Мнемотехника для начинающих — как развить память с помощью упражнений


Память – одна из прочных основ всего сознания и деятельности человека. Потому, что память сохраняет пережитый опыт. Чем больше важной информации ты можешь сохранить и потом использовать, тем эффективнее твоё поведение и выше качество жизни.


Фото автора Charlotte May: Pexels

Если ты просто учишь, зубришь, но не можешь использовать эту информацию в дальнейшем – толку от этого нет. Важно тренировать долговременную память так, чтобы любая необходимая тебе информация была доступна.

Существуют специальные техники и методы тренировки памяти. Этому может обучиться каждый, необходимо лишь время, желание и некоторые усилия. Ты можешь научиться запоминать такой объём информации, который кажется не реальным. И для этого не нужно обладать феноменальными способностями и врождёнными талантами.

В этой статье:

Что это такое?Самые простые примерыКак это работает?Ассоциации и образыЦепочкаМетод локацийМнемокомната ЦицеронаРифмизация

Что это такое?

Мнемотехника – это запоминание на основе визуального мышления. Мнемоническое запоминание осуществляется в четыре этапа. Сначала происходит кодировка, соединение двух образов, запоминание последовательности, отправка в длительную память. Мнемотехника помогает увеличить объём памяти.

Память человека бывает разных видов: зрительная, слуховая, кинестетическая (или двигательная). Какой-то вид памяти может быть преобладающим именно у тебя. Именно на это делает упор мнемотехника. Используя разные каналы восприятия, создаются некие «якоря» информации, и она запоминается легче и в большем объёме.

Самый распространённый пример мнемотехники известен всем со школьной скамьи: «каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Всего лишь одно предложение, простое по смыслу и содержанию, а поэтому легко запоминающееся. Но несёт оно в себе информацию о том, какие цвета есть в радуге, и в какой последовательности идут друг за другом. Просто учить последовательность цветов гораздо сложнее. А запомнить одно простое предложение – легко.

Работа мнемотехники основана на принципе работы памяти с точки зрения нейро-физиологических и химических процессов головного мозга. Успешное запоминание – это создание новой нейронной цепи и её закрепление.

Чтобы нервный импульс (эквивалент мысли) «пробегал» по этой цепочке, как по знакомой дорожке, — легко и быстро. Чтобы в голове возникла ассоциация и сформировались нужные нейронные связи, образ должен быть объёмным и ярким. Ассоциации сугубо индивидуальны и могут быть странными или нелепыми — так даже лучше.

Обучение мнемотехнике проще всего происходит до 14 лет. Так как до этого возраста абстрактно – логическое мышление ещё развивается, и оно более пластично. Дети легко создают новые связи и ассоциации. Несмотря на этот факт, овладеть мнемотехникой ожжет любой человек.

Основные мнемонические приемы

Одним из самых известных мнемонических приемов является акростих. Это стихотворение или фраза, где первые буквы каждого слова или строки составляют ключевую информацию, которую нужно запомнить.

Нам с детства знакома незамысловатая фраза “Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан”. Так мы запоминали, из каких цветов состоит радуга и в какой последовательности они располагаются.

Моя бабушка научила меня по костяшкам пальцев легко вспоминать, какое количество дней в каждом месяце. И это тоже мнемотехника.

Есть и другие интересные способы запоминания. Начнем с базовых техник для взрослых.

Цифробуквенный код

Такой метод поможет запомнить номер телефона, автомобиля, дома, дату рождения или любое другое число. Суть его в том, что нам нужно заменить цифры на буквы, с которых начинаются названия цифр.

Смотрите:

  • 0 – ноль – Н;
  • 1 – раз – Р;
  • 2 – два – Д;
  • 3 – три – Т;
  • 4 – четыре – Ч;
  • 5 – пять – П;
  • 6 – шесть – Ш;
  • 7 – семь – С;
  • 8 – восемь – В;
  • 9 – много – М (поскольку Д у нас уже есть под цифрой 2, девятку принято обозначать словом “много” и буквой М).

Чтобы легче было превращать цифры в буквенный код, нужно выучить эти обозначения как таблицу умножения. Тогда кодировка будет всплывать у вас в голове автоматически.

Давайте попробуем зашифровать таким образом дату рождения. Например, 25 декабря.

Правило такое: первая цифра в коде – это первая согласная буква в слове, вторая цифра – вторая согласная буква этого слова. Следующие две цифры мы зашифруем во второе слово по аналогичному принципу.

Итак, нам нужно придумать первое слово с буквами Д и П. Например, ДеПо. Во втором слове должны быть буквы Р и Д. Пусть будет слово “РаДио”. Получилась связка “ДеПо РаДио”. Если для запоминания вам нужна более осмысленная фраза, можете составить фразу “В ДеПо играло РаДио”.

