Виды памяти в психологии. Долговременная и кратковременная память

Кратковременная память — это особый вид запоминания информации. Он включает операции, происходящие с начальной стадии запоминания до фиксации следов внешнего воздействия. Субъективно кратковременную память можно рассматривать, как отражение только что случившегося события — еще какое-то мгновение человек продолжает видеть и слышать то, что уже не происходит в реальном времени. Процессы кратковременной памяти неустойчивы и обратимы, действуют около 20 секунд, затем исчезают.

При каких болезнях нарушаются долговременная и кратковременная виды памяти

Аномальное функционирование памяти принято разделять на:

  • гипомнезии (состояния, при которых нарушена долговременная и кратковременная виды памяти);
  • гипермнезии (патологическое обострение памяти);
  • парамнезии (воспроизведение воспоминаний носит сильно искаженный характер).

К гипомнезиям приводят, как правило:

  • интоксикации;
  • ЧМТ;
  • сосудистые поражения мозга.

Причиной гипермнезии, в большинстве случаев, становятся нарушения работы мозга, связанные с приемом определенных психоактивных соединений, парафреническом синдроме, прогрессивном параличе.

Парамнезии являются частым симптомом экзогенных психических расстройств.

Свойства памяти

На свойства памяти оказывают влияние такие параметры, как:

  • возраст;
  • регулярность мозговой деятельности, сопровождающейся использованием памяти;
  • генетически обусловленные особенности конкретного индивида;
  • патологические процессы, оказывающие прямое или косвенное влияние на работу мозга.

В соответствии с функциональной значимостью, выделяют следующие свойства памяти:

  • точность (характеризует соответствие полученной информации воспроизведенной);
  • объем (характеризует количество данных, которые мозг способен зафиксировать);
  • скорость запоминания (позволяет оценить эффективность обработки и фиксации информации);
  • скорость воспроизведения (говорит о способности мозга к воссозданию когда-то фиксированной информации);
  • скорость забывания (характеризует процесс потери когда-то полученных данных).

Благодаря этим свойствам памяти можно оценить как степень ее развития, так и выраженность ее нарушений. Хорошая память характеризуется, как правило, высокими показателями точности, объема и скорости запоминания, в отличие от плохой, когда наряду с высокой скоростью забывания может наблюдаться выраженное ухудшение процессов обработки и фиксации материала.

Виды памяти

Осознанные виды памяти классифицируются в зависимости от срока хранения поступившей в сознание извне информации, и подразделяются на три основных категории:

  • сенсорная;
  • кратковременная;
  • долговременная память.

Сенсорная память имеет самый короткий срок хранения в сознании — всего лишь доли секунды, и удаляется из него сразу же, если «более высокие инстанции» восприятия не проявили к поступившей информации должного интереса — не сочли ее важной для человека на данный момент, либо в дальнейшем. Кратковременная память занимает промежуток времени хранения до нескольких секунд, и служит базой для обработки и структурирования поступившей информации в виде смыслового блока, состоящего из нескольких характерных смысловых элементов, число которых ограничено — обычно не более семи

Формирование такого блока означает, что полученные данные имеют определенную степень важности для человека

Кратковременная память занимает промежуток времени хранения до нескольких секунд, и служит базой для обработки и структурирования поступившей информации в виде смыслового блока, состоящего из нескольких характерных смысловых элементов, число которых ограничено — обычно не более семи

Формирование такого блока означает, что полученные данные имеют определенную степень важности для человека

Долговременная память обладает потенциально неограниченным срок хранения и использования. Элементы долговременной памяти формируются либо серьезными эмоциональными всплесками, либо многократным повторным структурированием смыслов, а чаще обоими этими факторами. Архитектура долговременной памяти устроена так, что более важные на текущий момент смысловые конструкции оказываются более доступными, но при достаточном усилии или эмоциональном импульсе хранящаяся в памяти информация может быть всегда извлечена и использована.

Характеристики сенсорной памяти

Можно выделить некоторые характерные особенности сенсорного типа памяти:

— Малое время хранения информации (потом она либо переходит в другую форму хранения, либо безвозвратно теряется).

— Наличие модальных разновидностей (например, иконическая (зрительная) и эхоическая (слуховая) память).

— Каждый последующий сигнал вытесняет предыдущий, поступавший на данный сенсор-анализатор.

— Устойчивость поступившей информации к любому воздействию (её нельзя ни задержать, ни сделать чётче, ни воспроизвести).

— Сохранение информации в неизменном исходном виде, с высокой точностью запоминания.

— Большой объем (ведь сенсорная память основана на работе большого количества чувственных входов для информации, и на органы чувств воздействует большое количество раздражителей).

Благодаря пластичности мозга, мы можем развивать восприятие, внимание, память и другие его познавательные функции. А тренируя их, мы тем самым способствуем развитию мозга и созданию новых нейронных связей

Восприятие, память, внимание, мышление развиваются благодаря регулярным тренировкам. Для этой цели с успехом можно использовать тренажёры для мозга онлайн .

Регулярные тренировки позволяют достичь ощутимых результатов, о чем свидетельствуют не только постепенно улучшающиеся показатели, но и примеры из повседневной жизни. Об этом можно прочитать здесь: Вы можете рассказать и свою историю, поделиться впечатлениями и достижениями после нескольких недель регулярных занятий.

Мы искренне желаем Вам новых побед и успехов в саморазвитии!

Фото: Neuroscience News

По характеру психической активности

В зависимости от того, какая психическая активность преобладает в деятельности человека во время фиксации и воспроизведения информации, существуют следующие типы памяти.

