Процессы взаимодействия людей: понятие, формы, уровни

В статье рассказывается:

  1. Понятие взаимодействия людей
  2. На чем строятся процессы взаимодействия людей
  3. 6 уровней социального взаимодействия
  4. Формы социального взаимодействия
  5. 10 способов улучшить личные навыки взаимодействия с людьми

Каждый из нас с детства состоит в разных социальных группах (семья, друзья и пр.). По мере взросления какие-то мы покидаем, в другие же, наоборот, вступаем.

В каждой из групп мы регулярно взаимодействуем с другими участниками. В них человек приобретает социальные навыки, которые способствуют укреплению его статуса. При этом сами отношения могут быть как непосредственными, так и опосредованными.

Подробнее про эти процессы взаимодействия людей, а также о том, как социальный капитал помогает получать реальную выгоду, поговорим далее.

Понятие взаимодействия людей

Под взаимодействием понимается процесс влияния объектов друг на друга с последующим формированием между ними связи и обоюдной обусловленности. Данное влияние может быть прямым либо опосредованным.

Важной особенностью процесса взаимодействие людей является его причинная обусловленность. То есть, объекты и структуры развиваются под влиянием друг друга, этим определяются и причины их прямых действий, и обратные реакции.

Возникающие при взаимодействии противоречия становятся толчком для самостоятельного движения и развития процессов.

Понятие взаимодействия людей

Люди в процессе взаимодействия рассматриваются как самостоятельные субъекты, каждый из которых наделен своим собственным внутренним миром. То есть, по сути, происходит взаимодействие этих миров, пересечение идей, образов, мыслей с последующим вынесением оценок для других индивидов, выявлением их потребностей, влиянием на эмоциональном уровне.

Кроме того, социальная психология рассматривает взаимодействие еще и как инструмент организации совместной групповой деятельности людей (а не только как способ оказывать друг на друга влияние). Тогда взаимодействие представляет собой выверенную последовательность постоянных действий, выполняемых специально для того, чтобы заставить реагировать участников противоположной стороны.

Проявления активности либо пассивности участников общения имеет более строгие формы и дополняется рядом ограничений, когда речь идет о совместной жизни или деятельности (по сравнению с индивидуальным общением). Тут приходится выстраивать параллели и рассредоточивать усилия между понятиями «Я» и «Он», «Мы» и «Они». При этом у людей формируются более точные оценочные представления не только о других, но и о самих себе. Таким образом, процессы взаимодействия помогают в установке адекватной самооценки и учат умению вести себя в обществе.

Взаимодействие и общение между людьми

общение как взаимодействие
Феномен общения, кроме психологов и социологов, активно изучают философы, психиатры и ученые. Однако правильное понимание коммуникативного процесса и способы решения возникающих в связи с ним проблем, осложняются большим количеством трактовок этого понятия.

Статьи по теме

  • Экономическое воспитание как реальность нашего времени 20.01.2022
  • Как распознать лжеца и манипулятора во время общения 26.10.2021
  • Актуальная техника работы с подсознанием 20.09.2021
  • Самые главные направления воспитания 28.08.2021

Интеракция (взаимодействие) — лишь один из элементов общения. Она также включает в себя:

  • коммуникативные действия, заключающиеся в обмене информацией;
  • социальную перцепцию, связанную с пониманием и восприятием собеседников.

В отличие от интеракции, в процессе общения их можно выделить в чистом виде, но лишь теоретически, при проведении анализа успешности коммуникации.

Основным фактором, влияющим на нормальное развитие человеческих коммуникаций, является психологическая совместимость субъектов взаимодействия. Благодаря ей, в отдельной социальной группе, в случае необходимости, легко происходит взаимозаменяемость одного члена другим.

На чем строятся процессы взаимодействия людей

Основа процессов взаимодействия людей в обществе – общение. Оно формируется на базе рефлекторных нейронных реакций (с задействием зеркальных нейронов). Нельзя, к примеру, готовиться к выступлению и не думать о том, как слушатель или зритель вас воспримет.

