Эффекты и проблемы точности межличностного восприятия


Лекция №1. Психология общения

Человек немыслим без людей.
Гете

Цель:

Изучить тему «Общение». Раскрыть значение понятия «общение»; рассмотреть виды и уровни общения. Познакомить учащихся с различными средствами общения, раскрыть приемы невербального общения. Уделить особое внимание механизмам межличностного восприятия и понимания людей в процессе общения. Дать представление об основных феноменах межличностного общения; проанализировать причины, ведущие к искажению информации в процессе восприятия людьми друг друга. Сформировать навыки интерпретации невербальных средств в общении. Развивать способность более глубокого восприятия и понимания других людей в процессе общения.

План:

1. Понятие общения.

2. Виды и уровни общения.

3. Средства общения.

4. Механизмы и эффекты межличностного восприятия.

Понятие общения.

С момента своего рождения и до конца жизни, человек находится в процессе постоянного общения и взаимодействия с другими людьми. Статистики некоторых стран подсчитали, что до 70% времени в жизни большинства людей занимают процессы общения. В общении мы передаем, друг другу разнообразную информацию; обмениваемся знаниями, мнениями, убеждениями; заявляем о своих целях и интересах; усваиваем практические навыки и умения, а также нравственные принципы, правила этикета и традиции.

Однако общение не всегда протекает гладко и успешно. Часто мы сталкиваемся с критическими ситуациями: кто-то нас не понял; кого-то не поняли мы; с кем-то мы разговаривали слишком резко, грубо, хотя этого и не хотели. Нет человека, который ни разу в жизни не испытывал трудностей в процессе общения. В частной жизни мы вправе выбирать тех, с кем нам приятно общаться, тех, кто нам импонирует. Однако на службе мы обязаны общаться с теми, кто есть, в том числе с людьми, которые нам малосимпатичны. В этой ситуации очень важно уметь научиться устанавливать контакт, поскольку от этого умения зависит успех профессиональной деятельности. Многочисленные исследования психологов доказали, что между качеством общения и эффективностью любой деятельности существует прямая связь, т.е. практически все зависит от умения контактировать с людьми

12 стр., 5773 слов

Какую роль играет общение в жизни . Значение общения в моей жизни

… заранее настроить человека на общение с людьми, его поведение в процессе общения, предпочтительные средства общения, в том числе вербальные и невербальные. Прежде чем вступать в общение с другим человеком, необходимо … развития, с разным жизненным и профессиональным опытом отличаются друг от друга коммуникативными навыками. Образованные и культурные люди обладают более выраженными коммуникативными …

— Как вы думаете, ваша будущая профессиональная деятельность в качестве медицинской сестры (фельдшера) как-то зависит от вашего умения общаться, добиваться взаимопонимания?

Еще Авиценна, великий врач и мыслитель Средневековья, говорил о трех средствах помощи больному человеку – о « ноже, траве и слове», тем самым, подчеркивая важность человеческого слова, а по сути – психологии общения в исцелении от недуга. Любая деятельность возможна только при условии установления психологического контакта и взаимопонимания между людьми. Однако помнить надо о том, что успешность общения достигается не только знаниями, приемами и техникой. Основой общения является искреннее, доброжелательное отношение к человеку.

Каждый из нас представляет, что такое общение. Из него строится наша жизнь, оно лежит в основе человеческого бытия, поэтому общение стало объектом социально-психологического анализа. В литературе встречается немало определений общения. Мы будем использовать наиболее обобщенное понятие.

Общение – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, включающий обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, а также восприятие, сопереживание и взаимное понимание друг друга.

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, в развитии и становлении разумного культурного поведения. Через общение человек приобретает высшие познавательные способности и качества, через общение человек превращается в личность (примеры — дети-маугли)

Общение всегда двусторонний процесс, в который вовлечены все его участники, приводящий к взаимной связи людей друг с другом.

Изучение процесса общения показало, насколько это сложное, многообразное явление. Общение осуществляется в единстве трех его функций:

1) Коммуникативная функция —

проявляется во взаимном обмене информацией между партнерами по общению, передаче и приеме знаний, мнений, чувств;

2) Интерактивная функция —

заключается в организации межличностного общения. Когда участники общения обмениваются не только знаниями, идеями, но и действиями, опытом, поступками;

3) Перцептивная функция —

проявляется через восприятие, понимание и оценку людьми друг друга.

Чтобы лучше понять, что представляет собой общение, надо подробно рассмотреть его виды, уровни, особенности и препятствия.

Эффекты восприятия людьми друг друга

Эффект Барнума

— склонность людей принимать за чистую монету описание или общие оценки своей личности, если они преподносятся в научном, магическом или ритуальном контексте.

Эффект бумеранга

состоит в том, 4to при некоторых воздействиях источника и формации на аудиторию или на отдельных лиц получается результат, обратный ожидаемому. Эффект возникает при условии того, что: подорвано доверие к источнику информации; передаваемая информация не соответствует изменившимся условиям; субъект, передающий информацию, вызывает неприязнь у воспринимающих эту информацию.

Эффект первого впечатления

выражается в том, что очень часто при оценке человека или черт его характера придается наибольшее значение первому впечатлению, при этом все последующие сведения о человеке, противоречащие созданному образу, отбрасываются как случайные и нехарактерные.

Эффект края

— в социальной психологии имеется в виду, что из. предъявляемых субъекту для восприятия сигналов те, что находятся в начале и в конце, запоминаются быстрее, чем находящиеся в середине;;

Эффект ореола

— распространение общего оценочного впечатления о человеке на восприятие его поступков и личностных качеств. Информация, получаемая о человеке, накладывается на тот его образ, который был уже создан ранее. Этот образ и выполняет роль ореола, мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия. Эффект ореола выступает в двух формах;

1) позитивная оценочная пристрастность — ореол положительный. Означает, что если первое впечатление о человеке в целом благоприятно, то далее все его поведение, черты и поступки начинают оцениваться в положительную, сторону, выделяются и преувеличиваются только положительные моменты, а негативные либо недооцениваются, либо не замечаются;

2) негативная оценочная пристрастность — ореол отрицательный. Означает, что если общее первое впечатление о человеке оказалось отрицательным, то даже положительные его качества и поступки позднее либо не замечаются, либо недооцениваются.

