Лекция 3. Психология межличностного взаимодействия

«Общение» — одна из центральных категорий в современной психологии и стоит в одном ряду с такими понятиями как «личность», «поведение» и «мышление». Межличностное общение выражается в попытках установления и дальнейшего развития взаимоотношений между двумя и более лицами. Оно предполагает осуществление взаимовлияния на определенную регуляцию действий всех участвующих в процессе, а также на их индивидуальное поведение, намерения и взгляды.

межличностное общение

Содержание

1. Понятие, виды и функции общения 3
2. Роль восприятия в процессе общения. Ошибки восприятия 8

3. Практикум

Соотнесите предлагаемые социально-психологические понятия и их определения:

а) стереотип;

б) предубеждение;

1) односторонний, искаженный и, как правило, предубежденный взгляд, свойственный представителям профессиональных, возрастных, социальных, этнических групп или классов;

2) личная антипатия или активная враждебность по отношению к другой социальной группе; при этом индивиды могут участвовать в дискриминационной деятельности на основании своих взглядов, а могут и не участвовать 13

Литература 15

Понятие «межличностные отношения»

Каждый из нас имеет свои принципы, жизненные ценности, моральные устои, приоритеты и взгляды на жизнь. Взаимодействие одной личности с окружающими её людьми, способность устанавливать связь с ними называют межличностными отношениями.

Существует понятие «число Донбара», которое обозначает максимальное комфортное количество связей человека. Его значение колеблется от 100 до 230, в среднем – 150 контактов.

Жизнь в обществе бывает разной, поэтому и взаимоотношения разнообразны. Их разновидность зависит от многих факторов и классифицируется на такие типы

  • неформальные\формальные;
  • деловые\личные;
  • практичные\эмоциональные;
  • субординационные\паритетные.

Рассмотрим каждый тип межличностных отношений подробно далее.

Понятие личности, общения и межличностных отношений

В контексте психологии личность – это индивид, который выступает в роли субъекта отношений в социуме, а также в роли субъекта в собственной сознательной деятельности. Под личностью также понимается система свойств индивида, которая проявляется в деятельности человека.

По мнению Р. Кэттелла, личность – это понятие, которое характеризует поведение человека в той или иной ситуации.

Г. Олпорт считает, что «личность — это нечто, и она что-то делает. Личность — то, что лежит за конкретными поступками внутри самого индивида».

Замечание

Как известно, человеку как социальному существу присуще общение. Без последнего не может протекать ни одно взаимодействие с другими членами общества.

Так, общение является определенным процессом, в котором протекает межличностное взаимодействие. Данный процесс детерминируется потребностями субъектов, которые вступают во взаимодействие, и направлен на удовлетворение этих потребностей.

Общение как никогда актуально в современном мире, так как увеличивается количество информации. Кроме того, стремительно растет число профессий по типу «человек-человек».

Определение 1

Межличностные отношения – это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу.

Замечание 1

Межличностные отношения базируются на общении. Как известно, самой первой ведущей деятельностью индивида (младенческий возраст) является эмоционально-личностное общение. Именно с помощью него идет стремительное развитие психики. Общение проходит через все развитие ребенка, и в следующий раз появляется в виде ведущей деятельности в подростковом возрасте в качестве интимно-личностного общения.

Выделяют несколько этапов развития межличностных отношений.

  1. Знакомство. Данный этап связан с возникновением взаимного контакта и оцениванием индивидами друг друга.
  2. Приятельские отношения. Возникновение межличностных отношений и формирование базового уровня доверия.
  3. Товарищеские отношения. На данном этапе происходит сближение взглядов.

Выделяют несколько основных видов межличностных отношений:

  1. Производственные межличностные отношения.
  2. Бытовые межличностные отношения.
  3. Формальные межличностные отношения.
  4. Неформальные межличностные отношения.

Способы взаимодействия человека с социумом

Психологи описывают 4 возможных способа взаимодействия личности с коллективом:

  1. Инициативный тип поведения. Действующий человек сам влияет на среду. Он способен изменять условия взаимодействия в своем коллективе, как ему нужно.
  2. Реагирующий тип. Человек способен адаптироваться к условиям среды. Но сам на нее не влияет.
  3. Интерпретирующий.
  4. Оценивающий — социальная среда влияет на него, он сам остается пассивен, лишь рефлекторно оценивает, что именно с ним происходит.

Естественно, что более успешны в социуме те, кто выбирают активную позицию, а не пассивную.

Системы межличностных отношений

Помимо приведенных выше разновидностей взаимоотношений, существуют еще и систематическое разделение на рациональные и эмоциональные отношения, а также паритетные и субординационные. Рассмотрим их более подробно:

  • Рациональные отношения. Логически следует, что основой и целью данного вида взаимоотношений является намерение получить пользу. Рациональная система отношений подразумевает некую взаимную выгоду для всех участников связи.
  • Эмоциональные социальные связи – базируются на личных предпочтениях, основываются на почве чувственных контактов, которые не всегда могут быть положительными. Вместе с дружбой и любовью к эмоциональным отношениям относятся и вражда, и антипатия, и ненависть.
  • Паритетные контакты – общение пары или группы людей данной категории основано на равноправии. Основой этих межличностных отношения является полная свобода выбора.
  • Субординационные отношения, которые обладают четкой иерархией. Например, это может быть общение начальника с подчиненными.

Коммуникативные цели

Целью является стратегический результат, к которому стремится каждый участник взаимодействия. По сути, межличностные отношения — это стремление обеих сторон к заранее продуманному результату. Цели могут быть абсолютно различными

  • Получение помощи.
  • Самовыражение.
  • Поиск партнера для развлечений.
  • Стремление получить эмоциональную поддержку.
  • Обучение или воспитание.
  • Приобщение к культурным принципам.
  • Стремление доминировать над более слабым партнером.

Наиболее популярная цель общения для молодых девушек — просто делиться переживаниями. Для юношей студентов это обмен мыслями и общность интересов.

Межличностные отношения и взаимодействия выстроятся только тогда, когда оба найдут это общение взаимовыгодным и отвечающим их моральным ценностям и целям.

Пути совершенствования межличностных коммуникаций

Любое общение подразумевает взаимодействие людей друг с другом. Для того чтобы каждая беседа проходила успешно, психологи уделяют много внимания развитию межличностных коммуникаций. Придерживаясь следующих правил во время контакта с оппонентом, можно значительно улучшить межличностные коммуникации:

Учитесь абстрагироваться от психологических барьеров, которые являются весомым препятствием в плодотворном общении. Внутренние барьеры достаточно часто могут возникать в процессе разговора. Избежать их можно с помощью концентрации на важных моментах в процессе беседы. Не забывайте про хорошие манеры и обаяние. Многим людям доступна такая «сверхспособность», как харизма, благодаря которой можно получить от общения все необходимое без особых проблем. Данная черта не является исключительно врожденным качеством, а это значит, что его можно развивать. Скажите «нет» психофизическим зажимам. Развязные или слишком скованные телодвижения станут сигналом для собеседника о наличии психологических и физических отклонений. Возможно, оппонент не сможет дать четкого определения этому состоянию, однако сразу почувствует неладное. В связи с этим успешность вашего разговора будет под большим вопросом

Во избежании таких случаев важно уметь расслабляться во время разговора и, конечно же, тренироваться. Станьте протеже. Если среди ваших друзей или знакомых имеются такие люди, которые превосходны в общении, то стоит попробовать понаблюдать за ними и подражать

