (и собственную!) необозримую высоту — начинаешь искать. Искать Высшее в себе, в людях, в мире. Искать для того, чтобы направлять собственное развитие по пути, который ты полагаешь высоким и светлым. Собирать по крупицам и проращивать в себе зерна того, что считаешь Высшим. Это и есть внутренний поиск.
Заниматься поиском Высшего можно лишь осознанно. Самым подробным образом наблюдая за собой и миром. Следя за своими проявлениями и честно говоря себе о них. Отдавая себе отчет в истоках и мотивах своих действий. Стремясь максимально глубоко проникнуть в суть происходящего.
Лишь осознавая свои мысли, слова и поступки, свои проявления в мир, можно увидеть истинную картину происходящего. Заглянуть в себя.
Осознанность – это способ «проснуться» и убрать самые разнообразные иллюзии.
Будучи осознанным – являешься пробужденным.
Поэтому, если Благодарность – это фундамент подлинного духовного пути, то Осознанность — первый краеугольный камень его здания. Без постоянной работы над повышением собственной осознанности духовное развитие останавливается.
Кстати, на духовном пути все взаимосвязано. И чем глубже ты будешь развивать собственную осознанность, тем сильнее будет становиться твоя благодарность Миру!
При этом ты сам создаешь себя. Что именно ты считаешь высшим, и какой путь светлым – решать тебе.
Тебе придется задавать себе главный вопрос: «А что бы сейчас сделала Любовь?».
Будешь ли ты следовать по этому пути, станешь ли делать высший выбор, или пойдешь привычным путем – решать тебе.
Свобода
Так легко не видеть возможность выбора… Говорить и делать что-то, потому что «так принято», «все так говорят», «я всегда так делал». Только… такие действия – это тоже выбор.
Человек всегда выбирает, и человек всегда свободен – даже если он этого не осознает.
Просто в состоянии неосознанности человек, который на самом деле свободен, чувствует себя рабом – рабом обстоятельств, условностей и внешних ограничений.
Осознанность дает подлинную свободу воли.
Осознанность поможет тебе ощутить свою свободу и научиться пользоваться ей. Выходить из матрицы действий по шаблону внутренних программ и стереотипов. Заменять свои автоматические реакции на осмысленные действия. Превращать реагирование в творчество…
Постепенно, следуя по этому пути, ты будешь трансформироваться из робота, выполняющего заложенные кем-то программы, в человека, чьи мысли, слова и поступки выбраны осознанно. В этом и есть подлинная свобода.
Никто, кроме тебя, не выберет твой путь. Лишь ты можешь сделать высший выбор. Сделать его свободно, по собственной воле. Поэтому Свобода – второй краеугольный камень здания духовного пути.
Ответственность
Осознанно делая свой свободный выбор, ты принимаешь и ответственность за последствия этого выбора. А последствия будут. Будут обязательно. Не бывает выбора без последствий. Не стоит тешить себя иллюзией, что такое возможно.
Любые твои слова и действия создают определенный результат – вместе с ответственностью за него.
Получается, ответственность есть другая сторона свободы.
Если ты сам сделал выбор – то прими ответственность за результат этого выбора на себя. Ну, а если ты считаешь, что за происходящее в твоей жизни отвечает кто-то другой – значит, и выбор был совершен не тобой. За тебя все решили. Ты автоматически расписался в собственном бессилии. И где же твоя свобода?
Если, идя по лестнице, ты споткнулся и упал – то за это отвечает не лестница, а ты. Лестница может быть выщербленная, старая, кривая и горбатая. Однако, если ты решил по ней пойти – то ты выбрал это сам. Куда поставить ногу — ты выбираешь сам. Лестница – это твои жизненные обстоятельства. Они могут быть любыми. А вот как их проходить – решать тебе!
Поэтому не только ответственность есть обратная сторона свободы, но и свобода есть обратная сторона ответственности. Они немыслимы друг без друга. Человек лишь тогда свободен, когда он ПОЛНОСТЬЮ отвечает за свою жизнь.
Как только принимаешь на себя ответственность – то осознаешь собственную свободу. Это работает!
Сила связки «Ответственность – Свобода» огромна. Поэтому Ответственность — третий краеугольный камень духовного пути.
Благодарность. Осознанность. Свобода. Ответственность. Эти четыре ключевых элемента создают основу здания духовного пути.
Для увеличения схемы нажмите на нее.
Еще их можно назвать «Большими духовными ключами». Конечно, помимо них, существует множество других ключей. Каждый человек подбирает их для себя индивидуально. Это те категории бытия, те твои состояния, которые помогают развиваться и проявлять себя как Любовь. Однако, работа именно с «Большими духовными ключами», как правило, дает наибольший эффект.
