Основные понятия и отрасли прикладной психологии
Прикладная психология — это отрасль психологии, которая занимается конкретными психологическими проблемами (вопросами), возникающими в практике жизни (в профессиональной, образовательной, медицинской и личной жизни). Из проблем вытекают как направление, так и характер исследований. Прикладная психология основана на применении теории к практике, и хотя она генерирует новые теоретические идеи, она все же является сверхзадачей как следствие практического применения теории. Эта наука очень нужна в школах, детских садах и медицине.
Прикладная психология изучает психологические проблемы, характерные для определенных сфер жизни или профессий людей.
Отрасли прикладной психологии включают:
- Психология образования;
- Медицинская психология;
- Психология искусства;
- Психология религии;
- Семейная психология и т.д.
Список отраслей прикладной психологии постоянно растет. Ее основными компонентами являются образовательная, клиническая, юридическая, межкультурная, политическая, экономическая, военная психология; а также психология труда, спорта, религии, старости (геронтопсихология), семьи и т.д..
Сравнительная психология занимается изучением сходств и различий в психической деятельности человека и животных, проблемой соотношения социального и биологического в поведении человека.
Промышленная психология — это отрасль прикладной психологии, изучающая психологические аспекты и закономерности трудовой деятельности человека. Индустриальная психология начала формироваться на рубеже XIX-XX веков в связи с ростом промышленной сферы, появлением новых видов труда и массовых профессий, а также усложнением требований к человеку.
Важной областью психологии труда является изучение изменчивости работоспособности с точки зрения утомляемости, циркадного ритма, обоснование оптимального режима работы, при котором производительность и качество труда подвергались бы наименьшим изменениям в течение рабочего дня, рабочей недели и так далее. Современная психология труда разрабатывает специальные методы измерения утомления и степени снижения трудоспособности. В этой области он тесно связан с физиологией труда. Индустриальная психология накопила огромный материал по проблемам работоспособности и утомляемости, влияния условий труда на человека, характера труда, монотонности и опасности труда, необычных и экстремальных условий труда, мотивации труда, развития потребностей и способностей человека в процессе коллективного труда и так далее. Одна из задач промышленной психологии — рационально перестроить профессии, выяснить психологически оптимальное сочетание их частичных видов деятельности, научно обосновать их целесообразную автоматизацию, что важно для повышения производительности труда. Она координирует свои усилия со специалистами по механизации и автоматизации. Изучение психологических причин возникновения чрезвычайных ситуаций привело к разработке специальных инструментов для профессионального отбора и предотвращения ошибочных действий с помощью специальных практик и тренингов.
Практическая психология и другие отрасли науки
Чем занимается практическая социальная психология? Сейчас станет понятно. Дело в том, что для решения задач практической психологии приходится сотрудничать с другими областями науки. Так появляются новые прикладные отрасли, получающие свои наименования в зависимости от того, в какой сфере она применяется. Это может быть практическая психология образования, социальная, юридическая, медицинская, спортивная или педагогическая. Все их объединяет особенность в ориентации на академическую исследовательскую область знаний.
Области применения прикладной психологии
Сегодня прикладная психология охватывает широкий спектр областей применения. Широкое применение психологии в практике естественным образом привело к развитию таких областей, как:
Психологические службы в школах;
- Психология управления;
- Психология чрезвычайных ситуаций;
- Индивидуальное и семейное консультирование;
- Профессиональное консультирование и выбор профессии.
Психологические службы в школах. Эта услуга давно и успешно развивается во многих странах.
Его исторические корни уходят в начало 20 века, когда впервые была поставлена задача диагностики степени умственной отсталости, школьной успешности, а также разграничения нормальных детей и взрослых по степени интеллектуального развития. К.М. Гуревич считает, что с созданием так называемой шкалы Стэнфорда-Бинета началось изучение школьной успешности на основе коэффициента интеллектуального развития. По мере совершенствования психологической практики этот критерий стал приобретать универсальный характер и широко использовался в армии, на производстве, при отборе специалистов в различных областях. Настоящая психологическая служба начинается не с сегрегации и классификации учеников, а с психолого-педагогического обследования, интерпретации их результатов и непосредственной психологической помощи ученикам и персоналу школы в области психологии развития. Школьная психологическая служба в США имеет долгую историю и основана на том, что психолог имеет возможность активно влиять на психолого-педагогическое измерение и оценку «школьного функционирования» детей и подростков и обеспечивать их когнитивное, аффективное и социальное развитие.
