Действие — это… Значение слова, синонимы, примеры употребления


Действие как элемент деятельности

Слово «элемент» часто ассоциируется с чем-то мелким, незначительным. Но если учесть, что все состоит из взаимосвязанных частиц, то очевидной становится значимость каждой из них в общей структуре объекта. Неравноценная замена, перестановка, выпадение одного элемента может привести к изменению свойств и качеств предмета в целом (не всегда в лучшую сторону).

Любая работа — продуктивная или непродуктивная — состоит из ряда единичных действий, выстроенных в определенной последовательности. Для получения задуманного результата человек должен поступать планомерно, рационально, используя необходимый инструмент, приспособления, материалы и пр. То есть, такие элементарные части деятельности, как действия, определяют ее успех, если их подбор правильный и последовательность логична. Хаотичность, избыточность или их недостаточность — причина бесполезной работы, в чем бы она ни заключалась.

Структура действия

Структура действия чрезвычайно сложна.

Макроанализ идентифицирует в нем 3 основных компонента:

  • принятие решений (формирование программы или активация);
  • реализация;
  • контроль и корректировка.

Микроструктурный и микродинамический анализ позволяет выделить в 1-й компонент картину ситуации (оперативную картину), картину действия, интегральную и дифференциальную программы, питающуюся из памяти прошлых действий. В компонентах реализации и управления разработаны волновые и квантово-сберегающие свойства целого. Все макро- и микрокомпоненты пронизаны сетью прямых и обратных связей, формирующих «схемную систему» всего действия и обеспечивающих комплексное сочетание программных и афферентных методов его регулирования и реализации (Н.Д. Гордеева). Сложность структуры действия объясняет ее уникальность. По словам Н.А. Бернстайна, упражнение — это повторение без повторения. При принятии решений мы наблюдаем конкуренцию, конкуренцию ее консервативных свойств, которая определяется новизной ситуации, целями и значениями возникающей моторной задачи. При принятии решений картина ситуации, картина действий, а также интегральная и дифференциальная программы взаимосвязаны. Реализация и контроль носят циклический характер. В каждом из них используются как изученные, так и индивидуально разработанные средства и инструменты.

Таким образом, каждое действие представляет собой сложную систему, состоящую из нескольких частей: ориентирующей (управляющей), выполняющей (рабочей) и управляющей-корректирующей.

Ориентировочная часть действия отражает набор объективных условий, необходимых для успешного выполнения данного действия. Выполняющая часть выполняет указанные преобразования в объекте действия. Контрольная часть отслеживает ход выполнения действия, сравнивает полученные результаты с заданными шаблонами и при необходимости корректирует как индикаторную, так и исполнительную части действия.

Что такое человеческая деятельность

Как и многие представители животного мира, человек является деятелем. Он способен изменять, совершенствовать собственную среду обитания и условия своей жизни в результате труда, присущего ему преобразовательного отношения к окружающему.

В природе нет такого объекта (живого или не живого) как «деятельность»: ее нельзя нарисовать или сфотографировать. Тем не менее деятельность и человек не существуют по отдельности.

Видимые сознательные изменения условий жизни — один из ее результатов, она продуктивна. Другой — это изменения внутренние, самосовершенствование. Человек, трудясь, открыл, познал и изобрел новые способы развития собственных мыслительных, физиологических, психических процессов. То есть, являясь активным субъектом, он имеет объектом своих преобразований не только весь мир, но и себя, свой социум.

Действие

Деятельность заключает награду в самой себе. Действовать, создавать, вступать в борьбу с обстоятельствами, побеждать их или чувствовать себя побежденным, вот вся радость; все человеческое здоровье заключается в этом!
Эмиль Золя

