Любая наука несет в себе теоретические и практические аспекты. Теория изучает закономерности, тогда как практическая часть отвечает за применение накопленных знаний в жизни, на практике. Не является исключением и психология. Таким образом, получается, что практическая психология изучает практическое использование данной науки.
Предмет и задачи
Практический психолог изучает психические явления и их закономерности. Он учится управлять ими, развивать необходимые качества и купировать патологические явления. В список задач психолога-практика входит:
- Научно-исследовательская работа — изучение процесса формирования личности, углубление и расширения знаний о психике.
- Прикладная работа — разработка и применение новых методов исследования, обучающих программ, других видов диагностики и коррекции.
- Практическая работа — определяется в соответствии с местом деятельности и типом запроса клиента.
Психолог обязан регулярно проходить дополнительные обучающие курсы и тренинги, заниматься самообразованием. В его основную задачу можно определить самосовершенствование с целью оказания помощи в рамках профессии.
Основные задачи деятельности практических психологов
Ключевыми фигурами в практической психологической работе являются клиент и психолог. Клиентом может быть государство в лице министерства или ведомства, региональная администрация, компания, организация, семья или отдельный человек. Клиент обращается к психологу, работа которого заключается в решении психологической проблемы клиента и оказании психологической помощи, а клиент оплачивает эту работу. Клиент — это человек или группа людей, которым предлагается психологическая помощь в решении проблемы. Психологическая проблема обычно проявляется как трудность или барьер, который клиент хочет преодолеть с помощью психолога. Клиент и заказчик могут совпадать, когда клиент обращается за психологической помощью и сам оплачивает ее. Отношения между психологом и клиентом (заказчиком) устанавливаются на основе трех возможных позиций психолога-практика: Эксперт, учитель или консультант.
Психолог как эксперт является носителем специальных знаний и опыта. Его просят дать психологическое заключение, то есть оценить решение, проект или событие с экспертной психологической точки зрения. Услуги психолога в качестве свидетеля-эксперта необходимы после того, как клиент проделал определенную работу.
Психолог как педагог занимается передачей специальных знаний, которые необходимы людям для того, чтобы их деятельность была эффективной. Практический психолог в позиции преподавателя — это не учитель, который излагает теории и факты в систематизированном виде. Психолог-преподаватель проводит психологические тренинги, симуляционные игры и другие активные методы обучения. Он выполняет свое задание до начала работы.
Психолог как консультант участвует в деятельности клиента. Он предоставляет клиенту знания и опыт в тех количествах и формах, которые необходимы в данный момент. Его задача — оказывать психологическую поддержку клиенту в работе.
Основные задачи деятельности практических психологов включают:
1) Определение психологических характеристик конкретного человека, группы; 2) Выявление психологических причин, которые вызывают трудности в повседневной жизни; 3) Оказание психологической помощи в преодолении этих трудностей, решение различных психологических проблем клиента; 4) Содействие правительственным, общественным, бизнес-организациям в эффективном использовании психологических факторов при решении практических задач; 5) социально-психологическое сопровождение работы и жизни клиентов; 6) продвижение психологических знаний и повышение психологической культуры людей. 7) Оптимизация системы психологической работы и повышение собственной профессиональной компетентности.
История и последователи направления
Когда исследователи обнаружили, что они не только могут изучать психические явления, но и оказывать на них влияние, было принято решение объединить знания и методы в отдельную науку. Так появилась практическая психология, оформившаяся как самостоятельная дисциплина в начале 20 века.
Это направление науки быстро стало популярным, поскольку могло изменять жизни людей. Из США оно распространилось в другие страны, поначалу европейские, после — страны Азии и Африки. Ее развитием занимались: Юнг, Конт, их многочисленные последователи.
Практический психолог, работающий как отдельный терапевт, поначалу не вызывал ни одобрения ни понимания. Считалось, что для полноценной работы больному необходимы клинические условия, но уже в 60 годы первые частные практики стали работать в отдельных кабинетах не при клиниках.
Такой формат быстро стал повсеместным. Даже противники метода были вынуждены признать, что он работает — после прохождения терапии пациенты отмечали значительное улучшение самочувствия и жизненной ситуации.