Двигательная

Другие названия: моторная.

Определение в психологии: фиксация, удержание и воспроизведение двигательных алгоритмов, их амплитуды, длительности, скорости, направления. Формируется в отделе головного мозга, который носит название ретикулярной активирующей системы.

Зачем нужна: способствует выработке целого ряда навыков (бытовых, спортивных, трудовых), а также обучению письму.

Примеры:

  • простейшие движения, которым человек обучается с детства: как ходить, держать ложку, чистить зубы, расчёсываться;
  • игра в теннис, командные виды спорта, плавание, гимнастика, аэробика, работа на тренажёрах;
  • вязание, вышивание;
  • нарезка продуктов, чистка овощей и фруктов;
  • рисование, лепка, резьба по дереву;
  • танцы;
  • игра на музыкальных инструментах.

У кого особенно хорошо развита: спортсменов, секретарей, танцоров, ювелиров, часовщиков, хирургов, работников конвейерного производства.

Методы развития:

  1. Заниматься спортом. Осваивать разные комплексы упражнений.
  2. Развивать мелкую моторику (лепить, собирать пазлы и лего).
  3. Заниматься танцами. Учить новые направления.
  4. Развивать кисти рук.
  5. Обучаться игре на музыкальных инструментах.
  6. Освоить десятипальцевый слепой метод печати.
  7. Научиться пользоваться китайскими палочками.
  8. Выполнять упражнения, предполагающие совершенно разные движения руками (например, левая гладит круговыми движениями стол, а правая, сжатая в кулак, стучит по столу).

Эмоциональная

Определение в психологии: фиксация, удержание и воспроизведение пережитых человеком чувств, а также эмоционально окрашенных событий. Они могут быть позитивными и негативными. Формируются участком височной части мозга, которая называется миндалиной. Откладываются в коре головного мозга. Благодаря пластичности ЦНС, при каждом последующем воспроизведении одной и той же ситуации её яркость сглаживается.

Зачем нужна: пережитые и зафиксированные эмоциональным видом памяти чувства становятся для человека своеобразной сигнальной системой. Она либо побуждает его к действию (если опыт был положительный), либо удерживает от него (при отрицательном опыте). Формирует разностороннюю личность, развивает эмоциональный интеллект, способствует социальной адаптации, стимулирует творческое начало.

Примеры:

  • эмпатия, сочувствие (на основе пережитого опыта);
  • любовь;
  • комплексы;
  • фобии;
  • выбор круга общения (люди отдаляются от тех, кто причинил им в прошлом боль).

У кого особенно хорошо развита: актёров (знаменитая система К. С. Станиславского основана именно на ней), педагогов, психологов, представителей социальных профессий.

Методы развития:

  • Ведение дневника.
  • Медитация.
  • «Якорение» положительных чувств и эмоций.
  • Библиотерапия.
  • Освоить нетворкинг и заводить как можно больше новых знакомств.
  • Делать то, что нравится.
  • Адреналин: катайтесь на американских горках, прыгайте с парашюта.

Это интересно. Психологи утверждают, что лучше всего человек запоминает 3 чувства — страх, страдание, удивление.

Смысловая

Другие названия: словесная, логическая, словесно-логическая.

Определение в психологии: фиксация, удержание и воспроизведение человеком услышанных, увиденных, произнесённых слов.

Зачем нужна: позволяет фиксировать и воспроизводить информацию на основе обобщённых ассоциаций, отражающих её наиболее важные стороны. Использует крупные структурные единицы для запоминания, которые называются мнемическими опорами. Спустя время именно они помогают человеку вспомнить материал.

Примеры:

  • пересказ;
  • заучивание стихотворений;
  • подготовка к экзаменам.

У кого особенно хорошо развита: у артистов, певцов, учеников, студентов.

Методы развития:

  1. Разбивать информацию на блоки и вычленять основные мысли.
  2. Ежедневно читать сложные по смыслу тексту, далёкие от ваших интересов, стараться понимать и запоминать изложенную в них информацию.
  3. Перед сном в деталях вспоминать прошедший день (неделю, месяц, квартал, полгода, год).

Образная

Другие названия: наглядно-образная.

Определение в психологии: фиксация, удержание и воспроизведение зрительных и звуковых образов, а также запахов.

Зачем нужна: чтобы контролировать баланс функционирования обоих полушарий мозга.

Подтипы:

У кого особенно хорошо развита: у музыкантов, художников, писателей.

Методы развития:

  1. Освойте метод ассоциаций.
  2. Занимайтесь нейробикой.
  3. Учите иностранные языки.

Данная классификация считается базовой в психологии. Особенно много внимания уделяется образному типу.

Оперативная

В современном мире, существует множество гаджетов и технологий, помогающих человеку с оперативной памятью. Данный способ запоминания информации имеет и человек. Оперативная память в психологии сохраняется исключительно для совершения конкретных действий, во все остальное время данная информация не всплывает в сознании. Подобный вид памяти поверхностный и небольшой по объему. Примером может послужить понимание значения предложения, которое приходит от увиденных пары слов. Но бывает, что памяти не хватает при особо длинных предложениях. Чтобы не сталкиваться с таким, необходимо развивать виды памяти по длительности хранения информации.

Сенсорная

Считается одним из основных видов памяти, являясь первым ее этапом. Информация принимается при помощи нервных окончаний, имеет не длительное время хранения информации и элементарного по содержанию. Среднее время хранения будет около 4 секунд. Схема сенсорной памяти на наиболее изученных типах основывается на слуховой и зрительной, а также принимается во внимание и обонятельная память. С помощью сенсорной картина воспринимается целиком, а не по кускам отдельных сигналов. Именно при помощи сенсорики мы воспринимаем музыкальный трек, как полноценное произведение, а не отдельные звуки.

