Как запоминать прочитанное с первого раза: эффективные способы и рекомендации

Пока дочитал параграф — половина вылетела из головы… Знакомо? С этой проблемой сталкиваются почти все школьники и студенты. Дело в том, что мозг человека не запрограммирован на зубрёжку, а большую часть того, что написано в учебнике, он вообще воспринимает как шум — бесполезную информацию, которую не стоит сохранять в памяти. Но если вы знаете, как работают эти механизмы, то сможете научиться контролировать этот процесс и поймёте, как запоминать прочитанное с первого раза.

Наука памяти

Прежде чем какая-то информация попадает на наш «винчестер», она проходит сложный путь и подвергается многоуровневой обработке. Первым эти механизмы изучил и описал немецкий учёный Герман Эббингауз. Он выделил 4 основных процесса памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывания.

Как лучше запомнить прочитанное? В этом деле ключевое значение имеют первые два этапа. Поэтому именно их стоит рассмотреть подробнее.

Запоминание — это непроизвольное запечатление того, что воздействовало на органы чувств. При этом какое-то время в коре головного мозга сохраняется некий след от возбуждения, вызванного электрическими импульсами. Говоря простым языком, всё, что мы видим, слышим и ощущаем, оставляет физические следы в нашем мозге.

Это может происходить по-разному. Ещё в раннем детстве у ребёнка активизируется процесс непроизвольного запоминания. Все мы храним моменты и факты, которые не пытались запомнить: прогулку в парке в 5 лет, первое свидание, кадры из любимого фильма… Интересный феномен заключается в том, что не всё мы помним одинаково хорошо. Почему так происходит?

Всё зависит от силы электрических импульсов, поэтому лучше всего мы запоминаем лишь определённые виды информации:

  • то, что имеет жизненно важное значение (боль, когда подносишь руку к огню);
  • необычные, яркие события и образы (яркий костюм актёра на карнавале);
  • информация, которая связана с нашими интересами и потребностями (рецепт вкусного блюда);
  • ценные знания, необходимые для нашей деятельности и осуществления целей (правильные ответы теста).

На 90 % то, насколько хорошо какая-то информация фиксируется в памяти, зависит от нашего восприятия. В первую очередь отпечатывается то, что вызывало сильные эмоции (как позитивные, так и негативные) или интерес.

Кроме того, существует преднамеренное запоминание — как раз тот процесс, при котором мы сознательно стараемся «записать» определённую информацию, например даты из учебника истории или важный номер телефона.

Сохранение — это процесс обработки, преобразования и закрепления новой информации в определённых отделах мозга.

Сперва все сведения попадают в некий «буфер», оперативную память. Здесь материал хранится в течение короткого времени в первоначальном виде. А вот на следующем этапе информация подвергается обработке, связывается с уже известной, упрощается и переходит в долговременную память. Сложнее всего не допустить искажений, не дать мозгу добавить несуществующие факты или «выкинуть» ключевые моменты. Зная всё это, гораздо проще понять, как запоминать прочитанное с первого раза.

Как подготовиться к чтению

Вы можете быть полны решимости, когда берёте книгу. Но всё равно в итоге забудете всё, как только перевернёте последнюю страницу. Чтобы этого не произошло, нужно заранее настроиться.

Выбирайте правильные книги

Наш мозг любит сваливать все знания в кучу, чтобы экономить энергию и пространство. Поэтому, чтобы мы могли вспомнить прочитанное, оно должно быть особенным. И для этого стоит избегать двух этих ошибок:

  • Читать то же, что и другие. Издательская индустрия выпускает огромное количество книг в год. Прибавьте к ним публикации в блогах, статьи, исследования. В этом легко запутаться, если не составлять личный список для чтения.
  • Заставлять себя читать неинтересные книги. Так вы просто теряете время. Как показали исследованияExpecting to teach enhances learning and organization of knowledge in free recall of text passages, когда вы заинтересованы в чём-то, вероятность того, что вы это запомните и сможете использовать позже, гораздо выше.

Вот несколько способов, которые помогут выбрать правильную книгу.