Практическую психологию часто путают с прикладной, считая их синонимичными понятиями, но прикладная психология не отдельная наука, а часть практической. Она объединяет методы изучения закономерностей психики, которые потом используются на практике. Эти науки не противопоставляются, а дополняют друг друга.
Развитие практической психологии в СССР началось в 80 годах, когда стал возможен обмен опытом между практиками разных стран. Наибольший вклад в развитии внесли исследования Дружилова. Психология перестала быть просто областью изучения. Ее достижения и открытия направили на решение конкретных задач в образовании, промышленности. Область применения практического психологического знания постоянно расширялась. Параллельно шла популяризация науки среди представителей математики, юриспруденции, политики.
Благодаря усилиям просветителей за 10 лет практическая психология распространилась и стала доступным видом помощи.
Книги по практической психологии
Тема практической психологии чрезвычайно обширна, поэтому если вы хотите изучить ее глубже, ознакомьтесь с книгами из этого списка.
- «Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день» Николай Козлов.
- «Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом» Джанетт Рейнуотер.
- «Книга для тех, кому нравится жить, или Психология личностного роста» Николай Козлов.
- «На пределе. Неделя без жалости к себе» Эрик Бертран Ларссен.
- «Психология о личности» Алексей Бодалев.
- «Игры, в которые не играют успешные люди. Мастер-класс практической психологии» Пия Билунд, Коре Кристиансен.
- «Рабочая книга практического психолога: пособие для специалистов, работающих с персоналом» Алексей Бодалев.
- «Практическое консультирование» Галина Колесникова.
- «Дар психотерапии» Ирвин Ялом.
- «Учебник по системной терапии и консультированию» Арист фон Шлиппе.
- «Книга о власти над собой» Тони Роббинс.
- «Из лягушек – в принцы» Ричард Бэндлер и Джон Гриндер.
Желаем вам удачи!
Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов: TelegramВконтактеFacebook
Советуем также прочитать:
- Сторителлинг
- Когнитивная психология и когнитивная психотерапия
- Криминальная психология
- Кризисная психология
- Психология рекламы
- Дифференциальная психология
- Метод изучения психологии Вундта
- Социальные технологии
- С чего начать изучение психологии
- Психология образования
- Психолингвистика как инструмент глубинного изучения речи и языка
Ключевые слова:1Самопознание
Развитие направления
Накопление опыта позволило терапевтам оказывать помощь и работать на перспективу, не допуская повторения проблемы в дальнейшем, но низкий уровень понимания сущности психологии у обывателей все еще является проблемой.
По представлениям людей далеких от науки, психология — мистическая практика, которая может воплотить любое требование. Частый запрос к терапевту — «исправить» проблемы в поведении.
Психология так не работает. На консультации терапевту нужно прикладывать значительные усилия, чтобы понять сущность проблемы пациента, проявлять творческий подход. Готовых шаблонов, которые действовали бы в любой ситуации, нет.
Нельзя игнорировать тот вклад, который практики уже внесли в формирование массового сознания. Задача современной психологии — популяризация науки среди простых людей, донесение необходимости диагностики и коррекции.
Психологическое оценивание
Основными видами деятельности в практической психологии являются психологическая оценка, консультирование, образование, правоохранительная деятельность и работа по развитию. Иногда психотерапию также называют деятельностью практического психолога. Однако эта тема относится в первую очередь к области медицинской психологии и обсуждается в соответствующем разделе.
Психологическая оценка — это профессиональная специализация практических психологов, включающая диагностическую и экспертную работу. В международной практике эта сфера деятельности занимает достаточно важное место. Основная задача психолога — оценить развитие каких-либо психологических характеристик у конкретного человека, диагностировать его психологическое развитие, то есть провести психодиагностику.
Термин «психодиагностика» был введен швейцарским психологом Германом Роршахом в 1921 году в его одноименной книге. В настоящее время психодиагностика определяется как деятельность психолога, направленная на количественную (измерение) и качественную оценку психологических функций и психологических характеристик человека.
В своей работе психолог-диагност руководствуется определенными нормами (возрастными, патопсихологическими или индивидуально-психологическими) в проявлении психологических функций человека. Отклонения от нормы определяют диагноз.
