Биография
Автор техники свободных ассоциаций, швейцарский психолог и философ Карл Юнг знаком многим по книгам «Человек и его символы», «Архетипы» и «Воспоминания, размышления, сновидения». В основе учения Юнга лежат разработанные им лично термины «интроверсия» и «экстраверсия». Карл утверждал, что каждый индивидуум в зависимости от доминирующей функции личности может быть обращен либо к своему внутреннему Я (интроверсия), либо к внешнему миру (экстраверсия).
Портрет Карла Юнга
На основе этого умозаключения исследователь разработал психологические типы людей и вывел формулу человеческой души, заключив ее в психиатрические и психологические рамки. Работы Юнга оказали значительное влияние на культурологию, сравнительное религиоведение, антропологию, педагогику и литературу.
Работа с Фрейдом
Растущая репутация Юнга как психолога и его работа с подсознанием в конечном итоге привели его к идеям Зигмунда Фрейда и позже, самому человеку.
В течение пятилетнего периода, начинающегося в 1907 году, двое мужчин тесно сотрудничали, и Юнг, как многие полагали, был тем, кто продолжит работу старшего Фрейда. Однако точки зрения и темперамент положили конец их сотрудничеству и, в конечном итоге, их дружбе. В частности, Юнг оспорил убеждения Фрейда относительно сексуальности как основы невроза. Он также не согласился с методами Фрейда, утверждая, что работа старшего психолога была слишком односторонней.
Последний прорыв произошел в 1912 году, когда Юнг опубликовал «Психологию бессознательного». В нем Юнг исследовал подсознание и попытался понять символическое значение его содержания. В процессе работы также были приняты некоторые теории Фрейда.
Детство и юность
Карл Густав Юнг родился 26 июля 1875 года в расположенной на северо-востоке Швейцарии коммуне Кесвиль. Отец будущего психотерапевта Иоганн Юнг был пастором в реформистской церкви, а его жена Эмили занималась воспитанием сына. В детстве Карл был замкнутым и несколько странным ребенком. Нелюдимость и отстраненность появились в результате напряженных отношений с главой семейства и частых истерических припадков матери, которые Густав неоднократно наблюдал в детстве.
Карл Юнг в детстве
В 10 лет из подобранного на улице деревянного бруска Юнг вырезал 6-сантиметрового человечка, уложил его в пенал и отнес поделку на чердак. Когда раздражительность отца или болезненность матери доводили мальчика до крайней степени отчаяния, он забирался на чердак и разговаривал на тайном языке с рукотворным другом. Эти странности были первым проявлением бессознательного поведения, которое в дальнейшем Карл подробно описал в очерках по психологии бессознательного.
Дом, где вырос Карл Юнг
Родители отдали сына в гимназию, когда ему исполнилось 11 лет. Стоит отметить, что Густав не проявлял интереса ни к наукам, ни к творчеству. Пока преподавательский состав сетовал на отсутствие у безынициативного ученика талантов, Карл по возвращении домой увлеченно рисовал старинные замки и зачитывался прозой. Карл не мог завести друзей и в полной мере проявить себя на учебе из-за не покидающего его чувства раздвоенности личности. Сам Юнг в своей «Красной книге» отмечал, что у него с детства было «два Я».
Карл Юнг в молодости
В 16 лет туман одиночества стал потихоньку рассеиваться. Приступы депрессии уходили в прошлое, Юнг увлекся изучением философии. Он определил для себя круг тем, которые непременно хотел изучить, читал Платона, Гераклита, Пифагора и даже нашел отражение своих мыслей в работах Шопенгауэра. В 1893 году Карл поступил на факультет естественных наук в Базельский университет. В университете, помимо чтения обязательной литературы, Юнг увлекся трудами философов-мистиков: Эммануила Сведенборга и Адольфа Эшенмайера.
Карл Юнг в 1910 году
Под впечатлением от прочитанных произведений Густав даже пару раз проводил спиритические сеансы. Это не совсем обычное увлечение помогло ему написать диссертацию по медицине, которая называлась «О психологии и патологии так называемых оккультных феноменов». В будущем, чтобы правильно оформить комментарий к древним текстам («И-цзин», «Секрет Золотого Цветка», «Тибетская книга мертвых»), он намеренно вернется к теме изучения духовного мира.
Карл Юнг
Для Юнга этот период был очень сложным в материальном отношении. После смерти отца его семья осталась без средств к существованию. Густав днем посещал лекции, а в свободное от учебы время занимался репетиторством. Так юноша поддерживал довольно скромное существование и оплачивал учебу. По окончании высшего учебного заведения дипломированному специалисту попался в руки «Учебник психиатрии» Рихарда фон Крафта-Эбинга. Эта находка предопределила дальнейшее будущее Юнга.
