Психические расстройства и нарушения поведения в детско-подростковом возрасте. Таблицы


Расстройства соматоформные и невротические, связанные со стрессом

Объединение соматоформных и невротических, связанных со стрессом, расстройств в одну большую группу основано на том, что большая часть этих патологий имеет психологические причины. Кроме того, эта группа расстройств имеет много исторических связей с общей концепцией неврозов.

В эту категорию расстройств входят:

1. Фобии (страхи). Пациенты, страдающие фобическими тревожными расстройствами, испытывают чувство страха в определенных ситуациях или при наличии внешних объектов, которые не представляют реальной угрозы. Встречаются различные виды фобий. Дети и подростки могут бояться повышенного внимания со стороны других людей, такие расстройства принято называть социальными фобиями. Также известны изолированные или специфические фобии, ограниченные конкретными ситуациями или объектами. Пациент может испытывать тревогу при перелетах на самолете, при виде крови, при посещении общественных туалетов и т.д.

2. Панические атаки, агорафобия. Обычно под агорафобией понимают боязнь открытого пространства. Пациент испытывает чувство тревоги перед большим количеством народа (толпой), а также паникует от мысли, что нельзя быстро вернуться в зону комфорта, например, домой. Отличительной чертой данного вида расстройств от других видов фобий, является то, что больные редко испытывает сильные тревожные чувства. Так как основная часть их деятельности направлена на избегание фобических ситуаций. Агорафобия часто сопровождается паническими атаками.

3. Обсессивно-компульсивное расстройство (навязчивые мысли и действия, трихотиломания, онихофагия). Для данного вида расстройств характерно наличие тягостных для больного обессивных мыслей или компульсивных действий. Развитие патологии начинается в детском возрасте, обессивные расстройства одинаково часто встречаются как у девочек, так и мальчиков.

4. Соматоформные расстройства (кардионевроз, гастроневроз, синдром раздраженного кишечника, психогенный болевой синдром и т.д.) Появление подобных расстройств связно с эмоционально значимыми стрессовыми ситуациями, которые пережил больной. Жалобы на болезненные симптомы могут возникнуть у ребенка, воспитывающегося в семье, где любовь и поддержку получают только больные дети.

К невротическим, связанным со стрессовыми ситуациями, расстройствами можно отнести и другие патологические состояния. В большинстве случаев наблюдается сочетание различных симптомов, хотя наиболее распространенными все же являются депрессии и тревожные состояния различной тяжести.

Почему дети подвержены психическим отклонениям

Развитию психических расстройств у малышей способствуют множественные причины. Психиатры выделяют целые группы факторов:

  • генетические;
  • биологические;
  • социопсихические;
  • психологические.

Самым главным провоцирующим фактором является генетическая предрасположенность к психическим расстройствам. К другим причинам относятся:

  • проблемы с интеллектом (олигофрения и(иже) с ней);
  • органические поражения мозга;
  • несовместимость темперамента малыша и родителя;
  • семейные разлады;
  • конфликты между родителями;
  • события, которые оставили психологическую травму;
  • лекарственные препараты, которые могут вызвать психотическое состояние;
  • высокая температура, которая может вызвать галлюцинации или бредовое расстройство;
  • нейроинфекции.

На сегодняшний день все возможные причины не изучены в полной мере, но проведенные исследования подтвердили, что у детей с шизофренией почти всегда присутствуют признаки органических нарушений мозга, а у пациентов с аутизмом часто диагностируют наличие церебральной недостаточности, которая объясняется наследственными причинами или травмами во время родов.

Психозы у детей раннего возраста могут возникать по причине развода родителей.

Группы риска

Таким образом, в зоне риска находятся дети:

  • у которых у одного из родителей были или есть душевные расстройства;
  • которые, воспитываются в семье, где между родителями постоянно возникают конфликты;
  • перенесшие нейроинфекции;
  • перенесшие психологическую травму;
  • у которых кровные родственники имеют психические болезни, при чём, чем ближе степень родства, тем больше риски возникновения болезни.