В этой статье, друзья, мы поговорим с вами о том, как действия, предпринимаемые человеком, влияют на его психологическое состояние, помогая ему справиться со своими внутренними проблемами. Причем, это необязательно должны быть какие-то конкретные действия, например, в чем-то правильные, это могут быть вообще любые действия, благодаря которым сознание человека сдвинется с мертвой точки. Довольно часто в своей работе с людьми мне приходится иметь дело с такими ситуациями, которые нужно не просто проанализировать и обсудить, чтобы помочь человеку во всем разобраться и обрести душевный комфорт, но и определить, какие действия он должен предпринять для улучшения своего состояния. Потому что именно после того, как человек начнет действовать, он сможет окончательно исцелиться от своих душевных недугов. А иногда, с определения нужных действий необходимо начать решение психологических проблем, а только потом уже переходить к их анализу. Таким образом, действия и в целом активность человека – это хорошее лекарство от многих проблем, как внутренних, так и внешних. Но чтобы оно помогло, им нужно правильно пользоваться. Я расскажу вам, как это делать.

Что является действием

Я дам вам свое определение этому понятию. Действие – это высвобождение энергии, при котором человек оказывает влияние на существующую реальность. Когда мы действуем, мы что-то меняем, либо в своем внутреннем мире, либо во внешнем. Чаще всего я связываю действия с воздействием на внешний материальный мир, после которого в нем происходят хоть какие-то изменения. Идеологическое влияние на людей тоже попадает под это понятие. То есть, когда мы что-то делаем руками, что-то говорим, пишем или даже думаем – это все действия. Действия являются противоположностью наблюдению или, говоря иначе, безучастию человека в процессе жизни. То есть, мы либо оказываем влияние на реальность, тогда мы действуем, либо просто наблюдаем за ней, тогда мы просто существуем. Правда, в физике, даже наблюдение может считаться действием, есть в ней теория, которая называется «эффект наблюдателя», которая говорит, что даже самое обычное наблюдение явления неизбежно изменяет его. Но в нашем с вами случае, наблюдение – это не действие. Даже мышление, как я считаю – это тоже не совсем действие. А наш случай – это работа с психологическими проблемами. При такой работе наблюдение и мышление не попадает под определение действия. В моей, по крайней мере, методике. Таким образом, действовать – это значит оказывать влияние на материальный мир, менять его. Только такие действия могут привести нас к хорошему результату, как психологическому, так и материальному.

Смысл действий

Исходя из представленного мною определения понятию действие, мы можем понять, как с его помощью можно менять свое состояние. Основной смысл тут в том, чтобы загрузить свое сознание теми мыслями, которые будут связаны с предпринимаемыми нами действиями. Я, работая с людьми, часто призываю их к таким действиям, которые подразумевают довольно серьезное воздействие с их стороны на внешний мир, чтобы у них появилось чувство, что от них в этой жизни многое зависит, что они не пассивные наблюдатели, вынужденные мириться со всем, что их не устраивает. Человеку очень важно видеть, что он может менять реальность, что это в его власти. Видя это, он обретает веру в себя и все его мысли сосредотачиваются на том, как бы еще что-то такое сделать, от чего произойдут какие-то важные изменения в его жизни. И даже если что-то не получается, важно не останавливаться, не опускать рук, а продолжать действовать, чтобы мозг не прекращал работу над решением поставленных перед ним задач, иначе он начнет снова загружаться негативными мыслями, связанными в том числе и с неудачами в делах, которые в свою очередь вызовут у него негативные чувства.

Когда человек переходит от размышлений и слов к делу, когда начинает оказывать влияние на материальный мир, чтобы что-то поменять в своей жизни, его мозг успокаивается, все вредные тревожащие мысли исчезают, уходят страх и неуверенность. Это происходит потому, что начался процесс изменений, в котором человек принимает самое непосредственное участие, поэтому его сознание погружается в этот процесс и места для всякого рода болезненных мыслей просто не остается. Как видите, базовая логика в принципе очень простая, которая объясняет смысл лечебного эффекта, вызываемого действиями. Надо каким-то делом занять свою голову, чтобы мозг занялся обработкой мыслей, связанных с этим делом, а не занимался накручиванием одних негативных мыслей на другие, ухудшая таким образом наше душевное состояние. Но есть тут и другие важные моменты, объясняющие пользу действий. Дайте и их рассмотрим.