  1. Попробуйте следовать совету исследователя мифологии Джозефа Кэмпбелла: «Чем меньше в книге заимствований, тем она лучше». Это поможет вам получать знания из первоисточника.
  2. Поищите книги, которые рекомендуют различные группы людей — такой подход рекомендует блогер и редактор Кемарид Хай. Например, выбирайте ту, что вам предлагают три друга из разных профессиональных кругов.
  3. Прислушайтесь к внутреннему голосу, если ничего не помогает. Выбирайте те книги и статьи, которые вас действительно интересуют по личным причинам. Если обнаружите, что засыпаете или проверяете телефон каждые две минуты, скорее всего, стоит продолжать искать.

Поймите, чего вы хотите от чтения

Следующее, что вам необходимо — цель. Ответьте на вопрос, почему вы сейчас читаете эту книгу, статью, исследование?

Нет ничего плохого в намерении просто узнать что-то из личного интереса. Но если хотите это запомнить и использовать в дальнейшем, лучше заранее понять, как вы собираетесь применить новую информацию.

Важность этого шага подтверждает следующее исследованиеExpecting to teach enhances learning, recall. В нём всем участникам дали один и тот же материал для чтения. Одной группе добровольцев сказали, что в конце их ждёт тест, а другой — что они должны будут обучить кого-то прочитанному.

В итоге обе группы прошли одинаковый тест. Но группа «учителей» справилась значительно лучше. Готовясь к тому, чтобы качественно воспроизвести весь материал, они постарались систематизировать информацию и лучше запомнили особенно важные моменты.

Поэтому постарайтесь обозначить чёткую цель перед тем, как открыть книгу: так вы лучше усвоите и запомните прочитанное.

Просмотрите основные части книги

Наш мозг любит новую информацию, но не оставляет без внимания и то, что мы делаем постоянно. Поэтому беглый просмотр книги и так называемое «предварительное чтение» помогут закрепить в памяти материал, за который вы собираетесь взяться.

В своей работе «Как читать книги» Мортимер Адлер объясняет, что для запоминания прочитанного нужно начать со «структурной стадии». То есть не сразу приступать к первой странице, а получить общее понимание содержания книги. Для этого Адлер предлагает ответить на следующие вопросы:

  • Эта книга практическая или теоретическая?
  • Какую область исследования она затрагивает?
  • Как структурирована книга (не только оглавление, но и другие разделы)?
  • Какие проблемы пытается решить автор?

Пролистайте книгу целиком, прочитайте заголовки и несколько случайных абзацев. Просмотрите список литературы и обратите внимание, на какие источники ссылается автор. Найдите алфавитный указатель. Составьте полную картину того, во что собираетесь погрузиться.

Ставим чёткие цели

Даже если вы читаете очень внимательно и вдумчиво, перелистнув страницу, вы едва ли сможете подробно пересказать то, о чём только что узнали.

Ещё в XIX веке югославский психолог П. Радоссавлевич провёл любопытный эксперимент. Задача, которая стояла перед испытуемым, заключалась в заучивании бессмысленных слогов. Обычно для этого требовалось несколько повторений. Затем цель изменилась — теперь нужно было просто читать написанное. Испытуемый сделал это целых 46 (!) раз, но когда экспериментатор попросил повторить ряд наизусть, он не смог этого сделать. Зато как только понял, что их нужно было выучить — потребовалось всего 6 раз пробежаться взглядом по слогам, чтобы безошибочно пересказать их. О чём это говорит?

Чтобы понять, как читать, чтобы прочитанное запоминалось, нужно обязательно ставить перед собой чёткую цель — запомнить материал.

Здесь тоже есть свои хитрости. Основную цель нужно разбивать на более специализированные задачи. Проще говоря, вы выбираете, на чём концентрироваться. В одном случае достаточно выделить основные факты, в другом — их последовательность, а в третьем — запомнить текст дословно. Тогда мозг уже при чтении начнёт создавать «крючки», которые помогут запомнить нужную информацию.

Как работает наша память

Чтобы научиться быстрее запоминать информацию, надо понять, как работает память.

Запоминание информации включает три стадии хранения.

  • Кратковременная память. В ней информация задерживается всего на несколько минут.
  • Затем информация отправляется в промежуточную память. Здесь она хранится от нескольких дней до месяца.
  • В финале информация попадает в долговременную память и остается там навсегда.

Чтобы информация попадала в промежуточную и долгосрочную память, повторяйте ее время от времени.

