Где может работать психолог и на какую зарплату стоит рассчитывать


18 Сентябрь 2022 Профессии

Тенденция нашего времени – обращение к узким специалистам. Современный человек все меньше склонен обслуживать свои личные нужды самостоятельно, предпочитая больше времени посвящать профессиональной деятельности и отдыху. Поэтому сфера услуг растет и будет продолжать расти. Люди предпочитают нанимать специалистов для уборки и приготовления еды, для персональных тренировок и приведения в порядок внешности. И душевный разлад преодолевают с помощью специалистов-психологов.

Какие бывают психологи

Психологи окружают нас повсюду. Все дошкольные и школьные образовательные учреждения, а также больницы имеют в штате психолога.

Психолог может работать логопедом, коучем, бизнес-тренером. Пройдя дополнительное обучение, можно стать психотерапевтом.

Можно выбрать научную или преподавательскую деятельность, остаться на родной кафедре, защитить диссертацию и преподавать.

Психологи часто устраиваются на должность менеджера по персоналу. Кроме того, компании иногда нанимают психологов в штат. В крупной компании психолог занимается:

  • тестированием персонала;
  • тренингами;
  • психологической поддержкой сотрудников;
  • разработкой методов управления.

Важно!

Учитывая высокую востребованность психологов во многих отраслях и тенденцию роста популярности профессии, выбор психологического факультета для обучения – разумный шаг.

Психотерапевты

Психотерапевты — это те, кто отвечает за оказание психологической поддержки и обучение пациентов ряду методов, которые улучшат их жизнь. Проблемы, которые лечат психотерапевты, обычно не так серьезны, как те, которые лечат клиническая психология.

На чем фокусируется психотерапевт? Ежедневные проблемы, конфликты в межличностных отношениях или эмоциональные проблемы, которые осложняют отношения. Кроме того, психотерапевты знают, как лечить и справляться со стрессом и тревогой, которые могут повлиять на ваши отношения и повседневную жизнь.

Топовые вузы

Факультет психологии есть в любом университете; специальность можно освоить и в педагогическом институте. Но главные вузы России, которые готовят психологические кадры, это:

  • МГУ имени Ломоносова,
  • Российский государственный социальный университет,
  • Российский университет дружбы народов,
  • Российский государственный гуманитарный университет,
  • Московский городской педагогический университет,
  • Московский педагогический государственный университет,
  • Российский государственный педагогический университет имени Герцена.

Важно!

На факультетах психологии есть бюджетные места.

Но все топовые вузы расположены в Москве и Санкт-Петербурге. Чтобы поступить в такой вуз, нужно сдать ЕГЭ на высокий балл.

Даже набрав высокие баллы и пройдя по конкурсу, не каждый студент может позволить себе жизнь в самых дорогих городах страны. Расходы на проживание, питание, необходимые для учебы материалы довольно существенные, а размер стипендии в России таков, что не может их компенсировать.

Социальные психологи

Социальные психологи специализируются на всем, что связано с поведением человека и психологическими факторами, которые могут влиять на наше социальное взаимодействие. Область их знаний варьируется от межличностных отношений до других предметов, таких как культура, предрассудки или отношение, которое мы имеем к другим людям.

Они являются специалистами в создании групповой терапии и проблем, которые могут помочь группам, которые оказываются исключенными. Благодаря социальным психологам многим людям удается реинтегрироваться в общество.

Специализации на факультете психологии

Факультеты психологии принимают обучающихся на следующие специальности:

Вам также может быть интересно:

  • Уровень Зарплат Выпускников Вузов России >>
  • Топ 5 самых высокооплачиваемых профессий в Германии >>
  • Профориентация: топ 5 причин ее пройти пока еще не поздно >>
  • общая психология,
  • психология труда,
  • психофизиология,
  • социальная психология,
  • юридическая психология,
  • медицинская психология,
  • коррекционная психология,
  • педагогическая психология,
  • психология развития,
  • политическая психология.

Профессиональные психологи

Да, есть также психологи, которые специализируются в рабочей сфере и, как правило, работают в отделах по найму, образованию, гигиене труда и развитию. Иногда их также можно найти в отделах кадров.

Они имеют особое значение, учитывая, что у них есть глубокие знания мотивации и лидерства, которые могут помочь тем работникам, у которых есть проблемы на работе.

Обучение на психолога за границей

Получить диплом психолога можно и в зарубежных вузах.

Интересно!

Среди студентов-иностранцев всего мира 1,5% – российские учащиеся (данные UNESCO за 2015 год).

Популярные направления у российских студентов:

  • США,
  • Великобритания,
  • Германия,
  • Франция,
  • Чехия,
  • Финляндия,
  • Швеция,
  • Италия,
  • Китай.

Если обучение в США и Великобритании стоит немалых денег, многие европейские страны на континенте предлагают более гуманные цены или специальные условия, например, в Чехии можно бесплатно учиться, но только на чешском языке.

Важно!

Обучение иностранных студентов в Германии, Норвегии, Финляндии бесплатное на всех программах.

Среди стран, предлагающих иностранцам бесплатное высшее образование, выделяется Германия:

  • Самое большое количество вузов на душу населения среди европейских стран.
  • Древнейшие традиции высшего образования.
  • Высокий уровень безопасности и социальной защищенности.
  • Гибкий учебный план, позволяющий осваивать 2-3 специальности одновременно и совмещать учебу с подработкой.
  • Возможность получать стипендию в размере, позволяющем компенсировать бытовые расходы.
  • Общежития.
  • Бесплатное обучение на немецком или английском языке — оба языка крайне востребованы в современном мире и крупных компаниях.