Кратковременная

Выступает в качестве первой части обрабатывания информации, созданной для длительного сохранения. Данный вид информации сохраняется не более 30 секунд и кратко держит в памяти. Данного времени хватает, чтобы мозг успел изучить поступившую информацию, определив степень ее важности и приступить к обработке. Важные данные могут повторяться и быть сохраненными на более длительный период времени. Сосредоточив внимание, вы можете сохранить данные на более длительный срок, подавая сигнал мозгу, что информация считается необходимой. При неразвитой способности концентрирования, может происходить замещение: старые сведения обновляются под посылом новых данных. Обычно этот процесс проявляется при обильном потоке информации.

Моторная

Основывается на выработке письменного навыка, обучении на музыкальном инструменте, достижении спортивных достижений. Очень много действий совершаются неосознанно, благодаря памяти, освобождая мозг от обработки повторяющих действий, придавая обработке более важной информации. Ходьба также является следствием моторно-двигательной памяти.

Словесно-логическая

Данная память носит название исключительно человеческая. Но и некоторые животные также могут запоминать слова, и объем на слова довольно-таки большой. Отличие в том, что животные понимают не смысл слов, а воспринимают как звуки с определенным сенсорным образом. Человек в свою очередь запоминает слова в абстрактно-смысловом.

Примером может послужить фраза «еда», где кошка свяжет звук исключительно с образом пищи, с проявлением рефлексов, как выделение слюны. В свою очередь у человека подобного рефлекса от одной фразы не произойдет, но будет воспринято со смысловой связью.

Данный вид лучше работает, если необходимо запомнить не конкретное слово, а полноценные предложения, выстроенные в текст. Виды памяти и их особенности индивидуальны.

Существует отдельное разделение по видам, где виды памяти человека разделяются на произвольную и непроизвольную:

Непроизвольная

Процесс запоминания неконтролируемый и происходит сам по себе, не прибегая к помощи сознания. Данная память начинает работать при определенных критериях. Обычно такой памятью запоминаются яркие события, что-то необычное или важное.

Произвольная

Она применяется, где требуется сохранение важной информации в сознании, но в тоже время не интересной. К таким можно отнести получение знаний в школьные годы.

Механизм

В то же время, многократные эксперименты, проеденные большим количеством специалистов с помощью методики гипноза, довольно убедительно свидетельствуют в пользу того, что на самом деле память человека содержит практически всю полученную им на протяжении жизни информацию. Под гипнозом человек оказывается способным вспомнить все, что с ним происходило когда-либо — все, что он видел и слышал, вплоть до мельчайших подробностей

Это говорит о том, что архитектура памяти, ее способность структурировать информацию по степени важности, быстро извлекать, или наоборот — забывать ее в случае необходимости — механизм скорее фильтрующий и оберегающий наше сознание от огромного объема полученных данных, в постоянном присутствии которых мы не нуждаемся, и вероятно не смогли бы нормально функционировать и мыслить

Не удивительно, что самые приятные и радостные впечатления навсегда сохраняются этим механизмом в области немедленной доступности, а неприятные и болезненные воспоминания быстро забываются и приводятся в активную стадию обычно только в случае возникновения каких-либо схожих ситуаций и опасностей. Вряд ли мы смогли бы чувствовать себя хоть сколько-нибудь комфортно, постоянно находясь под прессом негативных воспоминаний о пережитых страданиях и неприятностях.

С учетом знаний этих нюансов работы механизмов и архитектуры памяти, современная психология способна формировать довольно эффективные методики корректировки и планирования процесса запоминания и усваивания необходимой информации, а так же снижения негативного воздействия стрессовых факторов в воспоминаниях

Поскольку основными критериями надежности и доступности долговременной памяти являются их эмоциональная важность и позитивный ракурс восприятия, теоретически не так уж и сложно выстроить оптимальную методику, позволяющую усилить именно те области воспоминаний, которые мы сами планируем сделать долговременными. Именно поэтому игровая форма обучения оказывается в современной педагогике и преподавании настолько актуальной, а такие понятия, как «муштра», или «зубрежка», постепенно становятся пережитком прошлого, хотя еще не так давно были основными орудиями обучения, и считались непререкаемым стандартом

Практически, естественные природные механизмы запоминания довольно длительное время использовались людьми в некой противоположной, искусственной форме — в «противофазе», при которой важность — один из основных критериев успешного запоминания, создавалась за счет нудного, гиперактивного подавления второго основного критерия — позитивного эмоционального фона, буквально выворачивая наизнанку естественный смысл механизма памяти

Как развить?

Развивать память необходимо на протяжении всей жизни. Это надо для того, чтобы в пожилом возрасте избежать болезни Альцгеймера, Паркинсона, Пика и провалов памяти. Когнитивная функция мозга пластична, поэтому хорошо поддаётся развитию и тренировкам.

Улучшить память можно с помощью различных техник:

  • метод Айвазовского предполагает детализацию каждого образа;
  • метод Цицерона даёт возможность разложить всю информацию в архиве мозга по полочкам;
  • заучивание наизусть текстов, песен, стихов;
  • ассоциативные игры на запоминание;
  • разгадывание скандинавских и японских кроссвордов;
  • распутывание логических компьютерных головоломок;
  • вербально-логические методы, цифробуквенный код, различные ассоциативные связи, методы «мест» и «вешалок» в мнемотехнике;
  • тренировка внимания и мышления с помощью определённых упражнений.