Благодаря интернету можно ознакомиться с разными методиками, как быстро запомнить текст, и научиться развивать свою память. Память похожа на мышцы: ее тоже можно натренировать. Попробуйте освоить наиболее популярные методы запоминания или найдите свои, главное, чтобы это работало.

Создаём комфортную обстановку

А мы продолжаем обсуждать, как запомнить прочитанный текст с первого раза. В первую очередь стоит оглянуться по сторонам в поисках «раздражителей». В шумной аудитории или общественном транспорте внимание рассеивается, и иногда вы даже не осознаёте, что написано в учебнике.

Для того чтобы полностью погрузиться в процесс, желательно расположиться в тихой комнате или найти уединённое местечко где-то на природе — там, где вас ничто не будет отвлекать.

Заниматься желательно в утренние часы, когда голова ещё максимально чиста и новая информация усваивается гораздо быстрее.

Как научиться читать быстро

Чтение со шторкой

Эта тренировка подойдёт взрослым и детям. Вам понадобится лист бумаги, который нужно плавно вести вниз по странице, закрывая строчку за строчкой. Ваша задача — успевать прочитать строку, пока она не закрылась. Возвращаться назад, разумеется, нельзя.

Чтение с указкой

Этот метод часто используют с детьми. Ведите карандашом или пальцем под строкой. Глаза должны поспевать за движениями руки. Следите, чтобы «указка» не останавливалась и не замедлялась, упрощая задачу.

Чтение с моторчиком

Чтобы выполнить это упражнение, сложите ладони в замок, а большие пальцы оставьте свободными. Начинайте вращать большими пальцами вокруг друг друга, чтобы получился мотор. Читая текст, включите мотор и ускорьтесь.

Методика «начало — конец»

Этот метод подходит для более продвинутых чтецов. Суть в том, чтобы, вооружившись карандашом, ставить точку в начале и конце каждой строки. Фиксируйте точки глазами, игнорируя остальную строку. По мере натренированности ваш взгляд будет захватывать всё больше рядом стоящей информации. Лучше тренироваться на узких текстах, как в некоторых учебниках и на полосах газет. Плюс методики в том, что она также развивает периферическое зрение.

Таблицы Шульте

Это упражнение можно скачать на телефон и заниматься где угодно. Таблица представляет собой квадрат размером 5х5 клеток, в которых расположены цифры от 1 до 25 в хаотичном порядке. Ваша задача — как можно быстрее отыскать все числа по порядку.

Если вы легко справляетесь с квадратом 5х5, возьмитесь за варианты 7×7 или 8х8. Затем можно переходить к цветным таблицам, где цвет — отвлекающий фактор. Самые сложные — анимированные варианты, когда после каждого нажатия на экран числа перемешиваются.

Обсуждаем с друзьями

Хотя многие не любят пересказы на школьных уроках литературы, это — один из самых эффективных способов, как лучше запомнить прочитанное. Когда вы проговариваете то, о чём недавно читали, мозг задействует сразу два канала запоминания и воспроизведения — визуальный и аудиальный (слуховой).

Ещё лучше, если у вас найдётся собеседник, готовый поддержать дискуссию. Во время обсуждения ключевые факты и аргументы будто «вбиваются» в память, оставаясь там надолго. В некоторых странах распространены клубы любителей чтения, участники которых собираются именно для того, чтобы обсудить прочитанное и поделиться впечатлениями.

Как читать и запоминать информацию

Выделяйте время на чтение

Читайте хотя бы 30 минут ежедневно. Важно, чтобы в это время вас ничего не отвлекало. Чтобы случайно не увлечься и не забыть о важных делах, установите таймер, так вам не придётся сверяться с временем на телефоне и отвлекаться на сообщения.

Делайте заметки

Если вы читаете учебную литературу, не давайте мыслям литься свободным потоком. Заметки структурируют чтение, помогают зафиксировать важные идеи, обозначить непонятные термины или спорные моменты текста. Используйте маргиналии — сквозные заголовки, наброски идей или комментарии на полях.

Визуализируйте и придумывайте ассоциации

Представьте яркий образ к важным деталям текста и соедините их в цепочку. Для тренировки возьмите список случайных слов. Например: ключ, швейная машинка, вертолёт, заяц, костёр, провод.