Особенности аналитической психотерапии
Кроме теоретической работы Юнг занимался и психотерапией. Ученый полагал, что все люди различны, и что в каждом отдельном случае к пациенту необходимо иметь индивидуальный подход. Важно учитывать психологические особенности личности, а соответственно невозможно применять один универсальный метод для всех пациентов. Ученый считал, что все психологические теории описывают лишь психологический опыт их авторов, а потому весьма субъективны и не могут отображать весь спектр психических явлений. Юнг исходил прежде всего из здоровья человека, а не из его патологий. Основная задача психотерапии по Юнгу заключается в примирении сознательного с бессознательным, поскольку одно не может существовать без другого, и при отсутствии их союза – личность не может быть целостной. Обретение самости, которая представляет собой душевную гармонию и целостность во всех аспектах, является смыслом жизни человека, а также способствует его самореализации. Обретение самости и самореализация достигаются посредством «индивидуации» – путем «интеграции бессознательного в сознание» [2, 85].
Следующая цитата Юнга из манускрипта «Красная книга» наиболее полно раскрывает суть аналитической психологии:
Душа моя, где ты? Ты слышишь меня? Я говорю, я зову тебя – ты здесь? Я вернулся, я снова здесь. Я отряс прах всех земель со своих ног, и я пришел к тебе, я с тобой. После долгих лет долгих странствий я снова пришел к тебе. Рассказать тебе все, что я видел, пережил и впитал? Или ты не хочешь слышать весь этот шум жизни и мира? Но одну вещь ты должна знать: одной вещи я научился – каждый должен жить свою жизнь. [3, 9]
Психология
В 1900 году Карл переехал в Цюрих и стал работать ассистентом у известного в то время врача-психиатра Юджина Блейлера в больнице для душевнобольных Бургхольцли (пригород Цюриха). Густав поселился на больничной территории. Вскоре он начал публиковать свои первые клинические работы, а также статьи по применению разработанного им же теста словесных ассоциаций.
«Красная книга» Карла Юнга
В 1907 году вышла его первая крупномасштабная работа «Психология раннего слабоумия», которую Юнг для ознакомления отправил Зигмунду Фрейду. Встреча с Фрейдом обозначила важную веху в научном развитии Карла. К моменту личного знакомства в феврале 1907 года в Вене, куда Юнг приехал после непродолжительной переписки, он был уже широко известен как своими опытами в словесных ассоциациях, так и открытием чувственных комплексов.
Карл Юнг
В 1909 году вместе с Фрейдом Юнг впервые приехал в Соединенные Штаты Америки, где прочел курс лекций. Международная известность, а с ней и частная практика, приносившая неплохой доход, позволили Густаву в 1910 году оставить пост в бургхольцльской клинике (к тому времени он уже занимал должность клинического директора), вернуться в родные края и погрузиться в глубинные исследования мифов, легенд, сказок в контексте их взаимодействия с миром психопатологии.
Иллюстрации к книге Карла Юнга
В этот же период появляются публикации, довольно четко обозначившие границу идеологической независимости Карла от Фрейда во взглядах обоих на природу бессознательного. В 1913 году гении психоанализа решили прекратить всяческое общение. Драма расставания обернулась для Юнга возможностью публикации работ «Символы трансформации» и «Красная книга».
Психиатр Карл Юнг
В 1920-е годы Юнг совершил ряд длительных увлекательных путешествий в районы Африки и Северной Америки. Своеобразное культурно-психологическое эссе составило основу одной из глав в автобиографической книге «Воспоминания, сновидения, размышления». В 1930-м Карл был удостоен титула почетного президента Психотерапевтического общества Германии, а также явил миру свое новое творение – книгу «Проблемы души нашего времени». Спустя два года цюрихский городской совет присудил ему премию по литературе, приложив к ней чек на 8 тыс. франков.
С 1933 по 1942 годы Юнг преподавал в Цюрихе, а с 1944 года – в Базеле. Также в 1933–1939 гг. ученый издавал «Журнал по психотерапии и смежным областям», который поддерживал внутреннюю политику нацистов по очищению расы, а выдержки из «Mein Kampf» стали обязательным прологом к любой публикации. Среди творений Юнга этого периода особенно выделялись статьи «Отношения между Я и бессознательным», «Психология и религия», «Психология и воспитание», «Образы бессознательного», «Символика духа» и «Об истоках сознания».
Карл Юнг в последние годы
В феврале 1944 года во время экскурсии Юнг сломал ногу и, находясь в больнице, перенес сердечный приступ, после которого несколько недель балансировал на грани жизни и смерти. Позже он подробно описал свои видения в автобиографии.