Более 100 крутых уроков, тестов и тренажеров для развития мозга

Начать развиваться

Думаю, принцип вы поняли.

Ассоциации

Рассмотрим прием “Вешалка”. Суть его в том, что для запоминания какого-либо слова, имени, цифрового значения нам нужно навешать на него ассоциацию.

К примеру, чтобы легко запоминать различные цифровые комбинации, нам нужно привести к каждой цифре свою ассоциацию. У каждого человека ассоциации могут быть свои.

Ниже на картинке вы можете увидеть ассоциации, которые часто используются в психологических тестах.

Какие еще “вешалки” можно придумать к каждой цифре:

  • 1 – свеча, соломинка, карандаш;
  • 2 – змея, лебедь;
  • 3 – чайка, горбы верблюда;
  • 4 – парусник, флаг;
  • 5 – ладонь, морской конек;
  • 6 – улитка, мешок;
  • 7 – коса, бумеранг;
  • 8 – снеговик, песочные часы;
  • 9 – зонтик, лейка;
  • 0 – блюдце, солнце.

Главное – выбрать единую для себя шкалу ассоциаций и пользоваться только ей одной. Иначе вы еще больше запутаетесь.

Давайте зашифруем число 48, взяв за основу значения с картинки. Представьте, как на стуле лежат очки, и произнесите: “Я сижу на стуле и ищу очки”.

Метод ассоциаций можно использовать и при запоминании имен. К примеру, вы никак не можете запомнить имя учителя истории Даниила Львовича. Имя можно связать, например, с известным актером Данилой Козловским. А отчество проассоциировать с главным хищником саванны – львом.

Чтобы запомнить фамилию, ее также можно привязать к ассоциации. Например, Шишкин – еловая шишка или знаменитый художник картины с тремя медведями в лесу. Бородачев – человек с длинной бородой. И так далее.

Рифмы

С рифмой все запоминается легче. Помните школьный стишок с глаголами-исключениями?

Брить, стелить, смотреть, обидеть,

Слышать, видеть, ненавидеть,

Гнать, дышать, держать, вертеть,

И зависеть, и терпеть.

Или вот этот:

Биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам.

Рифмовать можно что угодно: списки покупок, имена коллег и даже номера телефонов. Вот пример стихотворения для хозяйки, которая собирается в магазин:

Сыр, сметана и творог,

Глазированный сырок.

Привезли издалека

Три бидона молока,

Хлеб, сосиски и капусту,

Чтобы в доме было густо.

А чтобы запомнить цифры, нужно присвоить им определенные рифмы. Ниже я приведу примеры, а ваша задача – выбрать по одному слову и заучить их, чтобы потом быстро применять в своих четверостишиях.

Можно использовать такие рифмы:

  • ноль – моль, кроль, пароль, позволь, фасоль, консоль;
  • один – господин, середин, осин, половин;
  • два – голова, слова, трава, ботва;
  • три – пузыри, жюри, сухари, пари, собери, от зари;
  • четыре – в квартире, в мире, шире, в эфире;
  • пять – сказать, кровать, ломать, гулять, понять;
  • шесть – честь, жесть, не счесть, заесть, тесть;
  • семь – схем, шлем, темь, съем;
  • восемь – спросим, осень, носим, оземь, морозим;
  • девять – делать, веять, деверь, левый.

Созвучие

Эта техника пригодится при изучении иностранных и просто сложных для запоминания слов. Многие английские слова созвучны с русскими словами.

Слово look в переводе означает “смотреть” и по звучанию напоминает русское слово “лук”. Запомнить перевод можно так: когда мы чистим лук, глаза начинают слезиться и нам трудно смотреть.

Еще пример. Словосочетание living room переводится как “гостиная”. Первое слово созвучно с нашим “ливень”. Можно представить такую ситуацию: на улице идет ливень, нам приходится сидеть в теплой гостиной.

Слово competitor похоже на “композитор” и переводится как “соперник, конкурент”. Представьте себе двух конкурирующих композиторов, которые борются за звание автора лучшего музыкального произведения. И так далее.

А вот вам еще один хороший мнемонический способ изучения иностранных языков. Он поможет освоить свободное общение без привязки к переводу. Например, нужно быстро запомнить слово cup (чашка). Ваша задача – сразу инициировать в голове его ассоциацию. Для этого возьмите в руки чашку и несколько раз проговорите слово cup.

Точно так же с другими словами. Если оно не обозначает предмет или его нет под рукой, просто воссоздайте в воображении значение этого слова и произнесите его несколько раз.