Психодиагностика проводится на основе:
1) объективные показатели деятельности (реальные или смоделированные в эксперименте, тесте); 2) субъективные показатели (информация, которую человек сообщает о себе). Для оценки психолог-диагност использует профессиональные психологические наблюдения, интервью и психологические тесты. В ходе наблюдения или интервью психолог определяет наличие или отсутствие определенных психологических качеств, эмоциональных реакций и поведения, а также их соответствие профессиональным психологическим нормам.
Психологические тесты могут включать опросники, проективные тесты и тесты, требующие выполнения каких-либо практических заданий. В тестовых анкетах человек должен ответить на ряд прямых или косвенных вопросов. Достоверность полученной таким образом информации зависит от искренности респондента и его способности к самоанализу и самопрезентации предложенной ситуации. По этой причине профессиональные психологи не очень доверяют результатам таких интервью и используют их как средство получения первичной информации. Большую надежность полученной информации обеспечивают проективные тесты, в которых человек проецирует свои психологические характеристики на неопределенную ситуацию, предлагаемую в тесте. Одним из самых известных проективных тестов можно считать тест чернильных клякс, в котором человек должен сказать, что он видит в представленных ему симметричных чернильных кляксах. Неопределенность в отношении цели теста не позволяет сдающему тест намеренно фальсифицировать результат. Наконец, существуют практические тесты, в которых о психологических качествах человека судят по тому, как он выполняет задание.
Преимущества и недостатки науки
Иногда психологию считают «несерьезной» по сравнению с психиатрией. Это неверный подход, который отражает только полное непонимание принципов работы с личностью.
Преимущества психологии:
- терапия доступна для человека в любое время;
- специалиста можно выбрать исходя из своих предпочтений;
- большой выбор методик работы;
- можно проработать любую проблему.
К недостаткам можно отнести невозможность получить медикаментозное лечение. Подбирать препараты может только психиатр. Поэтому нельзя противопоставлять эти отрасли и считать, что одна в чем-то хуже другой.
О психологии
Фото автора Darina Belonogova: Pexels
Невозможно представить современное общество без психологии. Каждый, кто хочет для себя развития, тем или иным образом соприкасается с этой наукой. Да, в настоящий момент грань между научной психологией и бытовой бывает невидимой.
Ты, наверное, замечала, как блогеры начинают говорить о тех или иных психологических моментах. Но всегда ли это является обоснованной информацией?
В древности психологию связывали с философией, мудрецы изучали то, что не могли увидеть и потрогать. Поэтому и изучение было связано с чем-то таинственным.
Эта наука стоит на рубеже между гуманитарными и точными науками. Потому в ней закладываются как философские моменты, так и медицинские.
Очень не просто изучать психологию, не обращая внимания на развитие головного мозга. А последний в свою очередь самым сложно устроенным органом человеческого тела.
Что ещё важно знать о психологии:
- Название «психология» связано с греческой мифологией. От имени крестьянки Психеи.
- Психология изучает своеобразие психических явлений
- Исследует психофизиологические особенности человека
- Психология изучает мир субъективных явлений, процессов, состояний
- Объектом психологии является человек
- Субъектом психологии является психика человека
Методы исследования
Первая задача, с которой работает психолог во время консультации, — определение проблемы пациента. Для этого он использует различные методы диагностики.
Для оценки состояния используются несколько методов поочередно:
- наблюдение;
- беседа;
- тесты.
Наблюдение может происходить в кабинете или естественной среде пациента. При исследовании ведутся записи, по которым впоследствии будут сделаны выводы.
Беседа, в отличие от обычного разговора, имеет четкую цель — выявление истинной причины патологии. Оцениваются не только слова пациента, но и его поза, мимика, жесты. Важны интонации, непроизвольные смысловые акценты. Часто в процессе беседы пациент меняет изначальный запрос, понимая, что его проблема в другом.
Тестирование включает использование опросников, тестов, проективных методик. В зависимости от ответов пациента выявляются особенности личности: тип темперамента, черты характера, скрытые фобии. На основе полученных данных подбирается оптимальный вид терапии.