Для сохранения отличной памяти специалисты рекомендуют вести активный и здоровый образ жизни, правильно питаться, обеспечивать себя полноценным сном, побольше находиться на свежем воздухе, заниматься спортом, избегать чрезмерных нагрузок и стрессовых ситуаций, соблюдать распорядок дня и развивать интеллект путём чтения книг, игры в шахматы и других способов.

Подробнее о развитии памяти можно узнать из видеоролика ниже.

Какие виды памяти можно развивать

На протяжении своей жизни человек использует разные виды памяти. В левом и правом полушариях словно «кирпичиками» откладываются приобретенные разнообразные знания. Чтобы извлечь нужную информацию, нужны иногда немалые усилия. С помощью забывания нервная система разгружается, это считается нормальным процессом.

Под плохой памятью и хорошей подразумеваются порой совершенно разные вещи. Для одних важно помнить бытовые мелочи, для других людей и события, третьих интересует объем информации перед экзаменом или важной презентацией. Поэтому важно знать, какую память требуется развивать для решения проблем. Условно принято различать два вида:

  1. Естественная память. Она такая, как есть, и заложена самой природой. Ею пользуются все без исключения.
  2. Искусственная. Ее надо тренировать и развивать на протяжении всей жизни.

Встречаются люди с феноменальной памятью. Другие ничего не могут удержать в голове дольше минуты. Специалисты уверены, что способность запоминать можно тренировать и развивать, как и собственное тело. Если серьезно к этому относиться, то можно добиться значительных успехов.

Особенности памяти

Важно! Методом тестирования можно выявить тип памяти у любого человека, а также наличие каких-либо патологий.

Причины ухудшения памяти и повышенной забывчивости:

  • возрастные изменения;
  • болезнь Альцгеймера и некоторые другие заболевания;
  • нехватка воды в организме;
  • рассеянность;
  • плохой сон.

Развитие памяти положительно влияет на способности человека. Для взрослых этот процесс проходит труднее, так как регулярные тренировки не нужны в однообразной трудовой деятельности и быту.

Полезные качества для улучшения процесса запоминания:

  • внимательность и наблюдательность;
  • интерес к жизни, положительный настрой;
  • организованность в быту;
  • использование образного мышления;
  • изучение иностранных языков;
  • чтение книг;
  • запоминание стихов и цитат;
  • интеллектуальные игры;
  • физические нагрузки;
  • правильное питание;
  • умение правильно выражать свои воспоминания;
  • размышления перед сном о прошедшем дне, перечисление задач на следующий.

Если следовать советам и рекомендациям специалистов и знать особенности человеческой памяти, то возможно ее всестороннее развитие. Развитая память ценится и помогает достичь высокого положения в обществе. Это также важно для успешной трудовой деятельности во всех сферах.

Классификация видов памяти в психологии

К свойственным, помимо человека, и другим организмам относятся генетическая и механическая память. Первая из них хранится в генотипе живого организма и передается по наследству. На нее невозможно оказать никакого влияния известными нам методами. Механическая память представляет собой способность к обучению, основанную на повторениях, без осмысления и осознания действий.

В зависимости от того, какой из органов чувств принимает наибольшее участие в процессе запоминания, выделяют следующие типы памяти: слуховую, зрительную и осязательную. По продолжительности хранения информации она делится на долгосрочную и кратковременную.

Также классификация видов памяти производится по типу мышления человека. Согласно ей, выделяют ассоциативную, логическую, опосредованную память.

Первый вид представляет собой процесс усваивания информации за счет построения некой цепочки ассоциаций. Так, например, когда человек изучает иностранный язык, то или иное слово может показаться по произношению похожим на русское. Таким образом, запомнить его будет намного легче.

Логическая память построена на смысловой взаимосвязи различных элементов, которые необходимо запомнить. Поняв причинно-следственные зависимости, человек легко усвоит необходимую ему информацию.

Опосредованная память основывается на сопоставлении новых знаний с уже имеющимся у человека жизненным опытом. Она включает в себя и логическую, и ассоциативную память.

От того, насколько целенаправленно происходит усваивание информации человеком, выделяют такие виды памяти в психологии, как произвольную и непроизвольную. В первом случае знания фиксируются случайно, автоматически. Непроизвольная память же предполагает целенаправленную концентрацию внимания человека для сохранения необходимой информации.

Виды памяти и их характеристика

Отдельные виды памяти, как и особенности запоминания и прочих операций памяти – то, что зависит от характера психической активности, от ее связей с целями деятельности и не только.

Далее рассмотрены характеристики отдельных распространенных типов памяти.

Кратковременная память

Обычно данный вид рассматривается в качестве отдельного компонента общей памяти. Информация в рамках данного компонента заимствуется из сенсорной сферы, является результатом обработки спонтанных воспоминаний. С его помощью человек может удерживать в голове незначительное количество информации в форме, пригодной для обработки сознанием. Запомнить большие объемы информации посредством только кратковременного компонента человек не может: он скорее начнет забывать отдельные моменты, чем усвоит общую картину.

Совсем другое дело – долговременная память.

Долговременная память

Различия между первым рассмотренным видом и долговременной памятью интуитивно понятны. С помощью последней в голове обрабатывается и хранится неограниченный объем информации. Это в некотором смысле система долгосрочного хранения знаний и сведений о полученном опыте.

Есть особенность: данный компонент отвечает за запись и стирание информации. Срок хранения обусловлен важностью опыта: он может составлять как несколько секунд, так и несколько лет.

