Психологическое наблюдение: определение понятия
Наблюдение в психологии — один из основных методов познания особенностей объекта эмпирическим путем. Метод предполагает обязательный прееход от описания фактов к объяснениею их сути, формированию психологической характеристики наблюдаемого.
На результат применения научного метода могут влиять такие факторы:
- уровень знаний в исследуемой области;
- профессиональный опыт, квалификация наблюдающего;
- личный опыт, эмоциональные и мыслительные стереотипы, ценностные ориентации психолога.
Наблюдение предполагает невмешательство субъекта в исследуемый процесс или ситуацию.
Метод дает возможность получить полную картину происходящего, отразить ее через записи, таблицы. Особенностью процедуры является сложность, а часто невозможность точно повторить ситуацию наблюдения.
Основные требования к наблюдению
Основные требования к научному наблюдению — требования, обеспечивающие однозначность замысла, объективность, т.е. возможность контроля путем либо повторения наблюдения, либо применения иных, более адекватных методов исследования, прежде всего эксперимента. В то же время наблюдение обычно включено в качестве составной части в процедуру эксперимента. На первый план все больше выступает интерпретация результатов наблюдения, так как в современной науке обобщения редко делаются на уровне наблюдаемых фактов, в качестве которых могут выступать лишь знаки изучаемых явлений (например, кривая на осциллографе, электроэнцефалограмма и т.д.).
Требования к подготовке наблюдения — требования, обеспечивающие четкое выделение исследовательской позиции, ее самостоятельность, ограничение форм сближения, идентификации с объектом наблюдения; планомерность процесса наблюдения; однозначность толкования регистрируемых признаков всеми наблюдателями; точность и своевременность регистрации признаков.
Ограничения в применении наблюдения — ограничения, которые обусловлены тем, что наблюдаемыми являются только те события, которые происходят в период проведения исследования. Прошлые события могут быть наблюдаемы, если они зафиксированы средствами видео- и звукозаписи. Локальность наблюдаемых явлений ограничивает исследователя в возможностях широких обобщающих выводов на весь класс исследуемых объектов.
Л.М. Фридман, Т.А. Пушкина и И.Я. Каплунович в книге «Изучение личности учащегося и ученических коллективов» (М.: Просвещение, 1988) характеризуют наблюдение как один из основных методов, используемых в педагогической практике.
Наблюдение представляет собой метод длительного, планомерного, целенаправленного описания психических особенностей, проявляющихся в деятельности и поведении учащихся, на основе их непосредственного восприятия в учебно-воспитательном процессе с обязательной систематизацией получаемых данных и формулированием возможных выводов.
Наблюдение как универсальный метод используется в самых разнообразных ситуациях. Научное наблюдение существенно отличается от ненаучного (житейского), которое проводится в обыденной жизни неорганизованно, беспланово, вслепую и зависит от многих случайностей. Для того чтобы наблюдение было научным должны быть соблюдены следующие требования:
1. Целенаправленность.
Это требование означает, что наблюдение проводится, например, не за испытуемым вообще, а за проявлением его конкретных личностных особенностей, качеств в различных ситуациях и разных видах деятельности (игре, учебе, труде, общении).
2. Планирование.
До начала наблюдения необходимо наметить определенные задачи (что наблюдать), продумать план (сроки и средства), показатели (что фиксировать), возможные просчеты (ошибки) и пути их предупреждения, предполагаемые результаты. При этом надо точно определить особенности, за которыми ведется наблюдение (их не должно быть много). Конечной целью наблюдения должна быть разработка путей исправления выявленных недостатков поведения.
3. Самостоятельность.
Наблюдение должно являться самостоятельной, а не второстепенной задачей. Например, учитель решил узнать о проявлениях чувства товарищества у некоторых учащихся. Он решил организовать наблюдение во время учебной экскурсии в лес для знакомства детей с флорой и фауной. Если во время экскурсии учитель ставит перед собой одновременно и ряд других задач (воспитательных, организационных и т. д.), то его выводы могут оказаться хотя и объективными, но лишь случайно замеченными, попутными, так как основные усилия внимания, восприятия будут направлены на решение целого ряда задач. Это может помешать заметить сам поступок, а фиксация отдельных действий (ученик отдал, принес, вспылил, помог и т. д.) может мало что дать.
4. Естественность
. Наблюдение должно проводиться в естественных для учащихся условиях. Оно должно проходить без вмешательства и корректировки учителем происходящих событий, так, чтобы ученик ничего не подозревал.
5. Систематичность.
Наблюдение должно вестись не от случая к случаю, не по желанию исследователя, а постоянно, в соответствии с планом, систематически или через запланированные промежутки времени.
6. Объективность.
В процессе наблюдения исследователь должен фиксировать не свои предположения, не искать то, что он «хочет увидеть» в подтверждение своего предположения, а записывать объективные факты, действия, особенности поведения учащихся и на этом основании делать выводы в строгом соответствии с правилами логического вывода и основных психологических законов.
7. Фиксация.
Все данные наблюдения должны систематически фиксироваться по определенной системе. Полученные результаты, материалы должны обязательно записываться в ходе наблюдения или сразу после него. Записи обычно ведут в хронологическом порядке, через определенные промежутки времени. Для сокращения необходимых записей их удобно оформлять в виде различных схем, таблиц и т. п.
Метод наблюдения довольно трудоемкий. При нем практически невозможно исключить влияние случайных факторов. Кроме того, это пассивный метод: ведь учитель «пожинает» результаты тех явлений и ситуаций, которые появляются независимо от его планов, он не может при необходимости повлиять на ход событий, повторить их. Так как фиксировать все невозможно, то при наблюдении можно упустить существенное и отметить несущественное. Данный метод не всегда позволяет установить точную причину поступка, действия. При наблюдении, как правило, анализируются только внешние проявления поступков. Наблюдению не поддаются интимные ситуации, а доступны только внешние конкретные факты, которые дают, в основном, информацию качественного характера и их сложно подвергнуть количественному анализу.
Отрицательные стороны наблюдения — характеристика наблюдения, которое приводит к ошибкам фактора субъективности, первого впечатления, ситуативности поведения испытуемых. Недостатки наблюдения
связаны с невозможностью гарантировать репрезентативность данных из-за трудностей практического охвата большого количества явлений и в значительной вероятности ошибок в интерпретации событий с точки зрения мотивов и побуждений действующих лиц. Поэтому наблюдение применяют в сочетании с другими методами сбора информации.
Недостатки метода наблюдения
сводят в две группы: объективные (независимые от наблюдателя) и субъективные (связанные с личностными, профессиональными особенностями наблюдателя). К
объективным недостаткам
прежде всего относят ограниченность, принципиально частный характер каждой наблюдаемой ситуации. Поэтому каким бы всесторонним и глубоким ни был проведенный анализ, получаемые выводы могут быть обобщены и распространены на более широкие ситуации только с величайшей осторожностью и при соблюдении многих требований.
Еще одна особенность метода — сложность, а часто и просто невозможность повторения наблюдений. Социальные процессы необратимы, их нельзя заново «проиграть», чтобы исследователь смог зафиксировать необходимые ему черты, элементы уже состоявшегося события. Наконец, отметим высокую трудоемкость метода. Осуществление наблюдения зачастую предполагает участие в сборе первичной информации большого числа людей достаточно высокой квалификации.
Многообразны и трудности субъективного плана
. На качество первичной информации может оказывать влияние различие в социальном положении наблюдателя и наблюдаемых, несхожесть их интересов, ценностных ориентаций, стереотипов поведения и т. д. К примеру, обращение друг к другу на «ты» в бригаде рабочих часто становится нормой для всех ее членов. Но психолог-наблюдатель, для ближайшего окружения которого характерна иная форма общения, может оценить это как пример неуважительного, фамильярного отношения молодых рабочих к старшим. Исключить подобные ошибки позволяет близость социального положения наблюдателя и наблюдаемых. Она способствует более полному и быстрому охвату наблюдаемой ситуации, правильной ее оценке.
Несмотря на указанные недостатки, которые, конечно же, надо учитывать, наблюдение имеет и некоторые преимущества по сравнению с другими методами психологического исследования.
Положительные стороны наблюдения — характеристика наблюдения, которое не требует каких-либо приборов, уединения с испытуемым, может проводиться в естественных условиях. Преимущества наблюдения
– непосредственность впечатлений исследователя, активное продуцирование гипотез в ходе наблюдения. Оно позволяет изучать проблемы, не допускающие экспериментального решения, анализировать деятельность, поведение ученика в естественных для него условиях, «поймать» сам момент проявления поступка.
Суть метода
Наблюдение в психологической науке, в отличие от бытового, базируется на определенном замысле, продуманной заранее программе, требует фиксации фактов, их анализа и интерпретации.
Отслеживанию доступны только внешние (речевые, двигательные) проявления. Например, невозможно наблюдать:
- интеллект, но исследователю доступно слежение за процессом решения задач;
- общительность, но можно увидеть факт общения с другими людьми.
Наблюдаемые ситуации, явления, поведение объектов обязательно регистрируются в протоколах, дневниках. Замеченные характеристики излагаются максимально описательно, без объяснений. Форма протокола отражает предмет, задачу, гипотезу и основные критерии исследования.
Достоверность результатов наблюдения повышается, если исследователь имеет возможность применять метод длительное время, наблюдать объекты в разных ситуациях, ролях. Повышается надежность исследования и в случае, если за ситуацией следят несколько наблюдателей.