Советуем изучить: Подбор программ обучения

Как поступить на психолога в Германии

В немецких вузах выпускника российской школы ожидает приятный сюрприз: ваши баллы за ЕГЭ никому не интересны. Так что, если вы заранее решили, что будете поступать в Германии, в выпускном классе вам не придется волноваться и переживать за государственные экзамены. Но нужно обратить внимание на средний балл аттестата — именно по нему будут отбирать вас в немецкий вуз.

Чтобы поступить в немецкий вуз после школы, нужно сдать экзамен по немецкому языку и проучиться один год в Штудиенколлег. Это время не будет потрачено зря: вы адаптируетесь к жизни в новой стране и уж точно подтянете немецкий. Да и учеба на первом курсе после Штудиенколлег будет даваться легче. Зачисление в вуз производится с учетом оценок из Штудиенколлег и оценок из школьного аттестата, поэтому высокие академические показатели будут очень кстати!

Педагогические психологи

Педагог-психолог ориентируется на процессы обучения людей. Эти психологи, как правило, работают в образовательных центрах в качестве консультантов или помогают студентам, которые страдают от расстройств обучения.

К сожалению, их присутствие в государственных школах встречается реже, чем хотелось бы. Они часто сталкиваются с большим количеством детей, которые нуждаются в помощи и мало времени, чтобы уделить каждому внимание, в котором они нуждаются. Это так, несмотря на то, что их своевременное вмешательство часто имеет важное значение. Миссия образовательной психологии состоит не только в том, чтобы ребенок учился, но и в том, чтобы он приобретал необходимые ресурсы и использовал их, чтобы восполнить какое-то ограничение.

Какие качества важны будущему психологу

Главное для психолога – интерес и любовь к людям. Психолог работает с людьми, поэтому в профессии нечего делать тем, кого утомляет общение.

Психолог должен быть:

  • толерантным и терпеливым;
  • умеющим слушать;
  • умеющим анализировать информацию;
  • обладающим эмоциональным интеллектом;
  • способным и любящим учиться.

Психолог в процессе своей деятельности постоянно учится, поскольку психология – это живая развивающаяся отрасль. Опора только на полученный годы назад диплом – верный путь к профессиональному краху.

Как узнать, подходит ли вам профессия психолог? Пройдите карьерное ориентирование, и все сразу станет ясно.

Необходимые качества

Любой психолог должен обладать следующими личностными качествами:

  1. Эмпатия. Способность слушать человека и сопереживать ему. Только тёплая атмосфера и доверительная обстановка помогут клиенту расслабиться настолько, чтобы смочь поведать самое сокровенное незнакомому человеку, не являющемуся по своей сути даже врачом.
  2. Терпение и выдержка. В процессе работы придётся столкнуться с разными людьми и ситуациями, в некоторых из них будет крайне сложно сохранять хладнокровие, но это обязательное условие.
  3. Ответственность. Нельзя халатно относится к проблемам клиентов, ведь неверные советы могут лишь усугубить ситуацию и привести к плачевным последствиям.
  4. Отзывчивость. Нужно пытаться понять человека, не оценивать его, а именно понять, ведь клиент в первую очередь рассчитывает на поддержку и понимание и только во вторую ждёт дельного совета.
  5. Конгруэнтность или, если проще, безоценочность. Нельзя оценивать поступки, переживания и проблемы клиента, навязывать ему собственную точку зрения. Нужно дать клиенту возможность самому найти верное решение, лишь слегка подталкивая его в нужном направлении.
  6. Эмоциональная гибкость. Нужно уметь пропускать все переживания и негативные эмоции мимо себя, иначе может не выдержать собственная нервная система.
  7. Бескорыстность. Главной целью должна стоять реальная помощь человеку, а не желание получить с него как можно больше денег.

Какие знания и навыки получают будущие психологи

Психологи не лечат психические заболевания. Они помогают людям разобраться в своих чувствах, решить проблемы, оптимально организовать свою жизнь.

Интересно!

В психологии возникают новые междисциплинарные направления. Одно из них – поведенческая экономика.

Будущие психологи изучают:

  • анатомию,
  • физиологию,
  • социологию,
  • логику,
  • философию,
  • антропологию,
  • математические методы в психологии.

В процессе обучения студентам придется много читать. Обучение включает практический блок.

Плюсы и минусы специальности

Быть психологом не только интересно, но и полезно. Профессия предполагает, что человек всегда должен быть открытым для новых знаний, развиваться, овладевать новыми методиками работы. Другие преимущества специальности:

    ✔Возможность помогать людям решать их проблемы. ✔Постоянный личностный рост. ✔Познание причин поступков, поведения людей, формирование философского отношения к внешним событиям. ✔Обретение внутреннего спокойствия. ✔Возможность вести частную практику и не зависеть от работодателя.

Чтобы окончательно решить, подходит вам специальность или нет, необходимо знать и минусы профессии:

    ✔ Постоянное нервное напряжение. Страхи, депрессия, отчаяние – психологам приходится разбираться с причинами тяжелых переживаний человека, находить пути избавления от них. Весьма непросто контролировать при этом собственные эмоции, чтобы не принимать чужой негатив близко к сердцу. ✔ Высокая ответственность. От рекомендаций специалиста зависят душевное состояние человека, его поступки. Постоянное чувство ответственности может стать причиной страха совершить непоправимое.