Цепочка может быть следующей: огромный ключ заводит швейную машинку для производства вертолёта, за полозья которого держится бесстрашный заяц, разжигающий костёр в форме провода.

Придумывать можно любые истории, даже неправдоподобные. Главное, чтобы взаимодействия были эмоциональными, детали — крупными, а последовательность слов сохранялась.

Источник: giphy.com

Рисуйте майнд-карты

Если у вас много времени на запоминание прочитанного, выделите главные мысли и составьте из них майнд-карту — схему, на которой информация закодирована символами, связанными между собой.

Чтобы создать майнд-карту, вам потребуется расположенный горизонтально лист бумаги формата А4 и несколько цветных ручек. Лучше не использовать графические редакторы на компьютере, а всё-таки рисовать от руки — так информация лучше закрепится.

В центре листа напишите или нарисуйте главную мысль и обведите кругом. Затем направьте из центра столько смысловых веток, сколько больших логических блоков будет в вашей майнд-карте.

Закодируйте темы и подтемы символами, которые подходят по смыслу, и каждый обведите. Рисуйте символы с одного и того же места, располагая ветки по часовой стрелке, чтобы знать, откуда начинать читать майнд-карту. Подбирайте яркие символы, чтобы они лучше запомнились.

Закончив рисунок, убедитесь, что вам всё понятно. Теперь майнд-карту нужно озвучить. Начните с главной мысли и двигайтесь по часовой стрелке к подтемам.

Затем отложите получившийся рисунок и нарисуйте ещё один по памяти, а после сравните два изображения. Ваша задача — с точностью повторить оригинал.

Рисунок поможет воспроизвести фрагмент текста словами.В первый раз вспоминайте содержание, опираясь на майнд-карту, а во второй — проговорите закодированную мысль своими силами без подглядываний.

Используйте карточки

Карточки вы можете изготовить самостоятельно, приобрести в книжном магазине или создать в приложении для смартфона или десктопа. На одной стороне карточки напишите фактическую информацию (1242 год), а на другой — что она означает (Ледовое побоище). Сначала выделите главную информацию в тексте, а потом перенесите её на карточки и выучите. Подробнее о том, как использовать карточки, смотрите в этом видео.

Пересказывайте

После прочтения абзаца или главы обязательно перескажите, что запомнили и поняли, чтобы определить, насколько хорошо вы усвоили текст. Когда мы озвучиваем прочитанное своими словами, то используем самый надёжный способ повторения — активное воспроизведение.

Учимся правильно читать

Если вы хотите знать, как научиться запоминать прочитанное с первого раза, прежде всего стоит поработать над техникой чтения. Не забывайте, что огромную роль в запоминании имеет зрительная память: вы мысленно «фотографируете» страницу, а если не можете что-то вспомнить — стоит лишь представить её, и нужная информация сама всплывёт в голове. Но как этого добиться?

  1. Не начинайте сразу вчитываться в каждое слово, а попробуйте охватить взглядом всю страницу целиком.
  2. Повышайте скорость чтения. Доказано, что чем быстрее человек изучает текст, тем эффективнее усваивается информация. Старайтесь расширять область фокусировки, чтобы «выхватывать» взглядом не одно, а хотя бы 2-3 слова. Кроме того, можно записаться на курсы скорочтения, где вас научат читать по диагонали.
  3. Когда замечаете, что отвлеклись и пропустили какой-то фрагмент, ни в коем случае не возвращайтесь к нему, чтобы перечитать. Такие «скачки» мешают целостному восприятию материала. Лучше изучить параграф до конца, а затем пере

Что делать после прочтения

К этому моменту вы сделали всё возможное для понимания, усвоения и связывания прочитанного. Но долговременная память в большей степени опирается не на эти «прочитанные» знания, а на знания «пережитые». Поэтому главное теперь — превратить информацию в опыт.

Примените то, что прочитали, на практике

Давайте вернёмся к примеру с уроками литературы. Вы запоминали прочитанное не только потому, что знали о необходимости использовать материал. А ещё и потому, что так вам и пришлось сделать. Вы писали тесты и доклады, обсуждали эти темы. Вы соединяли мысли из книг с глобальными темами и новыми идеями. Но как часто вы делаете это сейчас?