Области применения прикладной психологии
Сегодня прикладная психология охватывает широкий спектр областей применения. Широкое применение психологии в практике естественным образом привело к развитию таких областей, как:
Психологические службы в школах;
- Психология управления;
- Психология чрезвычайных ситуаций;
- Индивидуальное и семейное консультирование;
- Профессиональное консультирование и выбор профессии.
Психологические службы в школах. Эта услуга давно и успешно развивается во многих странах.
Его исторические корни уходят в начало 20 века, когда впервые была поставлена задача диагностики степени умственной отсталости, школьной успешности, а также разграничения нормальных детей и взрослых по степени интеллектуального развития. К.М. Гуревич считает, что с созданием так называемой шкалы Стэнфорда-Бинета началось изучение школьной успешности на основе коэффициента интеллектуального развития. По мере совершенствования психологической практики этот критерий стал приобретать универсальный характер и широко использовался в армии, на производстве, при отборе специалистов в различных областях. Настоящая психологическая служба начинается не с сегрегации и классификации учеников, а с психолого-педагогического обследования, интерпретации их результатов и непосредственной психологической помощи ученикам и персоналу школы в области психологии развития. Школьная психологическая служба в США имеет долгую историю и основана на том, что психолог имеет возможность активно влиять на психолого-педагогическое измерение и оценку «школьного функционирования» детей и подростков и обеспечивать их когнитивное, аффективное и социальное развитие.
Перед психологической службой в школе стоит задача не только диагностировать уровень психического развития учащихся, но и разработать рекомендации по психическому развитию ребенка или коррекции этого развития. Процедура диагностической и коррекционной деятельности школьного психолога достаточно сложна и ответственна. Впервые эта процедура была предложена в нашей стране Л.С. Выготским в виде схемы педологического обследования применительно к трудновоспитуемому и аномальному ребенку. Такое тщательное, пошаговое описание диагностической работы психолога можно считать основой для начала функционирования школьной психологической службы в нашей стране. Однако в советский период ее деятельность оценивалась крайне негативно, а однобокое постановление о педологии 1936 года затормозило развитие школьной психологии. Только в конце 1960-х годов начался активный поиск форм практического участия психологов в работе школ и образовательных учреждений.
Связь с другими науками
Практическая отрасль предполагает использование знаний и методов из других областей:
- бихевиоризма;
- психоанализа;
- гештальт-терапии;
- трансактного анализа;
- гуманистической психологии;
- телесно-ориентированной терапии.
Также обязательно взаимодействие психологии с другими науками, в частности, с биологией. Психика — не только область личностного развития. Она не может работать без нормального функционирования ЦНС, а ее изучением занимается биология. Также практическое применение затрагивает гуманитарные науки: историю, философию, культурологию. Для полноценных исследований необходимо и применение математических методов. Практическая психология объединяет разные дисциплины и находит новые подходы к их применению.
С чего начать изучение практической психологии?
Если не принимать во внимание очевидный совет «поступите в ВУЗ», то окажется, что это достаточно сложный вопрос.
Профессиональные психологи-практики очень критично относятся к популярной психологической литературе, называя ее «поп-психологией», что звучит довольно уничижительно. И достается не только заправским знатокам истинного предназначения женщин или специалистам по психологии отношений, но и известным авторам, таким как Дейл Карнеги, Эрик Берн, Джон Грэй.
Но если у вас нет 5-6 лет на то, чтобы получить высшее образование в этой области, а изучить практическую психологию с целью самопомощи хочется, то нужно много читать, причем не только академические учебники. Зачем?
Тони Роббинс в книге «Разбуди в себе исполина» писал, что до того, как начать помогать людям, он прочел около 500 книг по психологии. Он читал и тут же применял теорию на практике. Роббинс советует НЛП, потому что эта область дает огромное количество методик для коррекции. Верить этому или нет? Дело ваше, но у Роббинса огромное количество почитателей по миру, которым он по их же словам помог, так что как минимум интерес его работы вызывают.
Поэтому главный совет один – читайте как можно больше, но при этом всегда проверяйте все рекомендации, которые находите в книгах, поддавайте информацию критическому анализу, сопоставляйте.