Активность

Действия связаны с общей активностью человека в жизни. Чем человек активнее, тем больше действий он производит. И такие люди обычно чувствуют себя намного лучше пассивных людей, они более жизнерадостные и оптимистичные, и, разумеется, чаще добиваются успеха в жизни, в самых разных делах. Сама по себе активность обладает хорошим терапевтическим эффектом. Она говорит о любви человека к жизни, которая есть постоянное движение, постоянный процесс изменений. Человек должен жить, чтобы чувствовать себя хорошо. А жить, значит быть активным, значит действовать.

Жизнь невозможна, если в ней ничего не происходит и ничего не меняется. Это всегда какой-то процесс изменений, какое-то движение. Человек тем больше живет, чем выше его активность. А чем больше он живет, чем он, скажем так, живее, тем лучше себя чувствует. И что самое интересное, через активность человек познает себя. Когда он совершает какие-то действия, он видит, на что способен, в чем он силен, а в чем слаб. Удачные действия говорят нам о том, что мы уже умеем делать, а неудачные указывают на то, чему нам нужно научиться. А учеба – это опять действие, с помощью которого мы себя улучшаем. Такой процесс улучшения можем быть непрерывным. Постоянно чему-то обучаясь, мы даем себе понять, что нет в этой жизни тупиковых ситуаций, всегда есть выход, в какой бы ситуации мы не оказались. Просто надо чему-то научиться, чего мы пока еще не знаем. То есть, всегда можно что-то сделать, чтобы что-то изменить. Мириться с тем, что нас не устраивает, необязательно. Действие – это прекрасный ключик ко многим дверям возможностей. Чем больше мы всего делаем, тем сильнее расширяем свои возможности. А чем большими возможностями мы обладаем, тем спокойнее и увереннее себя чувствуем, потому что знаем, что на многое в этом мире способны повлиять, чтобы что-то получить или от чего-то себя уберечь. Так что я считаю, что действия, не только на уровне мыслей положительно на нас влияют, но и на уровне инстинктов. Когда мы к ним переходим, мы настраиваем свой ум на борьбу, из которой состоит вся наша жизнь. Мы на самом базовом, животном уровне доказываем себе, что заслуживаем жизни и не абы какой, а достойной, качественной жизни. Потому что активный человек всегда достоин большего, ведь он готов ради этого большего и лучшего бороться, преодолевать трудности, конкурировать с другими, чтобы побеждать.

Вредные установки

Может я отчасти параноик, но я считаю, что в человеческом обществе одни люди всегда специально влияли и влияют негативным образом на активность других людей, делая их пассивными и потому зависимыми от себя, или просто снижают конкурентоспособность друг друга через пропаганду пассивности. Для этого в обществе распространяются такие идеи, согласно которым судьба человека предопределена, Бог все за него решит и сделает, другие люди должны измениться и что-то сделать, чтобы человеку стало лучше, но не он сам и так далее.

Любая идея, которая призывает к тому, чтобы ничего не делать – это враждебная идея. Такие идеи толкают человека смирению и вынуждают его ждать каких-то изменений, а не выступать их инициатором. Из-за них он перекладывает ответственность за свою жизнь на других людей, высшие силы, судьбу, обстоятельства, в общем, на что-то внешнее, на что он не в силах повлиять. И все, с этого момента он начинает зависеть от всех этих внешних вещей, он становится заложником враждебных ему идей, за которыми всегда кто-то стоит, кто извлекает из них выгоду. Раз ты сам ничего не можешь изменить в своей жизни, тогда подчинись тому, кто может. Делай не то, что сам считаешь нужным делать, а то, что тебе скажут. Или вообще ничего не делай смирись с тем, что есть, откажись от борьбы за лучшее и большее. И вот так ты отдаешь власть над собой в чужие руки, так ты становишься безвольным человеком, который никогда ни к чему достойному не придет, а будет довольствоваться только тем, что другие ему позволят иметь. Из-за этого у людей и появляются различные психологические проблемы, ведь они становятся жертвами обстоятельств, других людей, судьбы. Что может сделать человек, от которого ничего не зависит, только впасть в уныние и начать жалеть себя. А если бы он верил, что может многое изменить, он бы задался вопросом, что он может начать делать, чтобы изменить то, что ему не нравится. А сделать всегда что-то можно. Смиренным и пассивным человеком легко управлять, поэтому такие разрушительные идеи, призывающие нас быть пассивными, и распространяются в обществе. Ведь люди всегда стремились обрести власть друг над другом, чтобы друг друга использовать.