Один из лучших способов запомнить то, что прочитали, — найти возможность это использовать. Расскажите другу, поделитесь мыслями в интернете, напишите краткий обзор книги и обсудите его с кем-то, кто с произведением не знаком. Любая практика поможет вам закрепить представление в памяти.

Объясните кому-нибудь прочитанное

Мы уже выяснили, что вы наверняка будете помнить материал, если постараетесь пересказать его кому-то. А ещё лучше, если это будет ребёнок.

По словам нобелевского лауреата по физике Ричарда Фейнмана, один из лучших способов действительно выучить что-то — объяснить это максимально простыми словами. Используйте короткие предложения и избегайте терминов. Обычная разговорная речь заставит вас по-настоящему вникнуть в тему и не маскировать непонятное сложным языком.

Пишем конспекты

Ещё один вариант, как запоминать прочитанное с первого раза. Если не просто пробежаться глазами по тексту, а проработать материал и хотя бы кратко записать основные моменты, впоследствии по этим пометкам вы легко восстановите в памяти нужную информацию.

Однако важно знать, что и как конспектировать, ведь без определённой системы вы просто запутаетесь в куче обрывочных фактов. Вот несколько методик, которые вы можете использовать:

  • Группировка. Весь материал разбивается на небольшие фрагменты, которые затем объединяются по каким-то признакам (тематике, временному периоду, ассоциациям и т. д.).
  • План. Для каждой части текста (абзаца, главы или раздела параграфа) создаются короткие пометки, которые выступают в качестве опорных пунктов и помогают восстановить полное содержание. Формат может быть любым: ключевые тезисы, заглавия, примеры или вопросы к тексту.
  • Классификация. Оформляется в виде схемы или таблицы. Позволяет распределить различные объекты, явления или понятия по группам и классам на основе общих признаков.
  • Схематизация. С помощью текстовых блоков, стрелочек и простых рисунков демонстрируются связи между различными предметами, процессами и событиями.
  • Ассоциации. Каждый пункт плана или тезис соотносится с привычным, понятным или просто запоминающимся образом, который помогает «воскресить» в памяти остальное.

При этом постарайтесь не увлекаться. Помните, что это не полноценный конспект, а небольшие указатели, которые направят мысли в нужное русло.

Техники эффективного запоминания

Теперь давайте рассмотрим несколько эффективных мнемотехник.

Ключевые слова

Вам будет проще запомнить большой объем информации, если делать краткие пометки для себя. Разделите информацию на равные блоки, в каждом из них выделите ключевые слова и запишите их. Они будут триггерами, которые запускают ассоциативный ряд и помогают воссоздать данные из памяти.

По такому же принципу удобно конспектировать лекции. Не пытайтесь ухватить все сразу и записать слово в слово – у вас все равно не получится. Слушайте, вдумывайтесь, а самое важное записывайте.

Логические цепочки

Знаменитый американский психолог Джон Миллер изучал закономерности работы кратковременной памяти. Он выяснил, что в конкретный момент времени мы можем удерживать в уме 7 объектов (+/- 2). Но как выяснилось, это правило можно легко обойти.

Для этого нужно объединить все объекты какой-то общей концепцией. Мозгу гораздо проще запоминать осмысленную связанную информацию, чем набор разрозненных элементов. Проще всего придумать логичный осмысленный рассказ с ключевыми словами и запомнить его.

Рифмы

Вы, наверное, замечали, что стихи запоминать намного проще, чем прозу. В самой структуре стихотворения есть подсказки (ритм и рифма), которые помогают нам подбирать нужные слова в процессе воспроизведения.

Я до сих пор помню наизусть все глаголы-исключения второго спряжения в русском языке, которые мы учили в третьем классе. А все потому, что наша учительница догадалась их зарифмовать. Получился забавный стишок.

Смотреть, обидеть, видеть.

Держать и ненавидеть.

Зависеть, слышать, гнать.

Вертеть, терпеть, дышать.

Так что если есть такая возможность, рифмуйте то, что вам нужно запомнить. Например, новые иностранные слова, список покупок в магазине.