Экспериментами установлено, что эффект ореола наиболее очевидно проявляется тогда, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте восприятия или когда суждения касаются моральных качеств.

Эффект первичности

в социальной психологии означает важность определенного порядка поступления информации о человеке для формирования представления о нем. При этом эффект первичности срабатывает тогда, когда воспринимается незнакомый человек.

Эффект новизны

в ситуациях восприятия знакомого человека заключается в том, что последняя, т.е. более новая информация оказывается и самой значимой.

Эффект стереотипизации

отражает тенденцию формировать некий устойчивый образ какого-либо явления или человека. Этим устойчивым образом пользуются как клише, шаблоном при восприятии одного человека другим.

Наиболее типичными ошибками межличностного восприятия являются следующие:

1. Мы попадаем под влияние того, что наиболее очевидно.

2. Мы попадаем под влияние первого впечатления.

3. Мы склонны воспринимать других похожими на нас.

4. Мы склонны придавать негативным чертам больше значения, чем позитивным.

5. Мы склонны обвинять не ситуацию, а людей тогда, когда являемся жертвами

Эффект Барнума

— склонность людей принимать за чистую монету описание или общие оценки своей личности, если они преподносятся в научном, магическом или ритуальном контексте.

Эффект бумеранга

состоит в том, 4to при некоторых воздействиях источника и формации на аудиторию или на отдельных лиц получается результат, обратный ожидаемому. Эффект возникает при условии того, что: подорвано доверие к источнику информации; передаваемая информация не соответствует изменившимся условиям; субъект, передающий информацию, вызывает неприязнь у воспринимающих эту информацию.

Эффект первого впечатления

выражается в том, что очень часто при оценке человека или черт его характера придается наибольшее значение первому впечатлению, при этом все последующие сведения о человеке, противоречащие созданному образу, отбрасываются как случайные и нехарактерные.

Эффект края

— в социальной психологии имеется в виду, что из. предъявляемых субъекту для восприятия сигналов те, что находятся в начале и в конце, запоминаются быстрее, чем находящиеся в середине;;

Эффект ореола

— распространение общего оценочного впечатления о человеке на восприятие его поступков и личностных качеств. Информация, получаемая о человеке, накладывается на тот его образ, который был уже создан ранее. Этот образ и выполняет роль ореола, мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия. Эффект ореола выступает в двух формах;

1) позитивная оценочная пристрастность — ореол положительный. Означает, что если первое впечатление о человеке в целом благоприятно, то далее все его поведение, черты и поступки начинают оцениваться в положительную, сторону, выделяются и преувеличиваются только положительные моменты, а негативные либо недооцениваются, либо не замечаются;

2) негативная оценочная пристрастность — ореол отрицательный. Означает, что если общее первое впечатление о человеке оказалось отрицательным, то даже положительные его качества и поступки позднее либо не замечаются, либо недооцениваются.

Экспериментами установлено, что эффект ореола наиболее очевидно проявляется тогда, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте восприятия или когда суждения касаются моральных качеств.

Эффект первичности

в социальной психологии означает важность определенного порядка поступления информации о человеке для формирования представления о нем. При этом эффект первичности срабатывает тогда, когда воспринимается незнакомый человек.

Эффект новизны

в ситуациях восприятия знакомого человека заключается в том, что последняя, т.е. более новая информация оказывается и самой значимой.

Эффект стереотипизации

отражает тенденцию формировать некий устойчивый образ какого-либо явления или человека. Этим устойчивым образом пользуются как клише, шаблоном при восприятии одного человека другим.

Наиболее типичными ошибками межличностного восприятия являются следующие:

1. Мы попадаем под влияние того, что наиболее очевидно.

2. Мы попадаем под влияние первого впечатления.

3. Мы склонны воспринимать других похожими на нас.

4. Мы склонны придавать негативным чертам больше значения, чем позитивным.

5. Мы склонны обвинять не ситуацию, а людей тогда, когда являемся жертвами

Виды и уровни общения.

Выделяют следующие виды общения:

А) Внутриличностное общение

. Это внутренний диалог человека с самим собой, обдумывание проблем, различных вопросов, анализ ситуаций, построение планов и т.п.

Б) Межличностное общение

. Это общение двух и более людей между собой. Включает в себя все разнообразие форм и стилей общения.

В) Социальное общение

. Это общение человека с группой людей, коллективом, большой аудиторией.

— Вы не раз наблюдали, что в различных жизненных ситуациях перед вами стоят разные цели, раскрываются разные ваши личностные качества. В зависимости от ситуации, вы выбираете тот или иной стиль (уровень) общения.

12 стр., 5838 слов

Психологические проявления лжи в общение людей

… и искреннего поведения у учащихся шестых классов. Предмет исследования: Признаки лжи в общении людей. Объект исследования: Вербальное и невербальное поведение подростка. Гипотеза исследования: Младшие подростки … гимназистам ( и не только в школе, но и в обыденной жизни, в будущей профессиональной жизни). Теоретическая разработанность: Психология понимания и распознавания лжи, лживости и скрываемой …

Различают следующие уровни (стили) общения:

А) Примитивный уровень

На данном уровне общения другой человек оценивается с точки зрения нужности или ненужности, полезности или бесполезности. При «нужности», «полезности» с человеком вступают в контакт, при «ненужности» — не вступают или грубо отталкивают, если он мешает достижению какой-либо цели. В данном случае человек используется фактически, как вещь, так как после получения желаемого результата к нему, как правило, быстро исчезает интерес (при общении с пациентом данный вариант общения недопустим).

Б) Манипулятивный уровень.

Данный уровень общения близок примитивному, так как тоже направлен на получение какой — либо выгоды от собеседника. При этом истинная цель всячески скрывается от человека. В таком общении активно используются самые разнообразные способы психологического воздействия на человека и управления им. Например: лесть, запугивание, проявление расположения, обман, «пускание пыли в глаза» и т.д.

Данный вариант общения также недопустим в процессе взаимодействия с пациентом.

В) Формально-ролевой уровень.