Интенсивное общение с незнакомыми людьми также является недостатком профессии. Не каждый может постоянно контактировать с посторонними. Если это обстоятельство напрягает, вызывает негативные эмоции, лучше отказаться от идеи стать психологом.

Подходит ли мне профессия психолога? Пройти тест >>

Где работать по окончании факультета психологии

Частный кабинет имеют известные и опытные психологи, их не так уж и много. Но с качественным образованием и хорошими достижениями вы можете стать одним из них. Основная масса выпускников психологического факультета работает по найму в различных организациях:

  • детских садах;
  • школах;
  • образовательных учреждениях;
  • больницах;
  • центрах психологической помощи,
  • а также в крупных коммерческих компаниях.

Свои психологи есть у спортивных команд, коррекционный психолог может работать с речевыми нарушениями у детей.

Сферы и виды деятельности психологов

Организационно-структурное оформление практических психологов в нашей стране связывается с началом 70-х годов двадцатого столетия, отмеченных разработкой теоретических и организационных основ психологического обеспечения профессиональной деятельности, оказания психологической помощи населению, а также опытом организации первых подразделений этой службы. Именно в это время (сначала в Прибалтике, а затем и по всей стране) начинают организовываться первые психологические службы и психологические консультации.

В настоящее время к ним относятся специализированные психологические подразделения предприятий, учебных заведений, дошкольных учреждений и т.п. (самостоятельные или входящие в состав кадровых служб, служб социального развития) и различные профессиональные психологические консультации: служба семьи и брака, профконсультации и профориентации, центры и службы психологического здоровья, управленческого консультирования. Специалисты-психологи могут также входить в состав консультационных подразделений, занимающихся общенациональной и отраслевой эффективностью, повышением квалификации руководящих кадров, повышением эффективности управления кадрами, финансами, маркетингом и сбытом, а также в состав отделов и подразделений, осуществляющих внутреннее управленческое консультирование в крупных частных и государственных организациях, включая организационные, методические и иные услуги для правительства. Наибольшее развитие психологические службы получили в органах воспитательной работы силовых структур, промышленности, образовании и спорте.

В качестве объектов деятельности психологической службы выступают: отдельные люди, коллективы, виды деятельности. Основными целями профессиональной деятельности практических психологов являются: психологическое изучение и описание объекта исследования, а также психологическое управление данным объектом. Психологическое управление – это воздействие на объект, осуществляемое квалифицированными специалистами при помощи методов и средств практической психологии в целях изменения его психологических характеристик.

Характер взаимодействия выделенных целей, образующих два уровня работы психолога – уровень понимания

явления и
уровень управления
им, определяется, прежде всего, особым характером предметной сферы его практической деятельности. Дело в том, что психологические явления не лежат на поверхности. В большинстве случаев задачей психолога является не только различение психологического явления в обыденной жизни, но и определение соответствия его состояния известным нормам по основным критериям, поиск и применение адекватных способов и средств психологического воздействия на него. Все это предполагает сочетание в деятельности психолога исследовательских и управляющих процедур.

Эффективность исследовательско-диагностической деятельностиобусловлена способностью психолога самостоятельно осуществлять задачу поиска проблемы и построения ориентиров своей деятельности. Владея определенной технологией, ориентируясь на норму, он одновременно обязан видеть и уникальность каждого случая. В процессе психологического управления объектом психолог должен учитывать системность психологических явлений и процессов, происходящих в конкретной организации, учреждении. Работая с отдельным человеком, он ориентируется как на его индивидуально-психологические особенности, так и на те условия микросоциальной среды, в которых осуществляется жизнедеятельность данного человека.

Hа каждом из уровней (понимания и управления объектом) выделяются задачи, отличающиеся особенным предметным содержанием и требующие специфических методологических и практико-методических средств, профессиональной компетентности и культуры (Гончаров А.И., 1998).

I. Уровень понимания. Здесь решаются следующие задачи теоретико-исследовательского содержания:

1. Фиксация социально-психологического явления

. Содержание деятельности психолога — увидеть явление, различить в психологически нерасчлененной для непрофессионала обыденной жизни. Если явление существует как очевидная проблема, то содержание деятельности психолога-практика — это принятие данной проблемы в качестве задачи своей психологической работы со всеми вытекающими профессиональными, в том числе и этическими последствиями.

2. Описание явления

— то есть составление развернутой характеристики, как на языке обыденного общения, понятного непрофессионалу, так и с помощью категорий психологического языка, выделяющего тонкие детали, особенности и закономерности.

3. Исследование

— то есть целенаправленное наблюдение явления, его анализ, экспертиза, обобщение полученной достоверной социально-психологической информации.

4. Объяснение

— интерпретация исследовательских данных, построение концептуальных моделей, позволяющих понять механизмы явления — его структуру, факторы возникновения и динамики, зависимости между различными параметрами-характеристиками, показатели и критерии оптимального или нормативного состояния социально-психологических характеристик. Объяснение фактически представляет собой обоснованное описание.

5. Прогнозирование

— построение психологом динамических моделей перспективного состояния объекта (группы или отдельного человека), его деятельности и взаимоотношений при тех или иных условиях управления им.

