Типы личности по К.Г.Юнгу. Как с этим работает коуч?

Карл Густав Юнг, без сомнения, является важным именем, если мы хотим понять историю психологии. Его теории были источником как противоречий, так и вдохновения. Неудивительно, что он является основателем своей собственной школы мысли в психоаналитической области, школы аналитической психологии, также называемой психологией комплексов и глубокой психологии.

Долгое время Юнг был учеником Фрейда. Однако он дистанцировался от Фрейда главным образом потому, что не соглашался с его теорией сексуальности. Более того, Юнг постулировал существование «коллективного бессознательного», которое предшествует индивидуальному бессознательному.

«Я знаю, чего хочу: у меня есть цели и мнения. Позволь мне быть собой, этого более чем достаточно для меня».

— Анна Франк

Юнг был беспокойным интеллектуалом и собирал информацию из разных источников. Помимо неврологии и психоанализа, на теории Юнга оказали влияние мифология, религия и даже парапсихология. Одним из его великих увлечений была археология, и это, вероятно, была его теория архетипов. Теория универсальных символов, присутствующих в бессознательном человеческом разуме.

Теория типа личности Юнга

Для Карла Юнга есть четыре основные психологические функции: думать, полагать, чувствовать и воспринимать. В каждом человеке одна или несколько из этих функций имеют особый акцент. Например, когда кто-то импульсивен, согласно Юнгу, это связано с тем, что его функции «чувствовать и воспринимать» преобладают над функциями «думать и полагать».

Основываясь на этих четырех основных функциях, Юнг постулировал, что существует два основных типа персонажа: интроверт и экстраверт. У каждого есть свои особенности, которые отличают его от другого.

Аналитическая психология и сновидения

Огромное значение в развитии человека и в работе с клиентами в аналитической психологии придается опыту сновидений. Сон это время, когда наше сознание на время затихает, а значит, перестает служить непреодолимым препятствием на пути к бессознательному содержимому. Мы выяснили ранее, что бессознательное говорит с нами на языке символов. Бессознательное содержимое, частично подавленное, а частично и обретающее свою собственную жизнь в виде комплексов и архетипов, так или иначе, обладает стремлением проникнуть в сознание. Причина такого стремления — неосознанное стремление нашей личности к снятию напряжений и гармонии, а иначе, это стремление Самости реализовать себя в полной мере. Задача психолога на этом пути — сбор и интерпретация материала сновидений совместно с пациентом.

Юнговский метод интерпретации снов, это амплификация.

Амплификация — метод работы со сновидениями. Символ из сна значимый для пациента, обставлялся большим количеством ассоциативных слов, а также, аналогичными по смыслу картинами, литературными произведениями мифологическими или сказочными, можно использовать и просто символы. Юнг считал, что такая работа предполагает переживание нового внутреннего опыта, что и есть по сути, общение с символическим содержанием. Именно сам факт такого общения, продвигал клиента в его прогрессе и внутренних переменах. Для аналитической психологии, как и для психоанализа, работа со снами представляется одним из важнейших этапов психологической работы.

Экстравертный тип

Их интересы сосредоточены на внешней реальности, а не на их внутреннем мире.

Они принимают решения, думая об их влиянии на внешнюю реальность, а не на собственное существование.

Их действия осуществляются в соответствии с тем, что о них могут подумать другие.

Их этика и мораль строятся в зависимости от того, что преобладает в мире.

Это люди, которые могут вписаться практически в любую среду, но им действительно трудно адаптироваться.

Они внушаемы, легко поддаются влиянию и имеют тенденцию подражать другим. Им нужно быть признанными другими.