Перед психологической службой в школе стоит задача не только диагностировать уровень психического развития учащихся, но и разработать рекомендации по психическому развитию ребенка или коррекции этого развития. Процедура диагностической и коррекционной деятельности школьного психолога достаточно сложна и ответственна. Впервые эта процедура была предложена в нашей стране Л.С. Выготским в виде схемы педологического обследования применительно к трудновоспитуемому и аномальному ребенку. Такое тщательное, пошаговое описание диагностической работы психолога можно считать основой для начала функционирования школьной психологической службы в нашей стране. Однако в советский период ее деятельность оценивалась крайне негативно, а однобокое постановление о педологии 1936 года затормозило развитие школьной психологии. Только в конце 1960-х годов начался активный поиск форм практического участия психологов в работе школ и образовательных учреждений.
Психология как фундаментальная наука.
Что такое фундаментальная наука? Это классическое университетское образование.
Ключевое слово здесь это фундаментальная. Всякая фундаментальная наука направлена на выявление сущностных оснований изучаемых ею явлений. Наука стремится постичь сущностные основы изучаемых ею явлений. Любая наука сталкивается с феноменами, она сталкивается с наблюдаемыми явлениями, но не может довольствоваться описанием и классификацией этих явлений, ей важно эти явления объяснить. А для их объяснения надо знать что лежит в их основе. Наука изучает какие сущности являются нам многообразно в виде различных феноменов. Как раз эти сущности ищет любая фундаментальная наука и психология здесь не исключение.
Когда эти сущности обнаруживаются они формулируются в виде законов или закономерностей данной науки.
Какие методы используются в фундаментальной психологии? Фундаментальная психология использует три основных категории методов.
- Теоретические методы познания. Только теоретические методы позволяют вскрыть сущность изучаемых явлений. Сущность явления это некоторая идея, принцип лежащий в основе данного явления и этот принцип может постигаться только теоретически.
- Эмпирические методы. Эмпирические значит опытные. Это также незаменимые методы, которые позволяют обнаруживать новые явления, исследовать, описывать, классифицировать, но не объяснять их. Объяснять позволяют теоретические методы. Психология насчитывает очень большой арсенал в области эмпирических методов познания:
- Наблюдение в первую очередь;
- беседа, тоже очень важный эмпирический метод психологии. Беседа используется в психологии практически всегда;
- анализ истории жизни. Он же называется словом анамнез. Психоанализ в первую очень часто пользуется анализом истории жизни. В психоанализе чаще всего корни проблем обнаруживаются на том или ином этапе истории жизни человека и очень многие проблемы закладываются в детстве;
- анализ продуктов деятельности;
- анализ текстовой деятельности;
- изобразительная деятельность – рисуночные методы психологической диагностики;
- методы психодиагностики. Выявление индивидуально-психологических особенностей;
- Основной метод с конца 19-го века, который ввел Вильгельм Вундт, стал метод эксперимента. Этот метод стал главным только потому, что он позволяет выявить причинно-следственные связи между явлениями. Никакой другой метод этого не позволяет. Эксперимент позволяет объяснить причинно-следственные связи между явлениями.
- Методы анализа полученных данных. Сюда входят две группы методов:
- Методы количественного анализа данных. Количественные методы основаны на математике и это в основном разные методы математической статистики;
- методы качественного анализа данных. Качественные методы основаны в основном на интерпретациях. Психологу важно понять и решить выражением чего является то или иное явление. В психоанализе используются только качественные методы анализа.
Политическая юридическая школа семейная психология
Внедрение практической психологии в систему образования помогло в постановке и решении проблем перехода от унифицированного образования к вариативному, от педагогики «знаний, умений и навыков» к педагогике развития, в переориентации сознания учителя со школоцентризма на детскоцентризм, в формировании культуры обращения к психологам как к междисциплинарным специалистам в образовательных учреждениях, в разработке лечебных и компенсаторных программ дошкольного, общего, дополнительного и начального профессионального образования.