Вы можете найти свой собственный путь. Учтите, что многие великие мотиваторы, люди, которые влияют на жизни тысяч других, на самом деле самоучки. Они выбрали свою дорогу, читали и учились хаотично, и это в итоге создало их уникальные личности с оригинальными идеями. Так, конечно, вы не получите академических знаний, но все зависит от изначальных целей, с которыми вы принимаетесь за изучение.
Это же касается и тех, кто хочет получить высшее образование – не ограничивайтесь учебниками по программе, изучайте новое, потому что это очень динамичная область, в которой едва ли не каждый день совершаются удивительные открытия.
При этом раз в неделю задавайте себе следующие вопросы, чтобы не сбиться с курса:
- Чего я в действительности хочу добиться, изучая психологию?
- Как повлияет ее изучение на меня и мое окружение?
- Как изменится моя жизнь, когда я буду обладать необходимыми знаниями?
- Действительно ли это та цель, на которую я готов потратить часть драгоценной жизни?
Не становитесь теоретиком в худшем понимании этого слова. Бросайте в бой изученные методики, проверяя их эффективность. Но с этим связано еще одно предостережение: некоторые техники являются слишком сложными для человека неподготовленного. Поэтому прежде чем что-то сделать, хорошо подумайте о том, готовы ли, о последствиях и рисках. Не бросайтесь с головой в омут, следуя первому и самому популярному совету выходить за рамки зоны комфорта.
Проблемы методологии и практики
У людей есть врожденное чудо, они исследуют многие темы с помощью опыта и восприятия. Благодаря этому чуду люди рационально размышляют о своем собственном опыте по конкретной теме. Затем человек практикует диалектику , исследуя то, что другие сказали об исследуемой теме, в надежде получить определенные знания по этой теме. Теоретическая психология служит мостом между философскими корнями психологии и современной эмпирической психологией. Этот мост делает акцент и фокус на формировании понятий из наблюдаемых моментов явного поведения, исключая интроспективные ментальные события в индивидуальном сознании . Психологические законы создаются из этих наблюдаемых поведений, которые происходят из одной концепции, которая также содержит концепции из среды внутренних физиологических состояний человека. Эти законы делятся на каузальные ( статистические ) или детерминистские / механистические (нестатистические) категории, которые связывают одновременные параллельные черты или предсказывают будущее из настоящего или прошлого соответственно. Затем эти законы объединяются в теории, основанные на логически выведенных вместе связях, и открываются для новых законов, которые еще предстоит открыть или проверить эмпирически. Конечная и логически возможная цель теоретической психологии — создание точной и всеобъемлющей психологической теории
Однако концепции, которые можно сразу наблюдать, по-прежнему абстрактны и их трудно определить даже в базовом законе важной твердой теории, поскольку они не относятся ни к одному физическому объекту, который мы могли бы понять или с которым мы могли бы взаимодействовать, используя наши сенсорные и эмпирические подходы. Они не реализуются в мире и поэтому называются теоретическими концепциями .
Журналы
Области гуманистической и экзистенциальной , а также социальной конструкционистской точки зрения психологии были фундаментальными для некоторых из первых теоретических идей, относящихся к современной теоретической психологии. Сегодня существует множество журналов, в которых публикуются теоретические статьи. Эти журналы включают следующее:
- Журнал теоретической и философской психологии
- Теория и психология
- Новые идеи в психологии
- Журнал гуманистической психологии
- Гуманистическая психология
- Семейный процесс
- Исследования в области лингвистики и философии
- Сознание и познание
- Теоретические вопросы когнитивной науки
- Поведение и философия
- Американский психолог
- Международный журнал психологии личностного построения
- летописей теоретической психологии
- Психологическое расследование
- Death and Dying
- Журнал разума и поведения
- Философская психология
Какими еще должны быть цели
Цель должна иметь точную дату достижения и конкретный размер, чтобы можно было точно понять, что цель уже достигнута.
Такие формулировки цели как: «Через год я хочу зарабатывать больше» — не работают. Целью является только конкретика.
При этом переносить срок выполнения поставленной цели нельзя.