Ответственность

Но враждебные нам идеи пассивности приживаются в головах людей и по их собственной воле. Мы сами часто рады сослаться на кого угодно и что угодно, объясняя свои неудачи и пассивность, лишь бы только самим ничего не делать. Но при этом многие из нас не понимают, что обманываем мы ни кого-то другого, а самих себя, отказываясь вести активный образ жизни. Вот это стремление все свои проблемы и заботы на кого-то переложить – это абсолютно ложное чувство легкости. Жизнь от такой позиции человека в лучшую сторону точно не изменится. Как жизнь может быть легкой, если ты не являешься в ней хозяином? Ну не будет человек ничего делать, что он с этого получит? Силы сохранит, сам чуть лучше сохранится, а для чего? Вечно мы все жить не будем, сколько бы мы не бездельничали. А здоровье наше зависит ни от того, сколько мы всего делаем, а от того, что именно мы делаем.

Нет, никаких оправданий пассивности и лени нет и быть не может. Когда мы ленимся, мы просто не понимаем, как устроена жизнь, для чего она нам дана. Один из смыслов жизни в том, чтобы что-то делать. Ждать чего-то или просто наблюдать, значит отказываться от полноценной жизни. Поэтому, разумеется, при таком несоответствии внутреннего настроя человека самой идее жизни, он будет чувствовать себя плохо. Так и депрессия может прийти и разного рода саморазрушительные мысли, как, например, стремление получить удовольствие от таких вредных для здоровья вещей, как алкоголь и наркотики. Пассивность – это губительное состояние. И им людей часто заражают специально, чтобы получить над ними власть. А сами люди выбирают пассивную жизнь из-за своего ее непонимания. Надо не отказываться от ответственности, а принимать ее и даже стремиться к ней, чтобы жить полной жизнью и иметь власть хотя бы над собой. Тогда человек будет чувствовать себя намного счастливее. Ведь ответственность за свою жизнь – это путь к свободной жизни. А свободная жизнь – это путь к счастью.

Как действовать

Согласившись с тем, что действия необходимы в том числе и для обретения комфортного психологического состояния, человеку еще нужно суметь к ним приступить, что не всегда удается сделать, особенно тем людям, которые не привыкли действовать. Нужно с чего-то начать, а с чего? Вот тут и надо как следует подумать. У разных людей разные возможности, разные характеры, разный энергетический потенциал. Все это нужно учитывать, определяя для каждого конкретного человека порядок действий. Когда я работаю с людьми и подвожу их к действиям, первое и самое главное, что мы с ними делаем – это определяем, каким будет первый шаг для них, который им будет по силам сделать. Вот этот первый шаг очень важен. Кто-то может шагнуть далеко, чуть ли не прыгнуть с места, а кому-то очень маленький шажочек нужен, чтобы запустить перемены в своей жизни и поверить в свои силы. Все начинается с первого шага, но шаги у всех разные. Как в китайской поговорке говорится: «Даже путь в тысячу ли начинается с первого шага». И вот этот первый шаг нужно определить, поняв, какие минимально возможные действия конкретному человеку по силам совершить, причем сразу, а не когда-то там. К действиям надо переходить незамедлительно, иначе все мысли так и останутся мыслями, а слова разлетятся по ветру. Надо определить первый шаг – вот такая задача стоит перед человеком, желающим помочь себе или другим с помощью действий.

