Что такое память? Основные теории + 20 подвидов памяти


Что такое память в психологии?

С психологической точки зрения, память, это опять же запоминание, хранение, воспроизводство и забывание информации, полученной благодаря собственному опыту.

Способностью к запоминанию информации обладают все высшие животные, но наиболее развита память у человека.

Память имеет тесную связь со всеми познавательными процессами — восприятием, ощущением, мышлением. И это делает процесс ее изучения сложным, но очень интересным и полезным с точки зрения практики.

Память — это психофизический процесс, который задействует не только активность мозга, но физиологические реакции, поэтому психологи изучают ее в группах ученых других направлений: физиологами; дефектологами; невропатологами; геронтологами; психиатрами; нейрохирургами.

Результаты исследований таких групп специалистов являются необходимыми для лечения нарушения памяти и развития способностей к лучшему запоминанию информации.

Есть несколько теорий, каждая из которых имеет собственный взгляд на понятие памяти.

  1. Ассоциативная. Ключевой момент — ассоциация. Память соединяет части воспринятого материала, и когда человек вспоминает что-то, он ищет связи между этими материалами.

    Эта теория подчиняется определенным закономерностям — контраст, схожесть и смежность.

    Контраст — запоминаемая информация, отличается от сохраняемой; схожесть — материал вспоминается посредством связи с похожим; смежность — информация запоминается в совокупности с предыдущим опытом.

  2. Бихевиорестическая. Запоминание происходит посредством специальных упражнений, которые позволяют быстрее и лучше фиксировать внимание на событиях или предметах.

    Качество такой памяти зависит от индивидуальных характеристик, возраста, объема материала, интервала между упражнениями и так далее.

  3. Когнитивная. Это несколько обощенных трансформационных процессов и блоков полученного материала.

    Какие-то из них воссоздают отличительные черты, другие — карту информации, третьи — помогают удерживать информацию, четвертые — преобразуют материал в определенную конкретную форму.

  4. Деятельная. Эта теория подразумевает, что память — это активный компонент между человеком и окружающим его миром.

    В процессе задействуются синтез, анализ, группировка, повторение и отделение признаков, которые в результате складываются в мнемический образ.

    На запоминание оказывают влияние внешние стимулы, со временем они становятся внутренними, и человек может с их помощью руководить процессом.

Глава 1. Теория памяти в ассоциативной психологии.

В истории психологии уже с давних времен предпринимались попытки объяснить связь психических процессов при запоминании и воспроизведении. Аристотель пытался вывести принципы,по которым наши представления могут связываться друг с другом. Эти принципы, названные впоследствии принципами ассоциации,получили в психологии широкое распространение. Так появилась ассоцианистическая теория. Она является одной из самых старых психологических теорий памяти. Ее центральное понятие – ассоциация – обозначает связь, соединение, и выступает в качестве объяснительнного принципа всех психических образований.

Этот принцип сводится к следующему: если определенные психические образования возникли в сознании одновременно или непосредственно друг за другом, то между ними образуется ассоциативная связь, и повторное появление какого-либо из элементов этой связи вызывает в сознании представление всех остальных ее элементов.

Одним из ярчайших представителей ассоцианизма является Герман Эббингауз (1850-1909). Немецкий психолог, который, отталкиваясь от работ Г.Фехнера, первым попытался распространить объективный экспериментальный метод и на исследование высших психологических функций, а в частности памяти.

В своем классическом исследовании «О памяти» Эббингауз разработал основные приемы ее эксперементального исследования. Стремясь изучать память в ее чистом виде, он использовал в качестве материала для запоминания бессмысленные слоги, в силу чего, установленные им закономерности оказались справедливыми в отношении механической, а не характерной для человека смысловой памяти.

В своем исследовани «О памяти» Эббингауз определяет, что если бы какие-либо душевные образования когда-нибудь заполняли сознание одновременно или в близкой последовательности, то впоследствии повторение одних членов этого прежнего переживания вызывает представления и остальных членов, хотя первоначальные причины их отсутствовали. Душа человека расширяет и обогащает всегда то, что ей непосредственно дано, на основе прежних своих переживаний. При помощи представлений она постоянно восстанавливает те более обширные связи и более значительные единства, в которых она некогда переживала то, что в настоящий момент дано ей частями и полно пробелов. Она немногое воспринимает из того, что каждый раз претендует на ее внимание; но то, что проникает в нее, благодаря удачно сложившимся условиям, она облекает и пропитывает собственным прошлым. Другими словами, вступающие в сознание образования сами обусловливают это дополнение их прошедшим, и именно в этом и заключается то действие, которое они оказывают. Общая способность души к этой работе называется памятью.

Если какие-нибудь психические содержания, существовавшие когда-либо у человека и возрождающиеся как представления, сопровождаются вместе с тем или сознанием того, что они некогда уже переживались, а может быть и представлениями о тех или других побочных обстоятельствах, то такой процесс называется воспоминанием. Поскольку не целесообразно ограничивать исследование одним только этим специальным случаем, далеко не всегда осуществляющимся в действительной жизни, наука создала термин «воспроизведение», означающий в самых общих чертах процесс возрождения пережитых некогда содержаний сознания в виде представлений. Между воспроизведением и памятью, существует приблизительно такое же отношение, какое существует между работой и энергией; первое выражение обозначает процесс, наблюдаемый в действительности, а второе обозначает возможность его наступления, которую следует представлять себе существующей и в случае отсутствия процесса.

Напрашивается мысль – объяснять воспроизведение душевных образований, пережитых некогда вместе, тем, что эти образования вступили в тесную связь между собой и теперь настолько между собой внутренне связаны, что одно из них всегда влечет за собой другое. Эта мысленная связь называется ассоциацией. Душевные образования называются ассоциированными, если они когда-либо раньше были пережиты вместе, и существует более или менее основательное допущение, что при существующих условиях они могут вызывать друг друга. Однако, термин «ассоциация» употребляется очень часто в перенесном смысле. Она обозначает не только предполагаемую внутреннюю причину воспроизведения, но и само это воспроизведение, действительное вступление в сознание представлений вследствие мысленной внутренней связи, и в этом значении он вытеснил термин «воспроизведение». Поэтому закономерность процесса воспроизведения, как правило, называется законом ассоциации.

Ассоцианисты определили внешние условия, необходимые для возниковения «одновременных впечатлений». Все многообразие условий было сведено к следующим трем типам:

· Пространственно-временной смежности соответствующих объектов;

· Их подобию;

· Их различию и противоположности;

В соответствии с этими принципами выделялись три типа ассоциаций:

— Ассоциация по смежности. Образы восприятия или какие-либо представления вызывают те ассоциации,которые в прошлом переживались одновременно с ними или непосредственно вслед за ними .

— Ассоциации по сходству. Образы восприятия или определенные представления вызывают в нашем сознании представления, сходные с ними по каким – либо признакам.

— Ассоциации по контрасту Образы восприятия или определенные представления вызывают в нашем сознании представления в каком – нибудь отношении противоположные им,контрастирующие с ними.

В основе этих типов ассоциаций лежат сформулированные еще Аристотелем три принципа «сцепления» представлений. Под эти три принципа ассоцианисты подводили все многообразие связей, в том числе и причинно-следственные: поскольку причина и следствие связаны определенным временным отношением («этого по причине этого — это всегда после этого»), то причинно-следственные ассоциации они включали в категорию ассоциаций по смежности.

Понятие ассоциации легло в основу так называемого ассоциативного эксперимента: испытуемому предъявляли слово-раздражитель и предлагали ответить на него как можно быстрее первым словом, которое придет ему в голову под воздействием слова-раздражителя.