Перенимая уже проверенную модель поведения можно добиться значительных успехов. Говорите как можно больше, особенно это касается очень стеснительных людей. Спасти от чувства стеснения помогут беседы на отвлеченные темы, высказать свое мнение по поводу которых сможет каждый: о погоде, о ценах на бензин или пробках на дорогах. Такой простой секрет поможет улучшить межличностные отношения. Коммуникация подразумевает активное взаимодействие индивидов, но не стоит забывать, что все люди разные, и подход к каждому должен быть сугубо индивидуальным. Ежедневно общаясь на разнообразные темы с теми, кто вас окружает, будь это коллега по работе или продавец из супермаркета, вы получите бесценный опыт в коммуникации в разных стилях и увеличите свою уверенность в себе. Овладейте искусством задавать вопросы. Научные исследования показали, что правильно заданный вопрос — это наполовину решение проблемы. В процессе беседы корректным и точным вопросом станет тот, на который оппонент захочет ответить и задуматься над ним. Для того чтобы разговорить партнера по общению, стоит использовать вопросы открытого типа, которые обычно начинаются со слов «зачем», почему», «каким образом» и т. п. Помимо этого, в процессе разговора важно смягчать вопросы, чтобы не задеть собеседника.

Формы межличностного взаимодействия

Как социальное существо человек не может не общаться. Даже когда писатель в уединении создает книгу, то и в этом случае предполагается общение между ним и читателем.

Формы общение выделяют такие:

Дружеское взаимодействие — общение на близкой психологической дистанции, которое приносит взаимное удовольствие и радость. Любовь — интимное взаимодействие двух людей, приводящее к развитию обоих партнеров как личностей. Взаимодействие в студенческой группе или кружках по интересам. Взаимоотношения внутри рабочего коллектива. Общение в группе психологической поддержки.

Отношения делят в психологии на официальные и неофициальные, личностные и деловые. Установление взаимоотношений и их развитие — тонкий процесс, зависящий от многих факторов; и в первую очередь от умения выстраивать социальные контакты.

Межличностное взаимодействие в группе сложно организовать. Здесь велика возможность распада группы; без хорошего лидера, способного сгладить противоречия и дать команде настрой на качественную совместную работу, взаимодействия не будет.

Некоторые люди могут и в деловой среде поддерживать хорошие приятельские взаимоотношения со всеми. Это люди с высоким эмоциональным интеллектом и опытом в сфере коммуникаций. Они являются социальными лидерами по своей природе и при развитии определенных качеств могут стать хорошими менеджерами.

Особенности

Каждое понятие в науке имеет характерные особенности, которые нужно изучить, чтобы можно было подробнее проанализировать объект изучения.

Какие особенности межличностного взаимодействия описывают специалисты в области социальной психологии?

  • Многоканальность. Взаимодействие происходит и на вербальном, и на невербальном уровнях.
  • Этапность установления отношений.
  • Результативность.
  • Необратимость. Эмоциональное воздействие на человека в действительности необратимо.

Еще одна важная особенность для установления взаимоотношений — наличие достаточного коммуникативного опыта. Опыт в общении— это набор представлений об успешных тактиках установления и поддержания необходимой дистанции в общении. Таким опытом должны обладать те, кто работает в системе «человек-человек».

Основы правильного общения

Основной проблемой межличностных отношений является нарушение коммуникативной функции. Если человек не умеет правильно общаться, боится налаживать контакты с людьми, то любые виды межличностных отношений вряд ли будут развиваться успешно.

Полезные советы

Существуют несколько эффективных советов, как научится общению с людьми:

  1. Интересуйтесь тем, что говорит собеседник. Учитесь слушать.
  2. Следите за мимикой. Чаще улыбайтесь.
  3. Чаще называйте собеседника по имени. По многочисленным психологическим исследованиям звук собственного имени – один из наиболее приятных для человеческого слуха.
  4. Избавьтесь от слов-паразитов. Они делают вашу речь вульгарной и некомфортной для восприятия.
  5. Развивайте культуру речи. Когда человек правильно и красиво говорит, его не только приятно слушать, но и гораздо понятнее. Ведь умение четко и ясно формулировать свои мысли дает гарантии того, что собеседнику они тоже будут понятны.

Случаются ситуации, когда во время общения люди не могут подобрать нужных слов, не знают, о чем говорить и как построить конструктивный диалог. Вследствие этого возникает недопонимание в отношениях.

Ошибки при общении

Каких ошибок общения нужно стараться избежать, чтобы виды межличностных отношений не оказались под угрозой неблагоприятного развития?

  1. Следите за своим тоном, мимикой и жестикуляцией. Избегайте равнодушного тона, скучающего взгляда, скептических оценок – подобные проявления отбивают желания продолжать общение.
  2. Языковой барьер. Это не только проблема людей, говорящих на разных языках. Также языковой барьер может возникнуть между людьми, обладающими разными уровнями развития, возрастными особенностями и культурой речи. Например, с детьми не получится разговаривать так, как со взрослыми людьми, хотя бы потому, что большинство слов и терминов, которыми оперируют в разговоре взрослые люди, детям могут быть неизвестны.
  3. Проявления социофобии. Бывает так, что человек по необъяснимым причинам чувствует страх общения с людьми. Именно поэтому возникают неловкие ситуации и паузы при попытках наладить контакт с собеседником. Если вы столкнулись с подобной проблемой, то необходимо проявить внутреннюю силу воли и стойкость, чтобы работать над улучшением своих коммуникативных функций.

Каждый человек рождается и живет в социуме на протяжении всей своей жизни. Полная изоляция совершенно невозможна. Существуют варианты урезать и сократить виды межличностных отношений, оставив лишь наиболее необходимые области социальных связей. Но без удачного построения социальных коммуникативных связей невозможен гармоничный личностный рост и развитие.

Физиологическая основа социального взаимодействия

В 90-е годы XX века группа ученых-нейробиологов под эгидой итальянца Джакомо Риззолатти обнаружила у обезьян группу зеркальных нейронов. Группа особенных нервных клеток активируется в мозге, когда обезьяна видит, как кто-то другой берет в руку еду, например, орешек.

межличностное взаимодействие - что это?

Как выяснилось позже, у человека они тоже есть, причем реагируют не только на движения тела в пространстве, но и на эмоции. Межличностное взаимодействие — это во многом работа этих нейронов. Это и есть биологическое обоснование нашей общественной природы; обоснование эмпатийности, заложенной в нас изначально.

Благодаря этим нейронам человек обучается говорить и действовать через подражание. А также учится воспринимать эмоции и строить длительные межличностные взаимодействия; поведение другого нужно себе как-то объяснить, особенно если этот человек другой культуры. Получается, чтобы построить отношения с другим, нужно увидеть в другом себя, и дать ему понять, что мы его понимаем.

Межличностное общение, его психология

Процедура, при которой осуществляется взаимодействие индивидуумов с целью обоюдного познания, развития взаимосвязей, в результате чего проявляются взаимные влияния на поведение и взгляды участников таких связей, расценивается как психология межличностного общения.

Ведь коммуникации (общение) оказываются одной из ключевых категорий психологии и рассматриваются ею на равных условиях с такими категориями, как:

  • Поведение
  • Мышление
  • Личность
  • Отношения

Что же понимается под общением в психологии? Прежде всего – человеческие отношения, подразумевающие различные конфигурации общей деятельности индивидов. Чаще всего общение и деятельность распознаются как разные стороны социального человеческого бытия, либо общение разбирается как отдельный элемент той или иной деятельности, рассматриваемой в свою очередь как условие общения. Общаясь, люди обмениваются сформировавшимися у них взглядами, возникающими идеями, чувствами.

