Глава 1. Теория памяти в ассоциативной психологии.


История о том, как Михаил развивал свою память

Ещё со школьных времён у меня есть друг Михаил, чья память всегда поражала меня. Он с лёгкостью мог запомнить стихотворение или математическую формулу. Спустя годы, поступив в университет, его способности не утратились, а лишь приумножились.

Мне стало интересно, как он смог добиться таких результатов. Секрет оказался прост – он использует различные упражнения для развития своих мозговых способностей. Оказалось, что ежедневные тренировки, даже самые короткие, способны привести к отличным результатам.

С тех пор я тоже стала интересоваться развитием собственных возможностей, в чём проявляется неплохой успех. Данная статья поможет всем желающим развить свою ассоциативную память.

что такое ассоциативная память

Гештальт-теория памяти

После того как ассоциативная теория столкнулась с проблемой, на которую не смогла дать ответ (речь идет об объяснение избирательности памяти), ей на смену пришла другая теория — гештальт. Исходным понятием в этом учении являлась изна­чальная, целостность первичных элементов – гештальт. Сторонники этой теории убеждены, что именно принципы формирования гештальта определяют человеческую память.

Эта концепция подчеркивала важность того, что материал, подлежащий запоминанию и воспроизведению человеком, обязательно должен быть структурирован, доведен до целостности и организован в систему

Особое внимание уделялось также роли намерений и потребностей человека, кстати, именно этим представители гештальт-теории объясняли избирательность мне­мических процессов. Главной мыслью приверженцев ее является то, что материал (как при запоминании, так и воспроизведении) представляет собой целостную структуру, а не случайный набор элементов, сложившийся на ассоциативной основе

Динамику запоминания и воспроизведение гештальт-теоретики объясняют следующим образом: в каждый отдельный момент времени у человека есть определенная потребность, которая способствует созданию установки на запоминание или воспроизведение. Установка, в свою очередь, оживляет необходимые целостные структуры, которые являются основой для запоминания или воспроизведения материала.

Несмотря на то что представителями данной теории были найдены психологические объяснения многим фактам избира­тельности памяти, они не смогли решить проблему формирования и развития человеческой памяти в фило- и онтогенезе. Мотивационные состояния, детерминирующие мнемические процессы, у человека являются наперед заданными — именно так представляли себе запоминание представители гештальт-теории памяти. Кратко недостаток данной доктрины можно выразить так: она не ставила и не пыталась решить вопрос зависимости развития памяти человека от его практической деятельности.

Что такое ассоциативная память

Ассоциативная память – это некая связь между представлениями и произошедшими обстоятельствами. Ассоциативная память изучается наукой уже достаточно продолжительное время. В ходе времени и её изменений были созданы основные принципы. Они называются принципы ассоциаций, хорошо используемые в области психологии. Они представлены в 3 группах:

  1. Ассоциации по смежности. Сохраненные, в какой-то прожитый момент жизни, образы вызывают у нас воспоминания. В зависимости от произошедших событий зависит характер воспоминаний, будут они положительными или отрицательными.
  2. Ассоциации по сходству. Примером послужит фотография или картина, вызывающая схожесть с лицом человека или с местом, которое ярко запомнилось.
  3. Ассоциации по контрасту. Запоминаемые предметы или моменты жизни способны вызвать в сознании противоположные образы.

Для того чтобы лучше запомнить определённый материал или событие человеку необходимо подобрать ассоциацию, которая будет связана с запоминаемым явлением. Использование их поможет в подходящий момент времени сполна воспроизвести важные детали. Чтобы создать ассоциацию, не нужно прикладывать много усилий. Этот процесс скорее творческий, чем умственный. Чтобы человек без труда запомнил ассоциацию, она должна быть простой, необычной и детализированной.

Разные моменты способны отложиться в памяти и долго храниться не по отдельности, а в виде логической цепочки связанных событий. В основном одно воспоминание влечёт за собой другие. К тому же специалисты выяснили, что ассоциативная память человека сохраняет информацию выборочно. Происходит это не осознанно. Мозг сам фильтрует информацию и с помощью доработок или преображения откладывает то, что человек запомнил. Это легко объяснить тем, что мы либо не можем вспомнить элементарное событие или же воспроизводим какой-нибудь незначимый факт с мельчайшими подробностями.

определение ассоциативной памяти

Работа Эббингауза

Описание законов ассоциации напрямую повлияло на теории памяти. Нет лучшего примера, чем работа Эббингауза. Согласно ей, можно лучше связать два ментальных события, если использовать стимулы, свободные от других ассоциаций. А чтобы работать со стимулами, которые до сих пор не имели значения, Эббингауз использовал «бесполезные слоги».