Качественное наблюдение возможно только, если ролевые отношения между объектом и субъектом отсутствуют. Например, школьник по-разному ведет себя в присутствии родителей, учителя и друзей. Поэтому характеристики, которыми наделяют его разные люди, отличаются.
Психологическое наблюдение не дает возможности субъекту вмешиваться в изучаемую ситуацию. Результаты наблюдения в обязательном порядке подкрепляются данными других методов исследования.
Методы психологического исследования.
Методы научных исследований – это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработке практических рекомендаций.
Явления психологии настолько сложны и многообразны, настолько труднодоступны для изучения, что на протяжении всей истории этой науки ее успехи непосредственно зависели от совершенства применяемых методов исследования. Со временем в ней оказались интегрированными методы самых разных наук.
Основные методы:
Наблюдение (внешнее – наблюдение со стороны, внутреннее – самонаблюдение, свободное, стандартизированное, включенное, стороннее);
Опрос (устный, письменный, стандартизованный);
Тесты (тест-опросник, тест-задание, проективный тест);
Эксперимент (естественный, лабораторный);
Моделирование (математическое, логическое, техническое, кибернетическое).
Внешнее наблюдение – это способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны.
Внутреннее наблюдение, или самонаблюдение, применяется тогда, когда психолог-исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно не посредственно представлено в его сознании.
Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения. Оно может менять объект или предмет наблюдения, его характер в ходе самого наблюдения в зависимости от пожелания наблюдателя.
Стандартизированное наблюдение, напротив, заранее определено и четко ограничено в плане того, что наблюдается. Оно ведется по определенной предварительно продуманной программе и строго следует ей, независимо от того, что происходит в процессе наблюдения с объектом или самим наблюдателем.
При включенном наблюдении (чаще всего используется в общей, возрастной, педагогической и социальной психологии) исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение.
Стороннее наблюдение в отличие от включенного не предполагает личного участия наблюдателя в том процессе, который он изучает.
Каждый из названных видов наблюдения имеет свои особенности и применяется там, где он может дать наиболее достоверные результаты.
Опрос представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов.
Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека. Однако требует специальной подготовки, обучения и, как правило, больших затрат на проведение исследования.
Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма – анкета. Недостаток: применяя анкету, нельзя заранее учесть реакции отвечающего на содержание вопросов и, исходя из этого изменить их.
Свободный опрос – разновидность устного или письменного опроса, при которой перечень задаваемых вопросов или возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками. Опрос данного типа позволяет достаточно гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы.
Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную и качественную характеристику изучаемого явления. Тесты предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации.
Варианты теста: тест-опросник и тест-задание.
Тест-опросник основан на заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надежности вопросов. По ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых.
Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на основании того, что он делает. В тестах этого типа испытуемому предлагается серия специальных заданий, по итогам, выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития у испытуемого изучаемого качества.
Положительная сторона. Применимы к людям разного возраста, принадлежащим к разным культурам, имеющим разный уровень образования, разные профессии и неодинаковый жизненный опыт.
Недостаток: Испытуемый по желанию может сознательно повлиять на получаемые результаты.
В случаях, когда изучению подлежат психологические свойства и характеристики, в существовании которых испытуемый не может быть полностью уверен, не осознает или сознательно не хочет признавать их наличие у себя, тогда применяются Проективные тесты.
В основе таких тестов лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек, склонен приписывать другим людям. Применяя тесты подобного рода, о психологии испытуемого судят на основании того, как он воспринимает и оценивает ситуации, психологию и поведение людей, какие личностные свойства, мотивы положительного или отрицательного характера он им приписывает.
Специфика эксперимента как метода психологического исследования – в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Основное достоинство эксперимента – позволяет надежнее, чем все остальные методы, делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, научно объяснять происхождение явления и развитие.
Объективные данные можно получить с помощью эксперимента
— метода, основанного на создании искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего.
Главным достоинством эксперимента является то, что он позволяет надежнее других психологических методов делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого феномена с другими феноменами, научно объяснить происхождение явления и его развитие.
Имеются две основные разновидности эксперимента: лабораторный и естественный.
Лабораторный эксперимент предполагает создание искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство может быть лучше всего оценено. Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их такими, какие они есть.
Результаты естественного эксперимента не всегда точны из-за отсутствия у экспериментатора возможности строгого контроля за влиянием разнообразных факторов на изучаемое свойство. С этой точки зрения лабораторный эксперимент выигрывает в точности, но при этом уступает в степени соответствия жизненной ситуации.
Еще одну группу методов психологической науки образуют методы моделирования. Их следует отнести к самостоятельному классу методов. Они применяются, когда использование других методов затруднено. Их особенностью является то, что, с одной стороны, они опираются на определенную информацию о том или ином психическом явлении, а, с другой стороны, при их использовании, как правило, не требуется участия испытуемых или учета реальной ситуации. Поэтому бывает очень сложно отнести разнообразные методики моделирования к разряду объективных или субъективных методов.
Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими и т. д. В математическом моделировании используют математическое выражение или формулу, в которой отражена взаимосвязь переменных и отношения между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемых явлениях. Техническое моделирование предполагает создание прибора или устройства, по своему действию напоминающего то, что подлежит изучению. Кибернетическое моделирование основано на использовании для решения психологических задач понятий из области информатики и кибернетики. Логическое моделирование основано на идеях и символике, применяемой в математической логике.
Помимо указанных методов существуют и другие методики изучения психических явлений. Например, беседа — вариант опроса. От опроса метод беседы отличается большей свободой проведения процедуры. Как правило, беседа проводится в непринужденной обстановке, а содержание вопросов изменяется в зависимости от ситуации и особенностей испытуемого. Другим методом являете: метод изучения документов, или анализ деятельности человека. Следует иметь в виду, что наиболее эффективное изучение психических явлений осуществляется при комплексном применении различных методов.
Объект и средства наблюдения
Объектами наблюдения становятся отдельные люди или сразу много участников. Они могут относиться к одному или разным социальным группам. Предметом наблюдения становятся особенности поведения тех, за кем следят:
- вербальные проявления — содержание разговоров, интенсивность, продолжительность речи, экспрессивность, лексика, грамматические структуры;
- невербальные проявления — выражение лица, направление взгляда, движения глаз, мимика, жестикуляция;
- перемещения — соблюдение или отсутствие дистанции, скорость движения или состояние неподвижности;
- физические воздействия на других — удары, толчки, касания, совместные усилия.
Объектом наблюдения становится только то, что можно зарегистрировать. Исследователь во время слежения за объектом не наблюдает за собственной психической реальностью, а регистрирует те факты, которые видит и может зафиксировать. Психика проявляется в поведении — этот постулат дает возможность исследователю строить предположения о психических свойствах объекта. Основой для гипотезы являются данные наблюдения.
Средством наблюдения может быть как сам исследователь, так и выбранные им вспомогательные элементы:
- звукозаписывающая аппаратура;
- видео- и фотокамера;
- специальные карты наблюдения.
Выбор оснащения для фиксации ситуации определяется тем, в каких условиях оно проводится — в изолированном помещении, общественном месте.
Методические рекомендации «Методика организации наблюдений»
Наблюдение – это целенаправленное, организованное восприятие и регистрация поведения исследуемого объекта. Задача наблюдателя, как правило, не связана с вмешательством в «жизнь» путем создания специальных условий для проявления наблюдаемого процесса или явления.
От пассивного созерцания окружающей действительности наблюдение отличается тем, что оно: а) подчинено определенной цели; б) проводится по определенному плану; в) оснащено предметными средствами для осуществления процесса и фиксации результатов.
В процессе наблюдения выделяются общие и отличительные признаки, устанавливаются закономерности и на основе этого делаются выводы. Наблюдения характеризуется тем, что при его применении в процессе усвоения включаются различные виды деятельности школьников. Это разработка плана ознакомления с объектами, осмысление задания, практическая работа по его выполнению, оформление результатов, подведение итогов выполненной работы. Эти знания закладывают основу мировоззренческих взглядов учащихся на единство окружающего мира, на их основе складываются убеждения в том, что окружающий мир познаваем. Наблюдая предметы и явления в самой природе, учащиеся исследуют их всеми органами чувств и убеждаются, что они реально существуют, что они изменяются.
В ходе наблюдений у учащихся начинает формироваться целостный взгляд на окружающую природную среду:
- окружающий мир реально существует и познаётся человеком;
- предметы и явления природы взаимосвязаны, природа представляет собой единое целое;
- окружающий мир не является статичным, он постоянно изменяется.
Критерии оценки становления интеллектуальных умений:
- умение выделять главное, существенное;
- умение устанавливать причинно-следственные связи между компонентами природы, человеком и окружающей средой;
- умение сравнивать, обобщать, делать выводы.
Наблюдения способствуют накоплению запаса достоверных конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего его осознания, обобщения, приведения в систему, раскрытие причин и взаимосвязей, существующих в природе. В ходе наблюдений учащиеся получают специальные практические умения и навыки.
Наблюдения тесно связаны со словесными и наглядными методами обучения и применяются тогда, когда новые знания необходимо получить в процессе активной практической и мыслительной деятельности, что позволяет не только усвоить новые знания, но и выработать практические умения.
