Как заставить работать оба полушария мозга: практические советы


Чем мы обязаны левому полушарию?

Головной мозг человека состоит из правого и левого полушарий, каждое из которых имеет свои функции. Правое отвечает за эмоции, интуицию, творческие способности. Левое же — за логическое мышление, анализ, классификацию, систематизацию, структуризацию поступающей информации.

В мыслительном процессе участвуют они оба, но каждое по-своему. Если правое фиксирует информацию в целом, то левое ее последовательно обрабатывает, выстраивая из фактов логическую цепочку и давая им оценку.

Именно левому полушарию люди обязаны аналитическим мышлением — способностью устанавливать причинно-следственные связи и делать умозаключения.

Благодаря левому полушарию мы можем говорить, понимать чужую речь, читать, писать, считать и запоминать. Люди с развитым левым полушарием быстрее овладевают иностранными языками. Оно же управляет и позитивными эмоциями, в то время как правое отвечает за негативные.

Кроме того, левое полушарие контролирует работу правой половины человеческого тела, а правое — левой. Например, правая рука совершает действия под влиянием сигнала из левого полушария головного мозга.

Итак, благодаря левому полушарию мы организованны и обучаемы, целеустремленны и практичны, а наши действия логичны.

Если функции левого полушария нарушены

Однако нередки случаи, когда по разным причинам функции левого полушария нарушены. При его повреждении у человека

  • отсутствует способность к логическому мышлению, к обобщению полученных данных;
  • поражается речевой аппарат — человек может не понимать речь и утратить способность говорить;
  • нарушается работа письменного анализатора — он воспринимает устную речь, но не понимает написанное, либо нормально говорит, но не может писать;
  • у него нарушается ориентация во времени;
  • он не способен последовательно выстроить задачи, необходимые для достижения цели;
  • не может на основе фактов сделать выводы.

Такие расстройства характерны, в частности, для дислексии, когда человек не способен быстро и правильно распознавать слова. Или для дислалии — нарушении произношения звуков. У людей с синдромом Аспергера — одной из форм аутизма, когда возникают трудности с восприятием и обработкой информации, также наблюдается дисфункция левого полушария.

Определение специализации полушарий

Уже в XIX веке ученые обнаружили, что черепно-мозговая травма в некоторых местах левого полушария связана с нарушением речевой способности. Значительный вклад в теорию функциональной специализации полушарий в 1960-х годах внес нейробиолог Роджер У. Сперри, получивший Нобелевскую премию.

Сперри работал с эпилептическими пациентами. Чтобы предотвратить распространение эпилептических приступов из одного полушария в другое, он пересек мозолистое тело пациента. Эпилептические приступы исчезли, человек смог вернуться к нормальной жизни. В то же время, однако, после такой процедуры наблюдалось «особое поведение». Благодаря этому Сперри достиг теории синхронизации работы полушарий головного мозга. Следует отметить, что эта процедура в некоторых случаях проводится до сегодняшнего дня, но с помощью современных технологий, и удаляется лишь небольшая часть мозолистого тела.

Гармония прежде всего

В раннем детском возрасте оба полушария обычно развиты одинаково, но впоследствии почти у всех, кроме левшей, доминирует левое. Поэтому развитие левого полушария не столь актуально, как правого. Тем более что и в детских садах, и в школах обращают внимание на развитие у детей аналитических способностей.

Задача родителей — приложить усилия по гармоничному развитию у ребенка обоих полушарий, развивая их параллельно, чтобы он мог в будущем в соответствии с той или иной ситуацией активировать нужное.

Чрезмерное же развитие левого приводит к отсутствию у человека креативных и творческих способностей, а правого — к трудностям с концентрацией внимания, последовательностью действий, целеустремленностью и реализацией идей.

Однако при нарушениях функции левого полушария особое внимание нужно уделить именно ему.

За что отвечает каждое полушарие?

Левое полушарие в основном связано с такими функциями, как аналитическое мышление, математические способности, речевые навыки, научное мышление, письмо, подсчет, двигательные реакции, понятие времени и т.д. Правое отвечает за целостное мышление, интуицию, слух, творчество, музыку и искусство, дневной сон.

Более поздние исследования показали, что мозг не столь дихотомический, как первоначально предполагалось. Оба полушария способны синхронизироваться, хотя иногда из-за пластичности нейронов одна часть при необходимости (при повреждении) может брать на себя функцию другой. Например, математические способности усиливаются, когда оба полушария совершают совместную работу, функционируют одновременно (благодаря соединению функций через мозолистое тело).

К примеру, левое полушарие специализируется на захвате звуков, составляющих слова, работает над составом слов, но не имеет монополии на обработку языка. Правое полушарие более чувствительно к эмоциональным аспектам речи, переводит ритм речи, который носит интонацию и акцент. Если два полушария мозга работают одновременно, то человек может охватывать намного больше информации. Такие «сверхспособности» можно развивать с помощью специальных техник.