Потенциал фантастического мышления – прошлое, настоящее, будущее

Именно здесь открывается дверь к осознанию смысла второго типа мышления – фантастического. Юнг явно указывает нам на контраст между доминирующим в сегодняшнем дне опеределенно-направленным мышлением, с его точными и вразумительными определениями, и мышлением античности, которое ближе было к фантастическому типу. В творческих произведениях той эпохи было много эмоций, и практически не было четкости и последовательности. Античность создавала мифы, а не творила науку. Ее Libido зиждилось на не том, чтобы объяснить при помощи формул реальное положение вещей в мире, а на том чтобы эстетично привнести в жизнь флер созданных фантазий и мифов. То как видел мироздание человек античности очень отличалось от реально существующей действительности, однако эта точка зрения звучала в унисон с субъективными фантазиями людей того времени, выливаясь в создание многообразных легенд и мифов.

Юнг отмечает, что миф рождался не в недрах какого-то гениального ума, не был результатом четкой, продуманной кропотливой работы.Ученый считает, что миф появился благодаря простому повествователю сказаний и личных сновидений, и еще людям, чей образ жизни сам по себе был пронизан вдохновением, и они не имеют сильных различий с теми, которых через много веков признали выдающимися умами и поэтами. Каждый миф изобилует такими символами, которые не являются плодом чьей-то уникальной фантазии, однако они находили подтверждение в чувственном восприятии большинства людей того времени, выливаясь, в итоге обтекаемую многоуровневую мифическую фигуру.

Мифотворчество по Юнгу, стремится к приданию главному персонажу мифа характеристик настоящего героя, что свойственно возвышенной чистой вдохновенности. Архетип (первообраз) получивший жизнь много веков назад – символ героя. То есть, его образ существует в сказаниях, полученных от далеких предков незапамятных времен. Открывая суть первообразов, Юнг гармонично их ассоциирует с фантастическим мышлением. Они (первообразы) обнаруживают себя лишь в фантазиях, и могут быть выявлены только в виде символов, то есть архетипов. В своем труде «Libido. Его метаморфозы и символы», Юнг оспаривает строго сексуальный подтекст направления Libido, выдвинутый Фрейдом именно путем исследования внушительного исторического материалаи выделения совершенно лишенной сексуальности энергии Libido, давшей жизнь невероятной веренице легендарных персонажей от Осириса до Геракла.

Всех данных героев древних мифов, таких отличных друг от друга, объединяет один аспект – все они были созданы под воздействием сублимированной энергии Libido в всевозможных его формах и проявлениях. Юнг заявлял: «точка зрения культуры придает человеку выделяющую его из массы индивидуальную тенденцию, которая в ходе тысячелетий вела к выработке личности, а параллельно с этим развивался культ героев, перешедший затем в современный индивидуалистический культ личности».

В результате своей подвижности и разнообразности Libido, по мнению Юнга, может по-разному влиять на поведение человека, простираясь от эротического воздействия и заканчивая исключительно сублимированной энергией психо, которая не только снижает эротические возбуждения, но и исключает их. В последнем из указанных типов живет не сексуальная энергия, а интроверсированная либидозность, которая движется в обход сексуальности, она возвышает человека и его дух над ним самим, и она же – высшее проявление духовности. Такой способ сублимации Libido Юнг узревает, исследуя сказание об Иове не с точки зрения теологии, а с позиции метафизического анализа. Такой направление интроверсии Libido Юнг называет «страстной путь», похожий на тот, что был выбран людьми после грехопадения, который они должны были терпеть, под тяжестью земной жизни или Иова, что страдал между, с одной стороны, стремлению к Богу, к свету, с другой стороны, тяготению к Преисподней, тьме, что по сути происходит в душе каждого человека – постоянный волевой выбор либо добра, либо зла, как он сам это трактует для себя.