Сложности межличностного общения и взаимодействия проявляются через возникновение мотивационных и операциональных затруднений, соотносящихся с интерактивной и коммуникативной сторонами общения. Характерными признаками оказываются недостаток желания осмыслить особенности личности собеседника, его интересы и внутреннее состояние. Как следствие – проявление проблем общения со стремлением извлечь выгоду от коммуникации с собеседником через его обман, запугивание или демонстрирования чрезвычайной о нем заботливости.

Что изучает социальная психология?

Проблемы межличностного социального взаимодействия оцениваются специалистами в разрезе таких вопросов:

  • Изучение когнитивных (познавательных) процессов каждого участника взаимодействия.
  • Исследование составляющих характеристик среды: пространственные, социальное, физические характеристики. И также учитывается аспект социальной группы — ученическая среда, собрание городского совета или другое объединение индивидуумов.
  • Изучение как системы отдельной личности и влияния на нее среды.

Многие ученые участвовали в развитии этой социальной науки — Л. В. Смолина, Ясвина, Панова, др.

Формирование межличностных отношений

Развитие межличностных отношений возможно только при одном условии – если индивид имеет способности устанавливать контакты с людьми, находить с ними общий язык. Этому способствуют легкость и контактность, доверие и понимание, эмоциональное притяжение и принятие, а также отсутствие жесткой программы манипуляции и корысти.

Межличностные отношения в идеале стремятся к доверию, это включает в себя ожидание поддержки и уверенность, что партнер не предаст и не использует ситуацию во вред.

В процессе доверительного межличностного общения происходит углубление отношений, сокращение психологической дистанции. Однако доверие нередко перерастает в доверчивость, что выражается в том, что индивид необоснованно верит на слово, не смотря на подвохи и разочарования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Крысько В.Г. Социальная психология: Курс лекций – 3-е изд. – М.: Омега-Л, 2006. – 352 с; табл., илл. — (Библиотека высшей школы.).

2. Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов. – 4-изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 415 с.

3. Морозов А.В. Деловая психология: Курс лекций. – СПб.: Издательство СОЮЗ, 2000 – 576 с.

4. Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления. Учебник. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. — 416 с.

5. Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения: Учебник для нач. проф. образования. — 7-е изд., стер. — М.: Издательский , 2007. — 160 с.

Уровни межличностных отношений

Определение 4

Уровень межличностных отношений – это глубина вовлеченности человека во взаимодействие с другими людьми (человеком).

Выделяют следующие уровни межличностных отношений:

  1. Перцептивный уровень межличностных отношений – это уровень понимания и восприятия партнерами друг друга, осознание индивидуальности личности, черт характера, поведения и особенностей (гендерных, расовых, внешних, национальных и т.д.). На данном уровне межличностные отношения между людьми только зарождаются и развиваются. Люди узнают друг друга, начинают испытывать первую эмоциональную реакцию.
  2. Взаимное притяжение или отторжение – это уровень, на котором партнеры испытывают первые чувства друг к другу (симпатия, антипатия, неприязнь и т.д.). То есть, происходит более глубокое ознакомление с человеком.
  3. Интерактивный уровень – это уровень, характеризующийся наличием эмоциональных реакций, требующих постоянной подпитки через взаимодействие между людьми. Так, если люди испытывают друг к другу симпатию, то они стремятся как можно больше взаимодействовать, сотрудничать, общаться. Если же напротив, испытывают по отношению друг к другу негативные чувства, то стараются избегать контактов, чтобы не доводить ситуацию до конфликта.

Практические все виды межличностных отношений проходят все три уровня развития. После достижения третьего уровня межличностные отношения перестают развиваться, так как они достигли своего максимума. В дальнейшем отношения могут остаться на заключительном этапе, то есть люди будут испытывать по ношению друг к другу установившиеся чувства и их межличностные отношения будут относительно «ровными». Может быть и так, что отношения будут меняться, на основании спада эмоциональности и снижения накала чувств к партнеру. Например, некогда пылкая любовь и страсть со временем могут перейти в привычку или привязанность, а сильная ненависть в обычную неприязнь.

Зачастую, люди стремятся сохранить свои отношения на высоком уровне, с этой целью они прибегают к различными ухищрениям. Не всегда это приносит ожидаемый результат, ситуация может выйти кардинально противоположным образом. Например, с целью оживить прежнее чувство любви один из партнеров может обвинить другого в «холодности», что в результате приводит не к возрождению любви и страсти, а напротив, к возникновению конфликта.

Взаимосвязь уровня межличностного взаимодействия личности и ее развития

Одной из важнейших характеристик межличностного взаимодействия личности является уровень ее развития социально-психологической перцепции и рефлексии. Под социально-психологической перцепцией мы понимаем процесс адекватного восприятия, осознания и переживания личностью отношений между людьми, с которыми она взаимодействует. Под социально-психологической рефлексией понимается процесс отражения личностью собственного «Я», понимания, переживания своих отношений с другими людьми. В социально-психологической перцепции и рефлексии у человека формируются личностная перцепция и рефлексия — психические образования (качества личности), которые позволяют ей понимать отношения между людьми, прогнозировать развитие собственных отношений с людьми. В современной психологии известно, что социометрический статус, уровень социально-психологического комфорта, наличие первого круга желаемого общения, мотивация межличностных отношений, социально-психологическая перцепция и рефлексия является важнейшими характеристиками развития личности и находятся в неразрывной связи со всеми компонентами структуры личности. Однако не всегда учитывается еще одна из значимых характеристик межличностного взаимодействия, которая определяется как его уровень развития. Чаще всего, в отечественной психологии рассматривались в данном контексте уровни общения. Мы согласны с тем, что на более низких уровнях (примитивном, манипулятивном, деловом), в большей мере активность личности проявляется в поведении, а именно в общении. На более высоких уровнях ( интимно-личностном, духовном) огромную роль играет внутренняя активность личности (мысли, переживания, отношения).

Межличностное взаимодействие состоит из контактов. Любой контакт человека с другим человеком имеет свою структуру и, как правило, включает в себя пять следующих фаз: мотивация, вхождение в контакт, действие, выход из контакта, анализ. Развернутое взаимодействие протекает по следующей схеме:

МотивацияВхождение в контактДействиеВыход из контактаАнализ

Первая фаза контакта представляет собой осознание цели и мотивов общения, отношений с конкретным человеком, а также гипотетические построения во внутреннем плане возможных вариантов осуществления контакта. На этой стадии контакта человек может продумывать выгодные позиции для осуществления целей общения. Так, например, если человеку необходимо просто удовлетворить эмоциональную потребность в общении, то он может выбрать позицию «рядом» (по Э.Берну «взрослый-взрослый»). При желании подчинить собеседника выбирается позиция «сверху» (по Э. Берну «взрослый — ребенок»), при необходимости вызвать сочувствие предпочитают позицию «снизу» (по Э.Берну «ребенок- взрослый»).