Основные требования к наблюдениям
:
- содержание наблюдений должно быть систематизировано;
- все наблюдения должны быть доступны;
- наблюдения должны усложняться по годам обучения, углубляться, не теряя вместе с тем характера целостности;
- объекты для наблюдения отбираются педагогом совместно с воспитанниками в зависимости от степени физической доступности объекта природы.
Выделяют следующие виды наблюдений:
По дидактической направленности:
- наблюдения, предваряющие изучение нового материала;
- наблюдения, проходящие в процессе изучения нового материала;
- наблюдения завершающие процесс изучения нового материала.
По технической «оснащенности» восприятия:
- качественные наблюдения;
- количественные наблюдения.
По способу организации познавательной деятельности в процессе наблюдений:
- самостоятельные наблюдения;
- коллективные наблюдения;
- выводы и сообщения.
По длительности:
- кратковременные наблюдения;
- длительные наблюдения;
- фенологические наблюдения.
Классификация наблюдений по А.И.Ивановой:
- По характеру наблюдаемых объектов:
- Наблюдения за растениями;
- Наблюдения за животными;
- Наблюдения за объектами неживой природы.
- По месту проведения наблюдений:
- В групповой комнате;
- На участке;
- В лесу, в поле и т. д.
- По количеству детей:
- Индивидуальные (1-4 ребенка);
- Групповые (5-10 детей);
- Коллективные (вся группа).
- По причине их проведения:
- Случайные;
- Запланированные;
- Поставленные в ответ на вопрос ребенка.
- По характеру включения в педагогический процесс:
- Эпизодические (проводимые от случая к случаю);
- Систематические.
- По продолжительности:
- Кратковременные (от 5 до 15 минут);
- Длительные (свыше 15 минут).
- По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:
- Однократные;
- Многократные, или циклические.
- По месту в цикле:
- Первичные;
- Повторные;
- Заключительные и итоговые.
- По характеру мыслительных операций:
- Констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями);
- Сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта);
- Обобщающие (наблюдения, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).
10.По характеру познавательной деятельности детей:
- Иллюстративные (детям все известно, и наблюдение только подтверждает знакомые факты);
- Поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат);
- Решение задач наблюдения.
11. По способу применения в аудитории:
- Демонстрационные;
- Фронтальные.
Под методикой наблюдения понимается социально фиксированная, изложенная понятно для других, предметно представленная система сбора и обработки эмпирических данных, которая адекватна четко очерченному кругу задач. В зарубежной литературе синонимом «методики наблюдения» является «техника наблюдения».
Методика наблюдения
содержит самое полное описание процедуры наблюдения и включает:
а) выбор ситуации и объекта для наблюдения;
б) программу (схему) наблюдения в виде перечня признаков наблюдаемого, поведения и единиц наблюдения с подробным их описанием;
в) способ и форму фиксации результатов наблюдения;
г) описание требований к работе наблюдателя;
д) описание способа обработки и представления полученных данных.
Организация наблюдений
:
1. Наблюдаемый объект должен быть доступен для восприятия каждому воспитаннику, участвующему в наблюдении. В каждом конкретном случае педагог продумывает, сколько детей могут одновременно участвовать в работе и как они должны стоять или сидеть, чтобы иметь возможность получить необходимую чувственную информацию об объекте.
2. Словесная информация педагога не должна подменять непосредственного восприятия объекта. Педагог должен словесно обозначать все то, что видят ребята, но слово должно следовать за восприятием: только в этом случае формируется полноценное знание.
3. Восприятие любых объектов должно быть непродолжительным (в зависимости от возраста ребенка), поскольку наблюдение — это психическая деятельность, требующая сосредоточенного внимания, волевого усилия, умственного напряжения. Во время наблюдений дети не должны разговаривать, играть, манипулировать предметами.
Процесс наблюдения
можно условно разделить на три этапа, каждый из которых служит достижению общей цели наблюдений (по А.В. Васильевой):
I этап – подготовительный.
Цель его – вызвать у детей интерес к объекту наблюдения. Достигается несколькими приёмами:
- краткая беседа, ориентирующая на новое;
- обращение к личному опыту детей;
- показ фильма, иллюстраций, готовящих учащихся к восприятию объекта.
На данном этапе педагог указывает цель, задачи и даёт задания к предстоящему наблюдению.
II этап. Необходимо направить и сосредоточить произвольное внимание на наблюдаемом объекте. Например использование неожиданности. Можно применить такие приемы, которые вызвали бы волевые усилия, умственное напряжение и способствовали бы удержанию произвольного внимания в течение определенного времени. Можно использовать художественный образ, загадку, поговорку, стихотворение, показ и пояснение иллюстраций, вопросы и указания. Все эти приемы направлены в первую очередь, на постановку перед ребенком определенной умственной задачи. Поиски решения этой задачи организуют, направляют и удерживают внимание ребенка на наблюдательном объекте.
III этап – основной. Он самый длительный по времени. В результате обследования предмета у ребенка должно сформироваться точное и четкое представление о нем. Задача данного наблюдения заключается также в том, чтобы показать детям приемы правильного последовательного обследования и помочь их усвоить. Этот этап (по своему содержанию и роли наблюдения) можно условно разграничить на три части.
Первая часть — обследование предмета или явления в целом. Как правило, дети обращаются к обследованию отдельных деталей и частей предмета. Учитывая эту особенность восприятия, целесообразно подобрать предмету такую характеристику, которая сразу бы направляла внимание ребят к целостному восприятию предмета. Молча созерцать предмет, дети могут несколько секунд. Молчаливое восприятие должно быть не стихийным, целеустремленным — таким его делает направляющее слово педагога (вопрос, указание). Вторая часть — анализ обследуемого предмета. Педагог направляет внимание ребенка на особенности предмета. Ребенок должен вычленить части и свойства предмета, понять, что они являются его признаками, и на этой основе сформировать представление о предмете в целом. Выделяя существенные признаки, ребенок учится определять принадлежность предмета к той или иной группе, по характерным признакам, учится отличать его от других однородных предметов. Педагог направляет внимание детей на выделение тех свойств предмета, которые у него были общими с целой группой однородных предметов. Через восприятие одного предмета дети познают свойства, присущие всем предметам такого рода, в результате чего у них формируется обобщенное представление типичного строения, окраски, формы и других признаков предмета. Третья часть — обследование интерпретирующее, раскрывающее те только чувственно воспринимаемые свойства, но и на их основе абстрактные свойства предметов и явлений в их существенных взаимосвязях. Цель этой части наблюдения — отнесение данного предмета к определенной группе однородных предметов, а также установление причинных связей и отношений между наблюдаемыми предметами и явлениями, их частями и свойствами. С этой целью педагог привлекает и использует в наблюдении детей их личный сенсорный опыт, полученными ими ранее (самостоятельно или под руководством педагога).
IY этап — заключительный.
Цель его — в подведении итогов и закреплении полученных представлений и знаний о предметах и явлениях, а также в оценке тех способов обследования предметов, которыми дети пользовались.
Этапы наблюдения
:
1) Рассмотрение объекта в целом (чтобы сформировать целостное представление об объекте).
2) Работа по рассмотрению частей объекта.
3) Обобщение увиденного. Приемы закрепления наблюдения
:
1) Рассмотреть объект, затем закрыть глаза и мысленно его представить.
2) Иммитация.
3) Сравнение.
4) Работа с иллюстрацией.
5) Самостоятельное проведение наблюдения.
Наблюдение, как вид деятельности для детей весьма сложен. От них требуется не только сформированность технических навыков, но и понимание смысла производимых операций. Фактически любой способ фиксирования результатов наблюдений является их зашифровыванием в некую условную систему, а работа с полученными материалами – их расшифровыванием.
Как показывают многочисленные исследования психологов и физиологов, способность оперировать кодами достигает сколь-нибудь значимого уровня в подростковом возрасте. В дошкольном возрасте имеются только зачатки этой способности. Поэтому педагог должен работать в этой сфере очень осторожно. Малейший нажим, незначительное форсирование этой операции приведет к тому, что дети перестанут понимать её смысл, и тем самым потеряет смысл весь эксперимент.
Обучая детей регистрации наблюдаемых явлений, следует начинать с самых простых форм – с использованием готовых фотографий и картинок. На первых порах основную работу выполняет педагог; дети только следят за его действиями и выполняют по его просьбе отдельные операции. Чтобы они не оставались сторонними наблюдателями, педагог постоянно обращается к ним за советом, просит, уточнить увиденное, нарочито совершает ошибки, позволяя ученикам проявить свою наблюдательность. Постепенно роль учащихся возрастает, а педагога уменьшается.
Существуют способы фиксации наблюдений можно разделить на несколько видов:
- ментальные
- графические: использование готовых форм, изобразительные, письменные
- практические: фиксация натуральных объектов, моделирование.
Ментальные способы фиксации наблюдений
.
Ментальными называются разнообразные способы фиксации увиденного в памяти детей. Сюда относятся те приемы умственных операций, которые облегчают запоминание, увеличивают продолжительность хранения полученной информации и ускоряют извлечение ее из памяти.