Развиваем левое полушарие

Поскольку известно, что левое полушарие контролирует правую часть тела, активировать его можно двумя путями: загрузив работой, на которую оно ориентировано, и максимально задействовав ту сторону тела, которую оно контролирует.

Решаем математические задачи с логической составляющей

Решать логические загадки, задачи, головоломки и интересно, и полезно. Наверняка многие помнят их еще по детским журналам: например, Оле и Свете подарили по коробке конфет, в каждой из которых 14 конфет. Оля съела несколько конфет, а Света съела их столько, сколько осталось в коробке у Оли. Сколько у них всего осталось конфет на двоих? (14)

Конечно же, это простенькая задача для детей, но желающие могут найти в сети немало сложных задач и головоломок на любой вкус.

Разгадываем кроссворды

При решении кроссвордов также активизируется левое полушарие: здесь интуиция не работает и нужно проявить аналитические способности. В интернете есть много кроссвордов и для детей, и для взрослых. Взрослые могут обратить внимание на судоку, которые можно решать онлайн.

Нагружаем правую сторону тела

Все действия выполняем правой рукой. Левшам придется нелегко, а правшам, для которых это не составит труда, можно посоветовать делать гимнастику, где большее внимание уделяется правой части тела: прыжки на правой ноге, наклоны вправо.

Делаем массаж

На нашем теле есть точки, соответствующие разным органам. За мозжечок отвечают точки, расположенные на стопах у оснований больших пальцев ног. Чуть ниже — точки обоих полушарий. Массируя такую точку на правой стопе, мы активизируем левое полушарие.

Развиваем мелкую моторику рук

Кончиком мизинца левой руки коснемся кончика большого пальца правой, а кончиком мизинца правой — большого пальца левой. Большой палец левой руки при этом будет внизу, а правой — вверху. Затем быстро меняем пальцы местами: большой палец левой руки окажется вверху, а правой — внизу. То же самое проделываем с указательными и безымянными пальцами.

Упражнения на развитие правого полушария

На правое полушарие мозга приходятся следующие функции:

  • Пространственная ориентация. Правое полушарие позволяет не только ориентироваться на местности, но и складывать мозаику, собирать конструктор и т.п.
  • Музыкальные способности. В этом полушарии обеспечивается восприятие музыки, но само музыкальное образование получается за счет левого полушария.
  • Понимание метафор и чужого воображения, фантазий.
  • Развитие собственных фантазий, мечтание.
  • Художественные способности.
  • Эмоциональность.
  • Мистика и религиозность.

По сути, правое полушарие обеспечивает параллельную обработку информации на основе интуиции, образов, символов, не связывая со словами и буквами. Оно помогает распознавать лица. Кроме того, полушарие контролирует движения левой половины тела.

Рекомендуются такие упражнения:

  1. Визуализация образа. Надо расслабиться и представить перед собой лист белой бумаги. Для начало силой воображения он окрашивается в какой-либо любимый цвет. На листе мысленно рисуется любой абстрактный рисунок. Такой тренинг следует проводить ежедневно, меняя сюжет, переходя от простых изображений к сложным картинам, насыщенным цветам.
  2. Игра с именем. Ребенку надо предложить пофантазировать, расслабившись и закрыв глаза. Пусть он мысленно услышит, что кто-то зовет его по имени. Надо узнать, кому принадлежит этот голос. Следующий шаг – с какой мелодией лучше сочетается имя. Далее, можно попытаться ощутить свое имя на ощупь, запах и вкус. Какое оно – мягкое, твердое, пушистое и т.п. После этого, ребенок выводится из этого состояния, и надо попросит рассказать об ассоциациях, поощряя любые сравнения. Можно попросить нарисовать увиденное в воображениях.
  3. Зеркальное рисование. Частое рисование, даже при отсутствии особых талантов, развивает правое полушарие. Важно не качество рисунка, а стремление отразить какие-то образы на бумаге. Нужно развивать полет фантазии. Особо полезно упражнение «Зеркальное рисование». Берется 2 листа бумаги, и карандаши в обе руки. Рисовать надо одновременно обеими руками одинаковый рисунок, узор. При выполнении упражнения следует расслабиться.
  4. Игра на музыкальном инструменте. Хорошо подходит гитара. Совсем не обязательно уметь играть на ней. Достаточно слегка перебирать струны, пытаясь воспроизвести какую-либо мелодию, и вообразить, что затея удалась. Если ребенок владеет музыкальным инструментом, то играть на нем следует ежедневно.
  5. «Колечко». Упражнение выполняется очень просто. Не глядя на руку, надо поочередно касаться кончиками пальцев левой руки большого пальца, формируя кольцо. В течение дня упражнение делается многократно.

