Рано или поздно произойдет взрыв: без конфликтов не обходится никто. Одна из распространенных форм: когда человек не согласен с группой. Но если склоки выйдут из-под контроля, на кону будет сплоченность, а в какой-то момент и успех. Необходимы методы разрешения конфликтов. Как тебе научиться находить компромиссы с компанией? Каковы стратегии разрешения конфликтов?
В этой статье:
Зачем разрешать конфликты с группой?Стратегии разрешения конфликтов и их оценкаРазличные типы конфликтовКак распознавать конфликты в группеСнижение вероятности конфликта: 4 важных фактора8 вопросов о разрешении конфликтов
Зачем разрешать конфликты с группой?
Фото автора Angela Roma: Pexels
Жестоко, но факт: в этом мире конфликты – скорее нормальное явление, чем исключительное. Например, на рабочем месте. Гармония и звуки арфы? Редко встретишь. Хорошая новость в том, что многие конфликты исчезают сами по себе.
Необязательно улаживать каждый спор, обращаясь к посреднику. Другие конфликты вспыхивают регулярно – или раскачиваются так высоко, что разъясняющего разговора за чаем с печеньем уже недостаточно, чтобы решить их. Однако разрешение разногласий важно для здоровья участников и успеха всей группы.
Подходы к пониманию межличностного конфликта
Определение 1
В современной психологической литературе под межличностным конфликтом понимается открытое столкновение индивидуумов, вызванное несовместимостью, несогласованностью их целей на конкретном временном отрезке в конкретной ситуации; ситуация, в основе которой — противоречие, воспринимаемое оппонентами как значимая психологическая проблема, вызывающая активность сторон и требующая разрешения.
Объектом конфликта выступает то, на что претендуют оппоненты, то, за что они борются. Предмет межличностного конфликта – появление противоположных интересов, взглядов, мнений и вызванное ими противоречие.
Стратегии разрешения конфликтов и их оценка
Посредничество в споре – лучшая форма разрешения конфликта. Но есть разные, более или менее разумные, стратегии разрешения конфликтов:
Побег
Те, кто убегают, следуют стратегии избегания. Это может быть полезно, когда противник намного сильнее. В то же время – это не реальное решение конфликта, потому что у «беженца» нет места для маневра.
Борьба
Кто борется, тот может выиграть спор или дискуссию. Однако это не всегда удовлетворительно — закон сильного не обязательно ведет к лучшим решениям. Но это особенно важно, когда дело касается совместной работы.
5 способов разрешения конфликта
Отставка
Другая сторона медали – рано сдаться. Итак, у тебя есть душевное спокойствие, но ты снова не можешь озвучить свои идеи и желания. Таким образом, отставка не подходит в качестве стратегии постоянного метода разрешения конфликта.
Посредничество
Если фронты абсолютно ожесточены, нейтральный взгляд со стороны может помочь разрешить конфликт. Это можно сделать при посредничестве или наблюдении.
Компромисс
Для компромисса конфликтующим сторонам нужна значительно большая терпимость. Это лишь частичное соглашение, так как стороны отказываются от некоторых аспектов. К тому же причина конфликта толком не решена. Так что это тоже не идеальный вариант.
Соглашение
Можно прийти к соглашению или сотрудничеству, если обе стороны конфликта найдут общие решения. Дело не в том, чтобы в одностороннем порядке к чему-то принуждать, а в выработке конструктивного решения конфликта.
Способы решения личностных конфликтов.
Существуют следующие типы решения конфликтной ситуации:
- Уклонение. Выражает стремление не вступать в спор, а при его наличии – отказаться от обсуждения проблемы. У ухода от принятия решения и обсуждения спорного момента есть плюсы – возможность проанализировать ситуацию, взглянуть на нее, освободившись от эмоционального давления.
- Сглаживание. Проявляется в виде принесения извинений, попыток оправдаться. Человек выбравший этот способ решения спора, демонстрирует покорность, соглашается с претензиями в свой адрес. Но при этом он не вникает в суть проблемы, чаще всего не выполняет обещаний. Он апеллирует «громкими» фразами: «зачем нам ссориться, мы же друзья», «я люблю тебя, и мы обязательно когда-нибудь поженимся». Сглаживание – временная мера, которая позволяет снять эмоциональное напряжение, но она порождает недоверие и, как правило, приводит к обострению ситуации в будущем.