Расстройства настроения (депрессии и мании у детей и подростков)

Первые признаки расстройств настроения могут проявляться у детей в возрасте 5-6 лет, но чаще всего данный вид нарушений психики встречается у подростков. Это связано с особенностями протекания полового созревания и социальной адаптации в этот период жизни. Существует два вида расстройств настроения:

  • депрессивные расстройства характеризуются приступами депрессий (Эпизодами пониженного настроения), без приступов мании;
  • биполярные расстройства отличаются чередованием приступов депрессии и мании. Период подавленности сменяется периодом подъема настроения, при этом отмечается возвращение к нормальному состоянию между приступами.

Случаи, когда приступы мании отмечаются без наличия депрессивных периодов, встречаются крайне редко.

Чаще всего развитие расстройств настроения связано с пережитым стрессом, например, смертью близкого человека, постоянной критикой родителей или учителей, неприятием ровесников или чередой трагедий. Но предрасположенность к развитию подобных состояний может передаваться по наследству.

Лечение психологических нарушений у подростков

Когда имеется психическое расстройство и симптомы у подростков распознаны, обязательно необходимо проходить лечение. Оно может быть амбулаторным или стационарным. Под круглосуточным наблюдением врачей и психологов реабилитационного центра можно оказать всестороннюю комплексную помощь, контролировать прием лекарств, проведение релаксационных процедур, различных курсов терапии.

Вы можете не переживать за своих детей, доверив их нам. Лечение строго конфиденциально, структурировано и индивидуально. Также мы оказываем платные услуги по вызову врача на дом, принудительное лечение. Мы приложим все усилия, чтобы избавить детей от психических расстройств как можно быстрее и мягче.

Шизофрения, шизотипическое расстройство, шизоаффективное расстройство у детей и подростков

Такие нозологические единицы, как шизофрения, шизотипическое и шизоаффективное расстройство объеденены в одну группу, так как имеют много одинаковых симптомов:

1. Для шизоаффективных расстройств характерно наличие аффективных и шизофренических симптомов одновременно, приступы могут длиться несколько дней. В промежутках состояние пациента может рассцениваться как нормальное, близкое к выздоровлению. Изменения личности, наблюдающиеся при шизофрении, начинают проявляться после 3-5 приступа. Этиология заболевания до конца не выявлена, предполагается что данный вид расстройств представляет собой одну из разновидностей шизофрении.

2. Шизотипическое расстройство сопровождается эксцентричным немного странным поведением, аномалиями эмоций и мышления. Подобные отклонения наблюдаются у пациентов, больных шизофренией. Но течение шитопического расстройства не соответствует основным стадиям шизофрении. Диагностировать данный вид расстройства довольно сложно, так как не выраженность симптомов делает его схожим с простым видом шизофрении, а также параноидальным личностным расстройством. В связи с этим шизотипическое расстройство часто называют латентной шизофренией.

3. При шизофрении наблюдается прогрессирующее изменение личности, которое не поддается коррекции. У детей в раннем возрасте данный вид психического заболевания встречается редко, но диагностировать его возможно уже в 2-3 года. Первым признаком является угасание интереса у ребенка к играм, отсутствие реакции на ласку близких. Затем наступает период угасания психической активности и торможение развития психики. Склонность к шизофрении передается по наследству, но толчком к прогрессированию болезни может стать любая стрессовая ситуация.

Все формы шизофрении тяжело поддаются коррекции. Больной не может излечиться полностью, удается добиться лишь некоторых улучшений. При расстройствах, имеющих сходные с шизофренией симптомы, прогнозы более благоприятные.