Второе, что важно сделать – это разбудить в человеке смелость, которая скажется на его решимости. Чтобы действовать, нужно иметь решимость двигаться навстречу неизвестности, а это всегда страшно. Надо быть смелым, чтобы начать делать что-то такое, чего раньше никогда не делал, поэтому результат таких действий тебе неизвестен. Но смелость просто так не появляется, для нее нужны основания. И таким основанием, я считаю, служит готовность человека ко всему, что может с ним произойти, к любым последствиям. Нужно неизвестность сделать известной, чтобы она не пугала. Никто не способен дать нам стопроцентные гарантии того, что то или иное наше действие приведет к конкретному результату. Что-то может пойти и не так, как мы планировали, и мы получим не то, что ожидали. Но это не страшно, надо просто быть к этому готовым. Надо настроиться на мысль, что что бы не произошло, действовать все равно лучше, чем бездействовать.

Чтобы такую готовность в себе развить, необходимо проиграть в голове разные сценарии развития событий, в данном случае самые страшные, самые негативные сценарии, которых нам всеми силами хотелось бы избежать. Что будет, если дела будут развиваться так или так, или еще как-то, все варианты надо рассмотреть, все плохие варианты, которые пугают. Их надо рассмотреть во всех подробностях, все детали обсудить. И затем, посмотреть, подумать, что при таком или таком раскладе можно сделать, как себя вести в том или другом случае. Никакой неопределенности быть не должно. Все пугающие последствия должны быть обдуманы, чтобы человек четко и ясно понимал, что с ним произойдет, если эти негативные сценарии осуществятся. Проиграв все эти сценарии в своей голове, он психологически себя к ним подготовит и ему уже будет не так страшно переходить к действиям, которые могут в том числе и к этим сценариями его привести. Смелость придет, когда уйдет страх. А подготовить человека можно ко всему, даже к смерти. Человек просто должен знать, что с ним произойдет при том или ином раскладе и что он сможет в таком случае сделать. Все. Больше ничего не нужно делать, никакие объяснения и утешения искать не надо, нужно просто увидеть все свои страхи, чтобы уничтожить их. Уму нужна определенность. Пусть это будет отчасти предполагаемая определенность, но она должна быть. Без нее трудно быть смелым. А без смелости невозможно перейти к действиям.

И третье, что помогает перейти к действиям – это вера в успех. Не знание, как я думал раньше, полагая, что человек должен точно знать, куда он движется, а не предполагать это, а именно, как я теперь понимаю, вера, которая подразумевает, что человек только в своем воображении видит конечную цель, а в реальности она не существует и даже может вообще быть невозможной. Но если верить, то есть видеть что-то, чего нет, в своем воображении, то можно очень долго действовать ради такой веры. Что в нашем случае и нужно, чтобы обрести покой и уверенность. Вера тоже помогает нам быть смелыми. И в отличие от предположений и допущений, вере не нужна никакая логика, не нужны никакие объяснения, чтобы быть. Вера держится на внушениях и самовнушениях, которые в свою очередь являются просто сильными эмоциональными утверждениями, не подкрепленными никакими логическими объяснениями. Просто человеку говорят или он сам себе говорит, что все будет так-то и так-то, что в целом все будет хорошо и точка. Никаких объяснений того, почему будет хорошо, почему тот или иной сценарий осуществится не требуется, просто будет так, потому что будет, вот и все. Вере объяснения не нужны, иначе это уже не вера. Человек в данном случае должен верить в необходимость и полезность совершаемых им действий. Делай, потому что это правильно, вот и все, что ты должен знать. Когда логика не дает нужного результата, когда человек все равно не переходит к нужным действиям, сколько всего ему не объясняй, надо задействовать веру. Надо внушить человеку необходимость действовать с помощью эмоциональных утверждений.

Вот так действия помогают нам не только материальных успехов достигать в жизни, но и свое психологическое состояние улучшать. С их помощью мы можем успокоиться и обрести веру в себя, повысить свою жизнестойкость и укрепить характер. Ну и конечно же, многие проблемы возможно решить только тогда, когда мы что-то делаем, а не просто говорим и думаем о них. Я всегда считал, что когда я что-то делаю, я действительно живу. Отдохнуть можно потом, после смерти, а живя, надо действовать, ибо для этого жизнь нам и дана. Это не означает, что вести наблюдательный образ жизни, оставаясь максимально пассивным, неправильно. Такой подход к жизни тоже допустим, в нем есть свои положительные стороны. Но лично мне он не подходит. И проблемы людей я предпочитаю решать больше через призывы к различным действиям, нежели через пассивное наблюдение.

