Атараксия — что означает это понятие, как достичь атараксии


Краткое определение

Итак, атараксия – это определение поведенческих качеств личности, которое характеризуется полным отсутствием страха, беспокойства и тревоги. Иными словами, человек, который находится в данном психическом состоянии, ведет себя крайне спокойно, бесчувственно, беспристрастно. Ему чужды как негативные эмоции, так и позитивные, потому любую работу, любое начатое дело он проделывает словно на одном дыхании, без смены настроения, технично и беспристрастно. Тут стоит отметить, что лишь ныне данным термином пользуются исключительно психологи, характеризуя душевное состояние своих клиентов. Ранее он имел отношение исключительно к философским учениям, и потому его история крайне интересна.

Что это такое

Дословное значение слова атараксия – невозмутимость, что является прямой трактовкой и переводом с греческого. Изначально понятие было существительным, обозначающим процесс, позже благодаря Аристотелю, оно получило значение прилагательного. Обычно атараксию рассматривают как качество личности, причисляемое к добродетелям и характеризующим не столько равнодушную апатичность, сколько мужественную сдержанность человека, способность его сдерживать собственные эмоциональные реакции и объективно, немного отдалённо оценивать происходящее.

Если брать психологическую составляющую атараксии, то она подразумевает отсутствие страха, связанное с тяжёлым пережитым стрессом. Т.е. это не отсутствие чувствительности, внимательности и инстинкта самосохранения, а знания и реакции, построенные на событиях прошлого опыта. Тут могут срабатывать психологические защиты, как способ уберечь психику от ещё больших переживаний после страшных событий, а вот при большой степени осознанности это про сделанные выводы и приобретённые адаптивные стратегии поведения.

Любая трактовка атараксии должна происходить отдельно от схожих понятий равнодушия или апатия, проявляющихся подобным образом для внешнего наблюдателя, не углубившегося толком в различия. В ней нет полного отчуждения ко всему, человеку важно происходящее вокруг, но в силу пережитых событий он получил огромное спокойствие перед меняющимися событиями. Это сравнимо с людьми, прошедшими войну и выжившими там – им не всё равно болеют ли их близкие и разрушаются ли города, но они не впадают в панику, а спокойно принимают хладнокровные решения для другого развития событий.

Зарождение слова

Атараксия в философии – это, прежде всего, душевное спокойствие, безмятежность, хладнокровие и невозмутимость. Состояния, которых могли добиться лишь в зрелые, а то и в старые свои годы мудрейшие философы и лекари античного мира. Само слово зародилось приблизительно в пятом веке до нашей эры, и его «отцом» считают Демокрита Абдерского. Однако в его трудах конкретное описание данного душевного состояния встречается лишь изредка. В дальнейшие годы эту тему начал развивать Аристотель. В его же понятии атараксия – это как особое определение добродетели. Данным термином он обозначает такие качества, как мужество, сдержанность и бесстрастие.

Атараксия в античных учениях

В период процветания античной философии данный термин получил весьма широкое распространение в таких течениях, как скептицизм и эпикуреизм. Некоторые исследователи также полагают, что атараксия в философии – это именно та начальная точка, которая дала возможность данным учениям развиваться, ведь они на ней, по сути, основаны. Скептицизм учит нас тому, что обращать внимание, прежде всего, стоит на факты. Не нужно распыляться на различные гипотезы, размышления и прочие вздоры. Лишь с помощью доказанного материала, предметов, которые можно увидеть и ощупать строится реальность. В эпикуреизме атараксия – это основа для получения удовольствия. В философскую школу, которая была основана Эпикуром, приходили рабы и женщины. Основой учения для данной прослойки населения были следующие догмы:

  • Отсутствие страха перед богами.
  • Отсутствие страха перед смертью.
  • Благо можно легко достичь.
  • Зло можно легко пережить.