Психические расстройства и нарушения поведения в детско-подростковом возрасте. Таблицы

1. Двигательное беспокойство, непоседливость: дети часто двигают руками, ногами, крутят головой, теребят вещи и одежду, ерзают, вертятся, переминаются, топчутся, кривляются, совершают ненужные действия с предметами, многократно встают, блуждают по комнате и т. п. Некоторые дети беспокойны даже во сне, постоянно крутятся в постели и за ночь могут упасть с постели не один раз. При ходьбе дети часто спешат, срываются на бег, опережают своих спутников. Избыточная подвижность некоторое время может отсутствовать, если ребенок смотрит увлекательную телевизионную программу, увлечен игрой или поглощен каким-то зрелищем, но она значительно усиливается, если ему нужно делать домашние уроки или что-нибудь другое, что требует сосредоточенности активного внимания. Она менее заметна в структурированных ситуациях, требующих определенного поведения, нежели в свободных, неструктурированных

2. Неспособность по просьбе или в игре более 3–5 секунд оставаться в покое, не двигаться

3. Постоянная отвлекаемость внимания на внешние, второстепенные стимулы, не имеющие значения в контексте данной ситуации

4. Нетерпеливость, например неспособность ждать своей очереди в играх, групповых мероприятиях, неспособность отложить удовольствие, потребность в немедленном удовлетворении своих желаний

5. Неспособность размышлять над ответами на вопросы, ответы невпопад, даются первой мыслью, которая приходит в голову, нередко не дослушивается и сам вопрос

6. Трудности в следовании инструкциям извне (не из-за стремления противоречить или их непонимания, а из-за того, что пациенты не могут сосредоточиться и внимательно выслушать наставления взрослых)

7. Неспособность длительно поддерживать внимание при выполнении определенного задания или в игровой деятельности

8. Неспособность доводить дела до их завершения

9. Неспособность хранить молчание в игре, часто повышенная говорливость

10. Трудности в поддержании диалога: не дослушивается сказанное собеседником, перебивается чей-то разговор, вмешательство в посторонний разговор

11. Дети часто не слушают, пропускают мимо ушей что-то им сказанное

12. Часто теряются вещи, нужные для выполнения задания, или забывается, где они были оставлены

13. Неосторожность, частые падения с высоты, в ямы, в воду, повышенная склонность к травмированию

14. Эмоциональная неустойчивость, частые перепады настроения, легкие переходы от смеха к слезам, иногда депрессия, беспредметная тревога, суетливое беспокойство («тревога тела»)

15. Импульсивность, непредсказуемость в поведении, тенденция действовать, не думая о последствиях своего поведения, отчего могут совершаться опрометчивые или даже опасные поступки

16. Неаккуратность, небрежность, неряшливость

17. Несобранность, неорганизованность, неспособность планировать, соблюдать порядок и дисциплину. В общении с взрослыми пациенты часто бывают слишком фамильярными или даже развязными, нахальными, из-за особенностей своего поведения они часто отвергаются сверстниками

18. Раздражительность, обидчивость, агрессивность (у 75% пациентов)

19. Нередко встречаются общий дефицит координации, снижение памяти и умственных способностей (IQ у многих пациентов ниже 100%, наблюдаются персеверации, буквальность мышления, его конкретность или неспособность учитывать контекст происходящего), специфические нарушения способностей к обучению (чтению, письму, счету), расстройство развития артикуляции речи, дефекты развития слуха и зрения, одинаковое владение обеими руками (отсутствие доминирующей руки), быстрые чередующиеся движения, нечеткие знаки резидуально-органической недостаточности головного мозга, нарушения сна, аппетита, явления вегетодистонии, изменения электрической активности на ЭЭГ и тенденция к развитию антисоциальных личностных качеств

20. Обычными являются вторичные психологические нарушения: снижение самооценки, чувство собственной неполноценности, неуверенность в себе, подавленность настроения, склонность к самообвинению, самоистязаниям, уходы с уроков, гиперкомпенсаторное поведение (лживость, бахвальство и т. п.)

21. Часто наблюдается негативное отношение к пациентам со стороны родителей, педагогов и воспитателей, особенно если поведение пациентов они воспринимают как избалованность, невоспитанность или склонность к хулиганству

22. Течение заболевания хроническое, ремиссий до 12 лет обычно не наблюдается. После 12 лет пациенты постепенно становятся более спокойными, несколько позднее улучшаются показатели активного внимания. У 20% пациентов признаки расстройства могут сохраняться в течение неопределенного времени

Органические заболевания головного мозга (в частности церебрастенический синдром)

Диагноз «органическое поражение головного мозга» в последнее время стал очень распространенным. Это связано с тем, что данная формулировка описывает не одно заболевание, а ряд отдельных патологий. Все они характеризуются изменениями структуры головного мозга. В большинстве случаев органические изменения не оказывают существенного влияния на работу ЦНС, ярко выраженные симптомы начинают проявляться в том случае, если повреждено более 20% головного мозга. При более серьезных повреждениях проявляются стойкие патологические синдромы, одним из них является церебрастенический синдром.