На данном уровне общения каждый участник действует строго в соответствии со своей социальной ролью и положением. В нем фактически не учитываются индивидуальные личностные качества, внутренний мир человека, его проблемы ит. п. Этот стиль общения допустим лишь в редких экстремальных условиях, когда пациенту необходимо оказать срочную помощь и нет возможности изучать его личность.

Г) Деловой (профессиональный) уровень.

Деловое общение возникает у людей, как правило, в связи с их участием в определенной совместной деятельности и имеет целью достижение общего результата. Поэтому на данном уровне общения, учитываются индивидуальные особенности личности собеседника, но интересы дела преобладают, и даже возможные расхождения во взглядах или мнениях, как правило, уходят на второй план. Данный стиль общения встречается довольно часто между людьми.

Д) Дружеский уровень.

Данный уровень общения характеризуется максимальной открытостью людей друг другу, искренностью, доверием; эмоциональным переживанием другому человеку, сочувствием его проблемам, а также готовностью к взаимной поддержке и взаимопомощи. Данный уровень общения приемлим в общении с коллегами, с близкими друзьями.

Е) Общение на уровне «контакта масок».

Это уровень формального общения, при котором у собеседников нет потребности и стремления к глубокому пониманию другого человека, когда используется набор стандартных социально-психологических «масок»: вежливости, участливости, почтительности, строгости и т.п. В этом случае под «маской» подразумевается определенный набор жестов, мимики, слов, интонаций. Все это позволяет человеку, во-первых, скрыть истинное отношение к собеседнику; во-вторых, защититься от нежелательного вторжения других в свой внутренний мир, и в-третьих, при необходимости «сгладить острые углы» в отношениях между людьми.

Ж) Светский уровень

Для этого уровня характерна поверхностность и беспредметность. Люди обмениваются фразами, словами, знаками внимания в строгом соответствии с общепринятыми в данном обществе правила

8 стр., 3941 слов

НЛП репрезентативные системы и общение людей

… сфер деятельности НЛП является повышение эффективности коммуникаций между людьми. Двери восприятия Если у замкнутого цикла коммуникации и … фильтрацию через наши убеждения, интересы и предпочтения. Некоторые люди могут пользоваться своими органами чувств лучше, чем остальные. … предпочтение одним по сравнению с другими. Например, многие люди имеют внутренний голос, который возникает в аудиальной системе …

Эффекты межличностного восприятия и взаимопонимания

Социальный стереотип —

это устойчивое представление о ка­ких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной группы. Эталоны и стереотипы человек усваивает с дет­ства, на их основе формируется система ценностей, отражающаяся в установках, поведении и отношениях. При наличии стерео­типов происходит очень быстрая ориентировка в людях, особен­но точно определяются характеристики социального статуса, все остальные черты и параметры попросту достраиваются по опре­деленным, заранее известным схемам. В то же время известно, что первое впечатление порой бывает обманчивым. Как считают пси­хологи, это происходит из-за ошибок восприятия. Рассмот­рим подробнее.

Стереотипы восприятия.Существуют профессиональные стерео­типы (белый воротничок — менеджер, белый халат — врач), фи­зиогномические, этнические и др. Их отличает экономия мышле­ния (не надо думать), защита (оправдание собственного поведе­ния), удовлетворение агрессивных тенденций (нападение), спо­соб выхода группового напряжения.

Предрассудки и предубеждения.В основе предрассудков лежит предубеждение, т.е. необоснованное негативное представление о других людях. Предрассудки распространены и устойчивы. В их ос­нове могут лежать тревожность и угроза чувству безопасности. Чем более личность незаурядна, харизматична, самостоятельна в по­зициях и мнениях, тем менее она поддается бездумному приня­тию на веру предрассудков и стереотипов.

Эффект ореола.При эффекте ореола проявляется тенденция переносить благоприятное впечатление об одном качестве чело­века на все другие его качества.

Фактор превосходства.Большинство людей склонны система­тически переоценивать различные психологические качества тех, кто превосходит их по какому-то существенному для них досто­инству. В то же время, имея дело с человеком, которого он сам в чем-то превосходит, наоборот, старается недооценить его, порой даже принизить его возможности. При этом важно, что превос­ходство фиксируется по одному параметру, а переоценка или не­дооценка человека происходит по многим параметрам. Эту ошиб­ку в психологии называют действием фактора превосходства.

Фактор статуса.Во многих случаях оценка личностных качеств человека зависит от его социального статуса. Известен экспери­мент (Л.Уилсон): к студентам в аудиторию заходил преподаватель с незнакомым для них мужчиной и сообщал, что проводится эк­сперимент по оценке глазомера. Необходимо было «на глаз» оце­нить рост этого человека и записать свою оценку на листочке. Так как правила этикета требуют представить незнакомого человека, помогающего в проведении эксперимента, его и представляли — мистер Инглэнд, студент из Кембриджа. В другой группе экспери­мент повторяли в точности, но представляли помощника как мистера Инглэнда, преподавателя из Кембриджа. В следующей группе помощник становился профессором из Кембриджа. Конеч­но, целью эксперимента была вовсе не оценка глазомера. Резулътаты оказались поразительными. Разница в оценках первой груп­пы, где социальный статус «мистера Инглэнда» был наименьший (студент), и последней группы, где статус был наивысшим (про­фессор), составила 12 см. Чем выше социальный статус, тем более высоким физически кажется человек.

Фактор «отношение к нам».Зачастую в практике общения люди неправильно оценивают тех людей, которые к ним относятся пло­хо, т.е. проявляется фактор «отношение к нам». Те, кто кого-то высоко ценит и хорошо к нему относится, как правило, кажутся этому человеку лучше тех, кто относится к нему не лучшим образом.

Каузальная атрибуция.В повседневной жизни, когда человек не имеет точной информации, многие зачастую вынуждены строить свои собственные предположения относительно причин и поступ­ков других людей — путем приписывания ему чувств, намерений, мыслей и мотивов поведения. Это носит название каузальной ат­рибуции,

или причинной интерпретации (атрибуция — от лат.

придаю, наделяю; каузальный — от лат.

причина).

