Жизнь человека и его трудовую деятельность невозможно представить без общения с другими людьми. Те связи, которые имеют место практически ежедневно, представлены разнообразными общностями или группами. Самые небольшие из них являются начальными ячейками общества и составляют первооснову всех прочих составляющих его элементов. В малой группе можно увидеть проявление реалий жизни, взаимоотношений и деятельности большинства людей. В ней имеют место и различные социально-психологические процессы. Они и являются для каждого из ее членов частью духовной атмосферы, в которой им приходится жить и работать.
Психология группы или коллектива формирует у людей некоторые общие потребности, идеалы, интересы и т. д. Они-то, прежде всего, и являются теми регуляторами поведения деятельности, которые обуславливают активность человека общественного характера. Малые группы (коллективы) постоянно находятся в непрерывной динамике. Происходящие в них изменения выражены такими социально-психологическими процессами, как развитие и образование, принятие решений и руководство, конфликты, сплочение и т. д.
Определение понятия
Что такое психология коллектива? Под этим понятием понимают сложную совокупность социально-психологических процессов и явлений, происходящих внутри группы. На атмосферу, складывающуюся в коллективе, и на его психологию оказывают непосредственное влияние:
- стоящие перед группой людей задачи;
- те реальные условия, в которых происходит деятельность членов коллектива;
- уровень общения и взаимоотношений между людьми, решающими общие задачи.
Коллектив – это в психологии такая группа, создание которой возможно только при обозначении общих целей и потребностей. То есть тех интересов, которые будут постоянно крепнуть и усиливаться по мере ее становления и развития. Без этого вести речь о коллективе неуместно. Тогда можно говорить лишь об определенном количестве отдельных личностей.
Коллектив в психологии – это социальная среда, в которую входят абсолютно разные, непохожие друг на друга люди. У каждого из членов такой группы имеется свой характер и воспитание, способности, мировоззрение и т.д. Все это – составные части коллектива.
Особенности коллектива в психологии заключаются в том, что все эти люди связаны друг с другом. Причем они находятся в данном окружении только благодаря тому, что имеют общую цель. Для осуществления тех или иных действий, призванных запустить рабочий процесс, им приходится общаться друг с другом. Изучением особенностей такого общения и занимается психология коллектива.
С самого детства нас адаптируют к социальной среде. Она представлена детсадовской группой, школьным кругом общения, студенческим сообществом. Все эти формы являются будущими моделями трудового коллектива.
Определение, что такое коллектив
Общепринятое определение группы пришло из математики. Георг Кантон ввел понятие «множества», на которое опирается «группа». Множество – совокупность элементов, которые имеют что-то общее. Поэтому понятие «группа» или «коллектив» можно обозначить так: совокупность людей, которые связаны между собой какими-либо интересами, общественными отношениями.
Коллектив– это в психологии совокупность людей, которые соединены общими интересами, убеждениями, групповым сознанием, связаны общей работой. Такое определение дает доктор медицинских наук, психиатр и автор «Большой энциклопедии по психиатрии» Жмуров В.А.
Что такое понятие коллектив в психологии.
Автор словаря по конфликтологии Давлетчина С. Б. дает схожее определение данного понятия, но с уточнениями: социальная группа людей, которые являются психологически зрелыми, между ними сложились хорошие отношения. Таки люди работают друг с другом эффективно.
В «Прикладных аспектах современной психологии» по Н.И. Конюхову, коллектив – это общность людей. Их личные взаимодействия значимы для совместной деятельности.
Сам А.С. Макаренко отмечал, что понятие коллектива – это не про вопросы дружбы, или соседства, а про зависимую ответственность.
Теория Макаренко
Как определиться с понятием коллектива в психологии? Для этого необходимо ознакомиться с теорией Макаренко. Она довольно точно описывает суть и развитие группы людей. Особенно актуальна эта теория при рассмотрении психологии детского коллектива. Но применима она и для учебного, а также для трудового сообщества людей.
Не всякую группу можно назвать коллективом. Для его становления понадобится успешное прохождение ряда этапов.
- Первоначальное сплочение или становление. Подобную работу проводит организатор группы. Однако на первых порах эта деятельность носит формальный характер. Примером могут служить только что набранные трудовые кадры. В задачи организатора (директора, руководителя) в этом случае входит формирование единства и сплоченности людей в мотивах, целях и ценностях их общей деятельности.
- Выдвижение актива группы и усиление его роли. Для создания коллектива необходимо оформление его структуры. Ее роль отводится активу, который выполняет все указания руководителя, выдвигая при этом собственные требования участникам группы. На данном этапе происходит формирование саморегулирующейся и самоорганизующейся системы.
- Расцвет. На данной стадии каждый из участников коллектива предъявляет корректные требования ко всем остальным, а также к самому себе. Этот этап становления организованной группы людей позволяет говорить о ней как о средстве развития и самореализации, а также нравственного становления личности каждого из ее участников. О расцвете коллектива можно говорить тогда, когда все его члены будут высказывать единство мнений, обладая общим опытом, устойчивостью суждений и взглядов. Такая организованная группа людей будет оказывать непосредственное влияние на каждую личность.
- Переход к самовоспитанию. Каждый из участников коллектива на данном этапе его становления начинает сам предъявлять требования к себе, а их выполнение становится для людей их внутренней потребностью, которая обязательно должна быть удовлетворена.
Виды коллектива
Коллективы бывают однородные и неоднородные по своему составу. Это может касаться чего угодно: пола, возраста, социального и материального статуса, образования, профессии.
Разнородным (гетерогенным) коллективам проще решать сложные задачи, ситуации мозгового штурма. Они менее конфликтны, чего нельзя сказать о гомогенных коллективах (однородных). Почему так? В гомогенных коллективах выше конкуренция, хотя и лучше взаимопонимание, а также быстрее происходит сплочение. Еще острее конкуренция ощущается в женском гомогенном коллективе.
Существует еще несколько классификаций коллективов.
По структуре
- Функциональные (разделение труда и обязанностей).
- Политические (принадлежность к каким-либо группам).
- Социально-демографические (разделение по полу, возрасту, статусу).
- Социально-психологические (симпатии и антипатии).
- Поведенческие (степень активности).
- Мотивационные (факторы, побуждающие к активности).
По статусу
Принято выделять официальные и неофициальные коллективы. То есть взаимодействие первых прописано на бумаге (устав, договор, инструкция). Неофициальные коллективы скреплены только практикой.
По характеру внутренних связей
Формальные и неформальные коллективы. Первые возникают на основе официального распределения. В неформальных коллективах взаимоотношения складываются спонтанно, сами собой. Эти границы могут быть в рамках одного коллектива, притом часто они не совпадают.
По продолжительности жизни
В рамках этого разделения говорят о временных и постоянных коллективах. Первые собираются для решения одной конкретной задачи, вторые функционируют продолжительное время и решают множественные задачи.