Под межличностным взаимодействием понимают обоюдное стремление участников к совместному сотрудничеству. Общения не получится, если кто-то один имеет неблаговидные мысли в отношении другой стороны и не считает допустимыми компромиссы.

На чем строятся процессы взаимодействия людей

На основе каких процессов строится межличностное общение? По сути это всегда обмен некой символикой, знаками. Любая транзакция предполагает наличие двух участников, того, кто начал общение, и его адресата. Первый процесс – это отправка знаков инициатором, а второй – получение информации адресатом.

И тут очень важно отсутствие барьеров в коммуникации, иначе послания не поддадутся корректной расшифровке. Кроме того, имеет большое значение принадлежность сторон к одинаковому социальному слою и наличие общих культурных точек соприкосновения. Между разными культурными слоями осуществлять передачу информации крайне трудно.

Преследователь (Агрессор)

1) Прежде чем предъявлять претензии, что-то требовать, критиковать, винить и стыдить других людей, хорошо подумайте, действительно ли вам нужен результат, или вы просто хотите сорвать злость.

2) Примите идею того, что вы несовершенны и можете ошибаться.

3) Прекратите обвинять в своих проблемах других людей.

4) Прекратите считать, что другие обязаны соответствовать вашим представлениям о том, что правильно.

5) Найдите альтернативные способы самоутверждения.

6) Если хотите чего-то добиться от другого человека, попытайтесь подтолкнуть его в нужном направлении без физического и эмоционального насилия.

Формы социального взаимодействия

Человеку как существу социальному общение жизненно необходимо. Даже уединившегося от всех писателя (в поиске вдохновения для написания книги) все равно можно считать примером процесса взаимодействия людей, потому что тут подразумевается общение автора с будущими читателями.

Формы социального взаимодействия

Существуют следующие формы общения:

  • Дружба. Подразумевает достаточно плотное взаимодействие психологически близких людей. Оба при этом испытывают радость, удовольствие.
  • Любовь. Очень близкое взаимодействие интимного характера. Дает толчок к обоюдному личностному росту.
  • Общение студентов группе либо в каких-то кружках.
  • Взаимодействие между сотрудниками рабочего коллектива.
  • Пересечение и общение в группах психологической помощи.

Психология разграничивает процессы взаимодействия людей на официальные и неофициальные, деловые и межличностные. Вообще, выстраивание взаимоотношений – процесс достаточно сложный, требующий тонкого подхода. Тут влияют многие факторы, и главное, что нужно при этом уметь – это налаживать социальные контакты.

Установить хорошее межличностное общение в группе не очень-то просто. Тут нужен человек с сильными лидерскими качествами, который сумеет сгладить острые углы и правильно настроить команду на работу. Без этого группа может попросту распасться.

В деловых кругах тоже встречаются люди, легко налаживающие приятельские взаимоотношения с окружающими. Такие индивидуумы, как правило, отличаются развитым эмоциональным интеллектом и обладают хорошими коммуникативными навыками. В них природой заложено социальное лидерство, и из них получаются отличные менеджеры (если целенаправленно проработать определенные качества).

Общение как взаимодействиематериал на тему

Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)

Б.Ф. Ломов рассматривает общение как специфическую форму взаимодействия человека с другими людьми, в ходе которого осуществляется обоюдный обмен представлениями, идеями, интересами.

Общение – это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними познавательной или эмоциональной информацией, опытом, знаниями, умениями и навыками. Общение является необходимым условием развития и формирования личностей и групп (Г.М. Коджаспирова , А. Ю. Коджаспиров, педагогический словарь – М., 2000, С. 97).