В 1923 году несколько студентов Института психологии в числе которых был А.Н. Леонтьев под руководством А.Р. Лурия начали экспериментальное исследование с использованием ассоциативного метода. Испытуемый должен был придумывать ассоциацию на каждое слово, которое ему называл экспериментатор, одновремено нажимая пальцем на кнопку прибора. Регистрировался латентный период реакции – время, в течение которого испытуемый искал соответствующую словестную реакцию и характер двигательной реакции – степень нажима, форма кривой и т.д. Оказалось, что если слово, на которое испытуемый должен реагировать, не вызывало у него никаких эмоций, то латентный период и нажим ровен. Но, если называлось слово, эмоционально окрашенное, словесная реакция задерживалась, и нажим становился неупорядоченным.

Содержание понятия ассоциации в дальнейшем существенно переосмыслилось и углубилось, но само это понятие прочно закрепилось в психологии памяти.

Запоминание – это действительно связывание нового с уже имеющимся в опыте. Однако если бы для образования цепей ассоциаций было достаточно одной только пространственно-временной смежности явлений, то тогда в одной и той же ситуации у различных людей должны были бы возникать одинаковые цепи связей. В тоже время наблюдения показывают, что у одного и того же человека одно и то же слово может в разное время вызывать совершенно различные ассоциации.

Так, в опытах Г. Мюнстерберга четырем испытуемым в качестве «исходных пунктов» ассоциаций предъявлялись одни и те же слова четыре раза с интервалами по три месяца. Автор не нашел в ассоциациях своих испытуемых никакого постоянства.

У.Джеймс приводит примеры разнообразия и неожиданности ассоциативных связей. Ребенок, в первый раз увидевший снег, называет его «сахаром», и «белыми бабочками»; яйцо в скорлупе — «красивый картофель», апельсин – «мячик».

Таким образом, связи образуются избирательные, и на вопрос о том, чем регулируется этот процесс, ассоцианизм ответа не дает, ограничиваясь лишь констатацией фактов, которые свое научное обоснование получили гораздо позже.

Представителями ассоциативной психологии были сделаны первые попытки экспериментального изучения памяти (Эббингауз Г., Мюллер Г., Пильцеккер А.).

Гланым предметом исследования в этих работах было изучение устойчивости, прочности и силы ассоциаций. Процесс запечатления, запоминания изучался как функция фактора смежности. Свою задачу авторы видели в том, чтобы абстрагироваться от конкретной деятельности человека и изучать фактор смежности в как можно более «чистом» виде. Именно с этим связаны попытки Эббингауза и других ученых искать закономерности в запоминании бессмысленного материала.

Важным вкладом в науку была разработка Эббингаузом и его последователями методов количественного изучения процессов заучивания и забывания (существование и исчезновение ассоциации). Некоторые из них не потеряли своего значения и в настоящее время. В ряде исследований получены ценные факты и закономерности, характеризующие влияние на запоминание повторений, количества и качества заучиваемого материала, способов его предъявлений и других факторов.

На основании исследований были сделаны выводы, что если какие-нибудь душевные образования, запечатленные в душе опытом жизни или намеренным заучивание, предоставить на некоторое время самим себе и затем снова вызвать, насколько это еще возможно, в сознании, то оказывается, что за это время в них произошли двоякого рода изменения.

Во-первых, некоторые отдельные члены запечатленных связей постепенно изменились; воспроизведенные представления не соответствуют вполне первоначальным переживания, место которых они, тем не менее, занимают.

Во-вторых, образовавшиеся между ними ассоциативные связи ослабели; взаимное воспроизведение членов не происходит с прежней быстротой и уверенностью, а оно оказывается спутанным или совсем прекращается. Все когда-либо созданные ассоциации постепенно исчезают.

Это означает, что вызванные в сознании члены ассоциативной связи с течением времени вызвают все более и более скудные и полные пробелов представления об остальных членах этой связи; с течением времени требуется большая затрата труда, чтобы поднять эту связь на определенную духовную высоту, чтобы она могла быть, безошибочно воспроизведена. Этот процесс протекает таки образом, что отдельные члены становятся все более и более определенными: сначала чрезвычайно быстро, затем медленнее и, наконец, очень медленно. Но никогда, процесс не прекращается совершенно, а развивается, вполне правильно, до полного разрушения ассоциационной связи.

Развитие этого процесса легко проследить с помощью метода экономии: устанавливается, какой минимум повторений необходим в различные позднейшие времена, для того, чтобы снова выучить заученные когда-либо вещи. Если выразить часы, сэкономленные при последующем заучивании, в процентах часов, потребовавшихся для первого заучивания тех же рядов, то получается:

После1/319242х246х2431х24часов
Было сбережено58443634282521%

Ассоционная связь, созданная процессом заучивания, сначала круто падает с достигнутой высоты, а затем продолжает падать медленно: по истечении одного часа необходимо уже более половины первоначальной работы для вопроизведения ряда, а по истечении одного месяца эта работа возрастает лишь до 4/5.

В случае рядов более длинных для первого запоминания, которых требуется сравнительно больше работы, процесс забывания, как бы в возмещение за этот труд происходит с меньшей скоростью.

Значительно медленнее процесс забывания происходит в случае запоминания вещей осмысленных; смысл, в значительной мере облегчает первое запоминание, и впоследствии гораздо сильнее связывает между собой члены, чем это могут сделать различные ассоциационные связи.

Г.Эббингаузом были выведены следующие закономерности запоминания:

1. Сравнительно простые события в жизни, которые производят особенно сильное впечатление на человека, могут запоминаться сразу прочно и надолго.

2. Более сложные и менее интересные события человек может пережить десятки раз,но они в памяти на долго не не запечатливаются.

3.При пристальном внимании к событию достаточно бывает его однократного переживания,чтобы в дальнейшем точно и в нужном порядке воспроизвести по памяти его основные моменты.

4.Человек может объективно правильно воспроизводить события,но не осознавать этого и ,наоборот, ошибаться, но быть уверенным, что воспроизводит их правильно

5. Предварительное повторение материала,экономит время на его усвоение.

6. При запоминании длинного ряда лучше всего по памяти воспроизводятся его начало и конец (« эффект края»).

7.Для ассоциативной связи впечатлений и их последующего воспроизводства особо важным представляется то, являются ли они разрозненными или составляют логически связанное целое.

8.Повторение подряд заученного материала менее продуктивно для его запоминания,чем распределение таких повторений в течении определенного периода времени.

9.Новое повторение способствует лучшему запоминанию того,что было выучено раньше.

10.С усилением внимания число повторений может быть уменьшено.

11.То,что интересует больше всего ,запоминается без труда

12.Редкие, странные ,необычные впечатления запоминаются лучше.

13 Любое новое впечатление не остается в памяти изолираванным

Возможность не только измерить память, но и описать общие законы, по которым строится запоминание и сохранение, была одним из серьезных достижений ассоциативной психологии, и эти работы явились основными в развитии психологии как точной экспериментальной науки. Однако дальнейшие исследования памяти были не простым продолжением этих работ, а их переносом на новые области и введением в исследование новые форм памяти.

В истории психологии уже с давних времен предпринимались попытки объяснить связь психических процессов при запоминании и воспроизведении. Аристотель пытался вывести принципы,по которым наши представления могут связываться друг с другом. Эти принципы, названные впоследствии принципами ассоциации,получили в психологии широкое распространение. Так появилась ассоцианистическая теория. Она является одной из самых старых психологических теорий памяти. Ее центральное понятие – ассоциация – обозначает связь, соединение, и выступает в качестве объяснительнного принципа всех психических образований.