Повторения

Ученым удалось выявить оптимальную закономерность, которая помогает выучить что угодно. Если вам предстоит запомнить текст, номера телефонов, стих или любую другую информацию, учите ее в несколько подходов:

  1. Изучение.
  2. Повторение через 15–20 минут.
  3. Следующее повторение через 6–8 часов.
  4. Еще одно повторение через сутки.

Больше узнать о тренировке памяти и внимания у взрослых вы можете в нашей отдельной статье.

Как это работает?

Работа мнемотехники складывается в пять этапов:

  • Берутся абстрактные данные;
  • Происходит кодирование – между ними создаются связи;
  • Повторение, запоминание в удобной форме;
  • Расшифровка информации, декодирование;
  • Воспроизведение нужной информации, которую нужно было запомнить.

На первый взгляд схема кажется сложной, долгой. На самом деле ты выбираешь любую удобную для себя технику. А со временем и опытом процесс запоминания всё легче, он становится похож на игру.

Мнемотехника для развития памяти взрослым – программа: описание

Приемы мнемотехники

Цепочка

  • Связывание ассоциаций попарно. Пары придуманных образов составляются примерно одинаковые по размеру. После образования связи между первым образом и вторым, связь с первым образом «обрывается», а внимание переключается на второй образ. Так образуется взаимосвязь между образами. Если возникнет необходимость припомнить один из образов «цепочки», то сознание воспроизведет одновременно до пяти образов.
  • В образовании связей должна присутствовать определенная система: горизонтальная ассоциация предполагает размещение первого образа по левую сторону, вертикальная ассоциация предполагает размещение первого образа внизу. Припоминание образов должно происходить в таком же порядке.

Прием «Матрешка»

  • Механизм запоминания предполагает соединение образов парами, но в определенной последовательности: первый образ самый крупный, второй образ меньше первого, третий — меньше второго и так далее.
  • При переключении внимания на следующие образы, предыдущие складываются друг в друга. В подсознании четко видно только два образа.

Ассоциации и образы

Для того, чтобы запомнить список слов, необходимо представит эти образы и связать их в одну, пусть даже бредовую историю. Например, слова: яблоко, шар, крыса, ветер, камень. Как их запомнить через ассоциации?


Giphy

Можно составить такую цепочку: яблоко играло с шаром, крысе это не понравилось, она побежала к шару, но ветер сдул её с пути, и крыса ударилась об камень. Так, через построение связей между образами, через последовательные ассоциации ты можешь запомнить любую цепочку слов. Попробуй поэкспериментировать с более длинными и не связанными по смыслу цепочками слов.

Кроме того, это и развитие воображения и креативности.

Кому нужна мнемотехника

Данная техника полезна для всех категорий людей, но для некоторых она особенно необходима:

  • лица, желающие выучить иностранные языки. Мнемотехника поможет запомнить правила, слова и времена;
  • школьники и студенты — им приходится постоянно усваивать большое количество новой информации. Методика позволяет выделить нужные данные, написать шпаргалки и запомнить собранный материал;
  • предприниматели – их работа требует постоянного общения с деловыми партнёрами, чтобы запоминать все важные сведения, необходима мнемотехника;
  • учителя и воспитатели – мнемотехника развивает ораторские способности, поэтому так полезна людям данной сферы. Методика улучшает память, тем самым увеличивая кругозор этих людей, а они передают свои знания ученикам.

Цепочка

Эта мнемотехника похожа на предыдущую. Только здесь нужно представить образы предлагаемых слов, «цепляющихся» друг за друга. Используя предыдущий пример слов, получается такая цепочка: яблоко держит шар, за шар цепляется крыса, на крысу дует ветер, по ветру катится камень. Ты можешь придумать свою версию этой же цепочки, немного изменив «характер связи» слов.

Общая идея – все слова – образы должны выстроиться друг за другом по принципу сказки «репка». Важно представить образы, как именно они «держатся». Тогда вся цепочка запомнится.

Виды мнемотехники

В данной методике выделяется 6 направлений:

  • народная – каждый человек в течение жизни создаёт свой способ запоминания. Приёмы данного вида обычно закладываются в детском саду, школе и университете. Дети, не умеющие читать, воспринимают всё новое с помощью визуализации. При запоминании алфавита, номера телефона, адресов или торжественных дат, люди используют приём кодирования созвучия. Часто мы ищем закономерности или применяем приём привязки. Народная мнемотехника – самое распространённое направление, но отличается низкой эффективностью;
  • классическая – вид мнемотехники, который изначально использовали племена Майя и жители древней Греции. Чтобы научиться запоминать длинные тексты и повысить свои способности в ораторском искусстве, применялась классическая мнемотехника. Сначала это была система внутреннего письма, а далее появился метод Цицерона. Он заключался в выделении объектов на улице или в хорошо освещённом помещении и закреплении на них нужной информации. Потом было решено запоминать новые сведения с помощью зрительных образов: основные, в которые вкладывалась суть и вспомогательные для установки последовательности. В дальнейшем последователи классической мнемотехники разделились на 2 группы: одни использовали образные коды, а другие решили разрабатывать альтернативные методы, так как имели сложности с визуализацией. Люди, имевшие сложности с воображением, стали первооткрывателями педагогической мнемотехники;