Вторая фаза — «вхождение в контакт» — включает в себя уточнение конкретной ситуации общения на месте, восприятие собеседника, его позы, выражения лица, расположения к общению, расстояния до собеседника. На этой стадии имеет огромное значение для дальнейшего развития общения обаяние собеседника. Различают различную природу обаяния. Можно наблюдать «обаяние молодости», о которой сами молодые люди и не задумываются. Блеск глаз, непосредственность движений, открытые позы — эти реакции могут часто вызвать желание общаться. Есть обаяние эффектной внешности, обаяние юмора, обаяние женственности и мужское обаяние, обаяние интеллигентности и обаяние неудержимой силы. Обаяние зависит не только от природных данных, но может достигаться специальными психологическими приемами и способами. В психологии существует термин «фасцинация», который переводится как «завораживание». Среди способов фасцинации можно выделить особый подкупающий взгляд (строгий, но добрый), богатый в тембровом отношении особый голос, специальный ритм речи (в нужные моменты может успокоить или возбудить), особый склад ума, позволяющий строить словесные конструкции в соответствии с ситуацией и целесообразно пользоваться паузами. На этой фазе общения происходит взаимное оценивание собеседников, улавливается актуальная роль и формируется готовность к непосредственному действию общения.

Третья фаза «действие» предполагает информирование собеседника вербальными и невербальными средствами, установление обратной связи, получение информации от собеседника и дальнейший обмен информацией, эмоциями, состояниями. На этом этапе важны специальные средства и приемы, чтобы общение поддержать. В случае, если общение прерывается, собеседники возвращаются во вторую, а иногда и в первую фазу общения. Неоднократное возвращение одного из собеседников в первую фазу может разрушить его мотивацию общения.

Четвертая фаза «выход из контакта» включает в себя вербальные и невербальные средства, готовящие партнеров по общению к его завершению. Это могут быть определенные движения (поглядывание на часы или на посторонних людей), неадекватные реакции на контакты (сверхдлинные паузы, скептическая улыбка, выражение мимикой и жестами неудовольствия и желания прекратить общение), подведение итогов разговора, перенос продолжения разговора в более удобное место и на более удобное время.

Пятая фаза «анализ контакта» предполагает анализ общения, в котором каждый собеседник во внутреннем плане подводит итоги общения, сопоставляет первоначальные цели общения с его результатами, осознаёт свои преимущества в технике и содержании общения, критически оценивает просчеты в выборе позиций и средств общения. В этой фазе общения необходимо снять все отрицательные эмоции (раздражительность, агрессия, озлобленность, зависть и т.п.), связанные с возможной неудовлетворенностью общением и психологически подготовить себя к новым контактам с разными людьми.

Чтобы развивать межличностное взаимодействие с людьми, необходимо объективно анализировать уровень собственного общения, общения сотрудников, клиентов, а для такого анализа необходимы знания структуры контакта и об его фазах.

Межличностное взаимодействие имеет следующие уровни: примитивный, манипулятивный, деловой уровень, уровень «развлечение», уровень «игра», интимно-личностный уровень, духовный уровень.

Характеризуем взаимодействие разных уровней. На трех первых уровнях можно фиксировать поведенческие акты, как правило, акты, которые проявляются в внешнем компоненте взаимодействия — общении. Последующие уровни взаимодействия предполагают в большее мере включение характеристик общения, совместной деятельности и межличностных отношений.

Примитивный уровень характеризуется тем, что в общении такого уровня трудно выявить средства всех фаз за исключением третьей — «действия». Личность неосознанно или осознанно не ставит перед собой цели взаимодействия, общение детерминируется неосознанными мотивами (влечением, инстинктами, неосознанными потребностями), человек не ищет целесообразных средств для установления контакта с собеседником, не прогнозирует общение, а сразу действует. После действия не пытается выйти из контакта и анализу свой акт поведения не подвергает. К примитивному уровню можно отнести и «общение-маску», при котором человек обращается к другому человеку и получает ответ на свое обращение почти механически, не меняя даже выражение лица, не устанавливая визуального контакта.

Манипулятивный уровень взаимодействия предполагает общение, в котором, как правило, можно обнаружить акты двух фаз: первой — «побуждение к контакту» и третьей фазы — «действие». При манипуляции человек знает, что хочет, он хорошо осознает мотив взаимодействия. При таком уровне взаимодействия чаще всего прослеживается эгоистическая его направленность и поэтому игнорируется акты, относящиеся ко второй фазе «вхождение в контакт», и сразу же реализуется акты «действия»: информирование собеседника или получение информации, передача своего настроения и т.п. На таком уровне общения нет необходимости в актах четвертой и пятой фаз.

Деловой уровень взаимодействия. Для этого уровня характерно наличие актов трех фаз: первой, третьей и пятой. Деловое общение отличается осознанными целями и мотивами, как правило, заранее прогнозируются результаты общения, то есть явно выделяется фаза «побуждение к общению». В деловом общении не обнаруживаются акты фаз «вхождение в контакт» и «выход из контакта» так, как человек, который общается, не считает нужным знать состояние собеседника, его переживаний, — главное для него достичь собственных целей во взаимодействии. Акты третьей фазы «действия» обусловлены совместной деятельностью и по своему содержанию отличаются направленностью на решение поставленных задач. Результаты делового общения, как правило, подвергаются тщательному анализу, а вот средства и сам процесс общения выпадают из анализа. Деловые люди часто придерживаются такого уровня общения и не могут понять, что эффективность его не высока, только потому, что оно не является развернутым и полным по структуре.

Взаимодействие «развлечение» представляет собой достаточно высокий уровень взаимодействия, так как содержит акты всех пяти фаз. Слово «развлечение» в названии этого уровня позаимствовано из работ Э. Берна [] и означает, что оно образно напоминает, например, развлечение людей в ситуации свободного поведения. Мотивы уровня взаимодействия «развлечения» могут быть слабо осознанными или осознанными. Например, человек, который собирается идти в гости, знает о мотивах своего участия, предполагает о составе компании, примерном содержании общения, о возможных невербальных средствах общения отдельных гостей и приглашающих (одежда, макияж, украшения, эмоциональные состояния и т.п.). В таком взаимодействии можно выделить акты фазы «вхождения в контакт». Например, гости особым образом приветствуют хозяев и всех присутствующих, как правило, улыбкой, располагающим взглядом и жестами, рукопожатиями, а с отдельными собеседниками и располагающими физическими контактами: символическими объятиями, поцелуями, дотрагиванием, похлопыванием, вручением цветов, сувениров, подарков и т.п. Акты фазы «действие» также отличаются развернутостью, открытостью. Акты фазы «выход из контакта» также хорошо выражены. Люди, которые завершают общение, тепло прощаются, как и в актах второй фазы, общение сопровождается богатым арсеналом невербальных средств, назначают встречи, обмениваются телефонными номерами, обещаниями и т.п. Человек, завершивший общение на таком уровне, не раз возвращается в мыслях к происшедшему, фактически анализирует, как правило, все его акты. Следует отметить, что все акты «развлечения», и особенно из фазы «действие» эгоистически направлены. Весь процесс и содержание такого уровня взаимодействия направлены на то, чтобы получить личное удовлетворения, и не только удовлетворить свои потребности в общении, но самоутвердиться, самореализоваться, но и иногда решить личные деловые вопросы.