6. Разработка практико-методических рекомендаций

, то есть обоснованных предложений организационно-управленческого характера для специалистов-профессионалов, имеющих отношение к организационной системе в связи с решаемой проблемой (для администрации, должностных лиц, других специалистов).

II. Уровень управления, предполагающий практическое воздействие на параметры группы и характеристики отдельного человека (процессы, качества, свойства и состояния), а именно:

1. Учет результатов понимания в управляющем воздействии

— в процессе общения с руководителями и членами коллективов, семьи и т.п., в построении коррекционно-формирующих программ, в процессе психологического консультирования и т.д.

2. Коррекцию развития

— систему компетентных профессиональных действий организационно-управленческого, психолого-педагогического, психотерапевтического плана, осуществляемых как самим психологом, так и другими лицами по его рекомендациям по отношению к отклонениям в поведении отдельных людей или групп. Корректирующее воздействие предполагает обоснованное знание соответствующей нормы. Этот момент работы предусматривает оказание психологической помощи нуждающимся в ней людям только со стороны психологов-профессионалов.

3. Hаправленное формирование.

Содержание этого аспекта деятельности составляет устранение отклонения от нормы, понимаемого как известный дефицит значимых знаний, умений, навыков, мотивации и личностно-групповых свойств, необходимых для успешного осуществления социальных функций, выполнения профессиональных задач.

4. Содействие саморазвитию.

Жизнь любого коллектива предполагает его саморазвитие, самостоятельное преодоление возникающих проблем. Роль психолога состоит в квалифицированном психологическом консультировании руководителя и отдельных людей в случае их обращения за советом, помощью, а также в текущем психологическом просвещении и образовании членов коллектива.

Реализация исследовательско-диагностических и управляющих процедур и технологий направлена на решение тех задач, которые и составляют содержание профессиональной деятельности психолога. При этом психологическое управление может быть как прямым, включающим специальные психологические методы воздействия на личность, коллектив профессионального психолога, так и косвенным,осуществляемым совместными усилиями различных должностных лиц через изменение условий жизнедеятельности, направленный подбор персонала, изменение технологии и режима деятельности, организационных форм и т.д.

Рассматривая организацию (учреждение, предприятие) как потенциальный объект комплексного психологического воздействия, можно выделить несколько уровней этого воздействия:

а) уровень всей организации

. Здесь в качестве ведущих выступают задачи совершенствования организационной структуры, методов управления, стабилизации кадров, социального развития коллектива и т.п.;

б) уровень первичного коллектива

. Наиболее значимыми здесь являются задачи обеспечения благоприятного социально-психологического климата, межличностной совместимости, эффективности групповой деятельности, предупреждения конфликтов и т.п.;

в) уровень отдельного человека

. Психологами решаются задачи организации рабочего места, оптимизации психофизиологического состояния, предупреждения негативных состояний, деформаций личности, решения отдельных психологических проблем.

Противоречия, возникающие в результате функционирования различных подсистем организации, обусловливают комплекс проблем, на решение которых направляются усилия специалистов психологического подразделения

. К их числу принадлежат следующие:

1) личностные проблемы,

ухудшающие личностное развитие работающих, их нравственное и
психическое здоровье
, самочувствие и профессиональные возможности. Это прежде всего трудности социально-психологической адаптации человека к условиям профессиональной деятельности и коллектива, его самовыражения и саморазвития в рамках избранной специальности, семейно-бытовые проблемы. Их проявления находят свое выражение в форме конфликтов с окружающими, различных формах отклоняющегося поведения, а в содержательном отношении переживаются человеком как чувство тревоги, растерянности, безысходности и т.п.;

Психическое здоровье — комплексное многоуровневое качество жизнедеятельности, выражающее соответствие психофизического состояния и самочувствия, ориентирования и поведения уровню развития, психофизиологическим усилиям и затратам организма, потребностям и целям личностного развития, а также наличным адаптивно-компенсаторным возможностям психики человека

2) коллективно-групповые проблемы,

ухудшающие социально-психологический климат коллектива. К их числу относятся различные виды нарушений и деформаций внутриколлективных связей (моральных, деловых, личных), распад позитивных ценностей коллектива, разобщенность людей, выражающаяся в бытовых конфликтах, различные формы психологической несовместимости, существование микрогрупп, характеризующихся негативным устойчивым стремлением к выбору ложных асоциальных, эгоистических целей и ориентиров;

3) деятельностные проблемы,

обусловленные несоответствием психологических качеств людей объективным требованиям профессии и специальности. Неразрешенность данных проблем проявляется в снижении эффективности деятельности, ошибках и авариях, негативных психофизиологических состояниях.

Исходя из необходимости решения названных проблем, формулируются и основные, наиболее типичные задачи психологической службы.

В настоящее время сложилось несколько основных сфер применения практических психологов в нашей стране:

— система образования и дошкольного воспитания (детсады, школы, гимназии, вузы);

— клинические и другие медицинские учреждения;

— экономическая сфера (службы социального развития, кадровые службы организаций и предприятий и т.п.);

— система морально-психологического обеспечения деятельности силовых структур,

— центры психологической помощи, службы семьи и брака и пр.

Работа в каждой из этих сфер предполагает следующие варианты реализации психологом своего профессионального предназначения:психологическая консультация, “клуб” и социальная организация

. Работая в психологической консультации, психолог ведет прием клиентов, предлагая им определенные средства социально-психологического воздействия. Своеобразие работы в “клубном” пространстве связано с тем, что любая клубная структура объединяет свободно собравшихся людей, поэтому психологу приходится считаться с их интересами, искать способы взаимодействия. Работа в организации предполагает закрепление за психологом ряда служебных функций, реализация которых порой выходит за рамки его профессиональной ответственности.