  • педагогическая – она продвигалась Петром Рамусом в 16 веке в Англии. Педагогическая техника была более проста и понятна, потому что не ставила высоких требований и не требовала визуализации. Её суть заключалась в переписывании текстов из учебников в тетради, перечитывание материала и постоянное чтение вслух. Такая методика сохранилась до современных дней и часто используется в школах и высших учебных заведениях. Установлено, что классический вид намного эффективнее, но педагогическая техника пользуется большим спросом и легче воспринимается;
  • цирковая – классическая мнемотехника тесно переплетается с цирковой (эстрадной). Данный вид основан на преображении информации в жесты, мимику, слова, интонацию голоса. Суть заключается не в запоминании данных, а в их передаче с помощью задуманных приёмов и действий;
  • спортивная – подобное направление используется профессиональными мнемонистами, участвующими в соревнованиях. Участники оцениваются по скорости запоминания и по объёму усвоенной информации. Обычно такие спортсмены типизируются на каком-то одном виде данных. Самым сложным считается запоминание произносимым чисел, так как это делается его 1 раз;
  • современная – это направление базируется на теоретических данных и различных исследованиях. Современное направление собрало нужную информацию из других видов, соединив наиболее важные методики в единое целое.

Метод локаций

Этот способ считается самым продвинутым. Чтобы запомнить цепочку слов, ты просто помещаешь эти образы у себя дома. Для начала представь, что каждая «локация» твоего жилища соответствует номеру. Например, входная дверь – 1, коврик на пороге – 2, полка для обуви – 3, вешалка для одежды – 4, тумбочка в прихожей – 5.


Фото автора Samson Katt: Pexels

А теперь «спрячь» образы у себя в прихожей. На дверь повесить яблоко, на коврик на пороге положить шар, на полку для обуви посадить крысу, между куртками на вешалке гуляет ветер, а в тумбочке в прихожей лежит камень. Так, соединяя знакомое и новое вместе, ты легко запомнишь цепочку из слов.

Ты можешь тоже самое проделать с маршрутом до работы, или любимого магазина. Распределить знакомую дорогу по локациям, и за каждой закрепить какое-то слово – образ. Похоже на детскую игру в «казаки – разбойники».

Почему важно тренировать память

Тренировка памяти позволяет поднять активность мозговой деятельности, что влияет на физическое и психическое здоровье человека.

Качественное усвоение информации поможет:

  • выучить иностранный язык;
  • устроиться на хорошую и высокооплачиваемую работу;
  • научиться анализировать и оценивать ситуацию, строить планы.

Когда снижается память, уменьшается кровоснабжение головного мозга, в итоге снижаются интеллектуальные способности. Чтобы в клетки мозга поступала глюкоза, необходимо заниматься интеллектуальной и творческой деятельностью. Подобный энергообмен налаживает процессы кровообращения, что благотворно влияет на работу головного мозга.

При снижении интеллектуальной нагрузки увеличивается риск развития болезни Альцгеймера. Чтобы этого не произошло, стоит тренировать свою память. Активное усвоение новой информации повышает потребление глюкозы, в итоге сжигаются калорий, не превращаясь в жир.

Мнемокомната Цицерона

Это метод запоминания оратора Цицерона. Он никогда не использовал в своих выступлениях шпаргалки, воспроизводя по памяти множество фактов, цитат, исторических дат и имён. При подготовке к выступлениям Цицерон прогуливался по своему дому и мысленно размещал в нём ключевые моменты выступления. Этот приём назвали мнемокомнатой.

Для того, чтобы запомнить нужный объём информации, например тебе необходимо выучить несколько дат и событий перед выступлением (на работе или экзамене), нужно распределить эти факты и даты по квартире или дому. Тебе нужно создать определённую последовательность рассказа – какой факт за каким идёт, последовательность событий. Затем тебе нужно выбрать определённый маршрут в квартире.

Проходя его, в определённых уголках комнат, ты будешь вспоминать кусочки целого рассказа. Например, первое событие будет «храниться» у окна твоей комнаты, второе – на кровати, третье – в комоде, четвёртое – в шкафу, пятое – на пороге, и так далее, в зависимости от объёма фактов.


Фото автора Karolina Grabowska: Pexels

В процессе заучивания ты можешь записывать информацию как бы порционно, и раскладывать по нужным местам. Важно соблюдать в точности маршрут, а не просто раскидать факты по полкам. Так происходит кодирование. Вспоминая маршрут, ты сможешь рассказать всю череду событий и фактов, дат и имён.