Люди преображаются, когда начинают что-то делать, будучи уверенными в том, что их действия им помогут, что они необходимы. И они действительно помогают. Они начинают помогать уже тогда, когда люди их совершают, даже еще не получив желаемого результата. Иногда и результат, как таковой не нужен. Достаточно уже того, что человек начал что-то делать и в процессе действий ему полегчало, он обрел веру в себя, забыл о своих проблемах, боль ушла и жизнь снова стала его радовать. Главное ведь, вернуться к нормальной полноценной жизни, а какие потом дела делать, человек сам решит. Всех дел все равно не переделаешь, поэтому надо делать то, что позволяет получать удовольствие от жизни и чувствовать себя счастливым.

Мотивы и виды деятельности

Что толкает людей действовать? Это мотив, причина, необходимость удовлетворить какую-то собственную потребность (физиологическую, духовную, общественную), толкающая человека к активным поступкам. Они формируются под влиянием воспитания, социальных отношений, культуры, обычаев.

Чем занимается индивид в течение жизни? Игрой, учебой, трудом — это и есть основные виды его деятельности. Они осваиваются постепенно, по мере его психофизиологического развития. Один из видов становится преобладающим, который удовлетворяет основные потребности человека и соответствует его возможностям. Так игра, будучи основным видом активности для ребенка, сменяется учебной (школа, профобразование), а затем трудовой.

Своеобразными видами человеческой деятельности являются творчество и общение.

Результат творчества — новое в науке, искусстве, производстве материальных ценностей. Стремление к общению объясняется потребностью человека в удовлетворении как материальных, так и духовных запросов.

В словаре Д.Н. Ушакова

ДЕ́ЙСТВИЕ, действия, ср. 1. Проявление какой-нибудь энергии, обнаружение деятельности. Действие равно противодействию. 2. только ед. Работа, состояние действующего. Привести машину в действие. Эта машина еще вчера была в действии. 3. только ед. Обладание действующей силой, пребывание в силе (·книж. офиц.). Договор сохраняет свое действие в течение 5 лет. Закон обратного действия не имеет. 4. только ед. Воздействие, влияние. Разрушительное действие кислоты на ткани. Благотворное действие солнца на организм. Под действием солнечных лучей. | Впечатление. Игра актера произвела сильное действие на зрителей. 5. чаще мн. Поступок, поведение. Его действия не получили одобрения. 6. только ед. События, излагаемые в повествовании или в театральной пьесе. Действие происходит в Москве в 20-х годах. | Развитие событий в литературном произведении. В пьесе мало действия. 7. Одна из главных частей в строении драматического произведения, акт. Трагедия в пяти действиях. 8. Основная математическая операция (мат.). Четыре действия арифметики — сложение, вычитание, умножение и деление. Военные действия — война, операции действующей армии. Театр военных действий.

Классификация действий (психология)

Любой вид деятельности возможен при последовательном выполнении конкретных действий. Психология называет четыре их вида:

Виды действий Описание, примеры
Инстинктивные То есть, генетические, бессознательные. Например, во время пожара мать бросается на спасение ребенка, несмотря на смертельную угрозу ей самой (материнский инстинкт). Инстинкт может вызвать действия осознанного характера — та же мать ищет оптимальные средства и пути спасения из пожара
Рефлекторные Не осознаваемые человеком реакции на раздражители: потирание больного места, кашель в задымленном помещении
Импульсивные а) Неосознанная реакция на неожиданности любого характера: восклицание «Ух ты!» характерно для испугавшегося человека и для неожиданно обрадовавшегося.

б) Частично осознанные импульсивные действия: испуганный при нападении человек предпринимает оборонительные меры

Волевые Основные, осознанные действия. Например, обученный работе с книгой, ученик правильно выстраивает цепочку своих действий: внимательно прочитать текст несколько раз, выделить главную тему, действующих героев, дать им характеристику и т. д

Для человека основные виды действий — волевые. Воспитанный человек умеет подчинять своей воле инстинкты и достаточно обдуманно действовать в критических ситуациях, когда избыток эмоций способен частично или полностью отключить рациональное мышление.