Психологи в экономической сфереизучают психологические закономерности функционирования различных форм трудовой и управленческой деятельности, решая при этом следующие задачи:

1. Научное исследование персонала и анализ организационной структуры

: профессионально-психологический отбор и расстановка кадров, диагностика профессиональной компетентности, выявление стиля деятельности и потенциала управленческого аппарата, оценка необходимости организационных изменений и консультирование руководителей; социально-психологическое изучение коллектива.

2. Оптимизация социально-психологического климата

в коллективе, профилактика межличностных и межгрупповых конфликтов.

3. Развитие персонала

: выявление потребностей обучения и развития, оценка эффективности программ обучения, методическое обеспечение различных форм профессионального обучения, определение и оптимизация факторов, влияющих на удовлетворенность работников условиями труда и их мотивацию к профессиональному росту.

4. Планирование и оптимизация профессиональной среды:

эргономический анализ деятельности, изучение факторов, влияющих на эффективность и качество труда, работоспособности работников, предупреждение негативных психофизиологических, стрессовых состояний, аварий и несчастных случаев.

5. Оказание психологической помощи

специалистам в предупреждении и разрешении личностных проблем; повышение социально-психологической компетентности; коррекция неадаптивного поведения и эмоциональных расстройств.

6. Психологическое изучение потребителя продукции предприятия (организации), психологическое обеспечение рекламной деятельности

.

Клинические психологи, работая в основном в структурах медицинских учреждений,изучают причины различных отклонений в поведении людей, психосоматических расстройств и заболеваний, интеллектуальных и эмоциональных дефектов и дискомфорта, индивидуальных и социальных дисфункций и ведут с ними психокоррекционную и реабилитационную работу, разрабатывают совместно с другими специалистами (педагог, психиатр, социальный работник) различные развивающие программы.

Психологи в сфере народного образования изучают и оптимизируют психологические факторы, влияющие на успешность обучения и самочувствие обучаемых, развивают их познавательные способности, осуществляют консультирование преподавателей, обучаемых и их родителей по вопросам учебно-воспитательного взаимодействия, преодоления различных негативных личностных и межличностных проблем, проводят психологическую экспертизу учебных средств, дидактических приемов и методов учебных занятий на предмет их эффективности.

Психологи консультанты,

проводящие обслуживание населения в рамках специализированных центров и служб психического здоровья, в службах семьи и брака, помогают клиентам, обращающимся за помощью, приобрести или изменить индивидуально-социальные навыки преодоления трудностей и обращения с реальностью, улучшить адаптацию к меняющимся условиям, разрешить проблемы, связанные с выбором профессии, работой, браком, семьей, сексом, старостью, социальными и физическими недостатками, и пр.

В процессе выполнения данных задач по отношению к объекту деятельности (группа, отдельный человек) психолог реализует определенные функции. Функции

в данном случае понимаются как объективные, наиболее характерные и однородные по содержанию совокупности профессиональных задач, осуществление которых характеризуется устойчивыми способами использования психологического знания, а также методами и средствами достижения цели.

Анализ психологической литературы, а также реальной деятельности психологов позволяет выделить следующие функции практического психолога, как субъекта психологической работы:

* диагностическую

, которая состоит в психологическом изучении и регистрации наиболее существенных параметров личности, коллектива, деятельности; диагностике отклонений от нормы, выявлении и оценке факторов, влияющих на успешность деятельности и психологическое состояние людей;

* исследовательскую

— изучение новейших достижений в области психологической науки и практики, пополнение научно-методических знаний, регулярный анализ процессов и состояния собственной работы, опыта коллег, участие в НИР, адаптация новых методик, уточнение критериев, показателей применительно к конкретной выборке и т.д.;

* прогностическую

— прогноз тенденций развития и перспективного состояния психологических характеристик объекта изучения;

* информационную

— сообщение клиентам и руководителям системы психологических знаний, повышение уровня их социально-психологической компетентности, сообщение сведений о психологическом состоянии объекта и тенденциях его развития при тех или иных вариантах управления им;

* конструктивно-проектировочную

— участие в комплектовании трудовых, учебных и т.п. коллективов, групп; проектирование оптимального состояния объекта, содержания и условий деятельности, средств и режимов труда и т.п.;

* учебно-методическую

— обучение использованию в практике знаний психологии, умений и навыков психической саморегуляции и психологического воздействия, разработка методических документов;

* экспертную —

оценка возможных или альтернативных вариантов решения психологических и иных (с использованием возможностей психологии) проблем, квалифицированное заключение о психологических параметрах состояния объекта оценивания;

· консультативную

— оказание помощи клиентам и предоставление им рекомендаций в нахождении оптимального варианта действий в разрешении сложных психологических ситуаций;

* коррекционно-развивающую

— оказание помощи в изменении и/или реконструкции психологических образований, компенсация дефектов образования и воспитания, изменение режимов и условий деятельности в связи с определенным состоянием людей, формирование качеств, способствующих личностному самовыражению и развитию, а также успешному решению профессиональных задач;

* коммуникативную

— установление контакта с партнером, прием и передача сообщения, эмоциональных состояний, понимание внутреннего мира и невербальных реакций собеседника, влияние на поведение и мысли партнера по общению.