- ребенок рассматривает объект и составляет о нем устный рассказ;
- внимательно рассматривает объект, отворачивается и, не глядя, дает его описание. После этого учитель снова предлагает рассмотреть объект и самостоятельно внести исправления и уточнения;
- для тренировки зрительной памяти педагог предлагает детям внимательно рассмотреть объект, затем закрыть глаза и попытаться представить его себе во всех деталях. Педагог помогает этому процессу своим немногословным, но ярким описанием, где упоминаются отдельные наиболее важные детали. Предпочтение отдается тем из них, которые понадобятся в дальнейшем при обсуждении результатов наблюдения или эксперимента.
- более прочной фиксации образа в памяти детей способствует сравнение его с уже известными детям объектами;
- прием классификации- умение детей находить сходство между объектами, поэтому широко применяется только в старшем дошкольном возрасте. Операция классификации базируется на основных ключевых признаках; остальные же признаки, общие для всей группы, переносятся на новый объект автоматически. Это делается мыслительный процесс более экономным. Знакомя с новым объектом, педагог не дает его подробной характеристики, а предлагает подумать, к какой группе объектов его можно отнести. Занятие с использованием приема классификации пройдет гораздо эффективнее, чем при сообщении знаний в готовом виде.
- экономизации мыслительных процессов способствует применение метода укрупнения дидактических единиц. Одновременное изучение двух взаимообратных процессов приводит к экономии до 20% учебного времени. Ум детей обогащается алгоритмом ускоренного извлечения и запоминания. Фактически им приходится запоминать не два понятия, а одно. Реальный естественно протекающий процесс не дробится искусственно на части, в результате у детей сразу же формируется истинное знание. Немаловажным является тот факт, что метод укрупнения дидактических единиц позволяет видеть динамику процесса (птицы осенью улетают, а весной прилетают). Такие взаимообратные процессы важно видеть в природе и уметь передать увиденное детям;
- большую пользу может принести включение материалов наблюдений в сюжетно0ролевые игры типа: «Узнай по описанию», «Что изменилось» и т. д.
- если сведения об увиденном понадобятся через 2-3 месяца, учитель примерно раз в неделю под разными внешними предлогами возвращает детей к этим воспоминания. Для этого не надо проводить специальных занятий, достаточно обычного бытового разговора;
Использование готовых форм
. Этот способ подразумевает не самостоятельную работу детей, а узнавание объекта с помощью тех наглядных материалов, которые демонстрируют педагог, иными словами, выбор одного правильного варианта из нескольких предложенных. Готовыми формами могут быть:
- -картинки
- -фотографии
- -схематические зарисовки сделанные педагогом
- -объемное изображение объекта или игрушки
- -отдельные буквы и слова
- -натуральные объекты
- -записи звуков
Использование готовых форм – самый простой способ регистрации наблюдаемых объектов. Знакомя детей с ними, педагог показывает 2-3 фотографии и предлагает установить, на какой из них изображено то — же событие, которое мы сейчас наблюдаем. Если в дальнейшем планируется возвращаться к увиденному, выбранная фотография вклеивается в альбом. При изучении динамики процесса аналогичная работа проводится на каждой новой стадии. Фотографии помечаются номерами и впоследствии выкладываются детьми в той же последовательности, в какой развивался учебный процесс. Детального сходства между реальным процессом и изображением на фотографии добиваться не следует, достаточно сходства реальных и изображенных объектов по ключевым признакам.
Изобразительные способы фиксации наблюдений
. Зарисовывание объекта является самым распространенным, но не самым легким способом графической регистрации увиденного. Он требует достаточно развитых навыков изображения, а также умения видеть природу.
В зависимости от степени подготовленности группы зарисовки делает педагог, отдельные ребята или все дети. Схематическое зарисовывание предполагает отражение в рисунке не всех, а только наиболее важных деталей, которые лучше всего заметны, наиболее важны или сильнее всего меняются в ходе эксперимента. Использование условных знаков позволяет создать рисунок, в котором информация содержится в закодированном виде. Удачным примером этого является система знаков, рекомендуемая для регистрации погодных явлений. При использовании данного способа регистрации важно правильно выбрать условные знаки. Они обязательно должны ассоциироваться с наблюдаемыми объектами. Тогда дети легко их запомнят и будут умело оперировать ими при расшифровке рисунков.
Если же знаки не имеют ничего общего с объектами и никак с ними не ассоциируются, это перегружает память детей и усложняет процесс расшифровки записей. Лучше всего в каждом конкретном случае придумывать условные знаки вместе с детьми. Учитывая особенности детской памяти, не следует использовать одновременно много символов. Их количество, за редким исключением, не должно превышать трех.
Обведение объектов используется в тех случаях, когда важно сохранить точные размеры или взаимное расположение частей.
Рисунки-прогнозы полезны для формирования у детей реальных представлений о длительности и последовательности протекания тех или иных процессов, а также ознакомления с динамикой некоторых превращений. Приступая к наблюдению, педагог предлагает учащимся выразить в рисунке свои представления о том, как будет выглядеть объект через определенное время, например: «Сегодня мы посеяли семена. Нарисуйте, как будут выглядеть молодые растения через неделю». По истечении намеченного срока педагог раздает детям их рисунки и предлагает сравнить свои представления с реально совершившимися событиями. При систематическом применении этой формы учащиеся начинают соотносить свои действия с реальностью, и их рисунки-прогнозы становятся все более осмысленными.
Письменные способы фиксации наблюдений
. Запись учителя. Специфика работы заключается в том, что учитель непрерывно советуется с детьми, проговаривает записанный текст в слух, просит уточнить те или иные детали. Иногда учитель нарочно допускает ошибки, тем самым давая детям возможность более внимательно всмотреться в объект, исправить ошибку и, следовательно, лучше запомнить увиденное.
Запись рассказа ребенка. В этом случае учитель записывает рассказ, который составляет один ребенок или группа детей. Иногда учитель заведомо вносит в текст ошибки, чтобы тренировать внимание детей. Затем после окончательной корректировки текст сохраняется до того времени, когда в нем возникает необходимость. Обычно к нему обращаются тогда, когда нужно сравнивать результаты двух разных наблюдений, проведенных при неодинаковых условиях. Запись наблюдений детьми. Детская запись должна составлять из 1-2 слов, являющихся ключевыми, отражающими суть наблюдения, или даже из начальных букв этих слов. Таким образом, формирование навыков регистрации результатов наблюдений осуществляется по следующим стадиям:
- использование готовых форм
- наблюдение учеников за работой учителя
- привлечение отдельных учеников, хорошо справляющихся с необходимыми операциями
- заполнение коллективных календарей и дневников всеми детьми по очереди
- коллективное заполнение индивидуальных календарей под руководством учителя
- самостоятельное заполнение индивидуальных календарей с последующей сверкой результатов наблюдения
Указанные этапы соблюдаются не только при переходе детей из одной возрастной группы в другую, но и в том случае, если учитель принял новую группу или нового ребенка, немеющих соответствующих навыков. Краткое прохождение всего пути необходимо не только для того, чтобы научить их фиксировать результаты, но и для того, чтобы научить их видеть природу, что значительно труднее.
Значение фиксации наблюдений
. Наблюдаемые явления фиксируют для того, чтобы они лучше запечатлелись в памяти детей и могли быть воспроизведены в нужный момент. Во время наблюдения в основном функционирует зрительная память. При фиксации же наблюдаемых явлений участвуют и другие виды памяти – двигательная, слуховая, обонятельная, тактильная. Фиксируя увиденное, необходимо анализировать явление, выделять главное, чтобы отразить его в своих дневниках. Это предполагает участие в работе не только проекционных, но и ассоциативных зон мозга, что стимулирует развитие основных мыслительных операций. Этой же цели служит обсуждение увиденного в процессе фиксации. Оно способствует развитию внешней и внутренней речи, уточнению и конкретизации наблюдаемого явления.
Процедура фиксации наблюдений является для детей сложным делом. Не говоря уже о низком уровне сформированности трудовых и изобразительных навыков, дети зачастую не понимают смысла совершаемых операций и не всегда могут соотнести изображение с теми реальными событиями, которые они наблюдали. Однако высказанные замечания не должны приводить к отказу от данной формы работы; напротив, следует постепенно приучать детей к фиксированию увиденного, и тогда эксперимент приобретает завершенность.
Во время фиксации наблюдений педагог широко применяет индивидуальный подход к детям. Давая соответствующие поручения, он учитывает многие факторы: желание ребенка заниматься данным видом деятельности, его самочувствие, умение выполнить необходимые операции, способность впоследствии расшифровывать зарисованное и многое другое. Данная работа, в отличие от других видов труда (например, гигиенического и обслуживающего), является сугубо добровольной. Учитель не имеет права обязать ребенка экспериментировать и фиксировать результаты. Задача учителя неизмеримо сложнее: он должен сделать так, чтобы ребенок сам захотел это сделать.
Ведение документации при проведении наблюдений.
Для фиксации наблюдений существует три вида документов: календарь погоды, календарь природы, протокол (дневник) наблюдений.