У детей органические повреждения головного мозга чаще всего связаны с перенесенными внутриутробными инфекциями или родовыми травмами. Но привести к развитию органических заболеваний могут и другие причины. Церебрастенический синдром развивается в результате кислородного голодания головного мозга. Больной не может концентрировать внимание и усваивать большое количество информации, быстро устает.

Развиться церебрастенический синдром может в любом возрасте.

При игнорировании проблемы, психика ребенка не развивается нормальными темпами, но современная медицина позволяет проводить успешное лечение. Дети с различными органическими повреждениями головного мозга сегодня получили шанс на выздоровление и ведение полноценной жизни в будущем.

Поведенческие нарушения

Поведенческие нарушения чаще встречаются у младших, чем у старших подростков. Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), характеризующийся трудностями с концентрацией внимания, чрезмерной активностью и действиями без учета последствий, встречается у 3,1% подростков 10–14 лет и у 2,4% подростков 15‑19 лет (1). Расстройство поведения (при котором возникают такие симптомы, как деструктивное, проблемное поведение) встречается у 3,6% подростков 10–14 лет и у 2,4% подростков 15–19 лет (1). Поведенческие нарушения могут негативно влиять на обучение подростков, а расстройство поведения может становиться причиной противоправного поведения.

Нарушения пищевого поведения (нервная анорексия, булимия)

Различные нарушения пищевого поведения стали очень распространены в последнее время. Чаще всего данными видами расстройств страдают девочки-подростки, девушки и молодые женщины. Опасность данных патологий заключается в том, что любые нарушения питания приводят к возникновению серьезных проблем с физическим здоровьем, вплоть до летального исхода.

Нервная анорексия развивается у детей, имеющих искаженное восприятие собственного тела. К развитию подобных психических отклонений может привести эмоциональное насилие над ребенком в раннем возрасте, Булимия характеризуется приступами компульсивного переедания, которые сменяются периодами сожаления. Больной пытается искусственно вызвать рвоту, чтобы избавиться от съеденного.

Нервная булимия и анорексия чаще всего развивается в подростковом возрасте. Это связано с тем, что в этом возрасте часто возникают переживания по поводу внешнего вида и лишнего веса. В основе лечения пищевых расстройств лежит психотерапия, направленная на изменение восприятия больным собственного тела и поднятие самооценки.

Введение

Каждый шестой человек находится в возрастной группе 10–19 лет. Подростковый возраст – уникальный, определяющий период формирования личности. Физические, эмоциональные и социальные изменения, в том числе жизнь в нищете, жестокое обращение и насилие, могут усиливать уязвимость подростков к проблемам психического здоровья. Защита подростков от неблагоприятных факторов, содействие формированию социально-эмоциональных навыков и психологическому благополучию и обеспечение доступа к психиатрической помощи крайне важны для их здоровья и благополучия в подростковом и взрослом возрасте.
По оценкам, психическими расстройствами страдает каждый седьмой подросток в возрасте 10–19 лет в мире (14%) (1); но эти проблемы остаются в значительной степени непризнанными и остаются без лечения.

Подростки с нарушениями психического здоровья особенно уязвимы для таких явлений, как социальная изоляция, дискриминация, стигматизация (ограничивающие их готовность обращаться за помощью), трудности в учебе, рискованные формы поведения, физическое нездоровье и нарушения прав человека.

Расстройства сна (бессонница, сноговорение, снохождение)

Большинство из расстройств сна вызваны эмоциональными переживаниями. Но причинами бессонницы вполне могут являться и заболевания каких-либо внутренних органов. Прежде чем начать коррекцию данного вида расстройства необходимо точно определить его причину.