Автобиографическая книга Карла Юнга
В ноябре 1955 года, после пятидесяти двух лет совместной жизни умерла жена Юнга, Эмма, и эта утрата совершенно опустошила психотерапевта. Чтобы избавиться от горестных мыслей, Карл с головой погружался в работу. Автобиография, которую Юнг записывал с помощью секретаря, отнимала много времени, а количество корреспонденции выросло настолько, что иногда ему приходилось прятать связки приходящих писем за книжные полки.
Поздняя работа
Большую часть своей дальнейшей жизни Юнг путешествовал по миру, изучая разные культуры. Он широко опубликовал свои выводы, написав около 200 работ по своим теориям, в том числе «Современный человек в поисках души» (1933) и «Неоткрытое Я» (1957). Он также занимал профессорские должности в Федеральном политехническом институте в Цюрихе и Базельском университете.
Идеи Юнга продолжают резонировать и сегодня, в таких разных областях, как археология, религия, литература и даже поп-культура.
Личная жизнь
С первой и единственной женой Эммой Раушенбах Юнг познакомился, будучи студентом-медиком. В момент их первой встречи ему был 21 год, а ей 15 лет. Милая, скромная девочка с аккуратно заплетенными в косу густыми волосами сразу приглянулась Густаву. Эмма и Карл узаконили отношения 14 февраля 1903 года.
Карл Юнг и жена Эмма
Избранница философа происходила из старинной швейцарско-немецкой семьи богатых промышленников. Финансовое благосостояние жены позволило Юнгу без оглядки на необходимость ежедневного зарабатывания денег посвятить себя научным исследованиям в области психологии. Эмма проявляла искренний интерес к работе мужа и во всем его поддерживала. Раушенбах подарила супругу четырех дочерей и сына: Агату, Грет, Франца, Марианну и Элен.
Семья Карла Юнга
Наличие законной супруги и детей не мешало Юнгу заводить отношения на стороне. 17 августа 1904 года в швейцарскую клинику, где работал Карл, поступила восемнадцатилетняя девушка Сабина Шпильрейн. Эта любовная история стала популярной из-за того, что в основе отношений Шпильрейн и Юнга лежало явление эротического переноса (увлечение пациента лечащим врачом). Юнг заметил и оценил острый ум и научный склад мышления девушки, а Шпильрейн не могла не влюбиться в тонко чувствующего мир врача. Их роман закончился сразу после того, как Сабина излечилась от своего недуга и покинула медицинское учреждение.
Карл Юнг и Сабина Шпильрейн
В 1909 году к Карлу в качестве пациентки пришла 21-летняя Тони Вольф. Эта барышня после выздоровления стала официальной помощницей и любовницей психиатра. В сентябре 1911 года девушка даже сопровождала семейство Юнгов на Веймарский конгресс международного психоаналитического сообщества. Эмма знала об увлечении мужа, но безграничная любовь к отцу ее детей не позволила ей подать на развод.
Карл Юнг и Тони Вольф
Тони Вольф – единственная помощница Юнга, которая на протяжении 40 лет делила с психоаналитиком не только постель, но и рабочее место. В результате их сотрудничества появилась книга «Метаморфозы и символы либидо».
Смерть
В мае 1961 года Юнг выбрался на прогулку. Там у психотерапевта случился очередной инфаркт, спровоцировавший закупорку сосудов мозга и частичную парализацию конечностей. На протяжении пары недель Карл был на грани жизни и смерти. По воспоминаниям сиделки, присматривавшей за мыслителем, за день до кончины философ увидел сон, после которого с улыбкой на лице заявил, что больше ничего не боится.
Могила Карла Юнга
Юнг умер 6 июня 1961 года в своем доме, расположенном в деревне Кюснахт. Похоронили именитого психотерапевта на местном кладбище протестантской церкви. На прямоугольном надгробии, помимо инициалов именитого психоаналитика, выбиты имена его родителей, сестры Гертруды и жены Эммы.