Календарь погоды
представляет собой лист бумаги, разграфленный по дням; в каждую графу с помощью условных знаков заносятся сведения о погоде, т. е. О состоянии неба, ветре, осадках и температуре. Если к работе планируется привлекать всю группу, для календаря берется большой лист бумаги. Если работа ведется индивидуально или группами по 2-3 человека, можно ограничиться альбомным листом. Периодичность внесения данных в календарь погоды определяется целями и задачами, которые намечает учитель на данный отрезок времени. При отсутствии специальных задач модно заполнять календарь в течение одной недели в месяц. В таком случае за сезон накапливается 2-3 календаря, и на их основе проводится итоговое занятие по обобщению сведений о сезонных изменениях в природе. Заполнять календарь ежедневно в течение нескольких месяцев нерационально, так как однообразная работа утомляет детей, а полученный большой объем материала затрудняет его анализ. Однако если дети продолжают проявлять интерес к данному виду деятельности, имеет смысл продолжить фиксацию погодных условий. Наблюдения за погодой можно продолжать до тех пор, пока у детей сохраняется интерес к этому виду деятельности. Внешнее оформление календаря не подлежит стандартизации и целиком определяется целями обучения, вкусами учителя и имеющимися возможностями.
Календарь природы
можно назвать усложненным вариантом календаря погоды. В нем тоже отражаются сведения о погоде, но, кроме того, здесь представлены фотографии, репродукции, рисунки детей и любые необходимые справочные материалы, характеризующие особенности сезона, а иногда даже каждого его месяца. Последнее особенно важно весной и осенью, когда различия между месяцами выражены сильнее, чем зимой и летом. Календарь природы может быть постоянным, но может пополняться материалами по мере необходимости. Иногда в нем создают сменные рубрики, такие как «Это случилось сегодня», «Новости природы», «Кого (или что) мы видели на прогулке» и т. п. Внешнее оформление календаря целиком определяется самим учителем и никакой формализации не подлежит. Сезонные календари сохраняют в течение года и используют на обобщающих занятиях.
Протокол (дневник) наблюдений
служит для регистрации одиночных явлений, а также динамики изменений какого-то объекта. В последнем случае это могут быть не только сезонные, но и любые другие изменения. В частности, в протоколе регистрируются результаты экспериментов, проводимых с растениями, животными и объектами неживой природы. Никаких особых требований к дневнику наблюдений не предъявляется (кроме обычных – аккуратности и точности воспроизведения деталей). Форма и размер протокола, способ регистрации наблюдений определяются педагогом, а ещё лучше – принимаются детьми после коллективного обсуждения. При регистрации динамики процесса необходимо проводить фиксацию результатов на нескольких стадиях. Разнообразные приемы фиксирования данных, доступные для детей школьного возраста.
Общие принципы ведения записей наблюдений
: во-первых, необходимо так строить записи, чтобы каждый протокол наблюдения был снабжен следующей информацией: 1) дата наблюдения (с указанием года) 2) время начала и время конца наблюдения 3) место наблюдения 4) условия наблюдения (температуру, а если животное находится на улице, то и ветер, облачность, осадки; наличие и количество людей у вольера, наличие других животных) 5) общее состояние животного к началу наблюдения — нормально, малоактивно, взволновано, больно и т.д. 6) достаточно подробные данные о животных-объектах наблюдений (вид, пол, кличка и/или номер) 7) фамилия и подпись того, кто проводил наблюдения. Если наблюдения ведутся на отдельных листах, то вся информация должна быть на каждом листе, если запись идет в журнал, то данные, общие для всех наблюдений, так же, как и применяемые сокращения, можно вынести на титульный лист. Во — вторых, записи должны отражать объективные изменения внешнего состояния животного, при этом одинаковые внешние проявления должны быть во всех случаях одинаково отражены в записях. В-третьих, записи должны быть сделаны достаточно аккуратно, чтобы их легко можно было прочесть, все условные обозначения (значки, буквы) нужно расшифровать. В-четвертых, наблюдать за поведением — это значит отмечать изменения во внешнем состоянии животного.
Правильно спланированные и целесообразно организованные наблюдения развивают познавательную деятельность школьников, их интерес к окружающему миру.
Психологическое наблюдение: применяемая классификация
В психологии метод наблюдения применяется в случаях, когда исследователю необходимо получить информацию о поведении конкретного человека или группы людей в максимально естественных для них условиях, без вмешательства в ситуацию. Само наблюдение никак не должно отражаться на естественном развитии событий.
Различают несколько типов психологического наблюдения:
- лабораторное;
- полевое (в условиях естественной жизни);
- явное;
- скрытое;
- опосредованное;
- косвенное;
- включенное (открытого либо закрытого типа);
- не включенное;
- прямое;
- косвенное;
- сплошное;
- выборочное.
В ходе сплошного слежения исследователь фиксирует все нюансы и признаки психической деятельности объекта на протяжении определенного времени. При выборочном исследовании принимаются во внимание исключительно те проявления, которые прямо или косвенно относятся к изучаемой тематике.
В классификации имеется также и понятие систематического и несистематического наблюдения. В первом случае исследование проводится в соответствии с четко обозначенным планом. Наблюдатель фиксирует поведенческие особенности, регистрирует и классифицирует внешние условия.
При несистематическом наблюдении фокус внимания исследователя удерживается на обобщенной картине поведения субъекта или группы людей в определенных внешних условиях. При этом не стоит цель зафиксировать причины поведенческих проявлений, анализировать их взаимосвязь и строго описывать явления.
Полевые наблюдения осуществляются в естественных для объекта или группы условиях. Основным требованием является невмешательство исследователя в ситуацию. Наблюдение в естественных условиях дает возможность изучить поведение объекта без существенных искажений. Но проблема проведения такого исследования состоит в трудоемкости, а также в том, что исследователь не может контролировать ситуацию. Зачастую полевое слежение несистематично, проводится с применением выжидательной тактики.
Лабораторное слежение для исследователя более удобно, но искусственная среда может не лучшим образом повлиять на результат исследования.
По длительности исследования различают:
- лонгитюдные — проводятся в течение долгого времени (нескольких лет, десятилетий), предполагает постоянное контактирование исследователя с объектом изучения. Результат наблюдения фиксируется в дневниках, максимально широко представляет поведение, стиль жизни, привычки и другие проявления со стороны объекта;
- периодические — самая распространенная разновидность хронологической структуры слежения. Оно осуществляется на протяжении нескольких коротких временных отрезков.
Единичные, однократные наблюдения — их представляют, как описание отдельных случаев. Исследования носят уникальный характер, но могут быть представлены и уже известными проявлениями психологического процесса, феномена.
Опираясь на формы проведения исследований, различают осознанные и неосознанные, внутренние и внешние наблюдения.
Неосознанное внутреннее психологическое наблюдение
Этот тип наблюдения характеризуется тем, что объект не знает о слежке за ним. Исследователь сам становится частью ситуации. Например, нередко психологи внедряются в специфическую компанию, чтобы максимально подробно изучить особенности поведения ее участников. В ходе исследования наблюдатель вступает в тесный контакт с объектом или их группой, но о цели взаимодействия испытуемые не догадываются.
Зачастую применяется метод неосознанного внутреннего наблюдения с целью изучения особенностей небольших социальных групп. Естественное поведение психолога способствует успешному исследованию. При соблюдении этого условия работа в группе не влияет на ход исследования и поведение его участников.
Проблемы этического характера могут усложнить работу. В ходе слежения могут возникнуть трудности с аудио- и видеозаписью, особенно, если учесть, что фиксация результатов должна происходить в тайне от участников.
Само наблюдение не влияет на поведение субъекта, предписанное протоколом. Максимальное количество полезной информации он получает, если удается установить непосредственный контакт с исследуемыми. Но еще одной проблемой может стать то, что психолог начинает разделять моральные ценности исследуемых, у специалиста возникает моральный конфликт.
Осознанное внутреннее психологическое наблюдение
Осознанное внутреннее наблюдение характерно тем, что объект знает, что за ним следят. Исследователь вступает в контакт с наблюдаемым, еще до начала работы знакомит с поставленной задачей, рассказывает о своем статусе.
Иногда субъекту предоставляют неправильную информацию. Это делается чтобы была возможность зафиксировать особенности поведения в конкретной ситуации. Подобные действия исследователей противоречат требованиям этического кодекса и грозят серьезным наказанием, а эксперимент часто имеет неблагоприятный исход. Сама ситуация создает стресс для наблюдаемого, а ее последствия могут негативно отразиться на дальнейшей его жизни.
Внешний тип
Главное условие проведения внешнего неосознанного наблюдения заключается в том, что наблюдаемый не знает о слежении за ним. Психолог не вступает в контакт с объектом или исследуемой группой, а только фиксирует получаемую информацию, находясь в отстраненной позиции.
Так, врачи в психиатрических клиниках следят за пациентами через небольшое окно. Со стороны доктора оно прозрачное, больной же видит вместо окна зеркало. Такая особенность организации слежения дает возможность наблюдать за действиями объектов, не стесняя и не смущая их.
В ходе наблюдения внешнего типа удается собрать максимум объективной информации об объекте, его поведении или психических проявлениях. Плюсом такого наблюдения является и то, что уставшего исследователя можно заменить другим, также появляется возможность принять участие в эксперименте сразу нескольким специалистам.
Во внешнем исследовании ситуация разворачивается естественно, без давления со стороны, у специалиста есть возможность использовать технические средства для фиксации фактов.
Наблюдение как метод психодиагностики
Наблюдение — целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта.
Особенности метода наблюдения:
- непосредственная связь исследователя с объектом наблюдения; одновременность события и его наблюдения;
- данные об объекте наблюдения получены со стороны наблюдателем;
- целостное восприятие наблюдаемой ситуации;
- зависимость данных от состояния и установок наблюдателя;
- влияние наблюдателя на объект наблюдения;
- влияние объекта наблюдения на восприятие наблюдателем его признаков и их оценку.