Как работа с Большими духовными ключами помогает выйти из трудных жизненных ситуаций, читай здесь.
Взаимодействие индивида и общества в духовности
Знания и интеллект, а также способность ими воспользоваться формируют индивидуальное сознание, но сами по себе ещё не становятся залогом гармоничного взаимодействия с обществом. Социальный и гражданственный опыт становятся частью внутренней жизни людей только в случае, если они приемлют нравственные и государственные основы этого мира. Только они способны адекватно оценивать свои поступки и деятельность в целом.
Сознание индивида в социальной среде постоянно контролирует рассудок, заключающийся в способности анализировать и соразмерять свои достижения с намерениями, которые могут быть гораздо шире конкретных действий и не всегда способны опираться на общепринятые нормы какой-то социальной группы или общества в целом. Жизнь в социуме заставляет людей руководствоваться его законами. Это может вызвать конфликт личности со своими собственными интересами и потребностями, время от времени толкать к эгоистичным действиям, противоречащим общепринятой морали. В таком случае нарушитель правил рискует стать изгоем и подвергнуться людскому остракизму.
Обратной стороной этой социальной медали становится патриотизм — эмоционально-нравственное состояние, толкающее человека на сближение с обществом, вызывающее готовность жить его интересами, ограничивать свои материальные и духовные запросы ради целей, представляющихся более важными, чем личные.
Чувственно-эмоциональный фактор здесь становится следствием уже сформировавшейся духовной жизни личности, которая, осознав значимость полученных в процессе образования и воспитания знаний об обществе, его истории, нравственных и религиозных нормах, мобилизует весь свой интеллектуальный багаж во благо этому обществу и тем самым становится общественно значимой, а не просто личностью в себе.
Без развития внутреннего мира не обходится ни один человек. Каждый из нас в той или иной степени обладает определённой суммой познаний о жизни, необходимых для практической деятельности. Но высшую ценность представляет собой только то состояние человеческого духа, которое благоприятствует не только личным потребностям, но и жизнедеятельности общества. Тогда внутренняя жизнь индивида приобретет истинный смысл и не предастся забвению.
С чего начинается духовная жизнь?
С чего начинается духовный путь?
Духовная жизнь человека начинается спонтанно, в момент когда человек случайно соприкасается с духовным знанием, которое побуждает его начать духовный путь. Никогда не бывает так, что человек, сидя в четырех стенах и живя повседневной жизнь, вдруг подумал: «надо стать духовным и постичь Бога». Этой мысли всегда что-то предшествует. Спонтанное посещение одухотворенного места, встреча с человеком, который передает духовное знание или практикует духовную жизнь или обретение духовной литературы. Все это происходит само по себе, вне контроля человека. Из этого следует воспринимать духовную жизнь не как то, что мы сами достигли, а как то, что нам даровано. Наша заслуга лишь в том, что мы это духовное знание смогли воспринять и отдать ему должное.
Духовная жизнь становится для нас милостью, возможностью приобщиться к высшему пути, познать Бога и вступить с Ним во взаимоотношения. Если мы воспринимаем духовную жизнь как нечто, причиной возникновения чего являемся мы сами, то мы фактически ставим себя в роль господина, а саму духовную жизнь как нашу обязанность, а не возможность. Из-за такого неправильного понимания становится невозможно относиться к духовной жизни с благодарностью и смирением. Из-за неправильного восприятия она формализуется, становится лишь набором внешних действий, которые не подкреплены смыслом и глубокими ощущениями, прогрессом. Поэтому нам следует воспринимать духовную жизнь именно как возможно, потому что не мы её начали, она нам была дарована.
Духовность в немецкой и христианской психологии
Основатели немецкого, или «понимающего», направления (немецкие психологи Шпрангер, Дильтей) боролись за использование понимающих средств проникновения в человеческие души (душевный мир человека). Согласно их теории все культурное наследие, история, искусство влияет на зарождение духовности в личности.
Противоположную точку зрения отстаивает христианская психология: нравственность в каждом от Бога, она проявляется в вере, поступках по отношению к другим и образе жизни. Неправильно отождествлять служение Богу и духовность. Достигший успеха в моральном развитии не всегда религиозен. Он:
- считает себя свободным от беспрекословного повиновения церкви, не будет соблюдать некоторые законы (посты, церковные обряды), если они противоречат его взглядам;
- не испытывает страха перед высшими силами, но получает поддержку, обращаясь к Богу;
- любознателен, ищет ответы в науке, не довольствуясь одним вероучением;
- тоталитарен по отношению к другой религии;
- не заставляет себя быть снисходительным и добрым только из необходимости. Помогает окружающим, потому что так велит совесть;
- не подражает другим и живет по чьей-то указке. Ошибаться и делать выводы для него нормально.