Основное назначение этого процесса заключается в том , чтобы люди контактировали, искали и находили точки соприкосновения друг с другом, взаимодействовали между собой в процессе совместной деятельности, чтобы они обменивались информацией и стремились к пониманию друг друга. Возможно, поэтому психологи выделяют три аспекта: — коммуникативный;

перцептивный;

интерактивный.

Интерактивное общение – выработка тактики и стратегии взаимодействия. Организация совместной деятельности людей. Организация совместной деятельности людей. Основные виды интерактивного общения – кооперация ( от латинского слова cooperation – сотрудничество; объединение усилий участников взаимодействия для достижения совместной цели при одновременном разделении между ними функций, ролей и обязанностей. Включение в кооперативное взаимодействие стимулирует развитие положительной установки членов группы друг на друга, способствует взаимопомощи, усиливает взаимосвязь участников) и конкуренция. (Г.М. Коджаспирова , А. Ю. Коджаспиров. Педагогический словарь – М., 2000, С. 97).

Интерактивный аспект общения представляет собой взаимодействие ) и воздействие) людей друг с другом в процессе межличностных отношений. Действие является одним из главных компонентов общения. Общаясь, мы постоянно задаемся вопросами: «Что делает партнер?», «Что я должен сделать для него?» — и в зависимости от ответа выстраиваем своё поведение.

Не случайно при описании общения мы можем слышать такие выражения: «Учитель давит на своих учеников», «Ученик подстраивается под учителя».

Интерактивная сторона общения проявляется не только через обмен информацией, но и через усилия людей по организации совместных действий, позволяющих партнерам организовать какую – либо деятельность. Например, классный руководитель предлагает учащимся своего класса принять участие в озеленении территории школы, а затем вместе с учащимися включается в работу: привозит саженцы, высаживает их в землю, поливает.

Что касается меня, я осуществляю интерактивное общение со своими учениками следующим образом:

— при уборке территории школы выхожу вместе с детьми, помогаю, убираю;

— макулатуру собираю тоже с детьми;

— готовлюсь к смотру строя и песни тоже вместе- подбираю слова, музыку, репетируем после уроков .

Коммуникативный аспект общения связан с обменом информацией.

Перцептивный аспект общения включает в себя процесс восприятия и понимания другого человека, формирования его образа.

Педагогическое общение –это профессиональное общение преподавателя с учащимися в целостном педагогическом процессе, развивающееся в двух направлениях: организация отношений с учащимися и управление общением в детском коллективе. Педагогическое общение входит в структуру методов и приемов воспитания и обучения и является способом их реализации (Г.М. Коджаспирова , А. Ю. Коджаспиров. Педагогический словарь – М., 2000, С. 97).

Целью педагогического общения является взаимодействия учителя со своими коллегами, учениками, их родителями, другими лицами, имеющими отношение к его профессиональной деятельности. (А.А. Лобанов, Основы профессионально – педагогического общения, 2004г.).

Сущность понятия «Взаимодействие».

Основные характеристики взаимодействия.

Одним из важнейших этапов работы с семьями учащихся является привлечение родителей к сотрудничеству по всем направлениям деятельности учителя. Семьи должны помогать педагогу в развитии детей и коррекции их недостатков.

Сотрудничество можно рассмотреть как высший уровень развития взаимодействия, характеризующийся следующими показателями:

— по взаимопониманию – объективность знания личностных особенностей, интересов, увлечений; стремление лучше понять и узнать друг друга;

— по взаимопониманию – понимание общей цели взаимодействия, единства задач, стоящих перед педагогами, учащимися и родителями, трудностей и забот друг друга, мотивов поведения в различных ситуациях, адекватность оценок и самооценок; совпадение установок на совместную деятельность;- по взаимоотношению

– по взаимоотношениям — проявление такта, внимания к мнению и предложениям друг друга; эмоциональная готовность к совместной деятельности, удовлетворенность её результатами; уважение позиции друг друга, сопереживание, сочувствие; стремление к официальному и неофициальному общению; творческий сотруднический характер отношений, стимулирующий инициативу и самостоятельность детей и родителей;

— по взаимовлиянию – способность приходить к согласию по спорным вопросам; учет мнения друг друга при организации работы; действенность обоснованных и корректных по форме обоюдных замечаний, изменений способов поведения и действий после рекомендаций в адрес друг друга; восприятие детьми педагогов и родителей как примера для подражания.