Еще больше конкретики этого окольного пути Libido, второстепенно влияющего на деяния человека, Юнг отмечает в нетленном произведение Гете «Фауст», олицетворенным символом которого являетсяфигура Фауста. Ситуация последнего с Иовом различается тем, что если у Иова стоит задача конкретно выбора между злом и добром, где все ясно и понятно, то трудность Фауста исключительно эротического толка. Конфронтация эротики с сублимацией притом, что зло емко изображено в символе эротического совратителя. В резком противостоянии света и тьмы, образ Фауста у Юнга вызывает больше доверия, чем образ Иова, ведь первый честно признается в том, что его душа мятется между двумя этими силами. Проводя психоаналитическое исследование на основе великих художественных произведений культуры таких авторов, как Овидий, Достоевский и т.д., Юнг показывает нам насколько большой вклад эти авторы сделали в возвышении души человека, как много вложили они для призвания к узрению в ежедневной бытности глубинного смысла жизни и смысла символов красоты и любви.

Юнг подчеркивает, что пустым это мир кажется лишь тем, кто не находит времени и сил «направить свое Libido на внешние предметы и тем оживить их и сделать прекрасными для себя (красота ведь заключается не в предметах самих по себе, а в том чувстве, которое мы с ним привносим»). Определенно,фантазии, которая состоит из символов и являющаяся главным аспектом художественного творчества,приписывает Юнг роль создателя «персонофикации Libido в образе героя или беса». Таким образом символика приобретает форму конкретной, пусть и мифической личности, имеющей человеческое обличье, которая испытывает те же чувства и эмоции, что и обычный человек.

Все же в художественном творении, неважно античном или близком к современности, допустим в «Фаусте» Гете, отмечена не просто сублимированность энергии творчества Libido, но и показаны веяния той вехи истории, в которой было создано данное произведение. Таким образом Юнг видел, что каждый поэт или художник вносил в свое произведение магическую толику того времени, в котором он жил и творил. И особенно важны для него те символы, на которых акцентируют внимание авторы той или иной эпохи, как «высшее нравственное стремление». Юнг отмечает, чтобы человеку в современных условиях иметь возможность действовать в соответствии со своими нравственными порывами, нужно опираться на своим волевые импульсы, которые так же, как и символы религии и творчества,основаны на либидозной творящей,лишенной сексуальности энергии.

Юнг подчеркивал, что понятие «воли» очень широкое, и смысл, предложенный для его понимания Шопенгауэром, его обосновывает далеко не полностью. Ученый обращал внимание на то, что в деятельности Libido люди видят, в основном, жизненный интеллект, невероятную волю к существованию, что тяготеет поддержать особь в последующем размножение всего рода. И эта точка зрения настолько идентична шопенгауэровской трактовке понятия «воли», насколько имеет возможность оппонент «некое наблюдаемое движение схватить и познать как акт воли…» И это исследование должно привести наблюдающего к термину «Libido», «которое в своем расширении идет дальше границ естественно-научной формулировки до философского воззрения, до понятия воли вообще.» Стоит напомнить, что в шопенгауэровском варианте воля показана как всеобъемлющий внемировой феномен, имеющий иррациональную природу в действие «вечного созидания и разрушения, предопределяющего собой все стороны развития человеческого бытия».

Одну из основных важных направленностей энергии Libido Юнг узревал в том, что психоанализ той силы, которая содержится в тайниках бессознательного и имеет отражение в деяниях человека в наши дни, дает возможность делать достаточно верные прогнозы будущего. Эта возможность обоснована тем, что если уже имеются конкретные факты еле заметных следов в бессознательном, давно шагнувших за черту сознания, то возможно узреть и еще более детальные «сублимационные сочетания, обращенные вперед и имеющие величайшее значение для будущих свершений, поскольку последние обусловлены нашей психикой». Конечно, умение решить эту задачу, представляется нелегким и трудозатратным действием. Эта сложность заключается в том, что «возможное сочетание будущего является, как бы уже предметом бесконечно утонченной психологической синтетики, способной отслеживать естественные пути протекания Libido».

Эта возможность предвосхищения будущего с его действительностью и психических состояний личности, Юнг обосновывает тем, что для Libido, который берет информацию из бессознательного, это бессознательное являетсяне просто скопищем прошлых событий, но в нем находятся также семена футуристических озарений и событий. Обоснованием с точки зрения психологии этой возможности бессознательных движений, всовокупности с Libido, указывается факт наличия того, что кроме событий, давно осознанных из прошлого, из кладовой бессознательного появляются абсолютно новые инсайты и творческие мысли. Это наблюдение очень объективно показывает насколько предвосхитил свое время Карл Юнг, насколько глубоким было его аналитическое исследование.