Курсы и тренажеры по мнемотехнике

Сейчас в интернете можно найти массу разных тренировочных сервисов и курсов по развитию памяти. Я выбрала самые известные и удачные, чтобы облегчить вам поиск.

Мнемотехники – 4brain

Мнемотехники – онлайн-программа от интеллектуального клуба 4brain. Она рассчитана на 5 недель и состоит из 16 уроков. Усваивать информацию очень удобно, поскольку на каждый урок отводится всего 20–30 минут.

Вы научитесь легко и быстро запоминать:

  • даты и события;
  • имена и лица людей;
  • любые числа и номера телефонов;
  • списки дел и покупок;
  • иностранные и другие незнакомые слова;
  • стихотворения.

Помимо новых навыков вы получите:

  1. Конспект с полезными заметками и ссылками.
  2. Статистику персонального прогресса.
  3. Диплом от платформы.

Стоимость участия со скидкой – 1 990 рублей.

Мнемотехники – Викиум

Мнемотехники – курс от популярной платформы с тренажерами для мозга. Он включает:

  • 7 уникальных онлайн-тренажеров;
  • программу развития памяти;
  • готовый набор ключевых методик для легкого запоминания;
  • тесты.

Вы научитесь:

  • помнить все пароли и коды;
  • поздравлять близких с днем рождения без опоздания;
  • моментально запоминать стихи;
  • держать в голове все договоренности;
  • запоминать номера мобильных телефонов на слух.

Со скидкой курс стоит 990 рублей.

Мнемотехника: как легко запоминать информацию для 5–11 классов – Фоксфорд

Курс Мнемотехника: как легко запоминать информацию для 5–11 классов сейчас можно посмотреть в записи. Всего 12 занятий. Они состоят из теории, вебинаров и домашних заданий. Программа будет полезна ученикам средней и старшей школы, а также всем, кто хочет улучшить показатели своей памяти.

На занятиях вы узнаете, как запоминать:

  • формулы;
  • имена;
  • лица;
  • стихи;
  • любые цифровые данные;
  • иностранные слова.

Стоимость курса – 2 990 рублей. Доступна рассрочка. Чтобы понять, как работает курс, можно бесплатно посмотреть вводное занятие.

Рифмизация

Существуют приёмы запоминания через звучание. Например, какое-то сложное правило или закон физики проще запомнить с помощью смешного стишка: «Тело, впернутое в воду, выпирает на свободу с силой выпертой воды телом, впернутым туды», так звучит закон Архимеда. Учить это точно легче, да и запомнится такая хохма надолго.

Или, например, при изучении иностранных языков. Многие иностранные слова созвучны с русскими и этим можно воспользоваться, создавая ассоциативные связи. Например, французский глагол travailler означает «работать». По звучанию он похож на наше русское слово «трамвай». Трамвай движется по заданным рельсам, это можно легко связать со смыслом «работать». Или звучание французского «травайе» близко к слову «труд». Так и запомнится.

Используя эти популярные и простые методы запоминания, ты можешь учить языки, точные науки, запоминать большие объёмы информации. Отличная память экономит время, силы и помогает быть более успешной и эрудированной.

От древних правил до новых техник


Источник
Практически все классические техники тренировок памяти можно найти в учебнике латинской риторики «Rhetorica ad Herennium», написанном где-то между 86 и 82 г. до н.э. Смысл этих техник заключается в том, чтобы взять неудобную для запоминания информацию и превратить ее в легко усваиваемые образы.

В повседневной жизни мы не обращаем внимания на банальные вещи и часто действуем в автоматическом режиме. Но если мы увидим или услышим что-то исключительно необычное, огромное, невероятное или смехотворное, то запомним случившееся гораздо лучше.

В «Rhetorica ad Herennium» подчеркивается важность целенаправленного осознанного внимания, различая естественную память и искусственную. Естественная память — это память, заложенная в уме, которая рождается одновременно с мыслью. Искусственная память укрепляется тренировкой и дисциплиной. Можно провести такую аналогию: естественная память — это аппаратное обеспечение, с которым вы родились, а искусственная — программа, с которой вы работаете.

Со времен Древнего Рима мы не далеко продвинулись в искусстве запоминания, но если у вас есть сложности с классической методикой (а такое случается часто), обратите внимание на несколько новых техник. Например, известный майндмэппинг построен на визуальных элементах, которые нашему мозгу проще усвоить.

Другой популярный способ успешно закодировать информацию в мозге — использовать музыку.