Школа стоицизма

Такие понятия, как апатия и атараксия, тесно связаны с учением под названием «стоицизм», которое появилось в эпоху эллинизма и просуществовало до момента падения Западной Римской Империи. В более ранние годы эти термины в принципе не отличаются, а слова считаются синонимами. Позже атараксией стало именоваться умение вести себя сдержанно, хладнокровно и рассудительно, принимая правильные решения. Марк Аврелий, в свою очередь, полагал, что подобные психические возможности появляются у человека после того, как он пережил некоторые события, столкнулся с трудностями, которые сделали его более черствым и здравым. Стоит выделить тут, что именно на основе его учений на этот счет базируются все наработки современных психологов.

С точки зрения медицины

В противовес античным философам, в совсем ином контексте современными психологами воспринимается термин «атараксия». Болезнь, расстройство, отклонение, которое чаще приобретенное – именно так атараксию характеризуют в наши дни. Чаще всего она освещается психологами как промежуточное явление в поведении человека. С одной стороны, атараксия проявляется как следствие сильного стресса. Организм, заключая себя в рамки сдержанности, хладнокровия и равнодушия, оберегает себя от дальнейших эмоциональных потрясений. Если атараксия достигнута именно таким путем (а не искусственным, за счет духовных практик), то она может иметь весьма серьезные последствия.

Чем чревата такая болезнь

Многих современных исследователей часто интересует вопрос о том, что такое атараксия и афасия в совокупности и чем эти понятия связаны между собой. Итак, такое психическое отклонение, как атараксия, если оно приобретено естественным путем (последствие стресса), может повлечь за собой более серьезные разлады в работе головного мозга. Самым знаменитым случаем считается афазия – нарушение речи из-за повреждения работы нейронов левого полушария головного мозга. Стоит отметить, что при этом работа речевого аппарата сохраняется в здравом состоянии. Искаженными могут быть синтаксические нормы речи, морфологические или фонематические.

Причины

Итак, мы выяснили, что атараксия возникает в тех случаях, когда человек подвергается воздействию сильного стресса или переживает психологическую травму. Также она является следствием приема некоторых групп медикаментов. Но есть и другие факторы, провоцирующие ее развитие:

  1. Непрекращающаяся депрессия.
  2. Профессиональная деятельность, связанная с чрезмерным эмоциональным напряжением. Со временем она приводит к выгоранию и даже апатии.
  3. Сдерживание негативных эмоций на протяжении длительного промежутка времени, отсутствие возможности их проявления.

В список можно добавить и органические поражения головного мозга.

Достигаем заветной цели

Для многих мудрецов прошлого, а также для многих людей нашего времени одной из самых интересных тем в психологии и в философии была именно атараксия. Как достичь такого состояния, как пребывать в нем постоянно и при этом не травмировать себя? Попробуем разобраться в этом. Мы уже определились с тем, что подобное состояние может быть следствием стресса. В таком случае атараксия будет считаться болезнью, отклонением.

Совсем другое дело, если вы самостоятельно как бы опускаете себя в омут безмятежности, беспристрастия и спокойствия. Практиковаться придется годами, возможно, основываясь на каких-то ошибках, жизненном опыте. При верном настрое и стремлении вы постепенно будете становиться более рассудительным, холодными к мелочам. Внимание будет сосредотачиваться только на самом важном, и вскоре мировоззрение в корне переменится.