В литературе описаны несколько следующих типов атрибуции:

личностная атрибуция —

причина поступка или действия при­писывается тому, кто его совершил, субъекту, в основном свой­ственна наблюдателю;

объективная атрибуция —

причина поступка или действия при­писывается тому, на кого направлено действие — объекту;

обстоятельственная атрибуция —

причина поступка или дей­ствия приписывается каким-то возникшим обстоятельствам, кон­тексту ситуации, в основном свойственна участнику.

Американские психологи Р.Низбет и Т.Вильсон проводили следующий эксперимент. Студенты в течение получаса общались с новым преподавателем, который с одними испытуемыми вел себя доброжелательно, с другими — отстраненно, подчеркивая социальную дистанцию. После этого студентов просили дать оценку ряду характеристик преподавателя. Результаты оказались достаточно убедительными. Оценки студентов, с которыми преподаватель вел себя доброжелательно, оказались значительно выше, чем оценки его же, но в роли «отстраненного». Отсюда можно сделать заклю­чение, что позитивное отношение к нам порождает сильную тен­денцию к приписыванию положительных свойств и отбрасыва­нию отрицательных и, наоборот, негативное отношение вызыва­ет тенденцию не замечать положительных сторон партнера и вы­делять отрицательные.

К сожалению, ошибочная интерпретация причин поведения других может приводить к самым разнообразным негативным по­следствиям, к деструктивному взаимодействию, к конфликтам и недоразумениям.

Проекция

(от лат.— бросание вперед) — это неосоз­нанное, непроизвольное приписывание другим своих собственных психологических, нравственных качеств и состояний, сужде­ние о людях по аналогии с самим собой. Каждый человек познает другого, как бы проецируя его через себя, накладывая уровень самооценки. Поэтому, воспринимая и оценивая других, человек обычно предполагает: «все люди подобны мне» или «другие про­тивоположны мне». Проблема заключается также в том, что мы больше всего не любим в других именно те качества и недостат­ки, которыми обладаем сами. Этим объясняется тот факт, что мы приписываем другим людям те собственные качества и характе­ристики, обладателями которых быть не слишком приятно («Все врут, пьют, берут взятки», «Любой бы на моем месте поступил также» и т.п.). Наши оценки и первые впечатления о других могут также искажаться сиюминутным эмоциональным состоянием.

Эффект снисходительности.Он заключается в том, что мы оце­ниваем другого человека чаще положительно, чем негативно, и используем по отношению к нему позитивные характеристики тог­да, когда он по отношению к нам не конкурентоспособен или вызывает чувство жалости из-за неуверенности в себе, закомп­лексованности, ущербности.

Эффект фаворитизма.Он близок к эффекту снисходительности. Те, кто чувствуют себя любимцами, фаворитами в группе, чаще воспринимают новичков с чувством превосходства — «сверху вниз». Фаворитов также порой неадекватно оценивают, завышая их воз­можности из-за высокой уверенности в себе.

Средства общения

В общении выделяют вербальные и невербальные средства

общения.

К вербальным относятся речевые (словесные) средства общения. К невербальным – позы, жесты, мимика.

— Как вы думаете, какую роль играют те и другие средства общения?

По данным А. Мейрабиана, в процессе общения только 7% информации передается вербальными средствами общения (словами), 38% информации передается за счет интонации, тембра голоса и 55% информации передается за счет невербальных средств (жестов, мимики, пантомимики).

Научиться понимать язык невербального общения очень важно.

— Как вы думаете почему?

Любой из невербальных компонентов общения может помочь убедиться в истинности сказанного словами, понять, что думают люди в действительности.

Однако для правильной трактовки невербального общения специалисты рекомендуют руководствоваться следующими правилами:

— «читать» следует не отдельные жесты (они, как и некоторые слова, могут иметь несколько значений), а их совокупность;

— жесты следует трактовать в контексте их проявлений («руки скрещены на груди», при общении этот жест выражает недоверие, закрытость; при холодной погоде человек попросту замерз);

— необходимо учитывать национальные особенности (так, по данным английского психолога, на протяжении часового разговора финн прибегает к жестикуляции один раз, итальянец – 80, француз – 120, мексиканец – 180 раз)

— при «прочтении» жестов не следует приписывать свой опыт и свое состояние другому человеку

— Итак, рассмотрим некоторые виды невербального общения.

Важнейшим средством невербального общения является мимика

. Мимика тесно связана с эмоциями и позволяет человеку догадаться о переживаемых собеседником чувствах радости, печали, напряжения или покоя. Мимика помогает человеку передавать настроение, отношение к тому, о чем он говорит. Лоб, брови, рот, глаза, нос, подбородок – эти части лица выражают основные человеческие эмоции. Это могут быть:
страдание, гнев, радость, страх и т.д.
Причем легче распознать положительные эмоции. Основную познавательную нагрузку при распознавании истинных чувств несут брови и губы (согласно другим исследователям это губы и подбородок).

Так, сдвинутые к переносице брови выражают злость. Поднятые вверх брови могут передавать удивление, недоумение или восхищение. Опущенные уголки губ говорят о печали, горе или грусти. Крепко сжатые губы свидетельствуют об обиде.

Что объединяет эти рисунки?

Универсальным средством невербального общения является улыбка.

Как вы думаете, медсестре нужна улыбка? Почему?

Лицо медсестры должно быть доброжелательным и открытым, выражать искреннюю симпатию. Именно улыбка позволяет установить с пациентом доверительный контакт, помогает справиться с негативными эмоциями, которые испытывает больной. Подробнее мы поговорим об этом в курсе медицинской психологии. Улыбка снимает настороженность первых минут, способствует спокойному, уверенному общению и создает положительный настрой. Улыбка означает доброжелательность, потребность в одобрении. Улыбка помогает чувствовать себя увереннее и быть счастливее. Психологи рекомендуют слова приветствия и благодарности сопровождать улыбкой. (Американцы любят повторять: «улыбайтесь». Однако необходимо помнить, что улыбка должна соответствовать ситуации и не должна раздражать собеседника.)