Этот принцип сводится к следующему: если определенные психические образования возникли в сознании одновременно или непосредственно друг за другом, то между ними образуется ассоциативная связь, и повторное появление какого-либо из элементов этой связи вызывает в сознании представление всех остальных ее элементов.

Одним из ярчайших представителей ассоцианизма является Герман Эббингауз (1850-1909). Немецкий психолог, который, отталкиваясь от работ Г.Фехнера, первым попытался распространить объективный экспериментальный метод и на исследование высших психологических функций, а в частности памяти.

В своем классическом исследовании «О памяти» Эббингауз разработал основные приемы ее эксперементального исследования. Стремясь изучать память в ее чистом виде, он использовал в качестве материала для запоминания бессмысленные слоги, в силу чего, установленные им закономерности оказались справедливыми в отношении механической, а не характерной для человека смысловой памяти.

В своем исследовани «О памяти» Эббингауз определяет, что если бы какие-либо душевные образования когда-нибудь заполняли сознание одновременно или в близкой последовательности, то впоследствии повторение одних членов этого прежнего переживания вызывает представления и остальных членов, хотя первоначальные причины их отсутствовали. Душа человека расширяет и обогащает всегда то, что ей непосредственно дано, на основе прежних своих переживаний. При помощи представлений она постоянно восстанавливает те более обширные связи и более значительные единства, в которых она некогда переживала то, что в настоящий момент дано ей частями и полно пробелов. Она немногое воспринимает из того, что каждый раз претендует на ее внимание; но то, что проникает в нее, благодаря удачно сложившимся условиям, она облекает и пропитывает собственным прошлым. Другими словами, вступающие в сознание образования сами обусловливают это дополнение их прошедшим, и именно в этом и заключается то действие, которое они оказывают. Общая способность души к этой работе называется памятью.

Если какие-нибудь психические содержания, существовавшие когда-либо у человека и возрождающиеся как представления, сопровождаются вместе с тем или сознанием того, что они некогда уже переживались, а может быть и представлениями о тех или других побочных обстоятельствах, то такой процесс называется воспоминанием. Поскольку не целесообразно ограничивать исследование одним только этим специальным случаем, далеко не всегда осуществляющимся в действительной жизни, наука создала термин «воспроизведение», означающий в самых общих чертах процесс возрождения пережитых некогда содержаний сознания в виде представлений. Между воспроизведением и памятью, существует приблизительно такое же отношение, какое существует между работой и энергией; первое выражение обозначает процесс, наблюдаемый в действительности, а второе обозначает возможность его наступления, которую следует представлять себе существующей и в случае отсутствия процесса.

Напрашивается мысль – объяснять воспроизведение душевных образований, пережитых некогда вместе, тем, что эти образования вступили в тесную связь между собой и теперь настолько между собой внутренне связаны, что одно из них всегда влечет за собой другое. Эта мысленная связь называется ассоциацией. Душевные образования называются ассоциированными, если они когда-либо раньше были пережиты вместе, и существует более или менее основательное допущение, что при существующих условиях они могут вызывать друг друга. Однако, термин «ассоциация» употребляется очень часто в перенесном смысле. Она обозначает не только предполагаемую внутреннюю причину воспроизведения, но и само это воспроизведение, действительное вступление в сознание представлений вследствие мысленной внутренней связи, и в этом значении он вытеснил термин «воспроизведение». Поэтому закономерность процесса воспроизведения, как правило, называется законом ассоциации.

Ассоцианисты определили внешние условия, необходимые для возниковения «одновременных впечатлений». Все многообразие условий было сведено к следующим трем типам:

· Пространственно-временной смежности соответствующих объектов;

· Их подобию;

· Их различию и противоположности;

В соответствии с этими принципами выделялись три типа ассоциаций:

— Ассоциация по смежности. Образы восприятия или какие-либо представления вызывают те ассоциации,которые в прошлом переживались одновременно с ними или непосредственно вслед за ними .

— Ассоциации по сходству. Образы восприятия или определенные представления вызывают в нашем сознании представления, сходные с ними по каким – либо признакам.

— Ассоциации по контрасту Образы восприятия или определенные представления вызывают в нашем сознании представления в каком – нибудь отношении противоположные им,контрастирующие с ними.

В основе этих типов ассоциаций лежат сформулированные еще Аристотелем три принципа «сцепления» представлений. Под эти три принципа ассоцианисты подводили все многообразие связей, в том числе и причинно-следственные: поскольку причина и следствие связаны определенным временным отношением («этого по причине этого — это всегда после этого»), то причинно-следственные ассоциации они включали в категорию ассоциаций по смежности.

Понятие ассоциации легло в основу так называемого ассоциативного эксперимента: испытуемому предъявляли слово-раздражитель и предлагали ответить на него как можно быстрее первым словом, которое придет ему в голову под воздействием слова-раздражителя.

В 1923 году несколько студентов Института психологии в числе которых был А.Н. Леонтьев под руководством А.Р. Лурия начали экспериментальное исследование с использованием ассоциативного метода. Испытуемый должен был придумывать ассоциацию на каждое слово, которое ему называл экспериментатор, одновремено нажимая пальцем на кнопку прибора. Регистрировался латентный период реакции – время, в течение которого испытуемый искал соответствующую словестную реакцию и характер двигательной реакции – степень нажима, форма кривой и т.д. Оказалось, что если слово, на которое испытуемый должен реагировать, не вызывало у него никаких эмоций, то латентный период и нажим ровен. Но, если называлось слово, эмоционально окрашенное, словесная реакция задерживалась, и нажим становился неупорядоченным.

Содержание понятия ассоциации в дальнейшем существенно переосмыслилось и углубилось, но само это понятие прочно закрепилось в психологии памяти.

Запоминание – это действительно связывание нового с уже имеющимся в опыте. Однако если бы для образования цепей ассоциаций было достаточно одной только пространственно-временной смежности явлений, то тогда в одной и той же ситуации у различных людей должны были бы возникать одинаковые цепи связей. В тоже время наблюдения показывают, что у одного и того же человека одно и то же слово может в разное время вызывать совершенно различные ассоциации.

Так, в опытах Г. Мюнстерберга четырем испытуемым в качестве «исходных пунктов» ассоциаций предъявлялись одни и те же слова четыре раза с интервалами по три месяца. Автор не нашел в ассоциациях своих испытуемых никакого постоянства.

У.Джеймс приводит примеры разнообразия и неожиданности ассоциативных связей. Ребенок, в первый раз увидевший снег, называет его «сахаром», и «белыми бабочками»; яйцо в скорлупе — «красивый картофель», апельсин – «мячик».

Таким образом, связи образуются избирательные, и на вопрос о том, чем регулируется этот процесс, ассоцианизм ответа не дает, ограничиваясь лишь констатацией фактов, которые свое научное обоснование получили гораздо позже.

Представителями ассоциативной психологии были сделаны первые попытки экспериментального изучения памяти (Эббингауз Г., Мюллер Г., Пильцеккер А.).

Гланым предметом исследования в этих работах было изучение устойчивости, прочности и силы ассоциаций. Процесс запечатления, запоминания изучался как функция фактора смежности. Свою задачу авторы видели в том, чтобы абстрагироваться от конкретной деятельности человека и изучать фактор смежности в как можно более «чистом» виде. Именно с этим связаны попытки Эббингауза и других ученых искать закономерности в запоминании бессмысленного материала.