Практическая психологическая служба доказала свою эффективность в решении широкого круга проблем: Проектирование соответствующего развитию образа жизни человека, создание психологического портрета личности, психологическая помощь в работе с семьей ребенка, психологическая поддержка в выборе жизненной и профессиональной карьеры, включая процесс профессиональной адаптации, а также в выявлении причин отклонений в развитии личности, в профилактике и устранении таких отклонений. Практический психолог способствует гармонизации социально-психологического климата в учебных заведениях.
Методы практической психологии
Особое место в прикладных отраслях занимают объективно-научные методы, то есть проведения экспериментов, наблюдений и тестов. Методы академической психологии в данном случае считаются непригодными. Исследования психической реальности уступают реальной практике. Во многом это связано с человеческой субъективностью.
Методы практической психологии принято классифицировать на два вида:
- Индивидуальные — используются при работе психолога с пациентом один на один. В этот раздел включается психоанализ.
- Групповые — психологические консультации в виде тренингов, образование гештальт-групп и др. виды коррекции в группах.
Кроме того, научные методы зачастую заимствуются из тех отраслей, с которыми эта наука сотрудничает и которые ее образуют. Например, из педагогики позаимствованы методы подкрепления и внушения.
Методика психологической консультации, ввиду сложности и определенной специфики, должна рассматриваться отдельно. В общем случае она включает консультирование и психотерапевтическую работу.
Цели, задачи и предмет академической психологии
Психология является высоко дифференцированной и разветвленной на множество отраслей наукой. Основная дифференциация психологии идет по трем направлениям:
- академическая психология,
- прикладная психология,
- практическая психология.
Определение 1
Академическая психология — это раздел психологической науки, основная цель которого состоит в изучении психической деятельности, а также выявлении закономерностей формирования и развития психических процессов и явлений, а также познании функционирования психической деятельности человека.
Основателем академической психологии можно считать В. Вундта, который в 1879 году в Лейпциге сформировал лабораторию экспериментального изучения психических процессов, откуда и берет свое развития психология как общепризнанная академическая экспериментальная наука.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Средства познания в академической психологии (методология психологической науки) разрабатываются самими учеными -. Для успешного применения разработанных средств познания они должны подвергаться методическому эксперименту — пройти апробацию и валидизацию разработанных методов и средств познания. Валидность отражает обоснованность и применимость разработанного методам к исследовательской задаче.
Методология – это система способов и принципов организации научной деятельности. Методология отечественной психологической науки строится на следующих принципах:
- принцип детерминизма — психическая деятельность обусловлена объективной деятельностью;
- принцип развития — психика постоянно развивается, и характеристика любого психического явления возможна только при комплексном его исследовании на данный момент с учетом истории возникновения и перспектив развития;
- принцип единства сознания и деятельности. Деятельность — это форма работы сознания, а сознание формирует в свою очередь внутренний план деятельности.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Академическая и прикладная психология 490 ₽ Реферат Академическая и прикладная психология 240 ₽ Контрольная работа Академическая и прикладная психология 250 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Все эти принципы важно учитывать при проведении психологического исследования.
Основные задачи академической психологии: фундаментальное изучение закономерностей развития и функционирования психики, а также формирование методологической основы для других областей психологии и смежных с ней наук.
Для развития академической психологии важны определенные условия: наличие научных и экспертных сообществ, государственных академий и институтов, наличие научных журналов, признанных научным сообществом, возможности проведения конференций и научных съездов для обогащения научными знаниями.
Результатом деятельности академических психологов является система знаний о психической деятельности человека: факты работы психической деятельности, закономерности развития и формирования психических процессов, теории психических процессов и психического в целом, концепции. Академическая психология формирует базу психологических знаний, на основании которой могут решаться какие-то практические задачи.
Практическая психология: книги
Книги в рассматриваемой области относятся к научному и научно-популярному жанру. Зачастую они отвечают на конкретные вопросы: как понять, что чувствуют и думают другие люди; как относиться к себе и людям? Кроме того, есть только учебные издания (Т. В. Гудкевич, «Практическая психология: вступление к специальности»; М. Гулина, «Консультативная психология: учебник») и практические руководства (Д. Райгородский, «Психологическое консультирование»; Н. В. Тарабрина, «Практическое руководство по психологии посттравматического стресса»).