Запомнить песню намного проще, чем длинную строку из слов или букв, например, пароль банковского счета (по этой же причине рекламодатели часто используют навязчивые джинглы). В сети можно найти множество песен для разучивания. Вот песенка, которая поможет вам выучить все элементы периодической таблицы Менделеева:

Интересно, что с точки зрения памяти запись, сделанная от руки, лучше усваивается, чем компьютерная. Рукописание стимулирует клетки мозга, так называемую ретикулярную активирующую систему (RAS). Она представляет собой большую сеть нейронов с разветвленными аксонами и дендритами, составляющими единый комплекс, который осуществляет активацию коры головного мозга и контролирует рефлекторную деятельность спинного мозга.

При срабатывании RAS мозг уделяет больше внимания тому, что вы делаете в данный момент. Когда вы пишете от руки, ваш мозг более активно формирует каждую букву по сравнению с набором текста на клавиатуре. Кроме того, создавая запись вручную, мы склонны перефразировать информацию, включая тем самым более активный вид обучения. Таким образом, запомнить что-то, если записать это от руки, становится проще.

Наконец, для лучшего запоминания следует активно работать над сохранением полученной информации. Если не освежать память, в течение нескольких дней или недель данные просто сотрутся. Самый эффективный способ удержать воспоминания — делать интервальные повторения.

Начинайте с коротких интервалов запоминания — от двух до четырех дней между тренировками. Каждый раз, когда вы что-то успешно выучите, увеличивайте интервал: девять дней, три недели, два месяца, шесть месяцев и т.д., постепенно двигаясь к интервалам в годы. Если вы что-то забыли, снова приступайте к коротким интервалам.

Основы работы с мнемотехникой

Несмотря на нюансы в запоминании разной информации, вся мнемотехника сводится к двум основным шагам:

  1. подобрать тому, что запоминаем, образом,
  2. прочно соединить в воображении объект запоминания с этим образом.

Образ

— тот самый стержень, на котором всё держится. Наша задача сделать так, чтобы он сам врезался в память. Чтобы этого добиться, образ должен быть:

  • большим и объёмным, даже если это муха;
  • детальным — чем больше подробностей, тем лучше он запомнится;
  • ярким и разноцветным;
  • необычным — сделайте его мультяшным или дизайнерски нестандартным;
  • эмоциональным — должен вызывать страх, смех, отвращение;
  • ограниченным — образ должен иметь видимые границы, даже если это небо или океан, их можно представить в окне или иллюминаторе.

Немного практики:

представьте блоху. Приблизьте её и увеличьте до размеров танка. Разглядите внимательно: выпученные глаза разного размера смотрят в противоположные стороны, длинные ресницы накрашены, на мохнатых лапах подковы. Окрас как у мухомора, на голове — бантик.

Чем нелепее картинка, тем лучше вы её запомните. Потренируйтесь представлять в том же духе разные объекты: стул, компьютер, настенные часы, лужу. Когда будет легко получаться, можно переходить к следующему этапу — соединению образов.

При соединении образов соблюдайте несколько простых, но важных принципов:

  • одинаковость — образы должны быть одинакового размера, даже если вы соединяете слона и горошину;
  • прочность — скрепляйте их как можно прочнее: поможет использование воображаемого скотча, гвоздей, степлера, верёвки и тому подобного;
  • деформация — должен возникнуть новый контур: если вы сажаете собаку в машину, то пусть её голова пробьёт крышу, а лапы — днище. Так возникнет новый силуэт, который будет сложно забыть;
  • действие — добавьте взаимодействия: пусть что-то треснет, испачкается или погнётся.

Немного практики:

соедините окно и лампу, рояль и кефир, попугая и автомобильную шину.

Представление и соединение образов — базовые навыки. Освоив их, можно переходить к выбору метода запоминания.

Определение

Мнемотехника (мнемоника) ― перечень методик и техник, которые помогают запомнить различные типы информации.

В основе мнемотехники лежит принцип визуализации абстрактных объектов, которые заменяются конкретными понятиями или образными определениями. Для легкого и быстрого запоминания необходимой информации нужно ассоциативно связать ее с каким-либо зрительным представлением, звуковым образом или ощущением. Ассоциации ― установление связей с известными образами и явлениями.

Особенности применения

Достичь результатов во время занятий по мнемотехнике можно, если соблюдать основные правила использования методики.