АТАРАКСИЯ

(греч. ἀταραξία, ἀ – отрицательная частица+ταραχή, волнение, смятение, тревога) – термин античной этики, означающий «невозмутимость», «безмятежность». Наиболее общий смысл заключается в идеале невосприимчивости души к аффектам, переносе внимания с внешних обстоятельств на внутреннее состояние и в предпочтении разума чувствам, – понимание, разделяемое практически всеми античными школами; наибольшее значение термин приобрел в этике эпикурейцев и скептиков. Впервые существительное α̕ ταραξία появляется у Демокрита: «счастье же он называет и благодушием (εὐθυμίη) духа, и благосостоянием, и гармонией, и размеренностью, и безмятежностью-атараксией» (фр. 742 Лурье = Stob. II, 7, 31, р. 52, 13 W) и «мудрость, неустрашимая невозмутимость-атараксия – превыше всего» (фр. 743 = Stob. III, 7, 74), – ср. другой неологизм Демокрита «неустрашимость» (αϑαμβίη), с которым атараксия близка и в последующей традиции его вытесняет. Для истории понятия важно употребление прилагательного «невозмутимый» (ἀ τάραχος) у Аристотеля в определении таких добродетелей, как πραότης (ровность характера, сдержанность): «сдержанный человек старается оставаться невозмутимым и подчиняться не чувствам, а следовать разуму» (Eth. Niс. 1125b34), и ἀ νδρεία (мужество) (см. Eth. Niс. 1117al8. 31). Аристотелевское понимание «невозмутимого» состояния как состояния подчиненности чувств разуму (формула для всякой добродетели) вместе с демокритовским понятием атараксии оказало влияние на эпикурейскую «невозмутимость», – вероятно, через посредство атомиста
Навсифана
, ученика Пиррона и учителя Эпикура (ср. его неологизм «несмутимость» (ἀ καταπληξία) вместо демокритовской «неустрашимости»). Кроме того, Эпикур учился у
Ксенократа
, для которого засвидетельствовано употребление од-нокоренного слова «возмущение» в важном контексте: причина занятий философией состоит в «прекращении возмущений в нашей жизни по поводу вещей» (fr. 4 Heinze).

В связи с Пирроном доксографическая традиция фиксирует атараксию как разговорную метафору для описания состояния духа истинного мудреца: «На корабле во время бури, когда спутники его впали в уныние, он (Пиррон) оставался спокоен и ободрял их, показывая на корабельного поросенка, который ел себе и ел, и говоря, что в такой вот безмятежности-атараксии и должен пребывать мудрец» (Diog. L LX 68). В традициях школьного пирронизма (Энесидем – Тимон – Секст Эмпирик) и академического скепсиса (Аркесилай) атараксия устойчиво связана с термином «воздержание от суждений» (эпохе

