Почему человек не смотрит в глаза собеседника при общении: причины, психология. Что означает, когда человек при разговоре не смотрит в глаза, а смотрит в сторону? Почему важно смотреть в глаза при раз

Куда смотрит человек, когда врёт? Как направление взгляда может указывать на то, что человек лжет? Эти два вопроса нам ранее задавали наши читатели в комментариях на сайте. Короткий ответ на эти вопросы звучит, «до определенной степени». Это не настолько легко, как показано в недавних телешоу или фильмах. Там детектив способен определить, лжет ли человек, лишь на основании того, направо или налево тот смотрит, когда говорит. На самом деле, было бы глупо делать такие быстрые заключения, без дальнейшего расследования… но определенная методика позволяет кое-чего добиться.

Итак… прочтите, обдумайте, и проверьте это на своих друзьях и знакомых, чтобы самим понять, насколько это надежно.

Взгляд показывает силу души. Пауло Коэльо. Алхимик.

Ключи визуальной оценки — ‘Лгущие глаза’

Насколько это известно, впервые термин «Ключи визуальной оценки», использовался Ричардом Бэндлером (Richard Bandler) и Джоном Гриндером (John Grinder) в их книге «Frogs into Princes: Neuro Linguistic Programming» («Превращение лягушки в принцессу: НЛП»). Основываясь на собственном опыте, они обнаружили следующее:
Когда «нормально организованному» человеку (не являющемуся левшой) задается вопрос, он направляет взор по одному из шести направлений, если смотреть со стороны спрашивающего, глядящего на него человека:

Вверх и влево

Указывает на визуально созданные образы (ВС)

Если кого-то попросить представить себе «пурпурного буйвола», то в то время, когда человек думает о вопросе, представляя в своем сознании «визуально созданного» пурпурного буйвола, его глаза повернутся в этом направлении.

Вверх и вправо

Указывает на визуально вспоминаемые образы (ВВ)

Если спросить человека, «какой цвет имел первый дом, в котором ты жил?», то его глаза повернутся в этом направлении, когда он будет думать о вопросе, «визуально вспоминая» цвет дома их детства.

Налево

Указывает на слуховые создаваемые образы (СС)

Если кого-то попросить представить себе самый высокий звук из всех возможных», то, когда он будет думать о вопросе, «создавая слуховой образ» звука, которого никогда не слышал, его газа повернутся в этом направлении.

Направо

Указывает на слуховые вспоминаемые образы (СВ)

Если попросить человека вспомнить, как звучит голос его матери, то, когда он будет думать о вопросе, пытаясь вспомнить звук, его глаза повернуться в этом направлении.

Вниз и влево

Указывает на ощущения / кинестетику (О)

Если кому-либо «Можешь ли ты вспомнить запах костра?», то именно в этом направлении повернутся его глаза, когда он будет думать о вопросе, вспоминая запах, ощущения или вкус.

Вниз и вправо

Указывает на диалог собственный (Д)

В этом направлении глаза человека так поворачиваются, когда он «говорит сам с собой».

Взгляд человека способен рассказать очень многое как об отношении к вам, так и о мыслях, которые посещают собеседника во время разговора. На это влияют сразу несколько факторов: продолжительность зрительного контакта, направление взгляда и даже сужение или расширение зрачков. Обо всем этом вы узнаете в данной статье.

Наблюдения психологов показывают, что при личных контактах собеседники не способны смотреть друг на друга постоянно, а лишь не более 60% общего времени. Однако время зрительного контакта может выходить за эти пределы в двух случаях: у влюбленных и у агрессивно настроенных людей. Поэтому если малознакомый человек долго и пристально смотрит на вас, чаще всего это говорит о скрытой агрессии.

Длительность визуального контакта зависит от расстояния между собеседниками. Чем больше расстояние, тем более длительные контакты глаз возможны между ними. Поэтому общение будет более эффективным, если партнеры сидят по разные стороны стола — в этом случае увеличение расстояния между ними будет компенсироваться увеличением длительности контакта глаз.

Женщины дольше смотрят на тех, кто им симпатичен, а мужчины — на тех, кто симпатизирует им.

Как показывают наблюдения, женщины чаще мужчин используют прямой взгляд, а потому они менее склонны воспринимать пристальный взгляд как угрозу. Даже наоборот, женщина считает прямой взгляд выражением интереса и желания установить контакт. Хотя отнюдь не все прямые взгляды мужчин женщины воспринимают благосклонно, многое зависит и от самого человека.