По степени свободы участников
Речь идет как о свободе входа/выхода из коллектива, так и об активности участия (посещаемости встреч, участии в мероприятиях).
По функциям
- Ориентированные на достижение коллективной цели.
- Коллективы, деятельность которых направлена на само общение и интересы участников.
По размеру
- Большие коллективы. В них люди мало знают друг о друге, каждый участник выполняет много обязанностей, больше отдаленность от участников, но выше шанс получить совет и очевиднее общие и частные цели. Такие коллективы экономичнее.
- Малые коллективы. В них участники хорошо знают друг друга, но выполнение задач усложняется тесными эмоционально насыщенными отношениями. Обычно в малую группу входит от 2 до 5 человек. Ни одного участника нельзя заменить без ущерба и распада для коллектива. Проще всего разрушаются группы из 2-3 человек. В триаде, как правило, один участник становится лишним.
Увеличение размера группы влияет на каждого из ее участников. В малых коллективах проще установить систему самоуправления.
Традиции
Рассматривая психологию коллектива, невозможно обойти стороной и этот ее неотъемлемый и важный элемент. В любой группе людей происходит формирование собственных традиций, которые с течением времени неизменно крепнут. Под этим понятием подразумеваются определенные формы жизнедеятельности любого коллектива, которые отражают интересы, нормы и желания каждого его участника.
Традиции являются источником возникновения новых общих правил, а также сопереживания и взаимопонимания людей. При этом они бывают большие и малые. Первые из этих двух видов традиций представляют собой массовые мероприятия и события. При их подготовке и проведении у людей возникает чувство уважения и общей гордости. Малые традиции являются, как правило, ежедневными. Они позволяют выработать дисциплину, соблюдать нормы, поведенческие привычки, а также учат всех участников группы поддерживать порядок.
Управление коллективом
Есть несколько видов управления коллективом. Основная классификация приведена ниже:
- Организационное управление. Здесь преобладает диктатура. Каждый участник должен выполнять все указания лидера. Все должно быть выполнено точно и в назначенный срок. Участники коллектива не могут обсуждать или оспаривать решения лидера. От них требуется лишь вовремя исполнять приказы.
- Экономическое управление. Если перед людьми ставится определенная задача, то лидер должен мотивировать их, чтобы задачу решали эффективнее и быстрее. В трудовом коллективе, например, качестве поощрения назначают премии, продвигают по служебной лестнице.
- Психологическое управление. Такой стиль управления можно выбирать там, где господствует демократия. Здесь перед лидером стоит задача найти индивидуальный подход к каждому члену коллектива. Это нужно для того, чтобы суметь правильно организовать его работу, суметь заинтересовать человека, увлечь той задачей, которая будет ему не просто доступна к исполнению, но и интересна.
Цели
Это также один из компонентов психологии коллектива. Он представляет собой постановку общих задач. Согласно теории Макаренко, у людей всегда должна быть определенная цель. При этом автор разграничивает близкую и среднюю, а также дальнюю перспективу. Первая из этих видов целей может быть поставлена перед коллективом на каждом из описанных выше этапов развития. Главное, чтобы каждый из участников организованной группы был заинтересован в ее достижении и предвкушал результат воплощения задуманного.
Средняя перспектива предполагает собой создание общего проекта того или иного дела. Дальнюю цель, как правило, ставят на одном из последних этапов развития коллектива. Подобная перспектива обладает социально значимым характером и требует больших затрат на воплощение и организацию, сочетая в себе общественные и личные потребности. Примером такой цели является успешное окончание обучения в школе, а также определение детьми профессионального пути.
В целом подобная система должна быть выстроена таким образом, чтобы каждый из членов коллектива постоянно стремился к той или иной цели с чувством предвкушения, ожидания, с желанием выполнить поставленную задачу. Подобный процесс позволит ускорить личностное развитие всех участников группы.
Психологические теории и школы
Так как А.С. Макаренко считается одним из четырех всемирно известных специалистов, которые сформировали педагогическое мышление еще в 20 веке, его теория о коллективах считается самой известной. Принципы педагогического подхода по Макаренко частично используются до сих пор.
Его теория применима в основном для людей с девиацией, но также она подходит и для трудовых коллективов.
По мнению Макаренко, не любая группа людей может стать коллективом.
По его теории общность проходит этапы, которые создают коллектив:
- Сначала происходит сплочение людей. За данный этап отвечает руководитель этой группы людей, выбранный лидер. Группа на данный момент носит только формальный характер, люди друг друга не знают, не могут организовать свою деятельность. Задачей организатора (руководителя) является сплочение людей. У них должна появиться общая цель, мотивация работать вместе, похожие интересы. Такой прием часто используется в учебных заведениях. Например, студенты поступают на первый курс университета. Появляются группы людей, которые знакомы друг с другом, им сложно работать в одном месте. Поэтому в начале учебного года проводятся различные турпоходы, соревнования, конкурсы. Их цель – сплотить группу людей, сформировав учебный коллектив.
- Выдвижение лидера. Происходит расстановка ролей в коллективе. Появляются сильные люди, готовые вести за собой толпу. Их выбирают лидерами. Они являются главным источником связи между руководителем и остальным коллективом. Активист слушает требования руководителя и передает их коллективу. Таким образом, происходит становление самоуправления.
- Рассвет коллектива. Главная цель воспитательного метода Макаренко – становление самоуправления. На данном этапе все роли в коллективе распределены.Сплоченная группа людей имеет общую цель, поэтому им выгодно выполнять свою работу хорошо. Каждый из участников предъявляется требования к остальным и к себе, но они корректны. Больше требований предъявляется к себе. Можно увидеть, что коллектив сформировался по некоторым признакам: единство мнений, у каждого есть право голоса, общий опыт.
- Теперь воспитание переходит в процесс самовоспитания. Предъявление требований в первую очередь к себе входит в привычку. Выполнение своих обязанностей становится внутренней потребностью каждого участника коллектива.
По теории Макаренко важную часть коллективизации группы людей, в его случае трудных подростков, являются традиции. Под традициями понимаются устойчивые формы жизнедеятельности коллектива. С их помощью складываются отношения внутри группы людей, появляются общие интересы. Коллектив становится сплоченным. Но традиции могут преобразовываться, меняться в течение времени, подстраиваясь под коллектив.
К традициям по Макаренко можно отнести:
- Массовые мероприятия, при подготовке к которым участвует коллектив. Мероприятия вызывают общую гордость, уважение.
- Малые традиции, которые встраиваются в ежедневный быт. Они способствуют выработке дисциплины, режима дня. С их помощью поддерживается порядок, появляются полезные поведенческие привычки. Сюда относятся утренняя зарядка для всего коллектива, совместные перерывы.
Макаренко считал, что для того, чтобы объединить людей в коллектив, им нужно сформировать общую цель. Он выделял 3 типа целей – близкая, средняя и далекая.