  • Последовательность. Нельзя начинать занятия со сложных заданий. Сначала работают с мнемоквадратами, единичными изображениями, затем с мнемодорожками и мнемотаблицами.
  • Нормирование. Детям не показывают больше двух таблиц в день, а количество изображений в каждом блоке должно быть не более 9 штук. Слишком большое количество информации ребенку сложно усвоить, поэтому занятия будут неэффективными.
  • Красочность. Картинки должны заинтересовать ребенка своим внешним видом. Используют яркие цвета, сочные и выразительные изображения. Таблицы в черно-белой гамме не смогут привлечь внимание детей и оказать нужное воздействие, их можно применять только для ребят старшего дошкольного возраста.
  • Эмоциональность. Дети должны чувствовать позитивную энергетику таких занятий.
  • Разнообразие. Картинки или серии изображений для одного занятия должны быть на разные темы. К однотипным тренировкам ребята быстро потеряют интерес. Также желательно подбирать таблицы, которые требуют разных действий. Например, первые рисунки помогают запомнить последовательность приема пищи, а следующая группа — рассказать о том, как передвигаются насекомые.
  • Никаких принудительных мер: просто игра. Проводить занятия можно только тогда, когда дети с удовольствием и интересом вовлекаются в процесс. Все должно происходить в игровой форме. Если внимание малышей угасает, лучше прекратить урок и продолжить в другое время.

Достаточно придерживаться этих простых принципов, чтобы достичь максимальных результатов в обучении.

Запоминание иностранных слов

Как мы помним из статьи «Мнемотехника для начинающих: упражнения дома» запоминание происходит через образ, который ассоциируется с объектом, который надо запомнить, создавая некоторую связку, которую мы визуализируем.

При запоминании иностранных слов действуем аналогичным образом. Берем слово, и прежде всего, запоминаем его произношение. Важный момент. Мы, прежде всего, запоминаем звучание слов. Так мы сможем говорить. А читать и писать научимся позже.

Итак, как же мы запоминаем слова:

  1. По произношению либо у нас сразу возникает образ, либо мы ищем такой образ, который будет созвучен этому слову. Например, бёрд (птица) будет созвучно бёрн (энергетический напиток, который окрыляет), дроу (рисовать, тащить) похоже на дрова, и так далее.
  2. Следующим этапом связываем перевод запоминаемого слова и ассоциацию. Бёрн окрыляет – птица. Дрова тащат в дом – тащить.
  3. Визуализируем связку: произношение – ассоциация – перевод.
  4. Проверяем, воспроизводит ли наша связка перевод слова и наоборот.

С какого возраста используют?

Обучение детей с помощью мнемотехники можно начинать с самого раннего возраста. Знакомство с упражнениями для детей начинается с простых приемов.

Сначала используют мнемоквадраты, познакомить с которыми можно малышей в трехлетнем возрасте. На первых занятиях дети изучают несложные изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание или простую фразу. Можно помещать в квадрат картинки и разучивать стихотворения с движениями.

Позже, в 4-5 лет, малыши знакомятся с мнемодорожками — систематизированными картинками из четырех рисунков. С помощью таких изображений формируется понятие о последовательностях. Благодаря групповым иллюстрациям можно легко рассказать небольшой рассказ, запомнить этапы мытья рук, процесс одевания или умывания.

С детьми 6-7 лет начинают изучать мнемотаблицы, которые позволяют выполнять более сложные действия:

  • пересказывать различные произведения;
  • заучивать стихотворения и сложные слова;
  • отгадывать и загадывать загадки;
  • находить к словам рифмы;
  • придумывать сказки или рассказы;
  • распределять предметы в группы по определенным признакам;
  • изучать числа;
  • знакомиться с основными правилами безопасности жизнедеятельности и поведения в различных местах, способами самообслуживания.

Дети учатся правильно и красиво излагать свои мысли, использовать в речи новые слова. Происходит развитие внимания и сообразительности, улучшается способность выделять главное и сравнивать.

Учимся весело и с удовольствием. Глава для детей

Мнемотаблицы служат прекрасным материалом и способом развить связную речь у детей. Они положительно влияют на обогащение словарного запаса, написание рассказов, при предсказывании литературы. Дети, которые пользуются мнемотехникой показывают более стабильные и лучшие результаты в отгадывании и загадывании загадок, заучивании стихов и текстов.

Применяйте мнемотехнику в учебе. Родители, освойте ее сами и вместе с Вашим ребенком. Это Вас еще больше сблизит, придаст авторитет, и добавит в учебу игру и азарт. Перестанет быть скучным и нудным. Ребенку станет интересно учиться. Ну и Вы будьте креативнее. Найдите что Вашему ребенку интересно и, исходя из его интересов, действуйте.

Например, если Ваше чадо дни напролёт просиживает в компьютерной игре «Танчики», то воспользуйтесь этим. Предложите ему узнать, где проходили бои. И, изучая таки образом историю, научите его, как бы между делом, мнемотехническим методам запоминания названий местности и дат. Ваш ребенок увидит, что учиться не нудно, как его заставляют в школе, а весело, да еще и то, что ему интересно. И дальше процесс пойдет еще легче.

Какие мнемотехники самые лучшие и подходят для детей 1-4 классов?