Оперативная память

Ее также называют рабочей, что с точки зрения социологии и психологии более корректно. Рабочая память – компонент, необходимый для реализации текущих логических операций или действий. Она очень похожа на кратковременный компонент, однако некоторые исследователи и ученые считают, что уподобление одного другому не является справедливым. При этом в ряду литературных источников четких разграничений нет.

Когда во время работы, учёбы возникает посторонний шум, он Вас отвлекает, беспокоит?

Абсолютно нет! Я даже не реагирую на шум

25%

Не только отвлекает, но и раздражает, так как я не могу сосредоточиться

75%

Проголосовало: 4

Двигательная память

Данный компонент напрямую связан с опытом движений, с их воспроизведением, сохранением. Благодаря ему формируются практические и трудовые навыки: ходьба, письмо, прыжки и другие. Он обеспечивает моторные функции.

Эмоциональная память

Ее также называют аффективной. Это в общем смысле способность запоминать переживания, чувства, эмоции без привязки к обстановке, но с опорой на физические ощущения, на чувственность.

Образная память

Она, что понятно, основана на образах и представлениях. Это компонент, являющийся хранилищем звуковых, обонятельных, осязательных и зрительных представлений, шаблонов, которые формируются в течение жизни.

Словесно-логическая память

С ее помощью человек может запоминать последовательности слов, фраз или действий в рассказах, а также контролировать последовательности собственных мыслей. Благодаря словесно-логическому компоненту также осуществляется воспроизведение указанных последовательностей, то есть конкретный субъект его посредством воспроизводит мысли, строит последовательные фразы, высказывания и не только.

Мгновенная (сенсорная) память

Это гипотетическая подсистема, которая удерживает в голове результаты обработки мозгом сенсорный опыт, данные о стимулах, поступающих в органы чувств после прекращения воздействия конкретных раздражителей. В рамках этой подсистемы принято выделять зрительный, слуховой, тактильный и прочие подвиды. Некоторые исследователи связывают ее с образным видом памяти, однако в данном случае речи о формировании шаблонов не идет.

Генетическая (биологическая) память

Называемая также генной или расовой, данная разновидность памяти обычно рассматривается в качестве совокупности наследственных реакций. Их передача осуществляется через гены.

Особенностями данного типа памяти определяются устойчивые шаблоны поведения. К понятию «период» ее не привязывают: подобно генам, она передается от родителя к ребенку на всю жизнь, однако может меняться.

Произвольная и непроизвольная разновидности памяти

Произвольный компонент отвечает за запоминание, а также за другую операцию – воспроизведение знаний. Они в произвольном случае осуществляются посредством усилий и при условии наличия конкретной задачи. Пример – необходимость заучить выданный на лекции материал. От данного компонента зависит развитие памяти в общем.

Непроизвольный компонент не регулируется какими-либо задачами, целями или программами. Процесс запоминания протекает без участия человека, руководить им не нужно.

Выходя из дома, Вы часто возвращаетесь за ключами, кошельком, телефоном и т.д.?

Такое происходит крайне редко, например, в случае если я куда – то очень спешу

66.67%

Да и не только, но и проверяю: выключил(-а) ли утюг, закрыл(-а) ли окно, дверь и т.д. и на протяжении дня думаю об этом, сомневаюсь

33.33%

Проголосовало: 3

Разновидности

Структура сенсорной подсистемы имеет несколько уровней модальных разновидностей. Аналоговый код сенсорного регистра содержит зрительные, звуковые образы и тактильные ощущения. В зависимости от этого выделяют иконическую (от слова «икона» – изображение) и эхоическую (от слова «эхо») память.

Иконическая

След данного стимула воспроизводится с помощью зрительного анализатора. Происходит портретная фиксация. Уровень хранения варьируется от 0,25 до 0,75 с. Он определяется индивидуальными интересами человека, особенностями, творческими и интеллектуальными способностями, жизненным опытом. Влияние эмоционального фона на зрительный вид сенсорного регистра имеет большое значение. При высоком его уровне обеспечивается эффект обратной маскировки.

Коды образа попадают в структуру головного мозга мгновенно. За счёт этого регулярно расширяются границы зрительного поля. В появляющихся новых сведениях индивид усматривает черты предыдущих фактов. У человека возникает иллюзия по отношению к тому, что он видит. Функционирование иконической памяти можно легко проверить быстрым проведением карандаша перед глазами. За ним будет оставаться расплывчатый след.

Эхоическая

Для следа краткого слухового стимула сенсорной памяти характерно довольно длительное хранение образов по сравнению со зрительным следом. Поступившая акустическая информация может сохраняться от 1 до 3 секунд. Это свойство даёт возможность улавливать не отдельные звуки, а воспринимать целостную мелодию.

Сенсорная копия обеспечивает интеграцию в образ последовательно поступающей звуковой информации. Для запоминания имеют значение ритм и сила звуков, тембр голоса. От скорости переработки услышанного материала зависит возможность воспроизведения полученной ранее информации.

Стадии

Когда перед человеком не стоит задача запомнить информацию, работает кратковременная память. След о произошедшем событии или информации исчезает уже через 30-40 секунд. В ситуации, когда есть необходимость удерживать информацию более долгий срок, запоминание происходит за 3 стадии.

Стадия 1 — кодирование

Для удерживания образа в пределах кратковременной памяти необходимо сконцентрировать внимание на нем — заметить самое главное, а все второстепенное игнорировать. Неактуальная информация забудется спустя 30 секунд.