В чем они заключались:
- Близкая перспектива (цель) выставлялась в любой момент времени, на любом этапе развития коллектива (этапы выше). Главное, чтобы каждый участник общины был заинтересован в достижении этой цели.
- Средняя перспектива подходит для коллективов на их рассвете. Выбирается групповой проект, который подразумевает общее дело.
- Долгосрочная перспектива. Такой вид подходит для полностью состоявшегося коллектива с налаженной внутренней структурой. Для трудовых коллективов сложных подростков, которыми занимался Макаренко, такой целью могло быть успешное обучение, выбор профессионального пути законным способом.
Признаки развитого коллектива
Когда можно говорить об окончательном формировании группы? Согласно теории психологии коллектива, созданной Макаренко, на это укажут следующие признаки:
- Наличие мажорного тона. Все участники коллектива должны проявлять позитив и оптимистичность, а также готовность к активным действиям.
- Присутствие гордости за коллектив. У каждого из его членов должно быть ощущение ценности той группы, составляющим звеном которой он является. При этом неизменно возникает чувство собственного достоинства.
- Ощущение защищенности. Им должен обладать каждый из участников коллектива.
- Дружеское единение.
- Сдержанность в словах и эмоциях.
Склонение существительного коллектив (какой падеж)
Склонение слова по падежу в единственном и множественном числах.
Падеж | Вопрос | Ед.число | Мн. число |
Именительный | (кто, что?) | коллектив | коллективы |
Родительный | (кого, чего?) | коллектива | коллективов |
Дательный | (кому, чему?) | коллективу | коллективам |
Винительный | (кого, что?) | коллектив | коллективы |
Творительный | (кем, чем?) | коллективом | коллективами |
Предложный | (о ком, о чём?) | коллективе | коллективах |
Сфера употребления
Патенты Сленг Музыка Деловая лексика Робототехника
Психологический климат
Впервые данный термин был использован Н. С. Мансуровым, проводившим изучение психологии на работе в коллективе производственного предприятия. Это понятие включило в себя тот характер эмоций, который возникал при взаимоотношениях сотрудников, и был основан на совпадении характеров, склонностей, интересов и на симпатиях.
В психологии психологический климат в коллективе рассматривается как система, состоящая из трех сфер:
- Социального климата. В этом случае имеется в виду осознание участниками группы задач и целей при соблюдении ими обязанностей и прав.
- Морального климата. Данная сфера представляет собой те ценности, которые приняты в группе, а также их согласованность, принятие и единство.
- Собственно психологического климата. Он представляет собой неофициальные отношения между людьми в коллективе.
Психология климата в коллективе как феномен обладает своими особенностями. Он создается самими людьми, которые способны влиять на него, изменяя и улучшая данную категорию.
Структура коллектива и стадии его развития
Предмет: | Воспитание |
Тип работы: | Реферат |
Язык: | Русский |
Дата добавления: | 19.09.2019 |
- Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
- Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.
Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!
По этой ссылке вы сможете найти рефераты на любые темы по воспитанию и посмотреть как они написаны:
Много готовых тем рефератов по воспитанию |
Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:
Методика организации и формирования учебно-воспитательного коллектива |
Предъявление к учащимся педагогических требований |
Дидактические и воспитательные условия формирования мировоззрения учащихся |
Понятие о коллективе. Функции коллектива |
Введение:
Теория коллектива — это научная доктрина, которая рассматривает коллектив как особую форму организации людей в обществе и определяющий фактор развития личности.
Согласно этой теории, с одной стороны, развитие личности зависит от развития коллектива, его структуры, уровня и системы отношений, сложившихся в нем. С другой стороны, активность членов коллектива, уровень их физического и умственного развития, способностей и способностей определяют образовательную силу и влияние команды. Таким образом, развитие личности и коллектива понимаются как взаимосвязанные и взаимозависимые процессы.
Понятие о коллективе
Коллектив (от лат. Collectifious — коллектив) представляет собой емкое и сложное понятие, которое не имеет однозначного определения. Итак, коллектив — это группа, совокупность людей, объединенных совместной деятельностью внутри организации. Согласно этому определению выделяются трудовые, учебные, военные, спортивные, творческие и другие коллективы. На протяжении всей своей жизни человек может быть одновременно членом нескольких коллективов.
В широком смысле коллектив — это группа людей, объединенных общими целями и задачами, которые достигли высокого уровня развития в процессе общественно значимой совместной деятельности. В коллективе формируется особый тип межличностных отношений, опосредованный не только совместной деятельностью, но и ценностными ориентациями.
Коллектив — это взаимодействующее сообщество, объединенное социально значимыми отношениями и единой социально значимой деятельностью. Латинское слово «Collectivus» переводится по-разному — группа, толпа, совместное собрание, ассоциация, группа. Не удивительно, что это стало очень нечетким. Понятно только, что коллектив — это группа людей. Но является ли какая-либо группа коллективом? Коллектив — это тип небольшой группы. Небольшие группы могут быть разными по размеру, характеру и структуре отношений, существующих между их членами, по индивидуальному составу, характеристикам ценностей, нормам и правилам отношений, разделяемых участниками, межличностным отношениям, целям и содержанию деятельности. Количественный состав группы называется ее размер, индивидуальный — состав.
Структура межличностного общения, или обмена деловой и личной информацией, называется каналами связи, морально-эмоциональный тонус межличностных отношений — психологическим климатом группы.
Общие правила поведения, которым следуют члены группы, называются групповыми нормами. Все эти характеристики являются основными параметрами, по которым небольшие группы выделяются, разделяются и изучаются.
Среди высокоразвитых небольших групп выделяются коллективы. Психология развитого коллектива характеризуется тем, что деятельность, для которой он был создан и который он практикует на практике, несомненно, имеет положительное значение для очень многих людей, а не только для членов коллектива. В коллективе межличностные отношения основаны на взаимном доверии людей, открытости, честности, порядочности, взаимоуважении и т. д. Чтобы назвать небольшую группу коллективом, она должна соответствовать ряду очень высоких требований: успешно справляться с поставленными перед ней задачами, иметь высокие моральные стандарты, хорошие человеческие отношения, создавать для каждого из ее членов возможность развиваться как человек, быть способным к творчеству и т. д. e. как группа, чтобы дать людям больше, чем сумма того же числа людей, работающих отдельно.
Считается, что такая небольшая группа психологически развивается как коллектив, в котором сложилась дифференцированная система различных деловых и личных отношений, построенная на высокой моральной основе. Такие отношения можно назвать коллективистскими. Коллективистские отношения определяются через понятия морали, ответственности, открытости, коллективизма, контакта, организации, эффективности и информационного содержания. Под моралью понимается построение внутриколлективных и внеколлективных отношений на основе норм и ценностей универсальной морали. Ответственность интерпретируется как добровольное принятие коллективом моральных и иных обязательств перед обществом за судьбу каждого человека, независимо от того, является ли он членом этого коллектива или нет. Ответственность также проявляется в том, что члены коллектива подтверждают свои слова делами, требуют от себя и друг друга, объективно оценивают свои успехи и неудачи, никогда не отказываются от начатого дела, сознательно подчиняются дисциплине, не ставят интересы других людей ниже, чем их, согласно — они принадлежат общественному благу.