Обобщая все вышеизложенные определения духовности, видим, что она относится к внутреннему миру человека, содержит индивидуальные предпосылки. Она связана с мировыми культурными ценностями или божественными учениями.
Общечеловеческие ценности и как их развить?
Основу сущности человека составляют такие ценности как Истина (интеллектуальный аспект), Мир (эмоциональный аспект), Любовь (нравственный аспект), Праведность (физический аспект) и Ненасилие (духовный аспект). Они не зависят от расы, национальности, религиозной принадлежности и среды обитания. Между общечеловеческими ценностями существует неоспоримая взаимозависимость и взаимосвязь.
Рост духовности зависит от развития ее основополагающих. Вера развивается в результате избавления от убеждений, тормозящих, поглощающих внутреннюю энергию и мотивирования тех, что преумножают ресурсы.
Если убеждения реальны, а не являются самообманом, их необходимо культивировать. Например, человек обманывается, если считает что он самый умный. Реальностью может быть убеждение о том, что он способен повысить свой уровень самообразования.
Достичь душевного покоя можно благодаря внешнему источнику силы (верование в помощь Бога, высших сил). Важна уверенность личности в том, что он сможет преодолеть любые трудности и испытания. Этот вопрос тесно связан с поиском смысла жизни и другими вопросами бытия.
Когда включаются процессы осознанности, субъекту становится важно знать кто он, для чего здесь и какую миссию несет. Человек должен понимать, что все что происходит – не напрасно и имеет цель. Так он приобретает веру, знания и осознает внешний источник силы и находит этот источник внутри себя.
Любовь формирует личность
Любовь является фактором формирования личности, развития ее духовных качеств, прорыва повседневности, переживания уникальности другого человека, уход от одиночества, замена мести и зла нежной привязанностью и сочувствием.
Обретение истинной любви – процесс непростой, но он имеет смысл. В первую очередь человек учится воспринимать окружающих такими, какие они есть, изучает общество, учится понимать природу человеческих поступков и помыслов. В результате он начинает относиться к другим не предвзято и настороженно, а с симпатией, уважением и любовью.
Этот процесс связан с личностным саморазвитием и самопознанием. Чем больше человек узнает себя, тем лучше он понимает других. На втором этапе личность учится переносить внимание с себя на других. Она достигает определенного уровня осознания, чтобы отойти от эго и считаться не только с собой, но и с чувствами других людей, учитывая их интересы.
Высшей степенью духовности является осознание того, что все люди связаны между собой и составляют один живой организм и что, навредив другому, мы вредим себе и всей планете. На этом этапе духовного саморазвития, субъект живет в гармонии и любви с самим собой и с внешним миром.
Чтобы научится жить осознанно, нужно определить свои желания, обратить внимание на неразрешенные проблемы и внутренние страхи, понять свое предназначение. Ответы будут появляться не сразу, а постепенно, но если возникает вопрос, значит, ответ уже есть. Поэтому важно понять вопросы, которые действительно тревожат.
Как определить в человеке духовность
Верно ли то, что человек обретает духовность, став зрелым, взрослым и накопив богатый жизненный опыт? Одно точно: такими не рождаются. На то, чтобы стать духовным, требуется время. Чтобы приобрести конкретные моральные и этические качества, нужно пройти определенную школу жизни и обзавестись багажом знаний.
Духовность выражается:
- в стремлении ответить на вечные вопросы: что такое добро и зло; что есть истина; как распознать любовь; в чем проявляется настоящая красота;
- избегании влияния дурных людей, непозволении утверждаться за счет других;
- помощи нуждающимся;
- социальности и открытости обществу;
- отсутствии желания как можно больше заработать и попробовать;
- спокойствии и уравновешенности.
В обычной жизни духовность проявляется в мелочах. Это приверженность религии (утверждение в вере ― хороший толчок к положительным внутренним изменениям), занятия благотворительностью (помочь бездомному псу найти хозяев, передать вещи в детский дом, стать донором крови), уважительное отношение к супруге (супругу) и детям, почитание родителей, тяга к получению новых знаний, этичность и соблюдение законов, интерес к предметам искусства.
Нет такого сверхчеловека, в котором идеально сочетаются эти достоинства. Главное ― ответить на важный вопрос. Как из заурядной персоны превратиться в нравственного героя? Где достать преображающий волшебный эликсир? Любой психоаналитик скажет, что к такой перезагрузке подталкивают пережитые трудности и горести. Если выстоял на ногах, не сломался, все мирское и суетное больше не будет принимать такие масштабные формы.
Развитый человек постоянно занимается познанием себя, исследует свои сильные стороны и слабости, ощущает себя частью чего-то большего, не просто сотрудником какой-то организации, членом большой семьи. Овладение техниками медитации поможет отыскать способы постичь свою сущность, установить свое предназначение.