  1. Аннотация на книгу Л.В. Байбородовой

«Взаимодействие школы и семьи»

Взаимодействие с семьёй – одна из актуальных и сложных проблем в школе и каждого педагога. В данной книге делается попытка дать ответы на наиболее типичные вопросы, которые возникают у педагогов, предложить варианты их решения: («Почему необходимо взаимодействие педагогов и семьи?», «Каким оно должно быть?», « Как привлечь внимание родителей к воспитанию детей и заботам школы?», «Как изучать семьи?», « Как организовать совместную деятельность детей и родителей?»).

В книге рассматриваются конкретные формы взаимодействия педагогов и семьи, особенности общения с разными типами семей, представлен опыт работы педагогов школ, гимназий, школы – интерната и школы социальной реабилитации города Ярославля.

Эта книга адресована руководителям образовательных учреждений, заместителям директора по воспитательной работе, учителям. Классным руководителям, преподавателям и студентам педагогических учебных заведений. Необходимо отметить, что наиболее важна эта книга для классного руководителя, потому что она может служить настольной книгой для учителя, работающего с детьми и их родителями. В книге предлагаются различные конспекты родительских собраний, планирование, анкеты, которые учитель может использовать в своей работе.

2. Типы взаимодействия учителя с семьями учащихся ( сотрудничество, диалог, соглашение, опека, подавление, индифферентность, конфронтация).

В зависимости от отношения учителя, родителей, детей к интересам, проблемам друг друга, наличие осознаваемой общей цели совместной деятельности, можно выделить следующие типы взаимодействия:

сотрудничество, диалог, соглашение, опека, подавление, индифферентность, конфронтация.

Наиболее эффективным является сотруднический тип взаимодействия. Сотрудничество учителя и семьи – это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого ученика, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач. При сотрудничестве возможны конфликты, противоречия, но они решаются на основе общего стремления к достижению цели, не ущемляют действий взаимодействующих сторон.

Большим воспитательным потенциалом обладает диалоговое взаимодействие. Оно предполагает равенство позиций учителя, детей и родителей, уважительное, положительное отношение взаимодействующих сторон друг к другу. Такое взаимодействие помогает «чувствовать партнёра», лучше узнать, понять и мысленно встать на его позицию, прийти к согласию. Принятие партнера таким, какой он есть, уважение и доверие к нему, искренний обмен мнениями позволяет выработать в результате сходные установки, взгляды, убеждения на ту или иную ситуацию. Грамотно построенный диалог создает благоприятные условия для сотруднического взаимодействия учителя и семьи.

Опека – это забота одной стороны от другой. Одни действуют как передатчики, а другие – как активные потребители готового опыта, и, таким образом , взаимодействие носит односторонний, опекающе – потребительский характер. Такой тип взаимодействия часто встречается у учителей по отношению к детям, а иногда переносится на родителей, в целом на отношения с семьями. Такая ситуация в отношениях вполне устраивает родителей и детей.

Подавление – достаточно распространенный тип взаимодействия, который проявляется в пассивном подчинении одной стороны другой. Такое взаимодействие проявляется в виде открытых, жестких указаний, требований, предписаний, что и как делать. Подавление может быть неявным, скрытым, под влиянием авторитета учителя. Оно приводит к напряженности в отношениях, вселяет в родителей и детей неприязнь к педагогу. Ребёнок переста1т любить школу, где его заставляют делать то, что он не всегда понимает, вынуждают выполнять неинтересную работу, игнорируют его как личность. Родители перестают приходить в школу. Данный тип часто приводит к конфликтам. Очевидно: учитель должен отказаться от взаимодействия, построенного на подавлении, однако это нелегко сделать с авторитарным стилем поведения.