- Принуждение. Этот способ решения конфликтной ситуации оправдан только в условиях дефицита времени, для соблюдения субординации, в экстренных ситуациях. Участниками конфликта, где при указанных условиях принуждение будет оправдано, являются родители и дети, начальник и подчиненные. Если использовать принуждение постоянно, будет нарастать напряжение между сторонами конфликта.
- Компромисс. Оптимальное решение спора. Это согласие, достигаемое благодаря взаимным уступкам. Каждый участник конфликта частично получает желаемое, при этом наступает ситуация, приемлемая для всех. Достоинствами компромисса является устранение противоречия, соблюдение условий соглашения, так как они приняты добровольно.
Различные типы конфликтов
Конфликты бывают разных типов. Это, например, конфликты ценностей, конфликты власти, конфликты целей, конфликты отношений или конфликты восприятия. Причины конфликта могут быть конкретными:
- Личная неприязнь.
- Разные ценности (политика, религия, общество и т.д.).
- Зависть и ревность среди коллег.
- Напряжение из-за возрастающего давления со стороны конкурентов.
- Моббинг.
Giphy
- Слабое руководство.
- Стресс и чрезмерные требования.
- Нечеткие задания и распределение задач.
- Проблемы здоровья.
Знание этих типов конфликтов может быть шагом на пути к их разрешению. Потому что бдительный наблюдатель может распознать проблему через определенные предпосылки.
Стратегии поведения в конфликтных ситуациях
Для разбора стратегий поведения и типов конфликтов рассмотрим сериал «Беспринципные» о быте и нравах жителей Москвы. Этот сериал вышел в прокат в октябре и был снят по мотивам рассказов писателя Александра Цыпкина.
Фото: Kinopoisk.ru
Главный рассказчик сериала, роль которого исполнил Павел Деревянко, – неисправимый плут, который часто сталкивается с конфликтными ситуациями из-за лжи. С одной стороны, ложь для него – способ коммуникации, который позволяет мягко обходить острые углы в отношениях с супругой и сохранять за собой статус семьянина, несмотря на бесконечную вереницу романов. А с другой стороны, придает ему легкости и шарма, которые делают его привлекательным для представительниц слабого пола. При этом от внутреннего конфликта герой не страдает, но зато мы видим картину внешнего конфликта с окружающими: когда ему приходится сдавать свою территорию оппоненту. Для того чтобы восстановить отношения с женой и усыпить бдительность – делать неожиданные и дорогие подарки; в случае наследства – соглашаться на невыгодную для себя сделку.
Фото: Kinopoisk.ru
Ближайший друг Славика – Костя в исполнении Максима Виторгана – пример другой модели поведения в конфликтных ситуациях. В семье он подстраивается под супругу, на работе выступает в роли руководителя. И в его случае роль подкаблучника – сознательный выбор, который позволяет делегировать домашние дела супруге, а тем временем на работе строить карьеру и достигать новых высот.
Фото: Kinopoisk.ru
Еще один герой, на которого стоит обратить внимание, – Роман, роль которого исполнил Юрий Колокольников. Он предстает в очень распространенном образе: состоятелен, одинок и в вечном поиске «той самой», какой ему и кажется в какой-то момент новая сотрудница – Вера. И в нем ярко выражен внутренний конфликт между поиском приключений и желанием обрести какой-то константный уют.
Все эти истории дают нам ценный вывод: каждый из нас выполняет в течение жизни множество социальных ролей, поэтому маски и костюмы подлежат обязательной смене в соответствии с декорациями.
Как распознавать конфликты в группе
Урегулировать конфликт не всегда легко. Но сначала нужно признать его таковым. Это не всегда так просто, особенно в крупных, разветвленных компаниях и группах. Признаками надвигающегося конфликта могут быть (например, на работе):
- Количество сообщений о болезни увеличивается.
- Появились просьбы сотрудников о переводе.
- Сотрудники увольняются.
- Частота ошибок увеличивается.
- Тон становится заметно грубее.
- Сотрудники только сбрасывают друг на друга работу.
- Отдельный человек заметно меняет свое поведение.