Важным вкладом в науку была разработка Эббингаузом и его последователями методов количественного изучения процессов заучивания и забывания (существование и исчезновение ассоциации). Некоторые из них не потеряли своего значения и в настоящее время. В ряде исследований получены ценные факты и закономерности, характеризующие влияние на запоминание повторений, количества и качества заучиваемого материала, способов его предъявлений и других факторов.

На основании исследований были сделаны выводы, что если какие-нибудь душевные образования, запечатленные в душе опытом жизни или намеренным заучивание, предоставить на некоторое время самим себе и затем снова вызвать, насколько это еще возможно, в сознании, то оказывается, что за это время в них произошли двоякого рода изменения.

Во-первых, некоторые отдельные члены запечатленных связей постепенно изменились; воспроизведенные представления не соответствуют вполне первоначальным переживания, место которых они, тем не менее, занимают.

Во-вторых, образовавшиеся между ними ассоциативные связи ослабели; взаимное воспроизведение членов не происходит с прежней быстротой и уверенностью, а оно оказывается спутанным или совсем прекращается. Все когда-либо созданные ассоциации постепенно исчезают.

Это означает, что вызванные в сознании члены ассоциативной связи с течением времени вызвают все более и более скудные и полные пробелов представления об остальных членах этой связи; с течением времени требуется большая затрата труда, чтобы поднять эту связь на определенную духовную высоту, чтобы она могла быть, безошибочно воспроизведена. Этот процесс протекает таки образом, что отдельные члены становятся все более и более определенными: сначала чрезвычайно быстро, затем медленнее и, наконец, очень медленно. Но никогда, процесс не прекращается совершенно, а развивается, вполне правильно, до полного разрушения ассоциационной связи.

Развитие этого процесса легко проследить с помощью метода экономии: устанавливается, какой минимум повторений необходим в различные позднейшие времена, для того, чтобы снова выучить заученные когда-либо вещи. Если выразить часы, сэкономленные при последующем заучивании, в процентах часов, потребовавшихся для первого заучивания тех же рядов, то получается:

После1/319242х246х2431х24часов
Было сбережено58443634282521%

Ассоционная связь, созданная процессом заучивания, сначала круто падает с достигнутой высоты, а затем продолжает падать медленно: по истечении одного часа необходимо уже более половины первоначальной работы для вопроизведения ряда, а по истечении одного месяца эта работа возрастает лишь до 4/5.

В случае рядов более длинных для первого запоминания, которых требуется сравнительно больше работы, процесс забывания, как бы в возмещение за этот труд происходит с меньшей скоростью.

Значительно медленнее процесс забывания происходит в случае запоминания вещей осмысленных; смысл, в значительной мере облегчает первое запоминание, и впоследствии гораздо сильнее связывает между собой члены, чем это могут сделать различные ассоциационные связи.

Г.Эббингаузом были выведены следующие закономерности запоминания:

1. Сравнительно простые события в жизни, которые производят особенно сильное впечатление на человека, могут запоминаться сразу прочно и надолго.

2. Более сложные и менее интересные события человек может пережить десятки раз,но они в памяти на долго не не запечатливаются.

3.При пристальном внимании к событию достаточно бывает его однократного переживания,чтобы в дальнейшем точно и в нужном порядке воспроизвести по памяти его основные моменты.

4.Человек может объективно правильно воспроизводить события,но не осознавать этого и ,наоборот, ошибаться, но быть уверенным, что воспроизводит их правильно

5. Предварительное повторение материала,экономит время на его усвоение.

6. При запоминании длинного ряда лучше всего по памяти воспроизводятся его начало и конец (« эффект края»).

7.Для ассоциативной связи впечатлений и их последующего воспроизводства особо важным представляется то, являются ли они разрозненными или составляют логически связанное целое.

8.Повторение подряд заученного материала менее продуктивно для его запоминания,чем распределение таких повторений в течении определенного периода времени.

9.Новое повторение способствует лучшему запоминанию того,что было выучено раньше.

10.С усилением внимания число повторений может быть уменьшено.

11.То,что интересует больше всего ,запоминается без труда

12.Редкие, странные ,необычные впечатления запоминаются лучше.

13 Любое новое впечатление не остается в памяти изолираванным

Возможность не только измерить память, но и описать общие законы, по которым строится запоминание и сохранение, была одним из серьезных достижений ассоциативной психологии, и эти работы явились основными в развитии психологии как точной экспериментальной науки. Однако дальнейшие исследования памяти были не простым продолжением этих работ, а их переносом на новые области и введением в исследование новые форм памяти.

Память с физиологической точки зрения

Здесь тоже есть несколько гипотез, и самой распространенной из них является гипотеза Хидена — о белковой природе памяти. Хиден пришел к выводу, что РНК клеток мозга напрямую связана со способностью запоминать, таким образом, механизм этого процесса является изменением структуры РНК.

То есть, информация, которая лежит в основе долговременной памяти, записывается на РНК, различная структура импульсных потенциалов приводит к разной перестройке РНК. Таким образом, каждый сигнал фиксируется в структуре молекулы в виде специфического отпечатка.

Что касается кратковременной памяти, в ее процессе участвуют структуры лимбической системы мозга и гиппокампа. Эти нервные образования реализовывают сигналы, которые поступают в мозг, не требуют химических или структурных изменений в нейронах и синапсах.

В механизме долгосрочной памяти отдельно выделяются изменения, которые происходят в медиаторных механизмах. Они способствуют химическому возбуждению и его передачи между клетками.

Также остовом долговременной памяти считаются гормональные пептиды, специфические и простые белки. К ним относятся АКТГ, вазопрессин, соматотропный гормон — они, к примеру, стимулируют условно-рефлекторный механизм обучения.

Закон усиления первоначального впечатления

Чем сильнее впечатление от первого знакомства с информацией, которую нужно усвоить, тем выразительнее образ; чем больше потоков, по которым поступают сведения, тем надёжнее запоминание. Есть два метода, способствующие усилению первого впечатления — эмоциональный и рациональный.

При рациональном методе посылайте информацию по различным потокам: проговорите, нарисуйте, запишите, что смогли запомнить. Особенно удобно усваивать таким образом данные невербального характера — образы, действия, рисунки. Например, чтобы усилить впечатление от простого действия, достаточно его озвучить: «Чайник выключил, дом закрыл». При эмоциональном методе первое впечатление должно усиливаться различными эмоциями, связанными тем или иным образом с поступающей информацией.

Процессы запоминания и воспоминания

Фазы памяти делятся на запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

Запоминание — это процесс закрепления новой информации при помощи ее кодирования и связывания с уже имеющимся опытом.

Особенность запоминания — это избирательность. Не вся информация, которая поступает в мозг, записывается и запоминается. Это объясняется выборочностью внимания. Запоминание может быть:

  • непроизвольным и произвольным;
  • механическим и осмысленным.

Сохранение — это удержание информации, а также ее преобразование и переработка. Этот процесс изучен учеными плохо, известно только, что осуществляется он неосознанно, переработка происходит во время сна.

Для сохранения запоминания и сохранения информации важной составляющей является сохранность мозговых структур.

Есть гипотеза, согласно которой память человека хранит все, что было накоплено в течение жизни, но сознание не в состоянии воспроизвести целиком эту информацию, так как не имеет к ней доступа.

Воспроизведение — актуализация информации в условиях отсутствия внешних указателей. Воспроизведение подразделяется на:

  • непроизвольное — впечатление актуализируется без определенной задачи;
  • произвольное — «всплывает» при наличии целей и задач.