Уровень «игра» представляет собой полное развернутое во всех фазах общение, как и на уровне «развлечение». Главное отличие «игры» заключается в том, что оно ориентировано не на удовлетворения эгоистических потребностей личности, а на сам процесс общения. Все акты, начиная с первой фазы взаимодействия, направлены на то, как организовать, развернуть, сохранить и продолжить общение. Сначала, человек в соответствии с осознанными мотивами, ставит цель, формулирует для себя задачи, которые необходимо решить в общении, продумывает такую технику общения, чтобы взаимодействие не прекратилось до тех пор, пока поставленные задачи не будут решены. Акты фазы «вхождение в контакт» предполагает первичную оценку психологического состояния собеседника, его позы, мышечной скованности, открытости к общению, его реакций на установление контакта с собеседником с помощью взгляда. Затем выбирается собственная поза, конгруэнтная позе собеседника, мысленно устанавливается связь как бы «ниточка» между своими глазами и глазами собеседника, используются и другие технические приемы установления контакта, и затем только начинается разговор на значимую для собеседника тему, доминирующим в котором может быть слушание его, и как правило, выражение полного согласия с собеседником невербальными средствами. После того, как возникло доверие у собеседника, поза стала более открытой, снялось мышечное напряжение, взгляд становится открытым, необходимо приступать к актам фазы «действия», подводить собеседник к решению вопросов, которые определены целью общения. Во взаимодействии уровня «игра» и на этом этапе необходимо постоянно следить за проявлением интереса собеседника в общении и всячески ее поддерживать. На четвертой фазе «выход из контакта» главными задачами являются сохранение установившихся доверительных отношений в общении, создание потребности в продолжении контактов и их перспективности, создании морального удовлетворения у собеседника от процесса общения. Анализ такого общения является благоприятным для делового человека тем, что при таком уровне, как правило, результаты наиболее эффективны, сама личность испытывает эмоциональное удовлетворение от процесса общения, ищет более совершенных средств и приемов общения с новыми партнерами по деятельности.

Интимно-личностный уровень взаимодействия представляет собой развернутый, как и «общение-игра», процесс с обязательным наличием актов всех отмеченных выше фаз и отличается выраженной направленностью на собеседника, на удовлетворение всех его выраженных потребностей. Самым трудным на этом уровне является определение ведущих потребностей собеседника. Именно поэтому наиболее часто встречающей причиной того, что такой уровень взаимодействия не достигается, является приписывание собственных побуждений к общению своему собеседнику, и тогда общение представляет собой не что иное, как манипуляцию.

Духовный уровень взаимодействия отличается от всех ранее описанных уровней общения уж тем, что человек не планирует, не продумывает задач общения, его средств и приемов, не стремится управлять другими людьми, а все его акты в развернутом виде представлены внутри самого процесса. Духовный уровень взаимодействия определяется уровнем развития личности, при котором гармонично, как в природе, у человека в мыслях, чувствах, поступках главенствуют принципы истины, красоты, добра и изобилия. На таком уровне общения, человек и в мыслях не допускает эгоистические побуждения по отношению к другим людям, при общении с собеседником видит его добрым и красивым, желает ему благополучия и счастья, умеет бескорыстно прощать невоспитанность и нравственную слепоту собеседника. В общении отсутствует стремление владеть другими людьми, выражается потребность оказать помощь людям, нуждающимся в ней. Духовный уровень взаимодействия является оптимальным для развития личности. Представленные теоретические положения показывают то, что взаимодействие, как и любой процесс, развивается, и развитие его обусловлено не только природными способностями личности к общению и социальным ее окружением, а и сознательной активностью самой личности, ее желаниями, знаниями, умениями.

Одной из важнейших характеристик межличностного взаимодействия личности является уровень ее развития социально-психологической перцепции и рефлексии. Под социально-психологической перцепцией мы понимаем процесс адекватного восприятия, осознания и переживания личностью отношений между людьми, с которыми она взаимодействует. Под социально-психологической рефлексией понимается процесс отражения личностью собственного «Я», понимания, переживания своих отношений с другими людьми. В социально-психологической перцепции и рефлексии у человека формируются личностная перцепция и рефлексия — психические образования (качества личности), которые позволяют ей понимать отношения между людьми, прогнозировать развитие собственных отношений с людьми. В современной психологии известно, что социометрический статус, уровень социально-психологического комфорта, наличие первого круга желаемого общения, мотивация межличностных отношений, социально-психологическая перцепция и рефлексия является важнейшими характеристиками развития личности и находятся в неразрывной связи со всеми компонентами структуры личности. Однако не всегда учитывается еще одна из значимых характеристик межличностного взаимодействия, которая определяется как его уровень развития. Чаще всего, в отечественной психологии рассматривались в данном контексте уровни общения. Мы согласны с тем, что на более низких уровнях (примитивном, манипулятивном, деловом), в большей мере активность личности проявляется в поведении, а именно в общении. На более высоких уровнях ( интимно-личностном, духовном) огромную роль играет внутренняя активность личности (мысли, переживания, отношения).

Межличностное взаимодействие состоит из контактов. Любой контакт человека с другим человеком имеет свою структуру и, как правило, включает в себя пять следующих фаз: мотивация, вхождение в контакт, действие, выход из контакта, анализ. Развернутое взаимодействие протекает по следующей схеме:

МотивацияВхождение в контактДействиеВыход из контактаАнализ

Первая фаза контакта представляет собой осознание цели и мотивов общения, отношений с конкретным человеком, а также гипотетические построения во внутреннем плане возможных вариантов осуществления контакта. На этой стадии контакта человек может продумывать выгодные позиции для осуществления целей общения. Так, например, если человеку необходимо просто удовлетворить эмоциональную потребность в общении, то он может выбрать позицию «рядом» (по Э.Берну «взрослый-взрослый»). При желании подчинить собеседника выбирается позиция «сверху» (по Э. Берну «взрослый — ребенок»), при необходимости вызвать сочувствие предпочитают позицию «снизу» (по Э.Берну «ребенок- взрослый»).

Вторая фаза — «вхождение в контакт» — включает в себя уточнение конкретной ситуации общения на месте, восприятие собеседника, его позы, выражения лица, расположения к общению, расстояния до собеседника. На этой стадии имеет огромное значение для дальнейшего развития общения обаяние собеседника. Различают различную природу обаяния. Можно наблюдать «обаяние молодости», о которой сами молодые люди и не задумываются. Блеск глаз, непосредственность движений, открытые позы — эти реакции могут часто вызвать желание общаться. Есть обаяние эффектной внешности, обаяние юмора, обаяние женственности и мужское обаяние, обаяние интеллигентности и обаяние неудержимой силы. Обаяние зависит не только от природных данных, но может достигаться специальными психологическими приемами и способами. В психологии существует термин «фасцинация», который переводится как «завораживание». Среди способов фасцинации можно выделить особый подкупающий взгляд (строгий, но добрый), богатый в тембровом отношении особый голос, специальный ритм речи (в нужные моменты может успокоить или возбудить), особый склад ума, позволяющий строить словесные конструкции в соответствии с ситуацией и целесообразно пользоваться паузами. На этой фазе общения происходит взаимное оценивание собеседников, улавливается актуальная роль и формируется готовность к непосредственному действию общения.

Третья фаза «действие» предполагает информирование собеседника вербальными и невербальными средствами, установление обратной связи, получение информации от собеседника и дальнейший обмен информацией, эмоциями, состояниями. На этом этапе важны специальные средства и приемы, чтобы общение поддержать. В случае, если общение прерывается, собеседники возвращаются во вторую, а иногда и в первую фазу общения. Неоднократное возвращение одного из собеседников в первую фазу может разрушить его мотивацию общения.