Хождение и разговоры во сне, считаются безобидными расстройствами. Как правило, они проходят к пятнадцатилетию. У взрослых людей и подростков такие виды расстройств встречаются крайне редко. У снохождения и сноговорения механизм возникновения одинаковый. При переходе сна от медленной фазы к быстрой, возникает аномальная активация головного мозга. Если воздействие оказывается на двигательный центр, то ребенок начинает ходить во сне, а при активации речевого центра – разговаривать.

Коррекция расстройств сна сводится за наблюдением ребенка, выявлением психологических причин, которые могли спровоцировать расстройство. Медикаментозное лечение назначается крайне редко.

Что делать при расстройствах?

Если с вашим ребенком происходят перемены, он стал агрессивным, раздраженным, разговаривает с собой, необходимо сразу же обсудить ситуацию со специалистами. Это не грозит штампом на всю жизнь, а помогает не допустить серьезных ошибок. Из-за неправильного поведения родителей, могут развиться подозрительные, недоверчивые, конфликтные отношения.

Не проявляйте страх, удивление и ни в коем случае не смейтесь над переживаниями ребенка. Для восстановления или коррекции психического здоровья подростков важно взаимопонимание, сотрудничество и доверие. Постарайтесь успокоить ребенка. Действуйте без насилия, последовательно. Нужно сделать так, чтобы он понял, что нуждается в помощи.

Не стоит бояться госпитализации. Позвоните нам, запишитесь на консультацию (можно анонимно), чтобы узнать, какое лечение нужно, как оно проводится, какие есть перспективы, риски. Ходить к целителям, священникам, ездить в паломничество, самостоятельно пить антидепрессанты – все это не только может не помочь, но и серьезно навредить психике подростка.

Самоубийство и самоповреждение

Самоубийства – четвертая по значимости причина смертности в старшем подростковом возрасте (15–19 лет) (2). Факторы риска самоубийства разнообразны и включают пагубное употребление алкоголя, жестокое обращение в детстве, стигматизацию при обращении за помощью, препятствия для получения помощи и доступность средств совершения самоубийства. Цифровые СМИ, как и любые другие средства массовой информации, могут играть значительную роль в усилении или ослаблении усилий по профилактике самоубийств.

Классификация нарушений развития ребенка (дизонтогенез)

В основе классификации – нарушение синхронности и порядка формирования психических функций (по Сухаревой Г.Е.).

  1. Недоразвитие (олигофрения).
  2. Задержанное развитие (при сопутствующих болезнях внутренних органов – астения, при психологических травмах – парциальные, т.е. частичные задержки в развитии).
  3. Поврежденное развитие (деменция).
  4. Дефицитарное развитие (при недостаточности сенсорных систем – глухота, слепота).
  5. Искаженное развитие (аутизм).
  6. Дисгармоническое развитие (психопатии).

При наличии ранней детской шизофрении (РДШ) говорят о шизофреническом дизонтогенезе (Юрьева О.П., 1971).

Недоразвитие характеризуется в первую очередь умственной отсталостью без выраженных эмоциональных нарушений, нарушений социального взаимодействия. Задержанное развитие часто выражается в нарушении формирования речи при сохранном невербальном интеллекте и может отягощаться педагогической запущенностью.

При аутизме уровень общего интеллекта может быть разный, но его структура искажена — высокий вербальный интеллект в сочетании с низким невербальным или эмоциональным интеллектом. Поэтому для постановки диагноза важно исследовать интеллект ребенка.

Нарушенное развитие влечет за собой отклонения в формировании высших психических функций (памяти, внимания, мышления и интеллекта, волевой и эмоциональной сферы, восприятия и личностных особенностей). Степень каждого из нарушений может варьировать в зависимости от тяжести исходного поражения нервной системы.

Чем раньше выявлено нарушение, тем быстрее и легче его корректировать. Ранняя диагностика поражений нервной системы возможна еще в перинатальном периоде, то есть до рождения ребенка. Иногда искажения развития становятся заметны только после рождения.

Любые отклонения, даже ускорение развития, должны насторожить родителя. Это повод обратиться к детскому неврологу, психологу, логопеду или психоневрологу.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]