Как правило, при воспроизведении информация перестраивается — утрачивает второстепенные детали, приобретает обобщенную форму. Есть несколько разновидностей процесса воспроизведения:

  • узнавание — опознание уже известного объекта,
  • непосредственно воспроизведение — воспроизведение образов из прошлого,
  • вспоминание — извлечение образов прошлого,
  • воспоминание — воспроизведение образов, которые вязаны с определенными периодами или событиями жизни.

Забывание — это процесс утраты доступа к ранее запомненному материалу. В первую очередь забыванию подвергается та информация, которая не актуализируется в решении насущных задач и не отвечает насущным потребностям.

В определенных условиях возможна обратимость забывания – восстановление забытого материала при использовании внешних и внутренних условий, при которых данное запоминание имело место.

История ассоциативной теории памяти


Фото автора Denise Duplinski: Pexels
Эббингауз учился в Рейнском университете имени Фридриха Вильгельма в Бонне, где получил докторскую степень в 1873 году. В то время как Эббингауз развивал свои исследовательские способности, он всегда считал, что методы количественного анализа применимы к умственным процессам более высокого уровня.

То есть Эббингауз предположил, что в психологии есть способы измерения параметров. Он не стал дважды думать об использовании переменной, которую люди применяют во многих измерениях: времени. В этом случае самое время забыть – так решил ученый.

Он провел ряд надежных экспериментов, используя инструменты мониторинга, доступные в то время. Эббингауз намеревался описать человеческую функцию памяти на основе ряда законов. Например, он провел тест, который называется тестом на вспоминание. Он основан на повторении идиом, из которых намеренно исключены некоторые слова.

Эббингауз надеялся, что узнает что-нибудь о природе обучения и забывания. Он также хотел, чтобы его исследования имели практическую ценность в области образования. Однако многие критики его работы считали, что ему не стоило так зацикливаться на повторении слов. Они считали, что ему следовало изучить, как работает память в повседневных ситуациях. Они также возразили ему, заявив, что его результаты идеально воспроизводятся в контролируемых лабораторных условиях, но не в реальной жизни.

В повседневности человеческие воспоминания работают в условиях, которые трудно воспроизвести в лаборатории. Также необходимо учитывать мотивацию, непреднамеренное повторение и эмоциональное влияние на запоминание и забывание. Однако ученый написал несколько трудов, которые с исторической точки зрения представляют большой интерес.

Деление памяти на виды

Поскольку память — это сложный, функциональный и процесс, состоящий из многих уровней, ее делят на несколько разновидностей.

Самая простая градация — это внутренняя и внешняя память. Более сложное разделение происходит в зависимости от характера психической активности.

Подвид #1. Внутренняя

Это память, которая отображает биопроцессы запоминания информации.

Подвид #2. Внешняя

Такая разновидности памяти предполагает фиксацию информации на внешних средствах — диктофон, бумага и прочее.

Подвид #3. Образная

Образы запоминаются в том случае, если они были получены в результате работы сенсорных систем. Такой вид памяти делится на зрительную, слуховую, вкусовую, обонятельную, тактильную.

Подвид #4. Двигательная

С помощью этого вида памяти человек способен учится запоминать движения танца, ездить на велосипеде, плавать, играть в игры.

Подвид #5. Эмоциональная

В этом случае в памяти фиксируются чувства и эмоции по отношению к какой-либо ситуации.

Если представить, что у человека отсутствует эмоциональная память, можно сказать, что в этом случае он был бы «эмоционально тупым» – роботоподобным объектом. Именно способность выражать свои эмоции является показателем и залогом психического здоровья.

Подвид #6. Словесно-логическая

Этот вид памяти подразделяется на слова, мысли, суждения. Также имеется градация на логическую и механическую память.

Механическая — это запоминание информации посредством постоянного повторения, в этом случае осознание смыла может отсутствовать, логическая — это смысловые связи.

В зависимости от уровня осознанности при запоминании материала, словесно-логическая память делится на два последующих вида.

Подвид #7. Имплицитная

Она направлена на неосознаваемую информацию. При этом процесс запоминания независит от сознания, и недоступен для прямого восприятия.

Например, необходимость поиска решения без имеющихся знаний — восприятие соблюдения норм общества без осознания их теоретических принципов и использование их в своем поведении.

Подвид #8. Эксплицитная

В этом случае имеющийся в памяти материал используется осознанно. Он извлекается тогда, когда есть необходимость использовать его в решении какой-то задачи.

Процесс может происходить непроизвольно и произвольно. Непроизвольный процесс чаще наблюдается в детском возрасте, у взрослых он развит гораздо слабее.

Подвид #9. Произвольная

Намеренное запоминание образа. Делится на мгновенную, кратковременную, оперативную и долгосрочную.

Подвид #10. Мгновенная

По другому ее называют сенсорная. Информация удерживается благодаря сенсорными анализаторами. Мгновенная память подразделяется на иконическую и эхоическую.

Подвид #11. Иконическая

С ее помощью посредством сенсорного регистратора зрительных раздражителей фиксируется целостная информация.

Когда этот вид информации вытесняется следующей информацией, зрительное ощущение обостряется.

Если материал поставляется очень быстро, информация может наслаиваться друг на друга (происходит смешение новой информации и информации, которая еще не перешла в долгосрочную память). Такой эффект называется обратной маскировкой.

Подвид #12. Эхоическая

Сохраняется несколько секунд, это послеобразная память.

Подвид #13. Кратковременная

Человек запоминает информацию и образы после недолгого их восприятия и моментального воспроизведения. При этом нагрузка не имеет значения, важно количество стимулов.

Примером кратковременной памяти является тест, когда человеку предоставляется несколько предметов, максимальное количество которых он должен запомнить за определенный промежуток времени.

Подвид #14. Оперативная

След образа, который требуется для выполнения определенного действия в настоящее время, сохраняется.

Подвид #15. Долговременная

Позволяет сохранять след информации длительное время, и дает возможность использовать материал в дальнейшем.

Именно благодаря долговременной памяти человек способен усваивать, копить знания и извлекать нужное по собственному желанию или посредством вмешательства извне — гипноза. Этот процесс бывает биологическим, эпизодическим, ассоциативным, репродуктивным, реконструктивным, автобиографическим.

Генетическая или биологическая память определяется наследственностью. Человек владеет определенными паттерами поведения, которые были свойственны его прародителям. Проявляется это в инстинктивных и рефлекторных особенностях.

Подвид #16. Эпизодическая

В ней хранятся материалы, которые связаны с определенными ситуациями.

Подвид #17. Репродуктивная

Это повтор воспроизводения информации. Человек вспоминает вид сохраненного предмета или действия.

Подвид #18. Реконструктивная

Помогает привести ряд стимулов к исходному виду информации.

Подвид #19. Ассоциативная

Позволяет формировать связи (ассоциации) между несколькими объектами для запоминания.

Подвид #20. Автобиографическая

С ее помощью человек помнит события своей жизни.