Для решения профессиональных задач психологами используется ряд методов, образующих единый технологический комплекс, обеспечивающий в своей совокупности решение конкретной проблемы, а в конечном итоге — и психологическое сопровождение процесса социализации личности (в том числе профессионализации специалиста). К числу основных видов деятельности психологической службы

относятся следующие:

1. Организационно-методическая работа. В рамках данного вида деятельности решаются задачи планирования и подготовки различного рода мероприятий; ведения документации, обработки получаемой в ходе исследований информации; подготовки и совершенствования, необходимой для проведения мероприятий психологической работы материально-технической базы; подготовки формализованных документов (справок, обзоров, донесений и т.п.) для предоставления их должностным лицам; инструктирования и обучения других субъектов психологической работы практике и особенностям использования психологических знаний, а также их непосредственным действиям при проведении мероприятий психологической работы.

2. Совершенствование профессиональной компетентности. Данный вид деятельности предполагает как самостоятельное, так и специально организованное в различных формах изучение новейших сведений из различных сфер психологической науки и практики, пополнение и освоение необходимых для выполнения профессиональных обязанностей и дальнейшего профессионального роста знаний, навыков и умений.

3. Психодиагностика(как практическая деятельность), которая представляет собойкомплекс мероприятий по выявлению, измерению и оценке индивидуально-психологических особенностей личности, социально-психологических характеристик деятельности и коллективов в соответствии с имеющимися нормами и критериями, а также факторов, влияющих на эффективность деятельности в целях:

— прогноза дальнейшего развития объекта обследования;

— поиска наиболее эффективных способов работы с ним;

— разработки конкретных рекомендаций для обследуемого, а также для должностных лиц по дальнейшей оптимизации существующих организационных форм, методов и средств обучения, воспитания и режима жизнедеятельности.

Практическое применение психодиагностика находит в сфере образования в процессе оптимизации обучения и воспитания, расстановке кадров, профотборе, прогнозировании социального поведения, консультировании и оказании психотерапевтической помощи, судебной психолого-психиатрической экспертизе, прогнозировании психологических последствий изменения среды и т.д.

В зависимости от объекта обследования различают индивидуальную и групповую психодиагностику, которая может рассматриваться и как относительно самостоятельный вид деятельности психолога, и как один из этапов деятельности психолога в решении определенной задачи. В этой связи основными типами психодиагностических ситуаций,

как правило, выступают:

— ситуации, связанные с мероприятиями профессионально-психологического отбора и расстановкой персонала

по специальностям и рабочим местам, когда необходимо оценить степень профессиональной пригодности человека, поступающего на работу;

— ситуации, связанные с добровольным обращением человека

(членов семей, коллектива, администрации и т.п.) к психологу, когда необходимо выявить причины психологических проблем (затруднений) человека и определить пути их преодоления;

— ситуации, связанные с аттестацией должностных лиц и специалистов

, когда выявляются и оцениваются их психологические качества на предмет соответствия определенной должности или возможности обучения в вузе;

— ситуации, связанные с принудительным обследованием

(например, обследование поступающего молодого пополнения в вооруженных силах, либо выявление психологических факторов и причин, способствующих происшествиям, авариям и т.п.), проводимым по решению администрации для получения необходимой информации.

Полученные в ходе психодиагностической работы данные могут использоваться:

· самим психологом для осуществления дальнейшей коррекционной работы;

· другими специалистами (например, медиками, социальным работником, педагогами);

· должностными лицами для формирования управленческого решения, учета информации в работе с кадрами;

· другими людьми (родственники, представители коллектива) для воздействия на жизнь обследуемого;

· самим обследуемым в целях саморазвития, коррекции своего поведения.

В рамках перечисленных ситуаций используются все организационные подходы и эмпирические методы, обеспечивающие получение достоверной информации.

4. Психологическая помощь, под которой понимается система мероприятий, проводимых психологом и направленных на предупреждение, смягчение или преодоление различного рода психологических затруднений, возникающих у отдельного человека или группы людей, средствами практической психологии. В зависимости от объекта психологического воздействия выделяются следующие формы оказания психологической помощи: индивидуальная, семейная и групповая.

Основными видами психологической помощи

являются психотерапия и психокоррекция, психореабилитация, психологическое консультирование, психологическое обучение и просвещение, а также психопрофилактика и психогигиена.

Психопрофилактика и психогигиена— это система психолого-педагогических, медицинских и организационных мероприятий, способствующих предупреждению разнообразных психологических проблем, направленных на сохранение психического здоровья людей и создание нормальных условий для их жизнедеятельности.

Психопрофилактические мероприятия проводятся психологом в тесной взаимосвязи с другими должностными лицами и специалистами. В рамках данного вида деятельности осуществляются:

выявление и постановка на учет

людей из числа работающего персонала, склонных к отклоняющемуся (девиантному) поведению, а также лиц с низким уровнем нервно-психической устойчивости;

организация работы комнаты психологической разгрузки

, в которой проводятся циклы бесед на психогигиенические темы по сохранению психического здоровья;

обучение приемам саморегуляции эмоционально-волевых состояний

, специализированным формам мобилизации на действия в экстремальных ситуациях или процедурам восстановления психофизиологических ресурсов;

подготовка учебно-методических материалов

по индивидуальному освоению приемов аутотренинга;

определение психогигиенического минимума

для персонала в различных условиях профессиональной деятельности;

психогигиеническая оценка комфортности среды

, анализ режимов труда и отдыха;

плановый прием психологом

во время медицинской диспансеризации, а также другие мероприятия.