Научное наблюдение связано с прямым, непосредственным восприятием событий или участием в них.
Оно имеет много общего с обыденным наблюдением, как человек в повседневной жизни воспринимает происходящее, анализирует и объясняет поведение людей, связывает его с характеристиками условий деятельности, запоминает и обобщает события, очевидцем которых он становится.
Отличия научного наблюдения от обыденного:
- четко сформулированы цели и задачи, объект и предмет наблюдения;
- осуществляется по заранее продуманному плану;
- данные наблюдения фиксируются в протоколах по определенной системе;
- полученная информация подвергается контролю на обоснованность и устойчивость.
Наблюдению присущи свои особенности, преимущества и недостатки, которые необходимо учитывать при его применении.
Преимущества метода наблюдения:
- непосредственное восприятие поведения объекта наблюдения в реальном времени;
- оперативность получения информации;
- объективность, конкретность данных;
- единство эмоционального и рационального в восприятии ситуации;
- расширение возможностей интуиции в понимании и объяснении явлений;
- возможность точнее понять смысл поведения людей за счет идентификации с ценностями, целями объектов наблюдения.
- возможность использования опыта наблюдателя в выявлении проблемных ситуаций, гибкость исследовательских установок;
- возможности приближения объекта к условиям экспериментальной ситуации.
Недостатки метода наблюдения:
- локальность наблюдаемых явлений, ограниченный характер наблюдаемой ситуации;
- невозможность повторения событий ситуации;
- трудность дифференциации и выделения признаков наблюдаемой ситуации;
- искажение естественного состояния объекта ограничивает возможности для обобщения;
- пассивность метода, его зависимость от имеющихся на момент наблюдения состояний объекта.
- ограничены возможности получения данных о целях, мотивах поведения;
- субъективность, искажение, ошибки в регистрации признаков из-за эмоций, низкой квалификации, неверных установок наблюдателя.
Типичные ошибки наблюдения:
- Гало-эффект — обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий.
- Эффект снисхождения— тенденция всегда давать положительную оценку происходящему.
- Ошибка центральной тенденции — наблюдатель стремится давать усредненную оценку наблюдаемому поведению.
- Ошибка корреляции— оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака (интеллект оценивается по беглости речи).
- Ошибка контраста— склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным.
- Ошибка первого впечатления — первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения.
Наблюдение незаменимо в случаях, когда:
- необходимо исследовать естественное поведение без вмешательства извне в ситуацию,
- нужно получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.
Классификация видов наблюдения
Виды наблюдения
Все разновидности наблюдения могут сочетаться различным образом. Рассмотрим их отдельные виды.
Контролируемое наблюдение
- заранее предусматривает ситуации наблюдения и конкретные способы регистрации фактов,
- применяется в исследованиях описательного и экспериментального плана, когда исследователь знаком с изучаемым явлением.
Неконтролируемое наблюдение
- применяется в исследованиях разведывательного плана с целью предварительного знакомства с проблемой,
- при проведении отсутствует детальный план действий наблюдателя, определены лишь самые общие черты ситуации.
Применяется на практике на начальном этапе исследования, а также совместно с другими методами сбора данных, дополняя и контролируя полученную информацию.
Открытое наблюдение :
- предполагает оповещение наблюдаемых о проводимом наблюдении,
- осуществляется с целью изучения психологической совместимости группы, экипажа, а также выявления лиц, склонных к отклоняющемуся поведению.
Скрытое наблюдение — осуществляется наблюдателем инкогнито, когда наблюдаемые не знают, что являются объектом исследования,
Включенное наблюдение — наблюдатель сам является членом группы, поведение которой он исследует:
- предполагает непосредственное участие наблюдателя в происходящих событиях,
- исследователь может не выделяться как наблюдатель (скрытое включенное наблюдение), осуществляя изучение данной совокупности как бы изнутри.
Включенное наблюдение не всегда используется как скрытое. Возможны и варианты включенного открытого наблюдения.
Варианты включенного наблюдения:
- наблюдаемые знают о том, что их поведение фиксируется исследователем (при изучении динамики поведения в группе альпинистов или экипажа подводной лодки – фильм «72 метра»).
- наблюдаемые не знают, что их поведение фиксируется (дети, играющие в комнате, одна стена которой — зеркало Гезелла; фокус-группы). Это позволяет фиксировать скрытые социальные явления в коллективах.
Невключенное наблюдение:
- осуществляется со стороны,
- наблюдатель не является участником происходящих событий.
Невключенное наблюдение может быть как скрытым, так и открытым.
Полевое наблюдение:
- самый распространенный вид исследования,
- протекает в естественных для наблюдаемых условиях;
- реально отражает различные стороны жизни и деятельности объекта.
При полевых обследованиях следует различать наблюдение:
- безучастное,
- пассивное,
- активно соучаствующее.
Пример безучастного наблюдения может служить наблюдение на стадионе во время футбольного матча за поведением фанатов. Естественно, никто из них не подозревает о том, что их «исследуют», следовательно, процедура никак не влияет на обычное самовыражение наблюдаемых людей.
О том, что ведется включенное пассивное наблюдение, догадаться не так уж просто, особенно в том случае, если исследователь ведет себя непринужденно и производит впечатление просто любознательного «чужака».
В случае активно соучаствующего наблюдения исследователь живет вместе с группой или сообществом, которые он изучает, принимая непосредственное участие в их деятельности.
Лабораторное наблюдение:
- характеризуется искусственными условиями, которые только моделируют естественные,
- исследователь сам определяет эти условия, место и время проведения наблюдения.
Преимущество лабораторного наблюдения – углубленное изучение отдельных сторон деятельности индивида.
При лабораторном наблюдении широко используются различные технические средства – фото – кино – видео – аппаратура, измерительные приборы.
Систематическое наблюдение:
- проводится регулярно с заданной периодичностью,
- осуществляется по достаточно структурированной методике с высокой степенью конкретизации всей деятельности наблюдателя, по определенному плану,
- выделяются регистрируемые особенности поведения (переменные),
- классифицирует условия внешней среды.
Несистема тическое (с лучайное ) наблюдение:
- обычно не планируется, является богатым источником информации,
- трудность данной разновидности наблюдения состоит в непредсказуемости, случайности возникновения событий,
- продуктивно в течение более или менее продолжительного промежутка времени.
Проводится в ходе полевого исследования и широко применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии.
Важны не фиксация причинных зависимостей и строгое описание явления, а создание некоторой обобщенной картины поведения индивида либо группы в определенных условиях.
Эпизодическое наблюдение – это фиксация изучаемых явлений и событий при отсутствии четкого регламента регистрации их в определенных временных интервалах или по различным этапам их протекания.
Одномоментное наблюдение – фиксируется одно явление или событие, происходящее в определенном месте и в определенное время, например, осуществляемое психологом невключенное наблюдение за поведением студентов на занятии.
Панельное наблюдение – процесс неоднократного, протяженного во времени, проводимого через определенные интервалы, систематического и организованного наблюдения за одним и тем же объектом, с целью выявить его изменения.
Нестандартизированное наблюдение – изучение психологических явлений и процессов, когда определен только объект наблюдения, но не определены элементы изучаемого процесса и события, которые будут наблюдаться.
Чаще всего применяется на начальной стадии психологического исследования с целью определения проблемной ситуации.
Стандартизированное наблюдение – способ сбора эмипирической психологической информации, когда заранее определен не только объект и предмет исследования, но и состав элементов изучаемого процесса.
Стандартизированное наблюдение может быть использовано как основной метод сбора информации для точного описания предмета исследования и в качестве способа проверки результатов, полученных другими методами, уточнения, корректировки их.
«Сплошное» наблюдение — исследователь (или группа исследователей) фиксирует все особенности поведения, доступные для максимально подробного наблюдения,
Выборочное наблюдение — исследователь обращает внимание лишь на определенные параметры поведения или типы поведенческих актов.
Наблюдение может быть:
- непосредственное;
- с использованием наблюдательных приборов и средств фиксации результатов (аудио-, фото- и видеоаппаратура, особые карты наблюдения и т. д.).
Самым лучшим способом исследования поведенческих проявлений —сплошное наблюдение.
Лучший способ фиксации — скрытая аудиовизуальная запись, которую можно было бы неоднократно анализировать. Для психологической диагностики интересны все поведенческие проявления больного (и вербальные, и невербальные), имеющие диагностическую значимость.
В ходе наблюдения может фиксироваться то, что невозможно зарегистрировать никаким иным методом, а именно:
- стиль поведения,
- жесты,
- мимику,
- движения индивидов и целых групп.
Наблюдение используется вкупе с другими методами сбора информации, обогащая бесстрастную статистику живым материалом восприятия.
Метод наблюдения — один из наиболее сложных и трудоемких методов исследования, предполагающий составление программы наблюдения.
В программе прописываются этапы процедуры исследования методом наблюдения:
1) выявляется проблемная ситуация,
2) определяются цели и задачи,
3) определяются объект наблюдения (отдельные индивиды или группа), предмет наблюдения (поведение индивида или группы), ситуации наблюдения;
4) выбирается способ наблюдения и регистрации данных;
5) строится план наблюдения (ситуации — объект — время);
6) выбирается метод обработки результатов;
7) осуществляется наблюдение согласно плана;
проводится обработка и интерпретация полученной информации.