Под открытостью коллектива понимается способность устанавливать и поддерживать хорошие, основанные на коллективе отношения с другими коллективами или их представителями, а также с новичками в своей команде. На практике открытость коллектива проявляется в предоставлении разносторонней помощи другим командам, не являющимся членами коллектива. Открытость — это одна из важнейших характеристик, по которой коллектив можно отличить от социальных ассоциаций, похожих на нее.
Концепция коллективизма включает в себя постоянную заботу членов коллектива о его успехах, стремление противостоять тому, что разделяет, разрушает коллектив. Коллективизм — это также развитие добрых традиций, уверенность каждого в своей команде. Чувство коллективизма не позволяет его членам оставаться безразличными, если затрагиваются интересы коллектива. В такой команде все важные вопросы решаются вместе и, по возможности, с общего согласия.
Для истинно коллективистских отношений характерен контакт. Это означает хорошие личные, эмоционально благоприятные дружеские, доверительные отношения между членами коллектива, включая внимание друг к другу, дружелюбие, уважение и тактичность. Такие отношения обеспечивают благоприятный психологический климат в коллективе, спокойную и дружескую атмосферу.
Организация проявляется в умелом взаимодействии членов команды, в бесконфликтном распределении обязанностей между ними, в хорошей взаимозаменяемости. Организация — это также способность коллектива самостоятельно выявлять и исправлять недостатки, предотвращать и быстро решать возникающие проблемы. Результаты коллективной деятельности напрямую зависят от организации.
Одним из условий успешной работы коллектива и установления доверительных отношений является хорошее знание членов коллектива, друг друга и состояния дел вколлективе. Это знание называется осознанием.
Достаточная осведомленность требует знания задач, стоящих перед командой, содержания и результатов ее работы, положительных и отрицательных сторон, норм и правил поведения. Это также включает в себя хорошее знание членов коллектива друг друга.
Под эффективностью понимается успех коллектива, решающей все свои задачи. Одним из важнейших показателей эффективности высокоразвитого коллектива является супераддитивный эффект. Это представляет способность коллектива в целом достигать результатов в работе намного выше, чем это может сделать группа людей того же размера, которые работают независимо друг от друга, не объединенные системой описанных отношений.
В действительности почти нет таких небольших групп, которые бы полностью отвечали всем перечисленным требованиям коллектива. Большинство реальных малых групп занимают промежуточное положение между слаборазвитой группой и высокоразвитым коллективом. По своим индивидуальным социально-психологическим параметрам эти группы вполне могут претендовать на звание коллектива, но они серьезно уступают другим.
Представленная модель должна рассматриваться скорее как идеал, к которому коллектив должен стремиться в процессе своего развития, чем как нечто, отражающее реальность существования малых групп.
Таким образом, коллектив представляет собой высокоразвитую небольшую группу людей, отношения в которых основаны на положительных нравственных нормах, имеет повышенную эффективность в работе, что проявляется в виде супераддитивного эффекта. Эффективность команды во многом зависит от ее социально-психологического климата.
Структура коллектива и этапы ее развития
В современной литературе используются два значения понятия «коллектив». Первое: под коллективом понимается любая организованная группа людей (например, коллектив предприятия); второе: коллектив относится только к высокоорганизованной группе.
В значении, которое приобрело название «коллектив» в педагогической литературе, коллектив — это объединение воспитанников (учеников), которое отличается рядом важных признаков.
Рассмотрим их:
- Общая социально значимая цель. У любой группы есть цель. Дело в том, какова цель, на что она направлена. Цель команды обязательно совпадает с социальными целями, поддерживается обществом и государством, не противоречит господствующей идеологии, конституции и законам государства.
- Общая совместная деятельность по достижению цели, общая организация этой деятельности. Люди объединяются в команды, чтобы вместе быстрее достичь определенной цели. Для этого каждый член команды должен активно участвовать в совместной деятельности, должна быть общая организация мероприятий. Члены команды отличаются высокой личной ответственностью за результаты совместной деятельности.
- Отношения ответственной зависимости. Между членами коллектива устанавливаются особые отношения, отражающие не только единство цели и деятельности (трудовое единство), но и единство их опыта и ценностных суждений (моральное единство).
- Общеизбранный руководящий орган. Коллектив устанавливает демократические отношения. Органы коллективного управления формируются путем прямых и открытых выборов наиболее авторитетных членов коллектива.
Некоторые из этих характеристик могут быть присущи групповым ассоциациям других типов (ассоциациям, корпорациям и т. д.), Но особенно четко они проявляются только в коллективных организациях.
В дополнение к вышеупомянутым особенностям, команда отличается и другими очень важными особенностями. Это характеристики, отражающие внутригрупповую атмосферу, психологический климат, отношения между членами команды. Одной из этих характеристик является сплоченность, которая характеризует взаимопонимание, безопасность, «чувство локтя» и участие в команде. В хорошо организованных группах проявляются взаимопомощь и взаимная ответственность, доброжелательность и самоотверженность, здоровая критика и самокритика, конкуренция. Группа формально сотрудничающих людей может обойтись без этих качеств; коллектив без них теряет свои преимущества.
В коллективе, который обладает всеми этими характеристиками, формируется другая система отношений к работе, людям, их личным и социальным обязанностям. В дружном, сплоченном коллективе система отношений определяется разумным сочетанием личных и общественных интересов, умением подчинять личность публике. Такая система формирует четкую и уверенную позицию каждого члена команды, который знает свои обязанности, преодолевает субъективные и объективные препятствия. Наиболее устойчивым звеном в официальной структуре школьного коллектива является коллектив класса, в рамках которого осуществляется основная деятельность школьников — обучение. Именно в коллективе класса между учениками формируется плотная сеть межличностных отношений и отношений. Благодаря этому он играет роль на основе которой, формируются различные школьные группы.
Для практической работы в школе большое значение имеет вопрос о структуре коллектива и его органов. Опыт показывает, что в общешкольном коллективе должно быть не более 400-500 учеников. Кроме того, он напрямую не влияет на каждого человека в отдельности. Это делается только через первичную команду, то есть ту, в которой ученики находятся в постоянном деловом и межличностном взаимодействии.
При организации коллективной жизни школьников необходимо стремиться к сочетанию различных форм первичных коллективов, некоторые из которых могут быть постоянными, а другие — временными. По характеру деятельности разнообразие первичных коллективов можно разделить на три группы: организованные на основе разнообразных, в том числе образовательных, видов деятельности (классы, подразделения и т. д.); организованный на основе какого-либо одного вида деятельности (кружки, секции, клубы и т. д.); организованный на основе игровых и других мероприятий в сообществе. Согласно возрастному составу первичные коллективы могут быть одного возраста и разных возрастов. Принципиально важно, чтобы сочетание первичных коллективов было таким, чтобы оно позволяло наилучшим образом решать не только практические, но и на этой основе образовательные задачи, стоящие перед педагогической системой.