Законы работы

Память индивида работает по определенным принципам. Законов запоминания в психологии 10, но они одинаково важны для обработки информации:

  1. Осмысление — чем оно глубже, тем легче происходит запоминание. В памяти откладываются не только слова: для ускорения процесса осмысления необходимо использовать таблицы, схемы, диаграммы. Ученые-когнитивисты советуют использовать прием прогнозирования: после прочтения аргумента нужно попытаться угадать, к каким выводам пришел автор. Это дает дополнительную эмоциональную окраску, усиливающую процесс усваивания информации.
  2. Интерес — на обработку интересных фактов требуется гораздо меньше усилий. Когда человек изучает информацию, которая ему пригодится, он запоминает больше и быстрее.
  3. Установка — когда человек специально настраивает себя на усваивание данных, срок хранения информации в памяти продлевается. Когда данные перестают быть актуальными (например, старый номер телефона сменился на новый), они забываются.
  4. Усиление первоначального впечатления — информацию нужно направлять по разным каналам восприятия: читать текст, просматривать презентации, слушать аудио. Эмоциональные связи при этом должны быть положительными, отрицательные помешают запоминанию.
  5. Контекст — информацию нужно соотносить с впечатлениями. Ассоциация должна быть конкретной и важной для индивида.
  6. Объем знаний — чем больше багаж знаний по теме, тем проще его пополнять. Перед изучением новой информации по знакомой теме полезно вспомнить старые данные. Перед изучением новой темы — бегло просмотреть источники.
  7. Оптимальная длина запоминаемого ряда — если необходимо запомнить большой объем информации, его необходимо разбивать на составные части. Средний объем кратковременной памяти — 7–9 стимулов. Человек не может запомнить и сразу же воспроизвести больше 9 слов или чисел подряд.
  8. Торможение — усваивание новой информации замещает старую. Чтобы не стирать данные, нужно делать перерывы между запоминанием данных из разных источников.
  9. Край — лучше запоминается информация, сказанная в начале и в конце.
  10. Повторение — чтобы информация быстрее откладывалась, ее нужно повторять минимум 3 раза.

Чтобы сделать запоминания более легким, необходимо учитывать эти законы и использовать особенности памяти осознанно.

Основные теории памяти

Объясняя механизмы памяти, появилось большое количество теорий и гипотез, которые характеризуются разными принципами.

Ключевыми теориями памяти можно считать: ассоциативную теорию Аристотеля; гештальт-теорию; теорию бихевиоризма; смысловую теорию.

Ассоциативная теория Аристотеля гласит, что все, что человек может запомнить обязательно имеет связи-ассоциации. Ассоциации могут быть следующими: контраста, смежности и сходства. Они уже были рассмотрены в рамках данной статьи выше.

Гештальт-теория предполагает, что память обусловлена не частичными элементами связей-ассоциаций, а полноценной целостной организацией процесса (гештальт). Основным постулатом гештальтологии является совокупность всех механизмов, функций и систем памяти, наличие целого.

О теории бихевиоризма тоже было сказано выше. Она во многом совпадает с теорией ассоциаций, но отличие все же есть — процесс запоминания должен постоянно подкрепляться стимулом. Только в этом случае дальнейшее воспроизведение информации будет качественным.

В начале 20 века появилась смысловая теория памяти, ее смысл заключается в том, что все процессы и реакции протекают прямо пропорционально отсутствию и наличию смысловой связи.

То есть память человека, а также его осмысленная деятельность, напрямую зависят от поставленной цели. Было доказано, что лучше запоминаются не мысли, а действия человека.

В настоящее время ученые изучают области мозга, которые несут ответственность за сохранность и воспроизведение информации, а также области, которые «отвечают» за забывания материала.

Исследование памяти в отечественной психологии

Отечественное направление в изучении памяти связано в основном с общепсихологической теорией деятельности, где память выступает как особый вид этой деятельности. В этом направлении такие ученые, как А.Н. Леонтьев, П.И. Зинченко, А.А. Смирнов, занимались исследованием состава мнемических действий и операций, зависимостью продуктивности памяти от целей и средств запоминания, сравнительной продуктивностью произвольного и непроизвольного запоминания и др.
Изучение памяти как деятельности положил французский ученый П. Жане, который одним из первых начал трактовать память, как систему действий, которые ориентированы на запоминание, переработку и хранение материала.

В России эта концепция получила развитие в культурно-исторической теории происхождения высших психических функций, где были выделены этапы филогенетического и онтогенетического развития памяти.

Деятельностная теория памяти образование связей-ассоциаций между представлениями, запоминание, хранение, воспроизведение материала объясняла исходя из того, что человек в процессе его мнемической обработки делает с этим материалом.

Особенности, при которых механизм запоминания происходит лучше или хуже, обнаружил в своих исследованиях А.А. Смирнов. Им было установлено, что действия запоминаются лучше, чем мысли, а их действий прочнее запоминаются те, что связаны с преодолением препятствий. С появлением вычислительной техники и развитием программирования, с началом развития кибернетики, начались поиски оптимальных путей принятия, переработки, хранения информации уже машиной. Начался процесс технического и алгоритмического моделирования процессов памяти. Накопленный богатый материал очень полезен для понимания законов памяти, тем более что мозг человека это тоже сложнейшая электронно-вычислительная машина.

Как развить память взрослому человеку: основные принципы

В стрессовых ситуациях и при существенных физических нагрузках мозг утрачивает способность воспринимать существенные объемы информации, а также перестает делить материал на важный и второстепенный. Для правильной работы мозга, а, следовательно, для улучшения памяти необходимо:

  1. Смена деятельность — работу следует выстраивать таким образом, чтобы не засиживаться долгое время за одним делом — это приводит к снижению концентрации и внимания. Рекомендуется менять чтение документации работой с цифрами, а переписку телефонными переговорами.
  2. Физические нагрузки — если работа подразумевает постоянно умственное напряжение, двигательная активность просто необходима.
  3. Правильное питание — тем, кто хочет улучшить память, рекомендуется вводить в рацион семечки, орехи, черную смородину, отруби, морепродукты, чернику, растительные масла.
  4. Свежий воздух — для того, чтобы организм человека работал правильно, необходимо насыщать клетки кислородом. Если кислорода недостаточно мыслительные процессы притормаживаются, работоспособность, внимание и концентрация снижаются.
  5. Полноценные отдых — пренебрегать ежегодным отдыхом не следует, так как стрессы и хроническая усталость за один выходной пройти не могут. В отпуск лучше отправиться на природу, чтобы восстановить силы.
  6. Медикаментозные средства — в некоторых случаях по рекомендации врача придется принимать лекарственные препараты для улучшения памяти.

Эффективными методиками для развития памяти являются:

  1. Бытовая методика — не пишите список покупок, старайтесь запомнить их, то же самое касается номеров телефонов, дней рождения друзей и так далее,
  2. Изучение иностранных языков — быстрая и эффективная методика для развития памяти. Рекомендуется изучать два языка одновременно,
  3. Чтение книг и заучивание стихов — самая действенная и полезная методика,
  4. Счет — решайте несложные арифметические задачи в уме, затем усложняйте задания.

Виды ассоциаций

Для нахождения ассоциаций можно выделить несколько способов построения ассоциативных связей между любыми объектами:

  1. Смежность во времени или пространстве: стол и стул, зима и снег;
  2. Сходство (подобие): земля и шар, лампа и груша;
  3. Контраст (противоположность): добро и зло, черное и белое;
  4. Причинно-следственные связи: гром и молния, лампа и свет;
  5. Обобщение: помидор и овощ, собака и животное;
  6. Подчинение: овощ и огурец, животное и кошка;
  7. Соподчинение одному объекту: автомобиль и мотоцикл;
  8. Часть и целое: секунды и минута, автомобиль и двигатель;
  9. Дополнение: зубная паста и зубная щетка.

В зависимости от применения этих способов, а также от различных модификаций и условий их использования, можно найти разные виды ассоциаций. Например, ассоциации бывают:

  • тематические, в которых объекты связаны единой тематикой (маркетинг и реклама);
  • фонетические, в которых есть созвучие между объектами (ложь и рожь, ночь и дочь);
  • словообразовательные, основанные на единстве корня или других частей слова (лень и лениться).