Психологическое консультирование — вид психологической помощи, заключающийся в разъяснении человеку его психологических трудностей, снятии психологического напряжения, повышении его компетентности и оказании ему непосредственной помощи в решении сложных личностных проблем, профилактике и преодолении кризисных ситуаций, а также коррекции неадаптивных способов поведения.

Психологическое обучение и просвещение — комплекс мероприятий по формированию представлений о закономерностях функционирования человеческой психологии, механизмах возникновения негативных психических состояний; навыков психолого-педагогической и управленческой деятельности, психической саморегуляции, построения оптимальных форм взаимоотношений и взаимодействия с другими людьми.

Психологическое просвещение и обучение реализуются, как правило, в процессе повседневной жизнедеятельности: в ходе бесед, лекций, проведения демонстрационных психологических практикумов и тренингов с персоналом, индивидуального и группового психологического консультирования лиц, обратившихся по поводу тех или иных проблем.

Психотерапия и психокоррекция – деятельность, направленная на реконструкцию психологических образований человека, его личностный рост, воссоздание гармоничных отношений с окружающей средой, ослабление действия психотравмирующих факторов, формирование качеств, необходимых для профессиональной деятельности, а также на оптимизацию социально-психологического климата в коллективе.

В психотерапии как форме психологической помощи различают медицинское направление

, охватывающее лечение психологическими средствами нервно-психических, психосоматических болезней и расстройств человека, и
немедицинское
, ориентированное на здорового человека и занимающееся преодолением его психологических трудностей, оказанием помощи в его личностном развитии. При этом психокоррекционные мероприятия проводятся тогда, когда психологом выявлены негативные отклонения от нормы в развитии и функционировании психики конкретного человека.

Психическая норма – это принятые в данном обществе на конкретном этапе его исторического развития определенные требования к различным параметрам проявлений психической активности человека.

Психореабилитация, используя в основном методы и процедуры психотерапии, характеризуется как деятельность, направленная на восстановление психических функций и личностного статуса человека, нарушенных (деструктурированных) вследствие действия психотравмирующих факторов. Психореабилитационные мероприятия проводятся, как правило, в системе комплексной реадаптационной программы, предполагающей не только специализированную медицинскую и психологическую помощь, но и создание необходимых социальных и социально-психологических условий.

Перечисленные виды деятельности психологической службы (психолога) образуют целостную систему, обеспечивающую, вследствие комплексного применения процедур диагностического и управляющего характера, оптимизацию условий жизнедеятельности людей, эффективное выполнение ими социальных функций, профессиональных задач и сохранение их психического здоровья. При этом каждый из выделенных видов профессиональной деятельности (если за критерий их сравнения брать отношение к норме, рассматриваемой как желаемое, оптимальное состояние объекта) выполняет свою специфическую функцию:

— психодиагностика

определяет состояние объекта изучения с точки зрения нормы и прогнозирует его развитие;

— психологическое консультирование и просвещение — способствуетосознанию человеком феноменологических проявлений нормы в жизнедеятельности людей и собственном поведении;

— психотерапия, психокоррекция и психореабилитация оказывают психологическое воздействие на объект, находящийся в состоянии отклонения от нормы, в целях возвращения его в нормальное состояние;

— психопрофилактика и психогигиена воздействуют на объект, находящийся в нормальном состоянии, в целях предупреждения возможных отклонений.

Выделенные виды деятельности психолога отличаются также по степени их стандартизации и мерой ответственности психолога

за принимаемые решения и последующие изменения в жизнедеятельности человека. В этой связи наиболее стандартизированным видом деятельности является психодиагностика. Здесь степень ответственности психолога в плане участия в судьбе человека, наряду с психологическим просвещением, значительно меньше, чем в психотерапии и психокоррекции.

Содержание и особенности профессиональной

Доходы специалистов в России и в Германии

Разброс зарплат психологов очень большой.

В зависимости от вида деятельности психолога, в России предлагаются оклады в размере 15-20 тысяч рублей в провинции или 50-70 тысяч рублей в Москве.

Психологи, логопеды, коучи, работающие частным образом, сами устанавливают цену на свои услуги. Стоимость часового сеанса у частного психолога может составлять 2,5-4 тысячи рублей и выше. Но у частных специалистов свои риски: они должны оплачивать аренду, вкладываться в рекламу без гарантий, что вложения окупятся.

Важно!

В европейских странах регулярно посещают психологов почти 100% населения. В России количество людей, посещающих психологов, меньше, поскольку у нас еще не сформирована культура этого явления, да и финансовые возможности основной массы населения значительно ниже, чем в странах Европы.

В Германии в начале карьеры психолог зарабатывает 3-4 тысячи евро в месяц

. Доход специалистов-психологов с опытом —
4-6 тысяч евро в месяц
. Многие работают в госудерственных организациях на государственной ставке, что дает большое количество дополнительных финансовых и социальных преимуществ и во время работы и (если смотреть в будущее) на пенсии. Доход высококлассных узкоспециализированных специалистов-психологов в штате компании или частной практике может
достигать и 7-10 тыс евро в месяц и выше.
Важно!