Интровертный персонаж

С другой стороны, тип интроверта имеет следующие черты:

Они заинтересованы в себе, своих чувствах и мыслях.

Они ориентируют свое поведение в соответствии с тем, что они чувствуют и думают, хотя это может идти вразрез с внешней реальностью.

Они не слишком беспокоятся о том, какое влияние их действия могут оказать на их окружение. Они беспокоятся обо всем, что удовлетворяет их внутренне.

Они изо всех сил пытаются приспособиться к окружающей среде и адаптироваться к ней. Однако, если им удастся адаптироваться, они сделают это творческим и полным способом.

Кто такие экстраверты?

Экстраверты — это все остальные, которые не интроверты. Они активны, деятельны, безрассудны и неосмотрительны, из-за чего частенько напоминают обезьяну с гранатой. В этом их сила и в этом же их слабость.

В обществе свободного рынка экстраверты чувствуют себя, как рыба в воде. Им не нужно объяснять, что за себя и свои идеи нужно уметь постоять. Они естественным образом стремятся к лидерству и официальному статусу. Им важнее призы и награды, чем сами по себе реальные достижения.

В отличие от интровертов, экстраверты лучше отдыхают в компании друзей — общество их ничуть не утомляет, а наоборот, бодрит, вливает новые силы. По этой причине экстраверты редко бывают одни — они все время ищут компании себе подобных.

Экстраверты легкомысленны и поверхностны, но вместе с тем легки, подвижны и инициативны. Инициатива их не пугает, потому что они не загадывают наперед, не задумываются о последствиях. Они из тех, кто силен задним умом и кусает локти уже после дела. Из-за этого на них с кривой усмешкой смотрят интроверты — они же предупреждали…

В хорошем своем проявлении, экстраверты — общительны, оптимистичны, легки на подъем. Именно экстраверты становятся душой компании, лидерами движений и активистами. С ними можно говорить ни о чем и получать от этого удовольствие — им всегда есть, что рассказать, какими новостями и сплетнями поделиться.

В худшем смысле, экстраверты — наглы, своенравны и эгоистичны. Реалисты до мозга костей, отрицающие все, что выходит за рамки их понимания. Они люди толпы и общественное мнение им важнее своего собственного, поэтому они часто выглядят приспособленцами и подхалимами.

Свои интересы они ставят на первое место и потому с легкостью переступают через всех, кто стоит у них на пути. Интроверты же скорее переступят через себя, но в этом нет никакой праведности — только жалость к себе и страх перед чужим негодованием.

В отношениях экстраверты естественным образом стремятся верховодить, и это хорошо, когда мужчина — экстраверт, а женщина — интроверт. Во всех прочих случаях начинаются всякие трудности из-за того, что общепринятое представление об отношениях мужчины и женщины предполагает именно такую пару.

Экстраверты разговорчивы и даже болтливы, а вместе со своей манерой действовать, не думая о последствиях, бывают очень остры на язычок и скоры на расправу. Они эмоциональны и экспрессивны вплоть до истеричности, интроверты же более склонны к депрессиям и апатичности.

И так далее. Задавайте вопросы в комментариях, и непонятные моменты я постараюсь прояснить.

Интуитивный интроверт

Эти люди чрезвычайно чувствительны к самым тонким раздражителям. Интуитивные интроверты соответствуют типу людей, которые могут почти угадать, что другие думают, чувствуют или хотят сделать. Они творческие, мечтатели и идеалисты. Они борются с тем, чтобы «держать ноги на земле».

  • 8 физических качеств, раскрывающих вашу личность
  • 2 черты личности, которые указывают, что у вас высокий IQ
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]