Прикладные исследования и практическая социальная психология
В любой сфере научного знания существует проблема соотношения фундаментальных и прикладных исследований. Они различаются между собой прежде всего по такому критерию, как связь задач исследования с непосредственными запросами практики. В самом общем виде различие между фундаментальным и прикладным исследованием сводится к тому, что первое отчётливо ориентировано на отыскание законов развития изучаемого предмета, а второе – на способы применения на практике того, что открыто при помощи фундаментальных исследований.
Особенности прикладных исследований:
— Организуется по заказу какого-либо социального института
— Требуется перевод результатов с профессионального языка на человеческий
— Источником формирования гипотез являются практические соображения, результаты претендуют исключительно на подтверждение или отвержение гипотезы
— Существует необходимость чёткого формулирования рекомендаций, указания направлений, сроков и этапов их внедрения
— Критерий эффективности – решение конкретной задачи, поставленной заказчиком.
Особая сфера науки – социально-психологическое вмешательство.
Положительный момент прикладных исследований: финансирование различными областями народного хозяйства и культуры.
Отрицательный момент: социальная психология зачастую не готова ответить на некоторые вопросы, поставленные практикой, но вынуждена их давать, что сказывается на качестве исследований.
Надо чётко понимать, что может, а что не может социальная психология и не давать заказчику невыполнимых обещаний.
Практические проблемы реализации прикладных исследований:
— Исследователь приходит на предприятие, не зная, что там происходило, что зачастую приводит к тому, что эмоциональная оценка ситуации, высказанная тем или иным работником, принимается за истинный ответ.
— Исследование надо проводить или в рабочее время, отвлекая людей от работы, или оставлять работников после смены, вызывая недовольство. Если же оставлять только добровольцев, это сожжет привести к получению нерепрезентативной выборки.
— Работники воспринимают психолога как контролера или члена комиссии, следуют просьбы и жалобы.
— Своеобразие адаптации профессионального языка к испытуемому. Отдельные термины и понятия могут восприниматься ситуативно.
— Внедрение рекомендаций социального психолога осуществляет администрация предприятия, а это не социальные психологи.
Проведение прикладного исследования требует от социального психолога высоких нравственных качеств и чувства социальной ответственности.
В любой сфере научного знания существует проблема соотношения фундаментальных и прикладных исследований. Они различаются между собой прежде всего по такому критерию, как связь задач исследования с непосредственными запросами практики. В самом общем виде различие между фундаментальным и прикладным исследованием сводится к тому, что первое отчётливо ориентировано на отыскание законов развития изучаемого предмета, а второе – на способы применения на практике того, что открыто при помощи фундаментальных исследований.
Особенности прикладных исследований:
— Организуется по заказу какого-либо социального института
— Требуется перевод результатов с профессионального языка на человеческий
— Источником формирования гипотез являются практические соображения, результаты претендуют исключительно на подтверждение или отвержение гипотезы
— Существует необходимость чёткого формулирования рекомендаций, указания направлений, сроков и этапов их внедрения
— Критерий эффективности – решение конкретной задачи, поставленной заказчиком.
Особая сфера науки – социально-психологическое вмешательство.
Положительный момент прикладных исследований: финансирование различными областями народного хозяйства и культуры.
Отрицательный момент: социальная психология зачастую не готова ответить на некоторые вопросы, поставленные практикой, но вынуждена их давать, что сказывается на качестве исследований.
Надо чётко понимать, что может, а что не может социальная психология и не давать заказчику невыполнимых обещаний.
Практические проблемы реализации прикладных исследований:
— Исследователь приходит на предприятие, не зная, что там происходило, что зачастую приводит к тому, что эмоциональная оценка ситуации, высказанная тем или иным работником, принимается за истинный ответ.
— Исследование надо проводить или в рабочее время, отвлекая людей от работы, или оставлять работников после смены, вызывая недовольство. Если же оставлять только добровольцев, это сожжет привести к получению нерепрезентативной выборки.
— Работники воспринимают психолога как контролера или члена комиссии, следуют просьбы и жалобы.
— Своеобразие адаптации профессионального языка к испытуемому. Отдельные термины и понятия могут восприниматься ситуативно.
— Внедрение рекомендаций социального психолога осуществляет администрация предприятия, а это не социальные психологи.
Проведение прикладного исследования требует от социального психолога высоких нравственных качеств и чувства социальной ответственности.