Поэтому он проверил принципы ассоциации, которые были определены более чем за 100 лет. Например, он сравнил силу связи между двумя стимулами, которые были записаны один раз рядом друг с другом, и двумя, которые были записаны далеко друг от друга. Таким образом он смог укрепить многие идеи, впервые предложенные британскими эмпириками. Они предположили, что проактивные ассоциации сильнее, чем ретроактивные.

Чтобы научиться запоминать, нужно понимать память и, следовательно, знать кривую забывания. Не забывая, что без памяти обучение было бы невозможно. Любая реализация заученной реакции требует воспоминаний о прошлой практике или реализации. Все, что человек помнит и чему учится, проходит три этапа – шифрование, хранение и извлечение:

  • На первом этапе обучения мозг шифрует информацию. Он переводит ее на язык нервной системы и оставляет для нее место в памяти.
  • Информация или знания сохраняются с течением времени. В некоторых случаях этот этап относительно короткий. Например, информация сохраняется в кратковременной памяти около 15-20 секунд. В других случаях хранение может длиться всю жизнь. Такой тип хранилища называется «долговременной памятью».
  • Извлечение – это этап, на котором человек демонстрирует информацию. Он показывает то, что узнал раньше – и то, что знает сегодня.

Если реализация по объему сопоставима с приобретением, это говорит о минимальном забвении. Однако, если реализация гораздо менее удовлетворительна, значит, человек забыл то, что воспринял. Иногда легко измерить, сколько времени потребовалось, чтобы потерять определенную часть того, что мозг ранее зашифровал.

Как влияет на развитие способностей человека

Ассоциативная память считается достаточно эффективным методом по изучению нового материала. Учеными было доказано, что проще запомнить материал, наполненный смыслом, нежели бессмысленный набор слов. Поэтому изучаемые данные нужно делить на блоки и создавать к ним ассоциации.

Данный процесс позволить усвоить необходимую информацию, создать логическую цепочку и пользователь без труда сможет воспроизвести нужный текст в будущем.

Используя ассоциативную память, человек развивает в себе следующие способности:

  • запоминает большой объём информации;
  • помогает создавать новые идеи;
  • развивает память;
  • стимулирует развитие воображения;
  • улучшает процесс запоминания нового.

В случае, когда человеку срочно нужно запомнить сложный материал, можно провести ассоциацию с уже знакомым образом или предметом. Таким способом связанные между собой данные гораздо легче воспринять и сохранить в памяти. Данный процесс помогает привязать новые знания к имеющимся. Это хорошо влияет на развитие способностей человека.

Закономерности, выведенные Г. Эббингаузом

Г. Эббингауз в конце прошлого века вывел и систематизировал ряд закономерностей памяти. Сделать это ему удалось благодаря ассоциативной теории памяти в психологии. Кратко можно сказать, что он работал над установлением закономерностей запоминания, для исследования которого использовались бессмысленные слоги и прочая информация, слабо организованная в смысловом плане.

Ассоциативная память

Он выяснил, что человек сразу и надолго запоминает даже простейшие события в жизни, если они произвели на него особенно сильное впечатление. Если же моменты эти человеку менее интересны, он может их не запомнить, даже если они произойдут несколько десятков раз. При достаточной концентрации внимания человек по памяти легко может воспроизвести все основные моменты однократно произошедшего в его жизни события.

Запоминая длинный ряд, необходимо помнить, что легче всего воспроизводятся его начало и конец. При запоминании слишком длинного ряда (когда число элементов в нем превышает объем кратковременной памяти), количество верно воспроизведенных элементов этого ряда сокращается, если сравнивать этот показатель с аналогичным показателем того случая, когда количество членов ряда равняется объему кратковременной памяти.

Особенности и классификация ассоциативной памяти

Основными являются следующие виды классификаций:

  • причинно-следственные ассоциации (туча-дождь, ушиб – синяк);
  • противоположные или контрастные (сухой – мокрый, твёрдый – мягкий);
  • близость во времени или пространстве (коржи – торт);
  • сходство (спичка – костёр).

Ассоциации складываются не только со смысловым значением другого слова, но и с характерными признаками предмета, например, форма, цвет, запах, ощущение.

главные особенности ассоциативной памяти

Упражнения для развития ассоциативной памяти

Мышление с помощью ассоциаций – это основа для творческой деятельности каждого человека. Развивать данную способность не только можно, но и нужно. Лучше всего такое мышление развивается у детей, потому что их голова не заполнена бытовыми проблемами, а как губка впитывает всё новое и интересное. Детское воображение работает намного лучше, чем у взрослых. Они создают необычные и интересные ассоциации к словам, что помогает развить творческие способности у ребёнка.