Для регистрации различных действий объекта наблюдения (единиц наблюдения) используются следующие документы :
а) карточка наблюдения – предназначена для регистрации признаков наблюдения в строго формализованном и, как правило, в закодированном виде;
б) протокол наблюдения – предназначен для комбинированной регистрации результатов наблюдения в формализованных и неформализованных процедурах. Отражает алгоритм взаимодействия различных карточек наблюдения;
в) дневник наблюдателя – предназначен для фиксации результатов наблюдения. В нем отмечаются не только сведения об объекте, но и действия исследователя в ходе наблюдения, дается оценка инструментария.
метод моментных наблюдений
Психологическое наблюдение: преимущества и недостатки
Достоинства и недостатки у такого метода исследования, как наблюдение, следует оценивать заранее, на этапе планирования.
К положительным сторонам наблюдения относят возможность:
- выявить мельчайшие детали изучаемого вопроса, раскрыть его многогранность;
- увидеть и зафиксировать события, поведенческие проявления непосредственно во время совершения;
- осуществлять контакт между наблюдателем и исследуемым, что позволяет получить максимально достоверную, объективную и актуальную информацию социального характера;
- в полной мере понять мотивы, смысл определенных поведенческих проявлений в разных ситуациях, выявить их влияние на текущие события;
- сохранять независимость исследователя от наблюдаемого объекта, при сборе информации опираться не только на умение, но и желание устанавливать контакт.
Наблюдение — относительно недорогой эмпирический метод. Он позволяет быстро получить необходимую информацию. Исследование несложно организовать независимо от готовности участвовать в нем одного или группы объектов.
Недостатки психологического наблюдения подразделяют на 2 группы — объективные, не зависящие от наблюдателя, и субъективные. Они сопряжены с личностными характеристиками, профессиональными качествами исследователя, а также установками участников эксперимента.
К объективным недостаткам наблюдения в психологии причисляют такие:
- невозможность достаточно часто использовать слежение при необходимости участия большого количества наблюдаемых;
- ограниченное число исследуемых процессов и связанных с ними психических явлений, что приводит к сужению возможности широко обобщать полученные результаты;
- сложность, а часто невозможность, полностью повторить исследование;
- возможность сделать только качественный, но не количественный вывод;
- частое возникновение сложностей с фиксацией и описанием исследуемых феноменов, необходимость проделывать эту часть работы уже по окончании наблюдения;
- недостаточно широкую возможность для получения сведений о целях и причинах зафиксированного поведения;
- временное ограничение по времени разворачивания события;
- трудоемкость метода, часто — необходимость привлекать к исследованию большое количество специалистов высокой квалификации;
- дороговизна в случае использования специальной звуко- и видеозаписывающей аппаратуры.
Еще одним недостатком наблюдения психологи считают то, что метод не позволяет непосредственно исследовать все факты, многие области недоступны для исследования таким способом.
В числе субъективных недостатков:
- возможность исследователя повлиять на ситуацию;
- риск привнесения субъективного мнения или установок во время интерпретации полученного материала, что влечет за собой неверное трактование, расхождение полученного результата с реальной ситуацией;
- неодинаковый социальный статус, культурное различие, несхожесть поведенческих стереотипов и жизненных позиций исследователя и исследуемого могут отразиться на интерпретации, исказить результат;
- особенности личности исследователя могут сказаться на его восприятии наблюдаемой ситуации, что снижает качество и достоверность метода. Например, при появлении у специалиста чувства снисходительности к объекту возможно получение преувеличенно положительного результата. Если психолог неосознанно склонен видеть контрастность участников эксперимента, то он может игнорировать свойственные им черты характера, поведенческие проявления и замечать только те, которые совпадают с его восприятием.
Психолог в определенный момент может выйти из позиции наблюдателя и включиться в ситуацию. Это чревато тем, что он утратит возможность объективно оценивать происходящее.
Если у исследователя еще до начала эксперимента есть четко сформированное мнение относительно предмета исследования, это может стать причиной формирования определенной точки зрения на ситуацию. Ожидание зачастую возникает, если исследователь до начала эксперимента контактировал с наблюдаемым. В такой ситуации возможно смещение акцентов при наблюдении.
Во время наблюдения психологи могут допустить ошибки. Они, как и перечисленные выше проблемы, возникают при отсутствии у специалиста личной терапии и супервизии. Самыми частыми ошибками считаются:
- Усреднение — боязнь вынести крайнее суждение. Она базируется на том мнении, что экстремальные поведенческие проявления встречаются намного реже, чем низко- и средне интенсивные. Избегая полярных оценок, исследователи усредняют их, делают результаты однотипными. Избежать подобного помогает закладывание большого диапазона оценок при изучении интенсивности поведенческих проявления. Психологу, склонному к усреднению, требуется выявить в себе причину излишней снисходительности (она может быть спровоцирована неуверенностью в себе, слабым знанием предмета исследования).
- Неправильное моделирование, при котором исследователь применяет дедукцию, уверен в том, что некоторые личностные признаки взаимосвязаны или противоречат друг другу. К ошибочному результату приводит выстраивание “логического” вывода по типу: приветливый человек добродушен, добродушный — доверчив или красноречив, красноречивый — хорошо воспитан и образован, образованный — красноречив.
Настроение психолога во время наблюдения может наложить отпечаток на его восприятие ситуации, а также исказить результат эксперимента.
Недостатки психологического слежения возможно преодолеть, тщательно продумав программу, основательно подготовившись к работе по сбору необходимой информации. Также помогает справиться с трудностями контроль за ходом работы со стороны организаторов исследования.
Ирина Шербул
Классификация наблюдений
Специалисты выделяют два вида наблюдений в зависимости от того, в какой степени исследователь вовлечен в изучаемую среду.
К первому виду относится включенное наблюдение, когда наблюдатель принимает личное участие, а другие участники принимают его участником события.
Ко второму виду относится стороннее наблюдение, при котором наблюдатель действует как бы «со стороны», без непосредственного участия.
Включенное наблюдение имеет два варианта:
- наблюдаемые знают, что их поведение фиксируется наблюдателем, например, поведение в группе альпинистов или экипажа подводной лодки;
- наблюдаемые не знают, что их поведение наблюдателем фиксируется, например, заключенные в общей камере.
В основном, когда человек замечает, что за ним наблюдают, свое поведение резко меняет.
Исходя из характера взаимодействия с объектом, есть скрытое и открытое наблюдение.
При скрытом наблюдении, человек не знает, что является объектом наблюдения. В этом случае используется зеркало Гезелла, скрытая камера или психолог маскируется под обычного участника событий.
Открытое наблюдение говорит о том, что человек осведомлен о наблюдении.
В зависимости от объекта выделяют интроспекцию, т.е. самонаблюдение, правда, результаты этого наблюдения в современной психологии на веру не принимаются, но, учитываются в качестве фактов и внешнее наблюдение за поведением других людей.
Различают наблюдение и относительно времени исследования – они могут быть однократные, периодические, лонгитюдные, т.е. проводимые в течение длительного времени.
Исходя из характера восприятия, наблюдения могут быть сплошными и выборочными. При сплошном наблюдении исследователь в равной степени обращает внимание на все объекты, ему доступные.
При выборочном же наблюдении выбираются только определенные параметры поведения или типы поведенческих реакций.
Подразделяются наблюдения и по характеру регистрации данных, есть наблюдение констатирующее, задача которого зафиксировать наличие и характеристики значимых форм поведения и оценивающее наблюдение, когда исследователь сравнивает факты по степени их выраженности, используя шкалу рейтинга.
Результаты наблюдения можно фиксировать в процессе наблюдения или через какое-то время, правда, тогда память наблюдателя будет иметь большое значение, а достоверность полученных результатов будет не совсем надежной.
По степени стандартизированности процедур выделяют свободное или поисковое наблюдение в котором при необходимости возможно изменение правил и предмета исследования.
Данное наблюдение, несмотря на определенную цель, лишено четких ограничений в выборе того, на что необходимо обращать внимание и какие моменты надо фиксировать.
Подобное наблюдение используется на ранних стадиях научной работы. Кроме этого есть ещё структурированное наблюдение, а также несистематическое и систематическое наблюдение.
Рисунок 1. Метод наблюдения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Будь умным!
Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-13
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой — мы готовы помочь.
Предоплата всего
от 25%
Подписываем
договор
Эмпирические методы исследования в психологии
Рассмотрим более подробно эмпирические методы (методы сбора и психологических фактов) и количественную (статистическую) обработку полученных в исследовании данных.
Наблюдение. Существуют определенные требования к организации и проведению научного наблюдения:
• составление плана наблюдения;
• фиксирование результатов (чаще всего в виде дневника наблюдения);
• формулировка выводов.
Самым важным требованием к организации наблюдения является обеспечение таких условий, при которых испытуемый не знает, что является объектом изучения. Если это условие выполняется, то исследователь собирает факты естественного поведения, что является очень важным достоинством метода наблюдения.
Недостатки метода наблюдения определяются. пассивной ролью , исследователя: низкая оперативность, плохая повторяемость, низкая точность, высокая трудоемкость, сложность вычленения и анализа необходимых психологических фактов.