Например, если необходимо запомнить потраченную на покупки сумму, то спустя некоторое время человек легко воспроизводит точную цифру. Но он не способен вспомнить, как звали кассира, сколько людей стояло в очереди перед ним — эта маловажная информация была вытеснена почти сразу же.

У людей кодирование информации в структуре кратковременной памяти происходит по-разному, с применением аудиального, кинестетического или зрительного типа восприятия.

  • при акустическом кодировании для запоминания информации необходимо повторить ее вслух или молча;
  • зрительное кодирование предполагает создание мощной ассоциации с увиденным. Этот вид кодирования — основной у людей с фотографической памятью;
  • кинестетическое — запоминание происходит через тактильные ощущения.

Кратковременная память состоит из двух компонентов-буферов (хранилищ). За каждый из них ответственны разные структуры головного мозга. В первом буфере (он расположен в левом полушарии мозга) сохраняется информация, полученная через слуховой орган. Второй буфер (в правом полушарии) отвечает за хранение информации, поступившей через орган зрения

Стадия 2 — хранение

В долгосрочной памяти хранятся картинки из прошлого — детства, школьных лет, яркие события, произошедшие не так давно. Иногда кажется, что хранилище памяти не имеет границ, в нем можно найти любые воспоминания. В отношении кратковременной памяти дело обстоит иначе. Ее объем минимальный.

Американский психолог Джордж Миллер определил формулу (7+/-2), которая наиболее точно отражает способность среднестатистического взрослого человека удерживать информацию. Кратковременная память длится не дольше 30-40 секунд. Но из-за разных причин длительность и количество удерживаемых элементов может колебаться в обе стороны.

Формулу краткосрочной памяти легко проверить самостоятельно. Для этого нужно быстро просмотреть небольшой список (фильмов, имен, товаров), отвернуться и попытаться воспроизвести его, а затем посчитать количество элементов.

Удерживание информации кратковременной памятью происходит через укрупнение и забывание. Тем, кто хочет увеличить свою способность к удержанию информации, необходимо понимать, что представляют собой эти два процесса.

Пример укрупнения

Поставлена задача — за короткий временной промежуток воспроизвести буквы в заданной последовательности — Sruoyylerecnis. Для человека, ранее не изучавшего английский язык, легко будет повторить 5-7 букв. Владеющий английским сможет извлечь из долговременной памяти заученную ранее фразу Sincerely Yours ( в перевод — искренне ваш). В итоге он укрупняет заданное сочетание 14 букв до двух слов, которые очень легко запомнить.

Метод укрупнения и извлечения из памяти ассоциаций позволяет уменьшить количество информации, которая подлежит хранению.

Забывание

Кратковременные воспоминания очень быстро стираются из памяти из-за угасания и замещения новыми. Угасание обусловлено тем, что внимание не акцентировано на полученной информации. Даже, если человек сразу же закодировал ее (произнес вслух), то как только он сообщил ее кому-либо другому или записал на бумаге, информация исчезает из памяти, как потерявшая актуальность.

Образ стирается и по другой причине. Если приходится запоминать новую информацию ежедневно, то она “перекрывается” более свежей. Например, достаточно легко назвать потраченную в магазине сумму сегодня и вчера, но непросто воспроизвести сумму в чеке двухнедельной давности.

Стадия 3 — воспроизведение

Кажется, что процесс воспроизведения только что полученной информации более легкий, чем восстановление той, которая была получена ранее. Причина такой иллюзии — убеждение в том, что для воспроизведения полученной ранее информации нужно ее найти в хранилище, а только потом выдать, а в кратковременной памяти образ “лежит на поверхности”.

Но чем больше элементов содержится в хранилищах, том более медленно и менее точно воспроизводится информация. Так, телефонный номер из 10 цифр, крайне сложно повторить, не ошибившись хотя бы в одной. Если номер содержит всего 6-7 цифр, вероятность точного воспроизведения намного выше (формула Миллера).

При тренировке кратковременной памяти это необходимо учитывать. Важно не стараться запоминать большое количество элементов (слов, цифр) за один раз, а постепенно увеличивать их объем.

Диагностика

Для выявления того, насколько развита ДВП у индивида, существуют различные тестовые методики.

Первая методика основывается на запоминании слов, логически не связанных между собой. Каждое слово должно быть пронумеровано. Испытуемые получают 2 списка с 10 словами. Детям от 6 до 12 лет достаточно 1 списка. Слова могут быть записаны на доске или напечатаны на отдельных листочках. Можно читать их вслух, не разрешая испытуемым их записывать.

Примерные списки слов.

Список №1:

  • волшебник;
  • экран;
  • катер;
  • рецепт;
  • шар;
  • кошелёк;
  • ужин;
  • золото;
  • цирк;
  • совесть.

Список №2:

  • лилия;
  • балет;
  • остров;
  • поэзия;
  • квадрат;
  • экстрасенс;
  • воздух;
  • свобода;
  • печаль;
  • шоколад.

После внимательного прослушивания или прочтения надо по памяти записать слова на бумаге, желательно в том же порядке. Затем испытуемых отвлекают на другую деятельность. Через 30 минут слова ещё раз слушают или читают, затем воспроизводят.

На следующий день и через неделю процедуру повторяют при однократном прочитывании или прослушивании списков. Результаты 4 процедур получают по формуле: С = В: А х 100, где С – коэффициент долговременной памяти, В – количество правильно воспроизведённых слов, А – общее количество слов.

Показатели в диапазоне 75-100 свидетельствуют о высоком уровне ДВП, 50-75 – о среднем уровне, 30-50 – о низком уровне, 1-29 – об очень низком уровне.