Взрослые люди тоже могут заняться развитием ассоциативной памяти. Для этого существует ряд упражнений:

Упражнение 1

Нужно взять тетрадь и на чистом листе выписать в столбик все числа от 1 до 100. Далее нужно выбрать 10 чисел, с которыми возникает определённая ассоциация, и выписать их на другой чистый лист. К примеру, 24 – свой возраст на данный момент, 8 – международный женский день, 2- лебедь и т.д. После окончания нужно подождать 3-4 минуты и на 1 листке с оставшимися числами записать напротив каждого ассоциативное событие.

Далее опять выписать ряд чисел с ассоциациями и проделать данные операции пока не закончится столбик. Главное в данном процессе придумывать такие ассоциации, которые надёжно закрепятся в сознании и будут сочетаться с данным числом.

Данное упражнение поможет не только развить память, но и создаст много новых ассоциаций, которые в свою очередь помогут запомнить важную дату или номер телефона.

Упражнение 2

Нужно запомнить ряд разных слов, не связанных между собой. Например: стол, зуб, бык, лампочка, дерево, озеро, гриб, каракатица, автомобиль, носорог, лестница, солнце, кроссовок, зеркало, кошка, шкаф, тумбочка, земляника, рынок, общество, водопровод, ракета, инопланетянин.

Далее нужно придумать ассоциации, чтобы связать все эти слова в записанной последовательности. Начиная с первого слова надо создать образ, и чем ярче он будет, тем лучше образ закрепится в сознании. Картинку к каждому слову нужно осмысливать примерно по 10 секунд. После работы над пятью словами, нужно их повторить для закрепления и продолжить размышлять над следующей пятёркой.

Естественно с первого раза повторить всю последовательность слов не каждый сможет. Расстраиваться по этому поводу не стоит, потому что от частоты тренировок будет зависеть положительный результат. Постоянная работа над собой поможет быстро развиться необходимым навыкам.

упражнения для развития ассоциативной памяти

Упражнение 3

Нужно придумать первое слово, от которого начнётся развитие ассоциативной цепочки. Отталкиваясь от смысла первого слова, придумайте последующие слова. Например: собака – лай – шум…

Упражнение 4

Нужно придумать два не связанных по смыслу слова. Одно слово будет началом цепочки, а второе её концом. Создание ассоциации будет заключаться в продвижении событий от первого слова к последнему. Например: исходные слова кошка – холодильник. Цепочка: кошка – мышь – сыр – холодильник.

Упражнение 5

Необходимо придумать два исходных слова, а затем создать ассоциации по внешним признакам, форме, цвету, запаху. Исходные слова: тусклый и холодный. Ассоциациями будут: снег, комната, еда, погода.

Упражнение 6

Нужно придумать исходное слово и подобрать такую ассоциацию, которая не будет означать прямую связь или близкий смысл. В данном случае связь должна быть необычной. Например: горшок. Первая мысль, которая придёт в голову – это цветок, растущий в горшке. Но нужно подумать ещё, что можно связать. В горшок можно посадить семена и вырастет лимонное дерево, в свою очередь на нём вырастут плоды лимона. Значит, в конкретном случае слова будут горшок и лимон.

Законы памяти

Многочисленные психологические теории памяти позволили вывести ряд законов. Учеными установлено, что запоминание, сохранение и воспроизведение материала происходит благодаря различным операциям по переработке, перекодированию информации, включая анализ, систематизацию, обобщение, синтез и другие мыслительные операции.

Когда человек воспроизводит текст, желая его запомнить, в памяти запечатлеваются как слова и обороты, из которых он состоит, так и содержащиеся в нем мысли. Именно последние и вспоминаются в первую очередь, когда стоит задание воспроизвести изученный ранее текст.

Ассоциативная память

В большой мере запоминанию способствует установка на процесс. Иными словами, если человек, пытающийся запомнить текст или любую другую информацию, поставит перед собой определенную мнемическую задачу, процесс запоминания пройдет легче и быстрее, а информация будет храниться в памяти максимально долго.

Для того чтобы продуктивность запоминания информации стала выше, необходимо, чтобы человек каким-то образом связал ее с целью деятельности. Связано это с тем, что лучше помнится то, что в структуре деятельности занимают место ее цели, а не составляющие средства осуществления данной деятельности.

Хорошее заучивание материала не требует моментального его изучения наизусть. Более того, если материал учить в течение суток, на это уйдет в два раза меньше времени, чем если это делать сразу.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]