Индифферентность – равнодушие, безучастность. При полной индифферентности родители и учителя безучастны друг к другу, не беспокоят друг друга. Возможна односторонняя индифферентность, когда учитель пытается построить диалог с родителями, проявляет инициативу в установлении контактов, а родители безразличны к делам школы, класса, ребёнка. Они считают, что учителя сами должны решать свои проблемы и заниматься воспитанием их ребёнка. Индифферентный тип взаимодействия учителей и родителей может перейти в конфронтацию при неправильной организации деятельности или нетактичном высказывании, действии одной из сторон.

Конфронтация – скрытая неприязнь друг к другу или одной стороны по отношению к другой. Конфронтация может быть следствием неудачного диалога, соглашения или конфликта, психологической несовместимости людей. Она характеризуется явным расхождением целей и интересов; иногда цели совпадают, но личностный смысл существенно расходится. Задача учителя – найти способы перехода к другим типам взаимодействия: диалогу, соглашению.

Взаимоотношения сотрудничества как наиболее конструктивные отношения учителя с родителями учащихся.

Значимые параметры сотрудничества:

  • Доверие – Родители доверяют школе, если в учителе видят поддержку. Если учитель не объективен к ребёнку, тогда родители не будут доверять.
  • Взаимное уважение – Учитель уважает ребёнка, не принижая сторону родителей. И родитель уважает точку зрения учителя, он для него авторитет.
  • Открытая коммуникация – Открытость в общении.
  • Честность – Родитель понимает свои ошибки в воспитании, случившемся, он не «выгораживает» своего ребёнка.
  • Активное слушание партнерами друг друга – Умение общаться, некоторые слушают только себя, а для других не находят терпения.
  • Гибкость – Владение ситуацией. Умение принимать сторону собеседника. Умение понять и занимать позицию родителя.
  • Забота ,по отношению, друг к другу – Думать о здоровье человека.
  • Полная доступность информации для обеих сторон и обмен ею.

Не скрывать материал, который есть (бумаги, заявления, докладные)

Приложение

Проанализировав свою работу с родителями, учениками, я выявила, что наиболее приемлемыми типами взаимодействия для меня являются сотрудничество, диалог, опека и частично подавление. Прежде всего, я сотрудничаю с родителями. Мы совместно планируем дальнейшую работу, оцениваем и выявляем результаты наших совместных усилий. Чаще это происходит на родительских собраниях и индивидуально. Ежедневно вступая в диалог с родителями, я обсуждаю положительные и отрицательные стороны наших воспитанников. Не всегда удается уделить внимание родителям при встрече, чаще по телефону. К сожалению, есть такие семьи, которые занимаются тем, что зарабатывают деньги, и не достаточно уделяют внимания своим детям, поэтому приходится общаться не по телефону, а по переписке. Нередко некоторые родители, не смотря на усилия учителя, предпочитают получать готовую информацию, поэтому такой тип взаимодействия, как опека, носит односторонний характер. Я упомянула в своей работе с родителями, такой тип взаимодействия, как подавление. Да, и такой тип взаимодействия присутствует в моей работе. Потому что существуют семьи, от которых невозможно добиться чего либо. Поэтому следует требовать, а иначе нельзя. Я не имею ввиду подавления ребёнка со стороны педагога, я имею ввиду требовательность по отношению к родителям, которым следует чаще интересоваться сыном или дочерью, следить за ним, уделять внимание. Многие дети брошены своими родителями на самовоспитание и школу, но ведь не достаточно только внимание со стороны педагога, необходима любовь, забота со стороны семьи.