Стратегии выхода из конфликтной ситуации
Корректировать свое поведение в зависимости от обстановки и окружающих людей – это нормально. Вступая в контакт друг с другом, мы сталкиваемся личностными границами. А конфликтные ситуации фактически позволяют эти границы двигать и расширять сферу влияния. Оппонент может уступить часть своей территории в зависимости от того, на сколько высокой субъективной значимостью для него обладает человек, которому он уступает.
С другой стороны, все, что касается сдержанности и уступчивости, не всегда объясняется какой-то правильной причиной. Поэтому лучше выяснить для себя, что лежит в основе вашего поведения: это уступчивость из желания не стать изгоем, уступчивость из желания понравиться, заглушить внутренний голос, чтобы не выделяться, уступить, чтобы выиграть в будущем, или здесь какой-то другой мотив? Уметь анализировать себя в контакте с другими людьми и свои проявления – увлекательная работа, которая во многом позволяет переводить конфликты в поле осознанного восприятия.
Снижение вероятности конфликта: 4 важных фактора
Как снизить вероятность конфликта между личностью и группой? Эти четыре фактора помогают:
- Коммуникация: беседы один на один, обоснование решений.
- Прозрачность: информировать о делах, объяснять процессы.
- Признательность: принимать во внимание пожелания каждого члена группы.
- Участие: вместе искать решения, давать свободу в выборе.
Разрешение конфликта:
Защита
Если конфликт уже полностью обострился, необходимо немедленно принять меры. Особенно, когда ты, как руководитель, чувствуешь, что один из сотрудников находится в опасности – потому что он постоянно подвергается оскорблениям или даже угрозам, или состояние здоровья находится в плохом состоянии.
Фото автора Monstera: Pexels
Пространственное разделение скандалистов часто является первым шагом. Даже предупреждения к увольнению отдельных сотрудников вполне могут быть вариантом. Но это последнее средство – если ничего не помогает.
Посредничество
В противном случае следует сначала уточнить, кто несет ответственность. Кто должен быть посредником между бойцами? Кто-то должен выполнять эту роль, иначе никто не почувствует ответственности. Это может быть лидер группы или отдел кадров на работе.
Важно, чтобы он или она активно сопровождали процесс от начала до конца, например, проводя индивидуальные обсуждения и предлагая компромиссы. В основном: держать круг участников как можно меньшим. В противном случае противостояние двух человек грозит перерасти в уличный бой с участием все в группе.
Связь
В ходе беседы можно исследовать основные вопросы: как возник конфликт? Каковы позиции двух противников? Кто или что способствовало спору? Лучше всего попросить каждого претендента рассказать свою версию и выслушать его или ее точку зрения.
Фото автора Anna Shvets: Pexels
Посреднику важно сохранять нейтральную позицию, спокойствие и объективность. Любой, кто принимает сторону одной из двух сторон, увеличивает риск эскалации. Модератор должен сосредоточиться на разрешении конфликта – а значит, и на будущем. Как вместе выбраться из этого? Причины и вопрос вины немаловажны, но варианты решения важнее. Лучше всего найти решение, которое будет справедливо как для обеих сторон конфликта, так и для группы в целом. Акцент делается на честность.
Контроль успеха
Разрешение конфликтов – это метод проб и ошибок. Если удалось физически разлучить двух соперников, но конфликты продолжают разгораться на очередной встрече, проблема не решена.
Поэтому также может быть уместным настаивать на соблюдении (вновь установленных) правил. Согласно девизу: «Мы договорились, что будем действовать так или иначе, если что-то неясно. Пожалуйста, придерживайтесь этого!»
Поведение в конфликтной ситуации
Наше поведение в личных отношениях также варьируется в зависимости от того, с кем мы находимся в контакте: так, модель поведения в кругу семьи и в рабочем коллективе будет разной. Возникает вопрос, сколько ролей может одновременно исполнять один человек?
Далеко не каждому свойственно заниматься самонаблюдением и анализировать свои действия, испытываемые чувства и прогнозировать реакции окружения. Однако есть те, кто постоянно обдумывает последствия и прогнозирует возможные реакции. И вот второй типаж чаще выбирает модель поведения, которую считает более приемлемой для окружающих, то есть подстраивается под них.
Фото: Pexels.com