Чтобы все было во время важно при планировании выставлять промежуточные цели так же с конкретным временным сроком. А так же выход из зоны комфорта
А так же выход из зоны комфорта.
К примеру, вы работаете на заводе и зарабатываете 30000 рублей в месяц и поставили себе цель: «Через год купить новую квартиру в Москве за 6 млн. рублей».
Это достижимая цель. Но чтобы ее достичь, нужно выйти из своей зоны комфорта, нужно уволиться с работы, открыть свой бизнес, который смог бы давать достаточную прибыль на реализацию этой цели за этот промежуток времени.
Сравнение житейской и научной психологии
«Послушай мой совет», – говорит ваш приятель. «Я хочу поделиться своим опытом, помочь другим преодолеть эту трудную ситуацию», – говорит блогер. В обоих случаях мы имеем дело с любителями, а не профессионалами. Ключевое отличие житейской и научной психологии в том, что первая является частной, конкретной. То, что помогло одному человеку может оказаться совершенно бесполезным другому, а третьему и вовсе может навредить. Это не единственное отличие направлений. Рассмотрим их подробнее, а также поговорим о связи направлений.
Различия между житейской и научной психологией
Два типа отличаются характером знаний, содержанием и способами передачи опыта. Рассмотрим основное:
- Любительский тип – это опыт одного человека, со всеми его нюансами. Психологические знания имеют хаотичный характер, основаны на интуиции. Индивид получает их случайно. Опыт науки всегда систематизирован, получен в ходе специальных экспериментов, обширен для применения, отражает общие законы, закономерности.
- Любительские знания живут только в той сфере, где человек получил их, только в жизни этого человека. Индивид может устно или письменно передавать свои знания другим людям, но все равно это будет только его опыт, его догадки, соображения. Традиции, обряды, поговорки, афоризмы, народная мудрость, пословицы – все это примеры хранения любительской психологии. Нередко несколько источников информации противоречат друг другу. Например, на каждую пословицу можно найти «антипословицу»: «Учение — свет, а не ученье — тьма», «Век живи, век учись — дураком умрёшь». Информация из науки передается из поколения в поколение, ее преподают в университетах, она хранится в книгах. Научные знания постоянно углубляются, расширяются.
- Любительские умозаключения привязаны к ситуации, конкретным условиям и времени. Использовать их весьма проблематично, не каждому человеку подходит та или иная мудрость, далеко не всегда советы чужих людей работают. Наука не привязана к времени и условиям, это методики, техники, которые всегда работают. А если нужны специальные условия, то об этом всегда сказано.
Таким образом, пока один тип разносторонне и хаотично описывает те или иные явления, другой объясняет их через термины, понятия, определения, закономерности, причинно-следственные связи.
Соотношение житейской и научной психологии (кратко)
Вероятно, вы уже догадались, что оба типа тесно взаимосвязаны. Примеры связи и соотношения:
- профессиональные исследования основаны на жизненном опыте (кто-то что-то заметил и решил обосновать, выявить общие закономерности, найти методы решения);
- психологическая наука берет свои задачи из житейского опыта;
- последняя проверка научных знаний – проверка жизненным опытом.
А влияет ли наука на жизнь? Безусловно. Это то, что мы обычно называем практической психологией. Речь идет обо всех техниках, методиках, тренингах, которые мы используем в жизни для ее улучшения. Все научные психологические исследования возникают на фоне актуальных проблем общества. Люди подсказывают, что им нужно – психологи стараются помочь. Согласно этому можно условно выделить три типа: житейская, научная и практическая психология. Последняя объединяет в себе два других типа.
Большинство психологов, которые получили соответствующее образование, имеют отношение к обоим типам. Кто-то выбирает только теоретическую часть, но и в этом случае он сталкивается с бытовыми проблемами людей, потому что без этого нельзя выдвинуть и проверить гипотезу. Для этого используется житейское наблюдение. В психологии это один из методов, подразумевающий проверку гипотезы или результатов исследования в реальных условиях (не лабораторных).
Таким образом, специфика научной и житейской психологии в следующем: наблюдается необходимость житейских психологических знаний для развития психологии как науки.