Аббревиатуры

Этим методом активно пользуется мой папа. Каждый раз перед походом в магазин он пишет список покупок, но не берет его с собой, а составляет из первых букв аббревиатуру. Например, было: масло, сыр, яблоки, конфеты, апельсины, рыба, орехи, молоко. А получилось: МСЯКАРОМ. Благодаря этой системе он всегда знает точное количество продуктов, которые нужно купить, и легко воссоздает их по первым буквам. Метод подойдет для запоминания любых видов списков, а также имен людей в больших компаниях.

Мнемонические фразы

Мнемонические фразы придумывают для запоминания сложно запоминающейся информации. И они отлично работают! Все мы учили цвета радуги по фразе “Каждый охотник желает знать, где сидит фазан”. Вот еще несколько довольно популярных мнемонических предложений:

  1. “Решил Коля кафтан сшить, будет авось без изъян” – для запоминания самых крупных государств (Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия, Индия).
  2. “Морозным вечером залез на мачту юнга, стремясь увидеть незнакомый порт” – для запоминания порядка планет Солнечной системы (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон).
  3. “Каждому старшекласснику, владеющему фантазией, география и так ясна” – для запоминания стран большой семерки (Канада, США, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Япония).

Кстати, ничто не мешает вам самим придумывать такие фразы. Давайте вместе сочиним фразу для запоминания российских городов, в которых есть метро. Это Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Самара, Казань, Нижний Новгород, Новосибирск. У меня получилось вот что: “Мальчик Саша ел суп и кормил несчастного носорога”. Теперь и вы попробуйте. Можете менять слова местами – порядок не важен. Жду ваши варианты в комментариях!

Эффект края

Этот эффект был открыт немецким психологом Германом Эббингаузом. Проводя эксперименты по изучению памяти, он вывел интересную закономерность. Человек лучше всего запоминает начало и конец любой информации.

Хотите проверим? Прочитайте один раз последовательность слов.

Табуретка, крапива, потолок, рыба, дерево, куртка, пчела, зеркало, командировка, шоколад, вдохновение, королева.

А теперь попытайтесь воспроизвести этот список. Держу пари, вы хорошо запомнили слова “табуретка” и “королева”, а что насчет остальных? Наверняка многие слова из середины списка ускользнули от вашей памяти.

Как пользоваться этим эффектом при осознанном запоминании? Разделите информацию на блоки, самые важные и сложные учите в начале и в конце. Остальные распределите в середине. При запоминании больших объемов информации можно чередовать – сегодня учим блоки в одном порядке, завтра меняем их местами.

Ошибайтесь

Очень интересную особенность памяти открыли исследователи из Университетского колледжа в Лондоне. Мы лучше запоминаем то, в чем успели совершить ошибки. Констатация собственного невежества стимулирует память и дает дополнительный заряд мотивации.

В следующий раз, прежде чем начать учить новый материал, устройте себе небольшой тест. Например, выпишите незнакомые иностранные слова и попытайтесь их перевести интуитивно. Естественно, у вас ничего не получится. Зато “негативный” опыт поможет вам впоследствии выучить эти слова в два раза быстрей.

Креативные ассоциации

Мало кто знает, но придумывать их — целое искусство. Существует 5 «золотых» правил, которых нужно придерживаться, чтобы легко запомнить любую информацию:

  • Не думайте. Используйте первый образ, который пришёл на ум.
  • Ассоциации должны иметь сильную эмоциональную составляющую.
  • Представьте себя главным героем (например, если лимон лежал на столе — попробуйте «съесть» его).
  • Добавьте абсурда.
  • Сделайте получившуюся «картинку» смешной.

Как это работает? Допустим, вы изучаете направления живописи и хотите запомнить, что такое пуантилизм. Вкратце: это одна из разновидностей неоимпрессионизма, где картины состоят из множества ярких точек правильной формы (основоположник — Жорж-Пьер Сера). Какую ассоциацию здесь можно придумать? Представьте балерину, которая измазала пуанты в краске и, кружась в танце, оставляет на сцене картину из разноцветных точек. Движется дальше и случайно задевает ножкой банку с жёлтой серой, которая падает с громким грохотом. Вот и наши ассоциации: пуанты с яркими пятнами — пуантилизм, а ёмкость с серой — Жорж-Пьер Сера.