Социология: классификация действий по М. Веберу

Человек ежедневно производит так называемые социальные действия, которые имеют цель так или иначе повлиять на других людей.

По классификации М. Вебера (социолог, 1865-1920 гг., Германия), существуют такие виды действий:

  1. Целерациональные, то есть, имеющие практичную цель и продуманные средства ее достижения. Такие действия организует, например, врач при лечении больного, предусматривая, какие осложнения могут возникнуть, какие средства лечения и профилактики следует использовать.
  2. Ценностно-рациональные действия вызываются морально-нравственными установками личности. Действия многих героев ВОВ продиктованы чувствами патриотизма, долга по защите Отечества.
  3. Аффективные — вызываются сильными чувствами (страх, любовь). Например, молодой человек, чтобы доказать свои чувства девушке, прыгает с обрыва.
  4. Традиционные действия повторяются в похожих ситуациях, когда следует соблюдать обычаи (похороны, свадьба, чествование героев, организация и проведение праздников).

По Веберу, действия человека диктуются его личными мотивами и его ожиданием реакции окружающих (одобрение, осуждение).

Структура деятельности

  • Субъекты деятельности, то есть кто совершает деятельность ( человек, группы людей, государственные органы, организации)
  • Объекты – на кого или на что направлена деятельность (природа, природные материалы, предметы, явления и процессы в обществе, люди, группы, общество в целом, сферы общественной жизни, внутреннее состояние человека.)
  • Мотив деятельности, то есть что побуждает человека совершать действия (потребности, интересы, убеждения, идеалы, эмоции, влечения, социальные установки).
  • Цель деятельности – наличие осознанного образа результата деятельности, на достижение которого она направлена.
  • Средства — то есть методы, способы, предметы, которые используются для достижения цели.
  • Процесс деятельности действия, поступки, направленные на достижение результата.
  • Итог деятельности – результат, продукт деятельности, ради которого она совершалась.

Таким образом, структура деятельности такова:

Объект-субъект-мотив – цель — средства- процесс( действия) – результат

Вся деятельность человека — это череда постоянных действий.

Действие – это процесс, который направлен на то, чтобы добиться желаемого результата.

По мотивам действия бывают ( по Веберу М):

  • Целенаправленные, имеющие чётко продуманную и рационально поставленную цель.
  • Ценностно- рациональные, характеризуются тем, что человек верит в ценность, нужность своей деятельности.
  • Аффективные – обусловлены эмоциональным состоянием человека, когда чувства преобладают над разумом.
  • Традиционные – в их основе лежат длительные привычки.

Поступок как форма действия

В поступках, как в зеркале, отражается нравственная сущность человека, поскольку они диктуются сознательным выбором между «хорошо» и «плохо». Эта форма действия — компонент поведения, соответствующего или не соответствующего принятым в обществе правилам и нормам.

Любой поступок имеет свою цель и план реализации, диктуется намерениями человека. Не всегда его последствия совпадают с ожидаемыми, и он характеризуется как необдуманный, легкомысленный.

Поступок может быть выражен:

  • непосредственно в действии физическом (поднять упавший предмет и отдать уронившему его человеку);
  • словесном (поддержать словом, одобрить или осудить кого-то);
  • в демонстрации отношения к событиям, к другим лицам, к их поступкам, словам (ирония, жест, телодвижения, взгляд);
  • бездействием (невыполнение распоряжения начальника, неоказание помощи терпящему бедствие).

Поступок неизбежно оценивается со стороны в соответствии с принятыми в обществе (или группе) моральными нормами. Даже воровство, например, может быть одобрено в асоциальной среде, как признак ловкости и бесстрашия.

За любую деятельность, за свои поступки человек непременно несет ответственность, даже если ее перспектива кажется неясной или отдаленной.

Виды боевых действий

Существует несколько видов подобных деяний. Самые простые их них – наступление (атака) и оборона (защита).