3. Гуманистическая ориентация в работе с семьей предполагает:

  • Выявление и учет, потребностей учеников взаимодействия при организации совместной деятельности и общения;
  • Опору на положительные стороны родителей и детей;
  • Раскрытие индивидуальности каждого, предоставления возможности проявить свою индивидуальность и достичь успеха и одобрения окружающих в совместной деятельности;
  • Доверие ребёнку и родителям;
  • Принятие родителей как своих союзников, единомышленников в воспитании ребёнка;
  • Подход с оптимистической гипотезой к семье, к решению возникающих проблем;
  • Принятие, учет традиций семьи, толерантность, уважительное отношение к каждому участнику взаимодействия, его мнению;
  • Заинтересованное отношение к судьбе ребёнка, проблемам семьи, защита интересов ребёнка и семьи, помощь в решении проблем;
  • Обеспечение свободы совести, вероисповедания ребёнка и родителей;
  • Содействие формированию доброжелательных, уважительных отношений между родителями и детьми;
  • Забота о здоровье ребёнка, о здоровом образе жизни, коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия;
  • Создание ситуаций появления взаимного внимания, заботы о детях и родителях.

Особенности взаимодействия учителя с современной семьёй.

  • Роли поменялись в семье;
  • Пал авторитет отца;
  • Большинство неполных семей;
  • Опекунство (родители погибают, умирают в возрасте);
  • Много отцов – одиночек;
  • Много малоимущих;
  • Много богатых, для которых все продается и покупается. Их «Я» превыше всего;
  • Много домашних детей (не садовских);
  • У многих детей няни;
  • Слабое здоровье детей;
  • Много гиперактивных детей;
  • Самим родителям нужны психологи.

Для учителя очень важно уметь взаимодействовать с родителями своих учеников. Современные родители относятся к школе, к учителям с большой требовательностью. Перед родителями встают различные вопросы : «по какой программе учится ребенку?», «В какую школу надо отдать ребёнка», «какой учитель будет учить ребенка?», «Как учитель будет относиться к ребёнку, внимателен ли он, добрый, знающий?», и т. п. Поэтому с первых дней общения с родителями, учениками учитель начальных классов должен быть внимательным, осторожным в выражениях и отношениях с детьми. Мы знаем, что младший школьник. Приходя домой всё рассказывает родителям, как, что и почему. Учитель должен стараться прививать любовь к школе, одноклассникам. Очень, важна в школе организация взаимного творчества детей и родителей в различных формах. Это может быть как подготовка утренников, так и проведение совместного досуга с детьми. Необходимо поощрять родителей, активно участвующих в жизни школы и класса. Педагог должен сотрудничать с психологической службой школы.

Осуществление всей работы с родителями, достижение в ней действенного успеха возможно только при индивидуальном подходе к каждой матери, к каждому отцу, при наличии такого контакта с родителями, когда каждый из них идет в школу со своими родительскими радостями и сомнениями, когда родители сплачиваются в единый коллектив. А для этого учителю надо знать хорошо особенности, условия семейного воспитания своих учеников.

Формы взаимодействия учителя с семьями учащихся: групповые и индивидуальные.

Формы взаимодействия учителей с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения. Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия. Так, обсуждение какой – либо проблемы воспитания на родительском собрании полезно продолжить при индивидуальных встречах с родителями, на групповых консультациях.

Существуют такие формы взаимодействия учителей и родителей, как родительское собрание; родительский лекторий; конференция по обмену опытом; вечер вопросов и ответов; встреча родителей с администрацией школы, учителями класса.

Родительское собрание – основная форма работы, где обсуждаются проблемы жизни классного, школьного и родительского коллективов. Общешкольное родительское собрание проводится 1-2 раза в течение учебного года. Как правило, одно собрание ( в конце или начале учебного года) посвящено отчету родительского комитета, анализу работы школы за прошедший год. Выбирается также новый состав родительского комитета. Могут проводиться внеплановые родительские собрания в том случае, если возникает проблема, решение которой затрагивает интересы родителей и детей. Организаторами собрания являются члены родительского комитета. Первые собрания могут проводить учителя, давая образец демократичного обсуждения вопросов, в дальнейшем эту роль целесообразно выполнять самим родителям.