Важно! Развивать правое полушария позволяют упражнения с загрузкой левой половины тела. Аналогично вышеописанной методики можно производить массаж основания большого пальца стопы левой ноги.

Упражнения

Позитивно влияют на активизацию левого полушария и упражнения, улучшающие взаимосвязь между обоими полушариями.

  1. Одновременно левой рукой поглаживаем себя по животу, а правой постукиваем по голове. Затем руки меняем.
  2. Одной рукой рисуем в воздухе звезду, а другой — треугольник (или другие геометрические фигуры, главное — чтобы они были для разных рук разные). Когда одно упражнение будет у нас получаться достаточно легко и быстро, меняем фигуры.
  3. Один и тот же рисунок одновременно рисуем правой и левой руками, соблюдая зеркальную симметрию.
  4. Левой рукой возьмемся за правое ухо, а правой — за кончик носа. Хлопнем в ладоши и поменяем руки: правой коснемся левого уха, а левой — кончика носа.
  5. Улучшают координацию движений и развивают оба полушария занятия танцами, в частности танго.

© Тимошенко Елена, BBF.RU

Развиваться, играя

Некоторые настольные игры задействуют оба полушария мозга, потому что в игре есть как визуальный компонент, так и стратегический элемент. Шахматы и шашки — отличные примеры игр такого типа.

Игроки должны держать в голове визуальный образ всей доски, разрабатывая стратегии для своих ходов. Иногда им приходится продумывать несколько ходов заранее. Головоломки предлагают такое же взаимодействие.

Существует множество приложений для развития умственных способностей, и многие из них заставляют работать оба полушария. Хорошим примером является игра с перемещением цветных плиток.

Игроки должны перемещать их, чтобы создать цветовую палитру, это достаточно легко, пока количество ходов не будет ограничено. Тогда должна действовать стратегия левого мозга.

Рисование двумя руками

Развитие межполушарных взаимодействий

Что делать? Ребёнок рисует заданные рисунки двумя руками одновременно по образцу или устной инструкции взрослого.

Чёрной стрелкой указано направление рисования левой рукой, серой — правой рукой.

Конкретное упражнение на рисование:

Рисование двумя руками «Бровки», «Улыбочки»

Для выполнения этого упражнения вам понадобятся маркерная/меловая доска и сами маркеры либо мелки. Можно использовать листочки, закрепленные на вертикальную поверхность, и восковые мелки. Сначала взрослый разделяет доску на 2 равные части, затем на каждой части рисует симметричные дуги — примеры для ребенка.

Задача ребенка — сначала правой, а затем левой рукой нарисовать дугу поверх рисунка взрослого сначала в одну сторону, затем в другую, не отрывая руки, всего 10 раз (движения справа налево — слева направо). Нам важно добиться минимальной «бахромы». Линия ребенка и взрослого должны максимально совпадать. Затем рисуется еще один пример с обеих сторон, и ребенок рисует-«дирижирует» обеими руками то же самое.

Кому и зачем? Позволяет улучшить контроль над телом и над непроизвольными движениями. Пишет и параллельно болтает ногой? Это упражнение поможет устранить эти связки. А также это идеальное упражнение для тех, кто все еще не определился с ведущей рукой и пишет то правой, то левой. Помогает исправить почерк. Трудности со схемой задачи? Это упражнение поможет и им.

Зеркальное рисование

Оно позволяет развить сосредоточенность, внимательность, аккуратность. Очень подходит детям, которые достаточно активны и могут быть несколько разболтаны. Помогает собраться. Развивает пространственное представление, позитивно влияет на образное мышление и даже улучшает почерк ребенка.

Что делать? Ребёнку даётся рисунок в перевёрнутом виде. Рисунок может быть любой, разного уровня сложности, в зависимости от возраста ребёнка.

Желательно, чтобы присутствовало много мелких деталей.

Ребёнку нужно внимательно посмотреть на рисунок и нарисовать такой же, но не перевёрнутый.

Кому и зачем? Помогает детям, у которых в принципе существует расторможенность поведения, тем, кому трудно усидеть на месте, всем, кто легко отвлекаются на что-либо. Помогает упражнение и решить некоторые проблемы с письмом, если например, ребенок зеркалит буквы, пропускает буквы. Это упражнение в первую очередь контроль своей деятельности, внимательности и точности.

Использование карты разума

Эта методика является визуальным представлением компонентов проекта. Его создание стимулирует творческий мозговой штурм и силу визуализации правого полушария. Но при этом в карту должны быть записаны слова, которые затем организовываются в категории, что является деятельностью левого полушария.

Существует множество бесплатных приложений для создания интеллектуальных карт, и они действительно являются отличным началом для работы над проектом.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]