Вторая методика рассчитана на запоминание смыслового текста. Суть техники схожа с предыдущей методикой, но текст вслух не читают. Примеры текстов раздаются каждому испытуемому. Выделенные в тексте главные мысли впоследствии должны быть воспроизведены.

Данную методику используют для диагностирования долгосрочной памяти у подростков с 13 лет и взрослых. Результаты тестирования получают по той же формуле, отличия лишь в том, что здесь В – количество правильно воспроизведённых мыслей, А – общее количество выделений в тексте.

Примерный текст.

Сколько людей, столько и характеров. Оказывается, дождь тоже может проявлять свой норов и темперамент. Что же такое ДОЖДЬ? Это АТМОСФЕРНЫЕ ОСАДКИ, возникающие в облаках и ВЫПАДАЮЩИЕ НА ЗЕМЛЮ В ВИДЕ ЖИДКИХ КАПЕЛЬ СО СРЕДНИМ ДИАМЕТРОМ ОТ 0,5 ДО 7 ММ.

Самым лучшим на свете является ЛЕТНИЙ ТЁПЛЫЙ ДОЖДЬ. Он напоминает беззаботное детство, когда вся деревенская РЕБЯТНЯ БЕГАЕТ БОСИКОМ ПО МОКРОЙ ТРАВЕ. Иногда на нас внезапно обрушивается ЛИВЕНЬ. Нередко он ДОСТИГАЕТ 100 ММ/Ч И СОПРОВОЖДАЕТСЯ ШТОРМОМ. Про такой дождь мы говорим: «ЛЬЁТ КАК ИЗ ВЕДРА». Из-за бурных осадков наша одежда прилипает к телу. Куда же укрыться от него?

В ХОЛОДНЫЕ ОСЕННИЕ ДНИ наблюдаются ЗАТЯЖНЫЕ ДОЖДИ. Мы смотрим в окно и мечтаем о скорейшем прекращении этой ПРОТИВНОЙ НЕНАСТНОЙ ПОГОДЫ. А бывает, РОБКИЙ ДОЖДИК окропит несколькими капельками человека и остановится, будто размышляет, что же делать дальше. Может быть, он чего-то опасается или стесняется? Такой дождь НАПОМИНАЕТ ТРЕПЕТНОЕ ЧУВСТВО ПЕРВОЙ ЛЮБВИ. Но вот и УПАЛА ПОСЛЕДНЯЯ КАПЕЛЬКА, ПОХОЖАЯ НА СЛЕЗИНКУ.

Как улучшить память

Кратковременная потеря памяти может возникнуть по разным причинам, например, при:

  • болезни Альцгеймера;
  • дислексии (потере умения читать и писать);
  • употреблении марихуаны;
  • инсультах;
  • черепно-мозговых травмах.

Восстановление утраченных функций не всегда возможно. Это зависит от степени нарушения работы головного мозга и иногда приводит к необратимым последствиям, как при болезни Альцгеймера.

Для начала нужно оценить состояние кратковременной памяти. Это делают с помощью специальных психологических тестов (VISMEM или WOM-REST). Существуют программы, которые на основании результатов тестирования предложат индивидуальную систему тренировок.

В результате систематических занятий по улучшению когнитивных способностей человек становится сосредоточенным, внимательным и лучше запоминает необходимую информацию. Такая программа личностного роста в виде тренировок доступна для людей любого возраста, было бы желание.

Кратковременная память: возможные проблемы и нарушения

Проблемы с кратковременной памятью могут быть обусловлены патологическими состояниями, при которых не сохраняется полученная информация. Расстройства кратковременной памяти очень распространены, они встречаются у каждого 4 жителя планеты.

В большинстве случаев проблемы возникают у пожилых людей, у них нарушение памяти носит постоянный или эпизодический характер. Нарушение способности молодых людей к удержанию полученной информации мешает в обучении, не позволяет сконцентрироваться на работе.

Люди с нарушениями кратковременной памяти хорошо помнят события прошлого (что происходило несколько лет, десятилетий назад), но не способны ответить на вопрос о том, что происходило только что.

Причиной проблем с кратковременной памятью становятся такие состояния:

  • депрессия — при ней нарушается баланс гормонов, нейромедиаторов в головном мозге, из-за этого утрачивается способность к концентрации внимания;
  • ишемический инсульт — на его фоне нарушается кровоснабжение мозга, наступает кислородное голодание органа;
  • психологические травмы — психика препятствует сохранению болезненной информации, вытесняет ее в бессознательное. С такой реакцией связан феномен, когда человек в состоянии аффекта не может вспомнить, что произошло в течение нескольких минут;
  • черепно-мозговые травмы ухудшают кратковременную память;
  • вредные привычки (курение, употребление алкоголя, наркотиков) улучшают снабжение мозга кислородом.

Проблемы с кратковременной памятью возникают на фоне появления опухолей в головном мозге, а также при болезни Альцгеймера, шизофрении. Причиной забывания только что случившихся событий может быть сильное физическое истощение, нехватка сна, тяжелые инфекционные процессы (ВИЧ, туберкулез, сифилис).

Заподозрить нарушение можно по отсутствию логики во время рассуждений, спутанности мыслей и сознания, отрывочным воспоминаниям. У человека с проблемой ухудшается зрение — мельтешат мушки перед глазами, появляются расплывчатые картины. Возникают и другие симптомы аномалии:

  • подавленное состояние, повышенная тревожность;
  • ухудшаются мыслительные и познавательные способности, процесс восприятия, овладения навыкам;
  • возникает спазм мышц, нарушается координация движений.