Четвертая фаза «выход из контакта» включает в себя вербальные и невербальные средства, готовящие партнеров по общению к его завершению. Это могут быть определенные движения (поглядывание на часы или на посторонних людей), неадекватные реакции на контакты (сверхдлинные паузы, скептическая улыбка, выражение мимикой и жестами неудовольствия и желания прекратить общение), подведение итогов разговора, перенос продолжения разговора в более удобное место и на более удобное время.

Пятая фаза «анализ контакта» предполагает анализ общения, в котором каждый собеседник во внутреннем плане подводит итоги общения, сопоставляет первоначальные цели общения с его результатами, осознаёт свои преимущества в технике и содержании общения, критически оценивает просчеты в выборе позиций и средств общения. В этой фазе общения необходимо снять все отрицательные эмоции (раздражительность, агрессия, озлобленность, зависть и т.п.), связанные с возможной неудовлетворенностью общением и психологически подготовить себя к новым контактам с разными людьми.

Чтобы развивать межличностное взаимодействие с людьми, необходимо объективно анализировать уровень собственного общения, общения сотрудников, клиентов, а для такого анализа необходимы знания структуры контакта и об его фазах.

Межличностное взаимодействие имеет следующие уровни: примитивный, манипулятивный, деловой уровень, уровень «развлечение», уровень «игра», интимно-личностный уровень, духовный уровень.

Характеризуем взаимодействие разных уровней. На трех первых уровнях можно фиксировать поведенческие акты, как правило, акты, которые проявляются в внешнем компоненте взаимодействия — общении. Последующие уровни взаимодействия предполагают в большее мере включение характеристик общения, совместной деятельности и межличностных отношений.

Примитивный уровень характеризуется тем, что в общении такого уровня трудно выявить средства всех фаз за исключением третьей — «действия». Личность неосознанно или осознанно не ставит перед собой цели взаимодействия, общение детерминируется неосознанными мотивами (влечением, инстинктами, неосознанными потребностями), человек не ищет целесообразных средств для установления контакта с собеседником, не прогнозирует общение, а сразу действует. После действия не пытается выйти из контакта и анализу свой акт поведения не подвергает. К примитивному уровню можно отнести и «общение-маску», при котором человек обращается к другому человеку и получает ответ на свое обращение почти механически, не меняя даже выражение лица, не устанавливая визуального контакта.

Манипулятивный уровень взаимодействия предполагает общение, в котором, как правило, можно обнаружить акты двух фаз: первой — «побуждение к контакту» и третьей фазы — «действие». При манипуляции человек знает, что хочет, он хорошо осознает мотив взаимодействия. При таком уровне взаимодействия чаще всего прослеживается эгоистическая его направленность и поэтому игнорируется акты, относящиеся ко второй фазе «вхождение в контакт», и сразу же реализуется акты «действия»: информирование собеседника или получение информации, передача своего настроения и т.п. На таком уровне общения нет необходимости в актах четвертой и пятой фаз.

Деловой уровень взаимодействия. Для этого уровня характерно наличие актов трех фаз: первой, третьей и пятой. Деловое общение отличается осознанными целями и мотивами, как правило, заранее прогнозируются результаты общения, то есть явно выделяется фаза «побуждение к общению». В деловом общении не обнаруживаются акты фаз «вхождение в контакт» и «выход из контакта» так, как человек, который общается, не считает нужным знать состояние собеседника, его переживаний, — главное для него достичь собственных целей во взаимодействии. Акты третьей фазы «действия» обусловлены совместной деятельностью и по своему содержанию отличаются направленностью на решение поставленных задач. Результаты делового общения, как правило, подвергаются тщательному анализу, а вот средства и сам процесс общения выпадают из анализа. Деловые люди часто придерживаются такого уровня общения и не могут понять, что эффективность его не высока, только потому, что оно не является развернутым и полным по структуре.

Взаимодействие «развлечение» представляет собой достаточно высокий уровень взаимодействия, так как содержит акты всех пяти фаз. Слово «развлечение» в названии этого уровня позаимствовано из работ Э. Берна [] и означает, что оно образно напоминает, например, развлечение людей в ситуации свободного поведения. Мотивы уровня взаимодействия «развлечения» могут быть слабо осознанными или осознанными. Например, человек, который собирается идти в гости, знает о мотивах своего участия, предполагает о составе компании, примерном содержании общения, о возможных невербальных средствах общения отдельных гостей и приглашающих (одежда, макияж, украшения, эмоциональные состояния и т.п.). В таком взаимодействии можно выделить акты фазы «вхождения в контакт». Например, гости особым образом приветствуют хозяев и всех присутствующих, как правило, улыбкой, располагающим взглядом и жестами, рукопожатиями, а с отдельными собеседниками и располагающими физическими контактами: символическими объятиями, поцелуями, дотрагиванием, похлопыванием, вручением цветов, сувениров, подарков и т.п. Акты фазы «действие» также отличаются развернутостью, открытостью. Акты фазы «выход из контакта» также хорошо выражены. Люди, которые завершают общение, тепло прощаются, как и в актах второй фазы, общение сопровождается богатым арсеналом невербальных средств, назначают встречи, обмениваются телефонными номерами, обещаниями и т.п. Человек, завершивший общение на таком уровне, не раз возвращается в мыслях к происшедшему, фактически анализирует, как правило, все его акты. Следует отметить, что все акты «развлечения», и особенно из фазы «действие» эгоистически направлены. Весь процесс и содержание такого уровня взаимодействия направлены на то, чтобы получить личное удовлетворения, и не только удовлетворить свои потребности в общении, но самоутвердиться, самореализоваться, но и иногда решить личные деловые вопросы.

Уровень «игра» представляет собой полное развернутое во всех фазах общение, как и на уровне «развлечение». Главное отличие «игры» заключается в том, что оно ориентировано не на удовлетворения эгоистических потребностей личности, а на сам процесс общения. Все акты, начиная с первой фазы взаимодействия, направлены на то, как организовать, развернуть, сохранить и продолжить общение. Сначала, человек в соответствии с осознанными мотивами, ставит цель, формулирует для себя задачи, которые необходимо решить в общении, продумывает такую технику общения, чтобы взаимодействие не прекратилось до тех пор, пока поставленные задачи не будут решены. Акты фазы «вхождение в контакт» предполагает первичную оценку психологического состояния собеседника, его позы, мышечной скованности, открытости к общению, его реакций на установление контакта с собеседником с помощью взгляда. Затем выбирается собственная поза, конгруэнтная позе собеседника, мысленно устанавливается связь как бы «ниточка» между своими глазами и глазами собеседника, используются и другие технические приемы установления контакта, и затем только начинается разговор на значимую для собеседника тему, доминирующим в котором может быть слушание его, и как правило, выражение полного согласия с собеседником невербальными средствами. После того, как возникло доверие у собеседника, поза стала более открытой, снялось мышечное напряжение, взгляд становится открытым, необходимо приступать к актам фазы «действия», подводить собеседник к решению вопросов, которые определены целью общения. Во взаимодействии уровня «игра» и на этом этапе необходимо постоянно следить за проявлением интереса собеседника в общении и всячески ее поддерживать. На четвертой фазе «выход из контакта» главными задачами являются сохранение установившихся доверительных отношений в общении, создание потребности в продолжении контактов и их перспективности, создании морального удовлетворения у собеседника от процесса общения. Анализ такого общения является благоприятным для делового человека тем, что при таком уровне, как правило, результаты наиболее эффективны, сама личность испытывает эмоциональное удовлетворение от процесса общения, ищет более совершенных средств и приемов общения с новыми партнерами по деятельности.