Стоит отметить, что ассоциативные процессы, происходящие в нашем сознании, зависят от степени участия в них разных чувственных органов. Так выделяют визуальные, аудиальные, кинестетические, вкусовые и обонятельные ассоциации. В зависимости от предрасположенности человека, особенностей его чувственной репрезентативной системы ему будет полезно строить ассоциации, подходящие именно для него.

Кто-то обладает моторной памятью, как Наполеон (который трижды записывал каждое новое имя, выбрасывал записку и запоминал это имя навсегда). Кто-то, в силу своей развитой аудиальной памяти, предпочитает произносить информацию вслух. Основой памяти для людей, настроенных на визуальное восприятие (а таких большинство), служит, например, целенаправленное выделение ключевых слов в запоминаемом тексте (подчеркивание, раскрашивание, создание схем и рисунков).

С развитием техник запоминания люди уже выработали ассоциативные приемы, которые подходят для большинства из нас. Эти приемы называются мнемотехниками, и о них будет рассказано в одном из следующих уроков.

Как развить память у детей: основные принципы

Развить память у ребенка можно быстрее, чем у взрослого, однако, важно учитывать основные принципы:

  1. Смена вида деятельности — прослушивание сказки нужно сочетать с разглядыванием и обсуждением иллюстраций, рисование или лепку чередовать подвижными играми, конструирование разнообразить рассказами о назначении модели.

    Пластичность мозга ребенка — это способность образовывать связи и использовать полученную информацию на практике. Помните, от каждого действия у ребенка остаются навыки и воспоминания.

  2. Физкультура не только укрепляет тело, но и помогает развиваться мозгу,
  3. Правильное питание — полезные продукты для улучшения памяти детей — морепродукты, красный виноград, авокадо, отруби пшеницы, орехи, мед, горький шоколад, молочные продукты,
  4. Эмоциональная обстановка — если ребенок от чего-то испытывает дискомфорт, все его чувства будут направлены на осмысление проблемы. Гнев и крик не помогут выучить стих, а только усугубят ситуацию.

Что это такое?

В нейрофизиологии отмечается, что процесс восприятия информации начинается с момента воздействия её на рецепторы. Внешние раздражители преобразуются в биоэлектрическую энергию. Нейронные сети, обусловленные сложными химическими процессами, позволяют человеку долго сохранять в памяти образ без количественных и качественных потерь. Таким образом, физиологической основой ассоциации считается краткосрочная нервная связь, вызванная условными рефлексами.

В психологии ассоциативность считают связующим звеном между психическими явлениями. Структура человеческой памяти устроена так, что какие-то воспоминания способны порождать связанные с ними образы. Человек имеет возможность на протяжении жизни накапливать, удерживать, сохранять, узнавать и воспроизводить огромное количество знаний и навыков, различных представлений и образов.

Человеческая память ассоциативна. Воспоминания влекут за собой определённые жизненные моменты в виде логической цепочки связанных событий. Несколько музыкальных тактов способны вызвать гамму самых разнообразных чувств. Услышав фрагмент произведения, индивид может мгновенно вспомнить пейзаж, аромат, звук или любимого человека. Ассоциации – это своеобразные невидимые крючки, извлекаемые из глубин памяти. Они содержат представления о накопленном жизненном опыте и пережитых мгновениях, непосредственно связанных с тем, что необходимо запомнить.

Первобытные люди использовали предметы для запоминания. Например, брали с собой камешек или листик с дерева. До сих пор осталось выражение «узелок на память», означающее своеобразное кодирование информации. Внешние средства памяти приходят на помощь внутреннему её процессу. Завязанный узелок на платочке – это закодированный образ ассоциации.

Теория ассоциативной памяти основана на понятии ассоциаций, которые представлены 3 группами.

  • Ассоциации по смежности предполагают появление воспоминаний, пережитых в определённый момент жизни. Например, повстречавшись с другом детства, человек может вспомнить несколько эпизодов из школьной поры. Воспоминания могут вызвать положительные или отрицательные эмоции.
  • Ассоциации по сходству означают выявленные сходства появившегося нового образа с ранее уже встречавшимся лицом человека.
  • Ассоциации по контрасту способны вызывать в сознании противоположные образы, которые уже были восприняты раньше: «красивый» – «страшный», «злой» – «добрый», «сладкий» – «горький», «мягкий» – «твёрдый».

В основе ассоциативной системы запоминания понятий лежат простота, необычность и детализация. Для создания ассоциации не требуется приложения умственных усилий. Это творческий процесс. Методика, основанная на ассоциативности, входит в структуру многих техник. Их реализация позволяет запоминать большой объём очень сложной и серьёзной информации.

Проверьте свою память

Вот два теста, которые можно провести самостоятельно:

  1. Словесная память. Попросите близких зачитать вам 15 слов (пусть они будут не связаны друг с другом). Попытайтесь повторить их. Прослушайте список слов еще 4 раза, повторите.

    Норма — в среднем человек способен воспроизвести 12–15 слов, люди после 45 лет запоминают меньше — 7–9 слов.

    Через 15 минут повторите слова по памяти (без предварительного зачитывания). Люди среднего возраста способны вспомнить до 10 слов.

  2. Зрительная память. Ниже представлена сложная фигура. Срисуйте ее, а через 20 минут попробуйте повторить. Чем больше вы сможете вспомнить деталей, тем лучше у вас развита зрительная память.

Закон осмысления

При чтении материал запоминается лучше, если человек при этом размышляет. Есть приёмы, которые делают запоминание более осмысленным. Увидев название книги или главы, не торопитесь ознакомиться, попробуйте определить, какая в них содержится суть. Если вы видите, что после череды обоснований автор подводит к выводу, не спешите читать, попробуйте вывести заключение сами. Читая, привыкайте разбивать текст на смысловые фрагменты, которые содержат законченную мысль.

Можно делать пометки на полях, фиксируя первую мысль, вторую, третью. Можно дать любой мысли своё наименование, привязать к ярким зрительным образам, связать между собой. Чем больше ассоциаций мы вызываем, тем лучше материал задержится в нашей памяти.

Упражнения для тренировки памяти

Упражнения для развития памяти:

  1. Посмотрите на пирамиду чисел, запомните ее строчка за строчкой. Время для запоминания — неограниченно. Запишите по памяти те числа и именно в тех рядах, которые вы запомнили.
  2. Сочините историю, в которой будут фигурировать все предложенные ниже слова. Сначала запомните их все, а потом пишите историю. Проверьте, все ли слова имеются в вашем тексте.
  3. Более сложное упражнение. В течение 60 секунд смотрите на точки и линии на первом рисунке, затем добавьте недостающие линии на втором рисунке.
  4. Посмотрите на нарисованных ниже животных в течение 60 секунд, затем по памяти запишите их в алфавитном порядке.

Упражнения для развития памяти

Многие из упражнений, которые представлены на сайте можно проходить не только онлайн, но и в повседневной жизни. Можно тренироваться на запоминании маршрутов и людей при перемещении по городу в течении дня. Запоминания сотрудников в офисе, кто как сидит и что делает, на момент входа в офис или выхода из него. Можно запоминать список дел на день, неделю и даже месяц. Так же очень рекомендую запоминать события всего дня, начинайте с самого утра: как вы проснулись, какое было настроение, как получилось встать, что произошло дома, что было на улице, на работе и так далее. Поначалу возможно будет вспоминаться мало событий, но со временем их будет все больше и больше.