Ухудшение кратковременной памяти отражается на качестве жизни, сильно снижая его. При первых же трудностях с запоминанием необходимо обследоваться и, при необходимости, пройти лечение.

Диагностика при снижении способности к краткосрочному запоминанию предполагает:

  • определение объема и длительности хранения полученной информации;
  • исследование основных процессов памяти — запоминания, сохранения, воспроизведения.

Для диагностики каждого из компонентов кратковременной памяти используют:

  • метод угадывания Хинрикса (для исследования длительности);
  • тесты Джекобса, Сперлинга, Вучетича/Зинченко;
  • тест Лурии/Леонтьева пиктограммы Высоцкого (процесс запоминания);
  • метод Эббингауза (сохранение);
  • процесс воспроизведения информации исследуется с использованием методов заданного эталона, реконструкции, сбережения, последовательного воспроизведения.

Каждая из применяемых диагностических методик осуществляет валеологическую оценку кратковременной памяти с учетом физиологических факторов. Диагност принимает во внимание возраст, пол, состояние здоровья в момент исследования и наличие хронических патологий. Для получения максимально достоверных результатов тестирование повторяют несколько раз.

В некоторых случаях нейропсихологической диагностики может оказаться недостаточно. При подозрении на органические поражения мозга, при которых нарушается кратковременная память, врачи рекомендуют пройти нейросонографию, МРТ головного мозга, электроэнцефалограмму.

Виды памяти

Процесс сохранения знаний связан с тем, какой тип запоминания при этом задействован. Человек обладает кратковременной и долговременной памятью.

Кратковременная память в психологии – это разновидность памяти, которая ограничена:

  • во времени хранения информации (при этом она теряется через определенное время или из-за наплыва другой информации);
  • в количестве запоминаемых символов (элементов).

Главное, чем долговременная память отличается от кратковременной, – это длительность хранения информации. Это может быть несколько минут, а может – долгие годы.

Если у человека долговременная память, значит, у него события, факты, имена и цифры находятся в надежном хранилище, к которому при случае можно обратиться и вынуть необходимую информацию.

Обычно это данные, которые:

  • важны для конкретного человека;
  • связаны с сильными эмоциями (как положительными, так и отрицательными).

Второе отличие – разница в объеме. В среднем кратковременная память имеет объем, рассчитываемый по числу Миллера (от 5 до 9 символов). Это среднестатистический показатель. Что касается объема долговременной памяти, то его даже примерно невозможно вычислить.

Объем памяти у разных людей отличается. Специалисты считают, что причина этого – наследственность. Есть даже мнение о том, что некоторые люди обладают генетической памятью: у них на генетическом уровне сохранились знания о предках, о которых им никто не рассказывал. Этот вид психического процесса оказывает влияние на характер, поведение человека и определяет его судьбу.

Мозг состоит из более 10 миллиардов нейронов, и все они имеют связи друг с другом (синапсы). Каждый из них – носитель определенной информации. Сложно представить, сколько всего может помнить индивид. Но на самом деле человек достает из анналов памяти лишь то, что ему нужно в конкретный момент, а остальным багажом знаний практически не пользуется.

С возрастом способность к запоминанию снижается, это связано с тем, что к старости в мозгу нарушаются связи между нейронами. Поэтому неудивительно, что старые люди часто не способны узнавать знакомых, которых они не видели долгое время.

Что такое память и ее значение для человека

Конечно же, не обойдемся без моей любимой науки – психологии. Давайте посмотрим, о чем мы говорим, когда произносим такие фразы, как “у тебя куриная память” или “у меня фотографическая память – я помню, как выглядел вор”.

Память – это важнейший психический процесс, который помогает запоминать, сохранять и потом воспроизводить информацию, полученный человеком опыт.

В этом определении уже мы встречаем 3 главных свойства когнитивного процесса:

  1. Запоминание. Механизм, который помогает нам запоминать большие объемы информации, основан на физиологических “следах” в мозге – это определенные узелки, которые формируются от нервных клеток, и мы с их помощью запоминаем что-то новое.
  2. Сохранение. Эти узелки некоторое время остаются такими же, как и при формировании, что на психическом уровне помогает сохранить информацию.
  3. Воспроизведение. Здесь в ход вступает память и речь, когда человек может заново воссоздать то, что было запомнено.

Без этих свойств и разных видов памяти нам никак нельзя прожить. Для функционирования памяти мозг задействует несколько своих отделов. Главный – это гиппокамп. Именно здесь сохраняется множество воспоминаний, которые оставляет нам бурная молодость.

Читайте на нашем блоге руководство, как развить память.

Память состоит из процессов. И она действительно очень сложно устроена. Чтобы запомнить и воспроизвести самую малость, например, что мы вчера надевали, нужно задействовать все процессы памяти:

  • Кодирование. Наше восприятие помогает получить информацию, внимание – усвоить, а память – запомнить ассоциации.
  • Хранение. Долгое удерживание информации, хранится в системе нашей памяти.
  • Восстановление. Когда нам требуется что-то вспомнить, мы срочно обращаемся к хранилищу памяти, потом восстанавливаем нужную информацию. Особенно легко это сделать с помощью мнемотехники.

Без памяти вообще печалька. Даже свое имя не сможем назвать без этого процесса. Водители не смогут запомнить дорогу, а студенты не получат диплом – кто ж их пустит во взрослую жизнь без специальных знаний? Поэтому, дорогие читатели, память нужно развивать. Для этого я подобрала лучшие курсы по развитию памяти, но об этом уже в другой статье. А здесь продолжаем говорить о ее видах, основные – в таблице

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]