Не следует думать, что прямой взгляд является признаком честности и открытости. Умеющий врать человек может фиксировать взгляд на глазах собеседника, а также контролировать свои руки, не позволяя им приближаться к лицу. Однако если врун не настолько тренированный, например ребенок, то обман можно легко узнать: руки его так и тянутся к лицу, загораживают рот и нос, а глаза бегают по сторонам.

Сужение и расширение зрачков не подчиняется сознанию, а поэтому их реакция очень четко показывает заинтересованность партнера в вас.Расширение зрачков показывает усиление интереса к вам, о враждебности расскажет их сужение. Однако подобные явления необходимо наблюдать в динамике, потому что размер зрачка зависит также от освещенности. При ярком солнце зрачки у человека узкие, в темном помещении зрачки расширяются.

Теория нейролингвистического программирования утверждает, что по движению глаз собеседника можно узнать, какие именно образы сейчас в сознании человека и чем он занят в данный момент: придумывает или вспоминает.

Если партнер смотрит налево вверх или просто вверх, значит он погружен в зрительные воспоминания. Такой взгляд можно наблюдать у человека, отвечающего на вопрос «как выглядит сторублевая банкнота».

Взгляд по направлению направо вверх выдает зрительное конструирование. Человек пытается представить то, что он никогда не видел. Например, попробуйте представить вашего близкого друга в скафандре космонавта.

Взгляд налево в сторону говорит о слуховых воспоминаниях. Например, вспомните звуки рояля. Если взгляд направлен направо в сторону — это признак слухового конструирования. Например, представьте, как разговаривают инопланетяне.

Взгляд налево вниз — внутренний разговор с собой. Взгляд направо вниз или просто вниз выдает кинестетические представления. Например, эмоциональные и осязательные. Именно туда направлен ваш взгляд, когда вы вспоминаете свои ощущения от мягкой теплой кровати, в которой лежали. Для левшей картина полностью противоположна.

Умение непринужденно и незаметно наблюдать за глазами собеседника, а также анализировать результаты окажут вам неоценимую помощь как в ежедневных разговорах, так и в случае важной деловой беседы.

Вячеслав Гринин

Источник:

www.shkolazhizni.ru www.tests.astrostar.ru

Заключительные замечания

  • Взгляд, направленный перед собой, либо не сфокусированные и не двигающиеся глаза, также считаются признаком визуальной оценки.
  • Обычно, у левши будет демонстрироваться противоположный смысл направления глаз.
  • Как и в случае с другими признаками лжи, необходимо вначале выяснить и понять основу поведения человека до того, как приходить к выводу, что он лжет, основываясь на направлении его взора.

Многие критики считают, что все вышеизложенное — это просто чепуха. Однако практика показывает, что в этом что-то есть. Но кто мешает выяснить это самостоятельно? Достаточно составить список вопросов, наподобие приведенных выше, и предложить их друзьям и родственникам, которые сыграют роль подопытных. А затем понаблюдать за движениями их глаз и зафиксировать результаты.

Квартина Дарья · 11 янв, 2022

Почему человек отводит взгляд, не смотрит в глаза собеседника при общении: причины, психология

Необязательно он врет, хотя большинство людей так и подумают. На самом деле человек может избегать контакта сглазами собеседника по ряду причин.

Причины:

  • Стеснительность
  • Нежелание вникать в разговор
  • Нерешительность
  • Симпатия к собеседнику и застенчивость
  • Раздражение
  • Отсутствие симпатии к партнеру
  • Обман


Почему человек отводит взгляд, не смотрит в глаза собеседника при общении: причины, психология

Понятие о внутренних стратегиях.

Не существует человека, который бы пользовался одной модальностью на все случаи жизни. Мы только предпочитаем одну модальность, а пользуемся всеми тремя, причем делаем это в какой-то последовательности для окончательного принятия решения. Эта последовательность, индивидуальная для каждой группы задач, которые мы решаем, называется «внутренней стратегией». Так, например, когда я пишу книгу, то каждая фраза вначале отсылает меня в аудиальную модальность: я вспоминаю, что говорил на семинаре, и о чем меня спрашивали слушатели. После этого я перехожу в зрительную модальность, представляя себе, как будет выглядеть на бумаге напечатанная фраза. И затем я обращаюсь к кинестетической модальности, пытаясь почувствовать, будет ли текст интересным и понятным. Если не использовать названия модальностей, то мою стратегию можно описать так: «слышу-вижу-чувствую». Эта стратегия будет работать у меня при написании любого текста — письма, статьи, записки.