Метод повторения И. А. Корсакова

Этот приём основан на том, что огромную часть информации мы забываем практически моментально. Однако, если повторять материал регулярно, он прочно закрепится в памяти. О чём нужно помнить?

  1. Новую информацию нужно повторить в течение 20 секунд после её восприятия (если речь о большом фрагменте текста — до минуты).
  2. В течение первого дня перескажите материал несколько раз: через 15-20 минут, затем — спустя 8-9 часов и, наконец, по прошествии 24 часов.
  3. Чтобы запомнить прочитанное надолго, необходимо повторить текст ещё несколько раз в течение недели — на 4-й и 7-й день.

Техника очень проста, но в то же время невероятно эффективна. Регулярные повторения дают мозгу понять, что это не просто информационный шум, а важные данные, которые постоянно используются.

Пара слов о целях и пользе чтения

В зависимости от целей чтение может быть как развлекательным, так и познавательным. К первой категории относится, например, просмотр ленты в социальной сети или чтение любимых детективов. Во втором случае мы либо хотим извлечь информацию, либо что-то понять, осознать.

И если сортировка и запоминание фактов большинству дается относительно легко, то чтение ради понимания – навык не из простых. Но именно он лежит в основе образования и личного совершенствования.

Запомнить – это вовсе не значит понять. Какую книгу вы прочитали последней? Сможете тезисно перечислить ее основные мысли? Если нет, значит, вы не читали ее. Возможно, в общих чертах вы помните факты, но не прониклись смыслом или не до конца его осознали. Понять – это значит соотнести прочитанное со своим эмоциональным опытом, вписать в собственную картину мира.

Какую пользу несет в себе чтение:

  • Оно делает нас умнее, особенно если текст превосходит по сложности уровень читателя и ему приходится делать над собой интеллектуальные усилия, проявлять максимальную активность мозга.
  • Улучшается память и концентрация внимания. В ходе эксперимента, проведенного американской неврологической академией среди трехсот добровольцев зрелого возраста, было установлено, что чтение помогает более чем на 30 % замедлить процессы ухудшения памяти, вызванные старением.
  • Расширяется словарный запас. Считается, что особенно полезно в этом плане читать классиков. Вместе с тем пополнять свой лексикон можно посредством чтения самых разных жанров – от фантастики и приключений до истории и науки. Любая книга – это кладезь самых разноплановых ценных знаний.
  • Открываются возможности. С помощью интересных книг мы можем погрузиться в совершенно непривычный для нас мир, расслабиться и отвлечься от наскучившей рутины. Через чтение биографий и историй из жизни великих людей мы имеем возможность познакомиться с мышлением, отличным от нашего, посмотреть на вещи под другим углом, отметить для себя новые мысли и идеи. Иногда книга может заменить консультацию у эксперта, дать знания и навыки в нужной области.

Конечно же, не все тексты одинаково полезны. Кустарная публикация блогера и серьезный труд философа – это разные вещи. Но тут как раз и приходит на помощь навык осознания, понимания прочитанного и способность отличить “зерна от плевел”.

Далее мы с вами рассмотрим, какие способы осознанного чтения существуют и по каким правилам они осуществляются.

Метод Цицерона

Полезный приём для тех, кто хочет знать, как запоминать информацию, прочитанную в книгах. Суть довольно проста. Вы выбираете некую «базу» — например, обстановку вашей квартиры. Вспомните, с чего начинается ваше утро, что и в какой последовательности вы делаете. После этого к каждому действию нужно «привязать» какой-то фрагмент текста — опять же, с помощью ассоциаций. Так вы запомните не только суть, но и последовательность изложения информации.

Допустим, изучая параграф по истории, можно мысленно «нарисовать» сцены сражений на прикроватной тумбочке или «отправить» Колумба бороздить просторы ванной.

Способ № 1. Рациональное запоминание

Данный способ подойдет тем людям, у которых хорошо развита логическая память, ведь в процессе запоминания текста в сознании человека происходит закрепление логической и смысловой связей изучаемой наизусть информации с полученным ранее жизненным опытом.

Человек, используя данный метод, осознает прочитанный им текст, благодаря чему ему становится намного легче воспринимать и запоминать нужную информацию. Способ рационального запоминания поможет не только выучить наизусть текст, но и увеличить уровень знаний и интеллектуальных способностей.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]