Собрания не сводятся к монологу докладчика, а принимают характер беседы, взаимного обмена мнениями, идеями совместного поиска.

Целесообразно к проведению собрания привлечь детей, например, подготовить какое — нибудь выступление, миниконцерт. Это, как правило, положительно воспринимается детьми и родителями.

Значительная часть родителей – не профессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний, поэтому часто испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители вместе определяют наиболее эффективные способы решения этой проблемы, содержание и формы психолого – педагогического просвещения.

Родительский лекторий родителей с вопросами воспитания, повышает их педагогическую культуру, помогает вырабатывать единые подходы к воспитанию детей. В определении тематики лектория участвуют. Название «лекторий» условно. Оно не означает, что родителям читаются только лекции. Формы работы в нем разнообразны, и лучше, если родители – не пассивные слушатели. Очень часто на практике занятия по психолого – педагогическому просвещению переходят в родительское собрание. Уяснив сущность воспитательной проблемы, родители обсуждают то, как она решается в конкретном классе или семьях, обмениваются мнениями и совместно намечают программу действий.

Конференция по обмену опытом воспитания детей может быть тематической. Целесообразно ее проведение, если действительно есть опыт положительного семейного воспитания по данной проблеме. Обсуждение вопросов в такой форме вызывает интерес, привлекает внимание родителей, а информация звучит убедительнее, воспринимается с большим доверием.

Можно взять для обмена опытом несколько конкретных вопросов, вызывающих у родителей наибольший практический интерес. Выступающими в этом случае могут стать те родители, которые решении определенных проблем достигли положительных результатов.

Вечер вопросов и ответов проводятся после опроса родителей на родительском собрании по группам проблемных вопросов, которые возникают в воспитании детей и взаимоотношениях с ними. На одни вопросы может ответить учитель, ответа на другие приглашается специалист.

Диспут — размышление по вопросам воспитания — одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Он проходит в непринужденной обстановке, позволяет всех включить в обсуждение проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт. Предметом обсуждения, дискуссии могут быть конкретные ситуации из жизни класса, семей, просмотренные вместе спектакли или кинофильмы.

Встречу родителей с администрацией школы и учителями класса целесообразно проводить ежегодно. Педагоги знакомят родителей со своими требованиями, выслушивают пожелания родителей. Возможны вопросы в адрес друг друга, составление программы действий по выявленным проблемам. Встреча может быть завершена индивидуальными консультациями, беседами или работой в группах с учетом возникших проблем и сложностей в воспитании, обучении отдельных групп детей.

Групповые формы воздействия обусловлены выделением отдельных групп родителей по различным признакам:

  • Актив родителей (класса, школы);
  • Родители организаторы работы объединений по интересам (руководители кружков, секций);
  • Родители, которые имеют сходные проблемы в воспитании детей;
  • Родители, которые воспитывают девочек (мальчиков)
  • Родители, которые воспитывают одного ребёнка (много детей);
  • Родители, дети которых имеют отклонения в развитии или поведении, т.п.

Особо важной формой является взаимодействие педагогов с родительским комитетом, который может выбираться на родительском собрании. Родительский актив – это опора педагогов, он при умелом взаимодействии становится проводником их идей. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации классных дел, решению проблем жизни коллектива. Педагоги и родительский комитет пытаются сформировать советы дел, комиссии для организации работы с учетом возможностей и интересов родителей.

В школе и классах организуются групповые консультации, практические занятия для родителей с привлечением специалистов.