Успешное функционирование детского коллектива требует наличия органов, которые координируют и направляют деятельность для достижения общих целей. Основным органом коллектива является собрание учеников. Для решения оперативных задач, как правило, формируется актив и избирается старейшина. Во многих случаях временные и коллективные органы (советы, штаб-квартиры) создаются для организации и проведения любого мероприятия. К ним относятся избранные или уполномоченные студенты, которым основная команда поручает планирование, разделение задач, проверку эффективности и другие функции управления.
Проецируя выбранные черты коллектива в школьный класс, мы приходим к выводу, что студенческий коллектив — это группа учеников, объединенных общей социально значимой целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющими общие выборные органы и отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, взаимной зависимостью с безусловным равенством всех участников в правах и обязанностях.
Наиболее ярким представителем русской педагогики, развивающим теорию коллектива, был А.С. Макаренко. Он написал многочисленные педагогические и художественные работы, в которых методология коллективистского образования была разработана в деталях. Учение А.С. Макаренко содержит подробную технологию для поэтапного формирования команды. Он сформулировал закон жизни коллектива: движение — это форма жизни коллектива, остановка — форма его смерти; определены принципы развития коллектива (публичность, ответственная зависимость, перспективные направления, параллельные действия); Выделены этапы (стадии) развития коллектива.
Чтобы стать коллективом, группа должна пройти сложный путь качественного преобразования. На этом пути А.С. Макаренко выделяет несколько этапов (стадий).
Формирование коллектива (этап начального ралли). В настоящее время коллектив выступает в основном как цель образовательных усилий учителя, который стремится превратить организованную группу (класс, кружок и т. д.) в коллектив, то есть в такое социально-психологическое сообщество, где отношения ученики определяют содержанием их совместной деятельности, ее целями, задачами, ценностями. Организатор команды — учитель, все требования исходят от него. Первый этап считается завершенным, когда актив распределен и заработан в команде, ученики сплотились на основе общей цели, общей деятельности и общей организации.
Теперь актив не только поддерживает требования учителя, но и представляет их членам команды, руководствуясь собственными представлениями о том, что выгодно и что наносит ущерб интересам команды. Если активисты правильно понимают потребности команды, они становятся надежными помощниками учителя.
Второй этап характеризуется стабилизацией коллективной структуры. В то время коллектив уже действовал как целостная система; в нем начали действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции. Он уже может требовать от своих членов определенных стандартов поведения, в то время как круг требований постепенно расширяется. Таким образом, на втором этапе развития коллектив уже выступает инструментом целенаправленного воспитания определенных качеств личности.
Основная цель учителя на этом этапе — максимально использовать команду для решения проблем, для которых эта команда создана. Практически только сейчас коллектив достигает определенного уровня своего развития как субъекта образования, в результате чего становится возможным целенаправленно использовать его для индивидуального развития каждого отдельного студента. В общей атмосфере доброй воли по отношению к каждому члену коллектива, высокого уровня педагогического лидерства, стимулирующего позитивные аспекты личности, коллектив становится средством развития социально значимых качеств личности.
Развитие коллектива на данном этапе связано с преодолением противоречий: между коллективом и отдельными учениками, которые опережают требования коллектива в своем развитии или, наоборот, отстают от этих требований; между общей и индивидуальной перспективой; между нормами коллективного поведения и нормами, которые стихийно развиваются в классе; между отдельными группами студентов с разными ценностными ориентациями и т. д. Поэтому при развитии коллектива прыжки, остановки, развороты неизбежны.
Их отличает ряд особых качеств, достигнутых на предыдущих этапах развития. Чтобы подчеркнуть уровень развития коллектива на данном этапе, достаточно указать уровень и характер требований, предъявляемых друг к другу членами коллектива: более высокие требования для себя, чем для своих товарищей. Уже одно это свидетельствует о достигнутом уровне воспитания, стабильности взглядов, суждений, привычек. Если коллектив достигает этой стадии развития, он формирует целостную, нравственную личность. На этом этапе коллектив превращается в инструмент индивидуального развития каждого из ее участников. Общий опыт, одинаковая оценка событий — главная особенность и самая характерная черта коллектива на третьем этапе.
Процесс коллективного развития не рассматривается как плавный процесс перехода от одного этапа к другому. Между этапами нет четких границ — в рамках предыдущего создаются возможности для перехода к следующему этапу. Каждый последующий этап этого процесса не заменяет предыдущий, а как бы добавленный к нему. Коллектив не может и не должн останавливаться в своем развитии, даже если он достиг очень высокого уровня. Поэтому некоторые педагоги различают четвертый и последующие этапы движения. На этих этапах каждый ученик благодаря устоявшемуся коллективному опыту ставит перед собой определенные требования, выполнение его нравственных норм становится его потребностью, процесс обучения переходит в процесс самообразования.
В настоящее время разработан другой подход (Л.И. Новикова, А.Т. Куракин и др.) для определения этапа развития коллектива, в рамках которого признается, что не только требования, но и другие средства могут объединять детей.
В последние десятилетия наметилась явняя тенденция называть коллективом группой людей с высоким уровнем развития, характеризующихся сплоченностью, интегративной деятельностью и коллективистской ориентацией. Наиболее значимым качеством группы является уровень ее социально-психологической зрелости. Именно высокий уровень такой зрелости превращает группу в качественно новую социальную формацию, новый социальный организм в коллективную группу.
Нижний уровень коллективного образования представляет собой конгломератную группу, то есть группу ранее непосредственно незнакомых детей, пойманных (или собранных) в одном пространстве и в одно и то же время. Но отношения и взаимодействия поверхностны и ситуативны (например, группа парней, которые только что приехали в летний оздоровительный лагерь из разных мест и собрались вместе). Если группа получает свое имя, то происходит ее номинализация (номинальная группа). В этом случае цели, виды деятельности, условия взаимодействия с другими группами и т. д. присваиваются ему извне. В то же время номинальная группа может оставаться конгломератной группой, если объединенные в нее лица не принимают эти цели и условия, даже если нет даже формальной межличностной ассоциации, но такие случаи редки в школьной практике.
Если произошло первоначальное объединение, дети приняли статус «первичного коллектива», цели каждого человека в группе проецируются заданием, группа поднимается на один шаг — она становится ассоциативной группой. На этом уровне начинается единая жизнедеятельность группы, появляются первые зародыши ее коллективного образования, закладываются первые кирпичи формирования ее структуры как коллектива. Совместная жизнедеятельность в рамках официальной первичной группы дает ей возможность перейти на более высокие уровни организации и, что самое важное, меняет межличностные отношения и, при благоприятных условиях, ведет к следующему шагу — к группе сотрудничества.