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

… соприкосновение стало сознательным. Именно сознанием должен коснуться и касаться человек Высших Миров, ибо бессознательное с ними общение нужных следствий не даст… Сон – малая смерть Как утончить … с пользою и извлекать весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить не более нескольких дней. …

Первый шаг к собеседнику – это взгляд

. Взгляд очень красноречив и выражает самые различные чувства и состояния. Он может быть жестким, колючим, добрым, радостным, открытым, враждебным, блуждающим, застывшим т.д. Взгляд выражает отношение к собеседнику. Замечено, если человек пытается скрыть какую-то информацию (или лжет), его глаза встречаются с глазами партнера менее одной трети времени разговора. Зрительный контакт помогает регулировать разговор. Когда человек говорит, он обычно реже смотрит на собеседника, чем, когда он его слушает. Взгляд в сторону или искоса воспринимается как выражение подозрения и сомнения. (Статистики подсчитали, что в произведениях Л. Н. Толстого описано 85 оттенков выражения глаз и 97 оттенков улыбки.)

Мимические выражения лица можно сознательно контролировать для того, чтобы «скрыть» информацию о психологическом состоянии. Поэтому в общении важно знать, какую информацию можно получить, если наблюдать за телом человека, за его движениями. Следующее средство невербального общения – жесты

. В беседе мы часто сопровождаем слова действиями, в которых главную роль играют руки, причем даже простое рукопожатие несет информацию о собеседнике. Так, рука для рукопожатия, поданная ладонью вниз, как правило, означает превосходство партнера, рука, поданная ладонью вверх, — согласие на подчинение, а рука, поданная вертикально, — партнерское рукопожатие. (Каждый жест человека подобен слову в языке, он неразрывно связан с ходом мысли и с движением чувств.)

В общении чаще всего встречаются следующие виды жестов:

А) жесты оценки

, при которых человек оценивает информацию: почесывание подбородка, вытягивание указательного пальца вдоль щеки, вставание и прохаживание

Б) жесты самоконтроля

: руки сведены за спину, при этом одна сжимает другую или когда человек, сидящий на стуле, вцепился руками в подлокотники

В) жесты доминирования

: жесты, связанные с выставлением больших пальцев напоказ, а также резкие взмахи сверху вниз

Г) жесты расположения

: прикладывание руки к груди, означающее честность, и прерывистое прикосновение к собеседнику

Большое значение имеет положение тела в процессе общения. От умения держаться и двигаться в значительной степени зависит и наш внешний вид. Наша манера стоять, ходить и сидеть является дополнительным источником информации.

Например, когда собеседник сидит, слегка наклонившись вперед, то но выражает внимание и сосредоточенность; если же он откинулся назад и положил ногу на ногу, то его вид «говорит» о незаинтересованности, «выключении» из разговора.

В ходе общения можно наблюдать наиболее «читаемые» позы:

А) открытую

, характеризующую искренность и правдивость: открытые ладони рук, развернутых навстречу собеседнику; ноги не скрещены; расстегнутый пиджак

Б) закрытую

, или защитную, означающую реакцию на возможные угрозы или конфликтные ситуации: скрещенные руки; посадка на стуле верхом, при этом спинка стула является щитом, защитой; а также когда человек сидит на стуле, закинув ногу на ногу или скрестив их

28 стр., 13511 слов

Место общения в системе отношений человека

… (экспрессивной) и внутренней (импрессивной) сторон. Импpессивная (внутренняя) сторона общения отражает субъективное восприятие ситуации взаимодействия, реакции на реальный или ожидаемый контакт. Главное здесь … того, структуру ситуации общения составляют время, место, среда и контекст общения, а также нормы, регулирующие общение. Субъект общения — человек, являющийся инициатором общения, а также тот, …

В) поза готовности

, характеризующая желание активных действий: руки лежат на бедрах; туловище наклонено вперед, руки опираются на колени, а ноги опираются о пол так, что одна нога выступает чуть-чуть вперед, оставляя другую позади

Другим важным фактором в общении является межличностное пространство

– то, как близко или далеко собеседники находятся по отношению друг другу:

Выделяют четыре пространственные зоны или дистанции в общении:

1) интимная зона

(от 0 до 45 см).

Это расстояние соответствует интимным отношениям и характерна для родственников, влюбленных и друзей. Эта зона является самой важной и охраняемой человеком;

2) личная зона

(от 45 см до 120 см).

Это расстояние используется в повседневном общении среди знакомых людей (соответствует неформальным социальным и деловым отношениям);

3) социальная зона

(от 120 см до 400 см) Это дистанция официальных встреч с посторонними людьми, которых мы не очень хорошо знаем (соответствует формальным и официальным отношениям);

4) общественная или публичная зона

(от 400 см до 750 см) Это общение с большим количеством людей, с группой, с аудиторией (например, лектору, удобнее передавать информацию, а слушателям – воспринимать).

Обычно люди чувствуют себя удобно и производят благоприятное впечатление, когда стоят или сидят на расстоянии, соответствующем указанным видам взаимодействия. Чрезмерно близкое, как и чрезмерно удаленное положение отрицательно сказывается на общении.

39. Эффекты межличностного восприятия

Эффект «первичности» (или «порядка»)

состоит в том, что при противоречивых после первой встречи данных об этом человеке, информация, которая была получена раньше, воспринимается как более значимая и оказывает большее влияние на общее впечатление о человеке. Эффект срабатывает в случае восприятия незнакомого человека.

Эффект края

заключается в том, что крайние объекты восприятия запоминаются лучше, чем те, которые находятся в середине.

Эффект новизны

заключается в том, что последняя, то есть более новая информация, оказывается более значимой, действует в ситуациях восприятия знакомого человека.

Эффект ореола

— формирование специфической установки на наблюдаемого через направленное приписывание ему определенных качеств: информация, получаемая о каком-то человеке накладывается на тот образ, который был создан заранее. Ранее существовавший образ выполняет роль «ореола», мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия. Эффект ореола проявляется в том, что общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам известных и неизвестных качеств воспринимаемого (эффект Полианны»), при общем неблагоприятное впечатлении преобладают негативные оценки («дьявольский эффект) Чаще проявляется тогда, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте восприятия или когда суждения касаются моральных качеств.

Эффект первого впечатления

— стойкая оценка человека или черт его характера по первому впечатлению, когда последующие мнения о человеке, противоречащие созданному образу, не соответствуют действительности.

Эффект проекции

— когда приятному для нас собеседнику мы склонны приписывать свои собственные достоинства, а неприятному — свои недостатки.