В последние годы наиболее распространенной формой войны является гибридная ее форма. По этой причине в чистом виде наступление и оборона редко используются при проведении боевых и военных действий. Более распространены их подвиды:

  • Встречный бой – ответ наступлением на наступательные действия противника.
  • Окопный бой. Он распространен при проведении так называемой «позиционной войны», для которой характерна глубокоэшелонированная оборона.
  • Перегруппировка. Использование различных военных маневров. Чаще всего это делается для того, чтобы ввести врага в заблуждение и скрыть истинные цели своих поступков.

В зависимости от места проведения военные действия бывают:

  • в горной местности;
  • пустыне;
  • городе.

Также делятся на виды военные операции и по времени года, в которое они проводятся.

  • зимние;
  • весенние;
  • осенние;
  • летние.

Все эти виды необходимо учитывать на этапе планирования операции, поскольку каждая местность в определенное время года имеет свои особенности. Например, зимой нужны белые защитные костюмы и более теплая одежда. В то время как летом цвет формы должен быть в зеленых тонах, и она не должна быть слишком жаркой (дабы избежать теплового удара), но при этом достаточно плотной, чтобы защитить тело бойца от пыли, мелких царапин, укусов насекомых.

Виды действий в учебной деятельности

Каждое поколение вынуждено овладевать опытом, знаниями, умениями, навыками, которые ушли с предыдущим, то есть оно должно учиться. С развитием науки и техники, с обновлением социальных процессов видоизменяются содержание, формы, методы обучения, появляются новые виды учебных действий.

В современном обществе очень ценится добротное общее и специальное образование. Для человека оно является открытой дверью в интереснейший мир профессионалов, а обществу гарантирует появление высококвалифицированных и творческих кадров, способных вести его по дороге к прогрессу.

Учебная деятельность и виды действий преподавателей и обучающихся различаются, поскольку разнятся их функции: первые дают знания, а вторые — получают. Воспитатель, учитель, родители, лектор преподают, то есть являются активными субъектами этого процесса. Объекты обучения — ученики, студенты, слушатели различных курсов — усваивают данные им понятия и виды действий (умственных, практических).

Образование — сложный, долговременный процесс, требующий не только качественного обучения, но и постепенного и сознательного овладения учебными действиями, навыками работы с информацией.

Решению познавательных задач непременно сопутствует развитие личностных качеств обучающихся. То есть к концу обучения они должны в достаточном объеме овладеть действиями, направленными на самовоспитание, саморазвитие, установление коммуникативных связей и определение своего места в обществе. Подробный их перечень представлен в ФГОСе.

Рефлекторные действия

В данной группе изучим будем изучать как рефлекторные, так и инстинктивные действия. Схема рефлекторного действия представлена на рисунке 1. С точки зрения С. Л. Рубинштейна, инстинктивные действия осуществляются без доминирования сознания и проявляются, в основном, в детстве (например, хватательный рефлекс). Во взрослом состоянии они не играют столь существенной роли.

Рисунок 1. Рефлекторное действие

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Однако и взрослый человек время от времени встречается с инстинктивными действиями (из-за возрастающей роли мужских и женских гормонов). Здесь также может наблюдаться отсутствие сознательного контроля выполняемого действия.

Правовые и неправовые действия

Деятельность правоохранительных органов направлена на защиту прав граждан в соответствии с принятым в стране законодательством.

Виды правовых действий определяются по разным основаниям. Например, по соответствию законодательству их можно разделить на такие группы:

  • правомерные, то есть, соответствующие нормам права: купля или продажа недвижимости, обращение в суд за защитой своих интересов и пр.;
  • неправомерные, противоречащие закону: различные преступления, умышленные и неумышленные проступки.

Правовыми действиями занимаются не только юристы, но и работники других областей деятельности. Например, чтобы заверить факт прибытия командированного лица на предприятие, не обязательно идти в органы юстиции: это сделают в отделе кадров. Или: выдачу свидетельства о заключении брака выдают по месту его регистрации в ЗАГСе.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]