Интимно-личностный уровень взаимодействия представляет собой развернутый, как и «общение-игра», процесс с обязательным наличием актов всех отмеченных выше фаз и отличается выраженной направленностью на собеседника, на удовлетворение всех его выраженных потребностей. Самым трудным на этом уровне является определение ведущих потребностей собеседника. Именно поэтому наиболее часто встречающей причиной того, что такой уровень взаимодействия не достигается, является приписывание собственных побуждений к общению своему собеседнику, и тогда общение представляет собой не что иное, как манипуляцию.

Духовный уровень взаимодействия отличается от всех ранее описанных уровней общения уж тем, что человек не планирует, не продумывает задач общения, его средств и приемов, не стремится управлять другими людьми, а все его акты в развернутом виде представлены внутри самого процесса. Духовный уровень взаимодействия определяется уровнем развития личности, при котором гармонично, как в природе, у человека в мыслях, чувствах, поступках главенствуют принципы истины, красоты, добра и изобилия. На таком уровне общения, человек и в мыслях не допускает эгоистические побуждения по отношению к другим людям, при общении с собеседником видит его добрым и красивым, желает ему благополучия и счастья, умеет бескорыстно прощать невоспитанность и нравственную слепоту собеседника. В общении отсутствует стремление владеть другими людьми, выражается потребность оказать помощь людям, нуждающимся в ней. Духовный уровень взаимодействия является оптимальным для развития личности. Представленные теоретические положения показывают то, что взаимодействие, как и любой процесс, развивается, и развитие его обусловлено не только природными способностями личности к общению и социальным ее окружением, а и сознательной активностью самой личности, ее желаниями, знаниями, умениями.

Типы отношений в обществе: социальные и межличностные

В многочисленных статьях на сайтах интернета под межличностными отношениями, как правило, понимаются любые отношения между людьми, в том числе профессиональные. Однако признанные специалисты в области социальной психологии, как отечественные (Г. М. Андреева, В. Н. Дружинин, Н. Н. Обозов, Е. В. Андриенко и др.), так и зарубежные (Т. Шибутани, Дж. Морено, Э. Берн и др.) придерживаются иной позиции. Мне она кажется более правильной. Суть этой точки зрения в следующем.

Все разнообразие человеческих отношений можно разделить на две большие группы: социальные и межличностные, и они принципиально отличаются друг от друга.

Социальные отношения

Они носят ролевой характер и складываются между социальными ролями, а не между конкретными личностями, наделенными индивидуальными характеристиками и особенностями эмоциональной сферы. Роль – это функциональная единица общества, и она безличностна. То есть совокупность поведенческих паттернов роли никак не связана с конкретной личностью. Роль человек примеряет на себя, как костюм. Например, в трудовом коллективе могут быть такие роли: директор, замдиректора, менеджер по продажам, секретарь, системный администратор и т. д. И отношения между ними определяются должностными обязанностями и стереотипами ролевого поведения.

В семье тоже есть свои роли: мать отец, муж, жена, дочь, сын, брат и т. д. У каждой роли свой социально заданный шаблон поведения, свои функции, права и обязанности. Они связаны с целями и задачами социальной группы, а не с личными качествами отдельных ее членов.

Поэтому социальные отношения тоже не связаны с личностями как уникальными и неповторимыми индивидами, ведь содержание социальной роли не меняется в зависимости от того, кто эту роль играет. Разве что яркая индивидуальность окрашивает роль, но не меняет ее.

Межличностные отношения

Иное дело межличностные отношения, которые складываются между личностями, поэтому отличаются рядом особенностей:

  • В основе их чувства и эмоциональные оценки партнерами друг друга.
  • Личности в них выступают как неповторимые индивидуальности со своими уникальными особенностями характера и эмоциональной сферы.
  • Межличностные отношения формируются постепенно в процессе взаимодействия людей.
  • Они динамичны и могут меняться с течением времени даже на совершенно противоположные.

Человек может выступать одновременно субъектом и ролевых, и межличностных отношений, причем с одними и теми же партнерами. Это делает систему социальных взаимодействий необычайно сложной и интересной.

Социальное общение

Оно включает в себя взаимодействие юношей и девушек в группе: с одноклассниками и однокурсниками. В отличие от общения по интересам, социальные контакты не выбирают. Находясь в коллективе, приходится взаимодействовать с абсолютно разными людьми, и такой навык существенно пригодится в будущем. Зрелый и состоявшийся человек должен уметь эффективно общаться с разными людьми, выносить что-то полезное для себя из каждой встречи.

Нередки конфликты и непонимание среди подростков на почве разности интересов. В таких ситуациях неприязнь и отторжение развиваются очень быстро. Подростки предпочитают активно выражать свою позицию, стремятся проявлять себя как только возможно.

Почему другие на нас влияют?

Мы каждый день познаем новую информацию и обмениваемся ею с другими людьми. Вся коммуникация построена на взаимовыгодном обмене информацией. Человек боится быть изгоем, поэтому, даже неосознанно, стремится соответствовать требованиям его социальной группы.

невербальное общение

Путешествие, встреча с новыми людьми в поезде или самолете дает нам новые ощущения, новый опыт общения. Человек может кардинально изменить предпочтение в еде, если подружится с представителем другой культуры и проведет с ним много времени. А подружившись с компанией курильщиков, человек может начать курить, поскольку психологически некомфортно в коллективе быть белой вороной. И этому есть вполне рациональное биологическое объяснение — для построения новых контактов у нас в мозгу есть зеркальные нейроны, которые помогают нам имитировать действия окружающих, понимать тем самым их «язык», и казаться «своим» в коллективе.

Особенности и виды межличностных отношений

Особенности межличностных отношений:

  1. В основе межличностных отношений заложены эмоциональные и чувственные оценки партнеров.
  2. Личность каждого участниками межличностных отношений выступает как отдельная и уникальная единица.
  3. Формирование межличностных отношений проявляется постепенно в ходе взаимодействия людей.
  4. Межличностные отношения динамичны и меняются на протяжении всего времени существования. Смена характера межличностных отношений может быть кардинальной «с положительных – на отрицательные».

Межличностные отношения принято делить на две основных группы: отрицательные и положительные (позитивные).

Определение 2

Положительные (позитивные) межличностные отношения — это отношения, которые основаны на взаимном доверии и уважении.

К данной группе межличностных отношений относятся:

  • симпатия;
  • привлекательность;
  • товарищеские отношения;
  • взаимный интерес;
  • дружба;
  • взаимная привязанность;
  • любовь.

Основной особенностью данных межличностных отношений является то, что вначале своего развития они не всегда основаны на общих интересах и целях, зачастую они совершенно противоположны взаимной симпатии. То есть, люди начинают общаться между собой в ходе трудовой или учебной деятельности. Постепенно появляется симпатия, людям нравится общаться друг с другом, выявляются общие интересы.

Определение 3

Негативные (отрицательные) межличностные отношения – это отношения, которые основаны на неприятии определенных личностных качеств человека, особенностей его характера или поведения.

Довольно часто неприязнь может быть необоснованной, то есть человек не способен объяснить, почему он испытывает к другому негативные чувства. Основными причинами данных чувств являются: различные противоречия, которые возникли во время общения.