В Германии, после окончания обучения в вузе, учебная виза продлевается на 1,5 года, давая выпускнику возможность устроиться на работу. Имея на руках диплом немецкого вуза, есть все шансы найти работу в Германии.

Структура современной психологии

психолог
Фото автора cottonbro: Pexels
Чтобы разобраться во всех направлениях психологической работы, нужно понимать, что на сегодняшний день представляет из себя психология. Психология – это наука о психике и психических явлениях. Она не всегда изучает психику человека, существует и зоопсихология, которая изучает психическую деятельность животных.

Более того, существуют пет-терапия – метод лечения с помощью домашних животных, который не только помогает справиться со многими психическими расстройствами, но и благотворно влияет, например, на здоровье сердечно-сосудистой системы. Так что животные, в чем-то тоже бывают психологами, хоть и не имеют высшего образования.

Психология бывает научной и житейской. Научная основывается на серьезной теоретической базе и множестве проводимых экспериментов. Но в жизни есть место и житейской психологии – обладая опытом, эмпатией, сопереживанием, любой человек может беседой или советом помочь своему близкому.

Ты и сама замечала, что порой советом, поддержкой, заботой и простым участием, помогаешь близким тебе людям: подруге, детям, мужу, родителям. Когда человеку тяжело, когда он оказывается в трудной ситуации, первое, что ты можешь – это поддержать его, показать, что он не один. Простой разговор «по душам» или объятья – это то, в чем нуждается каждый человек.

Научная психология включает в себя фундаментальные дисциплины, такие как общая психология или история психологии, и прикладные – направленные на решение конкретных задач в своем направлении, например, психология спорта, сексология, педагогическая психология и пр.

В зависимости от взаимодействия личности и общества, разделяют:

  • индивидуальную психологию – направленную на изучение конкретной личности;
  • социальную психологию – она направлена на изучение взаимодействия человека в обществе, на различные групповые феномены и отношения разных социальных групп, на восприятие людьми друг друга, механизмы появления и разрешения конфликтов, лидерство и пр.;
  • этнопсихологию – она изучает отличительные особенности людей разных культур и народов, их самовосприятие, особенности эмоциональных реакций и пр.

Какие бывают психологи в Германии

Психология в Германии также делится на различные фокусные виды. В немецких университетах учат этим видам психологии:

  • Психолог (общая психология) — Psychologe
  • Бизнес-Психолог (корпоративный психолог) — Wirtschaftspsychologe
  • Транспортный Психолог — Verkehrspsychologe
  • Спортивный Психолог — Sportpsychologe
  • Социальный Психолог — Psychosoziale/r Prozessbegleiter
  • Психоаналитик — Psychoanalytiker
  • Педагогический Психолог — Pädagogische/r Psychologe
  • Коммуникационный Психолог — Kommunikationspsychologe
  • Клинический Психолог — Klinische/r Psychologe
  • Психотерапевт — Psychologische/r Psychotherapeut
  • Детский и Юнешеский Психотерапевт — Kinder- und Jugendlichenpsychotherapeut
  • Психолог Здравоохранения и Реабилитации — Gesundheits- und Rehabilitationspsychologe
  • Врач, психосоматическая медицина и психотерапия — Facharzt — Psychosom. Medizin u. Psychotherapie
  • Врач, психиатрия и психотерапия — Facharzt — Psychiatrie und Psychotherapie

Клинические психологи

Клинические психологи — это те, кто специализируется на психических и эмоциональных расстройствах. Они очень хорошо подготовлены к решению практически любой проблемы, которая им представляется.

Вы можете найти клинических психологов, которые специализируются на расстройствах депрессии, расстройствах пищевого поведения, тревожности, расстройствах личности, наркомании, проблемах, связанных с детьми и подростками, и многих других областях.

Спортивные психологи

Спортивные психологи отвечают за работу со спортсменами, но они также работают с тренером и организацией всей команды. Все это с целью раскрыть весь потенциал команды, а также повысить ее мотивацию, быть максимально эффективным и эффективно справляться со стрессом.

Спортивный психолог поможет вам иметь достаточно уверенности в себе, чтобы максимально раскрыть потенциал. Более того, они способны значительно повысить самооценку всей группы и научить их, что ограничения существуют только в их собственных умах.

Сексологи

Сексологи тоже психологи, специализирующиеся на диагностике и лечении всего, что связано с интимными отношениями. Их вклад направлен на улучшение сексуального здоровья людей с проблемами в этой области, будь то пары или отдельные пациенты.

Мы можем классифицировать проблемы, с которыми эти специалисты сталкиваются в своих офисах, по трем большим категориям: проблемы, связанные с сексуальным желанием, проблемы, связанные с возбуждением, и проблемы, связанные с оргазмами.

Наконец, если мы не ссылаемся на пару и отказываемся от органической причины, сексуальные проблемы часто связаны с другими аспектами взаимодействия с партнером, поэтому лучше всего проводить вмешательство вместе с консультантом по браку, который может работать вместе с сексологом.

Судебные психологи

Судебные психологи имеют свою специализацию в правовых аспектах, поэтому их опыт очень важен в судебных процессах. Они могут повлиять на судью и вынести справедливый приговор в пользу обвиняемой стороны или против нее.

Их работа включает в себя доказательство того, что заставило определенного человека совершить преступления или уголовные преступления, в которых они обвиняются. Изучение их личности позволит судебному психологу разработать подходящее лечение для обвиняемого.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]