Групповое сотрудничество отличается реальной и успешно функционирующей организационной структурой, высоким уровнем групповой готовности и сотрудничества. Ее межличностные отношения и ее внутригрупповое общение являются чисто деловыми, подчиненными достижению высоких результатов при выполнении конкретной задачи в конкретном виде деятельности. Ориентация и психологическая совместимость здесь вторичны и зависят от единства целей и взаимодействия. Это создает условия для перехода группы сотрудничества на следующий этап — группа-кооперации.
Группа-кооперации характеризуется высоким внутренним единством. Именно на этом уровне члены группы идентифицируют себя с ней («Моя группа»). Существуют процессы изоляции, стандартизации, внутренней сплоченности и сплоченности, которые являются внутригрупповой основой для перехода на более высокий уровень — группа автономии.
Однако группа автономии может перейти от коллектива к корпорации. Это возможно, если происходит гиперэвтонизация, если изоляция ведет к изоляции, группа изолирует себя от других групп этого сообщества, закрывает свои цели внутри себя, если она начинает противопоставлять себя другим группам и выполнять свои цели любой ценой, в том числе за счет других групп. В этом случае корпоративная ориентация проявляется как «групповой эгоизм» и групповой индивидуализм, а сама группа превращается в групповую корпорацию — ложный коллектив.
Наоборот, если группа вступает в межгрупповое общение и взаимодействие, становится органической частью более широкого сообщества, а через него и общества в целом, то в такой группе наблюдается коллективистская ориентация, и она становится коллективной группой.
Исследования показали, что эти уровни являются не только диагностическими разделами, но и этапами в процессе формирования коллектива. Итак, в летних оздоровительных лагерях для детей вы можете увидеть, как большинство подразделений переходят из конгломератных и номинальных групп через ассоциации (первые 4-5 дней 24-дневной смены) в кооперативы (примерно в середине смены) , а затем в автономные и временные команды (последняя треть смены).
А.Н. Лутошкин в книге «Как вести за собой» описывает этапы развития коллектива следующим образом: формирование и сплочение коллектива похоже на восхождение на вершину. Трудно попасть туда одному. Только вместе можно штурмовать вершину, называемую «коллективом».
Если мы предположим, что у подножия этого пика группа людей, которую мы все еще не можем назвать коллективом (хотя в жизни мы называем любую группу людей коллективом), и если этот ранг находится на вершине, этот ранг назначенный, тогда весь путь будет состоять из переходов разной сложности, каждый из которых заканчивается воображаемой станцией. Условно обозначим эти станции — ступени.
У самого подножия станции находится «Песчаная россыпь». На расстоянии одного перехода — «Мягкая глина». Примерно в середине пути к команде находится «Мерцающий маяк». Дальше дорога круче, и она ведет к «Алому Парусу». Еще один рывок, правда, самый сложный и пик — «Пылающий факел».
«Песчаная россыпь». Посмотрите на песчаную россыпь — сколько песчинок собрано вместе, и в то же время, каждая отдельно. Легкий ветерок подлетит и унесет часть в сторону, разбросав ее по площадке. Ветер будет дуть сильнее, и не будет россыпи. Это происходит в группах людей. Там тоже все как песчинка: и кажется, что все вместе, и в то же время, каждый в отдельности. Не нужно что-то «связывать», связывать людей. Здесь люди либо еще мало знают друг друга, либо просто не решаются, либо, может быть, они не хотят идти навстречу друг другу. Нет общих интересов, общих дел. Отсутствие солидного авторитетного центра приводит к рыхлости, «рассыпчатости» группы. Эта группа существует формально, не приносит радости и удовлетворения всем, кто входит в нее.
«Мягкая глина» Известно, что мягкая глина — это материал, на который относительно легко воздействовать, и из него могут быть отлиты различные продукты. В руках хорошего мастера, такая группа может быть бюро, организатором дела, этот материал превращается в умелое судно, в замечательный продукт, но он может остаться простым куском глины, если вы этого не сделаете приложить усилия к этому. Более того, когда мягкая глина находится в руках неспособного человека, она может принимать самые смутные формы. В группе на этом этапе первые попытки сплотить команду заметны, хотя они робки. Организатор не преуспевает; опыта совместной работы недостаточно. Связующее звено здесь все еще формальная дисциплина и требования старейшин. Отношения разные — дружеские, противоречивые. Ребята по собственной инициативе редко приходят друг другу на помощь. Есть закрытые дружеские группы, которые мало общаются друг с другом, часто ссорятся. Пока нет подлинных организаторских способностей или ему трудно проявить себя, потому что на самом деле некому его поддержать.
«Мерцающий маяк» В бурном море маяк как для опытного, так и для начинающего моряка вселяет уверенность: «курс выбран правильно», «так держать!». Обратите внимание, что маяк не говорит постоянно, но периодически выбрасывает лучи света, словно говоря: «Я здесь. Я готов помочь. «Новая команда обеспокоена тем, что каждый идет по правильному пути. В такой группе преобладает желание работать вместе, помогать друг другу, быть вместе. Но желание это еще не все. Дружба, товарищеская взаимопомощь требует постоянного горения, а не единичных, даже частых вспышек. В группе есть кто-то, на кого можно опереться. Авторитетные «смотрители» маяка — те, кто не пускает огонь, — организаторы, актив. Группа заметно отличается среди других групп своей индивидуальностью. Тем не менее, это может быть трудно для нее, чтобы полностью собрать свою волю, найти общий язык во всем, настойчивости в преодолении трудностей, но не всегда есть силы, чтобы подчинять коллективным требованиям некоторых членов группы. Инициатива недостаточно проявлена, не так часто поступают предложения по улучшению вещей не только в своем классе, но и в школе в целом. Мы уже видим проявление активности, но не на всех.
«Алый Парус» — это символ стремления вперед, беспокойства, дружелюбной верности, преданности своему долгу. Здесь они действуют по принципу «один за всех, все за одного». Дружеское участие и интерес к делам друг друга сочетаются с честностью и взаимной требовательностью. Командная структура парусного судна — знающие и надежные организаторы, авторитетные товарищи. Они обращаются к ним за советом, обращаются за помощью и бескорыстно оказывают ее. Большинство членов «команды» проявляют чувство гордости за свою команду, каждый испытывает горечь, когда терпит неудачу. Группа очень заинтересована в том, как обстоят дела в других группах, соседних классах и единицах. Бывает, что они приходят на помощь, когда их об этом спрашивают. Хотя группа сплочена, бывают случаи, когда она не готова идти против штормов и ненастной погоды. Не всегда смело сразу признавать свои ошибки, но постепенно ситуацию можно исправить.