В другой ситуации, скажем, при выборе партнерши для танца, я буду пользоваться другой стратегией: «вижу-чувствую-говорю себе» (вижу симпатичную женщину, чувствую, что она мне приятна, говорю себе, что имеет смысл пригласить ее на танец). Для разных задач — разные стратегии, при написании текста я пользуюсь первой, а приглашая кого-либо провести со мной время, — второй. Для простых задач стратегия тоже может быть простой, включающей в себя не три, а две модальности: «вижу-чувствую», «слышу-чувствую».

Практическую ценность имеет стратегия принятия решений вашим деловым партнером при заключении сделки, подписании договора. К счастью, люди точно так же не скрывают свои внутренние стратегии, как не скрывают свою ведущую модальность: стратегии обозначаются последовательностью движения глазных яблок в период обдумывания вашего делового предложения, или типичной последовательностью слов-предикатов, которую ваш партнер совершенно спокойно допускает при разговоре. Навык использования внутреннем стратегии делового партнера является более сложным по сравнению с предыдущими, и на семинаре, посвященном теме гипноза, его не отрабатывали.

Пример использования такого навыка я все же приведу; это — опять пример А. Ситникова: «…Я хотел рассказать один пример, очень понятный для бизнесменов. У нас была необходимость договориться с очень важным человеком. Мы встретились с ним и высказали все наши доводы. А он говорит: «Слушайте, ребята, я думаю, нам не о чем с вами разговаривать. Мы не будем с вами говорить». Мы послушали его лекцию. На лекции он делал такой паттерн (шаблон, стереотип), движение: «Я подумал, что это было бы очень ярко, если бы это было легко» (исполняется в соответствующих модальностях). И такие паттерны у него повторялись постоянно. Мы подходим к нему после лекции и говорим: «Мы вас сейчас послушали, и у нас возникло представление, что у нас есть возможности для тесного сотрудничества». Мы сами не ожидали, что он нам так ответит: «Ребята, вот так бы сразу и сказали». Мы не добавили ни одного довода. Мы просто дали ему возможность воспринять информацию в понятном для него виде. Он увидел все так, как он видит информацию, понятную ему. И, как понятную информацию, соответствующим образом оценил». Из приведенного примера понятно, что использование внутренней стратегии делового партнера сводится к организации собственного сообщения таким способом, чтобы в этом сообщении слова-предикаты чередовались так же, как чередуются соответствующие модальности в стратегии партнера.

Резюме.

1. Для создания раппорта вы в первую очередь согласуете свое поведение с поведением вашего партнера, применяя навыки подстройки к позе и движениям.

2. Вы можете улучшить раппорт, применяя навыки присоединения к неосознаваемым партнером физиологическим функциям — например, к дыханию. Вы можете сделать это напрямую, согласовав свою физиологическую функцию с аналогичной функцией партнера; или непрямым путем — согласовав с какой-то физиологической функцией партнера другую свою функцию (речь, движения и т. д.).

3. Чтобы сохранить раппорт при словесном общении, вы используете сведения о ведущей модальности партнера, полученные при наблюдении за движением его глазных яблок и при анализе слов-предикатов из его речи. Свои решающие аргументы вы обязательно переводите на язык ведущей модальности партнера. Ваше сообщение влияет на партнера еще эффективнее, если при его построении вы способны использовать внутреннюю стратегию партнера, которую он применяет при работе с данной группой проблем.

4. После подстройки вы можете управлять партнером, вести его в нужном вам направлении, постепенно меняя его поведение и физиологические функции посредством изменений своего поведения.

• Главная • Чистая сила • Нейро-лингвистическое программирование • Движение глаз и модальности

Несостыковки в различных версиях

© wjlta.wordpress.com
Лжецы часто украшают свои байки большим числом живописных деталей, но о действительно важном не говорят. Чтобы быть уверенным в том, что собеседник не скрывает чего-то важного существенное, попробуйте незаметно записать его историю на диктофон, а затем вернуться к ней через несколько дней и обсудить некоторые подробности. Если на своеобразной «очной ставке» с самим собой собеседник путается в «показаниях», забыв, что он говорил ранее, скорее всего, ваши подозрения в «нечестной игре» обоснованны.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]