Архетипы
К.Г. Юнг об архетипах Под воздействием коллективного бессознательного у человека формируется общая модель восприятия мира, которая закладывается с детства. Юнг определяет следующие виды архетипов:
- Эго
– центр осознания самого себя через взаимосвязь коллективного и индивидуального бессознательного. Если связь нарушается, то начинает разрушаться психика человека. - Персона
– это «маска», в которой человек появляется в обществе. У каждого индивида может быть бесчисленное количество персон. Они включают в себя манеру поведения, стиль общения, характер, представление себя в обществе. - Анима и Анимус
– женское и мужское начала. Чем меньше в мужчине Анима, тем он более груб и примитивен. Чем больше в женщине Анимус, тем меньше она склонна к жалости, терпению, состраданию. Юнг считал, что к старости оба начала уравновешиваются и человек вступает в фазу гармонии. Таким образом он обретает мудрость. - Тень
– скрытые подсознательные страхи. Они сформировались еще в детстве. Затем трансформировались в комплексы. В течение всей жизни человек подавляет свои тайные желания, мечты, опасения. Если найти гармонию с Тенью, то уйдет ощущение стыда за свои детские страхи и человек сможет найти общий язык с обществом. - Самость
– главный архетип, который организует и защищает личностную целостность. Благодаря ему индивид находит компромиссы, пути устранения противоречий. Человек может самостоятельно направить собственные негативные черты в позитивное русло. Например, агрессивность может перерасти в стремление к достижению целей (в бизнесе, спорте, искусстве и других областях деятельности).Если самость не справляется с поставленными задачами, возникают внутренние конфликты. Они могут привести к расстройству психики. Тогда на помощь приходит психотерапия.
Библиография
- «Архетип и символ»
- «Воспоминания, размышления, сновидения»
- «Душа и миф. Шесть архетипов»
- «Отношения между эго и бессознательным»
- «Человек и его символы»
- «Психологические аспекты архетипа матери»
- «Психология переноса»
- «Общая точка зрения на психологию и сновидения»
- «Символы и метаморфозы. Либидо»
- «Брак как психологическое отношение»
- «Проблемы души нашего времени»
- «Психологические типы»
- «Работы по психиатрии»
Роль для личности. Интеграция
По мнению Юнга, люди путают самопознание и знание своего Эго, отчего рождаются губительные иллюзии. Им кажется, что осознание явленных в Эго содержаний – уже достижение. Юнг сравнивал подобное мнение с тем, как средний человек, живущий в теле и с телом, практически ничего не знает о его анатомии и физиологии.
Чтобы узнать анатомию психики, познать Себя, необходимо прикоснуться к бессознательному – и не только личному, но и коллективному. Большинство же чаще отскакивает от бессознательного и не стремится проникнуть чуть глубже наивного мнения о себе.
Рассуждая, Юнг удивлялся тому, каким образом в представлении людей укладывается мысль о верховенстве сознания. Бессознательное вело человека долгие тысячелетия к сегодняшнему дню, оно явно обладает большей мудростью и отлично приспособлено к окружающей среде.
Рекомендуем: Высшие психические функции
Истинные мотивы, истинные желания, истинные страхи – вот что называет Юнг отличием истинного знания о себе от маски. Именно через него можно приблизиться к осознанному существованию и полноценной жизни.
Основное предназначение Эго – это налаживание контакта с архетипом цельности – Самостью. Последняя понимается как центральный принцип организации психики – фундаментальный и важный аспект личности человека, дающий единство, смысл, направление и цель.
Процесс индивидуации – ключевое понятие, которым оперирует аналитический подход Юнга. Это естественный процесс развития личности, включающий в себя постепенное движение к проявлению всех истинных элементов личности. Этот процесс никогда не бывает полным, так как личность – динамическая система.
Индивидуация позволяет наладить контакт между сознанием и бессознательным. Как только устанавливается первичная связь с оставленными далеко позади содержаниями бессознательного, начинает вырисовываться Самость. Если продолжать убегать от бессознательных содержаний, то они захватят человека и ниспровергнут его.
Но если попытаться интегрировать содержания, то обретается внутреннее единство, индивидуальность. Поэтому Юнг считал процесс индивидуации путем к себе, самореализацией. Примерно процесс индивидуации можно описать следующим образом:
- Осознание и анализ Персоны.
- Приближение к Тени, отказ от проекций.
- Контакт с Анимой/Анимусом.
- Интегрирование содержаний, развитие Самости.
Самым сложным этапом обретения себя Юнг считал раскрытие нашей Тени. С ней связаны элементы, которые мы считаем отрицательными. Мы не хотим взаимодействовать с этим, не хотим признавать Тень своей. Но вытесненные идеи и мысли не всегда негативны: к примеру, мы можем вытеснять то, что считаем слабостями – способность к сочувствию, переживанию, чувствительность, мягкость.
По Юнгу, человек не достигает интеграции одномоментно, это динамический процесс, в котором он постоянно перемещается с одного уровня на другой, все глубже постигая то, что находится за порогом сознания. В целом Юнг был уверен, что процессы трансформации уже находятся в нашем бессознательном, поэтому психологический кризис часто разрешается естественным путем. Чтобы расшифровать послания бессознательного и максимально успешно прийти к избавлению от проблем, следует просто прислушиваться к ощущениям, чувствам, побуждениям.