Эффект средней ошибки

— это тенденция смягчать оценки наиболее ярких особенностей другого человека в сторону среднего.

Эффект Барнума

— восприятие людьми описания или общих оценок своей личности как истинные, если они преподносятся в научном, магическом или ритуальном контексте.

Эффект бумеранга

состоит в том, что информация, преподносимая аудитории или отдельным лицам вызывает результат, обратный ожидаемому. Наблюдается в случаях, когда:

1) коммуникатор (субъект, передающий информацию), вызывает неприязнь у реципиентов, получающих эту информацию;

2) информация не соответствует действительности;

3) отсутствует доверие к источнику информации.

Эффект или явление стереотипизации в межличностном восприятии —

склонность к формированию устойчивого образа при оценке людей, которым пользуются как клише или оценка людей по их принадлежности к какой-либо категории (пол, возраст, цвет кожи и т. д.). Стереотип обычно возникает на основе достаточно скудного опыта, при стремлении делать выводы на базе ограниченной информации, при регидности мышления. Наблюдается тенденция использования предшествующего опыта для построения заключения по сходству с этим предшествующим опытом, не обращая внимания на имеющиеся отличия. Обычно такой стереотип возникает относительно групповой принадлежности человека, например, к определенной профессии. Стереотипизация приводит к возникновению предубеждения и может нанести серьезный ущерб не только общению людей, но и их взаимоотношениям. Однако, в случае, когда стереотип не несет в себе оценочной нагрузки и когда у человека не происходит сдвига в восприятии в сторону эмоционального принятия или неприятия, стереотипизация оказывает положительное влияние на процесс межличностного общения, выражающиеся в значительном упрощении и ускорении процесса познания другого человека.

Механизмы и эффекты межличностного восприятия

– С чего начинается общение? Конечно, «с первого взгляда», т.е. общение начинается с наблюдения за собеседником, его внешностью, голосом, манерой поведения. Психологи по этому поводу говорят, что происходит восприятие одним человеком другого. Эффективное общение невозможно без правильного восприятия, оценки и взаимопонимания партнеров. Теперь мы поговорим о том, что же влияет на наше восприятие других людей, каковы механизмы межличностного восприятия. Проанализируем, как возникающие в процессе общения эффекты восприятия могут стать причиной ошибок в оценке человека, с которым общаемся.

Итак, познание и понимание людьми других и себя происходит в соответствии с психологическими механизмами восприятия. Рассмотрим эти механизмы:

1) Идентификация

– это способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление себя другому. Идентификация представляет собой процесс почти полного отождествления человека с собеседником во время общения.

(Это помогает, образно говоря, «влезть в шкуру» другого человека, почувствовать, понять и пережить все, что чувствует, понимает и переживает он).

Примеры.

Близким к идентификации механизмом восприятия является эмпатия .

Это не рациональное осмысление проблем другого человека, а способность к глубокому эмоциональному контакту и сопереживанию другому человеку, помогающая глубже понять его и откликнуться на его нужды и проблемы. Данный механизм восприятия является наиболее желательным как в общении с коллегами, так и в общении с пациентами.

5 стр., 2041 слов

Механизмы восприятия человека человеком

… Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения людей. Процесс восприятия одним человеком (наблюдателем) другого (наблюдаемого) разворачивается следующим образом. В наблюдаемом наблюдателю … в наличии одна причина. Сущность принципа ковариации заключается в том, что эффект приписывается той причине, которая совпадает с ним во времени, (естественно, что …

2) Рефлексия

– это процесс логического анализа проблем, поступков и состояний собеседника, приводящий к определенным обобщениям и выводам о человеке. Рефлексия означает также способность человека к осознанию того, как он воспринимается партнером по общению. Примеры.

3) Стереотипизация

– это способ понимания другого человека с помощью классификации форм поведения и интерпретации их причин путем отнесения к уже известным социальным образцам. Стереотип – это сформировавшийся образ человека, которым мы пользуемся, как штампом. Стереотип складывается на основе обобщения личного опыта и тех сведений, которые из книг, кинофильмов. При этом знания могут быть не только сомнительными, но и вовсе ошибочными. Примеры.

Между тем сформировавшиеся на основе этих знаний стереотипы являются очень стойкими и популярными. Так, мы, не задумываясь, говорим о точности математика, дисциплинированности военного. О том, что все коммерсанты – спекулянты, а все чиновники – бюрократы.

Стереотипное восприятие усиливается за счет хорошего или плохого самочувствия, настроения. Так, при плохом самочувствии люди и события воспринимаются в более негативном свете.

Изучая процессы восприятия, психологи выявили типичные искажения представлений о другом человеке. Они получили название эффектов.

«Эффект ореола

». Этот эффект проявляется в том, что в начале знакомства общее впечатление о человеке приводит к переоценке неизвестных качеств: общее благоприятное впечатление, оставленное человеком, приводит субъекта к положительным оценкам и тех качеств, которые в восприятии не даны, а значит не наблюдаемы. Вместе с тем общее неблагоприятное впечатление порождает соответственно отрицательные оценки. Таким образом, ореол мешает видеть действительные черты и проявления объекта восприятия.

«Эффект проекции».

Сущность этого эффекта проявляется в том, что приятному для нас собеседнику мы склонны приписывать свои достоинства, а неприятному – недостатки.

Эффект «первичности и новизны»

(Эффект первого и второго порядка) Этот эффект появляется тогда, когда мы сталкиваемся с противоречивой информацией о человеке. Если мы имеем дело с незнакомым человеком, то мы склонны, больше доверять той информации, которая поступила первой. При общении с хорошо знакомым человеком мы склонны отдавать предпочтение той информации, которая поступила последней.

— Безусловно, полностью избежать ошибок не может никто, но в наших силах разобраться в особенностях восприятия и, зная о возможных искажениях, научиться корректировать свои ошибки.