У маленького ребенка до 3 лет память — губка. Впитывает все. Потом она становится избирательной, подверженной интересу. К 7 годам память формируется, но она все еще непроизвольная. И для обучения в начальной школе ребенку требуется помощь, так называемая мнемотехника для детей 1 — 4 классов.
Ведь нужно быстро и много запоминать, учить стихи, правила, осваивать программу. Да и не только программу. Практически все дети ходят дополнительно в кружки, где память просто необходима.

А дальше больше. Увеличивается объем изучаемого материала и нужно что-то срочно делать с навыками запоминания. И родителям лучше сразу помочь ребенку научиться эффективно запоминать информацию с помощью разных специальных средств.

Кроме того, используя мнемотехнику, мы «убиваем» сразу нескольких зайцев. Мы быстро, весело и много запоминаем, сохраняем надолго информацию, развиваем память и контролируем полностью процесс запоминания.

Ну и самое главное, мы тренируем внимание и мышление. Именно такими средствами я хочу с вами поделиться.

Содержание статьи:

Мнемотехника простыми словами

Самые простые приемы мнемотехники для детей 1-4 классов

  • Самый легкий способ — рифма и ритм
  • Куда приведут перегруппировки?
  • Эти страшные последовательные ассоциации
  • Каляки-маляки?
  • Поиграем со звуком?
  • Это место занято?
  • Как подвижно учить стихотворения?
  • Куда бы повесить слово?
  • Шифруем информацию

Какая самая лучшая мнемотехника?

Упражнения мнемотехники для начинающих

Мнемотехника для развития памяти взрослым предусматривает простые упражнения, подходящие для начинающих:

  • придумать стихотворение с содержанием нужного материала;
  • воспроизвести стихотворение или прозу, представляя героев, ощущения, цвета, голоса;
  • запомнить личные данные – фамилию и сопоставить ассоциации. Например, Каменев – камень, Горбулин – горб, Мыльников – мыло;
  • присвоить запоминаемому объекту название предмета из личной комнаты.

Списки дел и календарь в голове

Чтобы стать победителем в какой-либо игре, в первую очередь необходимо знать ее правила. И если вам хочется научиться по-настоящему управлять своей памятью, то вам следует учесть, что ее язык – это образы. На этом построена вся мнемоника: все, что вам необходимо запомнить, вы должны переводить на этот специфический язык. Но каким образом, спросите вы? И это будет отличным вопросом. Мнемонику можно разделить на две части: создание образа и помещение его куда-либо. И если идеи поиска новых мест для образов, как правило, не изменяются, то для их создания используются самые различные системы. В статье мы расскажем про две из них, которые позволят создать в голове настоящий органайзер. Читать подробнее…

8

Методы мнемотехники для запоминания текстов

Цицерон, отправляясь на очередное публичное выступление, всегда шел по одной и той же дороге. Дорога была ему знакома, начиная от кустика до камушка. Ключевые слова, с которых начинались блоки, на которые делил тексты Цицерон, он произносил в уме в тех местах, которые помнил по маршруту.

Для запоминания текстов, выучите маршрут, по которому идете каждый день на работу или в школу. Ключевые слова следует связать с точками дороги, которую вы помните наизусть. Текст хорошо разделить на абзацы или главы, небольшие части. Тогда вы сможете удивить своих друзей и преподавателей, рассказывая текст без ошибок.

Упражнения для развития памяти для школьников

Для детей старшего возраста, которые уже примерили на себя портфели, подойдут способы сложнее.

Для работы с ребенком понадобятся дополнительные атрибуты: картинки, фломастеры, карандаши и карточки. Сделать их легко самостоятельно из бумаги и картона.

Попробуйте несколько методов для улучшения памяти школьников:

  • Последовательный ряд. Постройте из пяти карточек цепочку. Оставьте с ребенком, пусть он запомнит цветную последовательность в течение 15 секунд. Через это время попросите ученика отвернуться, смешайте карты. Задача ребенка – повторить точную комбинацию.
  • Оценка ситуации. Для метода можно взять обычную детскую книгу с яркими картинками. Откройте страницу, где происходит действия. Дайте детям на изучение от 30 секунд. Попросите ученика рассказать подробности иллюстрации, задавайте вопросы, где находились важные и мелкие детали.
  • Фигурные запоминания. На 5-6 листах бумаги нарисуйте различные фигуры, отличий между картинками должно быть не более двух. Покажите изображение ребенку: он должен запомнить только одно, на которое вы укажите. После изучения попросите ученика закрыть глаза, перемешайте все рисунки. Задача: найти первоначальную иллюстрацию.

Важно! Чередуйте упражнения, рисуйте на новое занятие другие картинки. Каждый раз задание должно усложняться.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]