Метод самонаблюдения (интроспекция). Такие методы, как беседа, интервью, анкета, невозможны без привлечения данных самонаблюдения. Современная психология не отрицает значимости самонаблюдения, но отводит ему вспомогательную роль. Самонаблюдение в виде словесного отчета испытуемого после эксперимента или перед ним служит дополнительной информацией для дальнейшего совершенствования экспериментальных методов и фактически является не столько методом, сколько объектом исследования. Самостоятельного значения этот метод не имеет, так как результаты самонаблюдения не возможно ни доказать, ни опровергнуть. Кроме того, следует иметь в виду, что, когда человек пытается «заглянуть в себя», он все равно видит объективный мир, отраженный в его психике, а не сам мозг, его w свойства и функционирование. Поэтому данные, полученные методом самонаблюдения, лишены научности в современном понимании.
Эксперимент. Обычно в психологии выделяют два вида экспериментов: лабораторный и естественный.
Лабораторный эксперимент. Основное достоинство метода активная позиция исследователя, придающая такому эксперименту следующие положительные черты:
• оперативность: исследователь не ждет проявления необходимых фактов, а сам создает ситуацию, условия, которые вызывают изучаемый психический процесс;
• повторяемость;
• высокая точность благодаря использованию современной измерительной аппаратуры;
• однотипность данных и, как следствие, более простой анализ.
Однако лабораторный эксперимент имеет и свои недостатки, которые можно свести к главному: испытуемый знает, что он является и объектом изучения, и тем самым теряется естественность протекания психических процессов. Поэтому получаемые в результате лабораторного эксперимента данные должны проверяться в естественных условиях деятельности людей.
Естественный эксперимент. С целью устранения основного недостатка лабораторного эксперимента неестественности протекания п психических процессов был разработан естественный эксперимент. По принципу организации он похож на наблюдение, но отличается от него активной позицией исследователя. Исследователь незаметно для испытуемых организует их деятельность таким образом, с чтобы проявились необходимые психологические особенности и качества. Разновидность естественного эксперимента психолого-педагогический эксперимент, когда в ходе эксперимента решаются обучающие или воспитательные задачи.
Анкетирование. Один из самых распространенных методов в психологии.
Важнейшее требование при составлении вопросов анкет однозначность их понимания. Невыполнение этого требования полностью перечеркивает полученные результаты.
Вопросы в анкетах бывают двух видов: открытые и закрытые. В первом случае испытуемый сам формирует ответы на вопросы, во втором выбирает ответ из нескольких предложенных. С точки зрения получения новой информации лучше открытые анкеты, но они очень сложны в обработке и анализе. Закрытые анкеты удобны для анализа, но кроме информации, заложенной в них при составлении, они не дают ничего нового для исследователя.
Метод беседы. Он применяется на разных стадиях исследования: как для первичной ориентировки, так и для уточнения выводов, полученных другими методами и прежде всего методом наблюдения. Метод беседы требует хорошей предварительной подготовки наличия плана, основных вопросов, цели, возможных вариантов ответов и т.п.
Метод интервью. Как и метод беседы, интервью относится к методам опроса. Хорошо подготовленное интервью, вопросы которого составлены с учетом знания структуры изучаемых психических свойств, может дать данные для дальнейшего уточнения структуры и уровня изучаемых свойств.
Метод экспертных оценок. Этот метод широко применяют в психологии личности. В качестве эксперта могут выступать компетентные лица, хорошо знающие испытуемых: воспитатели детских садов и школ-интернатов, классные руководители, мастера производственно-технических училищ, мастера на производстве, тренеры и т.д. Экспертные оценки наиболее целесообразно проводить не в виде описания качественных проявлений свойств (это гораздо эффективнее сделать в последующей беседе с экспертами), а в виде оценки степени того или иного свойства или элемента поведения. Эксперты должны фиксировать выраженность более или менее дробных элементов поведения, не связанных с обобщениями. Обобщение дело исследователя.
Метод тестов. Тест кратковременное задание, выполнение которого может служить показателем совершенства некоторых психических функций. Задачей тестов является не получение новых научных данных, а испытание, проверка. Тест более или менее стандартизированные кратковременные испытания свойств личности. Существуют тесты, направленные на оценку интеллектуальных, персептивных способностей, двигательных функций, личностных особенностей, порога возникновения тревоги, досады в определенной ситуации или интереса, проявляемого к тому или иному виду активности. Хороший тест результат большой предварительной экспериментальной про- верки. Теоретически обоснованные и экспериментально апробированные тесты имеют научное (дифференциация испытуемых по уровню развития того или иного свойства, особенностей и т.п.) и, главное, практическое (профотбор) значение.
Наиболее широко известны и популярны личностные тесты, направленные на определение уровня интеллектуального развития личности. Однако в настоящее время они все меньше и меньше применяются в целях отбора, хотя первоначально были созданы именно для этого. Такое ограничение применения данных тестов может быть объяснено целым рядом причин. Но именно благодаря их использованию, критике по поводу злоупотребления тестами и мерам, предпринятыми, для их улучшения, психологи стали значительно лучше понимать сущность и функционирование интеллекта.
При разработке самых первых тестов были выдвинуты два основных требования, которым должны удовлетворять «хорошие» тесты и надежность.
Валидность теста заключается в том, что он должен оценивает, именно то для которого предназначен. Например, если какой-то тест предназначен для определения уровня развития памяти, ню, его результаты существенно зависят также от устойчивости внимания;, то такой тест не является валидным. Реально он определяет не уровень развития памяти, а уровень развития устойчивости внимания. Создатель первого интеллектуального теста Бине однажды пошутил, сказав: «Интеллект? Да это же просто то, что оценивает мой тест!». К сожалению в этой оказалось слишком Много правды Тест Бине был разработан с целью определить шансы ребенка на успешное обучение в школе, и валидность его была оценена путем установления корреляции между результатами тестирования, с одной стороны, и школьными оценками и отзывами преподавателей с другой; Таким образом, валидность теста была ограничена именно этими рамками. Поэтому достаточно долгое время вопрос об интеллекте и методах его оценки рассматривался только в данном аспекте.
Известно, что западная культура отдает предпочтение рациональному мышлению, скорости решения задач и словесному рассуждению, для которого необходим определенный словарный запас. Поэтому подобные критерии, вероятно, еще очень долго будут лежать в основе оценки интеллекта учеными, принадлежащими к этой преобладающей в глобальном масштабе культуре.
Надежность теста заключается в том, что его результаты воспроизводятся с хорошим постоянством у одного и того же человека. Однако это возможно лишь в том случае, если при каждом тестировании seep условия одинаковы. В реальности многие факторы могут нарушить это постоянство. Различные жизненные перемены, связанные с чисто физическими (например, заболевание). или эмоциональными (развод, смерть близких) причинами, а также мотивация или состояние испытуемого в момент тестирования могут влиять на его результаты.
Следует также учитывать, что современные тесты интеллекта оценивают образ действий индивидуума в конкретный момент времени, « результат зависит не только от наследственных факторов, но и остепени его зрелости и накопленного к этому моменту опыта. Оцениваемый интеллект на самом деле пребывает в процессе непрерывного развития. Оказалось, что у одного и того же человека при подобной оценке разница IQ в детстве и в юности может превышать 15 баллов. Это наводит на мысль, что слишком большая надежность теста может ва’. быть не столько достоинством, сколько недостатком.
Кроме того, тестирование должно быть стандартным, т.е. одинавым для всех. Для этого необходимо, чтобы правила и материалы, используемые при тестировании, всегда были строго однотипными.
Специалисты, проводящие тестирование, должны быть хорошо обучены, и при объяснении заданий они не вправе поддаваться каким-то субъективным чувствам, связанным, например, с внешним видом тестируемых, будь то цвет их кожи или одежда. Было отмечено, что даже при стремлении к объективности в процессе тестирования и при расшифровке результатов на прогноз социального успеха и на советы с по профориентации существенно влияет социальное происхождение испытуемого лишь немногим умным и умелым детям из «низших» слоев дается совет стать хирургами.
Очень важным является требование нормализации теста. Это означает, что для него в соответствии с данными испытания эталонной группы должны быть установлены нормы. Такая нормализация позволяет не только четко определить группы лиц, к которым может
быть применен данный тест, но и располагать результаты, получаемые при тестировании испытуемых, на кривой нормального распределения эталонной группы. Очевидно, было бы нелепо использовать нормы, полученные на студентах университета, для оценки (с помощью тех же тестов) интеллекта детей начальной школы, или применять нормы для детей из западных стран при оценке умственных способностей молодых африканцев или азиатов.
Таким образом, критерии интеллекта в такого рода тестах обусловливаются преобладающей культурой, то есть теми ценностями, которые первоначально сложились в западноевропейских странах. При этом не учитывается, что у кого-то могут быть совершенно иное семейное воспитание, иной жизненный опыт, иные представления (в частности, о значении теста), а в некоторых случаях и плохое владение тем языком, на котором говорит большинство населения.
Однако последствия такого культурного неравенства были бы терпимыми, если бы эти тесты использовались только для того, чтоб. помочь человеку оценить его шансы на успех в общественной Гораздо серьезнее то, что часто на основе различий между результате ми каких-то групп или социальных слоев делается вывод о наследственных особенностях, позволяющих расположить различные группы людей на некой абсолютной шкале интеллекта. Между тем шкала относительна и зависит от конкретной культуры и от представление функционировании общества.