Примеры похожих учебных работ

Восприятие и понимание информации в процессе обучения 2

… проблему алфавита признаков, которыми пользуется человек при опознании знаковых объектов и вообще предметов. Декодирование — заключительная фаза процесса опознания (и восприятия) — в основном заключается в …

Структура межличностных отношений. Значение потребностей человека в процессе формирования …

… Структура межличностных отношений. Значение потребностей человека в процессе формирования межличностных отношений. Межличностные … не симпатичен, то и общение будет сталкиваться с … человека происходит в результате отражения им на сознательном уровне …

Биологическое и социальное в человеке, уровни проявления

… в человеке, уровни проявления. В цепи человек … процессе усвоения элементов общественной жизни кандидат на человека превращается в настоящего человека. Процесс приобретения новорожденным элементовобщественной жизни называется социализацией человека. …

Лекция 1. Общение в структуре деятельности участников образовательного процесса

… указывается, что на любом уровне сложности поведения личности существует взаимозависимость между информацией о людях в межличностных отношениях, коммуникацией и саморегуляцией поступков человека в процессе общения. Теоретические позиции, выраженные в …

Семинар № 1. Общение в структуре деятельности участников образовательного процесса

… Бабайцева В.Ю. Личностно-ориентированный тренинг в процессе подготовки будущих учителей к воспитатель­ной работе с трудными детьми. М., 1997. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания. М.: Педагогика, …

Эффекты межличностного восприятия

1) эффект первого впечатления (установки), согласно которой внешний облик и поведение человека определяет наличие определенных черт характера. Общаясь в течение жизни с различными людьми, человек накапливает в памяти впечатление об их внешности и особенностях поведения. Долговременная память сохраняет только обобщенный образ этих индивидов. Впоследствии, встречая похожих внешне людей, человек проецирует на них свои воспоминания о ранее встреченных, и приписывает (правильно или неправильно) им те черты характера, которые входят в сохраненный образ;

2) эффект первичности(эффект ореола) – первое впечатление о человеке оказывается настолько сильным, что способно повлиять на формирование устойчивого мнения о нем.

Отмечено, что если первое впечатление положительное, то мы склонны отфильтровывать несущественные отрицательные качества этого человека, согласуясь с первым впечатлением. Обратное происходит, если первое впечатление отрицательное. Эффект ореола может оказывать в процессе восприятия как положительное, так и отрицательное влияние;

3)эффект новизны – информация, сохраненная в памяти последней, оказывает более сильное влияние на формирование образа человека и его оценку, чем предыдущая, исключение составляет самое первое впечатление.

4) Эффект стериотипизации — У любого человека под влиянием общества, окружающих его людей и взаимодействия с ними образуется более или менее конкретные эталоны, пользуясь которыми человек дает оценку другим людям. Формирование этих эталонов для самого человека происходит чаще всего незаметно: он может и не осознавать, что у него формируются те или иные эталоны. Существуют различные классификации эталонов-стереотипов.

Классификация эталонов-стереотипов В. Н. Панферова:

1) антропологические;

2) социальные;

3) эмоционально-экспрессивные.

Классификация эталонов-стереотипов (А. А. Реан)

1) антропологические; ( пример: добродушие связывается в представлении людей с тучностью)

2) этнонациональные;( Например: «Немец — педант»)

3) социально-статусные; ( эксперемент, когда меняется восприятие роста в зависимости от предъявленного социального статуса)

4) социально-ролевые; (Пример: военный-дисциплинированный. Социальный статус» — понятие «вертикальное», иерархическое. «Социальная роль» — понятие по преимуществу не формально-иерархическое, а содержательно-функциональное).

5) экспрессивно-эстетические; ( определяются зависимостью оценки личности от внешней привлекательности человека («эффект красоты»)

6) вербально-поведенческие. (связаны с зависимостью оценки личности от внешних особенностей (экспрессивные особенности, особенности речи, мимики, пантомимики и т. п.).

Все эти эталоны-стереотипы действуют в условиях дефицита информации о человеке, т. е. когда мы вынуждены судить о личности по первому впечатлению

.Механизмы межличностного восприятия

Проецирование – заключается в неосознанном наделении другого человека собственными мотивами, приписывании ему переживаний и качеств, которые присущи самому оценивающему.

Так же человек склонен приписывать другим не только присущие ему самому личностные свойства, но и на поведенческие и мотивационные особенности другого человека.

Децентрация. — способность человека отойти от собственной эгоцентрической позиции, способность к восприятию точки зрения другого человека. Децентрация не тождественна способности встать на позицию другого, рассуждать и действовать, «как он». Однако специальные исследования (Д. Флейвелл) показали, что с децентрацией связана успешность принятия другого человека.

Идентификация —механизм, связанный с сознательной постановкой субъектом себя на место другого, что выступает в виде погружения, перенесения человеком себя в пространство и время другого человека и приводит к усвоению его позиции, установок мотивов, желаний и т. д.. Идентификация очень сильный и эффективный механизм познания другого человека. Однако осуществить идентификацию не всегда просто. С идентификацией тесно связан другой механизм — эмпатия.

Эмпатия понимается как постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания. Способность к сопереживанию имеет большое значение не только для процесса межличностного познания, но и для эффективного общения в целом. Эмпатия есть аффективное понимание

Рефлексия— также осложняет процесс понимания друг друга. В социальной психологии термин означает осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению

Каузальная атрибуция — механизм межличностного восприятия, который означает процесс приписывания другому человеку причин его поведения в том случае, когда информация об этих причинах отсутствует. Мера и степень приписывания зависят от двух показателей: от степени уникальности или типичности поступка и от степени его социальной «желательности» или «нежелательности».

Формы восприятия и понимания человека человеком:

1) аналитический– распространен среди художников и врачей, которые каждую внешнюю черту человека (глаза, волосы, руки и т. д.) связывают с определенной личностной чертой;

2) эмоциональный– наличие личностных качеств определяется исходя из эмоционального отношения к человеку (механизмы новизны и первичности).

Наиболее распространен среди детей и подростков, а также людей легко возбудимых, обладающих образной памятью и мышлением;

3) перцептивно-ассоциативный– обращается внимание на внешние проявления человека, которые сравниваются с образами, хранящимися в памяти, на основании чего дается оценка этому индивиду. К такому способу чаще всего обращаются пожилые люди, актеры, руководители, врачи и педагоги;

4) социально-ассоциативный – воспринимаемый человек оценивается в силу сложившихся социальных стереотипов.