К данной группе межличностных отношений относятся:

  • антипатия;
  • неприязнь;
  • недоверие;
  • агрессия;
  • ненависть;
  • чувство мести.

В настоящее время в практической психологии стали выделять и третью группу межличностных отношений – нейтральные. Выделение данной группы вызывает множество споров среди исследователей в области психологии. Это обусловлено тем, что если человек не испытывает по отношению к другому человеку никаких чувств, то и об отношениях не может быть речи.

Выводы

Итак, межличностное взаимодействие — это общение в группе, имеющее какую-то цель. Общение строится или на эмоциональной основе, или на рациональной, деловой.

Успех во взаимодействии зависит от первичного впечатления. Если подсознательно партнеры в бизнесе чувствуют антипатию по отношению друг к другу, они не могут договориться. В общении будут возникать конфликты и трения. Для координации группового общения нужен смелый и опытный руководитель, имеющий приличный опыт в решении конфликтов.

Психология общения

Контакт между людьми считается самым важным моментом в общественной жизни. Без него попросту не сформировались бы многие аспекты человеческого бытия. Именно поэтому изучение данного психического феномена, который имеет сложную ступенчатую структуру, считается актуальным для всей современной науки.

Суть межличностного общения заключается в контакте человека с другим человеком. Этим люди удовлетворяют свое желание в обмене информации. К примеру, когда 2 человека обсуждают спорную ситуацию или влюбленные люди шепчутся на лавочке, происходит тот самый контакт. Проще говоря, существующая проблема или вопрос в текущем случае разрешается благодаря общению.

Межличностное общение считается не только нужным компонентом совместной деятельности людей, воплощение которой подразумевает их сотрудничество, но и неотъемлемым условием обычного функционирования их общностей. В частности, рассмотрим студенческую группу или строительную бригаду. При сопоставлении стиля и манеры общения в данных объединениях выявляется как схожесть, так различие. Схожесть — это то, что общение предстает требуемым условием их существования в данной среде. К слову, на общение вышеупомянутых структур воздействует не только род их деятельности, но и иные значимые факторы. Допустим, в студенческой группе требуется знать, каким образом все собрано, проверить коллективность группы, а также то, что там главенствует, и остальные немаловажные аспекты. В бригаде же, в свою очередь, присутствуют совершенно другие особенности, которые отличаются от студенческих.

Специфика межличностного взаимодействия везде зависит от того, как все внутри обустроено, то есть как люди реагируют друг на друга, какое у них отношение, как понимают друг друга и так далее. Общности, к каковым принадлежит индивид, вырабатывают эталоны общения, задают стандарты поведения, которым индивид приучается следовать ежедневно при взаимодействии с иными людьми. Данные общности прямо влияют на развитие у него оценок, каковые формируют восприятие им остальных людей, отношение к ним и манеру общения с ними. При этом насколько эффективнее само воздействие, настолько же авторитетнее становится общность в глазах самой личности.

Контактируя с другими людьми, индивидуум может единовременно выступать в роли и субъекта, и объекта общения. Как субъект он постигает собственного партнера, обусловливает к нему свое отношение (интерес или наоборот), влияет на него с целью решения какой-то четкой задачи. Тем временем он сам представляется объектом познания для того, с кем разговаривает. Партнер адресует ему свои эмоции и пытается на него воздействовать.

Механика межличностных отношений

Психология межгрупповых отношений

Сложная психология отношений матери и взрослого сына: советы

Уровни общения

Существует 6 основных уровней общения, которые обозначил и описал А. Б. Добрович.

  1. Конвенциональный уровень — сводиться к простому выполнению неписаных правил поведения в обществе.
  2. Примитивный. Участники не стремятся устанавливать долговременную коммуникацию, а только желают использовать возможности, которые могут друг другу предоставить.
  3. Манипулятивный. Когда один партнер в общении пытается использовать другого, менее опытного в социальных и житейских вопросах, а затем отвергнуть его общество.
  4. И при общении у субъектов коммуникации есть обоюдная заинтересованность в познании ролей другого. Это общение приятелей, которые проводят иногда время вместе и «отрабатывают» свои социальные роли, с целью их улучшить.
  5. Деловой. В этом взаимодействии люди не думают о лучшем исполнении роли или внешнем виде, они общаются с целью лучше выполнить совместную работу.
  6. Духовный уровень. Достигнув высшего уровня общения, люди могут узнать настроение друг друга по взгляду, без слов. Цель — познать глубокую сущность другого и свою, отображенную в поступках того, другого.

построение новых контактов с людьми

Уровень общения, который избирает человек, зависит от общего уровня его личностного развития и его взглядов на ценность других людей.

Межличностное общение в молодежной среде

Подростковый и юношеский возраст — это критический период в процессе межличностной эволюции. С 14 лет идет формирование межличностных отношений, в которых разную роль играют отношение к субъектам действительности: к пожилым людям, к родителям, к одногруппникам, к преподавателям, к друзьям, к собственной личности, к представителям другой религии и национальности, к больным и наркоманам.

Психологический мир подростка зачастую обращен к внутренней жизни, молодой человек часто задумчив, фантазирует. Этот же период отмечается нетерпимостью, раздражительностью, склонностью к агрессии. К 16 годам наступает этап самопознания и самоутверждения, что отмечается в повышенной наблюдательности. Постепенно у молодых людей степень неприемлемого, а также непринимаемого принимает тенденцию к увеличению. Это происходит от того, что молодежь становится очень критичной в отношении реальности.

Проблемы межличностного общения в молодежной среде проявляются в виде конфликтов среди студентов, которые дестабилизируют эмоциональный фон в коллективе, в группе. Зачастую конфликты, ссоры в молодежной среде происходят из-за неумения или из-за отсутствия сострадания и нежелания уважать окружающих. Нередко протесты происходят из-за отсутствия степени воспитанности, а также нарушения культуры поведения. Зачастую протест носит адресный характер, т.е. направлен против виновника конфликтной ситуации. Как только конфликт разрешается, молодой человек успокаивается.

Для того чтобы избежать подобных ситуаций, взрослым рекомендуется придерживаться спокойного, вежливого тона в общении. Следует отказаться от категорических суждений в адрес подростка, особенно это касается вопросов моды и музыки.

Взрослым необходимо стараться идти на компромисс, уступать в споре, избегая синдрома красной тряпки. Особенно болезненно, если скандал будут наблюдать друзья или сверстники молодого человека, поэтому взрослым следует уступать и не язвить, ведь только добрые отношения способствуют налаживанию отношений.

Процессы социального взаимодействия

Общение строится на базе рефлексии. Понимать мысли и намерения другого невозможно без зеркальных нейронов. Подготавливаться к выступлению невозможно без осознания того, как тебя будут воспринимать другие.

Межличностное взаимодействие — это процесс обоюдного стремления к сотрудничеству. И если одна сторона не хочет идти на компромисс в общении или имеет предосудительные мысли в отношении другой стороны, то общение не состоится.

Какие процессы межличностного взаимодействия можно выделить? Если идти в глубь изучения общения, то все общение сводится к простой передаче символов — слов или знаков. В каждой транзакции участвует инициатор общения и адресат. Инициатор передает знаки — это первый процесс. Второй процесс — принятие этой информации.

Однако, чтобы расшифровать правильно смысл послания, в коммуникации не должно быть барьеров. К тому же обе стороны общения должны иметь общие культурные «точки соприкосновения» и относится к единому социальному уровню. Поскольку транзакции между разными культурными слоями сильно затруднены.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]