«Горящий факел» — это живой огонь, горячим материалом которого являются тесная дружба, сплоченная воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за всю команду. Да, все качества команды, которые мы видели на этапе «Алого паруса», здесь хорошо проявлены. Но это еще не все. Вы можете сиять для себя, пробираясь через заросли, взбираясь на скалы, спускаясь в ущелья, прокладывая первые дорожки. Но как вы можете чувствовать себя счастливым, если трудно кому-то рядом, если позади вас есть группы, которые нуждаются в помощи и вашей сильной руке? Настоящая команда — та, в которой они бескорыстно приходят на помощь, делают все, чтобы принести пользу людям, освещая, как легендарный Данко, теплом своих сердец путь других.
Если вы представите, что на пути к «горящему факелу» находятся все классные группы школы, вы можете быть уверены — цепь натянута через гору. Кто-то вырвался вперед и приближается к вершине, кто-то топчется на «песчаной россыпи», кто-то на переходе с одной станции на другую. Это движение интересно. Здесь класс решил в двух прыжках достичь вершины, ничего не вышло, они потеряли свой дорогой персонал: дружелюбные группы, которые прибыли на высотные станции, обнаружили, что некоторые одноклассники остались внизу. Надо спуститься и помочь остальным. Они забыли, что невозможно добраться до вершины группировками, это возможно только всей структурой.
Вывод:
Кто-то может спросить: почему в одной школе, в одних и тех же условиях соседние классы часто находятся на разных этапах развития? Почему некоторые упорно, постепенно продвигаясь к цели, в то время как другие постоянно «лихорадит»? Почему несколько крутых групп за несколько лет не могут «пересечь» «мерцающий маяк»?
Причины разные. Например, замечено, что в классе с меньшим количеством учеников взаимопонимание достигается быстрее. Это понятно, в большой команде существует опасность «потеряться» человеком. Бывает так, что парни устают от однообразных отношений, если долго учатся вместе. Монотонность ситуации приводит к тому, что интерес может быть потерян не только друг для друга, но и для дела. Точно так же, как постоянная турбулентность, «взрывы» могут истощить парней и в конечном итоге остановит движение команды вперед. Необходима разумная комбинация темпов коллективной деятельности.
Личность и коллектив
Между каждым индивидом и группой могут складываться определенные отношения, развитие которых чаще всего осуществляется по одному из трех сценариев:
- Личность подчиняется коллективу. Подобное происходит либо формально, либо имеет место на практике.
- Коллектив подчиняется личности. В этом случае возможно изменение структуры группы, а также ее социального опыта. Под сомнением оказываются формальные лидеры и авторитеты.
- Возникает гармония между коллективом и личностью. Этот вариант является оптимальным. Личность и коллектив в психологии считаются пришедшими к гармонии, если каждый из участников группы в действительности, а не формально разделяет общие ценности и убеждения, соблюдая их постоянно. Порой гармонию путают с сосуществованием. Однако при последнем варианте коллектив считается таковым лишь формально.
Нередко в трудовых или иных сообществах наблюдается возникновение неформальных групп. Основаны они на симпатии людей, их интересах и дружбе. Такие группы, в свою очередь, оказывают влияние на ценности коллектива. Порой они меняют и его воспитательные направления. В этом случае коллектив может превратиться как в конструктивную систему, так и в деструктивную.
Как формируется сплоченная команда
Успех и общая цель сплочает коллектив. Заинтересованность — основа всех основ. Речь идет даже не о финансовой выгоде, а в духовном развитии. Каждый человек желает стать профессионалом своего дела. Если отложить размолвки и сосредоточится на процесс, то вскоре люди станут больше понимать друг друга и показатель работоспособности пойдет вверх. Основные факторы формирования:
- Выбор стратегии и стадия притирки.
- Определение основных негативных факторов.
- Проработка конфликтных ситуаций.
- Моделирование случаев и проведение экспериментов.
- Добавление творческой нотки в тренинги.
Когда формирование завершится, коллеги будут понимать многофункциональность коллектива и проникнуться задачами, которые поставлены конкретно перед ними.
На заметку! Получая предупреждение от начальства, оно должно мотивировать, а не принижать самооценку работника. Каждый руководитель должен быть психологом.
Формирование
Налаживание отношений
Создание коллектива в социальной психологии рассматривается через прохождение пяти этапов. Каждый из них служит для налаживания отношений между его участниками:
- Притирка. На данном этапе люди маскируют свои истинные желания и чувства. Они пытаются оценить заинтересованность каждого человека в общем деле.
- Ближний бой. На этой ступени каждый из членов коллектива начинает проявлять свою индивидуальность и особенности, претендуя на ту или иную роль. В этом случае очевидными становятся существующие противоречия, которые участники пытаются тем или иным способом уравновесить.
- Эксперименты и совершенствование. На данном этапе все участники коллектива начинают более преследовать общие цели, нежели личные. Ими производится оценка потенциала коллектива, а также возможностей улучшения его работы.
- Эффективность. Перейдя на эту ступень, каждый человек начинает испытывать гордость за то, что он является участником коллектива. Все возникающие трудности каждый работник преодолевает, используя свой творческий потенциал.
- Зрелость. На данном этапе все конфликты между работниками разрешаются в спокойной обстановке. Цели каждого из участников коллектива совпадают с задачами организации.
Факторы, о которых следует помнить на этапе формирования команды
На этапе формирования команды руководитель должен:
- оперативно реагировать на изменения, так как они происходят быстро;
- выстроить коммуникации;
- распределить функции и ответственность;
- наладить контроль;
- разработать систему мотивации.
Дружный коллектив на работе нужно не просто сформировать, но и удержать. Руководитель должен постоянно над этим работать. Команда не сформируется за несколько дней, стилем работы компании должен стать совместный труд.
Рекомендации для руководителя
Если вы, как лидер, желаете сплотить своих сотрудников, прислушайтесь к советам психологов:
- делитесь с коллективом своими победами и неудачами;
- обращайте внимание на мнение сотрудников;
- демонстрируйте внимание к работникам (необходимо знать домашние трудности подчиненных и проявлять участие);
- создавайте и поддерживайте ощущение командного духа.
Коллектив создается из разных личностей, и каждая имеет свои амбиции и потенциал. Самая деловая часть коллектива должна быть всегда в поле зрения руководителя, чтобы различия не стали причинами несогласованности и разлада.
Развитие личности
Психология людей в коллективе неизменно приводит к развитию индивида, которое имеет место при прохождении им трех этапов:
- Адаптация. Новый работник осваивает нормы коллектива, особенности поведения и ценности его участников.
- Индивидуализация. На этом этапе неизбежно возникновение личного и общего. Человеком начинается поиск путей для самовыражения.
- Интеграция. Происходит обострение социального и индивидуального. Личность начинает демонстрировать себя. Коллектив же принимает или нет все недостатки и достоинства нового работника.
Противоречия, возникающие в процессе интеграции, успешно разрешаются не всегда. Если подобное происходит, то человек становится дезадаптированным, изолированным и изгнанным из коллектива. В некоторых случаях он сам добровольно покидает его. При этом стадия интеграции заменяется дезинтеграцией.