Обратите внимание еще и на очень эффективную технику запоминания снов. Не каждый человек помнит, что ему снилось утром, вчера, и даже спустя 5 минут после сна

Можно вести дневник сновидений. Со временем не только сны будут запоминаться лучше, но и качество их будет все лучше и лучше. Так за одну ночь будет вспоминаться даже не один, а 3, 4 и более снов и все будете помнить лучше, чем до начала тренировки. Часто такое внимание к снам не только превращает их из мутных воспоминаний в красивые и детализированные миры, но и придаст осознанности. Таким образом, может развиться осознанное сновидение, особенно если вечером выборочно или полностью вы перечитаете сновидения, которые записали.

Интернет-курс «Супер-память за 30 дней»

Как только запишитесь на этот курс — для Вас начнется мощный 30-дневный тренинг развития супер-памяти и прокачки мозга.

В течение 30 дней после подписки Вы будете получать интересные упражнения и развивающие игры на свою почту, которые сможете применять в своей жизни.

Мы будем учиться запоминать все, что может потребоваться в работе или личной жизни: учиться запоминать тексты, последовательность слов, цифр, изображений, событий, которые произошли в течение дня, недели, месяца и даже карты дорог.

Как обезвоживание может ухудшать память?

Недостаток воды в организме может негативно повлиять на функциональность всего организма, в том числе и на мозговые структуры, которые отвечают за память, восприятие, мышление и внимание.

Ученые доказали, что дефицит воды в организме замедляет рабочую память, усиливает усталость и тревожность.

Кроме того, научно подтверждено, что когнитивные нарушения, спровоцированные обезвоживанием, часто являются необратимыми, так как нарушения происходят на клеточном уровне. Также нужно помнить, что при обезвоживании возрастает риск преждевременного старения.

Как сон влияет на память?

Когда тело спит, мозг продолжает активную работу, которая заключается не только в сновидениях, но и в очень важных когнитивных задачах.


5 простых правил как вставать рано. Если Сидишь в 2.00 и гуглишь про сон.

Мозг во время сна человека заново прокручивает все, что происходило в течение времени бодрствования, чтобы извлечь из всего прочитанного, увиденного и услышанного самое важное. И это будет отправлено в долгосрочную память.

Ученые проведи эксперимент на крысах. Их натренировали находить пищу в лабиринте. В мозг грызунов были вживлены датчики, которые фиксировали импульсы и нейронные всплески, во ремя сна животных.

Оказалось, что крысы видят сновидения, а импульсы фиксировались в тех же нейронах, что и во время движения по лабиринту.

То есть крысы во сне все также бежали по лабиринту, и в точности повторяли все движения, что и днем (двигались по тому же пути, останавливались там, где останавливались днем и так далее).

Путь по лабиринту во сне занимал столько же времени, что и днем.

Закон торможения

Любое дальнейшее запоминание тормозит предыдущее. Лучшее средство выкинуть из головы только что усвоенное — вдогонку попытаться заучить подобный материал. Чем больше новая информация походит на старую, тем хуже старая оставляет свой след в памяти. Например, если вам нужно делать уроки по литературе, философии, химии, то последовательность «философия, химия, литература» будет продуктивнее, чем «философия, литература, химия».

Если есть очень сложный урок среди заданных, нужно установить такой порядок запоминания, чтобы он не оказал тормозящее действие на другие. И лучше начать с тяжёлого, так как голова ещё не загружена, и предыдущей информации нет, влиять пока не на что. Помните, что второй урок должен быть отличен от первого, а третий — от второго. А если все они сходные, например, немецкий, литература и философия, то сначала выучить потруднее, потом полегче, и в конце самый лёгкий. Длительность интервала, снижающая торможение до «приемлемого уровня» — примерно 15 минут. В этот период должна отсутствовать какая-либо деятельность.

Сделаем вывод по законам памяти. Информация лучше запоминается, если она интересна; если человек уже обладает большим объёмом сведений в похожей сфере; если дан настрой по длительности и точности запоминания; если текст был обдуман, понятен, подвержен классификации; если заучивался с делением на смысловые фрагменты и не раз воспроизводился.

Привычки, развивающие память

Вот они:

  1. Интерес и желание запоминать — без этого все усвоенные знания забудутся;
  2. Связывание мелодии с текстом (проводить ассоциацию) — так она лучше запомнится;
  3. Наблюдательность — внимательность во всем помогает запомнить многое;
  4. Организация — хранение вещей на определенных местах. Внешний и внутренний порядок — по сути одно и то же;
  5. Изучение информации — преувеличение ее важности помогает лучше ее запомнить;
  6. Образное мышление — память сохраняет образы дольше, чем слова;
  7. Выполнение ежедневных дел устоявшимся способом;
  8. Решение шарад, сканвордов, судоку, игра в шахматы;
  9. Размышление перед сном о том, что нужно запомнить из событий дня;
  10. Разговоры о воспоминаниях — выражение их в словах;
  11. Привязывание идей к образам.

Заниматься своей памятью и тренировать ее нужно в любом возрасте. Не забывайте про принципы улучшения памяти — физическая активность, правильное питание, здоровый сон, полноценный отдых и так далее.

Тогда ваша память вас не подведет, и в нужный момент вы легко сможете извлекать из нее все необходимое.

Зарубежные теории памяти

До настоящего времени не потеряла своего научного значения ассоциативная теория памяти, возникшая еще в XVII веке. Активная её разработка шла и в XVIII и в XIX вв. Наибольшее распространение эта теория получила в Англии и Германии. Связь между отдельными психическими элементами разрабатывали Г. Эббингауз, Г. Мюллер, А. Пильцекер и др. В русле этой теории память понимается как сложная система кратковременных и долговременных устойчивых ассоциаций. С помощью этой теории были открыты и описаны механизмы и законы памяти, например, закон забывания Г. Эббингауза. В результате исследований было выяснено, что 60% всей полученной информации забывается в течение первого часа. Через 6 дней от общего числа первоначально выученных слогов, остается менее 20%. Согласно ассоциативной теории отдельные элементы информации запоминаются, хранятся и воспроизводятся не изолированно, а в определенных логических и смысловых ассоциациях с другими.

Позже теория столкнулась с трудноразрешимыми проблемами. Она не могла объяснить избирательность человеческой памяти, которая из всей поступающей информации выбирает определенную.

Ассоциативную теорию в конце XIX века сменила гештальттеория. Главным принципом и основным понятием для неё выступила не ассоциация первичных элементов, а целостная их организация – гештальт, законы формирования, которого определяют память. Сторонники этой теории проводили главную мысль о том, что при запоминании и воспроизведении материал выступает в виде целостной структуры, а не случайного набора элементов.

Несмотря на то, что представителям теории удалось найти психологическое объяснение некоторым фактам избирательности памяти, они столкнулись с другой сложной проблемой. Суть проблемы была связана с формированием и развитием памяти человека в филогенезе и онтогенезе. Зависимость развития памяти от практической деятельности не ставился и не решался.

Удовлетворительного ответа о генезисе памяти не могли дать представители и других направлений психологических исследований – это бихевиоризм и психоанализ. Бихевиористы были близки к ассоцианистам, только с той разницей, что много внимания уделяли изучению памяти в процессах научения. Представителями психоанализа были обнаружены и описаны психологические механизмы подсознательного забывания, связанные с функционированием мотивации.

В начале XX века возникает смысловая теория памяти. Её представителями были А. Бине, К. Бюлер. При запоминании и воспроизведении материала теория на первый план выдвигала смысловое содержание.

Вывод

Таким образом, можно сказать, что различные западные теории рассматривали развитие памяти с разных точек зрения – с точки зрения ассоциаций, структурирования материала при запоминании, с точки зрения подкрепления, образования смысловых связей. З. Фрейд, в свою очередь, придавал значение роли эмоций, мотивов, потребностей в запоминании.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]