),

причем Секст Эмпирик конечной целью называет атараксию, а Диоген Лаэртий и Аркесилай (Sext. Emp. Pyrrh. I 232,8) – эпохе: «Конечной целью скептики считают эпохе, за которым как тень следует атараксия» (Diog. L. IX 107); «Эпохе – это остановка рассуждения (στάσις διανοίας), когда мы ничего не отрицаем и ничего не утверждаем; а атараксия – это безмятежность и спокойствие души (ψυχής ἀ οχλησία καὶ γαληνότης)», «атараксия приходит вместе с эпохе» (Sext. Emp. Pyrrh. I 10, ср. также I 31: «атараксия следует за эпохе»). То, что атараксия описывает состояние разума (= разумной души), а не чувств, показывает разграничение атараксии и метриопатии («умеренность», термин исходно перипатетический) как конечных целей: «В том, что подлежит (оценочному) мнению, целью скептика является атараксия, а в том, что мы вынуждены испытывать – метриопатия» (там же, I 30, 7; ср. I 25, 4–6). Имеется в виду, что скептик, как и все люди, испытывает чувства приятного и болезненного, но он не выносит догматических суждений о том, хорошо это или плохо. Парадоксальный характер связи между атараксией как целью и эпохе как средством ее достижения Секст Эмпирик демонстрирует с помощью живописной метафоры: «Говорят, что он (живописец Апеллес), рисуя лошадь и пожелав изобразить на картине пену лошади, потерпел такую неудачу, что отказался от этого и бросил в картину губку, которой обыкновенно снимал с кисти краски; и губка, коснувшись лошади, воспроизвела подобие пены. Так и скептики вначале надеялись достичь атараксии путем суждения о несоответствии видимого и мыслимого; но оказавшись не в состоянии этого сделать, они воздержались от суждений, и следствием их воздержания как бы случайно явилась атараксия, как тень за телом» (там же, I 29). Как у скептиков атараксия была связана с эпохе («за эпохе следует атараксия»), так и у Эпикура атараксия связана с «удовольствием» (ἡδονή). В этике Эпикура конечная цель – «удовольствие», негативно характеризуемое как отсутствие телесной боли и душевных смятений (μήτε ταράττεσθαι κατὰ ψυχήν) (Diog. L. X, 131, 8–11), иногда же душевная атараксия прямо называется «конечной целью» (там же, X 128, 3–4) вместе с «телесным здоровьем». При этом душевные удовольствия Эпикур считал выше телесных и связывал их с добродетелями и разумом. Тревоги в душе возникают прежде всего от ложных мнений о богах и о смерти, вызывающих в людях чувство страха, – «трезвое рассуждение» избавляет ложные мнения и приводит к атараксии (ср. там же, X 132); состояние атараксии – это сосредоточение на «самом общем и главном» (X 82). Как и скептики, эпикурейцы рассматривали науки о природе лишь как пропедевтику к этике и соответственно средство для достижения атараксии (ср. Секст Эмпирик: «Мы касаемся наук о природе ради атараксии», Pyrrh. 118; Эпикур: «Конечной целью изучения небесных явлений, как и всего остального, является атараксия и твердая уверенность (πίστιν βέβαιον)» Diog. L. X 85), однако пути к этой атараксии у двух школ были разные: эпикурейцы предлагали «многообразие объяснений» (там же, X 100) для чувственных феноменов, скептики же воздерживались от суждений о явлениях. По Эпикуру, «кто борется с очевидностями, тот никогда не сможет достигнуть истинной атараксии» (там же, X 96). Согласно эпикурейскому идеалу атараксии все науки оказываются безразличными для счастья, и это полемически направлено против аристотелевского понимания счастья как неразрывно связанного с теоретической добродетелью.

У стоиков атараксия часто употребляется в значении, близком к апатии

.

М.А.Солопова

Практики античных мудрецов

Для того чтобы самостоятельно достигнуть состояния атараксии, в первую очередь можно использовать так называемые заповеди Эпикура, так как они ориентированы на получение асоциального удовольствия, что для человека ближе всего. Итак, суть заключается в следующем: для достижения счастья человеку нужно избегать телесных страданий. При этом его душа должна пребывать в полной невесомости. В ней не должно быть ни любви, ни ненависти, ни каких-либо иных чувств. В конце-концов человеку понадобится дружба с единомышленниками, которые смогут разделить его точку зрения и философию. Также весьма полезной практикой будет отказ от восприятия взаимоисключающих понятий, таких как горе-радость, красота-уродство, жизнь-смерть и т.д. Но стоит осознать, что такого понятия, как истина не существует. У каждого она своя, и каждый имеет личную точку зрения и суждение.

Описание развития состояния апатии

Философия понятие «апатия» рассматривает как один из видов атараксии. Точнее, разные философские школы и течения понятие душевного равновесия и идеала гармонии характеризуют относительно своих убеждений. Больше всего состояние апатии связывают со стоиками. Их концепция счастья основывается на другом – правильных желаниях и поступках, делении вещей на благо и зло. Однако именно стоики считали апатию добродетелью, а поздние стоики в лице Сенеки определяли «бесчувствие» как умение владеть собой.

Развитие апатии происходит за счет следования выбранному идеалу воспитания в себе внутренней силы. Человек избавляется от лишнего страха, тревог и зависимости от мнений. Но достижение высокого уровня самообладания не свидетельствует об отказе от общепринятых моральных норм или отрицания подчинению законам страны и общества. Напротив, состояние атараксии развивается как переход к высшей степени благоразумия, осознанности и спокойствия, основанного на интеллектуальной силе.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]