Методы социально-психологических исследований

НЕМОВ: В социальной психологии используются все методы, заимоствованные из общей психологии, только они приобретают спицифику: если в общей психологии изучается отдельно взятый человек, то в социальной психологии с помощью тех же методов изучается группа людей и отношения между ними. Поэтому можно назвать все методы общей психологии и кратко рассказать специфику их применения в социальной психологии.

В социальной психологии есть ряд специальных методов, например это все методы изучения малых групп, в т.ч. тесты (например, социометрические). К социальнопсихологическим методам относятся методы изучения социальных установок людей (с их помощью изучаются разнообразные социальные-психологические _____).

1) эффект первого впечатления (установки), согласно которой внешний облик и поведение человека определяет наличие определенных черт характера. Общаясь в течение жизни с различными людьми, человек накапливает в памяти впечатление об их внешности и особенностях поведения. Долговременная память сохраняет только обобщенный образ этих индивидов. Впоследствии, встречая похожих внешне людей, человек проецирует на них свои воспоминания о ранее встреченных, и приписывает (правильно или неправильно) им те черты характера, которые входят в сохраненный образ;

2) эффект первичности(эффект ореола) – первое впечатление о человеке оказывается настолько сильным, что способно повлиять на формирование устойчивого мнения о нем.

Отмечено, что если первое впечатление положительное, то мы склонны отфильтровывать несущественные отрицательные качества этого человека, согласуясь с первым впечатлением. Обратное происходит, если первое впечатление отрицательное. Эффект ореола может оказывать в процессе восприятия как положительное, так и отрицательное влияние;

3)эффект новизны – информация, сохраненная в памяти последней, оказывает более сильное влияние на формирование образа человека и его оценку, чем предыдущая, исключение составляет самое первое впечатление.

4) Эффект стериотипизации — У любого человека под влиянием общества, окружающих его людей и взаимодействия с ними образуется более или менее конкретные эталоны, пользуясь которыми человек дает оценку другим людям. Формирование этих эталонов для самого человека происходит чаще всего незаметно: он может и не осознавать, что у него формируются те или иные эталоны. Существуют различные классификации эталонов-стереотипов.

Классификация эталонов-стереотипов В. Н. Панферова:

1) антропологические;

2) социальные;

3) эмоционально-экспрессивные.

Классификация эталонов-стереотипов (А. А. Реан)

1) антропологические; ( пример: добродушие связывается в представлении людей с тучностью)

2) этнонациональные;( Например: «Немец — педант»)

3) социально-статусные; ( эксперемент, когда меняется восприятие роста в зависимости от предъявленного социального статуса)

4) социально-ролевые; (Пример: военный-дисциплинированный. Социальный статус» — понятие «вертикальное», иерархическое. «Социальная роль» — понятие по преимуществу не формально-иерархическое, а содержательно-функциональное).

5) экспрессивно-эстетические; ( определяются зависимостью оценки личности от внешней привлекательности человека («эффект красоты»)

6) вербально-поведенческие. (связаны с зависимостью оценки личности от внешних особенностей (экспрессивные особенности, особенности речи, мимики, пантомимики и т. п.).

Все эти эталоны-стереотипы действуют в условиях дефицита информации о человеке, т. е. когда мы вынуждены судить о личности по первому впечатлению

.Механизмы межличностного восприятия

Проецирование – заключается в неосознанном наделении другого человека собственными мотивами, приписывании ему переживаний и качеств, которые присущи самому оценивающему.

Так же человек склонен приписывать другим не только присущие ему самому личностные свойства, но и на поведенческие и мотивационные особенности другого человека.

Децентрация. — способность человека отойти от собственной эгоцентрической позиции, способность к восприятию точки зрения другого человека. Децентрация не тождественна способности встать на позицию другого, рассуждать и действовать, «как он». Однако специальные исследования (Д. Флейвелл) показали, что с децентрацией связана успешность принятия другого человека.

Идентификация —механизм, связанный с сознательной постановкой субъектом себя на место другого, что выступает в виде погружения, перенесения человеком себя в пространство и время другого человека и приводит к усвоению его позиции, установок мотивов, желаний и т. д.. Идентификация очень сильный и эффективный механизм познания другого человека. Однако осуществить идентификацию не всегда просто. С идентификацией тесно связан другой механизм — эмпатия.

Эмпатия понимается как постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания. Способность к сопереживанию имеет большое значение не только для процесса межличностного познания, но и для эффективного общения в целом. Эмпатия есть аффективное понимание

Рефлексия— также осложняет процесс понимания друг друга. В социальной психологии термин означает осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению

Каузальная атрибуция — механизм межличностного восприятия, который означает процесс приписывания другому человеку причин его поведения в том случае, когда информация об этих причинах отсутствует. Мера и степень приписывания зависят от двух показателей: от степени уникальности или типичности поступка и от степени его социальной «желательности» или «нежелательности».

Формы восприятия и понимания человека человеком:

1) аналитический– распространен среди художников и врачей, которые каждую внешнюю черту человека (глаза, волосы, руки и т. д.) связывают с определенной личностной чертой;

2) эмоциональный– наличие личностных качеств определяется исходя из эмоционального отношения к человеку (механизмы новизны и первичности).

Наиболее распространен среди детей и подростков, а также людей легко возбудимых, обладающих образной памятью и мышлением;

3) перцептивно-ассоциативный– обращается внимание на внешние проявления человека, которые сравниваются с образами, хранящимися в памяти, на основании чего дается оценка этому индивиду. К такому способу чаще всего обращаются пожилые люди, актеры, руководители, врачи и педагоги;

4) социально-ассоциативный – воспринимаемый человек оценивается в силу сложившихся социальных стереотипов.

Методы социально-психологических исследований

НЕМОВ: В социальной психологии используются все методы, заимоствованные из общей психологии, только они приобретают спицифику: если в общей психологии изучается отдельно взятый человек, то в социальной психологии с помощью тех же методов изучается группа людей и отношения между ними. Поэтому можно назвать все методы общей психологии и кратко рассказать специфику их применения в социальной психологии.

В социальной психологии есть ряд специальных методов, например это все методы изучения малых групп, в т.ч. тесты (например, социометрические). К социальнопсихологическим методам относятся методы изучения социальных установок людей (с их помощью изучаются разнообразные социальные-психологические _____).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]