Групповые занятия могут носить исследовательский характер. Учителя и классный руководитель приглашают на урок родителей тех детей, которые испытывают типичные трудности в учебной деятельности. Педагоги стремятся построить свои уроки с опорой на этих учащихся. После посещения ряда уроков, учителя и родители вместе пытаются выявить причины трудностей детей, найти способы оказания помощи . особую заботу у педагогов вызывает взаимодействие с отцами детей: как привлечь отцов к воспитательной работе в классе, повысить их роль в воспитании ребёнка. С этой целью классные руководители организуют встречи с отцами детей, проводят конференции, размышления – консультации.

Коллективные и групповые формы взаимодействия предусматривают индивидуальные формы. Дети и семьи очень разные, у каждой семьи свои проблемы. Поэтому индивидуальные формы взаимодействия учителей и родителей являются необходимыми и чаще всего наиболее эффективными в установлении контакта с семьей. К ним относят беседу, задушевный разговор, консультацию размышление, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблем, переписку.

В современных условиях роль индивидуальных форм существенно возросла, и в реальности они становятся более востребованными со стороны родителем. Эффективность их высока, если удалось найти с каждым родителем индивидуальный стиль взаимоотношений. Важно расположить к себе родителей, завоевать доверие, вызвать на откровенность, разбудить желание поделиться с учителем своими мыслями, сомнениями. Все это поможет лучше понять ребёнка. Психологическим условием успешного взаимодействия являются внимательность, проникновенность. Неторопливость.

Индивидуальная работа с родителями требует от учителя больше усилий и изобретательности, но её эффективность по сравнению с работой в большой группе значительно выше, поэтому общение с родителями может осуществляться по телефону. Многие классные руководители, учителя используют переписку. К сожалению, чаще всего это замечания к ребёнку. О проблемах, трудностях, неудачах ребёнка лучше говорить тактично при встрече с родителями, советуя и принимая совместные решения.

Целесообразно посылать родителям благодарственные письма. Сегодня большие возможности представляет электронная почта.

Индивидуальные формы взаимодействия являются основными в работе с проблемными семьями и детьми. Учитель выбирает разные формы взаимодействия, учитывая их потребности предложения. Главное – сделать родителей своими союзниками.

Приложение

Проанализировав свою работу с родителями, учениками, я выявила, что наиболее приемлемыми типами взаимодействия для меня являются сотрудничество, диалог, опека и частично подавление. Прежде всего, я сотрудничаю с родителями. Мы совместно планируем дальнейшую работу, оцениваем и выявляем результаты наших совместных усилий. Чаще это происходит на родительских собраниях и индивидуально. Ежедневно вступая в диалог с родителями, я обсуждаю положительные и отрицательные стороны наших воспитанников. Не всегда удается уделить внимание родителям при встрече, чаще по телефону. К сожалению, есть такие семьи, которые занимаются тем, что зарабатывают деньги, и не достаточно уделяют внимания своим детям, поэтому приходится общаться не по телефону, а по переписке. Нередко некоторые родители, не смотря на усилия учителя, предпочитают получать готовую информацию, поэтому такой тип взаимодействия, как опека, носит односторонний характер. Я упомянула в своей работе с родителями, такой тип взаимодействия, как подавление. Да, и такой тип взаимодействия присутствует в моей работе. Потому что существуют семьи, от которых невозможно добиться чего либо. Поэтому следует требовать, а иначе нельзя. Я не имею ввиду подавления ребёнка со стороны педагога, я имею ввиду требовательность по отношению к родителям, которым следует чаще интересоваться сыном или дочерью, следить за ним, уделять внимание. Многие дети брошены своими родителями на самовоспитание и школу, но ведь не достаточно только внимание со стороны педагога, необходима любовь, забота со стороны семьи.

Список использованной литературы

  1. Г.М. Коджаспирова , А. Ю. Коджаспиров, педагогический словарь – М., 2000, С. 97
  2. А. Лобанов, Основы профессионально – педагогического общения, 2004г.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]