Трудовой коллектив
В зависимости от вида деятельности коллектива можно назвать несколько их разновидностей, но самым популярным и известным является трудовой коллектив.
Считается, что совместный труд имеет результаты значительно выше, чем если ту же работу будут выполнять разные люди по отдельности. Ведь во время совместной работы можно не только применять свои знания и умения, но и перенимать чужой опыт, реализовывать его на практике. Именно благодаря этому работа трудового коллектива считается более успешной и результативной.
Основа зарождения трудового коллектива — вид производства. Это должна быть деятельность, которую удобнее и эффективнее выполнять вместе. Такие коллективы — основа любого крупного производства, их можно видеть на различных заводах и фабриках. Но, к примеру, мастер по ремонту часов справляется с работой в одиночку.
Функции коллектива
В отношении личности организованное сообщество:
- дает защиту и поддержку;
- удовлетворяет потребности во взаимодействии и общении, а также в чувстве групповой принадлежности;
- позволяет человеку самореализоваться.
Помимо этого, каждый из членов коллектива может иначе взглянуть на себя и свои ценности, а также на социальную значимость и роль. Это стимулирует человека к самосовершенствованию и саморазвитию, раскрывая его творческий потенциал.
Каждый коллектив обладает собственной системой социального контроля. Она представляет собой совокупность способов воздействия на всех его членов в виде запретов, наказаний, предписаний, убеждений и т. д. Именно поэтому становление и развитие коллектива во многом зависит от деятельности его руководителя.
Разница между коллективом и группой
Оба этих термина обозначают объединение людей по каким-либо признакам для выполнения общей задачи. Но коллектив являет собой высшую стадию развития группы. Соответственно, между организациями существует ряд принципиальных отличий:
- Степень сплоченности: для коллектива характерны более тесные взаимосвязи и теплые отношения, чем для группы;
- Глубина связей: между членами коллектива существуют симпатия, крепкие эмоциональные связи, здесь есть место взаимовыручке и поддержке, тогда как отношения между одногруппниками в сущности формальны;
- Устойчивость: коллектив намного более устойчивое объединение, чем группа;
- Срок возникновения: группа может быть образована в очень короткий срок, тогда как для формирования коллектива требуется время.
Управление персоналом
Доказательством хорошей работы руководителя является внутренняя готовность каждого из членов коллектива трудиться на благо организации и беспрекословно выполнять все требования начальства. В этом и состоит психология управления коллективом. Однако что позволит добиться подобной отдачи от персонала? Как сделать так, чтобы люди работали в полную силу и приносили максимальную пользу? Психология управления коллективом рассматривает достижение подобной цели путем использования таких методов, как мотивация сотрудников, а также их стимулирование. Успех мероприятия будет зависеть от:
- комфорта пребывания на рабочем месте;
- удобного оборудования;
- хороших (неконфликтных) отношений в коллективе;
- подходящей заработной платы;
- возможности личностного и карьерного роста.
Для определения необходимости в каждом из перечисленных выше факторов и используются психологические методики мотивации кадров. Потребность в том или ином факторе устанавливается благодаря заполнению всеми сотрудниками специальных анкет, опросных листов и тестов.
Методы и механизмы формирования
Сплоченность коллектива легко организовать, если применять несколько современных методик. Вместе с взаимопониманием придет доверие, создастся оптимальная атмосфера для эффективности труда. Основные способы сплочения команды:
- социально-ролевое, деловое общение;
- обсуждение спорных моментов, щекотливых ситуаций;
- психологические тесты;
- разбор манеры общения и поведения сотрудников;
- проработка взгляда каждого сотрудника на конкретный случай;
- формирование общей позиции;
- обсуждение обстоятельств, связанных с достижением общей цели;
- взаимопомощь;
- экспертный метод, оптимизирующий кадровую политику.
В любом из этих мероприятий по сплочению коллектива необходимо активное участие руководителя или человека, который непосредственно контролирует работу конкретного отдела.
Элементы команды
Особенности педагогического коллектива
По мнению Макаренко, невозможно создать организованную группу детей при отсутствии нормального сообщества учителей. Коллектив образовательных учреждений обладает определенной организационной структурой. Она и определяет психологию педагогического коллектива, состоящую из отношений зависимости и взаимного контроля каждого из его членов. В границах этой структуры работают методические объединения классных руководителей и учителей-предметников. Определенную деятельность ведут и педагогические советы, а также администрация школы.
В коллективе учителей имеет место определенное разделение труда. А процесс их работы невозможен без кооперации. Два этих фактора, которые являются составными элементами психологии педагогического коллектива, требуют от учителей умения сотрудничать друг с другом. Это касается получения необходимой информации, обсуждения проблем. В психологии трудового коллектива, в том числе и педагогического, необходимо понимание точки зрения коллеги, ее принятие, дополнение или аргументированное отклонение. Эти, а также многие другие навыки и умения весьма важны для учителей. Приобретаются они при становлении педагогического коллектива или вхождении в него новичков. Эффективность работы учителей зависит в первую очередь от сложившегося в учреждении образования психологического климата. Подобный фактор определяет самочувствие педагога в школе, стремление его как профессионала к полной отдаче и т.д.
Когда необходим сплоченный коллектив
Сплоченная команда имеет свои критерии эффективности. Необходимо разработать конкретную методику, которая подойдет каждому члену команды. Ниже прописаны факторы, которые укажут руководителю на то, что команда разобщена и ее необходимо сплачивать:
- Отсутствует честность. Люди предоставляют друг другу недостоверную информацию, преследуя собственные цели: лгут, сплетничают, провоцируют конфликтные ситуации.
- Коррупция внутри компании, злоупотребление властью. Когда сотрудники ищут выгоду из деятельности предприятия.
- Отсутствие мотивации.
- Непрозрачность системы оплаты труда и премиальных.
- Нет контроля, из-за чего происходит разлад. Яркие лидеры стараются зажать в рамки более ведомых сотрудников.
- Появляются негласные правила и кодекс поведения в социуме, который идет в разрез общепринятым понятиям.
- Порождение внутренней нездоровой конкуренции. Чаще всего связано с неграмотным руководством. Когда основной акцент — соревновательный момент, полностью пропадает доверие работников друг к другу.
- Отсутствие стратегии и формирования и развитие внутрикорпоративной культуры.
- Бездействие при возникновении конфликтных ситуаций или отсутствие реакции на определенные поступки коллег, лишь потому, что они хорошие специалисты.
- Отсутствие цели, когда люди приходят на работу, чтобы бездарно отсидеть восьмичасовой рабочий день.
Необходимо грамотно организовать комплекс тренингов, которые будут проводиться регулярно. Существует масса методик, позволяющих изменить отношение сотрудников к рабочему процессу и к коллективу.
До и после